Литературная гостиная по произведениям В.Ю.Драгунского. Конспект урока по литературному чтению ВНЧ. В. Фантомас е задание «Литературное лото»

Слайд №1. Драгунский

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о замечательном детском писателе Викторе Юзефовиче Драгунском . Родился Драгунский сто лет назад – 30 ноября 1913 года в Америке в городе Нью-Йорке, где жили его родители. Вскоре после его рождения родители вернулись на родину в Россию.

Слайд №2. Молодой Драгунский

Детство Виктора Драгунского пришлись на трудные послереволюционные годы, поэтому, чтобы помочь семье, он рано начал работать. Он трудился на заводе, перевозил пассажиров через Москву-реку на лодке, работал в шорной мастерской, где шил конские сбруи.

С самого раннего детства Витя мечтал стать клоуном, чтобы веселить ребятишек шутками и прибаутками. Чтобы делать это профессионально Драгунский в 17 лет поступает учиться театрально-литературную мастерскую. По окончании в 22 года Виктор работает актером в театре Сатиры и Театре-студии киноактера.

Слайд №3. Драгунский в кино

Он организовывал театральные группы, с которыми он выступал пред зрителями. Они пели песни, разыгрывали веселые сценки, которые Драгунский писал сам. Он был и режиссером – постановщиком, и артистом.

Слайд №4. Драгунский с парусником

Часто в его квартире собирались друзья: артисты, писатели, циркачи. Они читали стихи, рассказы, разговаривали о новых книгах. Было очень интересно, весло и шумно.

Особенно Виктор Драгунский любил играть роль Деда Мороза на новогодних утренниках, водить с детьми хороводы, вручать подарки.

Слайд №5. Драгунский в костюме

Но больше всего он любил выступать в Московском цирке клоуном. Он сам писал клоунады, песни, монологи, куплеты и с успехом их исполнял. Ему очень нравилось, когда его шутки веселили детей, и они радостно ему аплодировали, безудержно хохотали над его рассказами и просили рассказать ещё и ещё.

Слайд №6. Драгунский читает рассказы детям

И тогда Виктор Драгунский решил записать рассказы, с которыми он выступал перед детьми, и издать книгу.

Слайд №7. Драгунский за столом

Так в 1959 году он начал писать книгу под общим названием «Денискины рассказы», а в1961 году вышла первая часть книги под названием «Он живой и светиться». 16 рассказов, которые вошли в этот сборник, сразу же прославили его и сделали классиком детской литературы.

Слайд №8. Книги Драгунского

Главный герой рассказов – мальчик Дениска стал любимцем детей всей страны. Прототипом главного героя стал сынишка писателя Денис. У Драгунского было двое детей: сын Денис и дочь Ксения.

Слайд №9. Дети Драгунского

Многие истории, описанные в «Денискиных рассказах», на самом деле происходили с его сыном. А другие истории – это воспоминания писателя о своём детстве. Все рассказы у писателя разные: одни веселые, задорные, смешные, а другие грустные, заставляющие задуматься. Всего Драгунский написал 90 рассказов.

Слайд №10. Дениска

В них мы видим сначала маленького Дениску, дошкольника, затем он становится учеником младших классов. Но, не смотря на его проказы, шалости, видно, что Дениска добрый хороший мальчик, который любит своих родителей, умеет радоваться жизни, он верный товарищ и добрый друг.

Ведущий: А сейчас, ребята, давайте познакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Фантомас».

Слайд №11. Фантомас из кино

Слайд №12-19. иллюстрации к рассказу

Чтение и обсуждение рассказа.

Ведущий: Ребята, а какие ещё рассказы Драгунского вы читали? (ответы детей) А сейчас мы с вами проведем литературную викторину по произведениям В.Драгунского.

Слайд №20. Книги Драгунского

1-е задание: «Узнай рассказ».

Участники должны угадать рассказ по его отрывку.

1. «И тут Мишка говорит: «Не дашь самосвал?». Я говорю: «Отвяжись, Мишка!». Тогда Мишка говорит: «Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!». Я говорю: «Сравнил Барбадос с самосвалом…». А Мишка: «Ну хочешь, я дам тебе плавательный круг?». Я говорю: «Он у тебя лопнутый».

(«Он живой и светиться)

2. «Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький – маленький и ужасно симпатичный.»

(«Надо иметь чувство юмора»)

3. «Там за столом сидела Зинаида Ивановна, и она на машинке считала, кому сколько за квартиру платить. А когда она меня увидела, она, наверное, не сразу меня узнала, потому что я запачканный был прямо из грязной бочки, лохматый и даже кое-где порванный. Она просто обомлела, когда я упал к ней из окна, и она стала обеими руками от меня отмахиваться. Она кричала: «Что это? Кто это?»

(«Удивительный день»)

4. «Я сказал: «Папа! Ты не знаешь самую главную новость: на больших Зондских островах живут маленькие буйволы. Они, папа, карликовые. Называются кентусы. Такого кентуса можно в чемодане привезти!» «Ну да? – сказал папа, – Просто чудеса! Дай спокойно почитать газету, ладно?»

(«Профессор кислых щей»)

5. «Там народу было видимо –невидимо, и все в костюмах. Одних гномов было человек пятьдесят. И ещё было очень много белых «снежинок». Это такой костюм, когда вокруг много белой марли, а в середине торчит какая-нибудь девочка. И мы все очень веселились и танцевали.»

(«Кот в сапогах»)

6. «А я остался с кашей наедине. Я пошлёпал её ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал…Ещё хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.»

«Тайное становится явным»

2-е задание «Викторина»

1. Как звали лучшего друга Дениски? (Мишка)

2. На что Дениска променял самосвал? (на светлячка)

3. Почему Дениска считал, что светлячок лучше любого самосвала на свете? (потому что он живой и светится)

4. Решите задачку Дениса: как разделить два яблока на троих поровну? (сварить из них компот)

5. Где спрятался Дениска от папы и Мишки? (за вешалкой)

6. Как Дениска с друзьями назвали космическую ракету? (Восток – 2)

7. Почему рассказ называется «Удивительный день»? (потому что в этот день в космос полетел второй космонавт Герман Титов)

8. Ребята, как выдумаете звание «профессор кислых щей» это обидно или нет?

9. Какой карнавальный костюм получился у Дениски? (кот в сапогах)

10. Почему Дениска забыл, что нужно сделать костюм для утренника? (мама уехала и он скучал по ней)

11. Что сделал с кашей Дениска? (посолил, посахарил, добавил хрена, выбросил в окно)

12. Как тайное стало явным? (пришел милиционер с гражданином)

3-е задание «Литературное лото».

Участники должны угадать рассказ по иллюстрации.

Слайд №21. «Тайное становится явным»

Слайд №22. «Удивительный день»

Слайд №23. «Кот в сапогах»

Слайд №24. «Заколдованная буква»

Слайд №25. «Хитрый способ»

Слайд №26. Драгунский

4-е задание «Что ты знаешь о писатели В.Драгунском?».

1. Где родился писатель? (в Америке, в Нью-Йорке)

2. В каком городе жил и работал Виктор Драгунский? (в Москве)

3. Почему Драгунский назвал своего героя Дениской? (в честь сына Дениса)

4. Кем Драгунский выступал на арене Московского цирка? (клоуном)

5. Как называется первая часть книги «Денискины рассказы»? («Он живой и светиться»)

6. Какого героя играл Драгунский на детских новогодних утренниках? (Деда Мороза)

Ведущий: Умер Виктор Юзефович Драгунский в 1972 году в возрасте 59 лет. У него был очень большой запас творческих фантазий и очень жаль, что он не успел рассказать о них. Но нам остались веселые добрые рассказы о Дениске, его семье, его друге Мишке, о смешных историях, произошедших с ними. На этих рассказах выросло не одно поколение читателей, ни один из которых не остался равнодушным к его историям.

Литературное чтение 4-4-4

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока :ВНЧ. В. Драгунский. Фантомас

Цель урока : продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Драгунского; развивать навыки выразительного чтения; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; прививать интерес к предмету; воспитывать трудолюбие, старательность.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; воспринимать на слух прочитанное;

личностные: проявлять нравственные качества (доброта, чуткость, внимание, любовь к ближнему);

системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.

Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг по теме раздела, предметные картинки по теме урока.

Межпредметные связи: с познанием мира, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, математикой.

Ход урока

Ι. Организационный момент. Речевая разминка.

«Причина» – какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Не сделал,

Причину найдешь –

И дыши глубоко!

С совестью мир,

Не запятнана честь…

Чего-то там нет,

Но причина-то есть!

Ребята, ребята,

Вы завтра – мужчины.

Не надо причин!

Не ищите причины! (В.Викторов)

Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

Прочитайте медленно.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте выразительно.

ΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

–Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?

–Сегодня мы прочитаем рассказы В.Ю. Драгунского, которые помогут избавиться от других недостатков.

ΙΙΙ. Работа над новым материалом.

Чтение рассказа учащимися. Работа над содержанием рассказа.

От чьего имени ведется рассказ? Почему?

Почему он не выучил уроки?

К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?

Помогают ли герою подсказки друзей?

ΙV. Физкультминутка

«Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

V. Продолжение работы по теме урока.

Вводное слово учителя.

Фантома́с (фр. Fantômas, человек-фантом– вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий свое лицо, один из наиболее известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомассоздан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных Алленом и Сувестром в соавторстве, и в 11 романах, написанных Алленом после смерти соавтора.

Фантомас - мастер перевоплощений, свои преступления он совершает под видом другого человека.

Чтение рассказа В. Драгунского. Работа над содержанием рассказа.

Кто главный герой рассказа?

Зачитайте описание внешности учителя.

С кем велась переписка?

Как учитель помог ученику?

VΙ. Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

С творчеством, какого писателя ознакомились сегодня на уроке?

Понравились ли вам его рассказы?

VΙΙ. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

VΙΙΙ. Информация о домашнем задании.

Ви́кторЮ́зефовичДрагу́нский (1913 -1972) - русскийсоветский писатель, автор повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы.

Урок внеклассного чтения В. Драгунский «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным»
Цель: познакомить с биографией В. Драгунского, его некоторыми произведениями из книги «Денискины рассказы», развивать память, мышление, логику, речь учащихся, умение работать с текстом; воспитывать нравственные качества.
Ход урока:
I. Организационное начало урока.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.

II Из биографии писателя (слайды 2-10)

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)(слайд 2)


Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину в Белоруссию и обосновались в г. Гомеле.(слайд 3)


Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера. (слайд 4)


А в 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. (слайд 5)


Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией.
Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. (слайд 6)


Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын. (слайды 7-8)



С его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.



Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь.
Его нет с нами уже много лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые… (слайд 11)


III. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ» (слайд 12)


Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров под¬ряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД (В ПАРАХ) (слайд 13)


Разгадай кроссворд по рассказу


IV. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»
1. «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». Мигель Сервантес (слайд 14)


Прочитайте глазами;
Прочитайте медленно вслух;
Прочитайте с утвердительной интонацией;
Прочитайте выразительно;
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2. Словарная работа (слайд 15)


Тайна?
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
Скрытая причина чего-нибудь.
Назовите синоним к слову тайна.
Секрет
Тайное?
Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
Явное?
Открытое, откровенное.

Грановитая палата (слайд 16)


памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.
В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Интеллигентный (слайд 17)


Человек, обладающий большой внутренней культурой.
Клевета
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Синонимы:
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
Язвительный?
Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.
3. Работа с текстом (слайд 18)


Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?
(«Тайное становится явным»)
Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль)
Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады)
Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
РАЗВЕДКА (слайд 19)


Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?
пошлёпал ложкой;
посолил;
посыпал сахару;
долил кипятку;
вылил в кашу всю баночку хрена.
Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (слайды 20-24)






b]Практическая работа
Вспомните последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку (слайд 25)


ЧЕМУ УЧИТ РАССКАЗ Нельзя обманывать родителей (слайд 26)


К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? (слайд 27)
Игра не доводит до добра.
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд


Рефлексия (слайд 28)
Было интересно…
Я понял(а), что…
Я сделал(а) вывод, что…

Урок№108 Дата: Литература
Тема: В.Драгунский «Фантомас»
Цели: Познакомить учащихся с произведениями Драгунского, обучать правильному, выразительному чтению целыми словами, учить работать с текстом, подробно излагать прочитанное и услышанное, развивать умение анализировать произведения, развивать речь, память, внимание.
ТСО: выставка книг, портрет писателя, слайды, картинки.Тип урока: формирование навыков и умений.
Ход урока
Орг.момент.
Речевая разминка. Чтение скороговорки.
Рыл крот огород,
Подо рвом прорыл проход,
Ровно выровнял проход
На соседний огород.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей
Кто играет с нами в прядки
Тот становится умней.
Найди зверей которые спрятались в строчках
Промчались летние деньки,
Увянут скоро васильки,
Дышать легко, закат пылает,
Прохладный вечер наступает
Проверка Д/ЗСообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы прочитаем рассказ Драгунского.
3. Работа над новым материалом. Вводное слово учителя.
Фантомас – человек фонтом, вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий своё лицо, один из самых известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомас создан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных ими в соавторстве, и в 11 романах написанных Алленом после смерти соавтора.
Фантомас-мастер перевоплащений, свои преступления он совершает под видом другого человека.
Словарная работа.
Чтение рассказа учащимися. Первичное закрепление.
- Кто главный герой рассказа?
- Зачитайте описание внешности учителя.
- С кем велась переписка?
- Как учитель помог ученику?
5. Физминутка.
6. Повторное чтение рассказа. Работа по вопросам.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Какие бывают рассказы? (научные и художественные)
- Какой это рассказ? (художественный)
- Докажите, что художественный? (есть сюжет и художественный вымысел)
- Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
- А этот рассказ смешной? (да)
Работа в парах.
- От чьего лица повествует автор? Своё мнение обоснуй.
- Это произведение входит в «Денискины рассказы»?
- Каким ты представляешь себе Дениску?
7.Подведение итогов урока.
- Рассказ, какого писателя мы сегодня читали на уроке?
- Что вам показалось особенно интересным? Нарисуй его портрет словами.
Игра на внимание. На доске иллюстрации:
- Найди те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назови лишние предметы.
8. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На уроке я похвалил бы себя за….
- После урока мне захотелось…..
- Сегодня я сумел…
9. Домашнее задание. Подготовить пересказ и прочитать другие рассказы Драгунского, рассказать классу.


Приложенные файлы

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для путешествия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Драгунский Виктор Юзефович

30.11.1913 - 06.05.1972

Драгунский Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке. Однако в 1914 семья

Вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. В Москву они

Перебрались в 1925 году. Начал работать Драгунский с 16 лет. Для него все работы были

Хороши. Виктор работал бакенщиком, шорником, лодочником, токарем. Позднее он был

Цирковым клоуном, актёром театра и кино, Дедом морозом на елках, и все дети, мамы, папы,

Бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой веселый это был Дед Мороз, а еще Драгунский был руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко. С 1959 года Драгунский пишет весёлые истории о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И был он очень интересным мальчишкой. Ну как не написать о таком ребёнке! Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска - это… Дениска, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором.
Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.
Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.

Предварительный просмотр:

Кроссворд

  1. На голову какой птицы приземлилась шляпа гроссмейстера?
  2. Подписку на какой журнал выиграли Денис и Мишка в рассказе «25 кило»?
  3. Фамилия Дениски.
  4. Какой приз получил Дениска за костюм кота в сапогах?
  5. Какое космическое имя – позывной было у Дениски в рассказе «И мы!»?
  6. Фамилия Мишки.
  7. Кем был Денис в игре в рассказе «Удивительный день»?
  8. Кем Дениска сначала хотел стать, а потом передумал в рассказе «Друг детства»?
  9. Какую реку Америки не смог назвать Дениска в рассказе «Главные реки»?
  10. Что всегда становится явным?

Кроссворд