Александра пахмутова биография, фото, личная жизнь, ее семья и дети. Александра пахмутова - биография, информация, личная жизнь Место жительства композитора александры пахмутовой

Творчество Николая Добронравова и Александры Пахмутовой знакомо и любимо не одному поколению советских людей. Их патриотические и лирические песни всегда звучали не только на официальных мероприятиях, на радиостанциях и с экранов телевизоров, но и на народных гуляньях и семейных посиделках. Их исполняли комсомольцы, которые отправлялись на ударные стройки, летчики, моряки, а также спортсмены, демонстрировавшие свое мастерство на соревнованиях и Олимпиадах. Эти песни до сих пор не стареют, потому что слова в них проникают в самое сердце, а музыка очень мелодичная и неповторимая. Биография Добронравова охватывает многие исторические периоды нашей России, найдя отражение в полной коллекции всех его стихотворных сборников.

Тандем поэта и композитора стал не только деловым, но и семейным. Их личная жизнь всегда была наполнена любовью и взаимопониманием, что послужило назвать их союз одним из самых крепких и любящих. За годы супружеской жизни Николай Николаевич и Александра Николаевна так и не воспитали своих детей, но зато вложили много сил и знаний в своих учеников. Несмотря на преклонный возраст, пара и сейчас полна творческих планов и не перестает создавать прекрасные песни.

Детские годы

Будущий поэт родился в 1928 году в Ленинграде. Его многочисленные предки по линии отца были священниками и военными офицерами, входящими в состав белогвардейской эскадры. Его родители поженились в конце 20-х годов, затем они переехали город на Неве, где и появился на свет маленький Коля. Отец, Николай Добронравов, получил профессию инженера и трудился на заводе. Мама, Елена Дорошевская, занималась воспитанием сына и вела домашнее хозяйство. Но вскоре счастье семьи было нарушено: в 1937 года отца арестовали. 9-летний мальчик тогда даже не мог предположить, что видит отца в последний раз. Вскоре пришли и за мамой, но она смогла выжить и вернуться домой через несколько лет. Уже позднее Елена Дорошевская работала в школе учительницей, прожив на свете еще много лет.

Оставшись без родителей, будущий поэт остался под присмотром своих бабушек, которые с детских лет развивали в нем творческие задатки. Мальчик часто ходил на оперу и балет, а также смотрел театральные постановки. В годы войны он попал в детский дом, который был эвакуирован сначала в столицу, а потом в Горький. В 1942 году юноша вновь вернулся в Московскую область, где окончил среднюю школу с золотой медалью. Его тяга к знаниям и развитию была безмерной, неудивительно, что Добронравов сумел получить два диплома. Сначала он поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко, а через несколько лет прошел обучение в Учительском институте.

Творческая судьба

Получив актерское образование, будущий поэт устроился в театр юного зрителя, где сумел создать на сцене немало заметных персонажей, появляясь как в классических, так и современных постановках. Николай попробовал свои силы и в кинематографе, сыграв в эпизодах таких картин, как «Спортивная честь» и «Возвращение Василия Бортникова». Вскоре в его творческой копилке появились пьесы для детей, увидевшие свет благодаря тандему с Сергеем Гребенниковым. Их можно было услышать на радио, а также увидеть как в кукольном театре, так и на сцене ТЮЗа. Талантливые молодые люди написали также несколько повестей и оперу «Иван Шадрин», музыку к которой сочинил Василий Дегтярёв.

В середине 60-х годов Добронравов занялся литературной деятельностью, выступая в тесном сотрудничестве со своей супругой, композитором Александрой Пахмутовой. Они создали не один десяток песенных хитов, которые обрели популярность не только в нашей стране, но и за ее пределами:

  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Надежда»;
  • «Нежность»;
  • «Птица счастья»;
  • «Ты моя надежда, ты моя отрада» и другие.

На стихи поэта писали песни разные композиторы, такие как Микаэл Таривердиев, Евгений Мартынов, Арно Бабаджанян, Эдуард Колмановский и другие. У легендарного дуэта Добронравов-Пахмутова есть также и современные песни, написанные в стиле рэп, а также танцевальные. Однако, их творения пока не могут дойти до своего слушателя из-за жестких правил шоу-бизнеса. По мнению самих создателей песен, сейчас молодому поколению просто необходимы высокие нравственные идеалы, которые присутствовали ранее в лучших композициях советской эстрады.

Судьбоносное знакомство

История любви Николая Николаевича и Александры Николаевны привлекает не только их поклонников, но и многих режиссеров, которые успели снять про них документальные фильмы. Сейчас, глядя на звездную пару, трудно представить, что они живут в браке более полувека. Поэт и его жена до сих пор смотрят друг на друга глазами, в которых читается любовь и уважение. О своей личной жизни супруги стараются много не распространяться, рассказывая в многочисленных интервью о творческих планах и новых песнях.

Будущая жена поэта родилась в одном из поселков Сталинграда, но во время войны ее семья жила в Казахстане. Она еще в раннем детстве обладала музыкальным талантом, благодаря чему в 14-летнем возрасте уехала в Москву, где проходила обучение в музыкальной школе при консерватории. Затем Александра стала студенткой консерватории, после окончания которой училась в аспирантуре. Композитор писала разную музыку: для эстрадных песен, оркестра, а также для мультфильмов.


На фото Николай Добронравов и его жена Александра Пахмутова в молодости

Встреча будущих супругов произошла в 1956 году в редакции Всесоюзного радио, где молодой поэт читал свои стихи, а девушка сочиняла музыку для «Пионерской зорьки». Им предложили написать песенку для детей, и вскоре молодые люди представили маленьким слушателем «Лодочку моторную». Первая общая работа сблизила молодых людей, а уже через три месяца они подали заявление в ЗАГС. Медовый месяц молодоженов прошел на побережье Черного моря, в Абхазии. Новоиспеченные супруги тогда были молоды и полны творческих идей, которые они собирались осуществить вместе.

Добронравов и его жена вместе уже более шестидесяти лет, но они совсем не наскучили друг другу, более того, супруги не расстаются ни на миг, называя друг друга ласково Колечка и Алечка. В их семье присутствует всегда теплая и дружелюбная атмосфера, неудивительно, что в их квартире ни на минуту не умолкает телефон, а гости идут друг за другом. Сами супруги не скрывают от публики, что не имеют особых секретов семейного счастья, просто стараются прислушиваться друг к другу и не идти на принципы. Их никогда не обходили стороной проблемы быта и решение хозяйственных вопросов, причем, жена поэта предпочитала заниматься домом сама, а не пользоваться помощью обслуги. Александра Николаевна, как и любая другая женщина, мечтала о материнстве, но дети в их семье так и не появились. Эту нишу она заполнила любимой работой и общением с юными учениками, среди которых было немало детей из необеспеченных семей.


Их творческий союз стал самым талантливым и плодотворным. Советские чиновники постоянно обращались к супругам, предлагая им написать песни на важную тематику. Звездные супруги не спешили вступать в ряды коммунистической партии, хотя их постоянно уговаривали и даже создавали помехи в работе. В связи с этим многие песни Добронравова и Пахмутовой были запрещены, так как чиновникам часто не нравились герои их песен или не устраивала музыка. Супруги перенесли немало трудностей, но благодаря поддержке друг друга смогли выстоять в борьбе за свое место в искусстве.

Интересные факты из жизни Николая Добронравова

  1. С детских лет Николай Николаевич интересовался классикой и имел феноменальную память, благодаря чему будучи 10-летним мальчиком не только прочитал, но и сумел выучить наизусть пьесу «Горе от ума».
  2. Воспитанием будущего поэта занимались бабушки, которые учили его также, как правильно вести себя с представительницами прекрасного пола. Он до сих пор следует этим правилам и идет с женой, находясь от нее чуть в стороне.
  3. Их творчество всегда оказывало сильное впечатление на окружающих, а некоторые песни о любви даже возрождали семейные пары. Так, в свое время союз Муслима Магомаева и Тамары Синявской был на грани распада. Услышав об этом, Добронравов и его супруга написали специально для них песни «Мелодия» и «Прощай, любимый». Эти композиции настолько понравились влюбленным, что они пересмотрели свои отношения и вскоре вновь воссоединились.
  4. Поэт был дружен с такими известными людьми, как Сергей Гребенников, Муслим Магомаев, Евгений Долматовский. Впервые с творчеством Долматовского он познакомился во время войны, когда вместе с другими детьми выступал перед ранеными солдатами в госпиталях. Один раз перебинтованный мужчина спел под аккордеон песню «Случайный вальс», которую, как оказалось, написал Евгений Аронович. Через много лет поэту удалось не только познакомиться с создателем этой песни, но и завести с ним близкую дружбу.
  5. Когда у Николая Николаевича спрашивали, какая из созданных им песен самая любимая, он неизменно давал один ответ: это та, которая еще не увидела свет.
  6. За свою долгую жизнь звездному поэту удалось пообщаться со многими известными людьми и пожать им руки. Среди этих незабываемых встреч он выделяет знакомство с народным артистом СССР – Борисом Добронравовым, который умер прямо на сцене. Также Николаю Николаевичу посчастливилось завести знакомство и пожать руку Юрию Гагарину. Легендарный космонавт познакомил его с другим, не менее великим человеком – Сергеем Королёвым, который вскоре ушел из жизни.
  7. Еще в ранние годы карьеры мэтры советской поэзии приучили начинающего поэта не ставить даты на своих литературных работах, из-за чего сейчас сложно понять, когда было написано то или иное стихотворение Добронравова.

В России на сегодняшний день является Александра Пахмутова. Ее биография будет приведена в настоящей статье.

Детские годы

О самых примечательных фактах своей биографии Александра Пахмутова (год рождения - 1929-й) часто охотно рассказывает в своих интервью. Появилась на свет она в конце двадцатых годов в пригороде Сталинграда, в маленьком населенном пункте, который ныне является частью областного центра. Отец и мать будущего композитора принадлежали к интеллигенции. Папа работал инженером на электростанции. Круг его интересов не ограничивался профессиональными занятиями.

Глава семьи, по словам Александры Николаевны, играл на множестве музыкальных инструментов и был настолько талантливым человеком, что дочь была бы рада перенять хотя бы малую частицу этой одаренности. Детей в семье было четверо. Родители старались привить своим чадам любовь к искусству. Поэтому будущая артистка начала играть на фортепиано уже в трехлетнем возрасте. Об этом примечательном факте говорится почти во всех изданных биографиях Александры Пахмутовой.

Начало творческого пути

Уже в возрасте 5 лет девочка написала первую свою фортепианную пьесу, которая называлась «Петухи поют».

Еще через два года родители отдали ее учиться в местную музыкальную школу. Годы освоения азов фортепианного искусства пришлись для Александры Пахмутовой на нелегкое военное время. Через несколько месяцев после начала боевых действий учебное заведение было закрыто. Однако любовь к искусству у некоторых детей была настолько велика, что они не хотели прекращать осваивать игру на инструменте даже в этот тяжелый для страны период. Некоторые преподаватели пошли им навстречу и проводили занятия то у себя дома, а то у кого-то из воспитанников.

Ранние страницы биографии Александры Николаевны Пахмутовой связаны с воспоминаниями о непростом военном детстве. Мать с детьми была эвакуирована в Караганду. Отец, как и многие мужчины трудоспособного возраста, остался работать на электрической станции.

Семья совершила переезд в далекий степной город на поезде. Композитор вспоминает, что в один из дней над открытой равниной, где пролегала железная дорога, появился немецкий бомбардировщик.

Людям в вагонах ничего другого не оставалось делать, как обреченно смотреть на воздушные маневры врага и ждать. Рассказывая об этом моменте в своей биографии, Александра Пахмутова говорит, что твердо убеждена, что тогда их семье помог Господь. Через некоторое время после появления немецкой авиации раздался рев советских истребителей. Александра Николаевна видела, как недалеко от железнодорожных путей упал подбитый бомбардировщик.

Биография Александры Пахмутовой. Дети войны

После возвращения из эвакуации Александра Николаевна и ее семья застали родной город погруженным в развалины. Вокруг населенного пункта находилось множество выведенной из строя вражеской военной техники. Иногда на таких свалках удавалось найти немецкий аккордеон. Этот инструмент девочка освоила, так как достать пианино в это время было практически невозможно.

Однако даже в столь юном возрасте Александра Пахмутова уже начала задумываться о своем будущем предназначении. Она хотела посвятить свою жизнь музыке. Поэтому девочка часто в шутку говорила родителям, что ей нужно ехать учиться в Москву или в Ленинград, и что если родители не отправят туда, то она улетит вместе со знакомыми летчиками, с которыми якобы уже договорилась об этом.

Столица родины

В конце концов мама и папа поддались на ее уговоры и отправили дочь в Москву. Самым главным учебным заведением страны, где дети школьного возраста вместе с общеобразовательными предметами проходили также цикл музыкально-теоретических дисциплин и игру на инструменте, была центральная детская музыкальная школа города Москвы. Но чтобы поступить туда, надо было пройти вступительные испытания, по сложности не уступавшие конкурсам для абитуриентов ведущих вузов. Зачисление в это учебное заведение было поворотным моментом в биографии Александры Пахмутовой.

Комиссия, состоявшая из видных деятелей искусств, вынесла решение о том, что одаренной девочке непременно нужно профессионально заниматься музыкой. Она была зачислена. Помимо основного курса, Пахмутова также посещала факультативные занятия по композиции, которые вел прославленный композитор и педагог Виссарион Яковлевич Шебалин. Этот деятель искусств, хотя не имел такого громкого, известного широкой публике имени, как Прокофьев, Шостакович и Хачатурян, однако именно ему должны быть благодарными многие отечественные музыкальные деятели 20 века за потрясающие уроки инструментовки и композиции, которые он дал им, будучи преподавателем в московской государственной консерватории.

Вклад в будущее

Занятие в классе Виссариона Яковлевича Шебалина, где он дает урок композиции юной ученице Александре Пахмутовой, запечатлено в одном из сюжетов кинохроники тех лет. Тот период биографии Александры Пахмутовой навсегда остался в памяти композитора.

Несмотря на нелегкое военное положение в стране, когда все лучшее отдавалось фронту, государство все же находило возможность обеспечивать более или менее достойное питание для учеников Центральной детской музыкальной школы. Они получали такие же продовольственные карточки, как рабочие, которые трудились в оборонной промышленности.

Выбор между композицией и исполнительством

Окончив музыкальную школу, Александра Николаевна Пахмутова имела в своем исполнительском репертуаре достаточное количество концертных фортепианных произведений, что их хватило бы на полноценное большое выступление.

Однако вместо исполнительской карьеры она избрала для себя творческий путь композитора. Именно поэтому девушка поступила в Московскую государственную консерваторию. Ее преподавателем по классу композиции по-прежнему оставался Виссарион Яковлевич Шебалин.

Этот деятель искусств, помимо всего прочего, знаменит тем, что он дописывал многие произведения, которые остались незаконченными после смерти великих русских композиторов. Свое прекрасное знание музыкального наследия отечественных классиков он передал своим студентам, в том числе и Александре Николаевне Пахмутовой. Неслучайно, учась в аспирантуре, темой своей диссертации она выбрала «Особенности партитуры оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки».

Потомок великого русского композитора

У русских музыкантов есть традиция составлять свое генеалогическое древо в искусстве.

Например, Александра Николаевна Пахмутова в шутку называет себя внучкой Римского-Корсакова. Виссарион Яковлевич Шебалин являлся учеником преподавателя, который, в свою очередь, посещал класс Николая Андреевича Римского-Корсакова. Поэтому Пахмутова по праву может именовать себя наследницей традиций великого композитора.

После окончания учебного заведения молодая артистка была принята в Союз композиторов.

Личная жизнь

Биография композитора включает в себя и страницы счастливой семейной жизни, которая длится в течение долгих десятилетий. Со своим будущим мужем Пахмутова познакомилась, так сказать, не отрываясь от творческого процесса. В те времена на радио выходили многочисленные передачи для детей и юношества. Во время работы над одной из них Александре Николаевне довелось писать песни на стихи молодого поэта Николая Добронравова.

Судьба распорядилась так, что через три месяца творческий дуэт превратился в семейную пару. Медовый месяц молодые провели в Абхазии, купаясь в Черном море и наслаждаясь прогулками при луне. Этот отпуск семейная пара считает лучшим в своей жизни.

Комсомольские стройки и космос

Творческая биография и личная жизнь Александры Николаевны Пахмутовой содержат много интересных и запоминающихся моментов.

В советское время члены союзов писателей, композиторов, какими являлись Пахмутова и Добронравов, много гастролировали по стране. Наряду с обыкновенными концертами, артистам приходилось проводить много шефских мероприятий для космонавтов, моряков-подводников, строителей гидроэлектростанций. Поэтому супруги часто общались с разными интересными людьми. Однажды они участвовали в одном из погружений подводной лодки. В таком плавании супруги пробыли ровно сутки под водой.

О моряках этого судна Александра Николаевна вспоминает как о людях высокой культуры, очень начитанных и интеллигентных. Один из офицеров, будучи после этого в гостях в квартире Пахмутовой и Добронравова, сел за пианино и безукоризненно сыграл одно из произведений Людвига ван Бетховена. Когда он закончил исполнение, то сказал, что если композитор когда-либо соберется продать этот музыкальный инструмент, то он с радостью готов купить его, так как пианино ему очень понравилось.

На различные комсомольские стройки тогда приезжало множество молодых специалистов, которые работали в тайге, на целине и в других местах с довольно суровым климатом не только ради материальной выгоды. Многие из них говорили, что делают это по зову сердца и что в обычной городской жизни им не хватает романтики. С такими энтузиастами тоже часто приходилось общаться супругам.

Семья, дети

В биографии Александры Пахмутовой нельзя обойти стороной тот факт, что композитор писала музыку не только для взрослой аудитории. Множество ее произведений посвящено подрастающему поколению.

У Александры Пахмутовой и Николая Добронравова нет детей. Фото семьи Александры Пахмутовой о биографии композитора могут сказать много интересного. На большом количестве этих снимков присутствуют их юные друзья. Это, как правило, участники детских хоров. В творческой и личной биографии Александры Николаевны Пахмутовой было много счастливых моментов, связанных с детьми.

Как уже было сказано, познакомились будущие супруги именно во время работы над радиопередачей для юных слушателей. Концертный состав Центрального детского хора также часто включал в свой репертуар произведения, написанные семейным дуэтом. Руководитель этого коллектива Попов был в течение многих лет близким другом супругов. Поэтому в биографии и личной жизни Александры Пахмутовой дети сыграли большое значение.

Особенности творческого стиля

Александра Николаевна Пахмутова создала за свою жизнь несколько сотен песен, некоторые из которых были написаны для различных кинофильмов, таких как «Девчата»,"Семья Ульяновых" и других.

Лучшие исполнители, такие как Муслим Магомаев и Анна Герман, пели ее песни. Однако, кроме произведений малой формы, композитор также создала большое количество музыки для симфонического оркестра. Одним из самых популярных творений в академическом стиле в творчестве Александры Пахмутовой является концерт для трубы с оркестром. Он востребован не только среди музыкантов нашей страны, но и часто исполняется за рубежом, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Композитор говорит, что изначально задумывала этот концерт как часть большого цикла, в который должны были входить произведения для каждого из инструментов симфонического оркестра. Она признается в том, что сожалеет, что ей не удалось осуществить этот творческий план. Цикл завершить не удалось потому, что, кроме творческой деятельности, Пахмутовой приходилось занимать различные должности в Союзе композиторов и в других общественных организациях.

Новые произведения

И сегодня, пройдя долгий творческий путь, Александра Николаевна не расстается с любимым занятием, с делом всей ее жизни. За последние несколько лет свет увидели ряд новых песен Пахмутовой, таких как «Влюбленная весна» в исполнение Тамары Гвердцители и Рената Ибрагимова. Композитор не перестает работать и над созданием академической музыки. Так, в феврале 2018 года состоялась премьера концертино «Победитель» для трубы с оркестром.

Родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка (ныне часть Кировского района Волгограда), Нижне-Волжский край.

Композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.06.1971).
Народная артистка РСФСР (1.08.1977).
Народная артистка СССР (22.06.1984).
Герой Социалистического Труда (29.10.1990).

В три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей). Эта знаменитая на весь мир школа дала путёвку в жизнь многим выдающимся мастерам музыкального искусства. В одном классе с ней учились будущие всемирно известные пианист Е.В. Малинин, скрипач Э.Д. Грач и многие другие.

По окончании музыкальной школы в 1948 году поступила в Московскую государственную консерваторию (класс В.Я. Шебалина).
В 1953 году окончила консерваторию, а в 1956 году – аспирантуру, защитив диссертацию на тему «Партитура оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Автор музыки вокального цикла «Созвездие Гагарина», популярных песен («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Нежность», «Мелодия»). Работает в творческом содружестве с мужем, поэтом Николаем Добронравовым.

Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра («Русская сюита», концерт для трубы с оркестром, увертюра «Юность», концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов), и сочинения кантатно-ораториального жанра («Василий Тёркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни»). На музыку А.Н. Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность» (1974). В кино - с 1957 года («Семья Ульяновых»).

В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика». С 1968 по 1995 год была секретарём правления Союза композиторов СССР и России. С 1969 по 1973 год была депутатом Моссовета, с 1980 по 1990 год – депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

В 1976 году её именем была названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета № 1889 между Марсом и Юпитером, открытая крымскими астрономами 20 февраля 1976 года.
Именем Пахмутовой назван открытый в 1968 году астероид Pakhmutova.
31 мая 2011 городское собрание депутатов г. Магнитогорска утвердило в качестве гимна города песню «Магнитка» композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова.

призы и награды

Государственная премия СССР (1975) - за песни (1971-1974).
Государственная премия СССР (1982) - за музыку к фильму «О спорт, ты - мир!» (1981).
Премия Ленинского комсомола (1966) - за цикл песен о молодёжи и комсомоле.
Государственная премия Российской Федерации (2015) - за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2014 года
Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства - за вклад в развитие культуры (2016)

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (9 ноября 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 декабря 1999).
Два ордена Ленина (6.11.1979, 29.10.1990).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971).
Орден Дружбы Народов (1986).
Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 3 апреля 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2014) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и достигнутые творческие успехи
Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 2014)
Первый почетный гражданин города Усть-Илимска (9.11.1979).
Почётный гражданин Луганска (1971).
Почётный гражданин Волгограда (19 октября 1993).
Почётный гражданин Братска (26 августа 1994).
Почётный гражданин Москвы (13 сентября 2000).
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2002).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2004).
Премия Союзного государства России и Белоруссии за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами - участниками Союзного государства (10 марта 2004).
Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2005 г.
Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2008).
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Российская премия Л. Э. Нобеля (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург)
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
Звание «Человек года-2011» по версии «Царицынской Музы»
Почётный гражданин Магнитогорска (1994)
Почётный профессор МГУ (2015)

Александра Николаевна Пахмутова. Родилась 9 ноября 1929 года в пос. Бекетовка Нижне-Волжского края (ныне район Волгограда). Советский и российский композитор, автор песен. Секретарь Правления Союза композиторов СССР (1968-1991) и Союза композиторов России (1973-1995). Народная артистка СССР (1984). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат двух Государственных премий СССР (1975, 1982) и Государственной премии РФ (2014).

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, которая ныне является частью Волгограда.

Отец - Николай Андрианович Пахмутов (1902-1983), был партийным работником и при этом очень творческим человеком - играл на фортепьяно, балалайке, скрипке, арфе, конструировал и собирал полупроводниковые устройства, чинил фотоаппараты, столярничал, писал картины маслом и акварелью.

Мать - Мария Амплеевна Пахмутова (1897-1978).

Уже в трехлетнем возрасте Александра сама села за домашнее пианино и стала на слух подбирать услышанные ею мелодии. А в пять лет сочинила свое первое произведение - фортепианную пьесу «Петухи поют». Уникальную музыкальную одарённость девочки заметили педагоги.

В семь лет - в 1936 году - она стала учиться в городской музыкальной школе. В девять лет вместе с отцом в бекетовском клубе на вечере памяти Ленина играла в четыре руки первую часть соль-минорной симфонии Моцарта.

Начавшаяся Великая Отечественная война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе. С 6 августа 1942 по 1943 год она была в эвакуации в Караганде. Там же продолжила учёбу в местной музыкальной школе (в 1952 году школа, где она училась, была преобразована в Карагандинское музыкальное училище, а ныне это Карагандинский колледж искусств имени Таттимбета).

Осенью 1943 года была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где занималась по классу фортепиано у педагога М.В. Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством Виссариона Яковлевича Шебалина и Николая Ивановича Пейко.

В 1948-1953 годах училась в Московской государственной консерватории у профессора Виссариона Шебалина.

В 1956 году закончила аспирантуру с диссертацией на тему «Партитура оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила"».

В самом начале карьеры Пахмутова написала одно из лучших своих оркестровых симфонических сочинений - Концерт для трубы с оркестром. Критик немецкого журнала Music und Gesellschaft Карл Фриц Бернхардт в 1957-м отмечал достоинства концерта, мелодика которого показалась ему особенно оригинальной и содержательной.

Другие произведения Пахмутовой для симфонического оркестра: «Русская сюита», увертюра «Юность», Концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita. Это сочинения кантатно-ораториального жанра: «Василий Теркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни». На музыку Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность». Чаще симфоническую музыку Пахмутовой играют и издают за границей.

Широкую популярность ей принесла музыка к кинофильмам и творчество в жанре эстрадной песни. Ею написана музыка к кинофильмам «Семья Ульяновых», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь - трава горькая», «Баллада о спорте», «О спорт, ты - мир!», «Битва за Москву», «Сын за отца» и др.

На счету композитора около 400 песен, которые были или остаются в репертуаре таких разнохарактерных исполнителей как , , и др.

Также песни Пахмутовой звучали в исполнении Ансамбля Александрова, Хора имени Пятницкого, ансамблей «Песняры», «Самоцветы», «Надежда», «Верасы», «Сябры», «Пламя», группы Стаса Намина и др.

Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Римма Казакова и др. Но наиболее плодотворным стал творческий союз Александры Пахмутовой с Николаем Добронравовым - поэтом и супругом.

По песням Александры Пахмутовой можно изучать советскую историю. В ее песнях - судьба страны и судьба народа, память о войне и начале освоения космоса, подвиги летчиков и строителей, романтика путешественников и комсомольцев. И вечные темы - добро и зло, любовь и ненависть. У нее получалось делать из любых, даже идеологических песен настоящие суперхиты. Даже воспевая ленинско-комсомольскую романтику, она (как и супруг) так и не вступила в ряды КПСС. Сама Пахмутова говорила: «Мы никогда не были членами партии, но эффектно сжигать партбилет не стали бы».

Пахмутовой подвластны все жанры и направления - от простенькой бардовской песни до сложной оратории. Она говорила: «Когда-то Джоаккино Россини сказал: "Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку". Тогда он пытался этим удивить, а сегодня это уже обычное дело. Мне тоже ничего не стоит завернуть в музыку и счет из прачечной, и статью из газеты, только я не вижу в этом особого смысла».

«Теоретически я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию. Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый "скандеж", то есть с помощью определенной ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю. Это все равно что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным», - отмечала композитор.

Александра Пахмутова - один из главных хит-мейкеров советского времени, на ее счету сотни песен, ставших золотым фондом страны.

Знаменитые песни Александры Пахмутовой

«Старый клен» для к/ф «Девчата». Стихи написал Михаил Львович Матусовский. Однажды он принес ей стихи. А Пахмутова сразу сыграла ему мелодию. Она вспоминала: «Там, казалось, от стихов ничего не осталось, но он как песенный мастер почувствовал, что это более песенно, что вот именно эти стихи, более примитивные, наверное, принесут песне какую-то жизнь. И он уступил: сделал подтекстовку, и получилась песня "Старый клен"».

«Нежность» для к/ф «Три тополя на Плющихе». Ее до сих пор наизусть знает вся страна. Интересно, что поначалу Пахмутова отказывалась сочинять песню для «тетки, которая приехала на рынок мясом торговать». Но режиссер картины Татьяна Лиознова уговорила композитора посмотреть фильм. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова». В итоге она сочинила мелодию, пока шла после просмотра ленты от студии Горького до стоянки такси. Стихи к песне написаны Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Удивительно, но первое исполнение песни «Нежность» в Колонном зале Дома союзов было абсолютно провальным: ушла со сцены в полной тишине.

«Как молоды мы были» на музыку Пахмутовой и стихи Добронравова появилась в 1976 году, ее исполнил отец русского рока, певец и композитор Александр Градский. Последний говорил: «Я спел ее, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я ее пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: "Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я все время слежу, как ты ее меняешь».

«Ты моя мелодия» - эту песню Пахмутова и Добронравов написали специально для Муслима Магомаева, когда он переживал, по словам певца, «романтическую пору своей жизни». Тогда его будущая жена стажировалась в миланском «Ла Скала», и он каждый день звонил ей из своего номера в гостинице «Россия». Когда к певцу с новой песней пришли в номер Пахмутова и Добронравов, он сразу же принял ее без изменений, хотя обычно всегда просил авторов что-то поправить «под себя». Через несколько дней была готова студийная запись. Первой ее услышала Тамара Синявская - по телефону в далекой Италии.

«Надежда» была написана с расчетом, чтобы ее пел Иосиф Кобзон. Однако певец отказался от нее. Тогда они послали слова и ноты нескольким исполнителям, в том числе и . Именно в ее исполнении «Надежда» получилась лучше всего и стала классикой. А у космонавтов вошло в традицию слушать эту песню перед полетом.

«Трус не играет в хоккей» - легендарная песня, ставшая хоккейным маршем. Мелодия знакома всем, она звучит во время каждого матча. Кто не знает слова:

Звенит в ушах лихая музыка атаки,
Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь,
И все в порядке, если только на площадке
Великолепная пятерка и вратарь!

«До свидания, Москва» - одна из знаменитейших песен Пахмутовой и Добронравова - прощальная песня Олимпиады 1980 года. Песня должна была быть пафосной, торжественной. Супругам заказ властей показался не очень интересным, но в дело вмешалась политика. Пахмутова вспоминала: «За несколько месяцев до начала Олимпиады в Москве в 1980 году нам с Николаем Добронравовым заказали песню с основной темой: "До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!" Но в это время США решили бойкотировать московскую Олимпиаду в связи с войной в Афганистане, нам предложили написать просто лирическую песню-прощание с Москвой и Олимпиадой».

Со своей стороны Лев Лещенко рассказывал: «Когда записывали на "Мосфильме", Александра Николаевна попросила меня исполнить песню мягко, проникновенно, немного грустно. Но никто не знал, что получится в итоге, - ведь кроме меня пробовались еще и Таня Анциферова, и ансамбль "Самоцветы". Все держалось в строжайшей тайне. Так что окончательный вариант я услышал только на стадионе во время закрытия».

В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика».

С 1968 по 1995 год была секретарём правления Союза композиторов СССР и России.

С 1969 по 1973 год была депутатом Моссовета. С 1980 по 1990 год - депутат Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

В 1976 году её именем была названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета № 1889 между Марсом и Юпитером, открытая крымскими астрономами 20 февраля 1976 года.

Именем Пахмутовой назван открытый в 1968 году астероид Pakhmutova.

31 мая 2011 городское собрание депутатов Магнитогорска утвердило в качестве гимна города песню «Магнитка» композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова.

«Песни - как люди, вот судьба под человека: красивый, умный, добрый, все - а счастья у него нет. А другой человек ничего, даже какой-то значительный, и счастливый, и сытый, и все при нем - вот так бывает с песнями» , - говорила Пахмутова.

«Нынешней эстраде мешает то, что мешает многому в стране, - все диктуют деньги» , - отмечала прославленный композитор.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов в программе "Сегодня вечером"

Рост Александры Пахмутовой: 149 сантиметров.

Личная жизнь Александры Пахмутовой:

Муж - , советский и российский поэт-песенник.

Познакомились весной 1956 года на Всесоюзном радио, в 9-й студии детского вещания. В ту пору Николай Николаевич работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа и семейная жизнь.

«На этой лодочке мы и отправились в плаванье по жизни», - шутя говорил Николай Добронравов.

Поженились в августе 1956 года. Пахмутова вспоминала: «6 августа, в день нашей свадьбы, была жуткая жара. Но как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались... Расписала нас милая женщина в маленькой комнатке. Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сами сшили мне костюм - красивый, розовый. А вечером мы уехали в Абхазию».

В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывали в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, стал самым счастливым в их жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы.

Относительно секрета их семейного счастья Пахмутова говорила: «Мы просто стараемся не принципиальничать и не придираться по мелочам». В свою очередь Николай Добронравов часто вспоминал слова Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении».

Своих детей у пары нет. Но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.

В своей жизни они не раз чудом избегали смертельной опасности.

Так было, например, в 1972 году на Олимпийских играх в Мюнхене, когда они входили в советскую делегацию. В один из дней спортивного праздника Пахмутова и Добронравов возвращались из Зальцбурга в Мюнхен. Супруги даже представить не могли, какая опасность им угрожала: 5 сентября террористы захватили 11 членов израильской олимпийской сборной. В тот день смерть пронеслась совсем рядом с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Александра Пахмутова вспоминала: «На Олимпиаде в Мюнхене меня долго провожали домой Добронравов и Рождественский, и мы на полчаса разминулись с террористами».

В мае 2000 года Александра Пахмутова и Николай Добронравов попали в тяжелое ДТП. Авария произошла около деревни Щелканка в трёх километрах от Переславля-Залесского. Водитель автомобиля «ВАЗ-21099», который двигался в московском направлении, пошёл на обгон грузовика и, выехав на встречную полосу, лоб в лоб столкнулся с «Волгой», в которой были Пахмутова и Добронравов. Их доставили в Ярославскую больницу имени Соловьёва. У Пахмутовой была черепно-мозговая травма, у Добронравова - переломы руки и рёбер.

Много лет Александра Пахмутова является болельщицей футбольного клуба «Ротор» (Волгоград).

Фильмография Александры Пахмутовой:

1965 - Семь советских песен (документальный)
1965 - Новогодний календарь



1986 - Сибирские адреса ее песен (документальный)
1990 - Монологи о Юрии Гуляеве (документальный)
1999 - Чтобы помнили. Юрий Пузырев (документальный)
2008 - Евгений Светланов. Воспоминание... (документальный)
2009 - Песня остается с человеком. Аркадий Островский (документальный)
2011 - Валентина Толкунова. Буду любить я вас всегда... (документальный)
2012 - Александра Пахмутова. Отвечу за каждую ноту (документальный)
2013 - Бульварное Кольцо - эпизод (нет в титрах)
2014 - Симфония экрана (документальный)

Работы Александры Пахмутовой в кино как композитора:

1957 - Семья Ульяновых
1958 - По ту сторону
1961 - Девчата
1962 - Яблоко раздора
1964 - Жили-были старик со старухой
1967 - Три тополя на Плющихе
1973 - Созвездие Гагарина (документальный)
1973 - Весёлая карусель. Кто пасется на лугу. Фильм 5 (анимационный)
1974-1977 - Рождённая революцией
1974 - Закрытие сезона
1976 - Моя любовь на третьем курсе
1976 - Мелодия. Песни Александры Пахмутовой (короткометражный)
1977 - Диск (документальный)
1979 - В песне жизнь моя... Александра Пахмутова (короткометражный)
1979 - Баллада о спорте (документальный)
1980 - О спорт, ты - мир! (документальный)
1982 - Полынь - трава горькая
1982 - Любимые песни (короткометражный)
1984 - Страницы жизни Александры Пахмутовой (документальный)
1985 - Битва за Москву
1986 - Встречи в субботний вечер (короткометражный) - песня «Мы - молодые» (слова Н. Добронравова)
1989 - Ты помнишь наши встречи... (короткометражный)
1993 - Трагедия века
1995 - Сын за отца
1995 - Великий полководец Георгий Жуков
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя
2018 - Крепкая броня

Песни Александры Пахмутовой:

«Ах, печаль, ты моя печаль» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Н. В. Мордюкова;
«Беловежская пуща» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Песняры», Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова (солист Виталий Николаев), Б. А. Руденко и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, ансамбль «Сябры»;
«Белоруссия» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Песняры»;
«В одном почтовом ящике» (сл. Е. А. Долматовского) - исп. И. Д. Кобзон;
«В песнях останемся мы» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Виктор Мамонов и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, ВИА «Верасы», Н.В. Басков;
«Ваня» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. Г. Готовцева;
«Вера» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. М. Гурченко, И. И. Шведова;
«Весна 45-го года» (сл. Е. А. Долматовского) - исп. Ю. И. Богатиков;
«Виноградная лоза» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Павел Дементьев;
«Вишнёвый сад» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. И. Богатиков, Витас;
«Во имя жизни» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Р. А. Гареев;
«Вся надежда на метро» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко;
«Где ты, где ты, отчий дом?» (сл. С. А. Есенина) - исп. Наталья Губа, Л. Г. Зыкина;
«Где-то в поле возле Магадана» (сл. Н. А. Заболоцкого) - исп. И. Д. Кобзон;
«Где-то под Бекетовкой» (родина А. Н. Пахмутовой) (сл. Г. Киреева) - исп. Л. Г. Зыкина, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова;
«Геологи» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. И. С. Бржевская, группа «Hi-Fi»;
«Герои спорта» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Главное, ребята, сердцем не стареть!» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Л. П. Барашков, после его смерти песню исполняет И. Д. Кобзон, Э. С. Пьеха;
«Говорили-балакали» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Н. Г. Бабкина и Т. И. Саванова;
«Город нашей славы» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко;
«Горькая моя Родина» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Наталья Губа в сопровождении Кубанского казачьего хора;
«Горячий снег» (сл. М. Д. Львова) - исп. Ю. А. Гуляев, Ян Осин;
«Да разве сердце позабудет» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль, Н.В. Басков, Марк Тишман;
«До отправления поезда осталось 5 минут» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Надежда»;
«До свиданья, Москва» (прощальная песня Олимпиады-80) (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. дуэты Т. В. Анциферовой и Л. В. Лещенко, Л. В. Лещенко и Валерии, М. М. Магомаев;
«До третьих петухов» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Песняры»;
«Добрая сказка» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ж. Г. Рождественнская и О. С. Рождественская, Л. П. Сенчина;
«Зачем меня окликнул ты?» (сл. Л. И. Ошанина) - исп. Л. Г. Зыкина, В. В. Толкунова;
«Звезда рыбака» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Звёздная наша пристань» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Надежда», ВИА «Музыка»;
«Звездопад» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВК «Аккорд»;
«Звёзды Мехико» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. П. Барашков и Н. П. Караченцов;
«Звёзды над тайгой» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон и Е. А. Камбурова;
«Звёзды становятся ближе» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. С. М. Ротару;
«Знаете, каким он парнем был» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. А. Гуляев, И. Д. Кобзон. Посвящается Юрию Гагарину;
«И вновь продолжается бой» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, Л. В. Лещенко. Есть в исполнении Е. Летова;
«И меня пожалей» (сл. И. А. Гофф) - исп. М. В. Кристалинская, А. Герман;
«Как молоды мы были» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. А. Б. Градский, Э. С. Пьеха, З. Н. Тутов, Т. М. Гвердцители, А. Н. Асадуллин, Е. А. Камбурова, Иво Бобул, Д.А. Хворостовский;
«Команда молодости нашей» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. М. Гурченко;
«Комсомольская путёвка» (сл. Е. А. Долматовского) - исп. ВИА «Надежда»;
«Кто отзовётся?» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев, М. В. Кристалинская, Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого;
«Куба - любовь моя» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев, И. Кобзон, ВИА «Надежда»;
«ЛЭП-500» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. Н. Пузырёв, Ю. А. Гуляев;
«Люби меня» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Юлиан;
«Любовь, Комсомол и Весна» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова;
«Малая земля» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев, Л. Г. Зыкина;
«Мать и сын» (сл. Н. Н. Добронравова) Песня была написана специально для дуэта Л. Г. Зыкина и Юлиан, Ян Осин;
«Мелодия» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев, В. В. Ободзинский, после его смерти песню исполняет М. М. Кизин, Р. И. Ибрагимов, Н.В. Басков;
«Миновали годы» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Г. В. Хазанов;
«Мне с детства снилась высота» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. А. Н. Асадуллин, С. Г. Беликов, А. Б. Градский;
«Мой друг» (сл. Д. Л. Костюрина) - исп. Юлиан;
«Молодеет вся планета» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) исп. Ансамбль советской песни Всесоюзного радио, Ансамбль советской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио;
«Море стало строже» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль;
«Моя страна - твой верный друг» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ансамбль «Панорама»;
«Мы учим летать самолёты» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. А. Гуляев;
«На взлёт!» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. А. И. Королев, Э. А. Хиль;
«Надежда» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. А. Герман, Э. С. Пьеха, М. Магомаев, участники проекта «Старые песни о главном»;
«На Мамаевом кургане тишина» (сл. В. Ф. Бокова);
«Нам не жить друг без друга» (сл. А. Н. Пахмутовой и Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Наша судьба» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Не зря тебя назвали „Москвичом“» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль;
«Не покину тебя» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. Я. Леонтьев, М. М. Магомаев;
«Не расстанусь с комсомолом» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон, Н. В. Гнатюк;
«Нежность» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. М. В. Кристалинская, Ю.А. Гуляев, Т. Синявская, А. Н. Баянова, Т. Ю. Петрова, Т. И. Буланова, Томас Андерс (на английском языке исполнена 23 апреля 2009 года на концерте в Кремле), Д.А. Хворостовский, А.С. Бон;
«Ненаглядный мой» (сл. Р. Ф. Казаковой) - исп. М. В. Кристалинская, .М. Л. Пахоменко;
«Новая дорога» (сл. М. С. Лисянского) - исп. ВИА «Надежда». Посвящена строительству Байкало-Амурской магистрали;
«Новый день» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. Магомаев, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова;
«Ну, погоди!» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль;
«Обнимая небо» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль, Ю. А. Гуляев, Л. В. Лещенко, Ю. Cлободкин;
«Орлята учатся летать» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова;
«Парус алый» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. Я. Леонтьев;
«Передний край» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Песня о горе Магнитной» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко. В настоящее время песня является гимном крупного города Магнитогорска;
«Песня о тревожной молодости» (сл. Л. И. Ошанина) - исп. Юрий Пузырёв и Сергей Фёдоров, Е. Г. Кибкало и М. С. Решетин, Ю. А. Гуляев, В. И. Копылов и В. Л. Матусов, Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова, ВИА «Смена», Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, Ян Осин;
«Песня ракетчиков» (бывшие позывные «Полевой почты» на радио «Маяк») (сл. Б. М. Яроцкого) - исп. Б. В. Кузнецов и Л. В. Полосин;
«Песня-сказ о Мамаевом кургане» (сл. В. Ф. Бокова) - исп. Волжский народный хор;
«Письмо на Усть-Илим» (сл. Н. Н. Добронравов) - исп. М. В. Кристалинская;
«По Ангаре» («Девчонки танцуют на палубе») (на слова С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон и М. В. Кристалинская;
«Пока не поздно» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон;
«Поклонимся великим тем годам…» (сл. М. Д. Львова) - исп. И. Д. Кобзон, Л. Г. Зыкина, Н.В. Басков;
«Прощай, любимый» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Т. И. Синявская;
«Прощание с Братском» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. Н. Пузырёв и А. С. Ведищева, И. Д. Кобзон;
«Птица счастья» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. Я. Леонтьев, ВИА «Здравствуй, песня», Н. В. Гнатюк, Н. А. Чепрага, Витас, Ян Осин;
«Русский вальс» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Юлиан, Н.В. Басков, Марк Тишман;
«Русь» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. М. В. Кристалинская;
«Северная песня» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Юлиан;
«Севернее всех» (сл. А. А. Вознесенского) - исп. Л. В. Лещенко;
«Слушай, тёща» (сл. Н. В. Дружининского) - исп. М. М. Кизин, Ю. И. Богатиков, ВИА «Песняры»;
«Смелость строит города» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль;
«Смоленская дорога» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. Г. Зыкина;
«Снегурочка» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. С. Я. Лемешев, В. А. Нечаев, Н.В. Басков;
«Стадион моей мечты» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Старт даёт Москва» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. В. Толкунова и Л. В. Лещенко;
«Старый клён» (сл. Михаила Матусовского) - исп. Л. И. Овчинникова и Н. Н. Погодин, А. А. Абдалова и Л. В. Лещенко, сейчас М. М. Кизин, Н.Бабкина и ансамбль «Русская песня»;
«Счастья тебе, Литва!» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Б. Петриките;
«Темп» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. София Ротару;
«Только б дождаться» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. Г. Рюмина;
«Только лебеди пролетали» (сл. Е. А. Долматовского) - исп. И. Д. Кобзон;
«Только так победим!» («Ленин, Партия, Комсомол!») (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. трио И. Д. Кобзон, С. М. Ротару и Л. В. Лещенко, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (солист - Дима Машнин);
«Трус не играет в хоккей» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Л. П. Барашков, В. И. Мулерман, Э. А. Хиль, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, вместе С. В. Мазаев, В. М. Сюткин и В. В. Рыбин;
«Ты - моя надежда, ты - моя отрада» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко, Н.В. Басков;
«Ты танцуешь, я пою» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Юлиан;
«Усталая подлодка» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. И. Богатиков, Ю. А. Гуляев, И. Д. Кобзон;
«Хорошие девчата» (сл. М. Л. Матусовского) - исп. ВК «Улыбка», группа «Девчата», Л. А. Долина и И. А. Отиева, М. В. Девятова, группа «Фабрика»;
«Чайка над волной» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ирина и Елена Базыкины;
«Чёрно-белая судьба» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. А. Шиврин;
«Шумят хлеба» (сл. С. Т. Гребенникова) - исп. Г. М. Белов;
«Это мы (Марш молодых строителей)» (сл. Ю. И. Визбора, М.Кусургашева) - исп. Е. Г. Кибкало;
«Я люблю тебя всегда» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. В. Ободзинский, Л. В. Лещенко;
«Я не могу иначе» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. В. Толкунова;
«Яростный стройотряд» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. А. Б. Градский.

Детские песни Александры Пахмутовой:

«15 костров» (сл. Н. Н. Добронравова);
«В земле наши корни» (сл. Е. А. Долматовского);
«Вопрос» (сл. Р. И. Рождественского);
«Всегда готовы!» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Гайдар шагает впереди» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Горнист» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Гудит завод» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Дарите радость людям» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Дерево дружбы» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Дикая собака динго» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Доктор Айболит» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Жили-были» (сл. Ю. Е. Черных);
«Замечательный вожатый» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Здравствуй, русская зима!» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Кто пасётся на лугу?» (сл. Ю. Е. Черных);
«Лодочка моторная» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Мальчиш-Кибальчиш» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Мы - гагаринцы» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Мы на огненных мчались конях» (сл. С. Т. Гребенникова);
«Мы тоже Советская власть» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Орлята учатся летать» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Песня красных следопытов» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Песня о библиотеке имени Ленина» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Песня о пионерах-героях» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Принимаем тебя в пионеры» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Про нашу Советскую Родину» (сл. М. Ивенсена);
«Просьба» (сл. Р. И. Рождественского);
«Путевая пионерская» (сл. Н. Найдёновой);
«Сигнальщики-горнисты» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Страна Пионерия» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Турнир эрудитов» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Улица Мира» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Утро, здравствуй» (сл. С. Т. Гребенникова);
«Хор хороший» (сл. Н. Н. Добронравова).

Призы, награды и почетные звания Александры Пахмутовой:

Герой Социалистического Труда (29 октября 1990) - за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность;
Два ордена Ленина (6 ноября 1979, 29 октября 1990);
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971);
Орден Дружбы Народов (1986);
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (9 ноября 2009) - за выдающиеся заслуги в развитии отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 декабря 1999) - за большой личный вклад в развитие музыкального искусства;
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 сентября 2014) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и достигнутые творческие успехи;
2017 год - номинирована на награду за многолетний добросовестный труд и профессионализм в сфере искусства и культуры на церемонии награждения Национальной премии «Великие Люди Великой России» при Правительстве Москвы;
Государственная премия СССР (1975) - за песни последних лет (1971-1974);
Государственная премия СССР (1982) - за музыкальное оформление фильма «О, спорт, ты - мир!» (1981);
Государственная премия Российской Федерации (8 июня 2015) - за выдающиеся достижения в гуманитарной области 2014 года;
Премия Ленинского комсомола (1966) - за цикл песен о молодёжи и комсомоле;
Премия Союзного государства России и Белоруссии за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами - участниками Союзного государства (10 марта 2004 г.);
Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2006);
Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства - за вклад в развитие культуры (2016);
Народный артист СССР (1984);
Народный артист РСФСР (1977);
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1971);
Почётный гражданин Москвы (13 сентября 2000 г.);
Почётный гражданин Волгограда (19 октября 1993 г.);
Почётный гражданин Луганска (1971);
Почётный гражданин Братска (26 августа 1994 г.);
Почётный гражданин города Магнитогорска;
Первый почётный гражданин города Усть-Илимска (9 ноября 1979 г.);
Почётный профессор МГУ (2015);
Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 3 апреля 2000 г.) - за активную деятельность по развитию и укреплению белорусско-российских культурных связей;
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2002);
Премия «Российский Национальный Олимп» (2004);
Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2008);
Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 9 ноября 2014 года);
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»;
Российская премия Л. Э. Нобеля (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург);
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»;
Звание «Человек года-2011» по версии «Царицынской Музы».


Александра Николаевна Пахмутова - легенда советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных композиторов Советского Союза, за что в 1984 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Музыкальная биография Александры Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.

Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской. Родители Пахмутовой, Николай Андрианович и Мария Амплеевна, рано заметили, что их дочь отличается исключительной музыкальной одаренностью. С их одобрения девочка в три года стала учиться игре на фортепиано, а через несколько месяцев уже делала первые попытки сочинять собственные мелодии.

В пять лет маленькая Пахмутова написала первую полноценную пьесу для фортепиано под названием «Петухи поют», причем в музыкальную школу девочка отправилась только спустя два года. В родном поселке Александра совершенствовала игру на клавишных инструментах вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем, после эвакуации, она продолжала развиваться как пианистка в Караганде.

Как только театр военных действий вышел за границу Советского Союза, Александра самостоятельно отправляется в Москву и в 14 лет поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени . Там девушка учится в специализированном классе фортепиано, а также посещает кружок юных композиторов, который организовали Виссарион Шебалин и Николай Пейко.


Александра Пахмутова в молодости

Эта знаменитая «Школа одаренных детей», как ее тогда называли, дала путевку в жизнь многим музыкантам и композиторам, ставшим впоследствии всемирно известными. Окончила ее и Александра Николаевна Пахмутова, а затем оказалась студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Диплом о высшем образовании будущая звезда получила в 1953 году, но еще около трех лет училась в аспирантуре, защитив впоследствии диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки».

Музыка

Примечательно, что Александра Николаевна пишет музыку в разных жанрах, включая и серьезные произведения для симфонических оркестров. Например, она сочинила «Русскую сюиту», «Концерт для трубы с оркестром», «Увертюру «Юность», «Оду на зажжение огня» и другие композиции. Кстати, первые два произведения из вышеназванных довольно часто исполняют зарубежные симфонические оркестры. А талантливые хореографы одесского Театра оперы и балета и московского Большого театра поставили на музыку Александры Николаевны Пахмутовой балет «Озаренность».

Писала композитор и мелодии для кинематографа. Популярными становились саундтреки из картин , «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву» и многих других. В 1980 году по специальному заказу Международного Олимпийского комитета Пахмутова сочинила музыку к официальному олимпийскому фильму «О спорт, ты - мир!». Но особое, пожалуй, даже ключевое значение в ее творчестве занимал жанр эстрады. Популярные песни Александры Николаевны имеют собственную индивидуальность, они вдохновляют слушателя, несут позитивную составляющую и надолго остаются в памяти.

Сквозь десятилетия прошли и не утратили актуальности лирические композиции «Нежность» (любимая песня ), «Старый клен», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», задорные песни «Главное, ребята, сердцем не стареть!» и «Хорошие девчата», патриотические песни «Орлята учатся летать» и «Созвездие Гагарина».

Песня «Мелодия» сразу попала в репертуар , который исполнил ее особенно проникновенно, так как в то время переживал период временного расставания с молодой женой . Супруга находилась в Италии на стажировке в оперном театре «Ла Скала».

Поучаствовала Пахмутова и в создании спортивных гимнов «Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей». Последняя песня стала хитом во время победного шествия сборной СССР по хоккею в 80-х годах. Слушатели и болельщики были уверены, что слова о великолепной пятерке относятся к , и . Но на самом деле музыкальная композиция создавалась в 1968 году, когда будущим звездам спорта было по 8-10 лет.

Среди любимых хитов Пахмутовой и – прощальная песня московской Олимпиады-80 «До свиданья, Москва!». Первоначально текст должен был содержать в обязательном порядке строчку «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!». Но отношения СССР и США резко ухудшились за несколько месяцев до спортивного мероприятия, поэтому поменялась и концепция музыкальной композиции.

Были среди песен Пахмутовой и такие, которые одно время находились под запретом. Так произошло с музыкальной композицией «И вновь продолжается бой», где в звучании барабанной дроби представители худсовета услышали оскорбление памяти вождя. Но позднее песня вошла в репертуар и .

Песни Александры Пахмутовой входили в репертуар таких звезд, как и , Муслим Магомаев и , и , и , а также нескольких десятков других. Стоит отметить, что в свой репертуар произведения Пахмутовой включали не только советские, но и западные артисты. Например, бывший вокалист группы «Modern Talking» Томас Андерс, британский коллектив «Living Sound» и восточногерманская группа «Kreis».

Сотрудничала Александра Николаевна с видными поэтами, в том числе и с , но самый прочный и плодотворный творческий союз составляли Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Огромное количество песен поклонники музыки услышали и полюбили благодаря этому дуэту. Одна их совместная песня, «Магнитка», в 2011 году даже была утверждена в качестве официального гимна города Магнитогорск. Такое решение приняло собрание депутатов городского Совета.

Александра Пахмутова заслужила своим творчеством множество орденов, званий и наград. На счету композитора три ордена «За заслуги перед Отечеством», государственные премии СССР и России, звание Народного артиста СССР и РСФСР.

Личная жизнь

Николай Добронравов и Александра Пахмутова создали не только творческий союз, но и семью. Будущие супруги познакомились еще в дни молодости, в 1956 году. Тогда Добронравов работал на Всесоюзном радио, где читал стихотворения в детской программе «Пионерская зорька». А Пахмутову пригласили написать музыку для этих стихов, чтобы получились детские песенки. Первой совместной композицией стала песня «Лодочка моторная», после которой появились более сотни великолепных шлягеров.


В тот же год изменилась и личная жизнь Александры Пахмутовой: они с Николаем Николаевичем полюбили друг друга с первого взгляда. Через три месяца Добронравов ведет Александру в ЗАГС, и они официально становятся мужем и женой. Композитор решила не надевать белого платья с фатой. Ее мама пошила элегантный розовый костюм, и в нем невеста предстала на собственной свадьбе. Медовый месяц молодые супруги провели у родственников в Абхазии, а по возвращении в Москву с головой окунулись в работу.

Собственных детей Александра Пахмутова и ее муж не имели. Но нерастраченную любовь они реализовали в творчестве: их дуэт создал огромное количество молодежных и детских хитов, так что детьми Пахмутовой были ребята всей страны. Кроме того, супруги внимательно следили за молодыми дарованиями и опекали талантливых исполнителей, поэтому сегодня многие музыканты и певцы называют Александру Николаевну и Владимира Владимировича вторыми родителями.


Мало кто знает, что эта миниатюрная женщина (рост Пахмутовой – 149 см) серьезно увлечена футболом и считает себя поклонницей этой игры. Вместе с мужем они поддерживают сборную России, а сама Пахмутова – преданная болельщица команды «Ротор» из ее родного Волгограда. В дуэте с мужем они даже написали футбольную песню «Это наша игра», посвященную российским спортсменам. Остается добавить, что еще в 1968 году имя Александры Николаевны Пахмутовой было увековечено, причем во вселенских масштабах: крымские ученые назвали новый астероид именем «Пахмутова».

Александра Пахмутова сейчас

Сейчас Александра Пахмутова остается активным участником культурной жизни страны. Композитор ежегодно посещает музыкальные фестивали, где предстает в качестве гостьи или члена жюри. В Нижнем Новгороде проходит конкурс-фестиваль песен композитора «Надежда», в финале которого судейскую коллегию возглавляет сама автор. Пахмутова также курирует музыкальный проект «Белый пароход», который проходит в городах Дальнего Востока. Помимо Пахмутовой, этот конкурс для детей из неблагополучных семей и инвалидов поддерживают Николай Добронравов, оперная певица , актер .

С участием Пахмутовой и Добронравова на телеэкране выходят передачи, посвященные их творчеству. В конце 2017 года на «Первом канале» супруги выступили в программе «Сегодня вечером», а годом ранее стали гостями ток-шоу «Наедине со всеми».

Не остается в стороне и авторская деятельность композитора. В феврале состоялась премьера новой песни Пахмутовой и Добронравова «Курская дуга», которая была написана специально для военного телефильма «Крепкая броня». Работа длилась полтора месяца, а потом готовый материал был записан на киностудии «Мосфильм» при участии симфонического оркестра под управлением С. И. Скрипки, хора Сретенского монастыря и солиста . Сам фильм, для которого создавалась эта музыкальная композиция, транслировалась в эфире «Первого канала» во время майских праздников 2018 года.

Дискография

  • 1960 – «Песни Александры Пахмутовой»
  • 1963 – «Таежные звезды»
  • 1975 – «Дарите радость людям»
  • 1980 – «Любовь моя - спорт»
  • 1981 – «Птица счастья»
  • 1985 – «Битва за Москву»
  • 1995 – «Симфонические произведения»
  • 1996 – «Зарево любви»
  • 2003 – «Нам не жить друг без друга»
  • 2011 – «Волшебный Новый год»