Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия — Зильбер, Veniamin Aleksandrovich Kaverin). Вениамин Александрович Каверин: биография, список книг и интересные факты

Имя: Вениамин Каверин (Вениамин Зильбер)

Возраст: 87 лет

Деятельность: писатель, сценарист

Семейное положение: вдовец

Вениамин Каверин: биография

Вениамин Александрович Каверин – русский советский писатель, драматург и сценарист. Член литературной группы «Серапионовы братья» и лауреат Сталинской премии. Автор культовой книги для многих поколений молодежи – романа «Два капитана», которым зачитывались миллионы.


Вениамин Зильбер – так звучит настоящее имя прозаика – взял творческий псевдоним Каверин. А вместе с ним унаследовал от прототипа – гусара и дуэлянта Петра Каверина, приятеля юного , выведенного им под своей фамилией в «Евгении Онегине» – прямоту и нежелание идти на компромиссы.

Детство и юность

В Пскове и без того не маленькое семейство ждало прибавление: к двум дочерям и сыну прибавилось еще три мальчика, младшим из которых и был будущий прозаик. Позже писатель назовет свою семью сложной, недружной, но по-своему замечательной и заметной в провинциальном городке.


Глава семейства был человеком талантливым, музыкально одаренным. В казарме, где Зильбер-старший репетировал с оркестром армейские марши, проходило две трети суток. Так что с домашним хозяйством и шестью отпрысками, как могла, управлялась Анна Григорьевна, мама.

Как и муж, Анна была музыкально-одаренной и образованной женщиной. Выпускница московской консерватории виртуозно играла на рояле и спасала чахлый семейный бюджет платными уроками музыки.


Энергичная, интеллигентная Анна Зильбер-Дессан организовывала в провинции концерты известных артистов. Благодаря ей в Пскове побывали Вера Комиссаржевская и . Все дети умели играть на разных инструментах, много читали и с любопытством внимали дискуссиям взрослых, обсуждавших культурные события в городе или стране.

Младший и весьма любознательный Вениамин прислушивался к разговорам братьев и их друзей – будущих литераторов и ученых Юрия Тынянова, Августа Летавета и Мирона Гаркави.


В 1912 году Каверин поступил в местную гимназию. Поступление далось мальчику непросто: с рождения гуманитарий, он дважды провалил экзамен по арифметике. Проведенные в стенах гимназии 6 лет запомнились яркими событиями.

Детство закончилось зимой 1918-го, когда в Псков вошли немцы. Уходить от суровой действительности помогали книги. Молодежь – реалисты, семинаристы, студенты – спорили о творчестве , и . Авторитетом для юного Каверина был Юрий Тынянов, взявший в жены сестру Елену. Тынянов раскритиковал полудетские стихи 13-летнего Вени, хотя и отметил хороший слог. Он первым посоветовал Каверину писать прозу.

Литература

В 1919-м будущий литератор отправился с братом в Москву, где вскоре стал студентом университета. По рекомендации Тынянова в 1920-м перевелся в университет Северной столицы и в том же году поступил в Институт восточных языков.

Вениамин Каверин знакомился с поэтами, рифмовал сам, посещал семинары, лекции и, наконец, решился продемонстрировать таланты: на конкурс, объявленный Домом литераторов, подал рассказ «Одиннадцатая аксиома», за который получил премию. Рассказ начинающего писателя отметил Горький.


«Брата Алхимика», как именовали Каверина, критиковали за пристрастие к сюжету и чрезмерное увлечение стилем. Бичевал мэтров и Вениамин: Ивана Тургенева называл «главным литературным врагом» и саркастично заявлял, что «из русских писателей» больше всего любит и .


В 1923-м в творческой биографии молодого прозаика случилось знаковое событие: Вениамин Каверин издал первую книгу рассказов, назвав ее «Мастера и подмастерья». Следивший за творчеством молодого дарования Горький назвал коллегу «оригинальнейшим писателем».

Вениамин Каверин, как лучший из выпуска, остался в университетской аспирантуре: филолога привлекали малоизвестные русские авторы начала XIX века. В 1929 году с блеском защитился в Институте истории искусств. В начале 1930-х литератор сочинил пьесы, которые взяли в репертуар именитые режиссеры. предлагал Каверину сотрудничество, но тот отказался, сосредоточив силы на повестях и романах.


Первый трехтомник Каверина вышел, когда автор отметил 28-летие. Но в 1930-е талантливого прозаика объявили писателем-«попутчиком» и обвинили в «жажде буржуазной реставрации». На подобные обвинения в те годы следовало реагировать, чтобы не попасть в жернова репрессий. Вениамин Каверин смирил гордыню и написал роман «Исполнение желаний». Книгой зачитывались, но автор назвал сочинение «инвентарем назидательности».

Этот роман и последовавший за ним «Два капитана» спасли Каверина от горькой судьбы брата Льва Зильбера, академика, трижды побывавшего в лагерях. По слухам, роман похвалил . Каверину вручили премию имени вождя. При этом автор умудрился ни разу не вспомнить в романе партию, комсомол и самого правителя. Книга стала самым известным произведением прозаика.


В годы Великой Отечественной войны писатель побывал на Ленинградском фронте и Северном флоте как корреспондент «Известий». Пережитое нашло отражение в книгах, вышло продолжение «Двух капитанов».

В 1946 году вышло постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором назвал Михаила Зощенко и «подонком» и «блудницей». Прежние друзья, встретив опальных литераторов, спешили перейти на другую сторону улицы. Но не изменилось отношение к старому другу у Каверина, называвшего Зощенко одним из лучших писателей современности. Вениамин Каверин выручал опального коллегу, помогая деньгами.


В 1947-м писатель покинул Ленинград и перебрался в столицу. Жил в Переделкино и трудился над трилогией «Открытая книга». Роман о становлении микробиологии вышел в 1948 году и понравился читателям. Но критики и коллеги-литераторы встретили книгу разгромной критикой. Авторы 14 рецензий и статей объявили роман враждебным социалистическому строю.

В 1954 году, на 2 писательском съезде, Вениамин Каверин призвал уважать свободу творчества и дать справедливую оценку наследию и Юрия Тынянова. В 1956-м в альманахе «Литературная Москва» вышел 2 том «Открытой книги». Времена изменились, продолжение романа встретили спокойно.


В 1960-е Вениамин Каверин в «Новом мире», возглавляемом Александром Твардовским, опубликовал статьи, в которых пытался реабилитировать Зощенко. В 1970-е выступил в защиту .

В 1972 году прозаик подарил читателям поразительно искренний роман «Перед зеркалом», а в 1976-м – повесть «Освещенные окна». Творческое наследие Вениамина Каверина – это и замечательные сказки «Верлиока», «Немухинские музыканты», «Песочные часы».


Писатель не был диссидентом, хотя не раз мужественно защищал коллег, попавших в опалу. Предельно откровенную оценку строю и прогнувшимся под него литераторам дал в книге мемуаров «Эпилог», которую написал «в стол» в 1970-е. Жесткой критике подверглись , .

О публикации «Эпилога» в стране не могло быть и речи, но печатать мемуары за границей Каверин не хотел. Он передал рукопись на сохранение изгнанному из СССР . Книга вышла в 1989 году на родине. Каверин дождался сигнального экземпляра.

Личная жизнь

В 1922-м молодой писатель женился на Лидии Тыняновой, сестре друга Юрия Тынянова. В счастливом и продолжительном браке у пары родились двое детей – Николай и Наталья.


Дети не пошли по стопам родителей (Лидия Николаевна писала для детей) и выбрали медицину. Сын и дочь стали профессорами, защитили докторские степени.

Смерть

Вениамин Каверин писал до последних дней жизни, но осуществить все замыслы не успел. Последняя, прощальная, книга – о Тынянове, дружбу с которым Вениамин Александрович пронес через всю жизнь.


Писатель умер весной 1989-го, прожив 87 лет. Похоронили автора «Двух капитанов» на Ваганьковском кладбище.

Библиография

  • 1923 – «Мастера и подмастерья»
  • 1925 – «Девять десятых судьбы»
  • 1925 – «Конец Хазы»
  • 1928 – «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»
  • 1929 – «О. И. Сенковский (Барон Брамбеус)»
  • 1931 – «Художник неизвестен»
  • 1934-1936 – «Исполнение желаний»
  • 1938-1944 – «Два капитана»
  • 1949-1956 – «Открытая книга»
  • 1957-1959 – «Неизвестный друг»
  • 1960 – «Кусок стекла»
  • 1962 – «Семь пар нечистых»
  • 1962 – «Косой дождь»
  • 1963-1964 – «Двойной портрет»
  • 1972 – «Перед зеркалом»
  • 1978 – «Двухчасовая прогулка»
  • 1983 – «Наука расставания»

Память

  • В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin)
  • Памятник литературным героям романа «Два Капитана» - Татаринову и Григорьеву – расположен в городе Пскове, в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина
  • Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В. А. Каверина

Вениамин Александрович Каверин (1902–1989), классик отечественной литературы, прежде всего известен как автор «Двух капитанов», вошедших в золотой фонд литературы для детей и юношества. Он прожил жизнь, в которую вместилась целая эпоха, был свидетелем возникновения, расцвета и упадка огромного тоталитарного государства. Литературному труду В.А. Каверин отдал более шестидесяти лет. За долгие годы ему довелось встретить немало удивительных людей, в судьбе которых он оставил заметный след, у многих вызывал неизменное восхищение не только своим блестящим талантом, но и неизменной твёрдостью нравственных позиций.

Вениамин Александрович Каверин, настоящая фамилия Зильбер, родился 6 (19) апреля 1902 года в Пскове. Творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина – гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Его отец Абель Абрамович Зильбер – военный капельмейстер, считавший военный быт нормой. Мать – урождённая Хана Гиршевна (Анна Григорьевна) Дессон, владелица музыкальных магазинов.

14 августа 1912 года Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. «... Я очень рано познакомился с русскими классиками Тургеневым, Гончаровым, Толстым, – вспоминал Каверин. – Я тогда, разумеется, не понимал, что литература – одно из самых отчетливых и выразительных проявлений культуры, в особенности русская литература...»

В 1919 приехал в Москву, окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В.И. Иванова, встречался с А. Белым, бывал на литературных вечерах с участием В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского. В 1920, по совету Ю.Н. Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э. Мандельштама и В.Б. Шкловского оставил эти попытки. Обратившись к прозе, в 1920 представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ «Одиннадцатая аксиома» и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М. Горького, который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения.

Важную роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», возникшей в 1921.Отвечая на вопрос о культурной атмосфере 20-х годов, Каверин рассказывал: «...я совершенно счастливый человек: учился у пяти академиков. Слушал лекции первоклассных русских ученых: Бартольда, Крачковского, Эйзенбаума, был непосредственным учеником Тынянова, Шкловского, я занимался в студии русского языка у академика Курского. Горький с беспримерной добротой пошел навстречу девятнадцатилетнему студенту, который послал ему первый рассказ. Мы стали переписываться. Когда я, еще колеблясь между историей литературы и собственно литературой, защитил диссертацию о русском журналисте и арабисте XIX века Осипе Сенковском, Горький написал мне: «Надеюсь, что вы не оставите вашу прозу ради истории литературы».

В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

Первое опубликованное произведение Каверина – «Хроника города Лейпциг», выдержанное в иронически-фантастическом «гофмановском» колорите, – увидело свет в составе альманаха «Серапионовы братья» в 1922. В том же году Каверин женился на Л.Н. Тыняновой (1902–1984), впоследствии детской писательнице.

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех – их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» – он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, – отличительные способности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя – романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

Из поздних произведений Каверина необходимо отметить романы «Перед зеркалом»(1971) и «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.

Каверин умер 2 мая 1989 года, в эпоху крушения идеалов, которые исповедовал и которые сам же и создавал. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».


Вениамин Александрович Каверин родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове; умер 2 мая 1989 года в Москве. Настоящая фамилия - Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина - гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.
Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В 1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.
В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.
Вениамин КаверинВажную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие. В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л. Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья», в 1925 г. - повесть «Конец Хазы», а в 1931 г. - роман «Художник неизвестен».
Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех - их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» - он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, - отличительные способности этих книг.
Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя - романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.
Из поздних произведений Каверина необходимо отметить роман «Перед зеркалом» (1971), повесть «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).Вениамин Каверин
В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.
Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.
Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.
Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Фантастические элементы присутствуют во многих произведениях Каверина. Его ранняя проза - рассказы «Хроника города Лейпцига за 18.. год» (1922), «Манекен Футерфаса» (1923), «Пятый странник» (1923), а также рассказы «Инженер Шварц», «Столяры» и «Щиты», вошедшие в сборник «Мастера и подмастерья» (1923) - обнаруживает влияние немецкого романтизма и экспрессионизма; в более поздних рассказах - «Большая игра» (1925), «Ревизор» (1926), «Голубое солнце» (1927), «Друг микадо» (1927), «Сегодня утром» (1927) и др., включенных в сборник «Воробьиная ночь» (1927) - ощутимую роль играет сатирический гротеск. К фантастике писатель вернулся в 1960-80-е гг., создав несколько произведений детской фантастики: повесть «Верлиока» (1981), сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980).

Вениами́н Алекса́ндрович Каве́рин (настоящая фамилия - Зи́льбер , 1902 - 1989) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за Ю. Н. Тынянова, одноклассником которого был старший брат Каверина Лев Зильбер, впоследствии - крупный советский вирусолог. Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 - после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова. Сын - Николай Вениаминович Каверин (род. 1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заведующий лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. Дочь - фармаколог.

14 августа 1912 года, по результатам приёмных испытаний, Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. В «Освещённых окнах» он писал: «Нельзя сказать, что я был ленив - учился на тройки, четвёрки. Кроме математики, мне легко давались почти все предметы». Тем не менее, по протоколу педагогического совета от 11 мая 1916 года из сорока учеников третьего «б» класса только четыре гимназиста получили награду второй степени, в том числе и Вениамин Зильбер. Учился в Псковской губернской гимназии Вениамин Зильбер 6 лет.

Затем, он окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».

Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

Уж тёмно: в санки он садится.

«Пади, пади!» - раздался крик;

Его бобровый воротник.

Что там уж ждет его Каверин .

И ананасом золотым.

Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953-1956) посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940-1945, Сталинская премия, 1946), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.

Интересное: Джиппинг — экскурсии на Уазах курорт Лазаревское

В 1958 был едва ли не единственным крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии.

Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.

Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас - детективной увлекательностью и искусным построением.

1930-1946 - дом Придворного конюшенного ведомства - набережная канала Грибоедова, 9.

[править] Произведения [править] Романы, повести «Мастера и подмастерья», сборник (1923) «Девять десятых судьбы», роман (1925) «Конец Хазы», роман (1925) «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928). «Художник неизвестен», роман (1931) - один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе «Исполнение желаний» роман (книги 1-2, 1934-1936; новая редакция 1973). «Два капитана» роман (книги 1-2, 1938-1944) «Открытая книга» роман (1949-1956). «Неизвестный друг» повесть,(1957-1959) «Кусок стекла» повесть, (1960) «Семь пар нечистых» повесть (1962) «Косой дождь» повесть (1962) «Двойной портрет», роман (1963-1964) - рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь «О.И. Сенковский (Барон Брамбеус)» (1929-1964), (1964 — новая редакция) «Перед зеркалом», роман (1972) - раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы «Наука расставания», роман (1983) [править] Рассказы «Пятый странник», фантастический рассказ. (октябрь-декабрь 1921) «Большая игра», фантастический рассказ, (1923) «Бочка», фантастический рассказ, (1923) «Пролог», путевые рассазы (1930): «Степь», «Грязь», «Бой-Страх», «Чечевица», «Страус Фома», «Табор», «Суховей», «Дорога», «Нигрол», «Последняя ночь», «Возвращение» [править] Драматические произведения «Укрощение мистера Робинзона» (комедия в шести картинах), (1933) «Утро дней» (пьеса) (первоначальное название «Тревожная юность»), (1954) [править] Сказки «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»: «Городок Немухин», «Сын стекольщика», «Немухинские музыканты», «Лёгкие шаги», (1962), «Сильвант», «Много хороших людей и один завистник», (1960), «Песочные часы», (1943), «Летающий мальчик» «Снегурочка» «О Мите и Маше, о Веселом трубочисте и Мастере золотые руки» «Верлиока» (2 июня 1981) [править] Воспоминания, эссеистика «Здравствуй, брат. Писать очень трудно…». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965) «Собеседник». Статьи (1973) «Освещенные окна», (1970-1973-1975) «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980) «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984) «Эпилог», (20 июля 1979), послесловие, (1981), предисловие (15.03.1988), второе послесловие, приложения (25.03.1988) «Счастье таланта» (1989) [править] Статьи «Александр Фадеев», (1957) «Заболоцкий», (1958) «Маяковский», (1958) «Аркадий Гайдар», (1962) «Юрий Тынянов», (1964) «Всеволод Иванов», (1965) «Булгаков», (1965) «Бессрочный договор» (речь на Втором всесоюзном съезде советских писателей), (1954) «Горький и молодые», (1954-1960) «Волшебная палочка», (1960) «Неоткрытые дороги», (1964) «Читая Хэмингуэя», (1964) «Диккенс и театр», (1963) «Евгению Шварцу», (1965) [править] Награды и премии орден Ленина (1962) два ордена Трудового Красного Знамени орден Красной Звезды орден Дружбы народов Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Два капитана» [править] Издания

(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)

Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923. Рассказы. М. Круг. 1925. Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926. Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926. Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с. Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926. Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931. Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с. Художник неизвестен. Л. 1931. Черновик человека. Рассказы. Л. 1931. Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937. Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939. Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941. Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941. Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с. Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с. Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с. Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942. Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с. Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с. Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с. Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943. Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950. Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953. Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960. Три сказки. М. Детгиз. 1960. Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с. Очерк работы. М. Советская Россия. 1964. Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с. Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972. Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976. Освещенные окна. М. Современник 1976 г. 380 с. Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с. Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с. Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982. Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с. Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с. Сказки. Баку. Гянджлик. 1986. Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989. Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с. Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с. Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980-1983. Собрание сочинений в шести томах. М. ГИХЛ. 1963-1966. (Содержание: т.1: Рассказы и повести 1921-1927 г.г.: «Пятый странник», фантастический рассказ, «Большая игра», фантастический рассказ, «Бочка», фантастический рассказ, «Конец хазы», «Девять десятых», «Друг микадо», «Голубое солнце», Скандалист или вечера на Васильевском острове»; т.2: Рассказы и повести 1930-1931 г.г.: «Степь», «Грязь», «Бой-Страх», «Чечевица», «Страус-Фома», «Табор», «Суховей», «Дорога», «Нигрол», «Последняя ночь», «Возвращение», «Художниу неизвестен», «Укрощение мистера Робинзона» (комедия), «Исполнение желаний» (роман); т.3: «Два капитана» (роман); т.4: «Открытая книга» (трилогия, части «Юность», «Поиски»); т.5: «Открытая книга» (трилогия, часть «Надежда»), «Утро дней» (пьеса), «Неизвестный друг (повесть), Сказки: «Песочные часы», «Много хороших людей и один Завистник», «Легкие шаги»; т.6: Повести: «Кусок стекла», «Семь пар нечистых», «Косой дождь»; «Двойной портрет» (роман), «О.И. Сенковский (Барон Брамбеус). Жизнь и деятельность», Статьи о литературе и искусстве: «Александр Фадеев», «Заболоцкий», «Маяковский», «Аркадий Гайдар», «Юрий Тынянов», «Всеволод Иванов», «Булгаков», «Бессрочный договор», «Горький и молодые», «Волшебная палочка», «Неоткрытые дороги», «Читая Хэмингуэя», «Диккенс и театр»,»Евгению Шварцу») [править] Экранизации и постановки 1955 - «Два капитана » (реж. Владимир Венгеров). 1973 - «Открытая книга » (реж. Владимир Фетин). 1976 - «Два капитана » (реж. Евгений Карелов). 1977-1979 - «Открытая книга » (реж. Виктор Титов). 1978 - Поворот - (реж. Вадим Абдрашитов) 1981 - «Немухинские музыканты » (реж. Мария (Мариэта) Муат). 1989 - «Легкие шаги » (реж. Елена Машкара) 2001 - мюзикл «Норд-Ост» (по роману «Два капитана», авторы Алексей Иващенко и Георгий Васильев) [править] Память В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin). Памятник литературным героям романа «Два Капитана» - Татаринову и Григорьеву расположен в городе Пскове в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина. Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В.А. Каверина. В 1943-44 гг на Северном флоте, в Полярном В.А. Каверин служил, будучи военкором «Известий». Здесь же была написана вторая часть романа. Действие другого романа В.А. Каверина - «Наука расставания» (1983) происходит во фронтовом Полярном, его главный герой - военкор Незлобин. [править] Примечания [править] Литература Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 [править] Ссылки Николай Каверин . Истории из жизни Вениамина Каверина

«Кажется, я был способный мальчик», - вспоминал В.А.Каверин в автобиографической трилогии о детстве и юности «Освещенные окна». Способностями или, вернее сказать, талантами отмечено было все многочисленное семейство полкового музыканта Александра Зильбера, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. Отец играл на многих музыкальных инструментах и дослужился, хоть и не без труда, до звания капельмейстера музыкантской команды лейб-гвардии Преображенского полка. Он настаивал, чтобы всех детей в семье обучали музыке, и немалая заслуга в этом деле принадлежала матери - известной пианистке, выпускнице Московской консерватории, женщине широкообразованной, много читавшей. Ее усилия оказались не напрасными: брат будущего писателя Александр, повзрослев, стал композитором, а сестра Елена - музыковедом.
У Вени же обилие музыки, постоянно звучавшей в доме, надолго отбило к ней всякий интерес - несмотря на все свои способности, занимался он неохотно. Так же неохотно, как учился читать, - долго не мог понять, зачем нужны эти скучные предметы, именуемые книгами, в которых «живые, звучащие слова распадаются на беззвучные знаки».
Впрочем, освоив науку чтения, он стал жадным книгоглотателем: сказки Перро и Андерсена, рассказы о Шерлоке Холмсе, грошовые историйки о разбойнике Лейхтвейсе, «Княжна Джаваха» «несравненной» Чарской, «Серебряные коньки», произведения русских классиков, романы Эмара и Купера, Гюго и Диккенса. Особенно любим был Роберт Льюис Стивенсон с его бессмертным «Островом сокровищ»: «именно он, и никто другой, приоткрыл передо мной таинственную силу сцепления слов, рождающую чудо искусства», - писал Каверин.
С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. Товарищем Льва по гимназии был знаменитый Юрий Тынянов, также на долгие годы ставший Вениамину другом, учителем и даже родственником: он женился на сестре Каверина Елене Александровне, а Вениамин Александрович, в свою очередь, предложил руку и сердце сестре Тынянова Лидии Николаевне, с которой и прожил всю жизнь.
По окончании Псковской гимназии и средней школы в Москве, Каверин, по совету Тынянова, переехал в Петроград, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Петроградского университета и одновременно поступил в Институт живых восточных языков на арабское отделение.
Будучи студентом, он безумно увлекался немецкими романтиками (ходил на лекции и семинары в огромном старом плаще), пробовал писать стихи, заводил знакомства с молодыми поэтами, но после иронических и безжалостных отзывов Ю.Тынянова, О.Мандельштама и В.Шкловского счел за лучшее перейти на прозу.
В 1920 году Каверин представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, свой первый рассказ «Одиннадцатая аксиома» и вскоре удостоился за него одной из шести премий. Рассказ не был опубликован, но произвел впечатление на Горького, который похвалил начинающего автора, а потом еще долго следил за его творчеством. Примерно в то же время Виктор Шкловский привел Каверина в содружество молодых литераторов «Серапионовы братья», представив его не по имени, а названием того самого рассказа - «Одиннадцатая аксиома», о котором «Серапионы», вероятно, были наслышаны.
«Под именем «Серапионовых братьев», - писал Евгений Шварц, частенько бывавший на их заседаниях, хотя и не входивший в «братство», - объединились писатели и люди мало друг на друга похожие. Но общее ощущение талантливости и новизны объясняло их, оправдывало их объединение». Достаточно будет сказать, что в число «Серапионов» входили такие известные писатели, как Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин, поэт Николай Тихонов. Но Каверину, пожалуй, ближе всех по духу был умерший в возрасте двадцати трех лет Лев Лунц. Вместе они представляли так называемое западное направление и призывали русских писателей учиться у зарубежной литературы. Учиться - «это не значит повторять ее. Это значит вдохнуть в нашу литературу энергию действия, открыв в ней новые чудеса и секреты» (Л.Лунц). Динамичный сюжет, занимательность в сочетании с мастерством формы и отточенностью стиля ставили они во главу угла. «Я всегда был и остался писателем сюжетным», - признавался Каверин. За пристрастие к сюжету, к занимательности критики постоянно преследовали его. А в бурные, кипящие 1920-е годы сам Каверин с юношеским пылом сбрасывал с корабля современности признанные авторитеты («Тургенева я считал своим главным литературным врагом») и не без сарказма заявлял: «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона».
У всех «Серапионов» были характерные прозвища, у Каверина - «брат Алхимик». Потому, наверное, что пытался он литературу поверить наукой. «Искусство должно строиться на формулах точных наук», - начертано было на конверте, в котором он послал на конкурс свой первый рассказ. А еще потому, что хотел он слить воедино реальность и фантастику в каком-то новом, небывалом еще синтезе.
Да, этот до черноты загорелый мальчик, похожий не то на бедуина, не то на совенка, «в гимназической форме, с поясом с бляхой» уже тогда, по словам Павла Антокольского, «вынашивал в себе целый мир приключений, сказок и открытий во вселенной, которая вот-вот должна была родиться!»
В 1923 году он выпустил свою первую книгу «Мастера и подмастерья». Авантюристы и сумасшедшие, тайные агенты и карточные шулеры, средневековые монахи и алхимики, магистры и бургомистры - одним словом, яркие личности населяли причудливый фантастический мир ранних «отчаянно оригинальных» рассказов Каверина. «Люди играют в карты, а карты играют людьми. Кто разберется в этом?» Русская «гофманиана» - вот что это было. А.М.Горький называл Каверина «оригинальнейшим писателем» и советовал беречь свой талант: «Это цветок оригинальной красоты, формы, я склонен думать, что впервые на почве литературы русской распускается столь странное и затейливое растение».
Первое время Каверин не оставлял без внимания и науку. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В.Ф.Одоевского, А.Ф.Вельтмана, О.И.Сенковского - последнему он посвятил серьезный научный труд, выпущенный в 1929 году отдельной книгой «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения», книгой, одновременно представленной как диссертация, которую Каверин с блеском защитил, несмотря на ее явную беллетристичность, в Институте истории искусств.
Профессиональный интерес к литературе пушкинской поры, дружба с Юрием Тыняновым, но главное - азарт остроумного спорщика и полемиста, всегда готового скрестить копья со своими литературными противниками, несомненно, повлияли на выбор начинающим писателем псевдонима; фамилию Каверин он взял в честь Петра Павловича Каверина - гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, хотя и человека образованного, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.
Но наука наукой, а Каверин верил в свой писательский талант и в то, что судьба вручила ему «билет дальнего следования», как пророчески сказал о нем Евгений Замятин, и потому решил для себя только одно: писать и писать - ежедневно! Над этим посмеивались даже его друзья. Но важен был не процесс, а результат: «Каждое утро, - рассказывал Евгений Шварц, - на даче ли, в городе ли, садился Каверин за стол и работал положенное время. И так всю жизнь. И вот постепенно, постепенно «литература» стала подчиняться ему, стала пластичной. Прошло несколько лет, и мы увидели ясно, что лучшее в каверинском существе: добродушие, уважение к человеческой работе, наивность мальчишеская с мальчишеской любовью к приключениям и подвигам - начинает проникать на страницы его книг».
Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех - их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс.Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. Он понимал, что ему необходимо всецело сосредоточиться на прозе, и печатал свои новые произведения одно за другим: романы и повести «Конец хазы», «Девять десятых судьбы», «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», «Черновик человека», «Художник неизвестен», сборники рассказов. В 1930-м у 28-летнего автора вышло трехтомное собрание сочинений.
Чиновники от литературы объявили Каверина писателем-«попутчиком» и злобно громили его книги, обвиняя автора в формализме и жажде буржуазной реставрации.
Между тем надвигались времена, когда на подобную «критику» становилось опасно не обращать внимания. Каверин вынужден был «перековаться» и написал «традиционное» «Исполнение желаний». Этот его роман, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью, но автор был недоволен своим детищем: называл «инвентарем назидательности», периодически его перерабатывал и, в конце концов, сократил чуть не на две трети: «мой успех был наградой за отказ от своеобразия, которым я так дорожил, тогда, в двадцатых годах... Терзаясь над каждой фразой, переходил я к черному хлебу русской классической традиционной прозы. Это был перелом, сопровождаемый беспощадным «самоукрощением». И переход от «прозы, проникнутой стремлением увидеть мир своими глазами, ...к «заданной литературе».
Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он роман «Два капитана»; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря. Роман в буквальном смысле спас Каверина - по слухам, он понравился самому Сталину - недаром после войны, которую писатель провел на Северном флоте в качестве военного корреспондента ТАСС и «Известий», он был удостоен Сталинской премии. «Два капитана», несомненно, самая известная книга Каверина. В свое время она была так популярна, что многие школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов - настолько верили они в героев романа, воспринимали их как реально существующих людей и писали Вениамину Александровичу трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе Кати Татариновой и Сани Григорьева. На родине Каверина в городе Пскове неподалеку от Областной детской библиотеки, носящей ныне имя автора «Двух капитанов», был даже установлен памятник капитану Татаринову и Сане Григорьеву, чьей мальчишеской клятвой было: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Годы «оттепели» принесли для Каверина множество новых дел: он участвовал в альманахе «Литературная Москва», хлопотал об издании научных трудов Ю.Тынянова, произведений Л.Лунца и М.Булгакова - роман Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» Каверин прочел еще в рукописи и «совершенно им заболел».
О собственном творчестве он также не забывал: много сил отнимали публицистика, воспоминания и мемуары. В прозе же Каверин отчасти вернулся к себе прежнему, опубликовав цикл странных романтических сказок, составивших сборник «Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году». Спустя несколько лет появилась сказочно-философская повесть «Верлиока».
Временами, впрочем, писателя одолевало чувство досады. Второго дыхания он в себе не ощущал и иронически жаловался в письме к Е.А.Благининой, незадолго до того прочитавшей одну давнюю его повесть и с большим одобрением о ней отозвавшейся: «Вы знаете, когда Свифт умирал, он попросил, чтобы ему прочитали не Гулливера, а «Сказку о бочке», и скончался со словами: «Как я писал! Боже мой, как я писал!» Вот так, должно быть, сделаю и я». Вениамин Александрович ошибался. В возрасте семидесяти лет, что редко бывает, он написал свою лучшую книгу: «Перед зеркалом» - глубокий и тонкий роман о любви.
Еще реже бывает, чтобы маститый литератор прилежно и с удовольствием читал: от любимой классики до рукописей молодых авторов, которые те присылали Каверину, зная, что могут рассчитывать по меньшей мере на заинтересованное внимание и дружеский совет.
Кто-то очень верно подметил: «Каверин - из тех людей, кого литература сделала счастливым: он всегда увлеченно писал, всегда с удовольствием читал других». Может быть именно эта сосредоточенная погруженность в книги, архивы, рукописи позволила ему в самые жестокие годы «оградить свое сердце от зла» и остаться верным друзьям и себе самому. И потому в собственных его сочинениях, в которых добро всегда - четко и ясно - отделено от зла, мы обнаруживаем «мир несколько книжный, но чистый и благородный» (Е.Л.Шварц).
Размышляя о своих удачах и промахах, Вениамин Александрович писал: «Мое единственное утешение, что у меня все-таки оказался свой путь...» О том же говорил Павел Антокольский: «Каждый художник тем и силен, что не похож на других. У Каверина есть гордость «лица необщим выражением».
Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю.Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл.Новиковым.
В год смерти писателя вышли две его теперь уже самые последние книги - «Счастье таланта» и «Эпилог».

Алексей Копейкин

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.А.КАВЕРИНА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 8 т. / Оформл. худож. М.Шлосберга. - М.: Худож. лит., 1980-1983.

«Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»

«Скандалист...» был написан давно, в конце 20-х годов. Среди героев этого романа можно встретить как самого автора, так и некоторых его друзей, в частности, под именем главного героя Некрылова Каверин «с веселой неточностью и заботливым романтизмом» изобразил своего близкого друга - известного литературоведа Виктора Борисовича Шкловского...

«Художник неизвестен»

Трагической судьбе гениального художника Архимедова, создавшего замечательный живописный шедевр, посвящен этот совсем недлинный и, по мнению многих критиков, недооцененный роман.

«Исполнение желаний»

Сюжет «Исполнения желаний» подсказал Каверину Юрий Тынянов. Герою романа студенту Трубачевскому в результате кропотливой работы в архиве посчастливилось совершить удивительное научное открытие - расшифровать фрагменты десятой главы пушкинского «Евгения Онегина»…

ВЕРЛИОКА: Сказоч. повесть / Худож. В.Тё. - М.: Современник, 1983. - 215 с.: ил.

«Что-то в духе Шамиссо, Гофмана и Шварца», - так определил сам автор свою странную философскую сказку...

ДВА КАПИТАНА: Роман в двух томах / Худож. И.Цыганков. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. - 527 с.: ил.

«Роман «Два капитана», - писал Каверин, - целиком возник из подлинной истории, рассказанной мне одним моим знакомым, впоследствии известным генетиком М.Е.Лобашевым».
Первый том романа появился еще до войны, а последняя точка во втором томе была поставлена в 1944 году. И вот уже более полувека читатели всех возрастов, затаив дыхание, следят за удивительной судьбой мальчика Сани из города Энска.
Саня жил на берегу реки, и вдруг «в один прекрасный день на этом берегу появляется почтовая сумка. Конечно, она падает не с неба, а ее выносит водой. Утонул почтальон!»
Больше всего Саня любил слушать, как добрая тетя Даша вслух читала размокшие письма из сумки утонувшего почтальона. Некоторые мальчик запомнил наизусть, и впоследствии они помогли ему раскрыть тайну трагической гибели полярной экспедиции капитана Татаринова...

ЛЕТЯЩИЙ ПОЧЕРК: Романы и рассказы. - М.: Худож. лит., 1986. - 415 с.
Содерж.: Перед зеркалом: Роман в письмах; Наука расставания: Роман; Рассказы: Загадка; Разгадка; Летящий почерк.

«Перед зеркалом»

«Перед зеркалом» - роман о любви, «если угодно - женский роман в самом лучшем смысле этого слова»; роман, который Вениамин Александрович не без оснований считал самым совершенным своим произведением. Состоит он по большей части из писем, датированных 1910-32 гг. Трудно назвать эту книгу остросюжетной, но почему-то кажется, что вряд ли кто сможет отложить ее, не дочитав последней страницы...

«Наука расставания»

«Наука расставания» - «роман, основанный на подлинных событиях, свидетелем и участником которых я был, - сообщал Каверин в книге «Литератор», - событиях, происшедших во время войны, когда я служил военкором «Известий» на Северном флоте. Описанный в романе случай «пролежал» у меня в памяти больше тридцати лет».

НОЧНОЙ СТОРОЖ, ИЛИ СЕМЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ, РАССКАЗАННЫХ В ГОРОДЕ НЕМУХИНЕ В ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ НЕИЗВЕСТНОМ ГОДУ: Сказки / Худож. Г.Юдин. - М.: Дет. лит., 1982. - 224 с.: ил. + 16 вкл.

Еще в 1920-е годы, советуя перенести действие его фантастических рассказов в Россию, А.М.Горький предлагал Каверину написать что-нибудь на темы расхожих крылатых выражений, «например: о черте, который сломал себе ногу, - помните: «Тут сам черт ногу сломит». Благодаря этому горьковскому «подсказу» появилась на свет сказочная повесть «Много хороших людей и один завистник»: «Один из ее героев носил железный пояс, чтобы не «лопнуть от зависти», а другой так легко попадал соседу «не в бровь, а в глаз», что приходилось немедленно вызывать «скорую помощь». Из сказок, написанных в разное время, постепенно сложился цикл «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году». Лучшей в этом сказочном цикле Каверин считал сказку «Немухинские музыканты»: «Я придумал ее в Югославии, на берегу Адриатического моря, в Дубровнике. Впечатление от этого прекрасного старинного города-крепости отразилось в сказке «Летающий мальчик».

«Мне всегда хотелось писать сказки, - признавался Вениамин Александрович, - и для этого находилось время... Но о том, как пишутся сказки, я не могу рассказать. Вопреки видимой несложности, этим искусством владеют очень немногие, и у меня нет уверенности, что я принадлежу к их числу».

ПУРПУРНЫЙ ПАЛИМПСЕСТ / Оформл. худож. З.Буттаева. - М.: Аграф,1997. - 574 с.
Содерж.: Рассказы и повесть 20-х годов: Пурпурный палимпсест; Столяры; Бочка: Фантаст. рассказ; Большая игра: Фантаст. повесть; Семь пар нечистых; Перед зеркалом; Верлиока: Сказоч. повесть.

В эту книгу вошли несколько рассказов и повесть, написанные Кавериным в 20-е годы. «Я писал тогда фантастические рассказы: скиталец Ван-Везен, утопив смерть в бочке с вином, бродил по морям на последнем фрегате Великой Армады, а сам господь бог, принявший образ шулера, под прозрачным именем Дьё [в повести «Большая игра» он возникает в образе тайного агента Стивена Вуда] играл судьбами человечества в игорных домах Санкт-Петербурга».

САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ: Повести, рассказы / Худож. В.Виноградов. - М.: Сов. писатель, 1987. - 349 с.

СКАЗКИ / Рис. В.Алфеевского. - М.: Дет. лит., 1976. - 222 с.: ил.

ЮНОСТЬ ТАНИ: Повесть // Отрочество: Повести / Худож. О.Рытман. - М.: Дет. лит., 1989. - С. 3-284.

«Открытая книга»

Кажется, именно об «Открытой книге» Каверин сказал «мой толстый полуискренний роман». И хотя трилогия дважды была экранизирована, переиздавал писатель ее с неохотой.
Первая часть «Открытой книги» - «Юность Тани» - неоднократно издавалась как самостоятельное произведение. Поначалу героиня романа Таня Власенкова мечтала о карьере актрисы и думать не думала, что ее призванием станет медицина...

БАРОН БРАМБЕУС: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения». - М.: Наука, 1966. - 239 с.

Книга о замечательном русском писателе и журналисте, современнике А.С.Пушкина Осипе Ивановиче Сенковском, печатавшемся под псевдонимом «Барон Брамбеус», читается как настоящий авантюрный роман. Многим историкам литературы следовало бы поучиться у Вениамина Александровича искусству писать диссертации!..

ВЕЧЕРНИЙ ДЕНЬ: Письма, Встречи, Портреты / Худож. Б.Шейнес. - М.: Сов. писатель, 1982. - 559 с.

«ЗДРАВСТВУЙ, БРАТ. ПИСАТЬ ОЧЕНЬ ТРУДНО...»: Портреты, письма о литературе, воспоминания. - М.: Сов. писатель, 1965. - 255 с.

ЛИТЕРАТОР: Дневники и письма. - М.: Сов. писатель, 1988. - 298 с.

ОСВЕЩЕННЫЕ ОКНА: Трилогия / Худож. Б.Шейнес. - М.: Сов. писатель, 1978. - 544 с.: ил.

«В 1957 году я заболел так тяжело, что мне запретили не только читать и писать, но и разговаривать... Мне осталось только одно: вспоминать. Именно этим я и стал заниматься. Год за годом я вспоминал свою жизнь». Так родилась на свет автобиографическая трилогия о детстве и юности Вениамина Александровича Каверина.

ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ: Воспоминания и размышления. - М.: Сов. писатель, 1985. - 271 с.

ЭПИЛОГ: Мемуары. - М.: Моск. рабочий, 1989. - 543 с.

«Я нарисовал в «Эпилоге» историю многих фальшивых карьер, многих мнимых знаменитостей, многих трагедий...
«Эпилог» - это не просто воспоминания, это глубоко личная книга о теневой стороне нашей литературы, о деформации таланта, которая происходила подчас и с моими близкими друзьями».
«Я хотел умереть с чистой совестью, поэтому и создал «Эпилог» (В.А.Каверин).

Алексей Копейкин

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.А.КАВЕРИНА

Каверин В.А. [Без назв.] // Как мы пишем. - М.: Книга, 1989. - С. 51-64.
Каверин В.А. Вечерний день: Письма, Встречи, Портреты. - М.: Сов. писатель, 1982. - 559 с.
Каверин В.А. «Здравствуй, брат. Писать очень трудно...»: Портреты, письма о литературе, воспоминания. - М.: Сов. писатель, 1965. - 255 с.
Каверин В.А. Как пишутся книги // Каверин В.А. Из разных книг. - М.: Мол. гвардия, 1961. - С. 3-17.
Каверин В.А. Освещенные окна: Трилогия. - М.: Сов. писатель, 1978. - 544 с.: ил.
Каверин В.А. Очерк работы: [Предисловие] // Каверин В.А. Собр. соч.: В 8 т. - М.: Худож. лит., 1980-1983. - Т. 1. - С. 5- 34.
Каверин В.А. Память и воображение // Вслух про себя: Сб. статей и очерков сов. дет. писателей: Кн. первая. - М.: Дет. лит., 1975. - С. 103-119.
Каверин В.А. Письменный стол: Воспоминания и размышления. - М.: Сов. писатель, 1985. - 271 с.
Каверин В.А. Эпилог: Мемуары. - М.: Моск. рабочий, 1989. - 543 с.


Антокольский П. Вениамин Каверин // Антокольский П. Собр. соч.: В 4 т.: Т. 4. - М.: Худож. лит., 1973. - С. 216-220.
Бегак Б. Беседа двенадцатая. Судьба соседа - твоя судьба // Бегак Б. Правда сказки: Очерки. - М.: Дет. лит., 1989. - С. 95- 101.
Борисова В. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»: (О романе В.Каверина «Два капитана») // Каверин В.А. Два капитана: Роман. - М.: Худож. лит., 1979. - С. 5-18.
Борисова В. Холсты и «до холстов»: [Предисловие] // Каверин В.А. Избр. произв.: В 2 т.: Т. 1. - М.: 1977. - С. 5-19.
Галанов Б. Клятва Сани Григорьева // Галанов Б. Книжка про книжки: Очерки. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 93-101.
Головачева А. Чеховский мир Вениамина Каверина // Лит. обозрение. - 1994. - N 11-12. - С. 8-12.
Новиков Вл. Безошибочная ставка // Каверин В.А. Пурпурный палимпсест. - М.: Аграф, 1997. - С. 5-8.
Новикова О., Новиков Вл. В.Каверин: Критический очерк. - М.: Сов. писатель, 1986. - 285 с.
Смиренский В. Гамлет Энского уезда. Генезис сюжета в романе Каверина «Два капитана» // Вопросы литературы. - 1998. - Янв.- февр. - С. 156-169.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.А.КАВЕРИНА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Два капитана. Сцен. Е.Габриловича, В.Каверина. Реж. В.Венгеров. Комп. О.Каравайчук. СССР, 1955. В ролях: А.Михайлов, Н. Дробышева, А.Адоскин, Л.Галлис, Е.Лебедев, Т.Пельтцер, Е.Максимова, Б.Фрейндлих и др.

Два капитана. Телефильм. В 6-ти сер. Сцен. В.Каверина, В. Савина при участии Е.Карелова. Реж. Е.Карелов. Комп. Е.Птичкин. СССР, 1976. В ролях: Б.Токарев, Ю.Богатырев, Н.Гриценко, И.Печерникова, В.Кузнецова, З.Кириенко, Л.Соколова, А.Вокач и др.

Законы шторма: По мотивам романа В.А.Каверина «Девять десятых судьбы». СССР, .

Исполнение желаний. Сцен. В.Каверина. Реж. С.Дружинина. Комп. М.Кажлаев. СССР, 1973. В ролях: Н.Еременко-мл., Н.Бондарчук, И.Смоктуновский, Е.Лебедев, Л.Лужина, Е.Максимова, Е.Жариков, Ю.Назаров и др.

Немухинские музыканты. Телефильм. Сцен. В.Каверина. Реж. М. Муат. Комп. М.Меерович. СССР, 1981. В ролях: Е.Аржаник, К.Бердиков, С.Садальский, Наташа Макарова.

Открытая книга. В 2-х сер. Сцен. В.Каверина, Н.Рязанцевой. Реж. В.Фетин. Комп. В.Соловьев-Седой. СССР, 1973. В ролях: Л.Чурсина, Л.Дуров, А.Демьяненко, Ф.Никитин, Влад.Дворжецкий, Л.Гурченко, В.Стржельчик, В.Дворжецкий, Е.Копелян и др.

Открытая книга. Телефильм. В 9-ти сер. Сцен. В.Каверина, В.Савина. Реж. В.Титов. Комп. Н.Мартынов. СССР, 1979. В ролях: Н.Дикарева, Г.Тараторкин, М.Погоржельский, Е.Соловей, О.Янковский, Ю.Богатырев, Н.Ургант, И.Саввина, В.Басов, О.Табаков, О.Ефремов, А.Калягин и др.

Чертово колесо. По мотивам повести «Конец хазы». Сцен. А. Пиотровского. Реж. Г.Козинцев, Л.Трауберг. СССР, 1926. В ролях: С.Герасимов, А.Каплер, С.Мартинсон, П.Соболевский и др.
Чужой пиджак. По мотивам рассказа «Ревизор». СССР, 1927. В ролях: С.Герасимов, Т.Макарова и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ -

Немухинские музыканты. Реж. В.Курчевский. СССР, 1973.