Урок по зарубежной литературе. В.Шекспир. Трагедия "Гамлет". Урок "Гамлет" план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему Урок литературы шекспир гамлет горечь осмысления

Урок знакомит учащихся с бессмертной трагедией В.Шекспира "Гамлет". Даётся глубокий анализ содержания трагедии. Урок способствует повторению теории литературы, сочинение -миниатюра (развёрнутый ответ на вопрос) выявит понимание образа Гамлета каждым учеником. Урок воспитывает активную жизненную позицию учащихся, нацелит на изучение Гамлетовской темы в поэзии 20 века века (в творчестве М.Волошина, А.Блока, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Ю.Левитанского, Б.Пастернака,В.Высоцкого, Д.Самойлова, Б.Окуджавы, Ю.Благовещенского)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Скалистская средняя общеобразовательная школа»

Урок зарубежной литературы в 9 классе.

Учитель: Кенжебаева Л.И.

«Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Нравственные проблемы в трагедии
В. Шекспира «Гамлет»
(2 часа)

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием трагедии В.Шекспира

«Гамлет».

Задачи: обучающая - обозначить «вечные проблемы» в творчестве

В.Шекспира,

развивающая - развить представление о драматическом

Произведении, работать над развитием монологической

И диалогической речи учащихся, развивать актёрское мастерство,

Вопитывающая - воспитывать активную жизненную позицию,

Непримиримость к подлости, трусости, жадности.

Оборудование: портреты Шекспира, фотографии И. Смоктуновского в роли Гамлета.

Методические приемы : вступительное слово учителя, литературный монтаж «Мой Гамлет», анализ произведения, выразительное чтение отрывков произведения, письменный ответ на вопрос, работа в группах, литературоведческая справка, сообщение о театре.

Словарная работа.

Трагедия – драматический жанр, который строится на трагическом (изначально неразрешимом) конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя.

Трагический конфликт – (на него часто опирается трагическое) не может быть благополучно разрешен, а часто и вовсе не имеет решения.

Различают две разновидности трагических конфликтов: внешний, когда личность противостоит неблагоприятным внешним условиям, и внутренний, когда в душе героя противоборствуют одинаково важные для него, но несовместимые ценности. Нередко внешний и внутренний трагизм соединяются и усиливают друг друга.

План урока

(Выявить восприятие пьесы и создать установку на анализ произведения.)

II. «Дело не только в убийстве».

(Показать сложность и цельность натуры Гамлета.)

III. «Реальная действительность стала для него иной».

(Выстроить конфликт трагедии; проанализировать систему отношений, против которой выступает Гамлет)

Ход урока

I. «Чтобы разгадать тайну и смысл бытия».

1. Вступительное слово учителя. (Желательно, чтобы ребята к этому времени посмотрели спектакль или кинофильм.)

Как воспринимает «Гамлета» наш современный читатель?

Возможно, что его чувства и мысли совпадут с мнением Гете, который объяснял трагедию непосильностью задачи, возложенной на героя, или читателю покажется более близкой точка зрения Белинского. Русский критик считал, что слабость воли – преодолеваемое состояние, что Гамлет становится борцом против развратного и деспотичного двора. Менее вероятно совпадение взглядов современника с оценкой И. С. Тургенева. В своей статье «Гамлет и Дон Кихот» автор «Отцов и детей» свел содержание шекспировского образа к черствому эгоизму, равнодушию, презрению к толпе. В противоположность Гамлету Дон Кихот отличается благородством и гуманностью. Но в трагедии Шекспира Гамлета заботит судьба страны. Ему меньше всего присуще себялюбие.

Полемизируя с теми, кто акцентирует внимание на слабоволии и нерешительности Гамлета, Г. Козинцев в своей кинотрагедии изображает шекспировского героя последовательно целеустремленным, готовым до конца сражаться со злом.

Исполнитель роли Гамлета И. Смоктуновский стремится воспроизвести мощные силы, таящиеся в личности, восставшей против зла. Благодаря этому «у зрителя ни на мгновение не возникает сомнения, что именно таким должен быть датский принц…» Трагическое чувство Шекспира не тождественно трагическому мироощущению одного героя. Оно значительнее. Оно пронизывает все творчество Шекспира второго периода. Сравнивая Гамлета с другими персонажами трагедий Шекспира можно сказать, что Гамлет последовательно осознает свою трагедию и ведет борьбу не вслепую, а отчетливо представляя себе, какой перед ним противник. Разрозненные факты жизни постепенно связываются воедино в сознании героя. Гамлет улавливает произошедшие в стране глубокие перемены и скорбит о том, что все идет к худшему. Герой Шекспира дан крупным планом. Масштаб личности Гамлета возрастает оттого, что не одно созерцание всеобъемлющего зла характеризует героя, но также единоборство с порочным миром. Противники Гамлета, в свою очередь, не бездействуют, они принимают вызов. Их нельзя недооценивать. Они обусловили трагедию Гамлета. Они «расшатали» век. Они – конкретные носители порока, виновники беззаконий и разврата. Они враждебны не только Гамлету.

2. Реализация домашнего задания.

1) Литературный монтаж (составленный из монологов, реплик героя) «Мой Гамлет».

2) Обмен мнениями.

II. «Реальная действительность стала для него иной».

1. Реализация домашнего задания.

1) Литературоведческая справка о трагическом и трагедии (вводятся термины «трагедия», «трагическое»).

2) Небольшое сообщение о театре шекспировской эпохи (отсутствие декораций, деление на акты, условность времени).

2. Анализ произведения.

Определяя жанр произведения как трагедия, можно ли согласиться с Выготским, который говорит, что «Гамлет – это «трагедия трагедий», где главное не то, что происходит, а то, что думает о происходящем Гамлет, что борется внутри его, в его душе и мыслях»? Обоснуйте свой ответ примерами текста.

– Можно ли сказать, что идея этого произведения «вытекает» из трагического мировосприятия Шекспира? Определите идею пьесы и чем она мотивирована?

(Шекспир стремится показать, как страшна воцарившаяся бесчеловечность. Она мотивирована логикой характеров и замыслом произведения.)

– Проследите, пожалуйста, как развивается основной конфликт трагедии от завязки к развязке?

(Вначале конфликт едва ощутим, но уже носит общественный характер. Возникает ощущение близкой беды, сознание того, что нарушен нормальный ход жизни. Не один Гамлет выражает свое беспокойство. Увидев призрак, Горацио говорит: «Я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства». Ему вторит Марцелл: «Подгнило что-то в датском государстве». Отчетливо обозначен и внутренний конфликт: он не может сбросить со счетов личную обиду.

Ему невыносимо видеть на троне «сатира» Клавдия, сменившего «доблестного короля». Ему тяжело перенести смерть глубоко чтимого отца. Вместе с тем Гамлет умеет более зрело охарактеризовать положение в стране, чем это сделали его друзья. Если у них было смутное предчувствие беды, то Гамлет в самом разгульном образе жизни нового монарха видит одну из причин упадка Дании:

Тупой разгул на запад и восток

Позорит нас среди других народов…

Гамлет противостоит королю. Осуждает его, но конфликт, не получив толчка, пока не может дальше развиваться. Пока Гамлет выражает свое недовольство словесно. Чтобы контрастно выделить тяжелое душевное состояние Гамлета, помышляющего о самоубийстве, автор рисует благодушие короля. Его тронуло согласие принца остаться при дворе и не ехать в Виттенберг. Правда, читателю не совсем ясно, почему Клавдий заинтересован в присутствии племянника. Но такое благодушие насторожило Гамлета. При встрече с призраком Гамлет узнает о насильственной смерти отца. Принц хочет немедленно наказать убийцу. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что он многократно терзает себя за бездействие. Если бы Гамлет отважился сразу отомстить за смерть отца – это было бы простое убийство, а ему хочется изменить мир зла и несвободы. Он осознает, что это одному не под силу. Когда Гамлет раскрывает смысл происходящих при дворе событий, он судит о Дании и о времени строже, чем раньше. После игры актеров ход действия отличается резким обострением борьбы. Это крупная победа Гамлета.)

– Что определяет движение сюжета?

(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Это видно на примере, когда шпионы Розенкранц и Гильденстерн должны быть казнены английским королем. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)

– Когда внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки напряжения, т. е. своей кульминации?

(В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)

III. «Дело не только в убийстве».

1. Выразительное чтение монолога «Быть или не быть»?

(Прослушивается или грамзапись, или сам учитель читает, или заранее подготовленный ученик.)

2. Беседа.

– Определите роль монолога в художественной ткани всего произведения.

(Этот монолог стал знаменит и приобрел значение законченного, необычайно яркого по выразительной силе лирического стихотворения. Он завершает определенный этап духовного развития героя и органически связан с художественной тканью всего произведения. Здесь намечается духовный кризис Гамлета, из которого он выходит победителем, по определению Белинского. Если сам Гамлет еще взвешивает свои возможности, задумывается над тем, какой путь избрать, то жизнь его уже заставила начать сражаться. Сначала вступает в действие мысль – острая, беспощадная к себе и к тому, чем живет окружающий мир, а затем изменяется и поведение Гамлета.)

– Какие решения заложены в монологе?

(Одно решение – это «умереть, уснуть» – и только. Тема самоубийства уже возникала в I акте, здесь она настойчиво развивается. «Страх чего-то» после смерти сбивает Гамлета, он внушает Гамлету «терпеть невзгоды наши», т. е. его пугает неизвестность. Второе решение – «ополчась на море смут, сразить их противоборством». На первых порах этот вопрос остается без четкого ответа. Затем он придумывает себе «форму» поведения – притвориться безумным. Полоний первым испытал на себе «безумие» Гамлета.)

– Почему монолог неожиданно прерывается появлением Офелии?

(В этом нет никакой неожиданности. Это присуще Гамлету, он лишний раз вновь упрекает себя в нерешительности, т. к. противоречивость и двойственность мышления Гамлета – черты, присущие ему.)

– У кого «безумие» Гамлета вызывает нескрываемую тревогу и даже растерянность? Верят ли они ему?

(«Безумие» Гамлета вызывает нескрываемую тревогу и даже растерянность у придворных и у самого Клавдия. Они ему не верят. Вспомним слова Полония: «Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность».)

– Какой момент можно назвать кульминацией борьбы между Гамлетом и Клавдием? Как называет его Шекспир? Каким мы увидели здесь Гамлета?

(Настоящее сражение началось между Гамлетом и Клавдием после устройства спектакля, знаменитая «мышеловка», с помощью которой Гамлету удалось «заарканить совесть короля». Гамлет восстал против мира-тюрьмы, а ведь Клавдий был главным тюремщиком. Если его «безумие» было тайной войной, то спектакль был прямой атакой, цель которой – обнажить перед всеми облик преступника, завладевшего троном путем убийства брата. Гамлет предстает перед нами изменившимся. Отброшены все сомнения и колебания. Решительность действий, изобретательность ума, творческое обогащение кем-то сочиненной пьесы, режиссерские уроки актерам, тонкий психологический расчет на слабость Клавдия – вся эта бурная деятельность противостоит прежней двойственности и постоянному самобичеванию, которые раньше были свойственны ему. Приезд актеров был событием неожиданным. Однако сам Гамлет был к моменту их прибытия внутренне подготовлен, чтобы использовать представление для обличения короля. В свою очередь, актеры с первого раза поняли Гамлета и свою задачу. Они уважали его, а он глубоко знал и любил театр.)

– Объясните роль Лаэрта в трагедии.

(С одной стороны, «элементарная месть», а с другой – это ловкий ход для Клавдия. Это он настраивает Лаэрта на убийство. Убийство Гамлета должно было решить исход борьбы между ним и Клавдием.)

По определению Белинского, «второе место в трагедии отведено Офелии. Ее трагедия усиливает общее тягостное настроение, вызванное «всевластием зла». Докажите справедливость этого утверждения примерами из текста.

(Отношения Гамлета и Офелии не всегда понятны. Он уверяет ее, что «сорок тысяч братьев» не могут так любить, как он. Но в трагедии нет ни одной сцены, которая бы убедительно подтвердила эти слова, у него какое-то грубо-ироническое отношение к Офелии. Например, советует ей уйти в монастырь. Ее гибель ускорена слабостью, но не вызвана ею. Читатель любит Офелию даже тогда, когда она послушно служит наблюдавшему за Гамлетом Полонию. Она наивна и доверчива столь же, сколь недоверчив Гамлет. Подозревая, что Гамлет безумен, она восклицает:

О, что за гордый ум сражен! Вельможи,

Бойца, ученого – взор, меч, язык;

Цвет и надежда радостной державы.

Высказывание о Гамлете решительное. Однако мы остаемся в неведении относительно того, любила ли она принца, какое место в ее жизни он занимал – это осталось тайной для всех. Она не играет роль безумной, а действительно сходит с ума, поэтому симпатия читателя всегда на стороне Офелии.)

– Какие взаимоотношения сложились у Гамлета с Гертрудой?

(Он ее обвиняет, что она так быстро поддалась на уговоры Клавдия и, «башмаков еще не износив», выходит за него замуж. Но она единственная, кто под влиянием Гамлета внутренне очищается, осмысливает всю пагубность своей связи с преступным Клавдием. Жестокое обвинение, предъявленное ей сыном, неотразимо. И королева, в отличие от своего второго супруга, не потеряла совести. В совершенном отчаянии она признается Гамлету:

…Ты мне глаза направил прямо в душу,

И в ней я вижу столько черных пятен,

Что их ничем не вывести…)

3. Р/р. Дайте письменный ответ на вопрос: «Сколько граней в сложном образе Гамлета?» Сделайте вывод.

Он непримиримо враждебен к Клавдию, миру-тюрьме. Он по-дружески расположен к актерам. Он грубоват и ироничен в общении с Офелией. Он обходителен с Горацио. Он сомневается в себе. Он действует решительно и быстро. Он остроумен. Он умело владеет шпагой. Он боится божьей кары. Он богохульствует. Он обличает мать и любит ее. Он равнодушен к престолонаследию. Он с гордостью вспоминает отца-короля. Он много думает. Он не может и не хочет сдержать свою ненависть – вся эта гамма меняющихся красок воспроизводит величие человеческой личности, подчинена раскрытию трагедии человека.

– Назовите самую кровавую сцену во всей трагедии. Определите ее роль в трагедии.

(Критики называют пьесу «Гамлет» наиболее кровавый из всех трагедий Шекспира. В финале отравилась королева Гертруда, убиты Лаэрт и Клавдий, умирает от раны Гамлет. Л. Н. Толстой подверг сомнению достоверность такого завершения сюжета, когда все главные действующие лица почти одновременно погибают. Думается, что у нас нет оснований не верить Шекспиру. Уход из жизни каждого персонажа имеет свое особое объяснение. Наиболее трагична судьба Гамлета, поскольку в его образе истинная человечность, соединенная с силой ума, находит самое яркое воплощение.

Соответственно такой оценке его смерть изображена «как подвиг во имя свободы». Совсем не трагична гибель Клавдия. Он и смертью своей не мог искупить совершенных им преступлений. Трагична смерть королевы Гертруды, но ее гибель по своей значимости несоизмерима с потерей, которую понесло общество, лишившись Гамлета. Каждая смерть по-своему оценена автором. Ее историческое значение, ее объективный смысл состояли в том, что горе Гамлета, его протест совпадают с чувствами, возникающими у народа.)

– Какие художественные приемы использует Шекспир для раскрытия образа Гамлета?

4. Работа в группах, дающих ответ на этот вопрос.

Первая группа.

Приемы в области художественной речи (роль монолога, аллегорий, философских бесед, иронии).

(Духовная драма героя раскрывается в монологах, а также это средство использовано для того, чтобы передать весь процесс самоанализа героя и оценки среды.

Посредством аллегории Гамлет высказывает свое отношение к противникам, а также к Офелии.

Иносказания подчеркивают наличие дистанции между Гамлетом и двором.

Философская беседа с могильщиками многозначна. Она обнаруживает близость Гамлета к народу, общительность, которая не наблюдается в беседах Гамлета с королем и придворными. На некоторое время у Гамлета меняется его мрачное настроение. Он весело шутит, искренне радуется остроумию могильщиков. Гамлет словно забыл о былом своем страхе перед загробным существованием и непринужденно фантазирует о превратностях судьбы в неземном мире. Такой же смысл имеет его разговор с актерами – это своего рода народный фон. Это разрядка напряженности.

Ирония помогает отделить наиболее существенные, вершинные моменты трагического действия.)

Вторая группа.

Приемы в области композиции.

(Вводятся «отвлекающие» эпизоды (беседа с актерами, беседа с могильщиками). Здесь углубляется образ Гамлета, его человечность становится не столь суровой, как в тех сценах, где он борется. Теплота души, вдохновение художника – таковы новые штрихи в портрете Гамлета.)

Третья группа.

Приемы в области художественной детали.

(Отказ от права на престол: после смерти отца он имел право на престол, так как достиг совершеннолетия. Он не стремится сесть на трон. Включи это Шекспир в трагедию, она бы потеряла свою общественную сущность борьбы. Когда Горацио говорит об умершем монархе, что «это истый был король», Гамлет уточняет: «Он человек был, человек во всем». Это истинная мера, высший критерий гуманизма эпохи Возрождения.)

Вывод.

– Так в чем же сущность «гамлетизма»?

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Гамлет в поэзии XX века».


План-конспект урока литературы
Класс: 9
Дата: 03.05.2017
Учитель: Лабовкина Екатерина Валериевна.Тема: У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Форма урока: урок-исследование.
Цели:
образовательные: обозначить «вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира, познакомиться с образом Гамлета, проанализировать его значимость в литературе.
развивающие: развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся.воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.
Задачи:
Помочь учащимся понять всю сложность психологического состояния героя, причину трагедии в душе героя;
Определить литературоведческое понятие «вечный образ»;

Методы и приёмы: фронтальный опрос, развитие критического мышления, работа в группах, эвристический метод, минутка воображения, синкан (синквейн), микрофон, словарная разведка.
Образовательные технологии: использование ИКТ (мультимедийное сопровождение - презентация), проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления.
Деятельность учащихся: парная, индивидуальный опрос, эвристическая беседа.
Оборудование: презентация, текст произведения «Гамлет», текст монолога, музыкальное сопровождение (в презентации), фрагмент монолога Гамлета.Ход урока
Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? – оно велико и глубоко: это жизнь человеческая; это человек, это вы, это я, это каждый из нас... (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
I. Организационный момент (2 мин).
Цель: подготовить учащихся к занятию; настроить на совместную работу на уроке.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы успели отдохнуть, потому что для этого урока потребуется ваша смекалка и запас знаний. Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их.
II. Актуализация опорных знаний (3 мин).
Цель: актуализировать знания учащихся, создать ассоциативное мышление.
Учитель. Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности.
Ассоциативный ряд.
На экране иллюстрация, звучит мелодия.
Посмотрите на иллюстрацию и послушайте мелодию, какие у вас возникли ощущения? (Ребята говорят о своих ощущениях).
III. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
Цель: мотивировать учащихся на работу.
Учитель. Какие 3 глагола вы бы применили к понятию «трагический герой»?
(выживать, бороться, сопротивляться)
IV. Определение темы и целей урока. Целеполагание (4 мин).
Цель: сформулировать тему и цель урока вместе с учащимися.
Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших
рассуждений.
(Ребята высказывают свои предположения). Тема сегодняшнего урока – У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
На доске записывается число и тема урока.
Учитель. Запишите в тетради Третье мая и тему урока. Сегодня мы уделим особое внимание образу Гамлета.
Теперь давайте сформулируем цели урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные фразы, написанные на доске.
Учащиеся определяют вместе с учителем тему урока и цели.
Познакомиться с образом …
Проанализировать творчество…
Уметь высказывать…
Научиться вдумчивому…
Наши задачи на этот урок:
Определить литературоведческое понятие «вечный образ».
Задуматься над местом и ролью Гамлета в современном мире: как воспринимается Гамлет современным читателем.
V. Работа над темой урока. Изучение нового материала (10 мин).
Цель: проанализировать образ героя, определить значение творчества писателя и его произведения в литературе.
1. Слово учителя (1 мин).
- В творчестве У. Шекспира можно выделить 2 этапа: ранний – оптимистический. Это в основном комедии, в которых свобода личности должна привести к гармонии в мире. Поздний этап творчества – трагический (кризис иллюзий о свободе личности, беспорядочный мир, игра тёмных сил). Что же происходит в душе шекспировского трагического героя, мы постараемся сегодня понять.
2. Эвристическая беседа (3 мин).
- Что было взято за основу при создании трагедии?
Ответ: При создании трагедии «Гамлет» драматург взял за основу сюжет легенды о принце Датском. Легенда давно забыта, но образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить до тех пор, пока существует человечество.
- В чем же причина этого феномена?
- Что означает понятие «вечный образ»?
3. Словарная разведка (Запись в тетради) (2 мин).
Учитель. Давайте обратимся к справочной литературе.
Вечный образ – содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов; высокая художественная, духовная ценность; способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность.
4. Фронтальный опрос (4 мин).
- Можно ли считать Гамлета «вечным образом»? Почему?
- Какие еще герои литературы могут считаться такими?
(Дон Кихот, Мцыри).
Учитель: Хорошо. Ребята, эта информация пригодится Вам при написании сочинения на ГИА.
Ответы учащихся:
Гамлет – вечный образ. У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейная драма для него – портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери приводит к выводу, что все женщины вероломны. Череп Йорика наводит на понимание бренности всего земного.
Гамлет – вечный образ. Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.
VI. Физкультминутка. Минутка воображения (1 мин).
Цель: настроить учащихся на положительный результат работы.
VII. Закрепление изученного материала (16 мин).
Цель: закрепить и обобщить изученное.
1. Работа в группах. Наблюдения (4 мин).
Группа 1.
– Что определяет движение сюжета?
(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)Группа 2.
– Когда внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки напряжения, т. е. своей кульминации?
(В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)
2. Монолог «Быть или не быть» (5 мин).
Учитель: Итак, сейчас мы с Вами просмотрим фрагмент монолога «Быть или не быть». (Просмотр фрагмента в исполнении Иннокентия Смоктуновского). Перевод: Борис Пастернак
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
















Нескорый суд и более всего













В начале обещавшие успех,

Офелия! О радость! Помяни

Учитель:
Ребята, ещё одним ярким исполнителем роли Гамлета в советском пространстве был Высоцкий. Высоцкий Владимир Семёнович - талантливый советский поэт, прозаик, певец, актёр театра и кино. Считал своей лучшей театральной ролью исполнение роли Гамлета. Образ, созданный актером-поэтом на сцене знаменитого Театра на Таганке, безусловно, является значимым феноменом в сокровищнице мирового театра.
3. Эвристическая беседа. Работа над идейно-художественным содержанием монолога (2 мин).
- Что для Гамлета означает вопрос «быть» и «не быть»? Учитель вместе с учащимися пытаются ответить.
Быть – это для Гамлета оказать сопротивление, отомстить за смерть отца. Не быть – для героя означает терпеть позор, покоряться судьбе, затаить обиду и молчать. Гамлет думает о том, что будет, если забыться сном – то есть умереть, покончить жизнь самоубийством.
Тогда почему люди долго терпят и не оказывают сопротивление злу? Гамлет приходит к выводу, что «трусами нас делает раздумье/ Так решимости природный цвет/ Хиреет под налетом мысли». Разум мешает делать безрассудные поступки.
4. Глубокая мысль (2 мин).
Учитель.
Вопрос: Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
(Учащиеся размышляют над поставленными вопросами).
Учитель: таким образом, мы выяснили что?
Вывод: (отвечают учащиеся).
Гамлет – это человек, видящий и хорошо понимающий причины поступков людей. Гамлет остро чувствует фальшь, обман, он хороший психолог. По природе своей он добрый, благородный юноша, не желающий жить в мире интриг и корыстного обмана. Но долг сына – мстить за убийство своего отца – не дает ему покоя. Его разрывают противоречия.
Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: «век расшатался». В этом состояла его миссия.
5. Вывод (проблемный вопрос) (2 мин).
– Так в чем же сущность «гамлетизма»?
Давайте обратимся к справочной литературе и попробуем сформулировать понятие «гамлетизм» - это символ состояния, характеризующийся пребыванием кого-либо в постоянных противоречиях и сомнениях.
6. Синквейн (синкан)(1 мин).
Учитель: А теперь давайте попробуем составить синквейн (5 строк) по группам. (Учащиеся составляют синквейн, читают по группам).
- Молодцы! А теперь подведём итоги нашего урока.
VIII. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин).
Цель: подведение итогов урока.
Микрофон
Меня удивило на сегодняшнем уроке...
Я понял (-а), что...
Мне понравилось это произведение тем, что...
Учитель: Мы живём в XXI веке, а вспоминаем образ Гамлета, который помогает ответить нам на загадки прошлого, понять душевное состояние выдающихся наших современников и нас самих. Образ Гамлета – «вечный образ», символ сыновей любви и мести. Гамлет в каждом из нас.
IX. Подготовка к домашнему заданию (2 мин).
Цель: организовать и объяснить учащимся домашнее задание.
1. Выучить монолог «Быть или не быть» (в переводе Б. Пастернака).
2. На дополнительный балл: Написать эссе 7-10 предложений на тему «Есть ли выбор у Гамлета?».
X. Оценивание. Комментирование полученных оценок (3 мин).
Взаимооценка. Учащиеся оценивают работу друг друга, и каждый оценивает свою работу.
Спасибо за урок!
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Трагедия Шекспира "Гамлет" (1602) — одно из самых великих произведений мировой драматургии. Написанная для определенного времени и отвечавшая настроениям современников Шекспира, она более трех веков привлека-ет многие поколения читателей и зрителей значительнос-тью содержания и мастерством формы.

Впервые эта история была записана летописцем Саксоном Грамматиком в 1200 году на латыни. В эпоху Воз-рождения французский писатель Бельфоре пересказал ее со значительными изменениями в своей книге "Трагичес-кие истории" (1576). Один из предшественников Шекспи-ра, по-видимому, Томас Кид (1558—1594), используя сюжет Бельфоре, написал трагедию "Гамлет", которая шла на сцене в 1589 и 1594 годах. Ее текст, к сожалению, не сохранился. Создавая свою трагедию, Шекспир использо-вал пьесу Кида. Но, как и в других подобных случаях, Шекспир придал этому сюжету совершенно новую, ориги-нальную трактовку.

"Гамлет" — трагедия о том, как человек открывает для себя существование зла в жизни. Шекспир изобразил ис-ключительное злодейство — брат убил брата. Но смысл истории Гамлета выходит за рамки этого случая. Сам Гамлет воспринимает этот факт не как частное явление, а как одно из выражений того, что зло стало повсеместным и пустило глубокие корни в обществе. Он говорит Поло-нию: "Быть честным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч" (акт II, сцена 2).

Убийца — король Клавдий — и его двор воплощают в себе все пороки, возмущающие честную душу Гамлета: деспотизм, подхалимство, пьянство, лживость и лицеме-рие.

Против этого мира вступает в борьбу Гамлет. Свою задачу он видит не столько в том, чтобы отомстить за отца, сколько в том, чтобы уничтожить зло.

В борьбе, которую ведет Гамлет, у него много против-ников. Его главный враг — сам король. Но он не одинок. Первый среди приверженцев короля — льстивый и лукавый царедворец Полоний. Подручными короля становятся прежние друзья Гамлета по университету Розенкранц и Гильденстерн, берущие на себя неблаговидную миссию шпионить за Гамлетом. Но даже те, кто искренне любят принца, невольно оказываются среди его врагов. Это преж-де всего его мать — королева Гертруда, ставшая женой жестокого и ничтожного Клавдия. Даже возлюбленная Га млета, Офелия, становится орудием в руках врагов, и он отвергает ее любовь.

Но у принца есть верный друг Горацио. Ему сочувст-вуют воины Бернардо и Марцелл. Его любит народ, о чем говорит сам король. Но Гамлет не прибегает к помощи тех, кто готов его поддержать, предпочитая вести борьбу против короля один на один.

Медлительность принца в этой борьбе объясняется несколькими причинами. Прежде всего ему нужно убе-диться в том, насколько верны слова призрака об убийстве. Чтобы посеять тревогу в душе короля, принц притворяется сумасшедшим. Клавдий начинает опасаться, не узнал ли Гамлет тайну смерти своего отца. Воспользовавшись тем, что в королевский замок прибывает труппа актеров, Гамлет устраивает представление, которое, как он и задумал, ока-зывается "мышеловкой" для короля. Но он не убивает его даже после того, как убеждается в его вине. Случай предо-ставляет ему такую возможность: принц сталкивается с королем в одной из галерей замка. Но Гамлета останавли-вает то, что король молится. По понятиям того времени, душа Клавдия в этот момент обращена к богу, и если его убить, то она вознесется на небо. Гамлет же хочет отправить короля в ад. Для этого надо поймать его за каким-нибудь дурным делом. Почти сразу после этой сцены, беседуя с матерью, принц слышит в комнате шум и, думая, что убьет короля, спрятавшегося в ее комнате, ударяет шпагой, по-ражая насмерть Полония.

Этот удар сбил все планы Гамлета. Король понял, в кого метил принц. Теперь у Клавдия есть хороший повод избавиться от принца, что он и пытался сделать. Но на помощь Гамлету тоже приходит случай, и он возвращается в Данию. События опять принимают непредвиденный обо-рот. Гамлет узнает о смерти Офелии. Ее гибель и смерть Полония сделали Лаэрта заклятым врагом Гамлета. Король направляет руку Лаэрта против принца, и тот становится жертвой их совместного коварства.

Когда все закончилось гибелью Полония, Розенкран-ца, Гильденстерна, Офелии, королевы Гертруды, Лаэрта, короля Клавдия и самого Гамлета, Горацио обещает объ-яснить, что произошло. Как он говорит,

То будет повесть

Бесчеловечных и кровавых дел,

Случайных кар, негаданных убийств,

Смертей, в нужде подстроенных лукавством,

И, наконец, коварных козней, павших

На головы зачинщиков.

(акт V, сцена 2)

Здесь очень точно определено, как происходили собы-тия в трагедии. Поэтому нельзя упрекать Гамлета в медли-тельности. Ни один человек не в состоянии подчинить себе течение жизни. Как драматург-реалист, Шекспир и показал сложное сплетение причин и следствий, приведших к тра-гическому концу всех главных действующих лиц "Гамлета".

К концу трагедии Гамлет, пройдя через все испытания, закалился. Он перестал бояться смерти, но не стал от этого безразличным к жизни. Когда он умирает и видит, что его друг Горацио хочет добровольно разделить с ним смерть, Гамлет отнимает у него кубок с ядом и взывает к его мужеству. Смерть — слишком легкий способ разделаться с трудностями жизни, недостойный человека. "Дыши в су-ровом мире", — завещает Гамлет другу.

История датского принца трагична. Трагедию его жизни составило то, что на него обрушилось много зла и бед, а душа была настолько чувствительна, что разрывалась от вызванных ими страданий. Его судьба трагична и пото-му, что, защищая правое дело, он погиб.

Но "Гамлет" не трагедия отчаяния перед лицом зла, а трагедия о красоте и мужестве человека, который не мог жить иначе, кроме как в непримиримой борьбе со злом.

Цель урока: продолжить изучение литературы эпохи Возрождения, дать представление о творчестве У.Шекспира, прочитать трагедии Шекспира.

Воспитательная задача: развитие ценностных представлений студентов о мире, о человеке, приобщение к гуманистическим идеалам.

Форма урока: комбинированный урок (сообщение новых знаний, аналитическая беседа со студентами).

Примечание: на изучение данной темы отводится 2 часа. Этот урок входит в раздел "Литература эпохи Возрождения". На изучение творчества В.Шекспира отведено 4часа.

План урока:

  1. "Век расшатался:" (развитие драматического действия)
  2. ":в нем точно и внутренний и внешний человек не схож с прежним"(образ главного героя)
  3. "Ее любил я как сорок тысяч братьев:"(Образ Офелии, ее роль в сюжете и развитии действия)
  4. Трагедия и трагическое (теоретические сведения)

Самостоятельная работа студентов - чтение трагедии Шекспира "Гамлет" и ответы на следующие вопросы:

  1. Каким был Гамлет до начала трагедии?
  2. Как изменилось его мироощущение и отношение к людям по возвращении в Данию?
  3. Гамлет потрясен смертью отца. Но только ли в этом причина его горя?
  4. Какая задача стоит перед Гамлетом? Как он ее формулирует?
  5. Внимательно прочитайте монолог Гамлета "Быть или не быть:". Как вы его поняли? Какой выбор делает Гамлет и почему?

Сюжет "Гамлета" впервые записан Саксоном Грамматиком в его "Истории Дании" в конце ХП века. Это древняя ютландская легенда о принце Амлете, отец которого был убит родным братом, а мать вышла за убийцу замуж. Амлет, притворившись сумасшедшим и усыпив бдительность врагов, мстит за отца.

В этой легенде те же сюжетные узлы, что и в трагедии Шекспира, но это прежде всего трагедия мести. К этому сюжету обращались неоднократно и до Шекспира. Так, в ХУ1веке сюжет был разработан французом Бельфоре. Чуть позже английский драматург Томас Кид написал трагедию, которая успешно шла на сцене английского театра.

Но принципиальное отличие "Гамлета" В.Шекспира от ранее написанного в том, что, сохранив традиционную тему мести, Шекспир создал произведение, в котором главным становится осмысление эпохи и ее противоречий.

Вопрос студентам:

О какой эпохе идет речь? Когда происходит действие трагедии? (В эпоху Возрождения)

Что на это указывает?

Прежде всего, система ценностей главного героя и те противоречия жизни, с которыми он сталкивается.

Обращаемся к домашнему заданию.

Беседа о главном герое. Каким он был до начала событий? Как относился к жизни, к людям? Как меняется его мироощущение и почему?

Принц Датский приезжает на похороны отца из Виттенбергского университета, где изучал науки. И в университете он приобщается к идеалам гуманистов. Ведь Виттенберг был передовым европейским университетом, центром гуманитарной науки, где впервые выступил с речью Лютер, где читал лекции Джордано Бруно. У Гамлета, как и у гуманистов, очень высокий идеал личности. Он восхищается человеком, он восхищается миром.

Приведем примеры из текста:

Что за мастерское создание - человек!
Как благороден разумом! Как бесконечен способностью!
В обличии и в движении - как выразителен и чудесен!
В действии - как сходен с божеством!
Краса Вселенной! Венец всего живущего!
Что человек, когда он занят только сном и едой?
Животное, нее больше. Но для того ли дан богоподобный разум,
Чтоб плесневел он:.

Гамлет жил в гармоничном мире. Земля, мир для него - "прекрасная храмина". У него была семья - отец и мать, которых Гамлет считал идеалом: "Он человек был, человек во всем:" - говорит принц об отце. И это высшая похвала. У Гамлета были друзья, любимая. Он был веселым и жизнерадостным юношей - любил дружеские пирушки, увлекался театром, литературой: И вот в одночасье этот мир рухнул.

Почему же Гамлет "утратил свою веселость"?

Мы встречаем героя, когда он переживает тяжелейший душевный кризис. И вызван этот кризис не только смертью отца.

Что усугубляет страдания Гамлета?

Мать предает память отца и выходит замуж за Клавдия. Это потрясло Гамлета:

Бренность, ты зовешься женщина! -
И башмаков не износив, в которых шла за гробом:.
О боже, зверь, лишенный разуменья, скучал бы дольше!
Замужем за дядей, который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса!
:Сравнить их - Феб и Сатир!

Гамлет начинает постигать мир. "Подгнило что-то в Датском королевстве" ,- замечают стражники. "Дания - тюрьма", - эту печальную истину осознает принц. Он поражен грубостью нравов и пьянством, царящим в Дании:

Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других народов,
Нас называют пьяницами, дают нам свинские клички,
Да ведь и вправду - он наши высочайшие дела лишает самой
Сердцевины славы:

Не меньше поражает принца фальшь и лицемерие двора:

Вот мой дядя - король Датский, и те, кто строил ему рожи,
Пока жив был мой отец, платят по 20, 40, 50 и 100 дукатов
За его портрет в миниатюре. Черт возьми, в этом есть нечто
Сверхъестественное, если б только философия могла доискаться!

Клавдия Гамлет презирает: "улыбчивый подлец", "шут на троне, своровавший власть и государство".

Мои таблички - надо записать,
Что можно жить с улыбкой и с улыбкой
Быть подлецом, по крайней мере - в Дании!

И тут появляется призрак. И Гамлет узнает, что Клавдий - убийца.

Чтение диалога Гамлета и призрака.

На принца ложится непосильная ноша. И это не просто личная месть. Если бы речь шла о личной мести Гамлета за убитого отца, мы бы имели дело с традиционной трагедией мести, а перед нами - философская трагедия. Задача Гамлета - шире, чем личная месть.

Как формулирует Гамлет стоящую перед ним задачу?

Век расшатался, и скорей всего,
Что я рожден восстановить его.
Как вы понимаете слова Гамлета?

Немецкий поэт и писатель Иоганн Вольфганг Гете в романе "Ученические годы Вильгельма Мейстера" первым проанализировал трагедию Шекспира. Гете считает, что эти слова (приведенная выше цитата) - ключ к поведению Гамлета: "Велико деяние, тяготеющее над душой, которой такое деяние не по силам. Вот:идея, проходящая через пьесу. Здесь дуб посажен в драгоценный сосуд, которому назначено было лелеять в своем лоне только нежные цветы; корни растут и разрушают сосуд".

О боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и
Считать себя королем бесконечности, если бы мне не снились дурные сны!

Как вы понимаете слова Гамлета? Что за "дурные сны" ему снятся?

"Дурные сны" - это мысли о царящей в мире несправедливости, о страданиях простых людей, ничем не защищенных. И не думать об этом Гамлету не позволяет совесть. Его монолог "Быть или не быть" раскрывает всю глубину этих раздумий.

Выразительное чтение монолога. Определение основной идеи. Какой выбор стоит перед героем? Что удерживает его в жизни?

Как вариант, можно сравнить монолог героя с сонетом № 66, который анализировали на прошлом занятии. Какой выбор делает Гамлет? Покориться злу и бедам или восстать против несправедливости? Что благороднее - устраниться, чтобы не замарать себя грязью или ринуться в бой?

Виктор Гюго сравнил Гамлета с Прометеем, отметив таинственную близость прикованных". Как вы думаете, почему? Согласны вы с таким сравнением?

Гамлет, чтобы обезопасить себя, притворяется сумасшедшим. Но он не просто изображает безумного. Его душа потрясена. Не случайно в трагедиях Шекспира так много безумных - истинных или мнимых: человеческий разум не выдерживает жестокости мира. Что-то сдвинулось, вывихнулось, расшаталось - в мире восторжествовало зло.

Гамлет (как и его создатель) жил в эпоху, когда все в мире мельчало и на смену большим людям, личностям - приходили ничтожные, на смену великим целям - личный интерес. Гамлет выразил эту мысль, сравнивая двух королей, Гамлета и Клавдия - "Феб и Сатир". И конечно, Гамлет разочаровывается и в человеке, и в жизни.

Обратимся к тексту и посмотрим, как меняется мировоззрение Гамлета.

На душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, мне кажется пустынным мысом, этот несравненный полог, воздух, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем - все это кажется мне ничем иным, как мутным и чумным скоплением паров.

А что для меня эта квинтэссенция праха?
Из людей меня не радует ни один.
У меня нет будущего.
Мне жизнь дешевле, чем булавка.

Гамлет понимает, что его враг - не только Клавдий. Гамлет "опутан" негодяйством": друзья оказались предателями - "два моих собрата, которым я, как двум гадюкам, верю"; даже Офелия, самое светлое в его жизни - орудие в руках врагов. Клавдий и его окружение принадлежат тому миру, который Гамлет не приемлет: "Ведь добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока".

Гамлет - интеллектуальный герой. Его ум, мысль так глубоко проникает в окружающий мир, что он делает из анализа происходящего такие безнадежные выводы, прекрасно понимая, что убийство Клавдия, месть за совершенное им злодеяние не может быть решением вопроса.

Почему Гамлету недостаточно убить Клавдия?

Цель Гамлета - восстановить попранный закон, а преступлением закон не восстановить. Гамлет должен не просто убить Клавдия, а разоблачить преступника. И хотя принц постоянно себя упрекает в бездействии, он действует, и действует очень активно. Просто, в отличие от Фортинбраса, Лаэрта, которые очертя голову действуют, Гамлет сначала все обдумывает.

Какие действия предпринимает принц?

Прежде всего, Гамлет хочет убедиться, что сказанное Призраком - правда и Клавдий действительно убийца. Для этого принц устраивает "мышеловку". И затем расправляется со своими врагами: убивает Полония (хоть и случайно), сводит счеты с друзьями-предателями, а напоследок и с Клавдием. Как видим, несправедливо упрекать Гамлета в бездействии. Ведь у Гамлета очень сильные враги, коварные и жестокие, которые не остановятся ни перед чем. И они его постоянно опережают.

- На протяжении многих лет идут споры о характере Гамлета. И трактуют его по-разному: одни упрекают Гамлета за бездействие, за то, что он вместо мести занят рефлексией, другие видят в Гамлете активное начало, целеустремленность. А как вы думаете, Гамлет - сильная или слабая личность ?

Вот как определил характер Гамлета В.Г.Белинский в статье "Гамлет. Драма Шекспира. Молчанов в роли Гамлета": "Гамлет выражает свою слабость духа - правда; но надо знать, что значит эта слабость. Она есть распадение, переход из младенческой, бессознательной гармонии и самонаслаждения духа в дисгармонию и борьбу, которые суть необходимое условие для перехода в мужественную и сознательную гармонию".

Как вариант домашнего задания можно к уроку предложить прочитать статью В.Г.Белинского и статью И.С.Тургенева "Гамлет и Дон Кихот", или сделать доклад по материалам статьи.

Итак, мы можем сделать вывод, что сила Гамлета не в том, что он способен действовать и убивает Клавдия - в этом сила Амлета. Сила Гамлета в том, что он видит диссонанс жизни, осознает его и страдает. И хотя он прекрасно понимает, что не сможет "восстановить" расшатавшийся век, но не устраняется от борьбы, выбирает "быть".

Образ Офелии

Хотя Офелии отведено не так много места в грагедии (примерно 150 строк), но эта линия очень важна в сюжете. Она подчинена основной идеке Шекспира о "расшатавшемся" веке, в котором обречено на гибель все прекрасное.

Расскажите об Офелии

Офелия, пожалуй, один из самых поэтичных образов Шекспира. Сущность Офелии - любовь, нежность. Она любит отца, брата. Она любит Гамлета. Уже в самом начале пьесы девушка раскрывает свои чувства, когда с радостью, не задумываясь, делит свой досуг с принцем, идет на встречи с ним.

Он стал с тобой делить досуг, и ты

Ему весьма свободно даришь доступ -упрекают ее отец и брат.Но в ответ на увещевания Лаэрта - Гамлет и его расположенье

Так это лишь порыв, лишь прихоть крови - отвечает ироничной репликой: "Только и всего?" И в этих словах, как и в очень немногих других робких возражениях отцу, - спокойная вера в благородство человека, которого она любит.

Красивая и чистая сердцем девушка - единственная радость смятенной души принца. Но Офелию пытаются использовать против принца его враги. И Гамлет, который уже не верит ни во что и никому, не верит и Офелии.

Читаем по ролям сцену встречи принца и Офелии (Ш-1)

Гамлет говорит, что он "любил" и что он "не любил" Офелию. И это так. Он думает, что больше не любит Офелию, потому что потерял веру в любовь, в женщину: "Коротко, как женская любовь", "Бренность, ты зовешься женщина ":И это отношение распространяется и на Офелию. Перемена, произошедшая с принцем - его безумие - помогает понять, как искренне, как глубоко любит его Офелия.

О, что за дивный ум сражен! Вельможи,
Бойца, ученого - взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных - пал, пал до конца!

Офелия не просто сокрушается об утраченной любви, гораздо больше скорбит она о Гамлете, потерявшем рассудок. В ее словах - безграничное восхищение личностью принца. Она умеет оценить богатство человеческой натуры.

Читаем сцену на кладбище. Гамлет об Офелии, об истинном чувстве.

Белинский в названной выше статье писал: " Да, он любил, этот несчастный меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие души:О, Офелия много значила для этого грустного Гамлета

Согласны вы с такой оценкой?

Если любовь героев трагедии "Ромео и Джульетта" пережила своих героев, сделала мир немножечко лучше (забыта вражда двух семей), то любовь Гамлета и Офелии бессильна против натиска новой жестокой морали, в атмосфере которой не может существовать.

Понятие трагедии и трагического(теоретический материал)

Вспомним определение трагедии (Этот термин вводился при изучении темы "Античная драматургия")

В основе трагедии - конфликт, неразрешимое противоречие, заканчивающееся гибелью героя. Конфликт выходит за рамки личного столкновения между действующими лицами. Этот конфликт перерастает в борьбу противоположных жизненных принципов.

Это определение подходит пьесе Шекспира? Какие же принципы вступают в борьбу?

В "Гамлете" за смертельной схваткой Гамлета и Клавдия стоит противоборство добра и зла, высшая нравственность противопоставлена расчету и насилию. Трагизм заключается в гибели того, что по справедливости должно жить или побеждать. В трагедии Шекспира герой обречен на гибель вследствие своего высокого нравственного уровня.

Имеет ли пьеса Шекспира, написанная 400 лет назад, связь с современностью?

Задание для самостоятельной работы:

Найдите в интернете информацию о самых известных постановках и экранизациях трагедии Шекспира Гамлет".

Как эта тема нашла отражение в мировой литературе? В мировом искусстве?

Напишите сочинению на одну из тем:

"Век расшатался:" (Противоречия эпохи в трагедии Шекспира "Гамлет").

"Он человек был:" (Образ Гамлета).

"Быть или не быть:" (Причины трагедии Гамлета).

Женские образы в пьесах Шекспира.

Тема любви и дружбы в сонетах Шекспира.

"Вечные" темы в пьесах Шекспира.

"Перечитывая Шекспира:" (размышления о прочитанном).

"О чудо! Сколько вижу я красивых созданий!" (Герои пьес Шекспира).

Для аналитического чтения на уроке:

  1. Действие 1 сцена 2
  2. Действие П сцена 2
  3. Действие Ш сцена 1, сцена 4.
  4. Цитаты взяты из трагедии "Гамлет" В.Шекспира в переводе М.Лозинского.

В подготовке к уроку использованы следующие материалы:

  1. Аникст А.А. "Шекспир"
  2. Дубашинский И.И. "Вильям Шекспир"
  3. Смирнов А.А. "Шекспир"
  4. Верцман И. "Гамлет" Шекспира".