Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества". Урок по ОБЖ на тему: "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Дни воинской славы России" В чем заключается патриотизм ро

Вопросы:
1. Традиции и патриотизм – фундаментальные составляющие духовно-нравственного, боевого потенциала Российской армии.
2. Верность воинскому долгу – высшее проявление патриотизма российского офицера.

Актуальность изучения данной темы обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, радикальными изменениями в мире и стране, произошедшими в последние десятилетия, в результате чего возник новый мировой порядок. Претерпели существенные изменения такие традиционные понятия, как долг, Родина и Отечество, а для некоторых в силу геополитических изменений они оказались попросту размытыми. Поэтому в новых условиях социального бытия России необходимо возродить утраченные духовно-нравственные ценности, и прежде всего государственно-патриотические.
Во-вторых, сложными процессами строительства и реформирования военной организации Российской Федерации, изменением ее роли и места в обществе и государстве. Здесь также не обойтись без духовно-нравственной составляющей - морального фактора военной организации, который зиждется на таких фундаментальных ценностях, как государственность, духовность, патриотизм.
В-третьих, той сложной социальной ситуацией, которая характеризуется проявлениями преступности, различных форм аморализма и бездуховности, правового нигилизма, тех явлений, которые, к сожалению, проникают и в воинскую среду, подрывая морально-психологическое состояние личного состава, нанося ущерб делу обеспечения национальной безопасности России.

Традиции, патриотизм, верность воинскому долгу - это базовые, фундаментальные категории духовно-нравственного, боевого потенциала Российской армии.
Слово «традиция» латинского происхождения, его можно перевести как «передача» - передача опыта, подвигов, обычаев, норм поведения.
Традиции - это прежде всего история, в том числе и военная, которая, по словам Н.М. Карамзина, «есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Знаменитый педагог A.C. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции цементируют воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.
Носителями армейских традиций являются военнослужащие, ветераны армии и флота, военные ученые, писатели, художники, композиторы, которые своими деяниями, творчеством аккумулируют и приумножают все лучшее из многовековой истории нашей армии.
Творцами традиций в самом широком смысле всегда были солдаты Отечества. Цементирующей и направляющей силой солдатской массы являлся офицерский корпус - главный носитель офицерских традиций. Очень ярко и образно эту мысль выразил исследователь истории русского офицерства В.А. Самонов: «Состав офицеров имеет решительное влияние на качество всей армии. Каковы офицеры, такова и армия. Дух, оживляющий корпус офицеров, есть дух всей армии. Все, что завещано великими полководцами и эпохами войн, передается только офицерами молодым поколениям, а потому в хорошем качестве и бодром воинственном духе офицеров армия должна черпать те нравственные силы, которые только одни и могут привести ее к победе».
Традиции офицеров русской армии складывались на протяжении многовековой истории нашего государства, на полях сражений, в тяжелом ратном труде. У Л.Н. Толстого есть очень точная характеристика русского офицера: «Много ему надо было пройти моральных страданий, чтобы сделаться тем спокойным, терпеливым человеком в труде и опасности, каким мы привыкли видеть русского офицера».
Под боевыми офицерскими традициями следует понимать совокупность исторически сложившихся и передающихся из поколения в поколение русского офицерского корпуса правил, обычаев, норм, черт морального облика и поведения офицеров, связанных как с образцовым выполнением ими воинского долга на поле боя, героическим участием в войнах по защите Отечества, так и в повседневной жизни, в будничных армейских и флотских заботах.
Важнейшими боевыми традициями офицеров являются: любовь к Родине и постоянная готовность к ее защите; уверенность в своих силах для победы над врагами Отечества; верность воинскому долгу и воинской чести; храбрость, героизм; верность Военной присяге и Боевому знамени части; признание боевых заслуг и почитание памяти павших; высокая требовательность к себе и подчиненным в ходе боевых действий; личный пример в бою; сохранение чести мундира и достоинства офицера в экстремальных условиях войны; готовность взять на себя ответственность за принятие решения в бою; отеческое, бережное отношение к солдату в боевой обстановке; гуманизм к поверженному врагу.
Содержание боевых традиций всегда подчинялось центральной патриотической идее - любви к Родине, защите Отечества от внешних врагов, чем и определяется ее первенствующее место среди других традиций.
Чувство безмерной любви к Родине выражено в замечательных словах «Слова о погибели Русской земли»: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»
В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополагающая офицерская традиция - любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту. Подчеркивая предназначение офицера, Л.Н. Толстой писал: «Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение - начало гибели. Вы призваны служить благу России через армию и через служение и воспитание ей благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя».
Все великие полководцы и флотоводцы России начиная с древности были великими патриотами Отечества, его достойными сынами. Их трудами росла и крепла слава русского оружия, а судьбы каждого из них составили яркие страницы нашей военной истории.
Традиция глубокого патриотизма и верности Родине оказалась близкой, естественной и для командиров Красной армии. В боях с немецкими захватчиками советские офицеры поразили мир героизмом и подвигами, которым нет равных в мировой истории.
Например, старший лейтенант (впоследствии контр-адмирал) Александр Шабалин, командуя торпедным катером, затем - звеном и отрядом торпедных катеров, потопил 32 боевых корабля и транспорта противника. Лейтенант Семен Коновалов на танке КВ в одном бою поджег 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин противника. КВ был подбит, три члена экипажа погибли. Пробиваясь к своим, Коновалов вместе с товарищем сумел завладеть немецким танком и угнал его в расположение наших войск. Советский летчик Иван Кожедуб сбил 62 самолета противника, Александр Покрышкин - 59, Николай Гулаев - 57.
За мужество и героизм, проявленные в боях против немецко-фашистских войск, свыше 11,6 тысячи советских воинов удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. Среди них более 6 тысяч офицеров, генералов, адмиралов и маршалов. 115 из них это звание присвоено дважды, а Г.К. Жуков, А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб закончили войну трижды Героями Советского Союза (позднее Георгий Константинович Жуков еще раз был удостоен этого высокого звания).
После окончания Великой Отечественной войны военнослужащие Советской, а потом и Российской армии не единожды проявляли чудеса отваги и самопожертвования во имя Отечества, в том числе во время локальных конфликтов на территории других государств, в ходе операций по борьбе с терроризмом, миротворческих миссий.
Понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Впервые слово «патриот» появилось в период французской буржуазной революции 1789 - 1794 гг. (патриотами тогда называли себя защитники республики в противовес сторонникам монархии). Однако развитие идеологии патриотизма связано прежде всего с воззрениями таких философов, как Платон, Аристотель, Цицерон, Гегель, французских материалистов XVIII века, русских революционеров-демократов. «Самые благородные помышления - о благе отечества», - говорил Цицерон в диалогах «О государстве».
Известный российский историк Н.М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три составляющие его части. Первая - физическая любовь к Родине. Вторая - любовь гражданская, произрастающая из социальных связей гражданина, комплекса его обязанностей, прав и свобод. И третья - любовь политическая, когда гражданин как личность поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины.
О любви к Родине, патриотизме говорил видный российский военный педагог М.И. Драгомиров: «Выше всего стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение... оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви».
Какой же смысл вкладывается в понятие «патриотизм»?
Анализ определений патриотизма в различных источниках свидетельствует, что все они в своей сущности связаны с понятием преданности и любви к своему Отечеству, Родине, народу.
Целостное понимание сущности патриотизма сформулировал видный российский ученый в сфере патриотического воспитания, доктор философских наук, профессор В.И. Лутовинов. С его точки зрения, патриотизм {от греч. patriotes - «соотечественник», от patris - «родина», «отечество») любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов.
Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты.
Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, он является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.
Включая в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев, патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности он характеризует ее гражданскую зрелость и проявляется в ее активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им.
В наиболее общем виде сущность патриотизма может быть выражена в следующих ключевых, емких, простых и взаимосвязанных формулировках. Патриотизм - это возвышенная и преданная любовь к своему Отечеству. Патриотизм - это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность прежде всего духовной связи с ним. Патриотизм - это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках.
Таким образом, патриотизм и в мирное, и в военное время является источником морального духа российских офицеров. Это проявляется в следующем.
Во-первых, в структуре мотивов деятельности офицеров преобладает общегражданское, государственное измерение своей роли и значимости своего ратного труда.
Во-вторых, социальные чувства офицера в силу специфики воинской деятельности предполагают личное переживание за судьбу страны, интересы которой он призван защищать, а это вдохновляет и придает силы.
В-третьих, историческое сознание народа содержит в себе память об огромных испытаниях, которые пережила страна за время своего существования. Чувства гражданина страны задевает любая информация об опасности, грозящей в очередной раз Отечеству, вызывает стремление защитить не только себя, но и Родину, не посрамить память предков, достойно выполнивших эту задачу в свое время.

Раскрывая высшие достоинства российского воина, необходимые ему для защиты Отечества, известный философ И.А. Ильин писал: «Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Армия невозможна без характера, патриотизма и жертвенности. Это и есть школа характера и государственно-патриотического служения. Ее лозунг - жить для России и умереть за Россию»,
Верность воинскому долгу - высшее проявление патриотизма офицера. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.О. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина - храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал - лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля.
Понимание долга перед отечеством мы находим в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве», сказании о Куликовской битве и других летописях Древней Руси. Например, в «Повести временных лет» сказано, что перед началом сражения с превосходящим в десять раз монголо-татарским войском русский князь Святослав призывал ратников: «Нам некуда уже деться. Отступить - значит отдать на поругание землю нашу. Хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не имут позора...»
Навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости. Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины, и солдаты, и офицеры, остались верны боевым традициям предков.
Вот характерный пример. В одном из воздушных боев в годы Великой Отечественной войны летчик-североморец Захар Сорокин сбил вражеский самолет, второй таранил. Но из-за повреждения совершил вынужденную посадку. И тут на него напали два фашиста со сбитого им самолета. Сорокину удалось уничтожить врагов, но и сам он был тяжело ранен в ногу, лицо, потерял много крови. Отважный пилот, превозмогая боль, отправился в долгий путь в свою часть. Более шести суток он шел и полз глухой полярной тундрой и все же добрался к своим. У Сорокина оказались отмороженными ноги, в госпитале ему ампутировали ступни. Однако верный своему воинскому долгу, он снова вернулся в строй и сбил еще несколько вражеских самолетов, доведя свой боевой счет до 11. Родина по праву удостоила 3. Сорокина звания Героя Советского Союза. Подобных примеров можно привести множество, ведь героизм воинов носил массовый характер.
Патриотизм и верность воинскому долгу основываются на готовности российского офицера к защите Отечества. Готовность к защите Отечества является результатом подготовки к выполнению функций по защите интересов государства и выражается в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной службы.
К числу ценностей, на которых основывается военная служба, относятся:
- гражданский долг - постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;
- воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей офицерского состава, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;
- профессионализм - степень овладения офицерским составом своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
- воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности офицера (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.
В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого офицера глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, за боевую готовность вверенной ему воинской части, подразделения; за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы; за состояние вооружения, военной техники; за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
В условиях боевых действий выполнение воинского долга заключается в способности в любых условиях выполнять поставленную перед подразделением задачу, сделать все возможное, чтобы защитить Родину.
Российским офицерам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов российского и советского воинства, которыми гордится вся страна.
Президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Владимир Путин, выступая на встрече в Кремле с выпускниками военных вузов 26 июня 2014 г., сказал: «Вам предстоит определять завтрашний день наших Вооруженных Сил. Очевидно, что только мобильная, высокоэффективная армия и флот могут решить стратегические задачи, обеспечить безопасность, суверенитет, национальные интересы России. Главное - надежно защитить наших граждан от потенциальных военных угроз».
В нынешних условиях верность воинскому долгу является проявлением патриотизма офицера в силу того, что:
- военная сила государства становится одним из основных факторов, обеспечивающих его независимость, а высокий моральный дух офицерского корпуса является одним из существенных компонентов боевой мощи, укрепление же морального духа возможно через формирование у каждого офицера готовности к защите своей Родины, осознание военной службы как выполнение патриотического долга;
- воинская служба требует высокого напряжения моральных и физических сил, а осознание ее значимости для судеб Отечества способно и должно вдохновить офицера на преодоление трудностей во имя служения ему;
- успешное решение задач по обеспечению национальной безопасности и защите суверенитета государства, отстаиванию его национальных интересов возможно лишь при условии высокого морального духа его защитников, который формируется во многом благодаря осознанию офицерами своего долга перед Родиной, гражданской позиции;
- глубокое осознание каждым офицером своей личной причастности к защите Родины, обеспечению мирного труда, в том числе своих родных и друзей, их безопасности, вдохновляет офицеров на успешное решение боевых и специальных задач.
Формирование патриотизма, верности воинскому долгу требует кропотливой, настойчивой работы, понимания каждым офицером, что его служебная деятельность является общественно необходимой, а добросовестное исполнение служебных обязанностей, решение повседневных учебных, воспитательных задач имеет важное значение, поскольку из вклада единичного труда тысяч офицеров, а также их подчиненных - солдат и сержантов - складывается единый результат - обороноспособность страны.
В настоящее время в нашей стране сложилась стройная система патриотического воспитания. Подтверждением служит государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 795 от 5 октября 2010 г. В программе сформулированы задачи, направления и меры совершенствования процесса патриотического воспитания. Задача офицеров - обеспечить реализацию программы в войсках.
Воспитание у офицеров, солдат и сержантов патриотизма, верности воинскому долгу реализуется по нескольким направлениям.
Духовно-нравственное - предполагает осознание офицерами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться им в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этнических норм поведения. Историческое - представляет собой знание истории страны, понимание судьбы Отечества, своей неразрывности с ним, ощущение гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних врагов, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость страны.
Политико-правовое - формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил в политической системе общества и государства. Требует ознакомления с законами государства, с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, требованиями воинских уставов и Военной присяги.
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно строится на беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитании национальных святынь и символов, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентиры профессионально-деятельностной самореализации личности, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять служебные обязанности.
Воспитание на воинских традициях включает активное изучение героического пути, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий с акцентом на примерах воинской доблести и героизма воинов; участие ветеранов войны, боевых действий в Афганистане, «горячих точках» России в мероприятиях военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению-, части.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в единый процесс практической деятельности.

Методические рекомендации.
Занятие целесообразно провести в форме лекции-беседы, лекции-дискуссии или лекции-визуализации.
Руководителю во время занятия целесообразно использовать таблицы, фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы.
В ходе лекции рекомендуется использовать 1-2 видеоролика (5-7 мин.) из популярных художественных кинофильмов, показывающих патриотизм и верность воинскому долгу русских, советских и российских офицеров («Офицеры», «Горячий снег», «Освобождение», «Брестская крепость», «Сталинград» и т.д.).
При чтении лекции целесообразно обращаться к слушателям с постановочными проблемными вопросами, например, о том, как они понимают значение категории «традиция», какие они могут назвать традиции российских офицеров, какие им известные примеры патриотизма офицеров различных эпох истории нашего государства и т.п.
После краткого обмена мнениями следует продолжить изложение положений лекции.
При наличии условий возможно проведение занятия в историк демонстрационном зале, музее, комнате боевой славы части (или же завершить занятия экскурсией). Полезно также пригласить ветерана боевых действий, кавалера государственной награды. Можно предложить поучаствовать в занятии председателю Совета офицерского собрания и т.п.

Рекомендуемая литература:
1. Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г. «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».
2. Постановление Правительства РФ № 795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
3. Морихин В. Традиции офицерского корпуса русской армии. - М.: Кучково поле, 2010.
4. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. / Коллектив авторов. - М., 2005.
5. Материалы общероссийской научно-практической конференции «Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития». Голицыно, 17 декабря 2004 г.- Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2004.
6. Колесников И. Государственность, патриотизм, верность воинскому долгу. // Вестник границы России. 2010, № 3.

Полковник запаса Анатолий КУЛЕБА

Тема урока: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества »

Эпиграф: «Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые

трудные дела» ()

Главная дидактическая цель урока – формирование готовности к защите своей Родины и чувства гордости за Вооруженные Силы РФ

    обучающие – рассмотреть такие качества человека как патриотизм и воинский долг; дать понятие, что такие духовно-нравственные понятия имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. развивающие – развить умение выделять главное, сравнивать, работать самостоятельно, делать выводы. воспитывающие – воспитать у учащихся чувство ответственности перед Родиной и уважение в ВС РФ.

Учебные вопросы:

Патриотизм – источник духовных сил воина. Воинский долг – обязанность к вооруженной защите страны. Курение и патриотизм.

Ход урока

Вступительная часть:

Защита Отечества являлась и является долгом и обязанностью ее граждан. Об этом говорится в ст. 59 Конституции РФ, говорилось и в первых воинских уставах Петра Первого, уставах Вооруженных Сил Советского Союза и в современных уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время внешне-политическая обстановка складывается таким образом, что несмотря на вроде бы миролюбивые заявления наших западных соседей, о том, что они не рассматривают Россию в качестве вероятного противника, тем не менее они не упускают случая как можно поближе подобраться к нашим границам. Последние события с развертыванием системы противоракетной обороны США тому наглядное подтверждение. Таким образом, надобность в защите своей Родины нисколько не отпадает.

Великие полководцы и военачальники , всех времен и народов, подчеркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал, что в значительной мере способствовало его победам, из проведенных 60 сражении он не проиграл ни одного

Какие же силы и источники питают мужество и героизм российских воинов, укрепляют их морально-психологические качества, закладывают основы успеха в повседневной военной службе и на войне? Давайте попробуем это выяснить.

Первый учебный вопрос:

Патриотизм – источник духовных сил воина.

Особое место среди духовных качеств российских воинов занимает любовь к Родине. Дух патриотизма, как беззаветной любви к своему Отечеству, лежит в основе и венчает современную военную систему.

А что такое патриотизм, Родина, Отечество? Какой смысл мы вкладывает в эти понятия? Когда и как они зарождаются в сердце человека и становятся той силой, которая вдохновляет и поднимает его на подвиг?

Вопрос классу: Что мы понимаем под патриотизмом? (ученики высказывают мнения)

Обобщая, даем определение: Патриотизм это преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов.

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Вначале это происходит неосознанно, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к матери и отцу. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величающую истину – свою принадлежность к матери Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин с большой буквы – патриот. Патриотизм это также гордость за свой народ, волнение за его успехи и победы, переживание за неудачи. А чем же может гордиться наша страна? (привести примеры – география, знаменитые люди, достижения и т. п.)

При этом патриот любит свое Отечество не за то, что она дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это ЕГО Родина! При этом он служит не какому-то конкретному правителю или партии, он служит, прежде всего, своей Отчизне. Следует отметить, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так у крестьянина, например у нашего знаменитого земляка, она выражалась в служении хлебной ниве, у нашего знаменитого курганского хирурга – в создании новых методов лечения больных. А высшим проявление патриотизма является героизм, у военнослужащих соответственно героизм на поле боя. Давайте рассмотрим несколько примеров героического служения наших земляков, Героев Советского Союза и Героев России.

    – первый военнослужащий срочной службы, которому в Афганистане присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); – во время исполнения воинского долга на границе в Таджикистане, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); – за исполнение воинского долга в Чеченской республике, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); - летчик, во время Великой Отечественной войны ему первому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза; Гизатуллин Хамазан Гатауллович – выпускник нашей школы, за форсирование Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.

Вопрос классу: Какие качества помогли им совершить подвиг? (мнения учащихся затем обобщаются). Беззаветная служба своему Отечеству, патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу.

Второй учебный вопрос: Верность воинскому долгу.

Дается различные понятия долга:

1) Патриотический, гражданский долг – обязанность по отношению к Отечеству.

2) Обязанности по отношению к товарищам – товарищеский долг.

3) Обязанности по отношению к семье – семейный долг.

4) Обязанность по вооруженной защите своей страны – воинский долг.

Воинский долг это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. В нем соединены как моральные принципы, так и правовые нормы . Выполнение воинского долга показывает истинное лицо личности, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Работа в группах (парах). Разбор значения девизов некоторых воинских подразделений Российской Федерации: (например)

Там где мы, там победа!

Доблесть, мастерство, стабильность!

Себе – честь, Родине – слава!

Честь и Родина превыше всего!

Дело настоящих мужчин!

Быть верным воинскому долгу – значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.

Вопрос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? (ответы учащихся обобщаются):

В наемных армиях эти понятия заменяются обязанностью работника перед работодателем, для наемников не существует самого понятия Родины. (Объяснить разницу между наемником и контрактником).

Наш отечественный пример говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и девушки(прос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? олгуи Героев России.

О Родина! П, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов , стремясь стать защитниками Родины. Проникновенно об этом сказал поэт Михаил Найдич:

Я только раз

Использовал все связи –

Чтобы попасть

На фронт в семнадцать лет.

Исполнение воинского долга сегодня проявляется в практических действиях, таких как высокая организованность и дисциплина, хорошая физическая подготовка, в мастерском владении вверенной боевой техникой и оружием.

В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого военнослужащего понимания личной ответственности за защиту Родины, совершенствования своих моральных и психологических качеств.

Третий учебный вопрос: Курение и патриотизм .

Отношение человека к курению характеризует его способность мыслить патриотический. Давайте посмотрим на эту вредную привычку не только как на отрицательно влияющую на здоровье отдельного человека, а несколько большем ракурсе.

1) По данным статистики к 10-11 классу, число курящих, среди учащихся, достигает почти 50% у юношей и почти 30% у девушек. Повышение цен на сигареты не приводит к снижению числа курящих среди молодежи. Курить все еще «модно».

2) Родная страна ежедневно получает от курильщиков миллионы окурков и плевков. Посмотрите на наши улицы и остановки общественного транспорта курящие укорачивают себе и своим соотечественникам жизнь, становятся виновниками пожаров.

3) Из России вывозится сырье, которое преумножает богатства Запада. Зато в Россию по высоким ценам ввозятся алкогольная, табачная и другая продукция, разрушающая нравственное, психическое и физическое здоровье, оказывающая генотоксическое воздействие, которое проявится дефектами у будущего поколения.

Как мы видим, происходит крупномасштабный обмен ценностей на антиценности, сопоставимый с предательством национальных интересов, а это уже угроза нашей национальной и государственной безопасности. В этой ситуации настоящий патриот не может быть безразличным к судьбе своего Отечества.

Рефлексия:

Меняется поколение за поколением, оружие и боевая техника, что остается неизменным?

Неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, понятия чести и достоинства воина. Наша задача продолжать эти славные боевые традиции.

Чем доказывают военнослужащие свою любовь к Родине, верность воинскому долгу?

Российские воины каждодневно свою верность доказывают в классах и за пультами боевых машин, на учебном поле, стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы, а при необходимости, как это было не раз и в боевой обстановке.

Что происходит, когда граждане начинают ненадлежащим образом исполнять свой воинский долг, и понятие патриотизма становится пустым звуком?

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. Высказывание Наполеона, как раз об этом: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».

Нужны ли патриоты сегодня ?

Сегодня патриоты нужны не меньше чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней народов. Каким оно будет, зависит от вас, кому еще предстоит во многом разобраться, все понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

Таким образом, делаем вывод, что такие духовно-нравственные качества, как патриотизм и воинский долг имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. «У великих предков не бывает сереньких потомков. Величие России в ее людях, патриотах своего Отечества, носящее гордое имя Россия» .

К уроку готовится презентация (высказывания, фотографии и т. д.)

В качестве домашнего задания для самостоятельного изучения предлагаю изучить отрывок из послевоенной доктрины ЦРУ США (автор Ален Даллес, один из создателей и директор этой организации с 1953 г.). Это один из многих подобных документов направленных против нашей страны, после изучения, которого вряд ли у учащихся останутся сомнения, а нужны ли нам сегодня патриотизм и выполнение воинского долга.

Работа к научно-практической конференции по теме "«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества»."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гуманитарно-экономический лицей»

410003, г. Саратов, ул. Б.Горная, 141, т. (факс) 33-36-01, e-mail: [email protected]

Лицейская научно-практическая конференция учащихся

Секция «Общественные науки» - кабинет 405

Время проведения: 13.00-15.00 час

Тема научно-практической конференции:

«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества».

Научный руководитель: Герцог Людмила Викторовна

Город Саратов

2017

Задачи

Эпиграф

Введение

Понятия «патриотизм» и «патриот»

Обязанности по отношению к Отечеству

Увеличение количества призывников

Исследование

Вывод

Использованная литература

Использованные Интернет-ресурсы

Задачи:

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот».

Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения

В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об:

  • отношении к службе в армии.
  • влияние службы в армии на воспитание патриотизма

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству».

Александр Васильевич Суворов

Введение:

На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу).

В истории России есть множество примеров патриотизма и верности воинскому долгу. Ярким примером является Великая Отечественная Война, поскольку всемирно признана, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувство преданности своей стране и своему народу.

В России постоянно говорится о нежелании молодых людей служить в армии. Эта тема затрагивает множество важных аспектов и одним из главных является снижение уровня патриотизма, причины этого явления, а так же понимания современными людьми понятия «патриотизм», и наконец вопрос того как же привить людям любовь и преданность своей Родине.

Понятия «патриотизм» и «патриот».

Что же такое «патриотизм» , и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первый, кто более или менее внятно дал определение понятию «патриотизм» это Владимир Иванович Даль, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего здоровую и благополучную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества и готового защищать свою Родину.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов:

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой, -

Я без тебя, Россия, не могу.

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. "У нас у всех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга".

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".

Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи нашего Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Лучшие традиции тех времён, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости и по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой деятельностью Вооруженных Сил государства.

Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязанностью граждан России. В статье 59 Конституции Российской Федерации сказано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" . Грaждaне Российской Федерaции несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации определен порядок призыва и прохождения военной службы.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

Исследование: (В гуманитарно-экономическом лицее)

Результаты опроса:

В ходе социологического опроса было опрошено 154 респондента среди учеников (7-11 класса)

Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе.

Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер».

Чуть больше 71% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Увеличение количества призывников.

Довольно хорошая статистика наблюдается и в регионе. Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Например, в Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для учеников 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Ученики Гуманитарно-экономического лицея на военно-патриотических мероприятиях

Ученики гуманитарно-экономического лицея постоянно участвуют в военно-патриотических мероприятиях: запланированное мероприятие в рамках Единого дня военно-профессиональной ориентации для учащихся старших классов экскурсионное посещение Регионального Учебного центра Ракетных Войск и Артиллерии.

Вывод:

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя.

Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу.

Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Использованная литература:

Учебник «Основы Безопасности жизнедеятельности 10 класс» А.Т.Смирнов

Толковый словарь живого великорусского языка. Владимир Даль.

Газета «Саратовская панорама»

Использованные Интернет-ресурсы:

armyrus.ru

ru.wikipedia.org

bibliofond.ru

fb.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работу подготовил ученик 10 «Б» класса Румянцев Кирилл Учитель: Герцог Людмила Викторовна Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот». Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об: отношении к службе в армии. влияние службы в армии на воспитание патриотизма Задачи

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству» Александр Васильевич Суворов

Что же такое патриотизм? Владимир Иванович Даль, трактовал понятие патриотизм как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов: И ты, великодушная на диво, Казни меня забвеньем, коль солгу... И без меня ты можешь быть счастливой, - Я без тебя, Россия, не могу.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Город-герой Волгоград. Скульптура «Родина-мать зовёт!».

Статья 59 Конституции Российской федерации. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Результаты социологического опроса (154 ученика 7-11 классы) Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе. Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер». Чуть больше 70% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. В Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для юношей 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя. Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу. Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Спасибо за внимание!!!

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греческого patris - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе.

Я до самой последней минуты,

Буду верен, Отчизна, тебе.

Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

военнослужащий российский исторический патриотизм

И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу.

И без меня ты можешь быть счастливой -

я без тебя, Россия, не могу.

С. Викулов

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  • - быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • - строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • - дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • - совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • - быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • - соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, - это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все - и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995-1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за других своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации.

Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно слу- . жить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина - это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живёт в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определённые требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остаётся в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности 1 .

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооружённого нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества даёт яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

1 Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.

Выводы

  1. Каждый военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть патриотом своего Отечества.
  2. Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.
  3. Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.
  4. Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.

Вопросы

  1. Почему военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации в первую очередь должен быть патриотом? Обоснуйте свой ответ.
  2. В чём заключается воинский долг военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации?
  3. В чём проявляется патриотизм военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации?
  4. Какая существует взаимосвязь между патриотизмом и любовью к Родине?

Задания

  1. Подготовьте сообщение на тему «Основные качества, присущие военнослужащему Вооружённых Сил Российской Федерации - защитнику Отечества».
  2. Подберите два-три исторических примера героического, беззаветного служения российских солдат Родине.
  3. Подготовьте сообщение о том, как вы понимаете значение воинского долга для военнослужащих в мирной повседневной жизни.
  4. Объясните смысл известного выражения «Герои не умирают».