Скульптура даши. Биография. «Хозяин» Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

В Государственном историческом музее в рамках крупного музейного проекта «Кочевник Между небом и землей» открылась выставка скульптора, художника Даши Намдакова. Топ-модель, актриса и телеведущая Полина Аскери побеседовала с Даши Намдаковым для портала «love2beauty».

С творчеством Даши Намдакова я знакома примерно с 2002 года. Именно тогда состоялась его первая выставка в Москве в галерее Герцена. Я помню горящие глаза своей сестры, Ангелины Аскери, когда она только вернулась с выставки. Ангелина рассказывала мне про необычайно талантливого скульптора, чьи работы, со временем, по ее мнению, будут стоить миллионы.

Недавно я побывала в Государственном историческом музее, где в рамках крупного музейного проекта «Кочевник. Между небом и землей» открылась выставка одного из моих любимых скульпторов, художника с уникальной стилистикой, — Даши Намдакова. Обладатель множества наград в области искусства, Даши отмечен не только государственной премией Правительства Российской Федерации, но и вниманием королевской семьи Великобритании, при содействии которой в 2012 в Лондоне была установлена его монументальная скульптура «Чингисхан».

Полина Аскери : Давай поговорим о твоей семье и детстве. Твой отец, я знаю, тоже был художником. Как на тебя повлияла семья и та среда, в которой ты вырос? Ведь то, что в нас вложили в детстве, сказывается на том, какие мы сейчас.

Даши Намдаков: Был огромный путь между мной ребенком и тем, кто я сейчас. Мои родители, конечно, влияли на мое развитие, хотя в детстве мне всегда казалось, из-за большого количества детей в семье, что нас никто толком не воспитывал. С возрастом, когда стал отцом, я понял, что сделали мои родители для меня.

Полина Аскери: Что повлияло на твое творчество?

Даши Намдаков: Если чудеса есть на свете, то они, безусловно, произошли со мной. В юности у меня были проблемы со здоровьем, это было большим преодолением в моей жизни. В течение семи лет я тяжело болел, и, думаю, что это повлияло на то, кем я стал. За всей моей работой стоит огромный труд, я перфекционист и считаю, что все всегда должно быть сделано наилучшим образом.

Полина Аскери: О чем ты мечтал в детстве?

Даши Намдаков: Я хотел стать помощником машиниста электропоезда (смеется). Все мечтали быть космонавтами, а я, как всегда, о чем-то другом. На самом деле я мечтал быть скульптором, хотя еще даже не знал, что существует такой термин. Я до 7 лет говорил на бурятском и не знал русского языка. Меня с детства всегда тянуло к объему и к форме. Знаешь, я однажды приехал со своей собакой лайкой в деревню, и она сразу же бросилась на охоту, где показала все свое охотничье нутро, у нее это в крови. Так же и у меня в крови скульптура. Мне помогает данный от природы талант, и, когда есть результат, я благодарю Высшие силы, которые, через родителей, наградили меня этим.

Полина Аскери: Всегда говорят, что у творцов древняя душа. Ты веришь в перевоплощение души?

Даши Намдаков: Конечно, это моя религия. У меня есть внук, и он является 23-им представителем череды предков, чьи имена мы помним в нашем роду. Я горжусь тем, что у меня такой древний род. Когда я делал одну из первых выставок в Москве, на нее пришло немало гостей членов Академии художеств, и многие из них сказали, что думали, что скульптура в России умерла, но, увидев мои работы, обрадовались, что это не так. После открытия выставки я просто летал от счастья. Я поехал к своему духовному учителю, и он мне сказал: «Знаешь, Даши, весь твой талант — это заслуга твоих предков, в которых все поколения копилась сила, выстрелившая в тебе». Тогда мне очень понравились эти слова, и я понял, что я всего лишь инструмент. С тех пор я никогда не зазнавался, и у меня не было головокружение от успеха.

Полина Аскери: То есть знания и умения у тебя внутри, но ты все же учился в художественном институте. Тебе нравилось учиться?

Даши Намдаков: У меня были проблемы с гуманитарными дисциплинами, больше мне удавались точные науки. К тому же мой преподаватель посчитал, что институт может подавить мою индивидуальность, и посоветовал закончить обучение экстерном.

Полина Аскери : Назови самые важные черты, характеризующие твое собственное «Я»?

Даши Намдаков: Я очень критичен к себе, в первую очередь как к художнику, потом как к человеку. И с каждым годом я становлюсь все более требовательным. Это не всегда радует меня, поскольку самокопание, хоть и помогает развиваться в искусстве, но является тяжелым аспектом для личности. Я горжусь тем, что я трудоголик, в хорошем смысле, и полностью отдаюсь своему делу.

Полина Аскери: Ты известный на весь мир скульптор, художник, ювелир. Есть ли желание попробовать себя в чем-то еще?

Даши Намдаков: На самом деле я давно задумываюсь о модной индустрии. Я достаточно авантюрный человек, меня всегда интриговала мысль попробовать себя в этой сфере. Мои родители, будучи мастерами на все руки, шили национальную обувь из кожи и меха, а мы, дети, помогали им. Как правило, тем, чем я занимался в юности, я занимаюсь и сейчас, только, естественно, на другом уровне. В свое время у меня была ювелирная мастерская, благодаря которой я зарабатывал на скульптуру. Потом когда я начал зарабатывать скульптурой, то снова через какое-то время открыл ювелирное направление. Сейчас в Лондоне и Нью-Йорке моя ювелирная коллекция вызывает большой интерес.

Раньше в искусстве не было деления: любой из известных художников, например, Леонардо Да Винчи или Микеланджело, мог делать в области искусства всё.

Я тоже решил попробовать себя во многом. Занимаюсь архитектурой, ювелирными делом, начинаю работать с фарфором. И постепенно это толкает меня в мир моды. Потому что одежда — это та же скульптура и те же объемы. Это то, что я хочу делать, и почему бы не попробовать себя в этой сфере. Мне нравятся росписи на тканях, и я бы начал с этого. С другой стороны я думаю, что этот проект может забрать очень много моего времени. Поэтому я бы хотел посоветоваться с тобой, нужно ли мне это?

Полина Аскери: Мне кажется, ты сам внутри себя знаешь ответ. Это интересно, это расширение поля деятельности, и это может привести к еще более глобальным вещам. Ткани могут быть как для костюма, так и для создания интерьера — это два разных направления. Можно попробовать сделать ткани в сотрудничестве с известным производителем. На мой взгляд, это будет интересно.

Даши Намдаков: Безусловно, это интересно. У меня сейчас очень много проектов, а если браться за модную среду, то это, еще раз повторю, потребует половину моего времени. Поскольку я в этом новичок, то должен изучить все досконально. Но с другой стороны, это хорошая возможность для развития. Меня интересует сам творческий момент. Вся прелесть в процессе, в котором нужно добиваться результата.

Полина Аскери: А как же результат? Расскажи, что ты чувствуешь, когда открываешь выставки?

Даши Намдаков: Я открываю выставки, но никогда не хожу на них. Я всегда ощущаю дискомфорт от этого. Я понимаю, что это неотъемлемая часть работы, выставки нужны, они популяризуют твое имя. Хотя именно выставки сбивают меня с толку. Мы с моей командой делали очень много выставок в Сибири, что было для меня крайне важно. Мы целенаправленно ездили в Омск, Бурятию, Читу и многие другие города.

Полина Аскери: Это же замечательно! Ты даешь шанс людям, у которых нет возможности приехать на твои выставки в Москве или в Санкт-Петербурге.

Даши Намдаков: Да, совершенно верно. Я хотел «отдать дань» своему краю и показать свое творчество, в первую очередь, именно там.

Полина Аскери: Ты много путешествуешь. Какое твоё любимое место?

Даши Намдаков: Я последнее время больше полюбил Москву.

Хотя моим любимым местом остается деревня, в которой я вырос. Увидев множество стран, постоянно находясь в самолетах, я стал намного патриотичнее.

Полина Аскери: Ты женат, у тебя трое детей. Где живет твоя семья?

Даши Намдаков: Моя семья живет в Лондоне. Младшая дочь, 5 лет, пошла в школу. Однажды, я пришел за ней в школу, а она ко мне выбегает, такая счастливая, и кричит: «Папа, я сегодня влюбилась»! Я подумал, слава Богу, наконец-таки это произошло! (Смеется)

Полина Аскери: Это так замечательно. А что приятнее, получать высокую оценку от профессионалов или публики?

Даши Намдаков: Я думаю, что профессионалов, потому что они двигатель процесса.

Полина Аскери: Какая была самая приятная награда?

Даши Намдаков: Когда в Италии меня наградили как скульптора года. Есть такой город Пьетрасанта, где живут и работают множество скульпторов и ремесленников со всего мира. И раз в год среди самых громких имен в области современной скульптуры вручают международную премию «Пьетрасанта и Версилия в мире».

Полина Аскери: Я много слышала об этом месте. У тебя там студия?

Даши Намдаков: Да, я 5 лет уже работаю в Италии. Поскольку мне трудно стоять на одном месте, видно дает о себе знать кровь кочевников, я думаю, что моя пятилетняя итальянская история будет трансформироваться. Мир настолько быстро меняется, что удержаться на одном месте невозможно. Но всегда нужно стараться жить полной жизнью.

Полина Аскери: Я слышала, что осенью планируется твоя выставка в Лондоне, в легендарном Harrods. И что этому предшествовал уникальный случай. Расскажи пожалуйста, как это было?

Даши Намдаков: Как многие знают, я люблю работать с бронзой и, в основном, этот материал преобладает в моих работах. Но я также много работаю с золотом и драгоценными камнями. А однажды я впервые сделал скульптуру из афганского лазурита, что мне крайне несвойственно. И эта работа была выставлена на продажу именно в Harrods. Спустя какое то время мне звонит мой партнер и сообщает, что в Harrods прошла самая дорогостоящая покупка за всю историю магазина, и неизвестный клиент купил мою скульптуру за 1,5 млн фунтов. И теперь они хотят сделать выставку моих работ. Это, конечно, очень приятно.

Полина Аскери: А как насчет Азии?

Даши Намдаков: Скоро, очень скоро, но это пока — большой секрет...

Литые скульптуры, которые создает Даши Намдаков , выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, в музеях многих странах мира. Скульптуры имеются в частных коллекциях В.Путина («Стихия»), президента Татарстана М.Ш.Шаймиева («Всадник»), мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Даши обладают такие разные известные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, актриса Ума Турман.

Даши Намдаков провел более 14 персональных выставок в России и за рубежом, в том числе в известных музеях и галереях мира.

Награжден серебряной медалью Российской Академии Художеств. С 2004 года живет и работает в Москве.

В 2007 году осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол».

Его полное имя – Даши Нима – «Удачливое солнце». А имя в древнем бурятском роду содержит «код судьбы». Поэтому ламы при наречении младенца учли не только день и час его появления на свет, но и расположение светил. В мире вообще ничего случайного не бывает.

Даши Намдаков — российский скульптор, график и ювелир, член Союза художников РФ. Родился в 1967 г в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств.

За последние годы Даши провел множество персональных выставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центре тибетской культуры (Тибетский Дом) в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств и т.д.

Даши Намдаков стал художником-постановщиком фильма «Монгол» (режиссер Сергей Бодров-старший). Фильм был номинирован на премию Оскар (2007) как лучший фильм на иностранном языке, а также получил шесть Национальных премий Ника. Лучшим художником по костюмам был признан Даши Намдаков.

Работы художника находятся в фондах многих музеев России и мира, а также в личных коллекциях премьер-министра Правительства РФ В.В. Путина, президента Татарстана М.Ш. Шаймиева, мэра Москвы Ю.М. Лужкова, в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Детство Даши Намдакова

Семья Даши Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду – дарханов. Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнем, священным символом избранности. Они владели высшими знаниями, передававшимися из поколения в поколение. Считалось, что людям из знатного сословия подвластно многое. Но многое дозволялось – многое и спрашивалось. На всех членах высшего сословия лежала большая ответственность за мир, в котором они жили.

Отец Даши Намдакова – Бальжан Намдаков — был известным народным мастером – кузнецом, художником, писал буддистские тангки (иконы), занимался скульптурой, резьбой по дереву, ткал ковры. Очень многое сделал для колхоза, в котором работал – спроектировал и построил небольшую электростанцию, создавал сельскохозяйственные машины. Умный, яркий, одаренный и много знающий человек. При этом образования у него было всего несколько классов – в послевоенные голодные годы в селе об учебе думать не приходилось, выжить бы… Бельжан многому научил своих детей.

В семье росли четыре сына и четыре дочери. Все они неплохо рисуют, каждый — по-своему творческая натура. Даши родился шестым. До седьмого класса он жил с родителями в бурятском селении и ощущал себя частью Вселенной, в которой рос. Особый уклад жизни в семье, тонкая связь поколений, его Дар, проявившийся еще в раннем детстве… Фантастическая природа Бурятии, первозданные реки, фантастические Саянские горы, степь, немыслимой красоты Байкал стали для ребенка, тонко чувствующего красоту мира, целым космосом — огромным и прекрасным. До седьмого класса жизнь была хороша…

Даши Намдаков:

— Я застал уже закат этой цивилизации, которую очень сложно, почти невозможно вернуть. Для этого должно произойти чудо. Жизнь меняется на глазах, и хотя многие изменения — благо, что-то важное безвозвратно утрачивается. Детям уже не объяснить, как можно ощущать свою связь с природой, быть с ней в гармонии… Природа моей Родины удивительна – это целый космос, и ты живешь в ней, живешь ею, ты цветок в этой жизни, травинка. А не болт, ржавеющий в луже. Но вернуться уже нереально…

Интернат

Все изменилось очень резко. В деревне не было средней школы, и Даши пришлось учиться в интернате. Домой он теперь приезжал только на выходные и каникулы. Привычный мир рухнул, все его богатства сузились до элементарных правил — простых, но жестких и одинаковых для всех. Как будто кто-то решил за него: «Жить надо так и так, парень — другого не дано». Очень хрупкие вещи оказались искажены и разрушены, связи разорваны. Словно закачали в вены чужеродную кровь, иную идеологию, другие представления о жизни, понятия о мире.

Даши Намдаков:

— Только к сорока годам многое стало всплывать в памяти, начал восстанавливаться мир того подростка, каким я когда-то был. Одинаковое для всех воспитание убивает что-то в душе, подменяя Истинное одной для всех идеологией. Начинаешь анализировать жизнь и понимаешь неравноценность потери: что ты потерял и что тебе навязали взамен утраченного. Исчезают деревни, люди утрачивают связь со своими корнями — перевернувший все катаклизм…

Рисовать Даши начал очень рано. Его одаренность ни у кого не вызывала сомнений. Но в школе об этом не особо задумывались. Все рисуют морковку – и ты рисуй. Яблоко рисуют – и ты не отлынивай. Это было невыразимо скучно для подростка, рисовавшего картины со сложно выстроенной композицией. Из чувства протеста он не соглашался рисовать незамысловатые предметы. И однажды чуть не остался на второй год из-за неуспеваемости по рисованию.

В интернате было всякое. Даши очень остро реагировал на несправедливость, незаслуженные обиды, тосковал по всему, что оставил дома. Наверное, далеко не все дети воспринимают подобные перемены столь же трагично, а вот у Даши они спровоцировали не просто ломку сознания, но и тяжелую болезнь. Он перенес четыре операции, желудок просто отказывался работать. Каждую ночь Даши, истощавший, как узник концлагеря, просыпался от нестерпимых болей. За несколько лет были перепробованы самые разные методы лечения, но улучшения не наступало. Когда надежда на медицину истаяла, родители обратились за помощью к шаманке. Это решение далось им нелегко: мама и папа всю жизнь исповедовали буддизм, философия которого отрицает тенгерианство (шаманизм). Но сын почти умирал…

Обряд был долгим, сложным. На следующий день Даши впервые за долгие годы проспал до обеда. Когда он проснулся, солнечный свет заливал комнату. И у него ничего не болело!

Это событие оставило след на всю его жизнь. Нет, он не перестал быть буддистом, но слова шаманки о том, что болезнь – плата за разрыв связей с природой – легли на благодатную почву. С тех пор Даши много размышлял о язычестве, его корнях, о силах природы. Все, что не убивает, делает нас сильнее. Не будь этой болезни, чудесного излечения – наверное, мы знали бы совсем другого Даши Намдакова. Тот, полученный от шаманки, импульс звучит во многих его работах, его мир населен странными существами, прекрасными образами, вышедшими из глубин пра-памяти. Все работы Даши родом из мира древних мифов и легенд. Увиденное во сне ночью, днем под его руками становится явью. В творениях Даши живет дух его земли, силы природы, в которой он рос. В них есть глубокая тайна, которую не каждому дано разгадать, но не ощутить их энергетику и красоту невозможно.

Даши Намдаков:

— Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух – любви к стихиям не научишь, их надо чувствовать и черпать в них силы. Мне кажется, что я многому научился, и это обязывает меня относиться к жизни серьезно и ответственно.

Интересны и Европа, и Азия, и Америка – в каждой цивилизации есть свой бесценный опыт. Мне особенно интересны те страны, где сохранились следы древних цивилизаций. И все же лучше моей родины нет ничего на свете. Если я хоть чем-то могу помочь в сохранении культуры своего народа – я счастлив.

Институт

После школы Даши Намдаков попробовал поступить в Московское художественное училище. В институт отнести документы не рискнул – казалось, там учатся почти небожители. И просчитался. В училище для иногородних отводилось лишь четыре места, конкурс на эти места был совершенно невероятный, несопоставимый с вузовским. Но подсказать было некому. Возвращаться домой ни с чем было неловко – и Даши поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Как-то собрал свои деревянные скульптуры, подошел к педагогу-скульптору: «Возьмите в ученики». Тот посмотрел: «Парень, ты не туда пришел учиться. Тебе на скульптуру надо». Даши и сам понимал: ну не его это дело — архитектура, совсем по-другому виделось будущее. И хотя знал, какое огорчение принесет его решение родителям и братьям-сестрам (особых капиталов не водилось, младших поднимали всей семьей), но учебу бросил. Через два года стал студентом Красноярского художественного института. На академические специальности там набирали всего пять-шесть человек в год. Даши начал заниматься скульптурой.

Учитель

В жизни Даши на переломных моментах не раз встречались люди – «знаки судьбы», выделявшие его из многих других и старавшиеся помочь, научить. Еще в школе у него был учитель литературы — благодаря ему Даши влюбился в литературу, в поэзию.

В институте Даши тоже очень повезло с педагогом – его заметил академик, секретарь Сибирско-Дальневосточного отделения Академии художеств СССР, профессор кафедры скульптуры института Лев Николаевич Головницкий. Талантливый скульптор, он сразу увидел, что у юноши из Бурятии – Дар. Для Даши мнение учителя, его оценка были очень весомы. Их связывали теплые отношения, они подолгу разговаривали, Даши часто провожал Учителя до дома, зная, как непросто ему с застарелой астмой подниматься на третий этаж. Жена Льва Николаевича, Энрика Эмильевна Эккерт (тоже скульптор), всегда старалась к приходу Даши приготовить что-нибудь легкое, диетическое – в семье Головницких тоже знали о его проблемах с желудком.

На четвертом курсе, вернувшись с каникул, Даши стал обдумывать – не бросить ли ему учебу? Казалось, всему, чему мог, уже научился. Хотелось творить, работать самостоятельно. Он уже считался мастером, о нем заговорили. На его выставки сбегался народ посмотреть, что там новенького Даши наваял? Так стоит ли тратить на лекции еще три года жизни (курс был рассчитан на шесть лет)? И как сказать об этом учителю?

Сокурсники передали Даши, что Льва Николаевича положили в больницу, и Мастер просит ученика прийти к нему. Конечно, он пришел.

Лев Николаевич сам завел разговор:

— Я догадываюсь, что ты задумал, Даши, и все понимаю. Ну что ж, давай будем делать диплом.

— Как диплом, мне ж учиться еще почти три года?!

— Будешь выпускаться экстерном.

Всю бюрократическую часть Лев Николаевич взял на себя – договорился с учебной частью, с преподавателями. Авторитет Мастера был таков, что он сумел убедить и самых недовольных. С Даши же поступил так – закрыл его в мастерской, чтоб ничто не отвлекало от занятий. Приходил к нему каждый день, приносил книги, рассказывал все, что знал сам по истории искусств. Метод погружения сработал – Даши с головой уходил в творения мастеров Ассирии, Вавилона, Финикии, Египта, Индии, Китая, Византии… Ему казалось, что он сам переселился в мир ушедших цивилизаций. Головницкий хвалил ученика за рвение и обещал, что все знания, которые в таком темпе «заглатывал» Даши, еще пригодятся ему через несколько лет, когда придет время. Так и случилось…

Преподаватели приходили в мастерскую принимать экзамены. Все предметы были успешно сданы. После защиты диплома Даши уехал на Родину. Когда через несколько месяцев он узнал о смерти учителя и понял, почему Лев Николаевич так торопился передать ему все, что знал… Проститься с Учителем Даши не успел — весть дошла с опозданием. И это мучило его долгие годы.

Первая коллекция

В Улан-Удэ он приехал в начале 90-х. Времена начались не слишком спокойные. К тому времени Даши уже был женат, в семье рос сын Чингис – надо было кормить семью, зарабатывать деньги. Он открыл крохотную, в несколько квадратных метров, ювелирную мастерскую — его изделия, стилизованные под находки из древних курганов, пользовались хорошим спросом. Жена работала в банке экономистом, в семье появились какие-то деньги, бытовые проблемы отступили. Пора было браться за творчество. Даши говорит, что он счастливчик, потому что ему повезло с женой. Это она сказала в тот момент: «Занимайся своим делом. Будет и на нашей улице праздник». Тогда у него установился такой график: две недели – работа над украшениями, следующие две – «для души». Скульптура – удовольствие дорогое, почти все заработанное на «ювелирке» уходило на оплату литья, чеканки. За несколько лет накопилась целая коллекция. Пора было показать ее миру.

Успех

Первая персональная Даши Намдакова состоялась в Иркутском художественном музее 16 февраля 2000 года. В этот день Даши исполнилось 33 года.

Расхожее выражение «на следующий день он проснулся богатым и знаменитым» здесь вполне уместно. От желающих увидеть коллекцию Даши не было отбоя, выставка прошла просто «на ура», раскупили всю коллекцию. Иркутский союз художников приглашал переехать в Иркутск, предлагал лучшую мастерскую в городе…

Через какое-то время Даши пригласили на выставку в Москву. Выставка прошла в ЦДХ, в ней приняли участие и другие молодые российские скульпторы. В столице заговорили о его работах.

В 2003 году Даши Намдакова пригласили устроить выставку в Екатеринбурге, во время саммита, в котором принимали участие Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер. Даши знал, что в Екатеринбург после смерти мужа переехала вдова Головницкого. Он разыскал Энрику Эмильевну, пришел в гости, пригласил на выставку. Но та отказалась: «Знаешь, Даши, когда не стало Льва Николаевича, я перестала ходить на выставки. Для меня умерла вместе с мужем». Посидели, попили чаю, Даши ушел. А спустя какое-то время получил письмо. Энрика Эмильевна писала, что все же сходила на выставку: «Лев Николаевич гордился бы тобой. Ты вернул мне любовь к скульптуре». Так долго терзавшее Даши чувство вины наконец отпустило…

Река жизни

В 2004 году Даши вместе с семьей переехал в Москву, но связь с Родиной не потерял. Он часто бывает в Бурятии, там и сегодня живут его родители. Правда, дети растут уже в другом мире – и это его постоянная боль. Детей у Даши трое: старший сын и две дочки, одной двенадцать лет, другой всего полгода. У Чингиса, студента Высшей школы экономики, недавно родился свой ребенок. По мужской линии это уже 23 поколение Намдаковых за последние 600 лет, чьи имена остались в памяти рода.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи – все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.

А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли – Удачливое солнце.

Думаю, боги обиделись бы на меня, если бы я сказал, что не счастливый человек. Я всегда чувствовал – меня «ведут» по жизни. Мне везло на людей. Я занимаюсь тем, что умею и люблю. Скульптура – это мои стихи, поэзия в объеме. Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль. Я никогда его не искал. Писал и творил как дышал — то, чем живу. Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество – еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать, я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить.


Такие скульптуры вам не продаст ни один магазин скидок . Авторские работы Даши ценятся, как настоящие произведения искусства.











































































Если вы творческая личность и тоже занимаетесь скульптурой, сделайте персональную виртуальную выставку и о вас узнает общественность. для этого вам понадобится просто сфотографировать собственные работы и выложить в сеть. Снимки нужно будет предварительно обработать, чтоб они выглядели более привлекательно. Если вы не умеете этого делать — доверьте эту работу профессионалам. К примеру недорогую профессиональную обработку фотографий могут сделать для вас работники сервиса «PrettyPhoto».

Невероятные, потрясающие душу работы! Можно написать тысячу книг о величии монгольских народов и сказать меньше, чем сумел это сделать гениальный Даши Намдаков своими скульптурами.
Каждая его работа - чудо! Предельная сосредоточенность и самоуглублённость, мужественность и благородство, высочайшее владение оружием и своим телом, неразрывная связь воина с конём, когда они образуют единое целое, резкая ярость в бою и здесь же глубочайшая мудрость и сильная трагическая нота, которая пронизывает всё творчество этого удивительного человека.
Не хватает слов, чтобы описать всю гамму чувств, которые испытываешь глядя на работы этого гения.
Собственно и сам он, стоящий в общем ряду среди своих творений, точно такой же, как и они. Обычный современный монгольский, бурятский герой. Один из многих.
В наше время, когда российское общество ничего не знает о малых народах Сибири и в лучшем случае относится к ним снисходительно, как к диким племенам, которым ещё расти и расти до высот европейского цивилизованного общества, совершенно необходимо доносить искусство Даши Намкадова до массового зрителя. Тогда и никаких слов не понадобится - люди сердцем поймут трагическое величие этих народов, осознают униженное состояние, в котором они пребывают сегодня, и признают их таки равными себе, чтобы далее действовать вместе с ними рука об руку. Собственно это и есть единственное условие дальнейшего сохранения единой Российской Империи.

PS Я полукровка, мой отец - алтаец. Алтайцы не относятся к монгольским племенам, они тюрки. Но был славный период, когда "под главенством племени монголов объединились все монголо-язычные и тюрко-язычные народы центральной Азии и стали называться монголами" (с). Это был период, когда монгольские (в широком смысле этого слова) племена пережили свой наивысший взлёт.
Когда я смотрю на фотографии этих замечательных творений, то в моей душе начинает звучать горделивая нота. Я конечно понимаю, что тогда было всё, но при этом имела место возможность проявить себя с самой лучшей, героической стороны. И сегодня точно также, как в душах монгольских племён, в душе моего народа звучит та самая трагическая нота, о которой так сильно говорит Даши Намдаков. По сути он говорит от имени всех родственных народов, которые сохранили себя и своё достоинство, но достаточно давно находятся в состоянии полного забвения.

Взято http://sergey-v-fomin.livejournal.com/82022.html?view=193894#t193894

«…Кочевники, отличались двумя качествами - военной храбростью и безусловной верностью. И на этих принципах, то есть на принципе своего геройства и принципе личной преданности они создавали великие монархии».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.

Этот пост посвящен российскому скульптору, художнику и ювелиру Даши Намдакову и его работам. С некоторыми из них посетители нашего ЖЖ уже знакомы.
Родился он в 1967 г. в забайкальском бурятском селе Укурик. Был шестым ребенком в многодетной семье Бальжана Намдакова, принадлежавшего к древнему уважаемому роду кузнецов-дарханов. Согласно обычаям, только им дозволялось работать с огнём - священным символом избранности. Как и в соседней Монголии, тут весьма внимательны к семейной родословной. По мужской линии род Намдаковых в течение 600 лет дал 23 поколения.

Даши Намдаков учился сначала в Улан-Удэ, а затем в Красноярском государственном художественном институте, после окончания которого открыл в Бурятии маленькую ювелирную мастерскую. В 2000 г. в Иркутске прошла первая его персональная выставка, после которой к нему пришла заслуженная слава.


Ритуал. 2001 г.

Выставки его работ прошли в главных музеях страны: в Третьяковской галерее (2008), в Эрмитаже (2010), Государственном Историческом музее в Москве (2014).


Богатая невеста. 1998 г.


Степная Нефертити. 2001 г.

Его вклад в создание художественного фильма «Монгол» был отмечен премиями «Ника-2008» и «Белый слон» «за лучшую работу художника». Д.Б. Намдаков лауреат правительственной премии Российской Федерации 2009 г. в области культуры.


Кадр из фильма «Монгол».

Основные темы произведений Даши Намдакова - кочевники, воины, сакральные фигуры, легендарные личности, родовые покровители бурят, тотемные животные и мифологические существа.


Хан.


Вельможа.


Кочевник.


Кочевник-2.


Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

Александр БЛОК.

Выставка работ Даши Намдакова в Эрмитаже 2010 г. получила очень точное название: «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников».


Просветленный.


Воин.

Большая часть произведений Даши Намдакова выполнена в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Материалом служит бронза, серебро, золото, медь, драгоценные камни, а также кость (бивень мамонта), конский волос и дерево.


Старый воин. 2001 г.


Старый воин. Фрагмент.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока, Музея современного искусства в Москве, а также в китайских и американских государственных собраниях. Имеются они и во многих частных коллекциях, в том числе и Президента В.В. Путина.


Воин Чингисхана.


Лучник. 2000 г.

Есть у Даши Намдакова и графические работы.

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

Александр БЛОК.

Царица. 2010 г.

Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ

«Копытами коней вписана история Евразии в летопись человечества. […] Легендарная монгольская конница, вызывавшая ужас у европейцев, навсегда осталась в исторической памяти поколений».
А.Н. ЗЕЛИНСКИЙ.

В одном из предыдущих постов нашего ЖЖ мы уже писали об установке 14 апреля 2012 г. в Лондоне бронзовой конной статуи Чингисхана, созданной Даши Намдаковым к 850-летию со дня появления на свет Великого завоевателя.
Скульптор работал над ней более двух лет. Англичане предоставили ему в Лондоне огромную мастерскую в самом центре города. Мастер нашел интересное решение: Великий Хан, облаченный в монгольские доспехи, как бы остановился у самого края невидимой пропасти - у границы Неба.

Отливали скульптуру из бронзы в мастерской «Mariani» на севере Италии, доставив в Великобританию по частям. Высота ее от копыт коня до шлема всадника составляет около пяти метров, вес - 2714 килограммов.
Установили статую у Лондонского городского совета Вестминстера на островке-лужайке рядом с Мраморной аркой в северо-восточной части Гайд-парка. Событие происходило в рамках фестиваля «Город скульптур» в преддверии Олимпиады.

Однако появление статуи в центре английской столицы не пришлось по вкусу некоторым островитянам.
«В каких облаках витали консерваторы в Вестминстере, когда принимали решение об установке статуи рядом с Мраморной аркой? Кто следующий у них на очереди? Сталин? Пол Пот? Саддам Хусейн?», - возмущался депутат-лейборист Пол Димболденберг.

Ничего странного, конечно, в такой реакции нет. Достаточно вспомнить некоторые строчки из уже приводившегося нами стихотворения Алексея Широпаева:

Буряты, монголы, казаки -
На запад, на запад, на запад,
Туда, где сверкает столица,
Легенда, как туча, стремится.

На офисы, факсы и пластик -
Мистерия шашек и свастик.
Смотрите: на банковских стенах
Пульсирует конская пена.

В ребристые ваши тоннели
Бураны степные влетели,
И рушит компьютеров недра
Империя бронзы и ветра.

Сорвав занавески и шторы,
Влетят в сновидения ваши
Казаки, буряты, монголы,
Влекомы прибоем Ла-Манша.

Тогда конники Чингисхана не добрались до Британских островов.
Однако сегодня бронзовая статуя их Грозного предводителя стоит в самом центре Лондона.

Между тем триумф бурятского скульптора из России в Европе продолжался.
В следующем 2013 году он стал лауреатом международного конкурса скульптуры «Pietrasanta e Versilia nel Mondo», который ежегодно проводится в Пьетрасанте (итальянская провинция Лукка), городе с мiровой известностью, где творили величайшие мастера, включая Микеланджело.


Российская Азия в Сердце Европы.

Это была первая награда такого рода, присужденная российскому скульптору.
Премию и звание «Художник года» Даши Намдаков получил за работы на скифскую тему. Одна из них - «Царская Охота», - изготовленная в знаменитых мастерских художественного литья Италии «Мариани» и «Массимо Дель Кияро», была представлена на суд публики и экспертов на главной площади города Пьетрасанта.

Увиденное покорило зрителей. Известный итальянский критик, поэт, доктор искусствоведения Джузеппе Кордони оставил восторженный отзыв: «Маэстро Даши изобразил прекрасную Царицу - амазонку и Царя - героя. Они в состоянии стремительной погони. Они номады Евразии, где дом - это шатер, а крыша дома - небо над ними. Души всадников “дышат” безграничной необъятностью степи, по которой они скачут. Для автора степь - это центр мiроздания, она определяет суть существования персонажей скульптуры. В ней заключено все, что воплощают и чем обладают герои: шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры, знаки и символы древнего искусства».

В «Царской Охоте» есть то, что сегодня приходится видеть не часто: пластика, элегантность, легкость, движение…

«Я счастлив!» - так отозвался на успех скульптора глава Тувы Шолбан Кара-оол. «Я безмерно благодарен Даши Намдакову за силу его искусства, за то, как оно сближает народы. За то, что сегодня эта свобода и вольница скифских Царя и Царицы уже здесь на Западе в бронзе, в самом центре мiровой культуры, вызывают восхищение у взыскательной публики и критиков. Высокохудожественная эстетика Даши прочитывается людьми самых разных языков и культур, связывает нас, доносит дух Азии до самых отдаленных уголков планеты».
«Царская Охота» представляет из себя часть скульптурного ансамбля «Центр Азии» в столице Тувы - Кызыле, заказанного Даши Намдакову.

С нетерпением будем ждать осуществления этого замысла.

«По коня-ям!» - доносится команда,
Люди враз взлетают на коней,
И глотают ветер кони жадно,
Ветер тех невозвратимых дней.

Юлия ШИШИНА

До сих пор много внимания публика отдавала крупным формам, созданным Даши Намдаковым. Его ювелирные работы не так известны, как знаменитые во всем мире скульптуры. На фото - нагрудное украшение "Арсалан", 2004 г., из желтого золота. Фото dashi-art.com

Выставка под названием "Путешествие в мистическую страну: Впечатления Даши Намдакова об Азии" открылась в четверг в нью-йоркской Галерее Щукин

На ней представлены более 60 созданных российским мастером в период с 2002 по 2014 год скульптур, ювелирных украшений и графических работ.

Представленные на выставке ювелирные украшения Намдакова в виде фантастических насекомых, зверей и птиц изготовлены из драгоценных металлов и камней, а также некоторых необычных материалов, в том числе кости мамонта, которую традиционно используют в искусстве народы Тибета, Бурятии и Монголии.

Из ювелирных работ Даши Намдакова, нагрудное украшение “Скат”, 2007 г. 
Желтое золото, бриллиант, бирюза, сапфир, бивень мамонта. Фото dashi-art.com

"Даши уже выставлялся в Нью-Йорке два года назад. Его тогда очень тепло встретили. Но данная выставка - это наше личное видение, наше личное предпочтение, - сообщила ТАСС совладелица галереи Марина Щукина. - Это уникальный художник. Мы показываем то, что нам интересно, то, что нам очень близко, то, что открывает новые миры".

Кольцо работы Даши Намдакова. Преображение «Эрдэни» (монг. «Драгоценность»), 2007 г. 
Желтое золото, бриллиант, кварц с включениями рутила. Фото dashi-art.com

"Мы решили показать то, что совершенно необычно, что вызывает оторопь. По крайней мере, такого художника, такого скульптора сейчас в Нью-Йорке ни у кого нет". "Есть ощущение, что это варварское искусство. Но оно на самом деле очень продвинутое, просто надо уметь видеть это", - отметил он.

Даши Намдаков, «Хозяин» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» во время персональной выставки Даши Намдакова «Вселенная кочевника» на территории музея-заповедника «Казанский Кремль». Фото kazan-kremlin.ru

По поводу открытия выставки Даши Намдакова в нью-йоркской галерее Щукин автор АРД Виктор Балдоржиев в своем блоге заметил:

“Мы уже не говорим о достижениях, соперничестве или даже присутствии в пространстве и времени мирового искусства наших людей. Речь идёт о современной школе, собравшей воедино бурятскую живопись, графику и скульптуру, и ведущих позициях наших мастеров. Говоря о такой школе я прежде всего имею в виду видение мира несравненной Альбины Цыбиковой в гобелене, которая, кстати, иногда и сама чуралась собственной стилизации.

Но именно подобная стилизация, переработанная и заново рожденная (каждым по-своему!) бурятскими художниками и завоёвывает сегодня столицы мира. Тонкий, золотистый волос бурятской лошади заиграл цветами в гобеленах Альбины Цыбиковой, а потом и в бронзовых скульптурах Даши Намдакова и серебристой живописи ”.

Справка

Даши Намдаков - бурятский скульптор, график и ювелир, член Союза художников России, член-корреспондент Российской Академии Художеств, родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. Своеобразное преломление культурных традиций Европы и Азии - одна из главных особенностей его стиля. Работы Даши Намдакова входят в коллекции многих музеев разных стран мира. Галерея Щукин была основана в 1987 году. Ее офис находится в Москве, имеются выставочные площадки в Нью- Йорке и Париже. Галерея специализируется на модернизме и современном искусстве.

"Думаю, боги обиделись бы на меня,
если бы я сказал, что не счастливый человек.
Я всегда чувствовал - меня «ведут» по жизни.
Мне везло на людей.
Я занимаюсь тем, что умею и люблю.
Скульптура - это мои стихи, поэзия в объеме.
Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль.
Я никогда его не искал.
Писал и творил как дышал - то, чем живу.
Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество - еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать,
я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить"
.

"Художник с безграничной фантазией, невероятный, завораживающий, мистический, - без этих, уже привычных по отношению к нему, эпитетов невозможно обойтись. Его люди и звери то летят, как степной ветер, то застывают в глубокой задумчивости. Даже фантастические образы выглядят так достоверно, как будто художник делал их с натуры. Они вообще выглядят нерукотворными.
А еще у них есть огромное преимущество... - они все из бронзы, хотя и разного цвета...
И даже если не всё понятно в произведении, вы всё равно не сможете пройти мимо. Оно остановит вас и заставит думать, чувствовать и восторгаться мастерством автора. Когда художник идет от своих корней и желаний, а не плетется в хвосте западной моды, мечтая удивить всех, то в итоге памятник Чингисхану появляется в Лондоне. "

Чингисхан (2011), бронза; литье, патинирование, 243 x 260 x 180 см

Чингисхан (2011), Мраморная арка, Лондон, дата установки — 2012
Бронза; литье, патинирование, 471 x 465 x 585 см

Грандиозная конная статуя изображает всадника в доспехах средневекового воина-монгола, с раскинутыми в стороны руками, в состоянии глубокого размышления. Гордая посадка, мощь тела и уверенность, исходящая от всего облика этого героя, свидетельствуют о его достоинстве, силе духа, долгом и трудном пути. Великолепный конь под ним замер, опустив голову, и ветер треплет струящуюся гриву.
Несмотря на обилие декоративных деталей: золоченые бляхи конской упряжи, рельефные сцены терзания зверей, особую «древнюю» патину заплетенных волос, — перед нами убедительный и цельный образ народного героя монголов, вошедшего в историю мировой цивилизации. Конь под всадником кажется троном, а сам человек — божеством-небожителем.
В 2012 году конная статуя была установлена у Лондонского городского совета Вестминстера рядом с Мраморной аркой в рамках проходящего в городе фестиваля «Город скульптур». Пятиметровая бронзовая статуя была отлита в Италии, доставлена в Великобританию по частям и простояла на этом месте до сентября 2012 года, после чего она отправилась по другим городам мира — в 2012 году отмечалось 850-летие со дня рождения знаменитого завоевателя. (Статуя весит 2714 кг без постамента).

Ханшаим (2008), Астана, Казахстан, дата установки — 2008
Бронза; литье, патинирование и золочение, 1000 x 1200 x 900 см

Композиция весом 15 тонн включает грандиозную фигуру символизирующего плодородие быка, служащего опорой для охраняемого двумя барсами с мечами в оскаленных пастях трона, на котором в полный рост стоит легендарная царица Ханшаим.
Согласно преданию, своими многочисленными победами древние предки нынешних казахов кочевники-саки были обязаны мужеству и доблести знаменитой амазонки Томирис. Под ее предводительством разрозненные племена объединились и образовали одно из первых государств на территории Казахстана. Образ Томирис соединен в сознании народа с образом всех легендарных женщин, вошедших в историю страны. Монумент создан как дань уважения женщине — прародительнице и защитнице.
Скульптурная композиция стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью.

Монумент который представляет собой сакскую царицу Томирис, стоит на гигантском быке (бык длиной 10м, а размах рогов около 7 м).

Бронзовый монумент «Золотая Шория». Высота скульптуры больше 6 метров, а вес больше 5 тонн. Был отлит в Италии и частями перевезен по морю в Россию.
Кузбасс, Горная Шория
.

До установки в Кузбассе, монумент был представлен в Parco de la versiliana (Италия). Другое название - Хозяйка тайги. Монумент представляет собой образ сильного зверя - старый Лось с девушкой на спине. Этот образ связан с древней легендой удивительного края. Рисунки на рогах, как послания предков, рисунки эпохи бронзы. Это символы солнца и плодородия. Некоторые части скульптуры, после его установки на холме в Кузбасе, покрыли золотом. Это сделано для того, чтобы окружающий ландшафт и лучи солнца создавали дополнительный эффект восприятия "Золотой Шории".

Золотая Шория (2010), бронза; литье, патинирование и золочение
615 x 702 x 654 см

В основе авторского замысла лежит стремление передать средствами монументальной пластики представление людей, живущих в Шории, о красоте и величии этого древнего края, воплощенных в образе его легендарного прародителя.
Мифический предок-тотем предстает перед зрителем в облике могучего лося, которому многие века поклонялись обитатели тайги. Фигура животного с прекрасными раскидистыми рогами символизирует богатую историю этой заповедной земли. Плоскости рогов испещрены графическими изображениями сцен из повседневной жизни, сродни так называемым петроглифам, или наскальным рисункам, в которых без труда угадываются космогонические символы и магические знаки первобытных культур.
Верхом на лосе сидит девушка с чашей в руках. Это аллегория добросердечного приветствия, приглашения и одновременно символ связи настоящего Золотой Шории с ее далеким прошлым. В священной чаше горит питаемый природным газом «вечный огонь».

Четверо дружных (Туншээ), (2008), Агинск, Россия, дата установки — 2008 г.
Бронза; литье, патинирование, 480 x 215 x 106 см

Скульптура украшает местность, где издревле селились буряты-кочевники. Этот край прославился как центр распространения буддизма в Забайкалье. До сих пор здесь находится множество старых дацанов, которые на протяжении нескольких веков были оплотом просвещения и объединения бурятских родов, осуществляли связь национальной культуры со всем буддийским миром.
Стоящая на небольшой поселковой площади скульптурная композиция восходит к широко известному в буддизме сюжету. Она воплощает образы притчи о вере, о единении всех живых существ в достижении благородной цели. Перед нами несколько аллегорических животных, которые образовали пирамиду, встав друг другу на спины, и в результате достали желанный плод.

"Цель". Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Воспоминание»

Мистерия

«Медитация»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Хозяин»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

Царь-птица (2007)
Бронза; литье, чеканка, патинирование, 90 x 77 x 48 см

"Амазонка"
Выставка "Вселенная кочевника"

Вечер, 41х81х17 см

Стихия, 88х30х25 см

Сэтэр, 44х80х57 см, Конь Чингисхана

Мать, 41х111х29 см

Лучник, 44х80х27 см.

Великий чемпион, 47x31x23 см

Старый воин Хранительница

Старый воин, 70х30х17 см

Хранительница.
Крылатая хищница из семейства кошачьих угрожает не нам, а злым силам.

Бегущий, 90x37x30

Мудрец

Полет

Мадонна с птичкой Полет

Лицо Африки

Степная Нефертити

Похищение, бронза; литье, патинирование, 72,5 x 200 x 55,5 см

Царица, 33x80x27

Жемчужина II, 123х38х26
Девочка ли это? Развевающаяся юбка составляет с ней одно целое. А что за странная прореха на теле? На голове не волосы, растрепанные ветром, а раковина... Не сама ли жемчужница раскрыла свои створки перед нами?

Даши Намдаков - российский скульптор, график и ювелир, член Союза Художников РФ. Родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году Даши был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств за произведения, представленные на персональных выставках в Москве.
За последние годы Даши провел более 15 персональных вставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центр тибетской культуры «Тибетский Дом» в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств, Музее искусств г. Гуанчжоу в Китае, Национальном художественном музее им. Кастеева в Алматы в Казахстане и т.д.
Работы Даши находятся в личных коллекциях Президента РФ В.В.Путина, бывшего президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича и т.д., в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи - все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.
А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли - Удачливое солнце.

сайт художника:
http://www.dashi-art.com/

Источники:

http://vakin.livejournal.com/401178.html

http://www.khankhalaev.com/body.php?mx=material&lang=ru&mi=64&smi=1&w=1366&h=768&

http://irinadvorkina.livejournal.com/55012.html

подробная биография еще здесь: