Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор. Какой смысл вкладывает Солженицын в понятие «праведник»

Почему Матрену называют праведницей в рассказе Солженицына «Матренин двор» и чем так трогателен ее образ для русского человека? Праведниками всегда называли людей, которые соблюдали при жизни нравственную чистоту, беззаветно служили ближним и несли миру добро и свет. Но в понимании русского человека понятие праведности и еще обязательно связано с жертвенностью и простотой. Именно такое образ в себе несет Матрёна Васильевна Григорьева, хозяйка избы, у которой поселился рассказчик. Жизнь Матрёны, о которой она рассказывает поначалу неохотно, боясь, что культурному приезжему история ее пути покажется неинтересной, сильно удивляет учителя (рассказчика). В молодости Матрёна должна была выйти за Фаддея, которого сильно любила, но по стечению обстоятельств пришлось ей сыграть свадьбу с младшим братом Фаддея – Ефимом. Поскольку Ефим не вернулся с войны, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея, которую любила как родную. Всю жизнь Матрёна помогала ближним, много работала в колхозе, приходила на помощь соседям. Она могла прогнать соседских свиней, забежавших в огород или потушить взопревший навоз, не требуя взамен денежного вознаграждения.

Автор отмечает, что в ней имелась невероятная внутренняя сила и способность к телекинезу. Рассказ заканчивается тем, что Матрёна еще будучи вполне крепкой старушкой завещает свою избу дочке Фаддея. Последний оказался полным мерзавцем и решил еще при жизни Матрёны перевезти к молодыми ее избу. Матрёна сама помогает в перевозке бревен и гибнет на железнодорожном переезде.

Поэтому автор и называет Матрёну праведницей, что она даже помогает перевести собственный дом, желая совершить добрый поступок. Но поскольку праведников никогда в народе особо не уважали, на поминки Матрёны не приходит даже Фаддей, а соседи и гости на похоронах только и обсуждают, как будут делить ее имущество. Из этого читатель может сделать вывод, что главное в жизни – это деньги и добро.

В рассказе Солженицына очень хорошо показано, что не нужно быть таким неудачником и вообще вступать в колхоз. Если бы Матрёна ушла в лес и начала партизанскую войну, развела коров и купила сепаратор, она обладала бы деньгами и властью, а Фаддей не только бы уважал ее, но и делал бы каждый вечер массаж ее холеных ног.

Несмотря на то, что Солженицын в общем-то был неплохим парнем и даже отсидел за свою правильную позицию, он не смог напрямую передать аксиому жизненного счастья. Некоторым даже кажется, что он пытается донести до читателя, что лучше всего быть покорным рабом. Называя Матрёну праведницей, он как бы намекает на свою великую натуру, которая волей счастливых обстоятельств позволила записать неказистую Матронину судьбу. А ведь если бы он не встретился на ее жизненном пути, ее бы просто выкопали и никто бы даже и не вспомнил. Поэтому, когда Солженицын называет Матрёну праведницей, он на самом деле имеет в виду себя.

Главная героиня Матрена была праведницей, так как жила согласно морально-нравственным ценностям. В какой-то степени можно сказать, что женщина жила согласно Библии. Она никому не желала зла, всем помогала, а за свою жизнь так ничего и не нажила. Зато она жила по совести.

Судьба Матрены была ужасной. Раньше она любила одного человека, но жизнь распорядилась иначе и женщина вышла замуж за младшего брата своего возлюбленного. В стране была война, но не это было самым страшным для Матрены. Женщине судьбой была уготована страшная участь. Она осталась без мужа, да к тому же похоронила шестерых детей. Всю свою любовь она отдала приемной дочери Кире.

Про Матрену поговаривали, что она живет неправильной жизнью. Ей уже много лет, а она так и ничего не нажила. Просто ей не нужны были материальные блага, для нее главной была душа. Зато никто из знакомых и родственников не упускал случая воспользоваться помощью Матрены. Она бескорыстно всем помогала и ни разу никому не отказала.

Когда она умерла, то мне кажется, ее даже никто не пожалел. Все тут же бросились обсуждать то, как она жила, да кому достанется дом. Только Кира горько по ней плакала. Все люди задумались над тем, кто же им теперь будет помогать. Как они будут жить без Матрены? Такое ощущение, что все село только и держалось на этой женщине.

Солженицын не просто так придумал такой образ. Он хотел показать, что таких праведников уже практически не осталось. Люди живут лишь в угоду себе и думают о выгоде. Мало людей, которые как Матрена бескорыстно помогают другим.

Задание .

Прочитайте сочинение на тему «Почему автор называет Матрёну праведницей?». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».)

Сочинение 1.
Многие писатели старались создать произведение, в котором главный герой будет положительным настолько, что его назовут праведником. Это удалось сделать А. И. Солженицыну. Написав произведение «Матрёнин двор» и построив замечательную композицию, автор смог доказать читателю, что Матрёна, главная героиня произведения, и есть праведница. Но кто же это такие? Почему они отличаются от обычных людей, святых? Праведники — святые люди, которые живут на земле, ведущие идеальный образ жизни, но они не могут стать божествами, потому что не хотят отказаться от людей и труда. Так почему же автор называет Матрёну праведницей?

А. И. Солженицын называет её так, потому что главная героиня готова пожертвовать собой ради других. Матрёна — идеальный пример для всех людей, ведь она не побоялась и спасла избу в обмен на свою жизнь.

Матрёна была обычной женщиной, которая жила в деревне. Она очень любила работать, держала у себя козу, помогала всем жителям деревни. Матрёна всегда болела, её спина раз в месяц всегда подводила, и героиня даже не могла встать. Но даже несмотря на эту боль Матрена продолжала работать и помогать. Все идут спросить её совета или за помощью, а она никогда не отказывает никому. Такое трудолюбие заслуживает похвалы с нашей стороны. Вот часть её натуры.

Матрёна очень любила свою избу. Для неё это была память о её муже, который не вернулся с войны. Матрёна всегда её оберегала, но однажды пришёл брат мужа и попросил отдать часть избы приёмной дочке. Матрёна не могла отказать, ведь её дочь была в другом города, главная героиня её очень сильно любила. Это и погубило Матрёну. Когда они перевозили бревна, телега застряла в рельсах, а рядом шёл приближающийся поезд. Матрёна там и погибла.

Возникший конфликт между Матрёной и братом мужа разрешился. Изба досталась дочке, все в деревне плакали после смерти Матрёны, но горя в их душах не было. Они старались показать грусть, а сами уже думали, как разделить дом и землю.

Все эти фрагменты жизни Матрёны показали читателям, какой же образ жизни вела Матрёна. Хотя она всем помогала и никому не отказывала, всё равно она погибла трагичной смертью, защищая самое дорогое, что у неё есть.

Таким образом, автор показывает Матрёну праведницей не случайно. Она была добра и смела в своей жизни. Матрёна была достойна более лучшей жизни и смерти, но это именно это закалило её, сделало сильнее. Такие люди и должны быть праведниками.

Сочинение 2 .

Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» пронизан душевностью и нравственной чистотой главной героини. Даже первоначальное название произведения — «Не стоит село без праведника» подчеркивало, явно указывало на то, что Матрёна имеет черты праведницы.

На протяжении всего рассказа Матрёна предстаёт перед нами как человек, который любит свою жизнь, любит людей, которые её окружают и которым она готова бескорыстно помогать каждую минуту, несмотря ни на что. Матрёну автор сравнивает с праведницей, потому что её душевные и духовные качества превосходят черты всех остальных, кто проживал в её деревне. Те люди были далеки от духовного, их интересовало только материальное и имущественное. Они стремились одеваться в красивую одежду, иметь лучше, чем у других бытовые и хозяйственные вещи, а Матрёна была не такая, она стремилась к моральному удовлетворению и чистой совести перед Богом:

«Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей злодеев и уродов».

Праведник — человек, не имевших грехов или искупивший их:

«У Матрёны грехов было меньше, чем у её кошки, та мышей ловила».

Так же Матрёна вроде бы не сильно и веровала в Бога, но при случае вспоминала о нём, молилась иногда. Матрёна — простая, наивная и все за это её осуждали, но она жила, как ей подсказывало её сердце.

Матрёна — женщина, прожившая чрезвычайно сложную судьбу, прошедшая много трудностей и препятствий на своём пути. Но она в отличие от других смогла сохранить человечность, гуманность, чувственность и сострадание. Возможно, её жизнь покажется кому-то скромной, но она ощущала себя нужной и этим-то и жила. Скорее всего, такого же человека можно встретить в каждой деревне и уже то, что он живёт не для себя, а жертвует собой ради других людей, тратя на них своём время и силы, его можно назвать праведником.

Понятие «село» для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без «праведника» – человека, обладающего лучшими чертами народного характера. Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации. В центре повествования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна – тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, – чтобы продолжить род людской.

Матрёна – праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева «Живые мощи», Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей). Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей. Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию.

Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» – все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.



Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел). Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально-исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей. Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены «только ненадолго приходил постоять у гробов», потому что был озабочен спасением «горницы от огня и от козней Матрениных сестер».

Но самым страшным является то, что Фаддей «был в деревне такой не один». Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. Вот почему именно рассказчик, а не односельчане, осознаёт и чувствует праведность Матрены. Односельчане давно забыли даже само слово «праведник», они не понимают, что это такое, и не думают о праведной жизни.

    Чтобы ответить на вопрос, почему Солженицын называет Матрену праведницей, необходимо обратиться к его рассказу Матренин двор. Матрена Васильевна была не просто добрым, но очень светлым, незлобивым, независтливым человеком. Все, что она ни делала: помогала ли соседям, работала ли в колхозе - было с искренним желанием помочь, принести добро и ничего не попросить взамен. Никогда и ни на что она не жаловалась, даже на несправедливую обиду, а, тем более, на свою нелегкую жизнь. Матрена жила в ладах со своей совестью, хотя это приносило ей много огорчений. Именно таких людей автор считал праведными, иными словами, ведающими правду, на которых держится наша земля.

    Не надо быть святым, чтобы тебя считали праведником. Надо просто соблюдать некие общечеловеческие правила поведения, не делать и не желать другому зла, не требовать от других благодарности или понимания, не обижаться, быть счастливым своей жизнью, какой бы трудной она не казалась со стороны. На самом деле сделать это не просто, но это удалось Матрене Григорьевой из рассказа Матренин двор. В трудную эпоху коллективизации, когда жизнь на селе была не сахар, он сумела сохранить человечность, сумела жить в мире с реальностью и при этом сумела сохранить в себе веру в бога. Вынужденная выживать, даже тайком вывозить торф, самое хорошее, но недоступное простому колхознику топливо, она не ожесточилась, не стала завистницей и даже спасать она бросилась прежде всего фикусы, которые были живыми.

    Видимо, ответ на этот вопрос кроется в первоначальном названии рассказа А.И.Солженицына - Не стоит село без праведника. Героиня этого рассказа Матрна прожила свою жизнь, как бы не для себя, то есть праведно.

    Произведение Солженицына Матренин двор очень интересно показывает жизнь Матрены, очень точно подмечены все стороны ее жизни. Такие люди и есть праведники, которые живут жизнью других, помогают другим своим участием. В моей жизни есть такие люди, их нужно ценить при жизни.

    Солженицын считал Матрену очень светлым человеком, о чем писал в своих произведениях. Она старалась искренне помочь людям и всегда приносила добро. Матрена никогда ничего не просила взамен. Как считает Солженицын, такие люди называются праведниками.

    У Солженицына вообще, на мой взгяд, было свое видение мира. Правильное или нет, каждый решает сам. лично я не люблю книги Солженицына, потому как не отношу его к Миссиям. Но читала его семитомник, помните такой, на дрянной бумаге, а мягком переплете?

    Так там один из томов был посвящен рассказам Солженицына. В сборнике был рассказ Матренин двор о сельской женщине Матрене, посвятившей жизнь другим. То есть, героиня вела праведную жизнь.

    Матрена Григорьева -60-летняя крестьянка деревни Тальново, не работала в колхозе по причине болезни. Она помогала людям, ничего не требуя от них. Она много работала, взяла на воспитание дочь любимого человека Киру, но никогда не жаловалась и сохраняла приветливость и бодрость духа. Она попала под поезд, когда пыталась спасти вещи на санях, но при этом не хотела, чтобы она была обузой. Ей никто не помог.

    Солженицын тем самым показывает истинный русский характер, который все может вынести, все стерпеть и ничего не требовать взамен, именно эти качества делают человека позволили писателю сказать:

    Для начала нужно вспомнить, каких людей называют праведниками. В православии так когда-то называли святых, которые прославились нравственными подвигами не в монастыре, а в мирской жизни среди обычных людей.

    А кроме того, так говорят о простых людях, не святых, о тех, которые всю свою жизнь живут согласно христианской морали, которые во всех своих мыслях и поступках руководствуются принципами справедливости, честности, помощи ближним. Такие люди добры, бескорыстны, смиренны, готовы прийти на помощь другому даже в ущерб себе.

    Именно такой предстат в произведении Александра Солженицына Матрна. Это простая женщина с нелгкой судьбой, всю жизнь прожившая для других. Это праведница, без таких как она невозможно представить русское село да и вообще Россию.