Как получают краски? Из чего делают краски? Как делаются краски акварель

Акварель – это художественные краски на основе растительного клея, растворимые водой. Она ложиться тонким полупрозрачным слоем, что является ее особенностью. Впервые акварель была создана в Китае во II веке н.э. Акварелью рисуют на специальной акварельной бумаге, которая отличается от обычной толщиной, плотностью и фактурой, кисти обычно используются мягкие – белка или колонок. Акварель перед нанесением на бумагу разводится водой, после высыхание может храниться достаточно долгое время.

О ЧЁМ СТАТЬЯ?

Состав разных цветов

А вы знаете из чего делают акварельные краски? Для их изготовления используются анилиновые, минеральные и растительные компоненты. Однако анилиновое вещество применяется реже всего, так как оно дает устойчивый насыщенный цвет, пропитывая бумагу насквозь, не размываясь водой, что исключает самую важную особенность акварельных красок – полупрозрачное нанесение.

Одни из самых распространенных компонентов – минеральный. Его преимущество в прочности и дешевизне. Так для изготовления акварели измельченные и замешанные с водой цветовые пигменты соединяются с связующим веществом и полученную массу расфасовывают в тубу, кюветы или прессуют в форму лепешки.

В качестве вещества связующего все компоненты применяют рыбий или вишневый клей, гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин и другие. Самую качественную акварель изготовляют с добавлением гумми-арабики, иногда с примесью леденцового сахара (от 20 до 40%), а также столярным клеем или декстрином в различных пропорциях.

Разные виды минеральных веществ соответствуют конкретному оттенку акварели.

Свинцовые белила с большим количеством примеси тяжелого шпата дают белый цвет. Белоснежный оттенок получается из свинцовых белил высшего сорта – Кремзервейс.

Желтый цвет изготавливают из крона желтого — хромовосвинцовой соли, а также применяется желтый кармин, охра, сернистый кадмий и др. Эти краски различаются по оттенкам от светло-желтого и лимонного до насыщенного оранжевого и охристого. Особенность желтых красок – изменение оттенка на солнечном свете. Если акварель сделана на основе крона следует учесть, что ее нельзя соединять с красками, в составе которых есть сера, т.е. с синими оттенками.

Красные оттенки изготавливаются из Сурика свинцового – минеральной краски, которая имеет ярко-красный цвет, высший сорт — Миньоранж. Готовый оттенок акварели зависит от степени измельчения частиц: чем тоньше, тем ярче получается цвет.

Красный цвет также получают из кармина. Однако его происхождение не минеральное, а животное, что придает такой краски специфическое свойство – нерастворимость в воде.

Оттенки синего изготавливаются из искусственного ультрамарина. Его оттенки колеблется от небесно-голубого до темно-синего. Более светлый цвет получается из минеральных компонентов тонкого разлома.

Также лазурь берлинская голубая является основой синих акварельных красок, ее цвет – темно-синий.

Индиго — темно-синий цвет с медно-красным отливом, может быть, минерального или растительного происхождения.

Зеленые оттенки получают за счет смешивания синих и желтых красок или их изготавливают из крона зеленого, ярь-медянки, киноварь зеленой, хромовой зелени, ультрамарин зеленый и др.

Процесс изготовления

Как делают акварель? Процесс изготовления акварели начинается с подбора нужного оттенка минеральной краски. Выбрать его можно из уже готового сырья или путем смешивания нескольких цветов. Если оттенок слишком насыщенный его ослабевают путем добавления белил.

Наиболее важный момент в производстве – тщательное измельчение минерального сырья. Так как минеральные краски часто не растворяются в воде, а окрашивание происходит за счет прикрепления частиц краски к бумажной поверхности.

  • Первичное минеральное сырье выпускается в кусках или порошке крупного помола.
  • Далее минеральные краски измельчаются в краскотерке, бегунах, шаровых мельницах или каменной ступке, если она изготавливается вручную. Чем мельче полученные частицы, тем выше сорт акварельной краски.
  • Затем полученную массу соединяют со связующим веществом, например, с гумми-арабиком. Так для красного цвета, изготавливающегося из кармина, подходит только раствор леденца, а раствор декстрина применяется для изумрудной зелени и хромового цвета.
  • Количество связующего вещества зависит от минерального сырья, так меньше всего его требуют белый и черный цвет, а больше всего оттенки охры.
  • После соединения минеральной краски с водным раствором связующего вещества получается глинообразное тесто и раскатывается толщиной 5-8 мм, после чего его оставляют сушиться на 12 – 20 часов.
  • Если акварель в дальнейшим будет расфасована в тубу, то помимо связующего вещества добавляется некристаллизующийся жидкий мед или глицерин.
  • В зависимости от формы выпуска жидкая фасуется в банку, полужидкая акварель — в тубу, твердая – в кювет или плитку.
  • Когда акварель достаточно затвердела ее формируют в выбранную форму. Готовая масса нарезается на соответствующие кусочки и приклеивается на плитку столярным или рыбьим клеем.

Второй способ приготовления

Глицерин заливается в реактор с дополнительными связующими элементами. Далее в дежу (специальная чаща) добавляется красящий пигмент, и вся полученная масса определенное время замешивается. Затем тонкой струей заготовка акварели поступает в краскотеручную машину, предназначенную для конкретного цвета, и перетирается. Далее масса поступает в чаны, из которых по специальным шлангам, переливается в фасовочную машину, где цвета фасуют в готовую тару для выпуска на продажу, а затем уже акварель высушивается в течение двух суток.

Пример изготовления синей краски

Минеральную краску берлинской лазури тонко измельчают, соединяют с водой и соляной кислотой, а затем доводят до кипения. После чего краска оседает, лишняя жидкость сливается. В полученную массу добавляют гумми-арабик, клей, который предварительно растворен в воде, и при измеренной температуре нагревают до получения пасты густой консистенции.

Немногие знают о том, что все краски: акварельные, масляные, гуашевые, темперные - изготавливают на одной основе на протяжении тысячелетий.

Наверняка все помнят свои первые акварельные краски - с круглыми цветами и лохматой кисточкой. Медовые. Некоторые пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизывать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед.

Основа всех красок - пигмент и связующее вещество. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной или гуашевой. А пигмент у всех красок один. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. Охрами, красками на основе глины, и сажей расписаны пещеры - первые свидетели труда живописцев, дошедших до наших времен.

Со временем люди стали претворять в краски минералы, камни, глины и химические смеси (окиси, оксиды и так далее). Если вы хотите сегодня увидеть, как работали художники тысячи лет назад, придется заглянуть в мастерскую темперной живописи, к иконописцам. Как и много столетий назад мастера иконного дела перетирают краски вручную. Раздробленный в свинцовой ступке и растертый до состояния пыли малахит даст прозрачный зеленый цвет, пережженные виноградные косточки – черный, ртутный минерал киноварь – одноименный красный цвет, а лазурит – синий. Палитра цвета росла и множилась с развитием живописного искусства.

Сегодня для промышленного производства красок используют минеральные и органические пигменты, добытые из недр матушки-земли или пигменты, полученные искусственным путем. Например, вместо того же ультрамарина из дорогого минерала ляпис-лазури, получают синтетический «ультрамарин».

Темперные краски имеют в своем составе водорастворимую эмульсию. В традиционной иконописи – смесь желтка. В промышленном производстве – казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола). Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но прочнее темперных красок ничего нет. Это - живопись на века.

Самые популярные - акварельные краски - замешивают на основе природного гуммиарабика (растительных смол), с добавлением пластификаторов: меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Кроме того, в акварель обязательно включат антисептик, вроде фенола, поэтому есть ее, все-таки, не стоит. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке.

Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.

Масляные краски замешивают на сохнущих маслах (чаще всего, используя специально обработанное льняное масло), алкидных смолах и сиккативе (растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать). Масляные краски появились в Европе в XV веке, но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета.

Спрессовав льняное масло с пигментом, получают масляные мелки , на основе воска – восковые мелки . Пастель изготавливают также путем прессования, только без применения масла. Современные технологии значительно расширили как линейку красок, так и палитру цвета. Но, по-прежнему, минеральные и органические пигменты составляют основу самых качественных красок.


Привет! Хочу начать статью с вопроса — а вы любите рисовать?) Хоть как, хоть чем, хоть где — не важно! Главное сам процесс. Я люблю рисовать со своей дочкой, хотя пока у нее получаются только закорючки, но сам процесс она любит). Если мы рисуем красками, то сначала застилаем весь пол огромным листом с непромокаемым «дном» и поехали творить. Такой лист нам «подогнали» знакомые, которые работают в полиграфии. Это подложка от больших пленок. Если получится такой и вам добыть, то это находка)) — вашему полу ничто не угрожает!

Такую краску можно использовать для рисования как на улице (на асфальте, например), так и дома на бумаге (желательно плотной), картоне, дереве итд. Рисовать можно кисточками или пальчиками!

Как сделать краски для рисования в домашних условиях

Итак, нам понадобится

  • 0,5 стакана крахмала (или муки) (зависит от количества краски, которое хотим получить. например можно взять чайную чашку)
  • 0,5 стакана воды
  • Пищевая краска (можно взять из набора для окрашивания яиц или приобрести в магазине отдельно)

Также в качестве красителя подойдут и продукты : соки свеклы, моркови, ягод (малина, клубника, вишня), специя куркума (охра).

Можно еще добавить соль (1 ч. л.) и растительное масло (1,5 ст. л). Но у нас и без них получилось отлично!

Приготовление краски:

Соедините воду и крахмал. Смешайте! Разложите смесь по баночкам (например, от детского питания), в каждую добавьте свой колер (краситель). Перемешайте!

Преимущества красок, сделанных своими руками:

  1. Не дорого!
  2. Натуральные, простые ингредиенты!
  3. Можно сделать любое количество.
  4. Безопасно!
  5. Весело!))

Теперь Вы знаете как приготовить краски своими руками! Быстро и просто! Можно приступать к рисованию!

Как сделать пальчиковые краски для рисования

Еще один вариант красок, который легко можно сделать своими руками в домашних условиях, используя простые ингредиенты, которые найдутся у любой хозяйки. Пальчиковые краски в магазине стоят относительно дорого (500 — 700 руб), а хватает их совсем не надолго. Бывает, что и за один раз малыш может израсходовать все баночки с краской в творческом порыве. 🙂 А творческий процесс прерывать ни в коем случае нельзя.

Что понадобится:

Ингредиенты те же, что и для первого варианта, но в другой пропорции

  • Мука пшеничная — 1 стакан
  • Соль — 1 столовая ложка
  • Масло растительное — 1 чайная ложка
  • Вода — 100 мл. (0,5 стакана)
  • Пищевые красители (набор для окраски пасхальных яиц, либо соки из овощей (свекла, морковь) или ягод.

Как делать:

Смешиваем муку, соль и масло смешать венчиком, постепенно добавляя воды. Консистенция будет густой сметаны. Далее разливаем смесь в подготовленные отдельные баночки (можно взять из-под других закончившихся красок или использовать баночки от детского питания). Добавляем в каждую свой краситель и тщательно перемешиваем. Готово. Начинаем рисовать!

Посмотрите, как легко можно сшить фартук своими руками для ребенка, чтобы не испачкал одежду во время рукоделия —

Точно сказать, когда человек впервые воспользовался краской, сейчас уже невозможно. Изначально выбор красок был совсем невелик, ведь нашим далеким предкам приходилось пользоваться лишь тем, что удавалось найти в окружающей природе. Уголь и мел, желтая и красная глина - вот, пожалуй, и вся цветовая палитра древних художников. Нам же в этом плане повезло значительно больше. Огромное количество красок всевозможных цветов и оттенков, сделанных на различной основе, можно найти на прилавках современных магазинов. Поговорим более подробно о том, какие вещества лежат в основе производства всех красок.

Из чего и как получают краски

Несмотря на их большое разнообразие, все краски изготавливаются по одному и тому же принципу. Основу их производства составляет смешивание в определенных пропорциях трех главных компонентов - пигмента, растворителя и связующего вещества.

Основу каждой готовой краски составляет пигмент. Это то вещество, от которого зависит цвет покрытия, получаемого после нанесения краски на окрашиваемую поверхность. Связующими веществами в красках обычно являются клеи растительного или животного происхождения, либо полимерные смолы. Они находятся в красках в эмульгированном или растворенном виде и при высыхании растворителя отвердевают и образуют твердую пленку, прочно удерживающую красящий пигмент.

Растворитель необходим для придания краске жидкой формы, так как в таком виде ее гораздо легче наносить на окрашиваемую поверхность. В качестве такого растворителя используют масло, спирт, ацетон, воду или сложные углеводороды. Каких только красок не делают в наше время: акварель и гуашь, масляные, акриловые, эмалевые краски, краски для волос и краски для ткани - перечислять их виды можно еще очень долго. Расскажем вкратце о том, как делают самые распространенные из них.

Акварельные краски

Акварельные краски производятся главным образом на основе минеральных пигментов с применением в качестве связующего вещества какого-либо растительного клея - декстрина, гуммиарабика, вишневого клея. Иногда их заменяют клеем животного происхождения - рыбьим клеем или желатином. В акварельные краски высшего качества добавляется натуральный мед.

В качестве консерванта всех этих органических веществ в акварельные краски добавляют фенол. Пигмент измельчают до состояния пудры, смешивают его с остальными компонентами, добавляют немного воды и из полученного « теста» формуют брикетики краски, которые после высыхания раскладывают по коробкам.

Масляные краски

Масляные краски получают путем смешивания молотых неорганических пигментов с синтетической или комбинированной олифой. Такие краски подходят для окрашивания металла и дерева. Масляные краски для художников замешивают на очищенном льняном масле, их наносят на загрунтованный холст.

Производство пигментов

Поговорим о том, как получают пигменты, на основе которых и производят все краски. Все пигменты в зависимости от их происхождения можно подразделить на две основные группы - минеральные и биологические, получаемые из живых организмов.

Минеральные пигменты

К минеральным пигментам в первую очередь относятся: титановые и цинковые белила, свинцовый и железный сурик, охра, сажа, умбра, ультрамарин и берлинская лазурь.

  • Титановые белила по своей химической формуле являются диоксидом титана, производятся они из ильменита - природного минерала, содержащего титан.
  • Сажу получают путем неполного сжигания обычного природного газа в специальных горелочных камерах.
  • Железный сурик, он же оксид железа, получают в результате прокаливания солей железа в кислороде.
  • Умбру производят из глины, окрашенной в коричневый цвет солями марганца и железа.
  • Охра - это природный красящий пигмент, в основном состоящий из смеси гидрата окиси железа и глины.

Биологические пигменты

К группе биологических красителей относятся кармин, шафран, индиго и ализарин.

  • Ализарин имеет очень яркий оранжево - красный цвет. Получают его из корней марены красильной.
  • Шафран - краситель оранжевого цвета, производимый из пыльцы цветов шафрана. Из-за его дороговизны шафран используют исключительно в пищевой промышленности, для окрашивания кондитерских изделий.
  • Индиго, пожалуй, самый известный краситель природного происхождения. Сейчас его научились синтезировать искусственным способом, ранее же индиго добывали из листьев индигоферы - растения, произрастающего в Индии. Краска, полученная из индигоферы, использовалась для окраски джинсовой ткани в насыщенный синий цвет.
  • Кармин - это экстракт, получаемый из порошка, приготовленного из высушенных самок кошенили - мелких насекомых, живущих на кактусах. Ранее кармин использовали для окраски шерстяных тканей в красный цвет, теперь его чаще всего применяют в пищевой промышленности.

Дорогие читатели, в данной статье мы расскажем вам о живописи акварелью, ее составе, видах, технике писания и новинках в области рисования данным материалом.

Характеристика живописи с применением акварельных красок

Акварель – это живопись с использованием водорастворимых прозрачных красок.

Ее свойства – это воздушность, легкость, тонкие переходы цвета.

Акварельная техника объединяет в себе черты графики и живописи. У графики акварель взяла ключевую роль бумаги и отсутствие рельефного мазка, у живописи – позаимствовала построение форм и пространства цветом, наличие множественных тонов.

В основном, акварелью рисуют на бумаге. Работая, приходится очень часто ее смачивать водой. Характерный размытый мазок может образоваться только на мокрой бумаге. Существуют разные способы ее смачивания. Бумагу можно натянуть на специальную рамку и затем смочить. Также ее выкладывают на мокрую фланель или на стекло. Степень смачивания непосредственно зависит от требуемого результата. Нередко художники используют и другие способы.

Чтобы вода полностью впиталась в бумагу, рекомендуется оставить маленькие лужицы на ее поверхности. Благодаря этому можно добиться различных эффектов.

Состав акварели

Акварельная краска состоит из красящего связующего пигмента (декстрин и гуммиарабик), пластификатора (инвертированный сахар и глицерин) и различных добавок. Не применив пластификатор, краска быстро становилась бы хрупкой и пересыхала. При помощи добавления антисептирующего вещества – фенола – предотвращается появление плесени. Еще одна чрезвычайно важная добавка, которая вводится для препятствия скатывания краски в капли, – это желчь быка.

Виды акварельных красок

Акварельные краски бывают двух видов: «школьные» и «художественные».

Школьные акварельные краски Профессиональные акварельные краски

Школьные краски значительно уступают художественным краскам по дисперсности, ровному слою, возможности лессировки и стойкости свету. Но самое главное – это уметь ими пользоваться. Настоящий мастер может создать шедевр, используя самые обычные школьные краски.

Новинка: акварельные карандаши

Недавно в продаже появились акварельные карандаши. Рисовать этими карандашами можно двумя способами: сначала раскрашивают необходимый участок, а потом размывают его водой, или же смачивают бумагу и потом рисуют карандашами. Благодаря второму способу можно достичь более насыщенного и яркого цвета.