Перестройка в ссср (1985–1991 гг.)
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической и экономической системы и рассмотреть альтернативные пути ее развития.
  • Продолжить формирование умений вести диалог, сотрудничать в группах, моделировать ситуации.

Тип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии)

Ход урока

Организационный момент.

Изучение новой темы.

  1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
  2. Реформа политической системы. Изменения в культуре и общественном сознании.
  3. Социально - экономические реформы. Стратегия ускорения.
  4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Словарь темы:

Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения.

1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.

На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”.

Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.

Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества.

К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть).

В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры.

Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.

Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации,

Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран.

Итак, причины перестройки :

  1. Резкое падение темпов экономического развития СССР.
  2. Кризис плановой экономики.
  3. Увеличение бюрократического аппарата управления.
  4. Социальное неравенство.
  5. Кризис межнациональных отношений.
  6. Потеря международного авторитета СССР.

Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.

Задачи перестройки:

  • В области экономической – сменить экономическую модель, создать рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
  • В области социальной – достичь высокого жизненного уровня для всего населения.
  • В области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое, гражданское общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Союза.
  • В области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.

Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях.

2. Реформа политической системы

.

Направления осуществление перестройки

Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС).

Этапы перестройки:

  • Апрель 1985 - январь 1987 гг.
  • Начало 1987 – весна 1989 г.
  • Весна 1989 – август 1991 г.

Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки.

На политической арене появились: Ельцин, Рыжков, Лигачев, Шеварднадзе. В связи с возникновением многопартийности - Зюганов (лидер КПРФ), Жириновский (лидер ЛДПР), Новодворская (лидер Демократического союза), Гайдар (лидер Демократической России).

Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:

Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.

Курс на создание социалистического правового государства.

Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда.

Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др.

Начало становления многопартийной системы.

Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции.

Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов).

В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.

Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР.

К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

Достижения политики гласности Издержки гласности
Признание кризиса системы;

Стремление к полной информированности народа;

Ослабление цензуры

Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович)

Реабилитация репрессированных 20-50-х гг.

Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.)

Заполнение белых пятен истории.

Полусвобода слова, т.е. разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству;

Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина).

Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР.

Расцвет желтой прессы.

3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.

СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.

Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника , выделение 3-х этапов экономической реформы. Сделать записи в виде схемы.

1 этап реформ

Итог: ускорение зашло в тупик.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС

Курс на ускорение соц.-экон. развития страны

Рычаги:

Научно-технический прогресс

Техническое перевооружение машиностроения

Активизация “человеческого фактора”

Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат;

Интенсивная эксплуатация старого оборудования привела к увеличению аварийности (самая крупная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.)

2 этап реформ

1987 – 1989 гг.

Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении

централизованного управления (т.е. введение элементов рыночной экономики)

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС

Утверждены основные направления перестройки управления экономикой

  • Предоставление закон о самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет
  • Снижение плановых показателей

Закон о предприятии (1987 г.)

Начало развития законы сферы частной инициативы

создание кооперативов деятельности”

Законы 1988 г.

  • “О кооперации”
  • “Об индивидуальной трудовой
  • легализация теневой экономики;
  • сокращение производства;
  • нормированное распределение продуктов и товаров первой необходимости;
  • массовые забастовки

Варианты перехода к рыночной экономике

3 этап реформ

Итог:

  • Обсуждение программ в Верховном Совете – осень 1990 г.
  • Синтезировали обе программы, издали декларацию о намерениях.
  • Она предусматривала переход к рынку в СССР к 1997 г.
  • Отказ Союзных республик принимать ее к исполнению.

Беседа по вопросам:

  1. Что означает понятие “ускорение”? Каковы рычаги ускорения? Итоги?
  2. Какие элементы рыночной экономики были введены?
  3. Какую программу выхода из кризиса предлагал Явлинский, Шаталин, Рыжков?
  4. Как крах экономических реформ повлиял на судьбу Советского государства?

4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.

Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:

Отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;

Отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

Признание мира целостным и неделимым;

Приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.

Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.

Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.

  • Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
  • Урегулирование региональных конфликтов;
  • Признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми странами.

Направления внешней политики СССР

Нормализация отношений Восток-Запад Разблокирование региональных конфликтов Установление экон. и полит.контактов
- встречи руководителей США-СССР:

1985 г. – Женева

1986 г. – Рейкьявик

1987 г. – Вашингтон

1988 г. – Москва;

Договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия;

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) -1991г.

- вывод советских войск из Афганистана (февраль

Нормализация отношений с Китаем Израилем;

Отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа;

Вывод СА из Монголии, Вьетнама, Кампучии.

- “Бархатные революции” в странах социализма, невмешательство СССР;

Роспуск СЭВ, ОВД

ИТОГИ

  • Окончание “холодной войны” (1988 г.)
  • Крах биполярной системы международных отношений
  • США – единственная сверхдержава
  • Эскалация международных военных конфликтов

Выводы:

  1. В период перестройки была окончательно разрушена советская политическая система.
  2. На волне демократизации сформировались политический плюрализм, многопартийность.
  3. Социально-экономическая система не могла существовать вне административно-командной формы, поэтому половинчатые реформы в области экономики провалились.
  4. Закончилась “холодная война”, но произошло ослабление международных позиций СССР.
  5. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Рефлексия:

Дайте определение понятиям:

  • Перестройка
  • “Кадровая революция”
  • Стратегия ускорения
  • Политика гласности
  • Региональные конфликты
  • Бархатные революции

Список использованной литературы

  1. Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011, - Ч 2, параграф 97.
  2. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России (XX – начало XXI века): 9 класс. – М.,2007, - 320 с.

К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

Производительность труда в СССР в 1986 году составляла треть от американской, в сельском хозяйстве - менее 15% к уровню США. По объему потребляемых надушу населения товаров и услуг СССР занимал 50-60 место в мире.

По официальным данным, в 1989 году 41 млн человек в СССР имели доход ниже прожиточного минимума - 78 рублей. В США, где порог бедности - годовой доход в 11,612$ на семью из 4 человек, в 1987 году насчитывалось 32,5 млн человек (Широкое хождение в это время имел анекдот - в СССР ничего нет, зато всё дешево, на Западе все есть, но очень дорого). По уровню детской смертности СССР находился на 50 месте в мире, после Маврикия и Барбадоса, по средней продолжительности жизни - на 32 месте.

В марте 1985 года, после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы четыре периода.

  • 1 этап - март 1985-январь 1987 гг . Этот этап проходил под лозунгами - «ускорение» и «больше социализма».
  • 2 этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги -»больше демократии» и «гласность».
  • 3 этап - 1989-1990 гг . Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
  • 4 этап - 1990-1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» СССР на базе опережающего развития машиностроения.

В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий, государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции).

В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами.

Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Следствием его воплощения в жизнь стало резкое повышение цен на водку и сокращение времени продажи спиртных напитков в магазинах. Результаты не замедлили сказаться, в магазинах появились огромные очереди за спиртным, народ перешел на самогон (в 1987 году для изготовления самогона было истрачено 1,4 млн тонн сахара или годовой бюджет его потребления Украиной с 50 млн населением). Преступность на почве пьянства ушла с улиц и пришла в семью.

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.
Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг, преимущественно в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания. В СССР появились, впервые за многие десятилетия, официально разрешенные «частники».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход на внешний рынок.

В 1988 голу был принят Закон «О кооперации в СССР». Наконец, в 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.

Все эти уступки «капитализму» осуществлялись по принципу - шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5% трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2% земли и 3% скота.
В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой сласть понимала «здоровую» критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным идеалом - «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни». В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н. Бухарин, А. Рыков, Г. Зиновьев, Л. Каменев.

Начали публиковаться запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Рыбакова, Дудинцева, Приставкина, Гранина, Мандельштама, Галича, Бродского, Солженицина, Некрасова, Оруэла. Кестлера. На телевидении появились программы «Двенадцатый этаж», «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи».
В 1987 году начались и первые политические изменения, сначала робкие и половинчатые. Январский Пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в общественно-политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов.

Собственно политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М. Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, совместить должность первого секретаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании, поста Президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная власть -> Съезд народных депутатов СССР Верховный Совет СССР

Исполнительная власть -> Президент СССР

На Третьем съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М. Горбачев.

В 1988-1989 гг., с принятием целого пакета законов: о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т.д. был существенно либерализирован политический климат в стране, что, в свою очередь, резко активизировало политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций, в частности. С 1989 года понятия - рынок, политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление во внешней политике прочно прописались в политическом лексиконе.

Выборы депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР в 1989 году, работа 1-3 съездов ясно показали, что страна вступила в полосу открытого противостояния между различными политическими силами, которое проходило на фоне углубляющегося экономического кризиса. Социальную напряженность усиливали систематические дефициты отдельных товаров: лето 1989 года - сахара, моющих средств, осень 1989 года - чайный кризис, лето 1990 года - табачный кризис.

Весной 1990 года правительство Н. Рыжкова предоставило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. Народ отреагировал на нее тем, что смел все, что еще оставалось на полках магазинов.

В противовес программе Совмина, летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством С. Шаталина - Г. Явлинского. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

Наконец, осенью 1990 года М. Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную, Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М. Горбачева в стране стал стремительно падать.

1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М. Горбачева с Президентом США Р. Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана.

В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР.

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть (преимущественно мирным путем) коммунистические партии в странах Восточной Европы. Впечатляющим доказательством отказа СССР от прежней внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить эти революции. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

Формальной датой начала Перестройки считается апрель 1985 года, когда КПСС взяла курс на «ускорение» экономики. Новый руководитель партии, Михаил Горбачёв, неоднократно подчеркивал необходимость экономических и политических реформ, призванных укрепить советское государство. Широкие массы ощутили значимые изменения в жизни общества в середине 1987 года, когда начался бум кооперации, а СМИ стали предоставлять место для открытых дискуссий в рамках политики гласности.

Перестройка не принесла ожидаемого оздоровления экономики. С 1989 года стало очевидным ослабление централизованного советского государства, которое происходило на фоне распада блока социалистических государств в Европе. В 1990 и 1991 гг. вооружённые конфликты в ряде республик СССР, парад суверенитетов и соперничество органов власти РСФСР с союзными органами содействовали дальнейшему ослаблению Советского Союза. Неудачная финансовая реформа весной 1991 года и последовавший через несколько месяцев путч парализовали союзные органы власти. Фактически перестройка завершилась распадом СССР в конце 1991 года.

Таблица — Этапы перестройки в СССР

Курс на ускорение социально-экономического развития

Лозунг: «Больше социализма!»

М.С. Горбачев занимал пост Генерального секретаря ЦК КПСС

Курс провалился, т.к.

1) упали цены на нефть

2) потери в антиалкогольной компании

3) реформы были половинчатыми, нескоординированными, не продуманными

Расширение самостоятельности предприятий

Возрождение частного сектора.

Закон о кооперации.

Реформы провалились, т. к.

1) экономика оставалась плановой

2) крестьянство не получила землю

3) индивидуально-трудовая деятельность тормозилась

Начало реформ

Лозунг: «Больше демократии!»

Стремление части руководства КПСС полностью изменить сложившуюся политическую систему Политика М.С. Горбачева была связана с попыткой исправления «отдельных деформаций социализ­ма»

Отказ от модели«развитого социализма».

Гласность, стремление разоблачить важнейшие черты сталинской системы

Комиссию ЦК КПСС по реабилитации жертв политических реп­рессий в СССР в конце 80-х-начале 90-х годов XX века воз­главлял:

А. Собчак

А. Яковлев

Прочтите отрывок из речи руководителя СССР и на­пишите его фамилию.

«Я убежден в том, что нынешний Съезд выводит нас на новый этап развития демократии и гласности, самой перестрой­ки. Наверное, у каждого есть свое мнение о Съезде, свои за­мечания! свои оценки по тем или иным выступлениям и решениям, Полагаю, что это вполне нормально и естественно. Но, видимо, вы согласитесь, что Съезд при всех разли­чиях в его оценке можно отнести к крупнейшим событиям в истории Советского государства.

6 Статья Конституции СССР г. была отменена на первом съезде народных депутатов СССР, Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР

Принцип альтернативности и состязательности при проведении выборов в СССР был введен с: 1989 г.

В стране впервые прошли альтернативные выборы народных депутатов СССР.

М.С. Горбачев занимал пост Президента СССР

  • Изменение общественного сознания
  • Либерализация
  • Смена руководства
  • появилась оппозиция
  • Зародыш будущих партий

Таблица — Итоги политики перестройки

ПРОРЫВ

ПРОВАЛ

Политическое пробуждение.

Множество собраний, митингов, шествий, демонстраций. «Долой Горбачева!» «Долой СССР»

Демократические выборы.

Резкое ухудшение экономического положения

Распад СССР

Массовые забастовки, особенно шахтерские.

В обществе нарастало недовольство слишком медленными темпами преобразованиями.

Виновником торможения реформ представлялось КПСС, падал ее авторитет.

Национальные конфликты.

1. Согласно плану политической реформы, весной 1990 г. прошли выборы в парламенты во всех союзных республиках. Только Россия скопировала союзную структуру парламента, учредив съезд народных депутатов РСФСР. Все остальные республики отказались от идеи съезда и учредили верховные советы, избираемые напрямую народом.

Политическая реформа 1990 г. (учреждение и избрание парламентов в союзных республиках) привела к катастрофическим последствиям для союзного центра и руководства КПСС:

  • благодаря выборам в парламенты к власти сразу в нескольких республиках (Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Армении, Молдавии) легально пришли антикоммунистические силы;
  • антикоммунистические парламенты избрали новых, некоммунистических и националистических лидеров - В. Ландсбергиса (Литва),

3. Гамсахурдиа (Грузия), А. Горбунова (Латвия), А. Рюйтеля (Эстония), Л. Тер-Петросяна (Армения), которые оттеснили от власти первых секретарей республиканских компартий и стали реальными лидерами своих, республик;

  • вновь избранные парламенты ряда республик начали открытую борьбу за выход республик из состава СССР (парламент Литвы, в первый же день своей работы и первым из республик, 11 марта 1990 г. объявил о выходе Литвы из СССР);
  • съезд народных депутатов России - самой большой союзной республики СССР - также начал оппозиционную политику по отношению к центру и избрал новым лидером России Б.Н. Ельцина (приход к власти в России сторонников ее независимости наносил самый большой вред единству СССР);
  • республики Средней Азии, не выступая за выход из СССР, на деле стали ускоренно строить собственную государственность. Весной 1990 г. (всего через несколько дней после введения должности Президента СССР) одновременно две республики (Узбекистан и Казахстан) первыми в Союзе учредили посты пре­зидентов республик, пост Президента СССР перестал быть единственным президентским постом в СССР, впоследствии посты президентов республик были введены в большинстве союзных республик;
  • осенью 1990 г. Туркмения впервые в истории СССР провела всенародные выборы президента республики; ее примеру весной 1991 г. последовала Грузия, где прошли вторые в СССР всенародные президентские выборы; летом 1991 г. всенародные выборы Президента прошли в России;
  • 12 июня 1990 г. парламент России принял Декларацию о суверенитете, в силу которой законы России имели отныне приоритет перед союзными; примеру России вскоре последовали все остальные союзные республики - в СССР начался «парад суверенитетов» и строительства государственности республик, про­тивопоставляемой союзной государственности и ослабляющей ее.

К середине 1990 г. произошла фактическая дезинтеграция СССР:

  • Конституция СССР не действовала на большей части территории страны;
  • Президент СССР уже не являлся единственным президентом в стране и почти не имел власти - одновременно действовали еще 15 президентов и иных глав республик, объявивших о своем суверенитете;
  • съезд народных депутатов СССР утратил свое значение; на смену ему пришло 15 республиканских парламентов, реально контролировавших ситуацию на территории республик;
  • руководящая роль КПСС - силы, ранее цементировавшей СССР и обеспечивающей управляемость Союза, была конституционно отменена; с введением многопартийности в половине республик КПСС оказалась в роли оппозиции.

2. Несколько раз руководство СССР пыталось оказать силовое воздействие на республики:

  • в апреле 1989 г. были применены войска для подавления демонстрации в Тбилиси (Грузия), требующей ухода в отставку тогдашнего руководителя республики Д. Патиашвили;
  • в январе 1990 г. в Азербайджан были введены войска с целью подавления народных выступлений против руководства республики во главе с А. Везировым;
  • в январе 1991 г. была предпринята попытка военным путем отстранить от власти руководство Литвы во главе с В. Ланд­сбергисом;
  • в марте 1991 г. воинские части были введены в Москву с целью оказать воздействие на съезд народных депутатов РФ, часть депутатов которого предприняла попытку сместить с должности Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина.

Во всех случаях указанные попытки повлиять на развитие республик закончились провалом.

3. 23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево под Москвой состоялась встреча М. С. Горбачева с руководителями ведущих союзных республик. С этого дня кардинально поменялась политика центра по отношению к союзным республикам и проблеме сохранения СССР.

В результате данной встречи было подписано Ново-Огаревское соглашение, согласно которому:

  • впервые было официально заявлено о невозможности сохранить Союз ССР в существующем виде;
  • было принято принципиальное решение не препятствовать выходу из СССР тем республикам, которые этого добиваются;
  • впервые Президентом СССР и президентами союзных республик было заявлено согласие на возможный выход из СССР шести республик - Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии;
  • было принято решение образовать новый Союз из девяти республик (России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении - трех славянских республик, пяти среднеазиатских и одной закавказской);
  • новый Союз было решено образовать путем подписания нового Союзного договора, который заменил бы собой Договор об образовании СССР 1922 г.

С целью подготовки нового Союзного договора (который бы детально регламентировал права центра и расширяющиеся права республик) между Президентом СССР М.С. Горбачевым и лидерами девяти союзных республик на протяжении более 3 месяцев проходили переговоры. Данные переговоры («9+1»), вошли в историю как Ново-огаревский процесс. 2 августа 1991 г. переговоры завершились. По результатам Ново-огаревского процесса были приняты следующие решения:

  • был согласован проект нового Союзного договора и найдена «золотая середина» в отношениях между центром и республиками;
  • на 20 августа 1991 г. было намечено его первое подписание.

В связи с не урегулированностью до конца отношений с некоторыми республиками (например, Украина до 15 сентября отказалась от участия в ново-огаревском процессе; особая позиция была у руководства Туркмении), было принято решение подписывать Союзный договор не в один день, а постепенно:

  • 20 августа 1991 г. договор подписывали только три республики - Россия, Казахстан и Узбекистан;
  • 3 сентября к ним должны были присоединиться Белоруссия, Киргизия и Таджикистан;
  • после 15 сентября (после уточнения своих позиций) - Украина, Туркменистан и Азербайджан.

2 августа 1991 г. Союзный договор был «открыт к подписанию» всеми желающими. Республики должны были определиться до конца 1991 г. После этого срока СССР в прежнем виде должен был прекратить свое существование. Республики, не подписавшие договор до декабря 1991 г., становились независимыми государствами.

Республики, присоединившиеся к Договору, образовывали новое государство (рабочие названия - Союз Суверенных Советских Республик или Союз Суверенных Государств) - правопреемник СССР. После этого планировалось принятие Конституции нового Союза. До марта 1992 г. в новом Союзе должны были пройти выборы в новый двухпалатный парламент. На 28 июня 1992 г. были намечены всенародные выборы Президента СССР/ССГ.

Планировалось, что Президентом обновленного СССР/ССГ с очень урезанными полномочиями останется М.С. Горбачев, премьер-министром станет Н.А. Назарбаев, большая министров будет заменено, КПСС будет распущена (со слов М.С. Горбачева, «разойдется по интересам»). 4. Однако данные планы были сорваны. За сутки до подписания Союзного договора в СССР 19 августа 1991 г. вспыхнул августовский путч:

  • группа высших советских руководителей во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым и председателем КГБ В. Крючковым объявила Президента СССР М. С. Горбачева временно отстранен­ным от власти и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР - ГКЧП:
  • при этом не было предоставлено медицинское заключение о состоянии здоровья М.С. Горбачева, «путчисты» мало разъясняли свою программу - вместо этого в дни путча по телевидению шла многократная трансляция балета «Лебединое озеро»;
  • не проводилось никаких репрессий, а попытки арестовать высших руководителей РСФСР провалились из-за неумелых действий исполнителей - в результате противники ГКЧП были на свободе и в открытую противодействовали путчу;
  • в Москву начался ввод танков со снятыми боекомплектами, солдаты были настроены мирно.

С самого начала путч выглядел ненастоящим, театральной постановкой; лидеры путча вели себя нерешительно, постоянно давали противоречивые распоряжения, бледно выглядели на пресс-конференции.

В отличие от всех руководителей союзных республик, молчаливо поддержавших ГКЧП, решительную позицию занял Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, выступивший с брони танка, объявивший путч незаконным и организовавший народное сопротивление в Москве и оборону Белого дома - в то время здания Верховного Совета РСФСР.

21 августа все лидеры путча выехали из Кремля на переговоры с М.С. Горбачевым и по пути были арестованы. Путч провалился.

5. После провала путча начались радикальные изменения в системе государственной власти СССР, где теперь доминирующее положение заняло российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным:

  • 22 августа 1991 г. Россия восстановила исторический флаг - бело-сине-красный триколор;
  • было отстранено от власти все прежнее руководство СССР, окружение М.С. Горбачева; вместо них в союзные структуры пришли ставленники Б.Н. Ельцина, которые начали на союзном уровне проводить сепаратистскую линию российского ру­ководства, - М.С. Горбачев фактически потерял всю власть в стране;
  • 23 августа 1991 г. указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина на территории РСФСР до решения суда была приостановлена деятельность КПСС, начался захват имущества партии;
  • примеру Б.Н. Ельцина в августе - сентябре 1991 г. последовали лидеры других республик, где деятельность компартии была приостановлена или запрещена;
  • 26 августа М.С. Горбачев покинул пост Генерального секретаря ЦК КПСС, что стало фактическим концом КПСС в прежнем виде;
  • 5 сентября 1991 г. под давлением лидеров республик Съезд народных депутатов СССР сам себя лишил власти и фактически самораспустился - в СССР был ликвидирован парламент;
  • вся власть в СССР перешла к новому органу - Государственному Совету СССР, состоящему из лидеров союзных республик и заменившему парламент и правительство.

Фактически в результате указанных событий в течение 2 не­дель (с 21 августа по 5 сентября 1991 г.) в СССР были распу­щены все законные органы власти (парламент, правительство, правящая партия). Власть полностью взяли в свои руки 12 человек - руководители союзных республик, среди которых ведущую роль играли Б.Н. Ельцин и НА. Назарбаев. Несмотря на заверения о желании возобновить Ново-огаревский процесс и подписать Союзный договор, конкретные действия лидеров республик говорили об обратном:

  • своим первым шагом 6 сентября 1991 г. Госсовет СССР официально признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии; из СССР вышли первые три республики, начался процесс демонтажа СССР;
  • в сентябре - ноябре 1991 г. лидеры 12 оставшихся в СССР союзных республик вели подготовку к обособлению своих республик от СССР.

Решающую роль в распаде СССР сыграли политические элиты союзных республик, в первую очередь - России и Украины.

  • для элиты России распад СССР означал автоматическое устранение М.С. Горбачева как главы государства и союзного центра, возможность взять всю полноту власти, при этом - над 3/4 территории СССР, сбросить «балласт» в виде союзных республик с их конфликтами и проблемами, сосредоточиться на собственных реформах;
  • для элиты Украины распад СССР означал автоматическое достижение независимости Украины;
  • для других республиканских элит распад СССР означал повышение собственного статуса, бесконтрольность со стороны центра. Кроме того, исчез «становой хребет», который 70 лет объединял союзное государство - КПСС.

Процесс распада СССР ускорил фактический выход Украины из состава СССР:

  • декабря 1991 г. состоялся референдум о государственной независимости Украины;
  • более 90% участников референдума высказалось за независимость Украины;
  • одновременно Президентом Украины был избран Л.М. Кравчук - действующий глава республики и сторонник выхода Украины из СССР.

6. 7 - 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) состоялась встреча глав России, Украины и Белоруссии - Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, на которой было принято решение о роспуске СССР.

Несмотря на то, что сама по себе встреча в Беловежской пуще и ее решения первые дни не имели юридической силы, ни Президент СССР М.С. Горбачев, ни другие союзные органы не предприняли никаких действенных попыток по предотвращению распада СССР. Советское общество также восприняло Беловежские соглашения как свершившийся факт и не выразило протестов по поводу их содержания. Через 2 недели распад СССР был оформлен юридически:

  • 21 декабря 1991 г. решение о роспуске СССР приняли главы 12 со­юзных республик СССР на Алма-Атинской встрече глав республик;
  • в декабре 1991 г. парламенты России, Украины и Белоруссии денонсировали Договор об образовании СССР 1922 г.;
  • 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев «добровольно» ушел в отставку с поста Президента СССР (несмотря на то, что его президентские полномочия истекали только в 1995 г.), советский флаг спущен с Кремля;
  • 26 декабря 1991 г. - одна из палат распущенного Верховного Совета СССР - Совет Республики, приняла Декларацию о прекращении деятельности СССР,
  • 31 декабря 1991 г. в Минске состоялась последняя встреча глав 12 республик, на которой окончательно были решены оборонные и иные вопросы в связи с распадом СССР;
  • 1 января 1992 г. место СССР в ООН заняла Россия, СССР был исключен из списка государств ООН.

Перестройка в СССР 1985-1991 годов - масштабные перемены в экономической, политической, а также идеологической жизни страны, достигнутые путем внедрения кардинально новых реформ. Целью реформ была всецелая демократизация политического, общественного и экономического строя, сложившегося в Советском Союзе. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с историей Перестройки в СССР 1985-1991 годов.

Этапы

Основные этапы Перестройки в СССР 1985-1991 годов:

  1. Март 1985 - начало 1987 гг. Лозунгами этого этапа стали фразы: «ускорение» и «больше социализма».
  2. 1987-1988 гг. На этом этапе появились новые лозунги: «гласность» и «больше демократии».
  3. 1989-1990 гг. Этап «разброда и шатания». Единый прежде лагерь перестройки раскололся. Политическое и национальное противостояние начало набирать обороты.
  4. 1990-1991 гг. Данный период ознаменовался крахом социализма, политическим банкротством КПСС и, как следствие, распадом Советского Союза.

Причины перестройки в СССР

Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников - Ю. А. Андропова. Есть также мнение, что с 1983 по 1985 годы Перестройка переживала «эмбриональный период», пока СССР входил в стадию реформирования. Так или иначе, в силу отсутствия экономических стимулов к труду, разорительной гонки вооружений, огромных расходов на военные действия в Афганистане, и нарастающего отставания от Запада в сфере науки и техники, на заре 1990-х годов Советский Союз нуждался в широкомасштабном реформировании. Разрыв между лозунгами правительства и реальной ситуацией был огромен. В обществе росло недоверие к коммунистической идеологии. Все эти факты и стали причинами Перестройки в СССР.

Начало перемен

В марте 1985 года М. С. Горбачева избрали на пост генсека ЦК КПСС. В следующем месяце новое руководство СССР провозгласило курс на ускоренное развитие страны в социальной и экономической сфере. С этого и началась реальная Перестройка. «Гласность» и «ускорение» в результате станут ее главными символами. В обществе все чаще можно было услышать лозунги типа: «мы ждем изменений». Горбачев тоже понимал, что изменения крайне необходимы государству. Со времен Хрущева он был первым генсеком ЦК КПСС, который не брезговал общением с простым народом. Путешествуя по стране, он выходил к людям, чтобы спросить об их проблемах.

Работая над выполнением поставленного курса по развитию и внедрению реформ Перестройки в СССР 1985-1991 года, руководство страны пришло к выводу, что отрасли экономики нужно перевести на новые способы хозяйствования. С 1986 по 1989 гг. постепенно издавались законы о государственных предприятиях, индивидуальном труде, кооперативах, а также о трудовых конфликтах. Последний закон предусматривал право рабочих на забастовку. В рамках экономических преобразований были внедрены: госприемка продукции, хозяйственный расчет и самофинансирование, а также назначение директоров предприятий по результатам выборов.

Стоит признать, что все указанные меры мало того что не привели к главной цели Перестройки в СССР 1985-1991 годов - положительным улучшениям экономического положения страны, так еще и ухудшили ситуацию. Причиной тому стали: «сырость» реформ, значительное расходование бюджета, а также увеличение количества денег в руках простого населения. Из-за государственных поставок продукции нарушились установленные между предприятиями связи. Дефицит потребительских товаров усилился.

«Гласность»

С экономической точки зрения, Перестройка началась с «ускорения развития». В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности». Под этим он подразумевал, что народ должен знать обо всех государственных событиях прошлого и процессах настоящего. В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Культура в годы Перестройки СССР (1985-1991 гг.) начала «оживать». Власть изменила свое отношение к диссидентам. Лагеря для политзаключенных постепенно начали закрываться.

Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году. К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов. Репертуар театральных и кинематографических деятелей значительно расширился. Процессы «гласности» нашли проявление в журнальных и газетных публикациях, а также на телевидении. Большой популярностью пользовался еженедельник «Московские новости» и журнал «Огонек».

Политические преобразования

Политика Перестройки в СССР 1985-1991 годов предполагала раскрепощение общества, а также его избавление от партийной опеки. Вследствие этого на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости политических преобразований. Важнейшими событиями во внутриполитической жизни СССР стали: одобрение реформы государственного строя, принятие поправок к конституции и принятие закона о выборах депутатов. Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. Высшим законодательным органом власти стал Съезд народных депутатов. Он выдвигал в Верховный Совет своих представителей.

Весной 1989 года состоялись выборы членов Съезда народных депутатов. В состав съезда была включена легальная оппозиция. В ее главе были поставлены: известный на весь мир ученый и правозащитник академик А. Сахаров, бывший секретарь Московского горкома партии Б. Ельцин и экономист Г. Попов. Распространение «гласности» и плюрализма мнений привело к созданию многочисленных объединений, часть и которых были национальными.

Внешняя политика

В годы Перестройки коренным образом изменился курс внешней политики советского союза. Правительство отказалось от конфронтации в отношениях с Западом, прекратило вмешиваться в локальные конфликты и пересмотрело свои взаимосвязи со странами социалистического лагеря. Новый вектор внешнеполитического развития базировался не на «классовом подходе», а на общечеловеческих ценностях. По мнению Горбачева, отношения между государствами должны были базироваться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора путей развития в каждом отдельном государстве и коллективной ответственности стран за решение глобальных вопросов.

Горбачев был инициатором создания общеевропейского дома. Он регулярно встречался с правителями Америки: Рейганом (до 1988 года) и Бушем (с 1989 года). На этих встречах политики обсуждали вопросы разоружения. Советско-американские отношения были «разморожены». В 1987 году были подписаны договоры об уничтожении ракет и ПРО. В 1990 году политики подписали договор о сокращении количества стратегического вооружения.

В годы Перестройки Горбачев смог установить доверительные отношения с главами ведущих государств Европы: Германии (Г. Коль), Великобритании (М. Тэтчер) и Франции (Ф. Миттеран). В 1990 году участники Совещания по безопасности Европы подписали договор о снижении количества обычного вооружения на территории Европы. СССР начал выводить своих солдат с Афганистана и Монголии. На протяжении 1990-1991 годов были распущены как политические, так и военные структуры Варшавского договора. Военный блок, фактически, прекратил свое существование. Политика «нового мышления» принесла принципиальные изменения в международные отношения. Это было концом холодной войны.

Национальные движения и политическая борьба

В Советском Союзе, как в многонациональном государстве, всегда существовали национальные противоречия. Особые обороты они набирали в условиях кризисов (политических или экономических) и радикальных перемен. Занимаясь строительством социализма, власть мало внимания уделяла историческим особенностям народов. Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства. Особо сильное давление власти оказывали на буддизм, ислам и шаманизм. Среди народов Западной Украины, Молдавии и Прибалтики, которые присоединились к СССР накануне ВОВ, были очень распространены антисоциалистические и антисоветские настроения.

На советскую власть были сильно обижены народы, депортированные в годы войны: чеченцы, крымские татары, ингуши, карачаевцы, калмыки, балкарцы, турки-месхетинцы и прочие. Во времена Перестройки в СССР 1985-1991 годов в стране были исторические конфликты между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, Грузией и Арменией, и прочие.

Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений. Наиболее значимыми из них были: «Народные фронты» стран Прибалтики, армянский комитет «Карабах», украинский «Рух» и российское сообщество «Память». К оппозиционному движению привлекались широкие массы.

Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Еще в 1988 году в Нагорном Карабахе развернулись трагические события. Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации. Вслед за ними в азербайджанском Сумгаите и узбекской Фергане произошли погромы. Апогеем национального недовольства стали вооруженные столкновения в Карабахе.

В ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонии было провозглашено верховенство республиканского закона над общесоюзным. В следующем году Верховная Рада Азербайджана провозгласила суверенитет своей республики, а Армянское общественное движение стало выступать за независимость Армении и отделение ее от Советского Союза. В конце 1989 года Коммунистическая партия Литвы заявила о своей самостоятельности.

Выборы 1990-го

Во времена избирательной кампании 1990 года было ярко выражено противостояние между партийным аппаратом и оппозиционными силами. Оппозиция получила избирательный блок «Демократическая Россия», который стал для нее не иначе как организационным центром, а позже превратился в общественное движение. В феврале 1990 года состоялось множество митингов, участники которых добивались ликвидации монополии Коммунистической партии на власть.

Депутатские выборы в Украине, Белоруссии и РСФСР стали первыми истинно-демократическими выборами. Порядка 30% должностей в высших законодательных органах получили депутаты с демократической ориентацией. Эти выборы стали отличной иллюстрацией кризиса власти партийной верхушки. Общество потребовало отмену 6-й статьи Конституции Советского Союза, провозглашающей верховенство КПСС. Так в СССР начала формироваться многопартийная система. Главные реформаторы - Б. Ельцин и Г. Попов, получили высокие посты. Ельцин стал председателем Верховного Совета, а Попов - мэром Москвы.

Начало распада СССР

М. С. Горбачев и Перестройка в СССР 1985-1991 годов у многих ассоциируются с распадом Советского Союза. Все началось в 1990 году, когда национальные движения стали набирать все больших оборотов. В январе, вследствие армянских погромов, в Баку ввели войска. Военная операция, сопровождающаяся большим количеством жертв, лишь на время отвлекла общественность от вопроса о независимости Азербайджана. Приблизительно тогда же литовские парламентарии проголосовали за независимость республики, в результате чего в Вильнюс вошли советские войска. Следом за Литвой аналогичное решение приняли парламенты Латвии и Эстонии. Летом 1990 года Верховный Совет России и Верховная Рада Украины, приняли декларации о суверенитете. Весной следующего года в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии прошли референдумы о независимости.

Осень 1990 года. М. С. Горбачев, которого на съезде народных депутатов избрали президентом СССР, вынуждено провел реорганизацию органов власти. С тех пор исполнительные органы находились в непосредственном подчинении президенту. Был учрежден Совет Федерации - новый совещательный орган, в состав которого вошли главы союзных республик. Затем началась разработка и обсуждение нового Союзного договора, регламентирующего отношения между республиками СССР.

В марте 1991 года состоялся первый в истории СССР референдум, в котором граждане стран должны были высказаться касательно сохранения Советского Союза как федерации суверенных республик. Шесть союзных республик (Армения, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония и Грузия) из 15, отказались принимать участие в референдуме. 76% опрошенных проголосовали за сохранение СССР. Параллельно был организован Всероссийский референдум, по результатам которого был введен пост президента республики.

Выборы президента России

12 июня 1991 года прошли всенародные выборы первого президента в истории России. По результатам голосования этот почетный пост достался Б. Н. Ельцину, которого поддержали 57% избирателей. Так Москва стала столицей двух президентов: российского и общесоюзного. Согласовать позиции двух лидеров было проблематично, особенно учитывая тот факт, что их отношения были далеко не самыми «гладкими».

Августовский путч

К концу лета 1991 года политическая ситуация в стране сильно усугубилась. 20 августа после острых дискуссий руководство девяти республик договорилось о подписании обновленного Союзного договора, который, по сути, означал переход к настоящему федеративному государству. Ряд государственных структур СССР был устранен или заменен на новые.

Партийно-государственное руководство, посчитав, что лишь решительные меры приведут к сохранению политических позиций Коммунистической партии и остановке распада СССР, прибегли к силовым методам управления. В ночь с 18 на 19 августа, когда президент СССР находился на отдыхе в Крыму, они образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Новоиспеченный комитет объявил чрезвычайное положение в некоторых районах страны; объявил о расформировании властных структур, девствующих в разрез с Конституцией 1977 года; воспрепятствовал деятельности оппозиционных структур; запретил собрания, демонстрации и митинги; взял под жесткий контроль средства массовой информации; и, наконец, ввел войска в Москву. А. И. Лукьянов - Председатель Верховного совета Советского Союза, поддержал ГКЧП, хотя сам не вошел в его состав.

Б. Ельцин вместе с руководством России возглавил сопротивление КГЧП. В обращении к народу они призывали его не подчиняться незаконным решениям комитета, интерпретировав его действия не иначе, как антиконституционный переворот. Ельцина поддержало более 70% москвичей, а также жители ряда других регионов. Десятки тысяч мирных россиян, выражая поддержку Ельцину, были готовы встать на оборону Кремля с оружием в руках. Испугавшись развязывания гражданской войны, ГКЧП после трех дней противостояния начал выводить войска из столицы. 21 августа членов комитета арестовали.

Руководство России использовало августовский путч для разгрома КПСС. Ельцин издал указ, согласно которому партия должна приостановить свою деятельность на территории России. Имущество Коммунистической партии национализировали, а средства арестовали. Либералы, которые пришли к власти в центральной части страны, забрали у руководства КПСС рычаги управления силовыми структурами и средствами массовой информации. Президентство Горбачева были лишь формальным. Основное количество республик отказалось от заключения Союзного договора после августовских событий. О «гласности» и «ускорении» Перестройки уже никто не думал. На повестку дня стал вопрос о дальнейшей судьбе СССР.

Окончательный распад

В последние месяцы 1991 года Советский Союз окончательно распался. Съезд народных депутатов распустили, Верховный Совет радикально реформировали, большинство союзных министерств ликвидировали, а вместо кабинета министров создали межреспубликанский экономический комитет. Государственный совет СССР, в который вошел президент Советского Союза и главы союзных республик, стал высшим органом по управлению внутренней и внешней политикой. Первым решением Государственного совета стало признание независимости стран Прибалтики.

1 декабря 1991 года на Украине провели референдум. Более 80% опрошенных высказались за независимость государства. В результате Украина также приняла решение не подписывать Союзный договор.

7-8 декабря 1991 года Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, встретились в Беловежской пуще. По результатам переговоров политики объявили о прекращении существования Советского Союза и об образовании СНГ (Союза независимых государств). Сначала в СНГ вошли только Россия, Украина и Беларусь, но в дальнейшем к нему присоединилась все государства, входящие ранее в Советский Союз, кроме прибалтийских.

Итоги Перестройки в СССР 1985-1991 годов

Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла.

Положительные итоги перестройки:

  1. Жертв сталинизма полностью реабилитировали.
  2. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой.
  3. Однопартийную систему ликвидировали.
  4. Появилась возможность беспрепятственного въезда/выезда в/со страны.
  5. Служба в армии для студентов, проходящих обучение, была отменена.
  6. Женщин перестали зажать в тюрьму за супружескую измену.
  7. Был разрешен рок.
  8. Формально прекратилась «холодная война».

Конечно же, Перестройка в СССР 1985-1991 годов имела и негативные последствия.

Вот лишь основные из них:

  1. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.
  2. Международный долг страны вырос, по меньшей мере, в три раза.
  3. Темп экономического роста страны упал едва ли не до нуля - государство попросту замерло.

Ну, и главный негативный итог Перестройки в СССР 1985-1991 гг. - распад СССР.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода. Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой. Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное - нерешительность. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом.

В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к распаду СССР.

По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире перестройку справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. М. С. Горбачев объявил о необходимости выхода из застоя и начал процесс «перестройки». Перестройка привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны»). Во время перестройки были преданы гласности многочисленные факты чудовищных преступлений сталинского режима. В память о массовых репрессиях советских людей под Магаданом в 1990-е гг. был установлен памятник, созданный знаменитым скульптором Эрнестом Неизвестным. В апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв, приведший к колоссальной экологической катастрофе. Горбачёв одним из первых в советско-партийном руководстве осознал необходимость глобальных перемен в жизни страны, но как их осуществить, как реформировать огромную неповоротливую махину под названием Советский Союз, он представлял довольно смутно, поэтому многие его начинания были обречены. Вслед за политическим развалом советской империи начался развал единого экономического пространства некогда единой страны. Некоторые современные исследователи утверждают, что перестройка в основном являлась захватом собственности советской чиновничьей элитой, или номенклатурой, которая была больше заинтересована в «приватизации» огромного состояния государства в 1991 году, чем в его сохранению. Дело в том, что советская элита фактически имела мизер по сравнению с тем, что имеет элита нищих банановых республик, и по сравнению с тем, чем владеет элита развитых государств. Поэтому уже в хрущевские времена часть элиты взяла курс на изменение советского строя. Их поддержала теневая власть. Их цель - превратиться из управленцев, во владельцев государственной собственности. Говорить о крахе реформ - значит вводить людей в заблуждение. Никакой свободной рыночной экономики никто и не планировал создать. Другие исследователи считают, что это была не чиновничья элита, а мафиозная часть отечественной секретной службы и национальные элиты при поддержке интеллигенции (некоторые исследователи здесь усматривают сходство с Великой французской революцией).

Самими идеологами перестройки, уже находящимися на пенсии, неоднократно заявлялось, что какой-либо чёткой идеологической основы у перестройки не было. Однако некоторые мероприятия, начавшие реализовываться по меньшей мере с 1987 года, ставят под сомнения эту точку зрения. В то время как на начальном этапе официальным лозунгом оставалось расхожее выражение «больше социализма», началось подспудное изменение законодательной базы в экономике, грозившее подорвать функционирование прежней плановой системы: фактическая отмена госмонополии на внешнеэкономическую, пересмотр подхода ко взаимоотношению государственных органов и производственных предприятий. Одной из поворотных точек в экономической программе «перестройки» можно также считать Закон СССР «О кооперации» от 26 мая 1988 г., где прямо указывалось, что «выручка в иностранной валюте, полученная кооперативами … изъятию не подлежит и может накапливаться для использования в последующие годы». Это означало фундаментальный разрыв с прежней советской практикой, в том же году появляется и понятие «радикальная экономическая реформа», и противоречило многим предыдущим Законам и положениям, массовая отмена которых началась примерно тогда же. Случайным неуклонное изменение законодательной базы в одном направлении назвать затруднительно. Но тогда еще открыто объявить населению о своих планах было весьма проблематично, поскольку «уравнительная психология» и «совковое мировоззрение» оставались практически всеобщими, поэтому чуть позже этого срока начинается скоординированная, многоплановая и последовательная кампания по дискредитации всех сторон жизни в СССР. Грань конструктивной критики была легко перейдена. В основном она состояла из многочисленных разоблачительных публикаций в наиболее популярных или серьёзных советских изданиях того времени, коротко охарактеризовать которые можно фразой «так жить нельзя», нагнетанию нелепых и иррациональных страхов посредством их озвучания в авотритетых источниках (например, откровенно бредовую «теорию», что Черное море вот-вот взорвётся из-за наличия в нём сероводорода). Все крупнейшие социальные институты и подсистемы Советского Союза одна за другой подвергались уничтожающей, зачастую несправедливой критике («Авиация уничтожает своих в Афгани при малейшей попытке окружения», «советская милиция самая жестокая и коррумпированная в мире», скандал со шприцами в Элисте, когда «заразили» несколько десятков новорожденных, которые, как потом оказалось, уже были инфицированы, ЖКХ, бюрократия и т. д.). Во многом сила этих публикаций заключалась в авторитетности источника, их неопровергнутости и длительном господстве в информационном пространстве.

Обращает на себя внимание не только тот факт, что поколение россиян, которое выросло и социализировалось уже в постгорбачевскую эпоху, оценивает перестройку существенно более позитивно, чем поколение их отцов и дедов. Чем моложе респонденты, тем меньше среди них тех, кто считает, что начинать перестройку было ошибкой. Тем не менее, заслуги Горбачева как государственного и политического деятеля неоспоримы. Горбачев был первым и последним президентом СССР.