Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных. Электрогитара, акустическая или классическая: с какой начать учиться? С какой гитары лучше учиться играть

Планируешь учиться играть на гитаре? Пред тобой стоит непростая дилемма. Во-первых, нужно определиться, где и как учиться: брать частные уроки, онлайн или видео курсы и т.д. Но еще важней решить для себя, что именно ты хочешь научиться играть. Все это непростые вопросы. Но мы попробуем разобраться, ведь это может повлиять на твою карьеру в будущем и выбор инструмента в настоящем. Для наглядности я расскажу о том, как сам начинал учиться играть на гитаре.

С раннего детства у меня в голове постоянно крутилась музыка. В какой-то момент я решил взять гитару в руки и попробовать сыграть на ней то, что звучит в голове. Уже тогда авторитетами для меня были Марк Нопфлер (Mark Knopfler, Dire Straits), Джордж Харрисон и Роберт Смит (Robert Smith, The Cure). И у меня было несколько любимых примеров гитарного звучания, например гитара Нопфлера в “Money For Nothing” и грязноватый зафузованный звук как у The Beatles в “Revolution”. И вот я прошу своих родителей купить мне гитару и мой отец говорит мне слова, которые я уже предвидел и которые ввергали меня в бесконечную тоску:

“Для начала можешь попробовать на акустике, и если у тебя пойдет, то через пару лет купим тебе электрогитару”.

Дальше случилось следующее. Дед Мороз принес мне на новый год акустическую гитару с нейлоновыми струнами (видимо, он подслушал тот разговор), и я принялся разучивать все, что мог. Учился я быстро, возможно, даже слишком, потому что легко снимал партии на слух и ленился лишний раз заглянуть в ноты и табы, в результате чего у меня ушли годы на то, чтобы начать играть некоторые песни правильно. Но у меня действительно “пошло”. Однако, кое-что постоянно бесило меня. Все, что я ни играл, звучало совсем не так, как мне хотелось. Я пошел на разного рода ухищрения, чтобы приблизить свое звучание к звуку электрогитар, которые я слышал по телевизору и на записях. Я обнаружил, что звук будет острее, гнусавее и плотнее, если ударять по струнам совсем близко к нижнему порожку. Но все равно он был совсем не такой, как у Ричи Самборы из Bon Jovi на альбоме Slippery When Wet. Я пытался засунуть микрофон внутрь гитары через резонаторное отверстие и подключал его к усилителю (а кто не пробовал?!), но звук получался гулкий и странный и ни разу не такой, как у Гари Мура в “Still Got The Blues”.

Через два года Дед Мороз вернулся с новым подарком. На этот раз он принес мне довольно дешевую электрогитару. И это было круто, по нескольким причинам: во-первых, электрогитара сама по себе выглядит офигенно, а во-вторых, поскольку это была дешевая модель, у нее постоянно что-нибудь отваливалось, благодаря чему в 12 лет я уже многое знал про устройство гитары и научился ее чинить. Удивительным образом для меня этот минус обернулся в большой и жирный плюс. И все же звук моей гитары не был похож на мои любимые записи, но я уже знал про гитары достаточно, чтобы понимать почему: на моем недорогом комбо усилителе было всего две ручки – громкость и тон. Никакого перегруза. Овердрайв и дисторшн это то, что большинство из нас подразумевает, говоря про звук электрогитары. Короче, пришлось ждать своего дня рождения, чтобы получить педаль перегруза. Тогда наконец у меня и появилась возможность играть по-настоящему. И по-настоящему громко.

Спустя много лет, когда я стал преподавать игру на гитаре, меня часто спрашивали и ученики, и их родители: “На чем лучше начинать учиться - на акустике или электрогитаре?” Я всегда отвечал так: “На чем хотите играть в будущем, на том и учитесь”. Акустическая гитара это не трехколесник, с которого потом пересаживаются на взрослый велосипед. Особенно это касается классической гитары с нейлоновыми струнами, где высота и расположение струн а также ширина грифа как день и ночь отличаются от того, с чем тебе придется столкнуться, когда ты “дорастешь” до электрогитары. На акустической гитаре стоит учиться в том случае, если ты изначально планируешь играть на акустике. Только в этом случае ты будешь слышать из под своих пальцев именно те звуки, которые вдохновляют и направляют тебя. Если ты видишь себя в будущем играющим на электрогитаре, с нее и начинай! Так твое реальное звучание будет гораздо ближе к тому представлению, которое есть у тебя в голове.

У меня была одна ученица, которая любила метал, но папа купил ей акустическую гитару с очень высоким положением струн. Что она ни делала, звук все равно не получался таким, как ей хотелось. Другая ученица оказалась в похожей ситуации, но после полугода стабильного прогресса, она купила себе Epiphone Les Paul, после чего ее игра буквально преобразилась – она, например, стала влегкую снимать песни Muse и активно сочинять собственные. Мораль сей басни в том, что если твоя гитара звучит как тот инструмент, который вдохновил тебя на начало обучения, с гораздо большей вероятностью ты будешь развивать свои музыкальные способности, а не разочаруешься и бросишь это дело. А ведь миру так не хватает хороших гитаристов! 

перевод: сайт 



Когда поет душа, ей нужен аккомпанемент. Идеальным инструментом для душевных излияний станет гитара.

Научиться играть на ней можно самостоятельно в домашних условиях. Сколько стоит гитара и, какую лучше купить новичку – читайте далее.

Для обучения не стоит приобретать дорогостоящий инструмент ручной работы.

Обойтись можно вариантом, который остался со времен музицирования дедушки или отца. Многое также зависит от музыкальных предпочтений.

Есть два основных типа гитар, который находятся в доступной ценовой категории и годятся для уроков новичку:

  1. Классика. Имеет привычные пропорции: относительно широкий гриф и широкая дека.

    Практически на всех вариантах натянуты синтетические струны, изготовленные из мягкого нейлона. Универсальный вариант для тех, кто хочет играть на гитаре и классику, и поп-музыку.

  2. Акустический инструмент. В некоторых магазинах можно встретить наименование «вестерн».

    Звук отличается от классической родственницы, также визуально можно отметить пропорциональные отличия: гриф значительно сужен к головке.

    Стоят на инструменте железные струны, предназначена гитара для эстрадных выступлений, подходит в качестве аккомпанирующего инструмента. Чаще всего используют ее для игры медиатором.

Перед тем, как задуматься о покупке, стоит определиться с выбором типа инструмента. Для гитаристов, которые хотят больше заниматься классическим развитием техники, лучше приобретать одноименную подругу.

Выбор, на какой гитаре лучше учиться играть новичку, зависит от следующих факторов:

  • Музыкальные предпочтения. Классика универсальна, на ней можно сыграть и попсу, и музыку эпохи Баха.

    На эстраде нельзя сыграть пассажи, типичные для средневековых менуэтов, но звук больше подходит для эстрадного аккомпанирования певцам.

  • Технические нюансы. К таким можно отнести одну важную особенность – струны и размер грифа.

    Для большой руки будет непривычно учиться прижимать лады на узком грифе, звук будет получаться некачественным.

    Железные струны будут оставлять глубокие следы после занятий, в отличие от мягкой синтетики.

  • Ценовая доступность. За определенную сумму денег классический шестиструнный инструмент можно купить более высокого качества, чем вестерн.

    Акустика будет стоить дороже своей родственницы.

Важно! Выбирать гитару лучше вместе с преподавателем, чтобы он осмотрел инструмент на наличие внешних повреждений и нарушений пропорций.

Сколько стоит простой инструмент для начинающего гитариста и где купить

Приобрести гитару можно в специальных музыкальных магазинах. Такие салоны часто встречаются в крупных торговых центрах.

Также заказать инструмент можно в интернет-магазине. Цена может значительно отличаться, но такая покупка равносильна коту в мешке.

Ознакомиться с ценами и описанием инструментов можно в таблице:

Вид инструмента Описание Средняя стоимость Примечание
Акустика Узкий гриф и широкая, почти без дуги дека. Корпус значительно больше, чем у классики.

Исполнители предпочитают акустические произведения в стиле фолк, блюз или джамбо, которые также можно исполнить на классическом инструменте.

Встречаются модели с вырезом у верхних ладов, чтобы музыканту было проще исполнять сложные пассажи и произведения.

Струны – металлические, лучший звук у моделей фирмы Crafter и Cort

6000 — 20000 рублей Смена железных струн на нейлоновые не нарушит целостность гитары, но звук будет некачественным и тихим.

Также настроить акустику с синтетическими струнами будет практически невозможно. И чем выше на ладах будет исполнено произведение, тем хуже качество звучания

Классическая гитара Предназначена для академических выступлений. Не стоит думать, что на ней можно сыграть лишь произведения 18 века.

В современном гитарном репертуаре есть произведения популярных исполнителей.

На гитаре не меньше 18 ладов, на профессиональных моделях можно встретить и 21-26. Струны – нейлоновые. Популярные недорогие модели – Colombo, Yamaha, Prado

5000 — 15000 рублей Не стоит приобретать модели, которые дешевле 4500 рублей. Такие инструменты не обладают хорошим звучанием.

В интернете часто предлагают новичкам заменить нейлоновые струны на железные, чтобы сменить тембр и громкость звука.

При таких экспериментах гриф может не выдержать и лопнуть, поэтому для классики предназначена только синтетика

Электрогитара Для того, чтобы учиться на таком инструменте кроме самой гитары понадобится множество технических средств: комбоусилитель, специальные процессоры, педали, шнуры и т.д.

Именно от дополнительного набора зависит итоговый звук и возможно использовать электронные приемы. Лучшие фирмы – Cort, Fender, Ibanez

9000 — 25000 рублей Цена рассчитана и за инструмент, и за технические усилители. Лучше переплатить за комбик, чем за гитару.

Качественный усилитель звука придаст звучание даже дешевой деревяшке

Важно! Классическая гитара – универсальный вариант для начинающего музыканта.

Отличие между акустической гитарой и классической

Заметить разницу между акустической и классической гитарой сможет даже непрофессиональный музыкант. Можно визуально оценить размеры обоих вариантов.

Среди основных отличий находятся следующие:

  • Акустика – железные струны, классика – синтетические. Способ крепления также будет отличаться: замысловатые нейлоновые узлы и металлические ограничители.
  • Стоимость. Качественный вестерн стоит дороже, чем классическая модель.
  • Музыкальный репертуар исполнителя. На акустической модели нельзя сыграть большинство классических произведений.
  • Техническое изготовление. Для вестернов используют анкерное крепление грифа (на болтах, которые могут регулировать натяжение грифа), а в классике гриф не отделяется от корпуса.

Важно! При игре на обоих инструментах у ученика появятся мозоли.

Для детей есть классические варианты уменьшенного типа, которые подойдут для обучения в музыкальной школе.

Для взрослого человека, который хочет играть песни у костра, можно приобрести недорогую акустическую гитару.

Полезное видео

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения , которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B»... Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

На какой гитаре лучше учиться играть?

Типичная ситуация: к нам приходит начинающий музыкант, которому советуют купить классическую гитару. В ходе разговора мы понимаем, что человек хочет просто играть на инструменте, при этом не классическую музыку, он хочет играть рок или поп музыку. Когда мы пытаемся играть такую музыку на классической гитаре, то мы слышим совершенно не то, к чему привыкли наши уши, возникает диссонанс, проблема. Часто из-за этого молодые люди теряют интерес к гитаре и забрасывают занятия, может быть, даже не понимая, в чём дело.

Основным аргументом людей, которые советуют начинать заниматься на классической гитаре, является всем известный факт - на классике нейлоновые струны, а значит, их легче зажимать, и пальцы не так страдают от мозолей и сопутствующей боли. Мы с этим не согласны . Практически каждый день мы отстраиваем инструменты для ребят, которые сами не понимают, классика или акустика им нужна.

Что мы делаем?

У нас есть две одинаковые гитары Sigma DM-ST. Одну мы оставим с заводскими настройками, а на второй немного опустим струны.

Изначально гитара имеет на 14-м ладу для 6-й струны расстояние от грифа 2,7 мм, для 1-й - 2,2 мм, что достаточно высоко. Начинающему музыканту на таком инструменте играть будет достаточно затруднительно. Мы опустим струны значительно ниже, для 6-й струны это будет 2 мм, для 1-й - 1,5 мм. По мере того как умение музыканта будет увеличиваться, а звук будет становиться увереннее и мощнее - струны можно будет поднять.

Струны меняем, обычно на акустику ставят 12 струны, мы ставим 11.50 Extra Lite Phosphor Bronze, они будут звучать ярко, и в то же время не будут сильно нагружать пальцы.

Все эти манипуляции - компромисс для новичка. Пока человек не разобрался, что конкретно ему нужно, и какую музыку он хочет играть - он должен взять гитару и начать играть сразу, не думая о том, как у него болят пальцы или мышцы в ладонях. Такая отстройка не придаст инструменту мощности, но зато вы услышите в гитаре именно тот sound, который привыкли слышать.

Такая отстройка подойдёт тем, кто хочет осваивать фингерстайл. Мы сократили расстояние от струн до грифа, и благодаря этому зажимать аккорды очень удобно в любой позиции по всему грифу.

Если вы хотя бы пару раз брали в руки гитару, то взяв такой инструмент, вы почувствуете, что он очень удобный. Достаточно просто положить пальцы на струны, и звук сам пойдёт без лишних усилий. Так мы отстраиваем гитары для новичков, но если вы уже имеете какой-то опыт игры на гитаре, то, скорее всего, такая настройка для вас не подойдёт. Опять же, нужно смотреть на конкретный стиль игры, многие профессионалы, особенно в фингерстайле, используют инструменты с очень маленьким расстоянием от грифа до струн.

Заключение

Если вы сами начинаете играть на гитаре, или кто-то из ваших друзей начинает играть, и вы считаете, что необходимо начинать с классической гитары, а обычно все так и говорят, то мы придерживаемся ровно противоположного мнения. Если вы любится рок или поп - вы слышите внутри себя эту музыку, и она находится именно в акустической гитаре, но никак не в классической.

Приходите к нам, если будет такая необходимость - мы отстроим гитару. Играть будет очень удобно, даже, может быть, более удобно, чем на классической гитаре.

Начинать учиться играть лучше всего на обыкновенной классической гитаре . Ее также часто называют испанской. На ней установлены мягкие нейлоновые струны, что позволит напрягать пальцы гораздо меньше, чем в случае акустической гитары с металлическими струнами. Это является особенно важным на начальном этапе обучения. Но если у тебя уже есть акустическая гитара, то сначала будет немного сложнее. Однако постепенно пальцы привыкнут к новым для них ощущениям, и кожа на подушечках пальцев левой руки станет значительно толще и менее чувствительной.

Выбор гитары – это отдельная большая тема. Пожалуй, лучший совет здесь один – взять с собой в магазин (или к продавцу, если покупаешь по объявлению) знающего, опытного человека. Если есть возможность, то пригласи с собой гитарного мастера или учителя, либо просто опытного гитариста. Лучше заплатить небольшую сумму этому специалисту за помощь в выборе гитары, чем потом разочароваться в неудачной покупке. Есть одно общее правило: чем лучше инструмент – тем приятнее и проще на нем учиться играть, и тем быстрее будет идти музыкальное развитие учащегося. Но так как лучше, далеко не всегда значит дороже, знающий человек при выборе гитары просто необходим.

2. Нужно ли знать ноты?

Изучить и знать нотную грамоту – это, безусловно, огромный плюс для любого хорошего гитариста. Однако это знание вовсе НЕ является обязательным для того, чтобы . Играть и подбирать песни на слух можно хорошо и даже очень хорошо, совершенно не зная нот! К примеру, известный гитарист-виртуоз Пако де Лусия стал изучать нотную грамоту лишь в 44 года. Отсутствие этих знаний ему никак не помешало исполнить и сочинить огромное количество потрясающих по красоте и звучанию гитарных произведений и до этого возраста. Безусловно, знать нотную грамоту – это лучше, чем ее не знать, но научиться играть, причем играть хорошо, можно и без этих знаний. Тем более, что в процессе обучения может наступить момент, когда ты поймешь, что нотная грамота вдруг стала нужна.

3. Как часто нужно заниматься?

Заниматься нужно регулярно. Лучше всего – по утрам. Но если нет такой возможности, можно заниматься и днем, и вечером, желательно в одно и то же время и уделять этому делу не менее часа. Здесь работает простое правило: чем больше занимаешься, тем быстрее достигнешь желаемых результатов. Однако, если в какой-то момент появится чувство сильной усталости или легкой боли в пальцах, занятия необходимо на время прекратить. Даже если это произойдет раньше, чем через час. Лишние травмы, ушибы и растяжения ни к чему. Тренировать левую руку можно с помощью эспандера, но все же лучшая тренировка – это непосредственно игра на гитаре.