В чем смысл названия рассказа шолохова судьба человека

Рассказ М Шолохова “Судьба человека” по праву занимает одно из главных мест среди литературных произведений о Великой Отечественной войне. Талант писателя позволил ему с удивительной простотой и честностью рассказать о страшных событиях Великой Отечественной войны. Благодаря таким произведениям и спустя семьдесят лет после окончания войны наше поколение не забывает о подвиге советского народа. Название произведения на первый взгляд кажется очень простым, оно состоит лишь из двух слов. Но сколько смысла можно увидеть в них!

Прежде всего хочется обратить внимание на слово “человек”. Еще М. Лермонтов писал: “История души человеческой. едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это действительно так! За громкими пафосными фразами, обобщениями, преувеличениями очень легко скрыть истину. Правду можно донести, опустившись на личностный уровень. И М. Шолохову это удалось, писатель показал нам войну глазами одного человека. На примере водителя Соколова читатель узнает, насколько важен труд каждого ради достижения общей цели.

Но в названии есть еще слово “судьба”, которое тоже несет в себе определенную смысловую нагрузку. Если проследить за жизнью Андрея Соколова можно понять, что судьба постоянно испытывала его на прочность. Наверно, одним из самых тяжелых испытаний за годы войны был плен. Только благодаря силе своего духа Соколов не сломался: “в скотину они не превратили меня как ни старались”.

Волею судьбы бойцу выдался случай бежать. Но она же лишила его самого дорогого – семьи. Как жить после этого, как не стать живым трупом. Но судьба в награду за все пережитые мучения дарит Андрею встречу с Ванюшей. “Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенных в чужие края.” Соколов и Ванюша спасли друг друга.

Теперь у бывшего сироты есть крыша над головой и любящий его человек, а у Андрея появился смысл жизни. Таким образом, название рассказа М. Шолохова несет глубокий смысл. В двух словах отразилась основная тема произведения: борьба человека с судьбой за право на жизнь, свободу и счастье.

(4 оценок, среднее: 2.75 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение А. А. Вознесенского «Параболическая баллада» («Судьба, как ракета, летит по параболе») воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения -...
  2. Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть....

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения. Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова. Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом. М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь. Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика. Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни. Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.

Написал рассказ «Судьба человека» в 1956-1957 годах, через много лет после окончания Великой Отечественной войны. В основу сюжета легла история обычного советского человека Андрея Соколова и пагубное влияние войны на его жизнь. Название художественного произведения, как правило, передает авторскую позицию или ключевую мысль. И в этом смысле, рассказ «Судьба человека» – не исключение.

Повествование в произведении ведется от первого лица, то есть от главного героя, который рассказывает постороннему человеку о своей жизни. Андрей Соколов принял встречного за шофера и угостил его табаком. Рассказчик сразу обратил внимание на глаза Андрея. Это были глаза «присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». А глаза, как известно, это зеркало души. Услышав о тяжелой судьбе Соколова, он понял, сколько страданий выпало на долю этого человека. Именно слово «судьба» в данном произведении является определяющим, поэтому оно положено в основу названия рассказа.

Как и тысячи других людей, Андрей столкнулся со всеми ужасами войны. Однако каждый человек по-разному переносит такие события: кого-то жизнь ломает, кого-то ожесточает, а кого-то делает сильнее. Потеряв всю семью во время Гражданской войны, Соколов не сдался, он сумел выучиться достойной профессии, создать новую семью. Андрей перебрался в Воронеж и некоторое время работал то плотником, то слесарем, а затем устроился шофером. Он женился на прекрасной девушке Ирине – воспитаннице детдома. У пары родилось трое детей: один сын и две дочери. Казалось бы, что еще нужно для счастья обычному человеку? Но снова вспыхнула война, и Андрея призвали в армию.

Годы службы во имя родины оказались самыми трудными. Андрей был не раз ранен, оказался в плену у немцев, скитался некоторое время по Германии, выполняя тяжелую работу, бывал в карцере, стоял лицом к лицу к лагерфюреру, но, ни разу не сдался, не упал духом. Сначала силы были на стороне немцев, но постепенно ситуация изменилась. Советские войска уверенно шли к победе, а к пленным, в свою очередь, стали лучше относится. Андрей был назначен шофером немецкого майора-инженера, от которого впоследствии смог сбежать. Оказавшись на родной земле, он в первую очередь написал письмо домой, но ответ пришел от соседа. Оказалось, что вся его семья, кроме сына, погибла от взрыва бомбы. Сын нашелся немного позже, но и он был убит немецким снайпером.

Вновь Андрей остался один. На всем свете не было ни одной родной души. В родные края возвращаться он не захотел, поэтому отправился к приятелю в Урюпинск. Это была бездетная чета, которая тепло его приняла. Через некоторое время Андрей столкнулся с маленьким беспризорным мальчиком Ванюшей , родители которого погибли во время войны. Несмотря на все испытания, через которые прошел Соколов, он сумел не ожесточиться. Взяв Ванюшу на воспитание, он подарил мальчику всю свою нерастраченную любовь и заботу. Он не просто подружился с ним, а заменил ему отца.

Таким образом, два осиротевших человека нашли друг друга и стали шагать по жизни вместе. Именно, усыновив такую же обездоленную душу, как он сам, Соколов смог постепенно вернуться к жизни. Неизвестно, как дальше сложилась их жизнь, так как рассказчик распрощался с Андреем и Ванюшей на берегу реки. Ясно одно, что судьба обычного человека, сумевшего найти в себе силы жить дальше после стольких тягот, заслуживает искреннего уважения.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.