Составление портрета личности. Психологическая характеристика человека образец

Психологический портрет – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. По сути, психологический портрет имеет сходства с портретами умелых художников. Последние пытались передать даже не столько внешнее соответствие, сколько внутреннее, стремились при помощи мимики и позы дать зрителю намек о том, что именно за человек изображен на полотне.

Поэтому если вы хотите составить психологический портрет (свой или другого человека), то уже много в чем похожи на художника или писателя. Нужно собрать определенную информацию, тщательно ее проанализировать и сделать соответствующие выводы о внутреннем мире.

Зачем нужно составлять психологический портрет?

  • Он играет значительную роль при выборе профессии. Особенно если вы не знаете, в какой ВУЗ пойти или на какую работу устроиться. Как известно, если человек расположен для конкретной деятельности и достаточно мотивирован, он добьется больших успехов.
  • Помогает лучше понимать человека и его эмоции, анализируя поведение, мимику, жесты и речь. Глобально этому учит .
  • Выявить ложь. Если вы составили психологический портрет личности человека, то сможете замечать, когда он ведет себя неконгруэнтно – то есть, когда язык тела противоречат словам.
  • В том случае, если вы бизнесмен, портрет поможет понять, что из себя представляет ваш типичный клиент. Это позволит принимать правильные стратегические и тактические решения.

Составление психологического портрета – это не занятие на пару минут. Требуется много времени, терпения и имеются подводные камни. Тем не менее, если вы настроены серьезно, то сможете освоить эту методику за несколько недель. Можете начать со своих знакомых или известных личностей.

Как составить психологический портрет

Существует несколько разных способов составить психологический портрет. Один из самых популярных и в то же время эффективных – при помощи анализа свойств личности.

Основных свойств личности десять:

  • характер;
  • темперамент;
  • мотивация;
  • способности;
  • эмоциональность;
  • интеллектуальность;
  • умение общаться;
  • волевые качества;
  • уровень самоконтроля;
  • самооценка.

Рассмотрим каждое отдельно.

Темперамент . Это свойство личности является наиболее важным для составления психологического портрета (и самым заметным проявлением), потому что оно в общем и целом отображает работу психики – заторможенную или более подвижную. Одни люди медлительны, спокойны, невозмутимы – их эмоциональные состояния сменяются очень редко. Другие же порывисты, быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям. Как правило, достаточно понаблюдать сравнительно небольшое количество времени за человеком, чтобы практически безошибочно определить, какой у него тип темперамента.

Канонической считается следующая классификация темпераментов:

  • Флегматик: невозмутим, неспешен, внешне скуп на проявление эмоций, имеет устойчивое настроение.
  • Холерик: порывистый, быстрый и вместе с тем неуравновешенный. У него стремительно меняется настроение и возникают эмоциональные вспышки.
  • Меланхолик: склонен в постоянному переживанию и пережевыванию событий своей жизни и остро реагирует на внешние факторы. Он эмоционально раним и повышено впечатлителен.
  • Сангвиник: горячий, живой, подвижный, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него. Если он мотивирован, то достаточно продуктивен, однако не может пересилить себя, если работа ему кажется неинтересной и скучной.

Характер . Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Выделяют четыре группы черт характера:

  • Отношение к труду: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, склонность к творчеству, инициативность, лень, недобросовестность, пассивность.
  • Отношение к другим людям: чуткость и отзывчивость, общительность, уважение к другим людям, черствость, замкнутость, грубость.
  • Отношение к вещам: бережливое или халатное отношение, опрятность или неряшливость.
  • Отношение к самому себе: самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм, заносчивость, тщеславие.

Мотивация . Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, направленность, устойчивость и организацию.

У каждого человека должен быть мотив к чему-либо – обобщенный образ материальных или идеальных предметов, представляющих для него ценность.

Также важно знать, внутренне или внешне мотивирован человек, по которому вы составляете портрет.

Способности . Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а, скорее, к глубине, быстроте и прочности овладения приемами и способами деятельности.

Также есть понятие склонности и одаренности. Первая представляют собой мотивационный компонент деятельности. Вторая – это качественное сочетание способностей, данное от рождения или развитое в детстве.

Эмоциональность . Это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Также – ответная реакция на окружающий мир.

Эмоциональность тесно связана с темпераментом. Например, холерики молниеносно сменяют эмоции, в то время как флегматики очень медленно, а меланхолики склонны к .

Интеллектуальность . Это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Однако, это сложный параметр. Зачастую вам может показаться, что человек невыносимо глуп, однако позже вы удивитесь, когда он проявит свой интеллект в другой сфере жизни. Все потому, что его видов очень много: пространственный, телесно-кинетический, пространственный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, внутриличностный. Словом, если человек не способен вести грамотный диалог, это необязательно говорит о его ограниченности.

Умение общаться . При разных взаимодействиях человек может проявлять себя по-разному по той причине, что у него меняются внутренние установки, убеждения, а также эмоциональное состояние, когда, к примеру, во время диалога в комнату входит третий человек.

Поэтому умение общаться стоит рассматривать с разных сторон, учитывая внутренние установки человека.

Волевые качества . Это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Составляя психологический портрет, вы должны понять, умеет ли человек принимать сложные решения, не отступает ли от своего слова и насколько успешно может себя дисциплинировать и быть терпеливым.

Уровень самоконтроля . Это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Очень тесно связан с волевыми качествами и с понятием .

Если говорить просто, то вам нужно понять, умеет ли человек жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения большего успеха в жизни.

Самооценка . Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной, что вам и необходимо выяснить.

После того, как вы детально описали человека (или самого себя) по всем пунктам, приступайте к составлению психологического портрета. Сделать это можно при помощи разных опросников:

  • Уровень субъективного контроля Дж. Роттера.
  • Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
  • Опросник Р. Кеттела.
  • Характерологический опросник Леонгарда.

Впрочем, вы можете составить психологический портрет, исходя из своих собственных соображений. Когда имеется достаточно информации, можно сделать некоторые выводы о том, как этот человек будет реагировать в той или иной ситуации. Желаем вам удачи!

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра Практической Психологии

Психологический портрет личности

Выполнила студентка 14-С-1

Хворостинская К.А.

Руководитель:

Введение……………………………………………………………….…………..3

Понятие о психологическом портрете личности………………………………………...……4

Из чего состоит психологический портрет личности человека…………………….….5

Составление психологического портрета……………………………………………………….…6

Список используемой литературы ………………………………………………………………….10

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

Из чего состоит психологический портрет личности человека

1. Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.

Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

2. Характер (акцентуация характера)

Характер (греч. - «чеканка», «отпечаток») есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

Составление психологического портрета

В качестве испытуемого буду выступать я сама.

Ксения, 18 лет. Имею среднее и в настоящий момент получаю высшее образование в СПбГАСУ по специальности строительство. Психологический портрет составлен на основе тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Я отличаюсь невысоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. Люблю ходить неспешным, размеренным шагом. Движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Мне свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения очень просты и естественны. Люблю, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, теребить волосы. Когда идет речь о делах, часто старательно подавляю свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорю я негромко, достаточно протяжно, за исключением острых моментов. Голос у меня высокий, на что часто обращают внимания другие люди, удивляясь такому «детскому» голосу.

В детстве занималась балетом, после пошла в художественную школу, совмещая с футболом, но после травмы временно завязала. В настоящее время продолжаю играть в футбол. Нравится выступать как в качестве зрителя, так и в качестве игрока.

Я не стремлюсь к уединению, достаточно спокойно чувствую себя в шумных компаниях. Достаточно скрытна – предпочитаю не высказывать открыто свои мысли и не показывать свои чувства. О друзьях отзываюсь с теплотой, хотя их круг сузился.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Характер близок к флегматику, хотя соотношения весьма консервативны

«Человек-флегматик может быть безошибочно выделен в толпе людей. Черты этого типа личности можно описать как серьезность и сдержанность. Он всегда старается избегать споров, ссор и скандалов. Поэтому в большинстве конфликтных ситуаций согласится со всеми доводами, лишь бы выйти из затруднительного положения. При этом он будет держаться спокойно и уравновешенно, не проявляя каких-либо ярких эмоций, согласия или не согласия.

Он не будет принимать опрометчивых и поспешных решений, так как ему свойственна выдержка, вдумчивость и рассудительность. Поэтому он «возьмет паузу» и тщательно обдумает то или иное действие. Флегматику не свойственны приступы ярости или агрессии, он всегда остается невозмутимым. Для этого ему не нужно делать над собой каких-либо усилий, так как эмоциональная уравновешенность у него от природы.

Если он и поссорился с кем-то, то склонен первым пойти на контакт и быстро наладить отношения с другой стороной, так как не любит в жизни перемен и расставаний. В незнакомой ситуации или в новом коллективе флегматику нужно много времени, чтобы адаптироваться, подружиться и присмотреться к окружающим его людям.»

Положительные тенденции

Согласно пройденным тестам, я имею рациональный и практичный ум. Спокойна и сдержанна в большинстве случаев. Люблю размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни.

По словам друзей: Ксения – не мелочна, открытая и бесхитростная. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Правильная, устойчивая и стабильная. Она отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека самостоятельно мыслящего.

Она обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности. Она довольно самостоятельна в своих взглядах и желаниях.

В отношениях с окружающими у меня преобладает мотив сотрудничества, рационализм. При необходимости, с удовольствием оказываю помощь знакомым. Заботлива к ближайшему окружению, умею убедить в обоснованности своих действий и поступков.

Исходя из типа темперамента настойчива и упорна, редко выхожу из себя, не склона к аффектам, рассчитав свои силы, довожу дело до конца, ровна в отношениях, в меру общительна, не люблю попусту болтать.

Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

Для меня очень важно получать точные и исчерпывающие инструкции. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у меняможет легко возникнуть стрессовое состояние.

Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении, когда речь заходит об отношениях. Произвожу впечатление человека замкнутого.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.

Г. Санкт-Петербург

Раскройте специфику своей эмоциональной жизни, силу и направленность чувств и переживаний. Разумеется, объем этой части по отношению ко всему тексту будет зависеть от предназначения вашего психологического портрета.

Обязательно вспомните о своих способностях, самооценке, уровне притязаний, волевых и морально-этических качествах.

Видео по теме

Полезный совет

Вы можете взять за основу пример любой психологической характеристики, найденной в интернете.

Источники:

  • Психологический портрет личности
  • написать психологу

Кажущаяся на первый взгляд простота проведения интервью ошибочна. Задавая вопросы , нужно cумеnm так разговорить собеседника, чтобы получить необходимую информацию, а не набор обтекаемых фраз. Интервью – это диалог, ведущий в котором тот, кто задает вопросы .

Вам понадобится

  • список вопросов, ручка, блокнот, диктофон, контакты собеседника

Инструкция

Прежде всего, важна вовлеченность или ера в тему. Если вам действительно расспросить людей или конкретного человека о его или событии, которому он стал очевидцем, то ломать голову над списком вопросов не придется. Заранее старайтесь избегать вопросов-штампов в духе: «как вы стали ? как вы пишете песни? что вы испытали, вышла ваша последняя книга?»

До начала интервью продумайте, как будет выглядеть . Постарайтесь найти как можно больше информации по теме. Составьте примерный вопросов (около 10), определите их последовательность. Конечно, во время интервью вопросы могут меняться местами, отпадать, часто в ходе беседы рождаются новые вопросы . Держите в голове концепцию будущего материала, не уклоняйтесь от намеченного курса, иначе получится не цельное интервью , а набор бессвязных вопросов и ответов. Если собеседники не слышат друг друга, это неинтересно ни интервью еру, ни интервью ируемому, ни читателю.

Согласно книге Дэвида Рэндалла «Универсальный », вопросы «с подковыркой» выдают либо неопытного интервью ера, либо репортера слишком озабоченного своей статьей. Задавайте классические, но действительно важные вопросы : что? где? когда произошло? как? ? Получив на них ответы, вы поймете, что у вас в руках - ключевая информация.

Внимательно слушайте ответы. Так вы не собьетесь с курса и не позволите обмануть вас завуалированными фразами. Просите разъяснить их, часто за ними скрывается не совсем тот смысл, который вы истолковали по-своему. Фраза «не для печати» должна звучать как можно реже. Для этого заранее оговаривайте все детали беседы, а договорившись, не отступайтесь от своих слов.

Не бойтесь показаться дураком, спрашивая об очевидных для интервью ируемого вещах. Помните, что полученную вами информацию будут читать люди, которым это тоже интересно. Большинство источников, как правило, готовы рассказать гораздо больше, если видят заинтересованное в их теме лицо.

Полезный совет

Всегда фиксируйте имена, фамилии и должности интервьюируемых на бумаге, после чего попросите их проверить лично, а не на слух, то, что вы написали в блокноте. Не доверяйте подобные данные даже самой качественной звукозаписывающей технике.

Источники:

  • "Универсальный журналист", Д. Рэндалл, 1996

Рисование человека – один из сложных этапов в ходе занятий изобразительным искусством. И если повторить силуэт фигуры для многих начинающих художников не составляет труда, то передать выражение лица с первого раза под силу далеко не каждому.

Вам понадобится

  • - лист бумаги;
  • - карандаш;
  • - ластик.

Инструкция

На приготовленном листе бумаги нанесите разметку, которая поможет вам сориентироваться в пространстве. Отметьте расположение головы, направление взгляда, другие наиболее значимые в вашем случае аспекты.

Если рисуете в анфас, то мысленно разделить лицо на две части: верхнюю и нижнюю, проведите тонкую линию. На этом уровне будут располагаться глаза. Взяли профиль – изобразите условную вертикальную линию, обозначающую местонахождение уха и отделяющую волосяную часть головы от лица.

Наметьте местонахождение носа, бровей, подбородка, глаз. Не вдавайтесь в подробности, просто обозначьте места, на которых они будут располагаться.

Легкими движениями нарисуйте волосы, уделите внимание значимым деталям, направлению роста волос, расположению теней.

Перейдите к глазам. Умение в точности передавать взгляд – настоящее искусство, немногие маститые художники могут похвастаться им. Линия разреза должна получиться правильной, поэтому пристально всмотритесь в лицо натурщика (или фотографию). Если рисуете крупным планом, не упустите из виду веки, мелкие мимические морщинки. Не стоит забывать про зрачки, за счет которых можно «отрегулировать» направление взгляда.

Брови рисуйте по росту волосков – от переносицы к ушным раковинам. Не уподобляйте их колбаскам, делайте более естественными.

Перед изображением носа отметьте его кончик. Удлинить или укоротить этот элемент на готовом рисунке окажется гораздо сложнее, поэтому лучше сразу приблизить размеры к реальным. Некоторые художники нос не прорисовывают в мельчайших деталях, а используют для передачи его формы тени. Этот прием позволит избежать неправильного расставления акцентов.

Портрет №1: Чистюля

Этот порядок во всем. В его доме царит идеальная чистота и образцовый порядок. Правда, убирать должна жена, безропотно подчиняясь приказам. Деспотизм в семье здесь, как в армии – возражения не принимаются. Он всегда найдет к чему придраться.


В компании друзей такой мужчина часто весел и общителен, однако дома он превращается в молчаливого, серьезного и вечно недовольного начальника. Он просто не может вести себя в семье на равных. Жена для него – это бессловесная рабыня, которая должна хорошо уметь выполнять его указания. Эти частные проявления деспотизма делают членов семьи этого человека унылыми и подавленными.


Такие мужчины любят ходить вместе со своими женами по магазинам, ведь любая вещь должна быть куплена под его неусыпным контролем.


Жена такого человека – это существо безвольное, она утомлена и . Детям с таким отцом тоже приходится несладко. Он всегда делает им замечания: «не бегай», «не балуйся», «нельзя», «обойдешься». Этот тип домашнего тирана считает, что потомство должно воспитываться в строгости и без излишеств. В семье такого тирана имеет место физическое насилие.


Портрет №2: Самовлюбленный

Такой тиран никого бить не станет. Самовлюбленному деспоту это просто не нужно – он выше этой бытовухи. Этот мужчина просто зациклен на собственной персоне. Он, как правило, привлекателен и умен.


Он искренне полагает, что его интересы просто недосягаемы для понимания простыми сметными, т.е. жене и детям. Эти мужчины выстраивают свои отношения в семье так, что окружающие начинают им действительно подчиняться. Самовлюбленный тиран возводит вокруг себя стену, посторонним вход в его мир строго воспрещен.Этот человек не будет опускаться до примитивных скандалов, он просто выкажет свое презрение и станет вести себя отстраненно и независимо.


Самовлюбленные тираны обожают хворать. Они постоянно прислушиваются к себе, к своему здоровью. Такой мужчина может часами рассказывать о своих болезнях, однако их очень раздражает, когда кто-то из домочадцев вдруг действительно заболевает. Это вызывает у него дискомфорт и раздражение. В его семье никто не должен болеть, особенно жена.



Такие семейные тираны бесполезны в быту. Они не опускаются до того, чтобы выполнять работу по дому. Они предпочитают не обращать внимания на перегоревшие лампочки или протекающий кран.


К своим детям такие мужчины относятся прохладно. Дети у них, как правило, очень тихие и послушные. Жена должна воспитывать их потомство так, чтобы они не докучали папе и не отвлекали его от самолюбования.


В сексе такой тиран заботится только о своем удовольствии. Его не заботят чувства супруги. Он старается только для себя любимого.


Портрет №3: Покорный раб

Самый непредсказуемый тип тирана. В этом психологическом типе одновременно влюбленный раб и жестокий деспот.


Он полностью сосредоточен на желаниях своей супруги. Для него цель жизни – удовлетворить все ее потребности. Правда, только те желания, которые на его взгляд считаются действительно важными.


Супруга покорного раба никогда не будет самостоятельной. Она полностью окружена его вниманием, у нее попросту нет свободы выбора.


Такие мужчины страдают частой сменой настроения. Они склонны к затяжным периодам депрессии. Они часто угрожают даже свести счеты с жизнью, правда почти никогда не претворяют эти угрозы в жизнь.


О его любви к своей жене будут знать все окружающие. Дети в такой семье станут главным инструментом психологического воздействия. Папа всегда будет напоминать своим чадам, как он любит их маму, и будет стараться в их глазах создать образ идеального родителя. Такого рода тирания крайне пагубно сказывается на психическом и эмоциональном здоровье родных и близких этого человека.


Это самый страшный вид семейной . Такой мужчина крайне непредсказуем, он способен превратить свою женщину в вечно кающееся и виноватое существо, буквально терроризировать ее своим непрерывным психологическим давлением.

Видео по теме

Источники:

  • Расчет психологического портрета по методу А Хшановской

Психологический портрет - это словесное описание личности, которое содержит характеристики индивидуума и его вероятного поведения при определённых обстоятельствах. Подробная информация о человеке нужна при избрании профессии, приёме сотрудника на определённую должность, в брачных агентствах, для определения перспектив совместной семейной жизни. Психологический портрет личности составляется по результатам тестов, различных опросников (Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка) и общения с психологом.

Психологический портрет играет основополагающую роль при выборе будущего рода деятельности. Прежде чем поступить в учебное заведение, нужно узнать, в какой области человек сможет добиться больших успехов. Ведь ничего хорошего не получится, если заниматься делом, которое не по душе.

Благодаря качественно составленному психологическому , заинтересованные стороны могут лучше узнать человека, понять мотивы его поведения. С помощью такого описания удаётся выявить ложь, склонность к конфликтам, сильные и слабые черты характера.

Многие менеджеры при приёме на вакантную должность тестируют кандидатов, чтобы определить качества и способности претендентов. Руководителям важно знать, как будет действовать человек в сложной обстановке, сможет ли он решить проблемы, обладает ли индивид нужными для выполнения поставленной задачи чертами характера.

Психологический портрет ребёнка поможет учителю найти подход к своему ученику. Если взрослые хотят достучаться до сердец детей, им нужно знать Определив тип темперамента каждого ребёнка, можно грамотно спланировать процесс его воспитания.

Психологи по просьбе клиента составляют психологический портрет человека, чтобы найти ему подходящего спутника жизни. Ведь известно, что две полярные личности не смогут выстроить гармоничные отношения. Если партнёры хотят избежать конфликтов и непонимания, они должны иметь сходные ценности, подходящий темперамент, одинаково думать и сообща идти к заветной цели.

Основные составляющие психологического портрета личности

Перед тем как обрисовать психологический портрет индивидуума, следует узнать, какие критерии его составляют. Каждый населяющий планету человек является индивидуальностью. Любому индивиду присущи базовые и программирующие характеристики. Базовые критерии - это темперамент, характер, а также способности индивидуума. Программирующие критерии – направленность, интеллект и самосознание.

Индивиды, в зависимости от восприимчивости, делятся на следующие типы:

  1. Ориентированные на настоящее.

Без труда вживаются в любую роль, умеют приспособиться к любой обстановке. Быстро принимают правильные решения.

  1. Ориентированные на прошлое.

Поступают согласно установленным правилам и законам. Хорошие исполнители.

  1. Ориентированные на будущее.

Могут продемонстрировать неадекватное поведение. Не принимают иерархию. Являются авторами многих идей.

Составляющие психологического портрета личности:

  1. Темперамент.

Основывается на специфических особенностях нервной системы. Определяет модель поведения индивидуума. Его черты плохо поддаются корректировке. Существует 4 типа темперамента: сангвиники (уравновешенная психика, гибкое поведение, живость), холерики (эмоциональность, изменчивость настроения, жажда новизны), флегматики (инертность, уравновешенность, застенчивость), меланхолики (ранимая психика, пессимизм, уязвимая нервная система).

  1. Характер.

Это оригинальные особенности каждого индивида. Характер проявляется при коммуникации и в процессе общественной деятельности. На каждого индивида составляется характеристика на основании отношения к следующим аспектам жизни: труду (лень, трудолюбие), людям (общительность, замкнутость), себе самому (эгоизм, скромность), объектам материальной сферы (скупость, щедрость).

  1. Способности.

Это индивидуальные свойства индивидуума. Благодаря своим способностям люди добиваются успеха в определённой сфере жизни. Способности развиваются в ходе обучения.

  1. Направленность.

В её основе лежит мотивация. Она определяет деятельность и поведение индивида. Направленность сфокусирована на какую-то задачу, общение или на самого себя. Одни индивиды стремятся удовлетворить свои физиологические потребности и обеспечить себе комфортные условия существования. Другие ищут себя в различных областях общественной деятельности, стараются реализовать свои творческие способности.

  1. Эмоциональность.

Её суть составляет непроизвольная реакция человека на внешние раздражители. Возникают помимо воли и желания индивида. Переживания по поводу определённой ситуации отображают глубину значимости для индивидуума различных событий. Волевая личность должна уметь подавлять свои эмоции, не показывать окружающим свои истинные чувства.

  1. Интеллектуальность.

Определяет уровень образованности индивидуума. Зависит от полученных знаний, возраста, специфики профессии. Благодаря интеллекту происходит оценка незнакомой ситуации, принятие важных решений, регулирование поведения. С помощью интеллектуальности индивид приспосабливается к новой обстановке, правильно выстраивает свои отношения с другими людьми. Интеллект - это способность мыслить рационально, а действовать целесообразно ситуации.

  1. Коммуникабельность.

Умение общаться - важная черта характера. В общении раскрываются индивидуальные особенности людей. Благодаря коммуникации, происходит передача информации, сведений о чувствах, мыслях, знаниях субъектов разговора.

  1. Самооценка.

На основании самоанализа у индивида вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к собственной персоне. Самооценка бывает адекватной, завышенной или заниженной. Индивид оценивает собственные способности, достижения, своё место в обществе.

Если вы выявили у себя заниженную самооценку, то вам стоит обратиться к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

  1. Волевые качества.

Качества характера влияют на жизнь и поступки людей. Волевые индивидуумы самостоятельно принимают решения, не боятся трудностей, они решительны и настойчивы. Безвольные люди часто слабохарактерные. Таким индивидам не удаётся реализовать себя в обществе, хотя они обладают всеми

  1. Самоконтроль.

Воспитанность человека и умение вести в обществе зависят от самоконтроля. Люди, не умеющие контролировать свои чувства, слова, поведение не способны выстроить с окружающими дружеские или партнёрские отношения.

  1. Способность к совместной работе.

Различные индивиды обладают разной способностью к коллективному труду. Умение трудиться в команде - это способность подстраиваться под других людей, прислушиваться к иной точке зрения.

Как составляется психологический портрет личности?

Для того чтобы правильно составить психологический портрет индивидуума, следует придерживаться таких правил:

  • методика изучения индивидуума обязана соответствовать цели эксперимента, возрасту человека, уровню его образования;
  • кроме личной беседы с индивидуумом, нужно применять два личностных опросника и три проективных метода;
  • по результатам всех исследований сопоставить данные, проследить их корреляцию;
  • создать обследуемому индивиду комфортные условия тестирования;
  • составить портрет так, чтобы его текст был понятен людям, не имеющим психологического образования.

Какие методики применяются для составления необходимого психологического портрета:

  • изучение эмоционально-волевой сферы - методика САН, тест Спилберга, Баса-Дарки, Немчина;
  • исследование когнитивно-познавательной области - тест на интеллект, Векслера, запоминание 10 слов, исключение лишнего, матрицы равенства, таблицы Шульте;
  • обследование межличностно-социальной сферы - цветовой тест Эткинда, метод Бейлза, Лири, социометрия;
  • изучение мотиваций и потребностей - методика Орел, типы трудовой мотивации по Герчикову, якоря карьеры, 14 базовых потребностей по Мюррею.

Какие проективные методики используются в исследовании внутреннего мира и переноса его содержания на внешний:

  • рисунок «дом, дерево, человек»;
  • образ выдуманного животного;
  • психогеометрия;
  • пятна Роршаха.

Какие личностные опросники применяются для выявления у индивида определённых характеристик:

  • тест Леонгарда;
  • 16-факторный опросник Кеттелла;
  • MMPI (полная или сокращённая версия).
  • инициалы обследуемого, его возраст, профессия;
  • цель исследования (например, на предмет соответствия занимаемой должности);
  • методики, которые использовались;
  • поведение индивида при тестировании (дрожание рук, сильное волнение);
  • результаты исследования;
  • психологические особенности индивидуума и прогноз касательно его поведения;
  • выводы, пожелания, рекомендации.

Пример написания психологического портрета личности

Психологический портрет любой личности сможет составить только опытный психолог. Специалист выбирает , которая соответствует цели конкретного исследования. Для того чтобы проанализировать себя самостоятельно, следует использовать упрощённые методы, например, тестирование типологии личности DISC или соционику. Подобные тесты легко найти в интернете и пройти онлайн. С их помощью можно узнать свой тип характера.

Пример психологического портрета личности на основании опросников Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка:

  • Никифорова Елена, 20 лет, студентка;
  • черты характера: общительна, имеет немало друзей, добродушна, эмоциональна, часто поступает под влиянием эмоций, импульсивна, склонна к агрессии;
  • темперамент: согласно опроснику Айзенка, сангвиник, легко знакомится и общается, отлично приспосабливается к непривычным условиям жизни;
  • интеллект: по результатам опросника Кеттелла интеллект выше среднего, имеет абстрактное мышление, отличную сообразительность, быстро воспринимает новую информацию;
  • мотивация: согласно опроснику Мехрабиана мотивирована на достижение поставленной цели, то есть успеха;
  • эмоциональная стабильность: средняя, легко возбуждается, слишком эмоциональна, неуступчива, раздражительна;
  • коммуникативные способности: разговорчива, активна, часто недоверчива, склонна к лидерству, независима, знает как вести себя в новом коллективе;
  • подведение итогов: результаты тестов находятся в границах нормы, следует обратить внимание на излишнюю подозрительность и негибкость исследуемой.

Как написать психологический портрет личности? Примеры на эту тему довольно разнообразные, но прежде чем их предоставить, следует вспомнить, что каждый человек обладает определенным холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Доказано, что в чистом виде принадлежность к тому или иному виду нервной деятельности встречается редко. Чаще всего в одном индивидууме сочетается совокупность личностных качеств, которые могут корректироваться.

Однако основа темперамента остается постоянной величиной. Как это можно отследить на практике? Прежде чем оценить психологический портрет личности, пример написания следует сосредоточить на том, как человек ориентируется в социуме. Один идет по жизни, не отступая от четких правил, другой, напротив, креативен и прибегает к инновационным методам.

Психологи единогласны в своем мнении, что начинать следует с описания темперамента. Без этого невозможно составить психологический портрет личности. Образец любой характеристики отображает в первую очередь тип нервной системы.

Сангвиники и холерики

Каждый тип темперамента выделяется своей особенностью, поэтому к каждой личности требуется индивидуальный подход. Сангвиники - обладатели сильной нервной системы и с легкостью переживают смену психических процессов: возбуждение у них быстро сменяется торможением и наоборот. В силу этого они склонны не всегда выполнять обещанное и нуждаются в контроле.

Но их положительные черты обычно перевешивают негативные. Такие личности наделены коммуникабельностью, общительностью и оптимизмом. В большинстве случаев сангвиники - лидеры и часто занимают руководящие должности в социальной жизни.

Холерики известны своей неуравновешенной нервной системой. Процесс возбуждения у них преобладает над торможением. Холерики чувствуют потребность быть все время занятыми. Они, так же как и сангвиники, стремятся к лидерству, но зачастую слишком напористы и вспыльчивы.

Поэтому окружающие часто находят холериков агрессивными и конфликтными. Однако их энергичности и целеустремленности можно только позавидовать. Им рекомендовано реализовывать себя в социуме в качестве военных, спасателей, медиков.

Флегматики и меланхолики

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что флегматики наделены сильным типом нервной системы. Но, в отличие от сангвиников, эти индивиды инертные. Они долго принимают решение и неспешно оценивают свои силы.

Важно не подгонять флегматиков, иначе они будут сильно раздражаться и могут бросить начатое дело. Многие считают, что эти личности часто склонны поддаваться мрачным мыслям. Но на самом деле они редко впадают в депрессию. Их положительные черты - постоянство, надежность и основательность.

Меланхолики - обладатели слабого неуравновешенного типа нервной системы.
Они очень чувствительны и склонны расстраиваться, когда на них давят и дают резкие указания. В силу своей мягкости меланхолики часто не могут дать отпор диктатору и замыкаются в себе.

Это красноречиво отражает их психологический портрет личности. Пример по писихологии показывает, что таким личностям важно осваивать профессии, связанные с общением и заботой об окружающих. Ведь отличительные черты меланхоликов - это умение сопереживать и проявлять милосердие.

Психологический портрет личности. Пример написания

Возможно, многие читатели задумаются: "Так ли важна характеристика личности на сегодняшний день?" На самом деле социальная жизнь требует от индивида реализации. Причем важно, чтобы деятельность была не только полезная и хорошо оплачиваемая, но и приносила моральное удовлетворение человеку.

Метод Платонова способен помочь современному работодателю грамотно вовлечь в процесс деятельности каждого члена коллектива. Например, ученый подчеркивает, что флегматику лучше всего работается с меланхоликом, холерику - с сангвиником. Помимо этого, Платонов выделил из структуры характера человека важные моменты:

  • В этом случае оценивается трудолюбие, ответственность, инициативность человека. Главный вопрос в том, реализует ли он свой потенциал, данный ему от природы, или нет.
  • Отношение к окружающим. Известно, что производственный процесс задействован на взаимоотношениях, и от того, насколько они гармоничные, зависит слаженность работы и конечный результат. Поэтому оценивается, насколько отзывчив, уважителен и гибок индивидуум в обществе.
  • Отношение к самому себе. На сегодняшний день девиз «полюби себя» не теряет актуальности. Ведь личность, которая заботится о своем внешнем виде, здоровом образе жизни, не только вызывает приятные эмоции, но и способна притягивать к себе позитивные события. Именно поэтому новичку советуют уделить внимание своему внешнему виду, когда он собирается на собеседование.

Пример характеристики

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: каждый способен составить психологический портрет личности. Пример написания о себе может выглядеть так: «Основа моего темперамента - меланхолик. Я в меру трудолюбивый и ответственный. Минус - мнительность, которая мешает мне достичь успеха. Я действую согласно своему природному потенциалу и способен вырабатывать в себе уверенность с помощью психологических тренингов. Отношения в коллективе не всегда складываются благополучно. Я доброжелателен, но застенчив, с трудом отстаиваю свое мнение. К себе я довольно придирчив, во многом сомневаюсь, имею несколько вредных привычек, но пытаюсь от них избавиться».

Этот метод помогает личности преодолеть психологические барьеры, откорректировать свое поведение и многое изменить в своей жизни к лучшему. Руководитель, в свою очередь, часто ориентируется на психологический портрет личности. Образец написания обычно предполагает свободную форму, но встречаются крупные компании, в которых предусматривается служебный образец.

Как работает метод Платонова в психологии?

На самом деле описанный метод успешно применяется в области психиатрии и психологии. Ведь прежде, чем помочь человеку в решении его проблемы, специалист дает характеристику его личностным качествам.

Итак, как написать психологический портрет личности? Примеры этому достаточно разнообразные. Один из них подразумевает, кроме описания типа темперамента, еще и определение эмоциональной стороны человеческого характера. Например, специалисты рассматривают 4 типа эмоций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип отличается своей эмоциональностью. Такие люди бурно выражают свои эмоции и часто «играют на публику». Но благодаря своей артистичности они способны хорошо понять собеседника. Поэтому, если представитель демонстративного типа обратился за помощью к специалисту с просьбой помочь ему определиться с выбором профессии, то самая удачная рекомендация для него - выбрать публичную деятельность. Или можно освоить специальность

Педантичный тип личности склонен к нерешительности и постоянному чувству страха. Ему свойственны колебания и сомнения. Однако - пунктуальность, рассудительность и аккуратность - берутся специалистом за основу и помогают предложить этому типу определенный метод разрешения ситуации.

Два непростых типа

Существуют ли затруднения, когда составляется психологический портрет личности? Пример написания по Платонову показывает: да, такое бывает. Например, выделяют 2 типа личности: застревающий и возбудимый. На первый взгляд они похожи.

А у некоторых индивидуумов способны переплетаться в характере. Но профессионал своего дела все же способен разобраться в этом. Например, личности застревающего типа отличаются тем, что способны долгое время не демонстрировать свои негативные эмоции. «Месть - блюдо, которое подается холодным» - выражение, которое отлично подходит к описанию их состояния. Такие индивиды обидчивые, злопамятные. В первую очередь им предлагают программы избавления от старых обид.

Возбудимый тип личности проявляется в постоянном недовольстве и раздражительности. Эти отрицательные явления приводят к тому, что индивид находится в конфликте с окружающим миром и самим собой. Что приводит к такому состоянию? Психолог тщательно проводит работу с обратившимся, пытаясь собрать по крупицам все детали жизненных событий, учитывая его темперамент, генетические особенности, социальные условия и круг знакомств.

Метод Платонова в социуме

К методу Палатонова прибегают в различных творческих шоу, политике, науке. Ведь в этой деятельности в первую очередь важен психологический портрет. Известной личности, так же как и обычному человеку, невозможно избежать подобной характеристики. В этом случае ученый Платонов предлагает рассматривать интеллектуальность и направленность человека.

То есть обладает ли он определенным талантом и сможет реализовать его, основываясь на силе воли? Помимо этого, специалистами берется во внимание умение человека управлять своими эмоциями в и контролировать настроения и чувства.

Самооценка - основа характеристики

Особое внимание специалисты уделяют самооценке индивида. Многие виды социальной деятельности делают на этом особый акцент, когда составляют психологический портрет личности. Пример написания: «Королев Иван Степанович обладает высокими математическими способностями, но самооценка низкая. Может ли он управлять коллективом? В настоящее время - нет».

Это далеко не весь перечень вопросов, которые затрагивает Константин Платонов в своих трудах. Описание личностных качеств человека зависит от обстоятельств и сферы деятельности, которая их запрашивает. Как правило, психологический портрет индивидуален и может носить конфиденциальный характер.