Русский язык. Московский государственный университет печати С первых фраз в вересаев

B8 № 38.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы


(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.

Спрятать текст

Пояснение.
Метафора - скрытое сравнение (переносное значение слова): "купель зрелости".

Эпитет - образное определение (переносное значение слова): "пытливые, вопросительные глаза".

Гипербола - преувеличение: "в тысячу раз легче".

Лексический повтор слов «отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21 является средством выразительности, потому что фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Ответ: 2, 8, 3, 6 | 2836

ЕГЭ по русскому языку

Задание 20-24

Текст 1.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)

*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.

3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа.

5) Родион долго не писал, так как был контужен.

21. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.

2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение.

3) Предложения 8–9 включают описание.

4) Предложения 24–26 содержат повествование.

5) Преобладающий тип текста-рассуждение.

22 . Найдите среди указанных вариантов такой, где слово употреблено в переносном значении. Выпишите это слово.

развернула (предложение 8)

сожги (предложение 15)

зажмурился (предложение 22)

прогремел (предложение 29)

23 . Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: (А)_____ («купель зрелости» в предложении 24), (Б)_____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), (В)_____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного (Г)_____ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.»

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

Текст 2.

1)Трудное и запутанное дело - писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14)Нужно в жизни жить, работать - инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15)- Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.

(16)- Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, - отвечу я.

(20)- Много ли тогда напишешь?

(21)- И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

(24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27)И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.

(По В. Вересаеву*)

* Викентий Викентьееич Вересаев (1867-1945) , прозаик, литературовед, критик. Центральная тема творчества - раскрытие идейных исканий русской интеллигенции.

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Писатель должен наблюдать за жизнью снаружи.

2) Если взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений и оставить четверть написанного, литература очень много потеряет.

3) Писателю очень полезны отказ редакции или суровая встреча критики.

4) Писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни.

5) Только профессионалы пишут достойные внимания читателя книги.

21 . Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) 3 предложение текста противопоставлено по смыслу предложению 2.

2) В предложениях 4-14 представлено рассуждение.

3) Предложения 22-23 объясняют содержание предложений 20-21.

4) В предложениях 24-27 перечислены последовательные события.

5) В предложении 6 не содержится вывод из 5-го.

22 . Из предложения 2 выпишите антонимы.

23. Среди предложений 15-23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и антонима. Напишите номер этого предложения.

24 .

«С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует (А)_____ («не наблюдать, ...а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп - (Б)_____ усиливает впечатление от прочитанного. (В)_____ (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) сравнительный оборот

3) фразеологизм

4) анафора

5) развёрнутая метафора

6) общественно-политическая лексика

7) вопросно-ответная форма изложения

8) цитирование

9) ряды однородных членов

Текст 3.

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой*)

* Таисия Васильевна Жарова (родилась в 1923 году), член Союза журналистов, ветеран Великой Отечественной войны. Основная тема творчества - судьба русского языка.

20 Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная лексика.

2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита.

3) В средствах массовой информации часто поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного языка.

4) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе.

5) Старинные слова ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

21 . Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложения 1-4 включают элементы описания.

2) В предложениях 13-16 представлено рассуждение.

3) Предложение 12 содержит вывод рассуждения.

4) В предложениях 5-9 приводятся примеры к утверждению, высказанному в 4 предложении.

5) Преобладающий тип текста-повествование.

22 . Из предложений 3-6 выпишите контекстные синонимы.

23. Среди предложений 10-19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

Список терминов:

1) эпитет

2) диалектизм

3) лексический повтор

5) литота

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) фразеологизм

9) риторическое восклицание

Текст 4.

(1)В современном обществе целый океан проблем. (2)0ни обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. (3)Возьмём вопрос о чтении - на уроке, домашнем. (4)0 том, много ли читают, как читают, как относятся к книге. (5)Тоже дело очень сложное. (6)Сейчас, по моим наблюдениям, читают гораздо меньше, чем 25-30 лет назад. (7)Я помню годы войны, когда я мальчишкой оказался в эвакуации, в тылу, в особых больничных условиях. (8)Какой великой ценностью была для нас книга! (9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость - на марки, на рогатки, да на что угодно. (10)Причём выменять не в личное пользование, а только почитать. (11)Уже это было счастьем. (12)Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую никто не видел в глаза. (13)Те, кто мог рассказывать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и... «Войну и мир». (14)Да-да, «Войну и мир», это серьёзнейшее произведение, я услышал в рассказах мальчика одиннадцати лет.(15)В десять лет я прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. (16)Не могу сказать, что я многое понял, но я до сих пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера.

(17)Под влиянием всё убыстряющегося, всё более нервного ритма жизни появилась тенденция, которую многие считают неизбежной и закономерной: вместо того чтобы читать объёмные романы великих писателей, можно посмотреть экранизацию и познакомиться с содержанием книги. (18)Более или менее удачно... (19)Некоторые считают, что это очень современно и даёт большое преимущество человеку, так как экономит его время, которое необходимо затратить на ознакомление с произведением. (20)Это так удобно для школьника, которому столько нужно прочитать «по программе»!

(21)Я же думаю, что телевизор - великий враг книги. (22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги. (23)Конечно, телевидение - великая сила и без него трудно обойтись в нашей жизни, в учёбе. (24)Но использовать его надо разумнее. (25)Когда в ресторане нам предлагают меню из ста блюд, мы, естественно, не берём всё подряд. (26)Одно или два, и мы уже сыты. (27)Но что мы делаем с телевидением? (28)Хаотично, когда придется, включаем аппарат и «смотрим», что ни показывают. (29)Варварство. (ЗО)Нужно формировать вкус у ребят, чтобы они могли выбрать то, что можно обсудить потом с друзьями, с учителями.

(31)Воспитание вкуса - отдельная тема. (32)Это можно делать только на высоких образцах. (33)К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (Зб)Главное - научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому - не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.

(По В. Лакшину*)

* Владимир Яковлевич Лакшин (1933-1993), русский литературный критик, литературовед, прозаик, мемуарист, автор известных телевизионных программ о русских классиках.

20 .Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Одна из проблем современного общества - угасание интереса к чтению.

2) Следует разумнее использовать возможности, которые предоставляет телевидение.

3) Воспитывать художественный вкус можно на любых произведениях.

4) Воспитание вкуса невозможно без вдумчивого чтения книг.

21 . Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 21-27 представлено повествование.

2) В предложениях 31-39 представлено рассуждение.

3) Предложения 25-30 объясняют содержание высказанного в предложениях 23-24 утверждения.

4) Предложение 22 объясняет содержание высказанного в предложении 21 утверждения.

5) Преобладающий тип текста-описание.

22. Из предложения 12 выпишите фразеологизм.

23 . Среди предложений 31-39 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи вводного слова и антонимов. Напишите номер этого предложения.

24 . Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Обращаясь к одной из актуальных проблем современности, В. Лакшин вспоминает детство. Он размышляет о книге, применяя такие синтаксические средства, как (А)_____ (предложение 8), (Б)_____ (предложение 9), и такое лексическое средство, как (В)_____ в предложении 22. Автор обращает внимание читателей на роль классической литературы, используя такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_____ в предложениях 36-37».

Список терминов:

1) эпитет

2) антонимы

3) восклицательное предложение

4) диалектизм

5) метафора

6) парцелляция

7) цитирование

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов

Текст 5.

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо - не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием - принципиальность. (4)Вместо человека чести - человек принципов...

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я Поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными - . такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. - И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство - слово, дано было слово.

{По Д. Гранину)

20 .Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Понятие чести не применимо в современном мире.

2) Честь даётся человеку, как и имя, один раз.

3) Антон Чехов в знак протеста отказался от звания академика.

4) Слово, данное человеком, не требует подтверждения никаким документом.

5) Ничего страшного в том, что человек не сдержал слово, нет.

21 . Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложение 4 подтверждает суждение, высказанное в 3 предложении.

2) В предложениях 8-9 представлено повествование.

3) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

4) Предложение 19 содержит описательный фрагмент.

5) В предложениях 5-6 содержится повествование.

22 . Из предложения 1 выпишите синонимы.

23 . Среди предложений 5-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как (А)_____ (предложение 13), (Б)_____ («слово, дано было слово» в предложении 23), такого тропа, как (В)_____ (предложения 21-22), и такого синтаксического средства, как (Г)_____ (например, предложение 6).


Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) цитирование

3) ирония

4) лексический повтор

5) эпитеты

6) литота

7) жаргонизм

8) сравнительный оборот

9) риторический вопрос

Ответы

234

123

прогремел

2836

123

Снаружи-изнутри

1579

124

Безобразным-безграмотным

9341

124

234

Не видел в глаза

3926

234

123

Устарелым-несовременным

2439

Пояснение.

Основные проблемы:

1. Проблема обретения ощущения ответственности и чувства долга как характерных черт взрослого человека. (Как становятся взрослыми?)

2. Проблема взросления. (Всегда ли взросление связано с отважными, героическими поступками?)

3. Проблема взросления на войне. (Почему на войне быстрее происходило взросление юношей?

1. Взросление человека (юноши) – это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать ответственность не только за себя, но и за других людей.

2. Иногда, чтобы стать настоящим мужчиной, не нужно совершать подвиг, для этого достаточно почувствовать ответственность за свои поступки и поступки других.

3. На войне взрослели быстрее потому, что слишком велика была ответственность за то, что происходило на фронте.

Пояснение.

Основные проблемы:

Проблема истинности литературного таланта.

Проблема творчества и денег (можно ли творить ради денег?)

Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-то сказать людям.

Пояснение.

Основные проблемы:

1) Роль языка в культуре народа (стоит ли радоваться «языковому разноцветью» - функционированию в современной речи архаизмов, неологизмов, обилию иноязычной лексики, использованию просторечных слов?);

2) Проблема засорения русского языка (насколько опасно для существования русского языка употребление в речи людей уголовного жаргона, ненормативной лексики?).

1) В языке отражается «не кривое зеркало жизни», история народа; и наблюдения за изменениями, проходящими в лексике русского языка, необходимо вести, это очень полезно

и интересно;

2) Язык надо оберегать от засорения ненормативной лексикой, жаргоном, вульгаризмами.

Пояснение.

Основные проблемы:

1) Проблема чтения в современном обществе (почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге?);

2) Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (может и телевидение стать альтернативой книге?);

3) Проблема воспитания вкуса (что помогает воспитывать вкус к чтению?).

1) Книга всегда была большой ценностью для подрастающего поколения, но под влиянием условий жизни (в частности, нервного ритма жизни, неразумного использования телевидения) читать стали меньше, что привело к размыванию понятия истинно художественного произведения;

2) Книга всегда была и останется источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека, поэтому очень важно сегодня понимать предназначение книги как ориентира в духовных поисках современных молодых людей, осознавать, что телевидение не может заменить книгу;

3) Необходимо воспитывать вкус на высоких образцах искусства, в том числе - на лучших произведениях отечественной классической литературы.

Пояснение.

Основные проблемы:

1. Проблема сохранения в современном мире понятия «честь». (Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие?)

2. Проблема верности своему слову. (Как соотносятся верность своему слову и чувство чести?)

Позиция автора:

1. Чувство чести - это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека.

2. Для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом и проявляется его чувство чести.

Прочитайте текст, заполните таблицу и выполните задания А28 - А30; В1 - В8:

(1) Трудное и запутанное дело - писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придёт время, и то же писательство самотёком начнёт кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14) Нужно в жизни жить, работать - инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) - Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.

(16) - Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, - отвечу я.

(20) - Много ли тогда напишешь?

(21) - И очень хорошо, что немного. (22) Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27) И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.

(По В. Вересаеву)

* Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945), прозаик, литературовед, критик. Центральная тема творчества - раскрытие идейных исканий русской интеллигенции.

А28. Какое высказывание может быть взято в качестве эпиграфа к прочитанному тексту?

1) Задача искусства - не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со всего многообразия однородных жизненных явлений. (.)
2) Призвание может быть указано и доказано только в том случае, когда учёный или художник жертвует своим спокойствием и своим благосостоянием, чтобы следовать своему призванию. (.)
3) В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант. (И.-В. Гёте.)
4) Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени. (А. Иванов.)

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 4-14.

1) повествование
2) описание
3) описание и рассуждение
4) рассуждение

А30. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы .

1) 2
2) 8
3) 11
4) 21

В1. Укажите способ образования слова ОТКАЗ (предложение 25).

В2. Из предложения 22 выпишите наречие(-я).
В3. Укажите тип связи слов в словосочетании НАВЕРНЯКА УЗНАЕМ (предложение 27).

В4. Среди предложений 10-14 найдите простое безличное предложение.

В5. В первом абзаце найдите предложение с обособленным обстоятельством.

В6. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 15-23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и антонима. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на место пропуска, пишите цифру 0. Перенесите в ответ цифры в том порядке, в котором вы вставили их в текст.

С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы. Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует _____ («не наблюдать, …а жить…»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «…свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп - _____ усиливает впечатление от прочитанного. _____ (предложение 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса.

Термины:

1) контекстные антонимы
2) сравнительный оборот
3) фразеологизм
4) анафора
5) развёрнутая метафора
6) общественно-политическая лексика
7) вопросно-ответная форма изложения
8) цитирование
9) ряды однородных членов

Раздел VIII. Вопросы к тексту

№1

Прочитайте текст.

(1) 3емля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6) Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8)Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) - и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте прописка, пишите цифру 0.

В8. «В первых двух предложениях текста использована __________.

Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество - это болезнь планеты». _______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки к океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. _________, употреблённые в тексте (предложения 8, 13, 14), подчёркивают, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении _________ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развёрнутая метафора
  6. парцелляция
  7. диалектизм
  8. однородные члены предложения

Ответ:

№2

Прочитайте текст.

(1) Трудное и запутанное дело - писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14) Нужно в жизни жить, работать - инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) - Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.

(16) - Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, - отвечу я.

(20) - Много ли тогда напишешь?

(21) - И очень хорошо, что немного. (22) Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

(По В. Вересаеву)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В8 «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг волнующей его проблемы. Размышляя о настоящем писателе, автор во втором предложении использует __________ («не наблюдать, а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель не будет вести себя именно так, то «свежий росточек таланта на глазах желтеет, сохнет». Эта _________ усиливает впечатление от прочитанного. __________ (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как ______________ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

Список терминов:

  1. контекстные антонимы
  2. сравнительный оборот
  3. фразеологизм
  4. анафора
  5. развернутая метафора
  6. общественно-политическая лексика
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. цитирование
  9. ряды однородных членов

Ответ:

№3

Прочитайте текст.

(По В. Белову)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В8. «Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как ___________ («неброской, неяркой, скромной» - предложение 1; «ярких, выразительных» - предложение 2). ___________ (предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение,автора текста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как ____________ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д.). При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как ____________ (предложения 3, 20)».

Список терминов:

  1. сравнительный оборот
  2. эпитеты
  3. фразеологизм
  4. контекстные синонимы
  5. анафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. ряды однородных членов
  9. риторические восклицания

Ответ:

№4

Прочитайте текст.

(1) С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. (2) Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

(З) Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4) Эта смена происходит порою буквально в считаные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5) Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (б) Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7) Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8) Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (9) Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (10) Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! (11) У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба. (12) Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. (13) А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14) Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15) Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16) Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.

(17) А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18) Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19) Постоянно меняются и зелёные краски леса, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.

(21)Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.

(По В. Белову)

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Приблизительный вариант сочинения.

Как часто мы не замечаем красоту северных пейзажей! В. Белов с упоением описывает яркие, выразительные, контрастные краски Севера России, природу которого «с чьей-то легкой руки» называют «неброской, неяркой и скромной».

В центре внимания автора находятся разнообразные северные пейзажи, которые калейдоскопически сменяют друг друга. Природа полна оттенков, которые ассоциируются с различными состояниями, запахами, настроениями. В. Белов подчеркивает, что смена времен года, дня и ночи, холода и тепла отражается в пейзаже, который помимо богатой цветовой палитры приобретает и запах, и звук, и вкус.

Я согласна с автором: невозможно не заметить «бесконечно меняющиеся картины мира», не удивиться обилию красок, тонов и полутонов, найти названия всем состояниям природы, если ты видишь, слышишь ее, воспринимаешь бесконечные ее богатства.

Художники, писатели, поэты не раз обращались к изображению северных красот, которые поражают жителя средних широт своей необычностью. Так, В. Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» обращает внимание на то, как буйство красок сменяется невзрачными пейзажами, которые содержат такое количество полутонов, что им нельзя дать названия, можно только описать через свои ассоциации.

В неброском, скромном порой можно увидеть удивительное многообразие.

  • (4) Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека - жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку.

  • (5) Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. (6) Даже Бальзак. (7) Даже Диккенс.

  • (8) Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений.

  • (9) Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? (10) А что такое современный мистицизм в литературе? (11) Это «Вий» или «Портрет».

  • (12) Школе исторического романтизма в её современном виде предшествовал «Тарас Бульба». (13) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время подлинный романтизм.

  • (14) Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мёртвые души».

  • (15) Художественному бытописанию - «Старосветские помещики», «Коляска».

  • (16) Детектив? (17) Это - «Игроки».

  • (18) Водевиль? (19) Это - «Женитьба».

  • (20) Эссе? (21) Это «Выбранные места из переписки с друзьями», «Театральный разъезд».

  • (22) Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной литературы

  • не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе.

  • (По С. Залыгину)

    • «С. Залыгин показывает безграничность сделанного Гоголем, используя приём беглого перечисления литературных направлений, в которых работал писатель. Динамику и ритм рассуждению придают (предложения 12-15, 16, 17, 18, 19, 20,21), (15-21). Чтобы привлечь внимание читателя,

    • Создать ощущение свободной беседы, автор использует приём

    • (таблица Менделеева – таблица человеческих образов»), скрытое обращение к читателю (предложение 8), мнение мнимого оппонента (предложение 13). Кроме вышеперечисленного предложенный текст несёт в себе точную информацию об особенностях творчества великого мастера. Этот серьёзный настрой на исследование создаёт чёткая структура доводов, достоверность приводимых примеров, использование

    • (персонифицирует, литературное направление, художественно-социологическое исследование, мистицизм, романтизм и т.п.)».

    • Список терминов: 1) сравнения; 2) эпитеты; 3) неполные предложения; 4) метафоры; 5) ряды однородных членов; 6) синтаксический параллелизм; 7) фразеологизмы; 8) морфемный повтор; 9) литературоведческие термины


    • 9. Прочитайте текст и выполните задание В8

    • (1) Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые – гораздо старее научной биологии. (2) Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3) Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребёнка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.

    • (4) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться.

    • (7) А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8) «…Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким,- пишет известный генетик ХХ века Феодосий Добжанский. – (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».

    • (10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример – жизнь М.В. Ломоносова.

    • (12) Менее известна жизнь Д.И.Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет.

    • (16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова И.А. Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги…

    • (18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата.(20)Только это».

    • (По Л. Серовой)


    • «Стиль текста определяет те языковые средства, которые использует автор, чтобы доказать свою точку зрения. («генотип», «индивидуальный геном», «задатки») и (предложение 10: «… поднимались до высот знания и мастерства») позволяют автору усилить эмоциональное звучание своих раздумий. Как способ доказательства в тексте используется

    • (предложения 8,9,19, 20). («разумеется», казалось бы» (предложения 9,10) помогают лучше выразить отношение автора к проблеме, поставленной в тексте».

    • Список терминов:

    • 1) сравнительный оборот 5) термины

    • 2) метафора 6) вводные слова

    • 3) фразеологизм 7) экспрессивная разговорная лексика

    • 4) ирония 8) цитирование

    • 9) риторический вопрос


    • Прочитайте текст и выполните задание В8

    • (1)Трудное и запутанное дело – писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнёт кормить тебя произведениями, написанными раньше.

    • (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда – товарищи-писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

    • (14)Нужно в жизни жить, работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

    • (15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

    • (16) – Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, - отвечу я.

    • (20) – Много ли тогда напишешь?

    • (21) – И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно.(23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

    • (24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

    • (По В. Вересаеву)


    • «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг волнующей его проблемы. Размышляя о настоящем писателе, автор во втором предложении использует

    • («не наблюдать, а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель не будет вести себя именно так, то «свежий росточек таланта на глазах желтеет, сохнет».

    • Эта усиливает впечатление от прочитанного.

    • (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

    • Список терминов: 1) контекстные антонимы; 2) сравнительный оборот;

    • 3) фразеологизм; 4) анафора; 5) развёрнутая метафора; 6) общественно-политическая лексика; 7) вопросно-ответная форма изложения; 8) цитирование; 9) ряды однородных членов


    Миронова Ю. С. Русский язык. ЕГЭ. (Раздаточный материал тренировочных тестов.) Санкт-Петербург: «Тригон», 2009.