Конспект нод по рисованию ветка рябины. Конспект урока по изобразительному искусству: "Рисование с натуры веточки рябины". Показ способов рисования

Описание материала
: Осень это очень яркая и красивая пора, ни в одно из времен года мы не встретим столько красок. Хочется надолго запомнить эту яркую картину, а особенно красива Рябина. Она, словно молодая девушка, накинула на плечи красивый платок из ягод – бусинок. Я предлагаю вам конспект занятия для дошкольников среднего возраста (4-5 лет). Занятие получается интересным, загадочным, ярким. Дети с удовольствием выполняют работу, вносят свою частичку тепла и внимания к птицам, прилетающим к нам зимой на рябинку. Занятие знакомит детей с деревом - Рябиной, материал будет полезен воспитателям средних групп
Конспект занятия по рисованию в средней группе,

нетрадиционная техника выполнения на тему «Ветка

рябины»

Цель:
- освоить новую технику рисования – прикладывание - учить детей анализировать иллюстрации, выделять главное, умение описывать по плану - познакомить с зимующими птицами, учить заботиться о птицах зимой - развивать мелкую моторику рук
Материалы для занятия
: - шаблоны веточек рябины, - иллюстрации «Ветка рябины», - иллюстрация «Птицы на рябине», - карандаши, красная гуашь, - шаблоны дерева и птиц, - фонограмма «Звуки птиц в лесу»
Ход занятия

Воспитатель
: Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Воспитатель:
Словно девушка молодая, стоит рябина в своем осеннем одеянии, накинула на плечи платок разноцветный, да надела ярко красные бусы из ягод.
Воспитатель
: Ребята, посмотрите на доску. У меня здесь изображены веточки рябины, давайте их рассмотрим…(фото №1)

Воспитатель:
Каким цветом веточки на ней? (зеленые, желтые)
Воспитатель
: Каким цветом ягоды? (красные)
Воспитатель
: Какой они формы? (круглые)
Воспитатель
: Как ягоды располагаются? (близко друг к другу, образуя грозди)
Воспитатель:
Зимой когда на улице холодно и голодно, на рябину прилетают разные зимующие птицы, давайте посмотрим какие? (Показ иллюстрации «Птицы на рябине»)
Воспитатель:
Каких птиц вы знаете? (снегири, дятел, синица, воробей, клест)
Воспитатель:
Ребята помните, что зима суровая, холодная и птицы под снегом, не могут найти себе корм, не забывайте зимой их подкармливать!

Воспитатель:
Сегодня мы попробуем нарисовать гроздья рябины, с помощью гуаши и карандаша, необычным способом, прикладыванием карандаша (Показ выполнения работы)
Воспитатель
: А чтобы работа получилась красивой, мы немного отдохнем и приступим к выполнению задания
Физминутка
: Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте) Дождь и ветер принесла,(вращения руками) Ветер дует, задувает, С веточек листву срывает, (хлопки над головой) Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя) И под ноги нам ложатся, Ну, а мы гулять пойдем все листочки соберем. (наклоны вперед) (Предложить детям пройти за столы для выполнения работы) (Индивидуальный показ, корректировка действий)

Воспитатель
: Ребята, на нашей доске есть дерево, но оно не веселое, давайте с помощью наших гроздей рябинок, которые мы изготовили, украсим его и оживим (фото №6-7)

(Звучит фонограмма «Звуки птиц в лесу», воспитатель уходит за дверь, и вносит макеты птиц, украшает ими дерево)
Воспитатель
: Ребята, сегодня к нам на рябину прилетели гости, поклевать наших ягод, они нас благодарят за вкусное угощение…

Задачи

:
1. Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать чувство композиции. 2. Воспитывать эстетически - нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках. 3. Развивать графические навыки, моторику рук.
Нетрадиционные

техники

:
Печать ладошкой, рисование пальчиками. Предварительная работа: Беседа о море, как среде обитания разных морских животных и растений. Рисование в технике печать ладошкой: « Птичка », « Тюльпан », « Рыбка », морское дно.
Материалы

оборудование

:
Банки с водой, поваренная соль, два яйца. Листы с морским фоном, гуашь в тарелочке (зеленая, желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки влажные. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы, осьминога, иллюстрации к рассказу « Семья осьминожков »; Музыкальное сопровождение Сен - Санс « Аквариум ».
Ход

занятия

:
- Ребята, здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие. А для этого нам надо переодеться в настоящих моряков (одеваю бескозырки, морские воротнички) и скорее занимайте свои места на подводной лодке. Включается проектор со слайдами изображением моря - Ребята, посмотрите на картинку. Что на них изображено? (море) - Море какое? (глубокое, сильное, огромное) а еще какое оно? Правильно соленное. Поэтому в море легче учиться плавать, потому что соль выталкивает нас на поверхность, а давайте мы это проверим так ли это.
Эксперимент
Эффект « Моря » Понадобится мелкая соль, большая емкость, сырое яйцо и вода. Заполним посуду до половины водой, аккуратно опустим яйцо в воду – оно утонет и останется лежать на дне. Теперь достанем из воды яйцо, насыпаем порядка 10 чайных ложек соли размешиваем до полного растворения и снова погружаем яйцо в воду. На этот раз яйцо всплывет на поверхность. Наш эксперимент доказал, что в море легко учиться плавать, потому что оно саленное, а соль держит нас на поверхности. А теперь мы с вами будем погружаться в море на нашей подводной лодке.
- Там в глубине, в пучине вод живет большой скат, морская звезда, большая морская черепаха и благородные дельфины, и хищница акула, и необыкновенный осьминог. Я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла в одной семье осьминогов: (картинка семьи осьминогов) Жил осьминог со своей осьминожкой А папа за детишками остался наблюдать И было у них осьминожков немножко Их надо было разбудить, одеть, умыть и накормить Все они были разного цвета: И вывести гулять. Первый зеленый, второй фиолетовый Только мама за порог Третий, как спелая ягода красный Малыши с кроваток скок Словом не дети, а тюбики с краской. Поменяли все цвета Но была у детишек плохая черта, Стали цветом как вода. Они как хотели, меняли цвета Папа деток своих ищет Каждый мог сделаться цвета любого, Папа ползает по днищу От темно красного до голубого. Нет ребят – беда, беда Вот однажды камбала маму в гости позвала, И кругом одна вода. Чтобы с ней на глубине поболтать наедине. Бедный папа загрустил Мама рано поднялась, мама быстро собралась Нет у папы больше сил. - Ребята, папа какой? (грустный, невеселый, расстроенный) - Что случилось у папы осьминога? (он потерял своих ребят) - Давайте поможем папе осьминогу найти своих деток. Поможем? Нам ребята, предстоит раскрасить осьминожков, чтобы папа смог их найти. Наши ручки нам уже много раз помогали. Что мы рисовали при помощи наших ладошек? (рыбку, тюльпан, птичку). А сегодня я покажу вам как ладошками нарисовать осьминожков. Но прежде чем приступить к работе нам надо сделать морскую зарядку. Физминутка. В море быстро мы спустились, Наклонились и умылись, Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно. Две ладошки прижму И по морю поплыву, Две ладошки, друзья, Это лодочка моя. Паруса подниму И по морю поплыву. А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. Молодцы присаживайтесь на свои мета. Перед вами лежат тарелочки с краской у каждого своя краска, покажите мне свою ладошку, а теперь окуните свою ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Теперь этой ладошкой мы ставим печать на листочке. Вытрем как следует ладошки об салфеточку. Перевернем листок пальчиками вниз. Вот такие у нас получились осьминожки! А теперь покажите мне большой пальчик. Этот большой пальчик на палитре окунаем в белую краску и ставим два глаза. Вытираем пальчик об салфеточку. А сейчас погрозите мне своим указательным пальчиком. Вот так! Окуните свой пальчик в краску розовую. Поставим печать вот здесь – это будет носик. А теперь покажите мне самый маленький пальчик на вашей ручке - мизинчек. Окунем его в черную краску и оживим глазки. Поставим печать прямо в белые кружочки. Вот теперь осминожки посмотрели на нас своими глазками. Вот ребята, осминожков мы нашли, ну вот они и очутились дома. (меняю картинку грустного папы на веселого)- Посмотрите ребята, а папа осьминог улыбается. Теперь папа какой? (веселый, счастливый, радостный). А вот и мама вернулась, посмотрела - все в порядке и улыбнулась (выставляю картинку мамы). Тише ребята! Мне кажется папа нам что - то говорит (прислушиваемся), ребята, папа говорит вам большое спасибо за помощь. Ну а теперь нам пора возвращаться на сушу но для этого нам надо выполнить еще одно морское задание нам надо показать обитателей морского дна Игра « Море волнуется, раз » Дети садятся на подводную лодку (на стулья) и появляется картинка суши. А я ребята вам скажу, вы не только настоящие художники, вы еще и молодцы, вы сегодня совершили хороший поступок - помогли папе найти своих деток. Спасибо вам ребята. Муниципальное дошкольное образование учреждение г.о. Балашиха детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»
открытого занятия по нетрадиционной технике рисования

отпечаток ладошкой и рисование пальчиками
средняя группа
Подготовила и провела Воспитатель: Панова К. В. Март 2013 г. На пятом году жизни ребенок активно развивается и растет. Как правило, проявляется стремление к самостоятельности, когда ребенку необходимо делать что-то самому, без помощи взрослого. Также возникает и развивается умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел. Но самое главное, развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная. Наряду с этим идет активное развитие воображения. Тогда как ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтает, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. Поэтому немаловажное значение на данном возрастном этапе следует уделять именно развитию творческих способностей детей, а именно рисованию, потому как в рисуя у ребенка включается мышление, он фантазирует, представляет свои образы и сюжеты. Совершенствуются и технические навыки творческой деятельности. Одной из задач программы обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста по разделу «Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество» является формирование умений и навыков собственной изобразительной, декоративной деятельности, в том числе развитие изобразительно-выразительных умений, освоение изобразительных техник, формирование технических умений. Учитывая тот факт, что планирование включает лишь формирование умения работать кистью, возникает вопрос о внедрении методики рисования нетрадиционными способами в процесс обучения не отходя от программы, то есть в свободное от специально-организованной деятельности время. Нетрадиционные техники рисованияформируют у детей не только технические навыки рисования, но учат создавать их свои неповторимые образы, повышают интерес к рисованию, развивают воображение и творческие способности. Овладение нестандартными способами искусства побуждает детей к творческим поискам, развивает чувство цветовосприятия, композиции. Нетрадиционные техники рисования используют на сегодняшний день все чаще как в дошкольных учреждениях, так и для развития творческих способностей детей в домашних условиях. Все потому, что искусство изображать не основываясь на традиции, выглядит более оригинально и
неординарно. И своеобразные, необычные способы рисования увлекают и восхищают детей, развивая тем самым творческий потенциал каждого ребенка. Поскольку дети отражают свои впечатления об окружающей действительности в изодеятельности, такой вид творчества носит развивающий характер. В современном развитом информационном пространстве можно найти великое множество техник нетрадиционного рисования. Среди них самые распространенные рисование методом тычка, рисование пальчиками, кляксография, набрызг, раздувания краски, оттиск печатками из картофеля и других овощей и фруктов, техника выполнения витражей (клеевые картинки), шаблонография. При выборе той или иной техники для использования в своей работе прежде всего учитывала возрастные возможности детей группы, а также хотелось выбрать самый необычный способ отображения предметов и окружающей среды, оригинальный и неповторяющийся, но в то же время отличающиеся своей простотой и доступностью. Одним из таких способов является, на мой взгляд, рисование манной крупой. Рисованию манной крупой развивает творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов, мелкую моторику пальцев рук, что является актуальным на данном этапе развития ребенка, а также воспитывает аккуратность, эстетичность.
Конспект занятия

Задачи:

Образовательные
: формировать умения рисовать манной крупой; наносить рисунок по всей поверхности, наносить клей, ; 
Развивающие:
развивать творческие способности детей, воображение и восприятие окружающего мира. Развивать мелкую моторику рук, 
Воспитательные:
воспитывать доброе и нежное отношение к домашним животным, воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение ее старательно выполнять.
Предварительная работа:
рассматривание с детьми картинок с изображением кошки. Чтение - С.Маршак «Усатый – полосатый», заучивание потешек про кошку.
Оборудование и материал
: фланелеграф, картинки с изображением кошки, картон белого цвета, клей ПВА, розетки для манной крупы, розетки для клея, гуашь, кисточки для краски, стаканчики, салфетки.
Ход занятия:
Дети заходят садятся на места, здороваются. Воспитатель: Кошка спит ей сняться мыши, не будите! Тише, тише! Пусть поспит и помечтает, пусть во сне мышей гоняет! Мы сегодня с вами будем рисовать, как вы уже догадались….. (на фланелеграфе изображение спящей кошки, заранее выполненной воспитателем как образец). Дети: Кошку! Воспитатель: Правильно, кошку. А кошка животное домашнее или дикое? Почему? Дети: Домашнее, потому что живет дома.
Воспитатель: А давайте попросим тех ребят у которых есть дома кошка, рассказать нам про нее. Как зовут, какая шерстка, какие глазки? Что кошка любит кушать и пить, как играет? Какой у нее характер? Дети рассказывают. Воспитатель: А давайте мы с вами вспомним потешку, которую мы знаем про кошку. Потешки: Как у нашей
кошки
Беленькие ножки, Пятнышками спинка, Мягкая шерстинка! Чёрный хвост пушистый С нитью серебристой! Ходит кошка рядом, Что же кошке надо? -» Мяу, мур! У киски, Нет сметанки в миске!» Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите, а какую мы с вами кошку тогда нарисуем сегодня? Дети отвечают. Воспитатель: Правильно! Кошка у нас будет добрая и ласковая, пушистая, нежная. Но рисовать мы с вами будем не просто краской! А с помощью манной крупы, чтобы кошечка у нас получилась необычная, красивая и пушистая! А как вы думаете,где кошки любят спать? Дети: на диване, на стуле, на окошке. Воспитатель: Мы сегодня с вами нарисуем нашу спящую кошку на окошке! Далее воспитатель объясняет и показывает технику рисования. Наносим клей с помощью кисточек на часть рисунка (на кошку), затем посыпает манную крупу и прижимаем чистым листом, остатки манной крупы стряхиваем. Когда дети все детали рисунка покрыли манной крупой, воспитатель предлагает немного поиграть, пока рисунок подсыхает. Физ. минутка: Игра
«Кот и мыши»
Цель: Учить детей бегать, не задевая друг друга, убегать от ловящего, находить свое место; приучать детей быть осторожными, бегать легко, на носках; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя «Убегаем!»
Ход игры:
Дети хором: Хитрый кот в углу сидит,(на цыпочках подкрадываются медленно к коту) притаился, может спит?! Мыши, мы, вот беда,
убегайте
от кота! Кот просыпается и начинает догонять мышек, дети бегут и прячутся в свой домик. Игру можно повторить два-три раза. Воспитатель: Молодцы! Поиграли! А теперь вернемся на наши места закрасим нашу кошку яркими красками! Дети закрашивают рисунок, выбирая цвета самостоятельно. Во время рисования, воспитатель предлагает детям поиграть отдохнуть и поиграть пальчиками.
Пальчиковая гимнастика

«Про кошку»
Подставляй ладошку, Сжимают пальцы в кулак и разжимают их. Расскажу про кошку. Будем пальчики считать? Поочередно загибают пальчики на руке. Будем пальчики считать! Раз – два – три – четыре - пять! Сжимают пальцы в кулак, разжимают их. Вот - кулак, Ставят на ладонь пальцы, пальцы второй руки. А вот – ладошка. На ладошку села кошка! И крадется потихоньку, «Пробегают» пальчиками по руке до плеча И крадется потихоньку… Видно мышка там живет! Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.
«Коготочки»


У Кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши! Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно играть со второй рукой и двумя руками. Воспитатель подводит итоги занятия. Организует выставку работ детей. Какие вы молодцы!
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе нетрадиционным методом тычком Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура; Задачи: Учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами. Образовательные: формировать умения рисовать гуашью используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида медведя Развивающие: развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Способствовать развитию любознательности. Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе. Воспитывать аккуратность во время работы. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Чтение сказки «Маша и медведь». Материал: альбомный лист с нарисованным контуром медведя; кисточки (жесткая, гуашь, стакан с водой, подставка для кисточки, салфетки). Два образца: на одном контур медведя на другом медведь нарисованный методом тычка. Ход непосредственно образовательной деятельности Загадываю детям загадку:
«Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает». (Медведь) Воспитатель: - Правильно! А как выглядит мишка? Он пушистый, у него четыре лапы, маленький хвостик, а сам он большой. Я сейчас прочитаю сказку «Маша и медведь» Скажите как поступил Мишка с Машей плохо или хорошо! Дети: Плохо, он не пускал Машу домой. Воспитатель: Да Миша не пускал Машу домой, и что сделала Маша? Дети: Она обхитрила его. Воспитатель: Да она его обхитрила, и таким образом попала домой к дедушке и бабушке. Воспитатель: А теперь нам нужно внимательно рассмотреть медведя. Какой формы туловище у медведя? Дети: Туловище – овальное. Воспитатель: А голова? Дети: Круглая. Воспитатель: - А кто знает, как нарисовать пушистого медведя? Каким способом, приёмом будем пользоваться? Дети: Тычком Воспитатель: - Правильно. Тычком. Давайте я вам покажу, как надо рисовать. / Показ / - Тычком сначала по контуру медведя – голова, туловище, хвост, лапы, а затем внутри. Воспитатель: - Вот какой пушистый получился медведь. А что я ещё забыла дорисовать медведю? Дети: Глаза и нос. Воспитатель: - Правильно, глазки и носик. А я их не нарисую, а приклею. Посмотрите, какой замечательный получился медведь! - Запомнили, как рисовать? Надо стараться не выходить за линию контура. - Вы, ребята, постарайтесь, чтоб медвежонок получился красивый и пушистый. /Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь / А теперь садитесь за столы и приступаем рисовать. По мере завершения детьми работ, провожу анализ, отмечая наиболее удавшиеся работы и отмечая ошибки, которые сделали дети.

Конспект организационно-образовательной деятельности с использованием ТРИЗ по рисованию в старшей группе (интегрированный вид)

Тема: «Веточка рябины»

Материал: гуашь жёлтая, красная, оранжевая, кисть №3, подставка под кисть, листы формата А-4, баночка с водой, простой карандаш, гербарии (засушенные листья рябины), салфетка.

Программное содержание:

  1. Закрепить строение дерева рябины, его внешний вид, характерные особенности.
  2. Учить детей передавать характерные особенности ветки рябины: строение веток, листьев, их цвет, оттенки.
  3. Учить детей продумывать расположения рисунка на листе и простым карандашом тонкими линиями наносить эскиз ветки рябины.
  4. Развивать эстетическое восприятие, продолжать упражнять детей в пальчиковом рисовании (пуантилизме), познакомить с приемом рисования – оттиск.
  5. воспитывать аккуратность при рисовании гуашью, умение оценивать свою работу и работу сверстников, а так же желание рисовать в нетрадиционных техниках.

Методы и приемы:

Художественное слово, слайд – шоу, обследование, беседа, вопрос-ответ, объяснение, помощь, анализ работ, похвала.

Ход организационно-образовательной деятельности:

1 часть.

Словно паутинки

Веточки рябинки

Красные – прекрасные

Ягодки атласные

Мы не будем их срывать

Птички любят их клевать.

Ребята, о чем это стихотворение?

0А, хотите, я расскажу вам о рябинке?

Знаете, ли вы, что рябины – дерево до 10 метров высотой?

Плоды рябины – шаровидные ягодообразные, красные, кислые, горьковатые.

Цветёт рябина в мае, начале июня.

Плоды созревают в сентябре.

После заморозков плоды становятся сладкими и вкусными, оставаясь на дереве до глубокой зимы.

В плодах много витамин, рябина используется медицине, а так же в пищевой и кондитерской промышленности.

Хотите попробовать ягодки рябины?

2 часть.

Сегодня мы будем рисовать веточку рябины.

Давайте ешё раз вспомним и скажем, на что похожи ягодки? Листочки?

Обратите внимание на строение веток рябины, как расположены листья? А ягоды? (грозди

Каким цветом ягоды? А листья?

Мы с вами будем рисовать веточку рябины необычно. Сначала веточку и ягоды мы нарисуем простым карандашом, сильно не нажимаем (делаем набросок - эскиз), а листья с помощью оттисков (на высушенный лист рябины наносим краску, прикладываем к бумаге).

Теперь приступаем к рисованию ягод: кончик указательного пальца обмакиваем в красную гуашь, а затем прикоснемся этим пальчиком к бумаге, получаются красивые ягодки рябины.

Начинаем творить…

Теперь когда все готово, пусть ваши рисунки подсохнут, а мы с вами поиграем!

Игра «Чей листик?» Дети делятся на 2 команды. Первой команде выдаются листья рябины, второй листья березы. Картинки с изображением деревьев ложатся в разные части группы. Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка заканчивается, дети делают кружок (каждый возле «своего» дерева).

3 часть.

Молодцы, очень красивые у вас получились веточки рябины! Настоящий «осенний вернисаж»! А какая из работ вам понравилась больше всего? Тебе Серёжа? А тебе Катя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по лепке с детьми 2-3 лет "Кисть рябины"

Конспект занятия по лепке в младшей группе (2-3 года)«Кистьрябины» Задачи: · Закреплять умение раскатывать мелкие шарики круговыми движениями пальце...

Сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Именины у рябины"

Подведение итогов проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в форме развлечения "Именины у рябины"...

Конспект занятия по салфеточной аппликации «Ветка рябины».

Цель: Вызвать у детей радостное настроение от наступившей осени – как самого красивого времени года. Побуждать аккуратности при работе с ножницами. Развивать мелкую моторику рук. Вос...

  • набор гуашевых красок: зелёная, желтая - для веточки, оранжевая и красная - для ягод кисти;

Предварительная работа:

Словарь:

Ход занятия

1. Организационная часть

Воспитатель:

Воспитатель читает письмо:

Воспитатель:

(Тихо звучит музыка)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя его клюют.

(красного).

У этого дерева ещё есть плоды. Красная ягодка - это плод.

Красненькую ягодку

Мне дала рябинка.

Думал я, что сладкую,

А она, как хина.

То ли эта ягодка

Просто не созрела,

То ль рябинка хитрая -

Пошутить хотела.

О чём это стихотворение? (О рябинке). Хина - это дерево, у которой очень горькая кора. Поэт сравнила эти деревья.

Какая ягодка рябины?

2. Практическая часть

Панно у нас вами будет черного цвета, так изображение ягодок и листьев будет ярче. Ягодки рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягодки. Они похожи на маленькие шарики, ярко красного и оранжевого цвета. Ягодки похожи друг на друга, как сестры - близнецы.

Сначала мы нарисуем основу для листочка - черенок - тонкую линию, концом кисти. Сам листик рябинки рисуем - примакиванием (приговаривая «шлёп - шлёп»)

Ну, а чтобы нарисовать ровные и одинаковые кружочки - ягодки, нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так как ягодки у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.

Физминутка «Рябинка»

На холме стоит рябинка, Потягивания - руки вверх.

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете - Вращение туловищем вправо - влево.

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнётся,

Не печалится - смеётся. Наклоны в стороны.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. .

3. Итог занятия

Теперь в нашей группе всегда будет жить частичка Осени, а вашими панно мы украсим группу и выставку детского сада. И с наши рябинками - факелами, нам совсем не будут страшны морозы и метели.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по рисованию нетрадиционными способами Тема: «Ветка рябины» »

Занятие по рисованию

нетрадиционными способами

Тема: «Ветка рябины под моим окном»

Воспитатель средней группы «А»

Маштакова Оксана Анатольевна

БМДОУ Д/С №8 «Сказка».

2010 – 2011 уч. год

Занятие по рисованию

нетрадиционными способами

Тема: «Ветка рябины»

Программное содержание:

    Учить детей рисовать кисть рябины

    Упражнять в технике пальчикового рисования при изображении грозди рябины, а листок приемом ритмичного примакивания ворсом кисти.

    Закрепить представление о соплодиях рябины (кисть, гроздь) и их строении.

    Упражнять в комбинировании различного цвета для изображении ягод.

    Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Материал для занятия:

    альбомный лист в форме овала тонированный черной тушью;

    дополнительный лист размера ½ А4;

    набор гуашевых красок: зелёная, желтая – для веточки, оранжевая и красная – для ягод кисти;

    стаканчик с водой, влажные салфетки, кисть;

    веточка рябины, иллюстрации и педагогические эскизы.

Предварительная работа: наблюдение на участке за рябиной, беседы об осени, чтение стихов о рябине, рассматривание иллюстраций.

Словарь: гроздь рябины, ягода, факел, галдят, хина, примакивания, черенок.

Ход занятия

1. Организационная часть

Воспитатель: Сегодня утром пришел почтальон и принес посылку в наш детский сад. На посылке написан наш адрес: г. Минеральные Воды. Ул. Карла Маркса дом 19, средняя группа «А» Д/с «Сказка».

Ребята посылка предназначена нам с вами. Давайте откроем и посмотрим, что в ней.

(Дети с воспитателем открывают посылку и рассматривают её содержание, находят письмо и гроздь рябины).

Воспитатель читает письмо:

- Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, листья с деревьев все опали, и лес уже не радует нас своим разноцветным нарядом. Наша перелётная стая скоро покинет родные края и отправится в дальнее путешествие. Мы не хотим, чтобы вы грустили и дарим вам кисть рябины, которая будет напоминать вам об золотой осени. Пройдёт зима, наступит весна, и мы снова увидимся. Ваши друзья скворцы!

Воспитатель: Как вы думаете, почему скворцы прислали нам гроздь рябины?

(Ответы детей: потому, что скворцы любят ягодки рябины).

Я знаю стихотворение. Закройте глаза, послушайте, и представьте, как прилетела стайка птиц к дереву. (Тихо звучит музыка)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя его клюют.

А еще у какие деревьев листья горят красным факелом?

(Ответы детей: клен, осина, рябина).

Посмотрите на этот лист рябины, как будто много маленьких листиков на одной веточке сидят. Скажите, какого цвета листик у рябинки? (красного).

У этого дерева ещё есть плоды. Красная ягодка – это плод.

Вот как написала стихотворение поэтесса Ирина Токмакова о ягодке рябинки.

Красненькую ягодку

Мне дала рябинка.

Думал я, что сладкую,

А она, как хина.

То ли эта ягодка

Просто не созрела,

То ль рябинка хитрая –

Пошутить хотела.

О чём это стихотворение? (О рябинке). Хина – это дерево, у которой очень горькая кора. Поэт сравнила эти деревья.

Какая ягодка рябины? (Красная, горькая, кислая, оранжевая).

Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но стоит ударить первым морозцам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины. А хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от разных болезней.

Вот сколько полезного даёт нам дерево рябина.

2. Практическая часть

Воспитатель еще раз предлагает детям рассмотреть ветку рябины и украсить группу красивыми панно с её изображением.

Панно у нас вами будет черного цвета, так изображение ягодок и листьев будет ярче. Ягодки рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягодки. Они похожи на маленькие шарики, ярко красного и оранжевого цвета. Ягодки похожи друг на друга, как сестры – близнецы.

Скажите, каким способом можно изобразить гроздь рябины?

(Ответы детей: ватными палочками, пальчиками, кисточкой).

Можно нарисовать печатками или ватными палочками, или кисточкой, но ровные кружочки не получаться. Поэтому мы будем рисовать пальчиками гроздь рябины, а веточку будем рисовать при помощи кисти.

(Вызываю желающего ребёнка к доске показать, как нужно нарисовать листик рябины)

Сначала мы нарисуем основу для листочка – черенок – тонкую линию, концом кисти. Сам листик рябинки рисуем – примакиванием (приговаривая «шлёп – шлёп») Кисточку опускаем в краску, убираем лишнюю краску и оставляем всем ворсом кисти отпечаток (при этом разворачивая кисточку в одну, другую сторону).

Ну, а чтобы нарисовать ровные и одинаковые кружочки – ягодки, нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так как ягодки у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.

(Вызываю следующего желающего ребёнка, который показывает приём рисования пальчиком).

Перед началом работы проводиться физминутка.

Физминутка «Рябинка»

На холме стоит рябинка, Потягивания – руки вверх.

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете - Вращение туловищем вправо – влево.

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнётся,

Не печалится - смеётся . Наклоны в стороны.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. Дети машут руками, изображая ветер .

После физминутки дети приступают к самостоятельной изодеятельности.

В процессе работы нужно следить за тем, как рисуют дети. Напоминать, чтобы они аккуратно и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой.

3. Итог занятия

Теперь в нашей группе всегда будет жить частичка Осени, а вашими панно мы украсим группу и выставку детского сада. И с наши рябинками – факелами, нам совсем не будут страшны морозы и метели.

Цели:
- Познакомить с техникой рисования фотокопией.
- Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Задачи:
развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время;
воспитание интереса к зимним явлениям природы;
воспитание аккуратности при выполнении.
Оборудование : образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Сообщение темы занятия.
Ребята сегодня тема учебно организационной деятельности «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Ребята какое сейчас время года. Дети отвечают зима
Сейчас зима. Зима - замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же её нам прислал?
Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
Чтение прикреплённой бумажке к посылке
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы её отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло.
Какой это мастер на стекла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. Дети отвечают это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
Введение в тему.
А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети отвечают мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит - плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит - подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю из посылки картинки - с изображением морозных узоров
Что изображено на картинках? Дети отвечают Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студёные
Верно, ребятки есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки - иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Нет.
А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия».
2. Практическая часть.
Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
С чего начинаем рисовать? Дети отвечают рисовать с верхней части, спускаясь вниз.
Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
3. Самостоятельная работа детей.
Оказываю индивидуальную дозированную помощь

4. Подведение итогов
Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены. Но обо всем по порядку.

Нетрадиционное рисование

Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игру или волшебную сказку. Первое время ребенок с удовольствием потом - карандашами и кисточками. Проходит время, и интерес к рисованию теряется.

Чтобы поддерживать в детях желание творить, можно предложить им нетрадиционные техники рисования. В таких случаях рисовать позволено, чем хочется и как хочется.

Но взрослые всегда направляют ребенка в какое-то русло, поэтому могут ему предлагать те или иные виды рисования. Например, кляксография, основой которой является лист бумаги, сложенный пополам и несколько капель краски. Или рисование свечкой, когда сначала на бумагу наносится невидимый узор, а потом ребенок покрывает лист краской. Контуры узора при этом остаются бесцветными. Или рисование ватными палочками.

Пуантилизм

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма.

Пуантилизм - это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Рисование ватными палочками - весьма не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.

Пуантилизм для ребенка

Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.

  1. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета.
  2. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей.
  3. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников: когда мама предлагает нарисовать глазки какому-нибудь животному или людям, а также интересно ватными палочками создавать снег или дождь.
  4. Детям школьного возраста можно предложить создание более сложных работ, например, воспроизвести мозаичную картинку.

Рисование ватными палочками для начинающих

Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.

Для проведения первого занятия потребуется следующий инвентарь:

  • краски для рисования, например, пальчиковые или обычная гуашь, если нет страха, что ребенок потянет краску в рот;
  • бумага;
  • шаблоны с черно-белыми рисунками или тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать;
  • большое количество ватных палочек;
  • палитра.

Пластмассовая палитра пригодится для того, чтобы не давать ребенку в распоряжение целую баночку с краской. Очень часто у детей возникает желание использовать такое обилие материала не по назначению. На палитре же удобно развести водой краски нескольких цветов и рядом с каждой положить свою палочку. После того как все готово, можно начинать рисование ватными палочками картинки на какую-нибудь интересную тему.

Лучше заранее продумать тематику предстоящего занятия, подобрать подходящие стишки или загадки. Не стоит пренебрегать в серединке рисования, потому что малыши от 1 до 3 часто отвлекаются. И им необходима постоянная смена деятельности.

Пуантилизм для дошкольников

В работе с дошкольниками стоит уделить внимание и рассказу о самой технике пуантилизм. Необходимо дать минимальную информацию о том, что рисунок создают при помощи отдельных мазков или точек разных цветов.

Желательно подготовить несколько картин, созданных в технике пуантилизм, показать их ребенку, чтобы вызвать более глубокий интерес.

Важно, что при краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.

При желании в дальнейшем необязательно использовать краски для рисования картин в технике пуантилизм, можно ватные палочки заменить маркерами, ручками или фломастерами.

Возрастные нюансы

В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм - не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат.

  1. Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик.
  2. Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов. Это позволит юным художникам проявить воображение.
  3. А старшие ученики могут попробовать себя в роли художников, создавая целые картины в технике пуантилизма.

Пример одного из занятий - «Веточка рябины»

Рисование рябины ватными палочками - это занятие, которое можно проводить как в группах детского сада, так и с детьми дома. Оно направлено на то, чтобы познакомить детей с новым приемом рисования, а также вызвать у них интерес к природе.

На занятии ребенок научится изображать гроздь рябины в технике пуантилизм.

Для занятия понадобится следующее оснащение:

  • гроздь рябины (картинка или настоящая);
  • краска красного цвета (гуашь или пальчиковые краски);
  • шаблоны с изображением веточки;
  • силуэты снегирей.

Ход занятия.



Конспект ООД в средней группе по рисованию с использованием нетрадиционной техники. "Кисть рябинки"

Конспект может быть полезен воспитателям, родителям для проведения занятий с детьми 3-5 лет

Формировать и расширять представление о дереве рябина, её роли в природе.
Закреплять навыки рисования ватными палочками(тычок).
Использование приёма рисования примакивание ворса кисти.
Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей.
Воспитывать познавательный интерес,любознательность.
Материалы: Гуашь,белый лист бумаги размер А4, салфетка, кисти №2 и №5, непроливайка.
Предварительная работа: Рассматривание дерева рябины в природе, его строение, характерные особенности.
Организационный момент
Воспитатель:
Я по парку гуляла, где заря растёт узнала.
Поглядела вверх - она, сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,на меня они глядят!
Что за чудная картина? Это дерево.....
Дети: - рябина!

Ход деятельности
Рябина известна с давних пор. На Руси считали, что рябина обладает магической силой. Веточки рябины приносили в дом в качестве оберега и защиты от порчи и сглаза.Вешали веточки рябины на входные двери, ворота чтобы злые духи не проникли в жилище.

Воспитатель : На столе лежит поднос с веточкой рябины. Давайте рассмотрим её.
Какие ягоды на ощупь?
Ответы детей.(гладкие, твердые)
Воспитатель: Какой формы?
Ответы детей.(круглой)
Воспитатель : Какого Цвета?
Ответы детей.(красного, оранжевого)
Воспитатель :Сколько ягодок на веточке?
Ответы детей.(много)
Воспитатель: Если на веточке много ягодок, как можно назвать её?
Ответы детей.(гроздь,кисть)
Воспитатель :
Красненькую ягодку мне дала рябина.
Я думала что сладкая, а она как хина.

Дети все ли слова вам знакомы.
Ответы детей.(хина)
Воспитатель: Хина -горькое лекарство. Сок и плоды рябины улучшают зрение, используют в изготовлении лекарств. Ближе к зиме ударят морозы, ягоды станут слаще.

Ягоды не сладость, зато глазу радость.
И лесам украшение, и птицам угощение!


Ребята, ягоды рябины являются пищей птицам суровой зимой, когда всё покрыто большим слоем снега.

Мы познакомились с красивым и полезным деревом рябина.
Давайте с вами сделаем физкультминутку " Рябина"

На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание-руки вверх)
Ей не просто жить на свете-ветер крутит, вертит ветер.
(Вращения туловищем вправо-влево)
Но рябинка только гнётся, не печалится-смеётся.
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
(Машут руками, изображая ветер)

Дети, а хотите нарисовать веточку рябины.
Ответы детей.(да)
Нам потребуется: лист бумаги,краски, ватные палочки, кисточки, непроливайка.


Сначала мы берем тонкую кисточку и коричневой краской проводим прямую или слегка вогнутую линию. От основной ветки рисуем маленькие веточки в стороны.

Затем берём ватные палочки,красной или оранжевой краской делаем тычки на концах веточек.

Берём кисточку побольше, зелёной краской делаем примакивания (парные, одно на конце веточки)

Чтобы немного оживить нашу веточку рябины, возьмём тонкую кисточку и коричневой краской наносим небольшие точки на каждой ягодке.

Вот что получилось у моих деток.


Рефлексия:
Чем сегодня мы занимались?
Что вы сегодня узнали?
Что вам понравилось больше всего?

Тема: «Веточка рябины».

Программное содержание: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками. Закрепить приемы закрашивания кисточкой (упражнять в рисовании гуашью, кистью всем ворсом и концом его). Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных техник, для создания выразительного образа грозди рябины, развивать культурно-гигиенические навыки. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа: Рассматривание дерева рябины во время прогулки, рассматривание иллюстраций, осенних картин; чтение стихов, дидактические и словесные игры.

Материалы и оборудование: Плакаты «Осенний парк», аудиозапись (Чайковский «Осень»), иллюстрация «Птицы на рябине», ватные палочки; красная, оранжевая, коричневая гуашь; кисточки, салфетки, стаканы с водой – на каждого ребенка.

1.Организационный момент. Воспитатель читает стихотворение:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (К. Бальмонт)

О каком времени года говорится в этом стихотворении.

Как вы догадались?

Что происходит осенью?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Назовите первый осенний месяц, второй, третий?

Ребята, а хотите побывать в осеннем парке?

Ребята, закройте глаза, и мы сейчас перенесемся в парк. (Дети закрывают глаза ладонями, звучит музыка, в группе меняется декорация: появляются деревья: ель, береза, рябина, клен…).

Дети открывают глаза (воспитатель одевает осенний венок на голову).

Ребята, кто я? (Осень)

Дети вместе с Осенью (воспитателем) совершают экскурсию по парку.

2.Экскурсия по парку.

Ребята, сейчас мы походим по аллеям осеннего парка, а чтобы узнать какие деревья растут в парке вам нужно будет отгадать загадки.

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

Посмотрите, какие красивые, разноцветные листья у клена?

Белый низ, зеленый верх -

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

Каким цветом листья у березы?

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков - иголки.

Назови деревья! (Елки)

Чем отличается ели от других деревьев?

Ребята, скажите, что это за дерево?

Он и в парке и в лесу, как витязь, вырастает,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Осень: - Ребята! А теперь мы с вами пойдем дальше гулять по аллее. Посмотрите сколько красивых деревьев вокруг, у одних листья жёлтые, у других красные, вот что значит «золотая пора».

Осень: - Ребята, давайте поиграем?

3.Подвижная игра «Осенние листочки». Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья. Дети вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения:

Дует, дует ветер,

Дует-задувает. (Качаются вправо-влево, руки перед собой.)

Желтые листочки

С дерева сдувает! (Машут руками сверху вниз перед собой.)

И летят листочки

Прямо по дорожке, (Кружатся на месте.)

Падают листочки

Прямо нам под ножки! (Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.)

Ребята, посмотрите, какой красивый листопад, сколько разноцветных листьев падает с деревьев!

Давайте их соберем!

Уля, Ариша, Сережа, Семен соберите листочки. Уля – собирает дубовые листья, Ариша – кленовые, Сережа – березовые, Семен - рябиновые.

Молодцы, все листья правильно собрали.

Ребята давайте с вами вспомним, как называются наши листочки.

У березы лист какой?- березовый. У клена лист какой?-...У дуба лист какой?-…У рябины лист какой?-…

4.Рассматривание дерева рябины. Воспитатель загадывает загадку:

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках - горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Осень: - А ещё осенью в парке растет рябина, на ней осенью поспевают ягоды - любимое лакомство снегирей. Зимой в лесу холодно, голодно, а у птичек еда на веточках.

Посмотрите внимательно, какие у неё ягодки дружные, одна возле другой растёт. Ягодок много, они собраны в кисть или гроздь.

Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой)

Ребята, посмотрите, а вот на этом дереве рябины мало ягод.

Как вы думаете почему? (Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине, они осыпались на землю, их съели птицы).

А скоро уже снегири прилетят, а лакомства любимого нет! Давайте поможем снегирям, нарисуем веточку рябины с ягодами?

5.Рассматривание образца: «Веточка рябины».

– Ребята, посмотрите, какие яркие, красочные ветки рябины нам приготовила осень. Ветка рябины состоит из ягод и листьев. Листья имеют продолговатую форму (овальные), ягоды на ветке круглые – красные; крупные и мелкие. Ребята, обратите внимание, что ягоды собраны в соцветие.

6. Показ приемов рисования.

Сегодня мы с вами будем рисовать веточку рябины. Ветку мы будем рисовать коричневой гуашью – кисточкой. Листья у рябиновой веточке нарисуем оранжевой гуашью - кисточкой, а ягоды красной гуашью – ватными палочками.

Опускаем кончик кисти в коричневую гуашь и с нижнего левого угла к верхнему правому углу рисуем основную ветку рябины. Этой же гуашью рисуем маленькие веточки для кистей рябины. На маленьких веточках мы рисуем осенние листочки оранжевой гуашью. Обратите внимания как расположены листья рябины: части листа находятся друг против друга. Чтобы нарисовать ягоды рябины, нам понадобиться ватная палочка. Берем ватную палочку и кончик опускаем в красную гуашь и рисуем ягоды «тычками».

7.Самостоятельная работа детей. Предложить детям нарисовать веточку рябины. Обратить внимание на осанку детей.

8.Пальчиковая гимнастика: «Разотру ладошки сильно…».

9.Анализ работ. Рассматривание работ детей. Обратить внимание на наиболее яркие работы. Похвалить детей.

10.Возвращение в группу.

Осень: - Ребята мне пора возвращаться в свой сказочный лес, а вам, ребята в группу!

Ребята, закрывайте глаза…(звучит музыка, дети закрывают глаза и дети снова оказываются в группе).

Номинация конкурса: Конспект занятия.
Автор: Воспитатель Казакова Елена Вячеславвна.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №398 комбинированного вида» Советского района г. Казани.

Програмное содержание: Воспитывать творческое воображение, интерес к рисованию, аккуратность в работе с акварель, развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, внимание, связную речь, учить отвечать на вопросы полным ответом, развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги, передавать в рисунке характерные особенности рябины,закреплять умение правильно держать кисть, наносить акварель методом примакивания,тычком, активизировать словарь.

Предварительная работа: Картины с изображением различных деревьев, напольный муляж дерева рябины, плоды рябины,чтение стихотворений об осени, деревьях, разгадывание загадок, заучивание стихотворений, беседы, наблюдения за явлениями природы.

Словарная работа: отгадывание загадок, беседа, слушание стихов, вопросы.
Оборудование:

Демонстрационный материал: Картины с изображением различных деревьев, напольный муляж дерева рябины, плоды рябины, музыка.

Раздаточный материал: Акварель, листы бумаги, кисточки, стакан непроливайка, подставки для кисточек, салфетки.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Дети Ребята, посмотрите за окно, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Почему Вы решили, что это осень, а не другое время года?
Дети: Потому что на деревьях желтые и красные, зеленые листочки.
Воспитатель: Хорошо, а листочки только на деревьях
Дети: Еще и на земле много листьев.
Воспитатель: Что произошло с деревьями?
Дети: Листья пожелтели и опали.
Воспитатель: А какие деревья Вы знаете?
Дети: Береза, клен, дуб, липа.
Воспитатель: Отгадайте загадки:
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
Дети: (Береза)Отгадка картинка с рис.

И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем!

Дети: (Дуб) Отгадка картинка с рис.

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Что за дерево?
Дети: (Ответы детей). Правильно, это рябина. Отгадка картинка с рис.
Воспитатель: (стих)
«Рябинушка – красавица,
Стоит в лесу густом,
Красивая и стройная!
В уборе золотом.
Рябинушка – красавица,
Ты очень хороша,
Украсила рябинушку осенняя пора
Воспитатель(Вносит муляж дерева рябины)
Воспитатель: К нам в гости пришла рябина. Давайте внимательно посмотрим, что есть у дерева?
Дети: Ствол, ветки, листья,ягоды.

Воспитатель: Какого цвета ствол? Какого цвета и формы листочки у нашей рябины? А еще, что хорошо видно?
Индивидуальные ответы детей.Ствол коричневый,листочки овальные вытянутые,очень хорошо видны ягоды
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Красного.
Воспитатель: Какой формы? Как расположены
Дети: Круглой,висят.
Воспитатель: Правильно ягоды округлой формы держатся на веточке-кисточке. Предложить детям опустить свою кисть руки вниз пальчиками и посмотреть, как пальчики крепятся к ладошке. Сравнить с кистью рябины
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит рябина?
Дети: Для красоты, а также плодами зимой кормятся птицы.
Воспитатель: Правильно, рябина очень красивое дерево и полезное. Ягодами рябины питаются птицы (а именно синички, скворцы и даже вороны). Любят ягоды и медведи, лоси. Для людей тоже рябина полезна,ягоды и листья рябины обладают целебными свойствами, содержат витамины, убивают микробы, их сушат, варят варенье, добавляют в чай, компот.
Физкультминутка «Рябинка»
На холме стоит рябинка, (Потягивания - руки вверх).
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете - (Вращение туловищем вправо-влево).
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнется,(Наклоны в стороны).
Не печалится - смеется.
Вольный ветер грозно дует (Дети машут руками, изображая ветер).

На рябинку молодую.
Воспитатель:
Летом горька, а в мороз – сладка.
Что это за ягода? (рябина)
Воспитатель: Ребята,рябина просит нас нарисовать, много ягодок, чтобы и птицам и животным и людям хватило ее плодов на всю зиму. Рассмотрим ветку, которую мы сегодня будем рисовать
Объяснение и показ порядка выполнения рисунка на педагогическом эскизе.
1 этап. Проводим карандашом основную ветку по диагонали листа. На ветке будут держаться листья и гроздь рябины.
2 этап. Под углом от ветки в одном направлении сверху и снизу проводим линии, на которых будут листья. Листья не рисуем.
3 этап. От ветки вертикально вниз проводим линию – ветка с ягодами. Ягоды держатся на веточке-кисточке.
Нарисовать кисть рябины. Ягоды не рисуем.
4 этап. Раскрашиваем рисунок. Рисуем ветку, затем листья приемом примакивания всем ворсом кисти, ягоды рисуем методом тычка.
Самостоятельная работа детей. Помощь детям при затруднении. Коррекция осанки.
Итог
Воспитатель: Ребята, с каким мы деревом познакомились?
Дети: С рябиной.
Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу она приносит?
Дети: корм для птиц, животных, полезная для человека.
Воспитатель: Рисунки получились красочные, яркие. Мы обязательно организуем выставку. (Рябина поблагодарила детей за хорошие рисунки, теперь ее плодов хватит всем на всю зиму, и обещала вернуться на следующий год и снова радовать своей красотой) .

Конспект урока по изобразительному искусству:

"Рисование с натуры веточки рябины"

Тип урока: рисование с натуры.

Цели и задачи:

    Образовательные: научить передавать строение, форму, цвет натуры; освоение техники живописи (мазок).

Развивающие: развивать изобразительные навыки, познавательные потребности; упражнять в отгадывании загадок; совершенствовать умения последовательного ведения работы.

    Воспитательные: воспитывать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость, чувство восхищения красотой природы, любовь и бережное отношение к ней.

Художественные материалы: краски акварельные, кисти, бумага, простой карандаш, букет рябины в вазе, ветка рябины с плодами, прикреплённая к доске на белом листе бумаги, иллюстрации, рисунки детей, поэтапное выполнение рисунка ветки рябины, кроссворд, мультимедийная презентация.

План урока.

    Организационный момент (1 мин.)

    Введение в тему урока (5 мин.)

    Беседа по теме урока (10 мин.)

    Физкультминутка (1мин.)

    Работа над заданием (15 мин.)

    Итог урока (3 мин.)

Ход урока.

I. Организационный момент (проверка отсутствующих, готовности к уроку)

Здравствуйте, ребята, садитесь, я вижу, что все вы готовы к уроку, молодцы. А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать кроссворд (кроссворд на доске).

II. Введение в тему урока.

Я буду загадывать загадки, а отгадки вписывать в пустые клетки кроссворда. Слово, которое будет выделено красным цветом и будет темой нашего урока.

Ребята, скажите, какое сейчас время года? Верно. Осень. Вот и загадки будут на осеннюю тему. И так, начнём, будьте внимательны!

Загадки:

    Стоит Антошка на одной ножке.

    Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь гладко, откусишь – сладко.

    Что это за потолок? То он низок, то высок.

То он сер, то беловат, то чуть – чуть голубоват.

А порой такой красивый, кружевной и синий, синий.

    Падают с ветки золотые монетки.

    Падают листочки при тихом ветерочке,

Птички улетают, когда это бывает?

    Крашеное коромысло над рекой повисло.

Молодцы, вы правильно отгадали загадки. Тема нашего урока – РЯБИНА. Мы будем сегодня рисовать с натуры веточку рябины с плодами. Но сначала я вам немного расскажу об этом удивительно красивом русском дереве. Сядьте правильно и послушайте.

III. Беседа по теме урока.

Больше двух месяцев по всей России благоухает цветами рябина. Когда она цветёт, то белые шапки соцветий накрывают вершины деревьев. Кружевная листва и белые цветы привлекают внимание к этому дереву. Светлые ночи летом в народе так и называли: «рябиновые ночи, душистые ночи». Затем вместо белых цветов появляются ягоды, по мере созревания они краснеют и становятся вот такими красными. Яркими, сочными. На вкус они кисловато – горькие. Из них варят варенье, сироп, делают квас, так как плоды рябины очень полезны, потому что в них содержится много витамин.

Каждое время года дарит нам свою неповторимую красоту: весна – первые нежные цветы, лето – буйную зелень и яркое горячее солнце, а осень – плоды.

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья, пожелтевшие, по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Взгляните на веточку рябины, все ягодки собраны в гроздь, кажется, что в каждой спрятан лучик солнца. Рябина – это символ русской красоты. Пламенеющим красным цветом своих плодов она радует глаз человека.

Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане,

И в темноте дрожащий свет не перестанет

Струится от её плодов, мерцать тревожно…

Рябина – русская красавица. Её воспевают поэты, о ней слагают песни.

Рябину очень любят рисовать художники, потому что именно осенью она особенно хороша. А теперь присмотритесь внимательно к ветке рябины (показ на доске).

Вопросы:

Как расположены ягоды? (собраны в кисть, гроздь)

Какой формы ягоды? (круглые, похожи на яблочки, бусинки, раньше девушки в деревнях нанизывали ягоды рябины на нить и носили как украшение)

Какого цвета ягоды? (ярко – красные, пурпурные)

Обратите внимание на листья рябины, как они расположены? (на одном черенке расположено несколько листочков, как у акации)

Какой формы листья? (продолговатой, овальной)

Почему их называют кружевными? (потому что края листьев имеют зубчики, они резные)

Какого цвета листья? (желтые)

Посмотрите на рисунок. На каждой ягодке видно белое место. Это отражается свет. Когда будете рисовать ягоды, то на каждой оставьте белое пятнышко, чтобы показать отражённый свет. Смотрите, с одной стороны краска светлей, а с другой темней, это тень на ягодке, её тоже нужно передать в рисунке.

Этапы выполнения работы:

Ребята, давайте определим последовательность работы при рисовании с натуры (поочерёдный показ этапов рисования веточки рябины).

На первом этапе выполняем набросок простым карандашом, лист располагаем горизонтально, рисунок ветки – посередине листа, от черенка вправо и влево отходят зубчатые продолговатые листья, затем рисуем плодоножку с гроздью ягод, под весом которых она прогнулась. Размер ягод должен быть не слишком мелкий. На втором этапе наносим цвет мазками с одной и с другой стороны ягодки, оставляя белое пятно (показ техники рисования учителем). На третьем этапе прорисовываем зубчики, прожилки на листьях, ставим чёрные точки на ягоды и на один бочок ягод наносим более тёмную краску. Этапы и техника рисования вам понятны? Тогда сделаем небольшую паузу и немного отдохнём.

IV.Физкультминутка

V.Работа над заданием (самостоятельная работа учащихся)

А теперь, ребята, сядьте правильно и приступайте к рисованию. Не нарушайте последовательность рисования и обращайте внимание на натуру, так как ваша веточка должна быть похожа на ту, которая висит на доске. Удачи вам! (индивидуальная работа учителя с учащимися)

VI. Итог урока

(работы вывешиваются на доску)

Ребята, как вы думаете, вы справились с заданием? Есть ли сходство ваших рисунков с натурой? (ответы детей) Я думаю, что у вас всё получилось, вы молодцы! Замечательно передали цвет, форму веточек рябины, как настоящие художники. Ваши ягодки на рисунках отражают солнышко, они яркие, сочные, а листья действительно кружевные, поэтому все получают оценку «отлично».

Полюбуйтесь своими работами, а я закончу урок стихотворением В.Степанова

«Прощание с рябиной»

Тихо рябина листвой шелестит,

Вместе со мною рябина грустит.

Алые кисти, как пламя огня,

Больше в мороз не согреют меня,

Больше не буду я тёплой весной

Песенки петь под рябиной густой.

Время пришло расставаться друзьям,

Только не надо печалиться нам.

В школе начнётся первый урок,

Пришлёт вам рябина осенний листок

Наш урок окончен, всем спасибо за внимание!