Представление достоевского о святости на примере сони. Соня мармеладова- падшая или святая - сочинение. Подготовка к восприятию материала

Соня Мармеладова- падшая или святая?
Автор: Достоевский Ф.М.
У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Соня Мармеладова- падшая или святая?

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Соня Мамеладова мученица или великая грешница? (по роману "Преступление и наказание").

Сколько живёт человечество, всегда в нём были Добро и Зло. Но кто из них кто – не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство – вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы лишь благородных рыцарей на белых конях. А что же простые люди? Неужели нет в них благородства?

Не правы те, кто думают так. Один из ярчайших образов сочетания «добра и зла» нарисовал Ф. М. Достоевских в своём романе «преступление и наказание» в лице Сони Мармеладовой. Это центральный женский образ, у которого, как и у Раскольникова имеются «двойники». В неё Достоевский вложил идее о совершенном человеке. Судьба её плачевна. «… безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бедненькое, худенькое…» - Так говорил о ней Мармеладов, её отец, который был отставным титулярным советником. Жена его, Катерина Ивановна, мачехой была Соне. Дела в семье шли плохо: не чем было кормить троих детей, оставшихся у Катерины Ивановны от покойного любимого мужа. Да, не по любви она вышла за Мармеладова, а из нужды - «Плача и рыдая, и руки ломая – пошла! Ибо некуда было идти». Дела же Мармеладова были не в лучшем состоянии. Но добила его нелюбовь Катерины Ивановны – она видела в нём лишь рабочую силу. Работал он – и любила она его. А перестал работать, так и жизни ему не стало. Катерину Ивановну можно понять – нечем ей детей кормить было. И в очередном порыве бессильной ярости сказала она Сонечке:« Живёшь ты, дармоедка, у нас, ешь и пьёшь, и теплом пользуешься». И сказала она Соне пойти «на дело»: «А что ж? чего беречь-то? Эко сокровище!». И пошла Сонечка – некуда было деваться этой чистейшей, ещё детской, душе. «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла... Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... а взяла только... платок... накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...» - говорил с восхищением, но сквозь бессильны слёзы её отец. Не подвиг ли это?

Но субъективное общество, мерящее всю действительность своим неоспоримым судом, принимающим во внимание лишь внешне улики, клеймит её грешницей. Она вынуждена жить отдельно от семьи по настоянию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет, что не может находиться под оной крышей с «таковской»; Лужин называет её в своём письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения» И лишь невольные, противоречивые сова Раскольникова оценили её жертвенный желтый билет по достоинству: «Ай да Соня! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли! Ко всему-то человек-подлец привыкает!»

Да, Соня не ангел, и на дело она пошла низкое. Но это было в сто раз сложнее именно для неё, ибо она была крайне набожна. Она бесконечно верит в Бога: «Так ты очень молишься богу-то, Соня? – Что ж бы я без бога-то была?» Её вера бесконечна, хотя и чрезмерна, углубившаяся пошатнувшейся от страдания психикой. И тщетно старался переубедить её Раскольников своими атеистическими доводами. Пророчил её младшей сестре Полечке такую же судьбу… Но вера её была непоколебима. Она не была душой представительницей той профессии, в которой находилась. Тот разврат «задел её лишь механически». В пору считать человека с такой силой и непоколебимостью духа помешанным. Не понять Раскольникову умом Соню, понял он её лишь душой. Она – олицетворение «тихой совести» в романе. Ибо человека от зверя всегда отличала совесть. И зря Родион пытался умом заглушить свою человечность, зря пытался доказать свою теорию. «Нет жизни в человеке, сотворившим зло!» - вот главная идя образа Сони, и несёт она её через весь роман.

Та кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Или вообще, как сказал о ней раскольников, юродивая? «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие. С глазами короткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут? Они всё отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!»

Нет, не юродивая – или тогда все мы помешавшиеся. Лучше быть помешанным на добре, чем отъявленным негодяем. И при этом не важно, насколько глубоко ты ушёл во тьму. И в тёмных доспехах моно быть рыцарем света. Грешница? Возможно, но не больше каждого из нас. Никому она не приносила зла, никого не принуждала жить также. Всё-таки, мученица – не каждому дан такой подвиг – презирать грех и совершать его, неволясь каждый день! И не потерять возможности любить, спасать других. Ради Катерины Ивановны и детей она всё это начала. Доказательством первозданной чистоты служит её любовь к Раскольникову – она исцелила его душу от камня великого греха. И пошла с ним на каторгу, и в острог приходила нему каждый день. И вылечила его душу. И не каждый «чистый» на первый взгляд на такое способен. Лучше быть тёмным воином на службе добра, чем, облачившись во всё белое,сеять зло.

Соня Мармеладова: святая или грешница? Домашнее задание к уроку:  дать своё толкование или найти в словарях определения следующих слов “крест”, “грех”, “святой”, “любовь”;  главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4; эпилог;  подумать над символичностью цифры “4”. “Человек есть тайна. Если будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что напрасно потерял время”. Ф.М.Достоевский     Слова для темы урока: “крест”, “грех”, “святой”, “любовь”; Соня Мармеладова: святая или… Подберите слово с противоположным значением. Над чем нам следует подумать, чтобы ответить на этот вопрос? Какие слова в теме рождают вопросы? Христос и грешница К.Кривелли. Мария Магдалина. Баккьякки. Мария Магдалина Лексическая работа Крест (церк.) - - символ вечной жизни; - знак искупительного страдания; - грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю); - святой (церк.) - человек, сумевший побороть грех в собственной душе; - непорочный и угодный Богу, первообраз человека (В.Даль); - любовь (церк.) – закон, связывающий человека и Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”). КРЕСТ, –а, м. 1. Фигура из двух пересекающихся под прямым углом линий. Нарисовать к. Сложить руки крестом (скрестив на груди). 2. Символ христианского культа-предмет в виде узкой длинной планки с перекладиной под прямым углом (или с двумя перекладинами- верхней, прямой, и нижней, скошенной). К. четырёхконечный (с одной перекладиной). К. шестиконечный (с двумя перекладинами). К. восьмиконечный (с тремя перекладинами). К. на куполе церкви. Могильный к. Нательный к. Наперсный к. (знак награды священника: большой крест, носимый на груди поверх облачения [от стар. перси- грудь]). Фигура Христа на кресте (распятие). 3. У христиан: молитвенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий такую фигуру. Осенить крестом. Распятие с предстоящими ГРЕХ, –а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха. 3. Предосудительный поступок. Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.). 4. в знач. сказ., с неопр. Грешно, нехорошо (разг.). Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным). Грех пополам (прост.) - придётся обоим отвечать за какую–н. вину, ошибку. Долго ли до греха (разг.) - легко может случиться беда. И смех и грех (разг.) - и смешно и досадно. Как на грех (разг.) - как будто нарочно. Как смертный грех (страшен, некрасив кто–н.) (разг.) - очень страшен, некрасив. Не грех (бы), с неопр. (разг.) - хорошо бы, можно, нужно было бы. Не грех бы отдохнуть. От греха (подальше) (разг.) - во избежание неприятности. С грехом пополам (разг.) - кое-как, еле-еле. Что или нечего греха таить (разг.) - нужно, следует признаться. СВЯТОЙ, –ая, –ое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, –ого, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. Святая истина - о чём–н. бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) - нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в котором хранились заповеди Моисея]. Святые места - места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.) - о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) - всегда найдётся тот, кто займёт какое–н. освободившееся место, должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.) - заклинание, ограждающее себя от чего–н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) - божба. “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…” (ч.1, гл.2) Откуда Мармеладов цитирует эти слова? Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит” Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? Любит людей, и через эту любовь поднимается до любви к Богу. Вспомним толкование слова “любовь” по Достоевскому ЛЮБОВЬ, любви, тв. любовью, ж. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят (посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребёнке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают). 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно). 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем–н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным. 4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто–н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он (она) - его (её) первая (или последняя) л. Он её очередная л. 5. Пристрастие, вкус 2 к чему–н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью. Тайная любовь - 1) скрываемые любовные чувства; 2) внебрачные любовные отношения. Совет да любовь! (разг.) - пожелание благополучия вступающим в брак. Крутить любовь (прост.) - об ухаживаниях. Раскольников = Соня Иоанн Лествичник, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу или удаляется от него. ИОАНН “На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку”. Аскетико- - Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова? - Что выступает в виде беса? ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), византийский религиозный писатель. дидактический трактат «Лестница, возводящая к небесам» был распространен в восточнохристианских Попробуйте выстроить цепочку движения человека к Богу или падение человека в ад. странах. Нарисуйте лестницу, на ней расположите следующие слова: а) любовь, вера, сочувствие, сострадание, жертвенность; б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в любовь, своеволие. Движение человека к Богу Падение человека в ад Урок в 10 классе Учитель Казакова Т.В. Санкт-Петербург

Тема: Соня Мармеладова – святая или грешница? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Класс: 10

Цели:

Раскрыть образ Сони Мармеладовой;

Понять, почему Соня – нравственный идеал писателя;

Показать, что Соня сильнее Раскольникова, что именно она ведет его к вере и покаянию.

Эпиграф: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит вам согрешений ваших»

Евангелие от Матфея

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, кого мы можем назвать грешником, а кого – святым человеком?

На доске (экране) два определения

Святой человек - человек, живущий по Законам Божиим, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религий, а также сумевший побороть грех в собственной душе.

Грешник – тот, кто имеет грехи, живет во грехе, исполненный греха.

Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос нашей темы? (Узнать, какие поступки делают Соню грешницей, а какие – святой)

3. Работа по теме урока

- Для того чтобы понять, что делает Соню святой, а что грешницей, нужно хорошо знать библейские сказания. Сегодня мы будем работать таким образом: на доске вы увидите цитаты, ваша задача – доказать, нарушает их Соня или соблюдает.

В процессе работы заполняется таблица (цитаты можно взять из таблицы)

То, что делает Соню святой

То, что делает Соню грешницей

1. «А я вам говорю не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку вою, обрати к нему и другую (…) Просящему у тебя дай» (Новый Завет)

Соня на грубое обращение Катерины Ивановны отвечает добром, стремиться помочь, даже переступив через моральные устои.

2 . «Нет большего подвига, нежели тот, в котором человек погубит душу свою за други своя» (Апостол Павел)

Соня идет на самопожертвование ради других.

«Не прелюбодействуй» (библейская заповедь)

Занимается проституцией, чтобы помочь семье

3. «Бог есть любовь», «Да любите друг друга», «Возлюби ближнего своего как самого себя», «Почитай отца и мать» (Ветхий Завет)

Соня любит отца-пропоицу, жестокую мачеху, прогнившего Лужина, убийцу Раскольникова.

4. «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея)

Прощает всех, кто так или иначе причиняет ей боль.

5. История Иисуса Христа, который пошел на самопожертвование. Он, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (послание евреям от апостола Павла)

Страдает духовно и физически – это путь к искуплению вины и вечной жизни, это роднит Соню с Иисусом.

6. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоей» (Евангелие)

Соня искренне и твердо верит в Бога, единственна книга, которую она читает – это Евангелие, сломить ее веру не может даже Раскольников, который выступает как змей-искуситель.

7. «Научай их законам Божьим, указывай им путь Его» (Ветхий Завет)

Соня ведет Раскольникова к вере к любви, к прощению через страдания.

4. Подводи итоги

Учитель:

- «Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит», «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Евангелие от Луки)

Ребята, посмотрите, что у нас получилось: того, что делает Соню святой, гораздо больше, чем делает ее грешницей. Так что же мы выберем: Соня – святая или грешница?

Ученики: