Изображения, образы и статуи будды. Какие бывают Будды — воплощения Просветленного

В нашем списке достопримечательностей Таиланда прибавился ещё один пункт, который называется… «Будда сидящий». Или, наоборот, «сидящий Будда» (что, в принципе, один хрен). Он, действительно, сидит, выглядит очень импозантно и возвышается в относительно новом монастыре. Об этом монастыре мы ничего прочесть не смогли. В русской прессе информации о нём практически нет. Из чего мы делаем вывод, что монастырь этот строение относительно новое. Народ попросту ещё не привык к его существованию. Хотя, сказать определённо довольно трудно. Монастырь, тем не менее, выглядит очень успешным.


Очень успешный он по следующим причинам. Во-первых, он сплошь золотой. То есть покрыт золотой краской. Эта краска, конечно, не из чистого золота. Хотя, может и из чистого… Короче, мы не знаем, из какого золота сделана эта краска.

Во-вторых, вся поверхность внутри монастыря забетонирована. Забетонированы даже те дорожки, по которым монахи ходят побриться и помыться. Абсолютно всё забетонировано. Но забетонировано со вкусом… Здесь мы вынуждены признаться, что тайские дела повлияли на наши вкусы. И то, что раньше казалось нам безвкусицей, теперь кажется «вкусицей». В смысле – выглядит очень даже ничего.

Ну, и в-третьих – в храме на момент нашего посещения не было ровным счётом никого. Кроме, понятное дело, самих монахов. А так – пустота и безмятежность. Хотя были мы там вчера – то есть в субботу, между четырьмя и пятью часами вечера.

Вот так мы осваиваем Паттайю… Да, кстати, храм находится недалеко от Третьей улицы. То есть практически на ней – метрах в пятидесяти от движущегося транспорта. И стоит он довольно давно. Мы кое-что заметили – когда осматривали храм. В смысле – монастырь, конечно. Но говорить об этом пока не решаемся. Но всё равно – очень здорово, что мы нашли этот выдающийся золотой храм. Будет время – сходим помедитировать… Если научимся медитировать, конечно. Или молиться. Тут я не очень понимаю (как человек абсолютно неверующий), что и как надо делать, чтобы не рассердить их бога. Но с другой стороны, Будда – это не бог. Это и есть человек. Поэтому ему молиться бесполезно. С ним нужно медитировать.

«Сидящего Будду» мы посетили вчера вечером. Но перед этим доехали до Бички на тук-туке. Сошли с тук-тука возле шестой сойки. И направились по дороге в сторону Второй улицы – по этой самой сойке. И внезапно угодили… в проституцкий район.

Мы очень давно живём в Паттайе. Помнится, в первый год я даже водил людей по «Уокин стрит», рассказывая им о достопримечательностях этой улицы. Потом водить перестал. И сейчас вообще не слежу за тем, что там происходит.

Паттайя для нас сонный городок, который несколько оживает ближе к вечеру – когда начинается торговля. Но в этот раз мы поняли, что наши впечатления обманчивы. Что Паттайя была и остаётся «раем для мужчин». Так это принято называть. И что у властей возникли серьёзные проблемы – раз они намерены искоренить проституцию в Паттайе. Проституцию они, конечно, искоренят. Но как быть с деньгами?

О деньгах мы размышляли всё то время, что продвигались по сойке. В это время в самих барах и ресторанах шестой сойки было очень и очень жарко. Не в смысле – погоды, а в смысле – настроения. Здесь собрались десятки (если не сотни) девушек. Причём, одна страшней другой… В смысле – красивей, конечно. Но мне их небесная красота казалась страшней атомной войны.

Они дружно шумели, призывали народ, окликали мужчин. Некоторые из них кидались на мужиков и целовались с ними. Причём, они делали это без разбору. Но на меня, правда, не кидались. Когда я смотрел на них – они отводили взгляды и замолкали.

Особое впечатление эта улица оказала на Юлю. Она (бедная) шла, потупив взор… Нет, шла нормально. И даже посматривала по сторонам. Но ей было не особенно комфортно. Как, собственно, и мне.

Мы быстро прошли эту сойку. Перешли Вторую улицу. И углубились в другую сойку – уходящую к развилке дороги (рядом с магазином «7-eleven»). Здесь девушек не было. Здесь не было и людей. Одни дома – гостиницы, отели, гестхаузы и апартаменты. И все абсолютно пустые.

Настроено в Паттайе – видимо-невидимо. Жилья столько, что оно стоит, практически, пустым. И в высокий сезон, и в низкий. Но вот незадача – в низкий сезон жильё не сдаётся. Не сдаётся оно и в высокий сезон. Оно вообще никогда не сдаётся. На что живут местные отели?

На что они живут – остаётся для нас великой тайной. Денег нет вообще. Никаких, ни копейки, ни полкопейки. И эти дома некоторое время постоят-постоят, да и сносятся. И на их месте строится новый отель – ещё более роскошный. И снова начинается та же тягомотина. Снова этот отель никому не нужен.

Хотя, в былое время всё было иначе. Во всяком случае – нам так казалось. Был русский человек, были туристы. И спрос на жильё, в принципе, удовлетворялся.

Помнится, раньше мы ходили по населённому району и искали место, где могли бы снять дом или квартирку. И ничего не находили.

Сейчас примерно то же самое. За тем исключением, что домов пустых полно, а квартир – ещё больше. Они тоже не сдаются, но по иным причинам. Их некому сдавать. Просто некому. А так – сдавались бы наверняка за хорошие деньги. Тысяч за пять-шесть (в месяц) – точно. Но нет желающих. Совсем нет.

Между тем – на улице стоит высокий сезон. И желающих посетить Таиланд на удивление много. Люди каждый год приезжают сюда, останавливаются в одних и тех же отелях. Ходят в одни и те же магазины. И не обращают внимание на расстраивающуюся Паттайю.

На неё не обращают внимание и те люди, которые здесь живут. Паттайя строиться. И является средоточием разврата и порока. Но не всегда. Для некоторых людей (например, для нас) Паттайя – обычный город. Проституток мы здесь не встречаем. И видеть их среди местных людей мы не осмеливаемся. Кто мы такие, чтобы считать ту или иную женщину проституткой? Ничего подобного! Это обычные люди, которые вечерами возвращаются со своей работы, готовят еду, кормят своих детей.

Какие проститутки? Кто эти весёлые женщины? И весёлые ли они? Мы не знаем. Ничего не знаем о них. Это – отдельная вселенная. Человечество, живущее свою жизнь, которая находится за гранью наших жизней.

Мы не конфликтуем. Мы не предъявляем им каких-то требований. Мы просто живём рядом с ними. И наблюдаем, как они уживаются со своими пороками.

Следует заметить – хорошо уживаются. Вот, к примеру, одна женщина, подсевшая однажды в наш тук-тук. Она была не одна. С ней было двое детей – мальчик лет семи и десятилетняя девочка. И подруга примерно её же возраста. Самой женщине было… ну, скажем, лет двадцать восемь. Примерно так – если считать, что замуж она вышла очень рано.

Когда эти люди зашли в тук-тук, с девочкой случилась неприятность. Она посмотрела на меня. И… онемела. У неё, буквально, отнялись ноги. И она повалилась на землю.

Её подхватила эта женщина. И, ни слова не говоря, поставила на обе ноги. Девочка разблокировала свою поступь. И еле-еле продвинулась вперёд – в буквальном смысле упав на свободное сиденье.

Я сразу понял, что случилось. Девочка жутко застеснялась меня. Она так застеснялась, что не смогла произнести ни слова. Застеснялся и парень. Но он был ещё маленький, чтобы забыть о своих ногах. Поэтому он взобрался в тук-тук. И сел, отвернувшись от меня.

Впрочем, по дороге он несколько раз оглядывался и подолгу меня рассматривал. Похоже, что его донимал вопрос – как я живу со своей бородой. Как она мне не мешает (если не мешает). И как я борюсь со своими кудрями (если борюсь).

У его сестры реакция была совершенно иная. Она смотрела на меня во все глаза. И когда им пришлось остановить машину и сойти на землю, она радостно взбрыкнула, вскочила со своем места. И с маху вклеилась в перегородку, до которой, кстати, не доставала.

Мы проводили эту группу взглядом. Женщина напоследок мне улыбнулась. Мол, вы же понимаете – дети. Что с них возьмёшь? И я улыбнулся в ответ. Очень красивая женщина. Совершенно деревенская, но красивая. Прямо – настоящая миниатюрная куколка… На взгляд Юли – то же самое. Эти люди для нас недоступны. Они представляют само совершенство – без понимания сути их слов и действий. Нам этого попросту не требуется – понимать их действия. Зачем, если они живут так столетиями и тысячелетиями? Нам надо у них учиться. И – только.

Я вспоминаю эту женщину и её детей с благодарностью. Но совершенно не понимаю – почему я должен считать её проституткой? Где стоит эта проба? Нет её, совершенно нет. Это обычная женщина с обычными заботами. И у её утончённого лица нет и тени сомнения в том, что она зарабатывает чем-то не тем. Всё нормально – считает она. Я зарабатываю не так много, но вполне достаточно для себя и своих детей. Вот так…

А мы вчера прошлись (в очередной раз) по запруженной транспортом улице. Понаблюдали пустые отели. Потом заглянули в храм и осмотрели его. И после этого направились в «Биг-Си Экстра» на Центральной улице.

Здесь мы купили всё, что планировали (между прочим, купили фасоль, которую сегодня пытаемся варить). И из магазина вышли на боковую улицу, чтобы по ней пройтись до Сукхумвита. Здесь, на перекрёстке Северной улицы и Сукхумвита, мы планировали остановить машину и доехать до дома. Очень хороший получается маршрут – если не считать того, что сегодня (то есть вчера) была суббота. И мы могли до дому не доехать.

Ну, не доехать, так не доехать. Тогда дойдём пешком – решили мы. И направились по дороге к Северной улице.

Но всё получилось именно так, как мы и планировали. Мы спокойно дошли до Северной – послушав по пути далёкий гром. Дождя, тем не менее, не было. Но были облака, которые, впрочем, разошлись ближе к вечеру.

Мы дошли до перекрёстка. Пропустили все машины. И перешли Северную улицу. А тут видим – наш тук-тук. Мы в него сели. Точнее – встали, поскольку сесть было негде. Но очень быстро устроились оба на сиденье – поскольку тайцы молодцы, всегда уступают место двум уставшим фарангам. То есть нам.

Он также обладал
32-мя ЧИСТЫМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ВЕЛИКОГО МУЖА.
Наиболее заметная иконографическая черта Будды

УШНИША -
полукруглый выступ на голове, особенность строения черепа, свидетельствующая о чрезвычайной мудрости.
Кроме неё обязательно присутствует

УРНА -
метка между бровями (символ бесконечного движения Солнца),
длинные, до колен, РУКИ,
ПАЛЬЦЫ на руках одной длины и
такие же на ногах,
длинные МОЧКИ ушей, доходящие до плеч.

В странах Юго-Восточной Азии распространены ТРИ основных типа скульптурных изображений основателя учения, вы
и сами заметили и сможете перечислить, итак:), правильно:

СТОЯЩИЙ Будда
СИДЯЩИЙ Будда
ЛЕЖАЩИЙ Будда

Изображения Будды, достигшего нирваны, обычно однотипны:
он лежит на правом боку, голова покоится на правой руке, согнутой в локте, вся фигура олицетворяет мир и покой.
Одну из таких фигур показывают всем туристам, приезжающим на экскурсию в королевский дворец и ближайшие знаменитые храмы Ват Пракео и ват По.В вате По как раз и лежит большой золотой Будда в этой классической позе,
где все его обходят, и кидают монетки в чаши, стоящие по его контуру.


Существует ДВЕ главные позы сидящего Будды.
Поза МАРАВИДЖАЙ -
означает победу Будды над демоном-искусителем Марой. В ней Будда сидит скрестив ноги, правая рука лежит на правом
колене.
Другая поза - САМАДХИ -
соответствует позе лотоса - символ уравновешенности, абсолютного спокойствия и победы разума над чувствами.

Кроме этого, фигуры стоящего и сидящего Будды, как заметили более внимательные любители искусства, различаются
МУДРАМИ - санскр. ЖЕСТ)
символическими положениями рук и пальцев,каждое из которых несет глубокий смысл.

АБХАЯ-МУДРА - жест бесстрашия -
правая рука согнута на уровне груди, ладонь с прямыми и прижатыми пальцами смотрит наружу. Этот жест показывает,
что учение Будды дает защиту, несет мир и устраняет страх.

ВАРАДА-МУДРА - жест благодеяния -
правая и левая рука полуопущена, раскрытая ладонь направлена вниз, что символизирует сострадание и благо.
Сочетание обоих жестов особенно характерно для скульптурных изображений в Таиланде и Лаосе.
Как правило, с таким положением рук изображается стоящий или шагающий Будда.
Например, знаменитый шагающий Будда(14в.) который хранится в Бангкоке в вате Пентямабопхит.

ДХАРМАЧАКРА-МУДРА - жест колеса дхармы -
Будда, уже достигший просветления, изображен во время первой проповеди, когда он раскрыл ученикам дхарму, иначе
говоря, повернул колесо дхармы. Указательный и большой пальцы левой руки Будды соприкасаются, символически изобра-
жая колесо дхармы, три выпрямленных пальца символизируют три драгоценности буддизма - Будду, дхарму и сангху.

ДХЬЯНА-МУДРА - жест медиации -
левая или обе руки покоятся на коленях, ладонях вверх. Жест символизирует медитацию. В искусстве Юго-Восточной Азии
медитирующий Будда иногда изображается под покровом из капюшона многоголового царя змей Муччхилинды.

БХУМИСПАРША - МУДРА - жест касания земли -
один из часто встречающихся в Юго-Восточной Азии образов Будды. Учитель изображен в состоянии глубокого созерцания,
в момент достижения просветления Его левая рука покоится на коленях, ладонь повернута вверх, правая рука опущена
вниз и касается земли - Будда призывает землю в свидетели свершившегося просветления.

Ну вот, теперь и мы кое-что узнали из некоторых поз и жестов, как выяснилось в индуизме их намного больше.
Но мы тут рассматривали изображения Будд в Таиланде.
Зато в следующий раз войдя в храм, внимательно присмотревшись к рукам и пальчикам учителя,
вспомнив этот текст выпустим в пространство красивый звук - - - - - - - - - - - - - - - ВАРАДА-МУДРА!

С санскрита слово «будда» буквально переводится — «пробудившийся». Так называют людей и других разумных существ, которые достигли просветления (бодхи). В их числе и основатель буддизма Сиддхартхи Гаутаму Шакьямуни, который заложил буддийские традиции и достиг бодхи по некоторым данным в 588 году до н.э. Однако он не был ни первым и ни последним Буддой, т.к. за долго до него в мифологии упоминаются многие будды.

Люди поклоняются буддам, как богам, но стоит знать, что будда — это скорее учитель, помогающий другим разумным существам найти свой путь и преодолеть трудности. Часто будды рассматриваются как спасители, которые стремятся привести всех других к пробужденного состоянию, называемому «нирвана». В этом аспекте буддизм отличается от большинства других религиозных учений, т.к. будды не существовали изначально, а появлялись, появляются и будут еще появляться в будущем, исполняя роль живых богов. Как и прочие теистические направления буддизм имеет разные школы и направления, разобраться в которых постороннему наблюдателю довольно сложно. За многие века существования в буддизме накопилось множество противоречий, как и в других религиях.

Будда Сиддхартхи Гаутама Шакьямуни — основатель традиционного буддизма

Традиционный буддизм широко распространился за пределами Индии, где он возник. Гаутама родился в семье раджи, принадлежащего к касте воинов. Отец стремился защитить своего сына от жизненных тягот, однако любознательный и отзывчивый юноша был недоволен своей жизнью, а также печалился о судьбах окружающих людей. В 29 лет он отправился в путешествие, изучал индуизм, йогу, впал в аскетизм и чуть не погиб от истощения. К жизни его вернула чашка риса, сваренная простой девушкой из жертвоприношения индийским богам. Это было нарушением общепринятых законов, однако Гаутама остался жив, и увидев в этом действии знамение, приблизился к своей цели. Вскоре он достиг просветления, сидя в тени дерева, которое с тех пор называют бодхи.

Ответ на все его вопросы был одновременно прост и сложен — источником всех человеческих проблем является желание, точнее стремление воплотить желание. Если объяснять по очень упрощенной модели, то каждый человек хочет достичь своей цели, получить выгоду и превосходство над окружающими. Желания многих людей приходят в противоречие, разжигая страсти. А если кто-то достигает свей цели, то испытывает счастье не долго, т.к. появляются новые желания и все начинается сначала. Получается, что, как исполненные, так и не исполненные желания становятся причинами страданий. А чтобы их прекратить, надо обрести душевный покой и внутреннюю свободу. Пробудившийся под деревом бодхи Будда Гаутама осознал, что ему теперь нет необходимости переживать бесконечные циклы перевоплощений согласно индуизму. Основная заслуга Будда Гаутама Шакьямуни в том, что после достижения просветления он стал помогать другим людям достигать просветления, а не успокоился в ожидания перехода в нирвану.

Гаутама предложил людям средний путь к просветлению, отказавшись от роскоши и аскетизма. Он оставил четыре великих заповеди — о страдании; причине страданий; избавлении от страданий; пути к избавлению, состоящего из восьми ступеней:

  • Правильные взгляды на окружающий мир;
  • Правильное мышление, помогающее оставаться спокойным в любой ситуации;
  • Правильная правдивая речь;
  • Правильное поведение во благо себе и окружающим;
  • Правильный выбор здорового образа жизни;
  • Правильное усилие для сопротивления злу и совершения добрых деяний;
  • Правильное созерцание, помогающее быть наблюдательным и внимательным;
  • Правильная медитация путем концентрации.

Золотой будда

Последователи буддизма по всему миру возвели множество статуй будд. Одним из популярных символов буддизма является статуя Золотого Будды. При этом лишь часть из них действительно изготовлена из золота.

Иногда случаются удивительные открытия, воспринимаемые верующими как чудо. Примером может послужить самая большая в мире статуя Золотого Будды в Таиланде. Трехметровая скульптура отлита из чистого золота и весит 5,5 тонн. Глаза Будды выполнены из жемчуга и тайских сапфиров. До наших дней дошла легенда, что король Рамкамхен, правящий более 700 лет назад решил сохранить золото для потомков, выплавив огромного Золотого Будду. Статуи разместили в храме города Айютайе, бывшей столице государства. В 18 веке во время войны с соседней Бирмой на Золотого Будду срочно наложили слой цемента, чтобы враги не позарились на драгоценный металл. Достоверно неизвестно, по какой причине в следующие века никто так и не вспомнил о спрятанном Золотом Будде. Возможно, все посвященные в тайну монахи погибли. Как бы то ни было, в 1957 году храм было решено перевезти в Бангкок, и при погрузке тяжелая статуя Будды сорвалась и упала. Откололся кусок цемента, и изумленные свидетели узрели яркое сияние, внезапно вырвавшееся из недр поврежденной статуи. Этот случай наглядно демонстрирует, что в каждом человеке под неказистым защитным слоем скрывается истинное сокровище.

Лежащий будда

Другим распространенным символом буддизма является статуя будды в лежащем положении с закрытыми глазами и бесстрастным выражением лица. Иногда такую позу называют — поза лежащего льва. Лежащая статуя символизирует важнейший момент окончания земного пути Будды, когда его душа покидает умирающее тело и переходит в состояние нирваны. Показательно то, что ступни Будды не касаются земли, т.к. он сознательно отвергает все несметные земные богатства, которые для него легко доступны.

Многорукий будда

Многорукий Будда является олицетворением истинного возрожденного человека, который прошел огромный путь развития с достиг единения с божествами. Важно, что благодаря своей обретенной духовности он смог видоизменить собственное тело, сделав его совершенным и приспособленным для одновременного исполнения многих дел.

Будда Майтрея

Поскольку это Будда будущего и признается всеми буддийскими течениями, то изображается в самых разных позах сидящим и стоящим.

С санскрита Майтрея переводится как любящий или доброжелательный. Будда Майтрея — это грядущий учитель человечества, который до поры до времени пребывает в Саду Радости и только готовится к появлению в нашем мире через пять тысяч лет после последнего Будды Шакьямуни. Несмотря на многие противоречия в разных школах буддизма именно Будда Майтрея признается всеми и считается Буддой новой эпохи Сатья-Юги. Интересно, что Майтрея будет одновременно выразителем двух учений — Будды и Христа. При этом на Земле произойдет новое возрождение женщины, поэтому грядущую эпоху именуют Эпохой Матери Мира. Наиболее древние статуи Будды Майтреи сооружены за 350 лет до н.э. в центральной Азии и Гималаях. Удивительно, что мир заранее подготовится к приходу грядущего Будды, в том числе уменьшатся океаны, чтобы Будда их быстрее и легче пересекал, люди постигнут истинную дхарму, прекратятся войны, болезни, голод, религии объединятся и даже отступит сама смерть. В результате человечество окажется в новом мире всеобщей терпимости и любви.

Будда Хотей

Веселый толстяк с большим животом, обязательным мешком и монетами.

Будда Хотей часто называется богом веселья, богатства и счастья. Сохранилась легенда, что в стародавние времена по городам и селам странствовал смелый монах с огромным мешком за плечами. Был он толст и весел, а на вопрос — «что в мешке?», он неизменно отвечал — «там весь мир». Кто-то ошибочно считал, что мешок наполнен несметными богатствами, однако Хотей собирал в мешок все встреченные человеческие несчастья. Он искренне радовался, что освобождает людей от проблем, поэтому был неизменно счастлив и всегда заразительно весел.

Многие люди его уважали за большой живот. В прежние века только обеспеченные люди на востоке могли отрастить себе внушительный живот, а жители южной Азии были убеждены, что душа человека размещается именно в животе. Поэтому считалось, что чем больше живот — тем вольготнее живется в нем душе, следовательно человек более счастлив и могущественнее. Добродушный Хотей позволял людям гладить свой живот, и они от этого становились веселее и богаче. Интересно, что в наше время многие бизнесмены из южно-азиатских стран ежедневно 300 раз поглаживают животик статуэтке Будды Хотея. Для этого можно дома установить статуэтку Хотея лицом к входной двери или всегда носить с собой миниатюрную нэцкэ.

Существует поверье, что статуя Будды Хотей поглощает всю негативную энергию в помещении и даже способна защитить от нашествия летящих звезд, которые предвещают потери и болезни. Чем больше статуэтка, тем лучше она защищает. Чтобы статуя была наиболее эффективной, ее часто красят в золотистый цвет (иногда в белый) и дополняют атрибутами богатства и роскоши. Очень распространены связки из шести древнекитайских монет счастья, каждая из которых имеет свое значение — финансовый достаток, успех в делах, долгая счастливая жизнь, здоровье, семейное благополучие и здоровое потомство. Поза и улыбка у статуи может быть разной. Поглаживая живот Хотея, надо загадать желание и смотреть ему в глаза, отчего будда обязательно поможет, поднимет настроение и заразит своей искренней радостью.

Статуя Лакшми

Статуи женщин, часто держат в руках лотос.

Индийскую богиню Лакшми на Востоке почитают на протяжении многих веков. Ее имя переводится с санскрита как счастье и она олицетворяет бесконечный ряд добродетелей и духовных ценностей, включая красоту, любовь, миролюбие, удачливость, широту ума и тягу к просвещению. Согласно легенде богиня Лакшми появилась в цветке лотоса в незапамятные времена, который плавал на поверхности вод первозданного океана. Богиня никогда не покидает своего Лотоса, при этом часто держит в руках другой Лотос. Народное поверье гласит, что если в доме завелось богатство, то там поселилась Лакшми, а если посыпались несчастья, то богиня покинула жилище. Чтобы привлечь в дом достаток и стать более успешным многие люди на Востоке украшают свои дома изображениями и статуэтками Лакшми, перед которыми медитируют и распевают мантры.

Собаки Фу или Небесные львы Будды

Собачки Фу (Foo Dogs) — это мифические создания, которые нейтрализуют недобрые влияния сверхъестественных сил и разных демонов. Рассматривая статуи, часто можно увидеть шары, с которыми играют собаки. Народное поверье гласит, что размещенные как можно выше над полом у входной двери собаки Фу поддерживают покой и атмосферу гармонии в доме. Если напротив окон располагается что-то тревожное, например, кладбище или больница, то собачки Фу, расставленные на подоконнике предотвращают проникновение плохой энергии через окно. Часто изготавливают статуи собаки Фу со щенком. Такой образ предназначен для привлечения в дом энергии процветания и развития, которые символизирует растущий щенок.

До сих пор не найдено однозначного ответа, почему эти мифические существа называются по разному — Собаки Фу, Небесные Львы Будды или Благоприятствующие львы. Возможно путаница произошла из-за различия значения одних и тех же слов в разных языках. Существует несколько неподтвержденных версий. Согласно одной легенде, Будду в странствиях сопровождала маленькая собачка и когда она чувствовала, что хозяин устал, то превращалась в огромного льва и везла Будду верхом. С тех пор львиный рык олицетворяет появление Будды. Кроме того, «Foo» с китайского может переводиться как «будда», поэтому буквальный перевод Foo Dogs — собаки Будды.

Статуи драконов

Образ дракона традиционно используется во многих мировых культурах, например, в христианстве и у древних викингов, у римлян и у восточных народов. Буддистский дракон отличается тем, что имеет рога, когти и чешую с шипами на хребте. Его хребет довольно длинный, а сам дракон вызывает ассоциации с гибкой змеей, наделенной лапами. Дракона нельзя однозначно отнести к злым или добрым силам — он себе на уме и не подчиняется человеческим законам. Этому дракону присущи характеристики божества и он считается одним из магических животных, которым доступно и небо, и Земля. Дракон олицетворяет мудрость, т.к. он непобедим в споре и глубины его познаний невозможно измерить. Именно поэтому китайские императоры задолго до нашей эры выбрали дракона своим символом. С тех пор трон императора стал называться троном дракона, а его лицо — ликом дракона.

Дракон по мнению его почитателей производит молнию, после молнии приходит дождь, а затем наступает пора плодородия и благоденствия. Такой ассоциативный ряд встречается в древней восточной литературе и в народных преданиях. Даже сейчас в Китае про дождь иносказательно говорят, что земля соединилась с драконом. Это объясняет, почему Дракон играет роль посредника двух миров — земного и небесного, т.к. он дары неба в виде благодатной воды доставляет на Землю. Кроме того, в его обязанности входит держать на своем хребте чертоги богов, не позволяя им упасть на землю.

Яркая и несколько театрализованная архитектура тайских храмов – одна из непременных составляющих очарования страны. Сидящие, возлежащие и стоящие статуи и статуэтки Будды – ещё один её непременный атрибут. Непривычному взгляду избыточность деталей и того, и другого кажется странной, но добавляющей свои штришки в экзотическую атмосферу.

Однако у каждого нюанса здесь есть свой смысл и сакральное значение, и если разобраться хотя бы с самыми поверхностными из них, любоваться на ваты и заполняющие их внутри, а также обступающие снаружи священные изображения основоположника древнейшей из мировых религий станет заметно интереснее.

Зачем тебе такие длинные уши? Или немного о деталях

Каждый, кто любовался статуями Будды – в Индии ли, в Японии, в Тайланде или ещё где-то – наверняка обращал внимание на некоторые своеобразные особенности его анатомии. Длинные мочки ушей, необычная форма головы, удлинённые ступни и кисти рук… Все эти детали неизменны практически для всех изображений Сиддхартхи Гаутамы (так Будду звали до просветления).

Насколько известно, первые изображения основоположника древнейшей из мировых религий появились где-то в первом или втором веках нашей эры – через 500 или 600 лет после смерти Будды. Появились они в Индии, и уже оттуда распространились по другим регионам – по мере того, как буддизм становился всё более популярным. Каждая из особенностей, отличающих статуи, является канонической – эти признаки указывают на величие Гаутамы, и каждая поза, каждый жест имеют своё значение.

Изображение непременно должно иметь 32 основные характеристики и порядка 80 второстепенных – только в этом случае статуя будет достойна занять своё место в храме. Среди таких особенностей – плоские ступни; выступающие пятки; длинные и тонкие пальцы рук и ног (причём все пальцы ног одной длины, да и пальцы рук, кроме большого, тоже); симметрично округлённая грудь; львиные челюсти (и сорок зубов); подобная королевскому тюрбану голова… Между бровями – родинка, поросшая мягкими белыми волосами. На ступнях – изображения колеса о тысяче спиц. Руки гибкие, как хобот слона. Никаких вен, мышц, суставов, прорисованных под кожей. Ну, и так далее.


Самое интересное – это попытаться разобраться, а почему же Будда так сильно отличается от прочих людей? Трактовки на этот счёт существуют самые разные. Например, по одной версии, длина ушей Гаутамы (а они у него достигают плеч) связана с его королевским происхождением – якобы, уши вытянулись в результате ношения тяжёлых драгоценных серёг во времена его праздной и роскошной дворцовой жизни. По другой же, это символ того, что Будда слышит всё, происходящее в мире.

Если развивать последнюю версию дальше, то урна между бровями (родинка – или углубление, изображают по-разному) – это третий глаз, который у Будды, естественно открыт, позволяя ему прозревать буквально всё. Ушниша – возвышение на голове – показывает его глубокую мудрость, а улыбка и выражение лица демонстрируют внутреннюю гармонию, в которой находится познавший путь избавления от страданий и возвращения в нирвану Гаутама.

Впрочем, есть и более оригинальная гипотеза довольно-таки необычной анатомии божества. Согласно ей, скульптуры изображают Будду в полном соответствии с тем, как он выглядел, и каждая статуя может похвастаться абсолютным портретным сходством с оригиналом. А выглядел он так, поскольку относился не к человеческой расе, а к одной из более древних – не то к лемурийцам, не то к атлантам.

Приверженцы этой версии утверждают, что их рост был гораздо выше, чем у пришедших позже людей, что форма век, тел и головы напрямую связана с образом жизни предшественников человечества – они, по преданию, были амфибиями, отсюда и обтекаемые формы, и изогнутые веки, призванные защищать глаза на глубине… Говорят, представители этих рас до сих пор существуют на Земле – кто в загадочной Шамбале, кто в таинственных пещерах с температурой не выше 5?С, где они сидят в состоянии «самадхи» (или «сомати») – готовые в любой момент вернуться к жизни, а пока присматривающие за происходящим вокруг из астрального мира.

Как оно на самом деле, сказать трудно, но статуи Будды, определённо, гораздо интереснее разглядывать, прикидывая, что может значить та или иная деталь и рисуя в воображении те далёкие времена, когда избалованный принц впервые столкнулся со страданием и смертью и отправился искать истину, отказавшись от высокого положения и безмятежной жизни.

Как найти «свою» статую? Или немного об исполнении желаний

Считается, что каждый человек, обращаясь к Будде с просьбой и принося ему дары (букетик орхидей, ароматические палочки, клочок сусального золота), будет с большей вероятностью услышан, если побеседует со статуей того дня недели, в который он был рождён.

Если вы появились на свет в понедельник – ищите стоящего Будду, выставившего ладони перед собой на уровне груди. Это Панг кхам самут – Будда, останавливающий океан (кстати, эти статуэтки характерны в основном именно для Тайланда и редко встречаются в других странах). Считается, что главное предназначение людей понедельника – быть хорошими наставниками и что для них не проблема доступно излагать свои мысли.

Вторнику покровительствует лежащий Будда, он покоится на правом боку, подложив руку под голову. Это статуя Панг сайяат, на ступнях её обычно изображены 108 признаков божества. Люди, родившиеся во вторник, по мнению тайцев, удачливы и везучи, все победы достаются им чрезвычайно легко.

На среду приходится целых две статуи, выбор зависит от того, родились ли вы до обеда или после. В первом случае ваша статуя – Панг ум баат, стоящий Будда с чашей для подаяний в руках. В Тайланде считают, что такие люди вряд ли будут сильно богатыми, их сильная сторона в другом – это умение общаться, смирение и понимание. Для тех, кто появился на свет во второй половине дня, финансовый прогноз более благоприятный, им покровительствует принимающий подношения Будда Панг пха ле лай. Он сидит на западный манер (то есть, на стуле), положив левую ладонь на бедро, а правую – на колено, а перед ним стоят протягивающие дары обезьяна с сотами мёда и слон с водой.


Люди четверга – фантазёры (в хорошем смысле слова), впрочем, воображением их данные не ограничиваются – они также отличаются удачливостью и умением эффективно решать самые сложные задачи. Их статуя – медитирующий в позе лотоса Будда с руками, сложенными чашей на коленях, его называют Панг самати.

Будда пятницы – созерцатель, он стоит, сложив руки напротив груди, правая поверх левой. Его называют «Будда размышления», Панг рам пыонг, и он покровительствует путешественникам, тем, кто постоянно находится в поиске и не боится перемен, – именно этими качествами, как говорят тайцы, наделены родившиеся в пятницу люди.

Вы явились в этот мир в субботу? Ищите Будду, сидящего в позе медитатции на Наге под защитой его семи голов с капюшонами, здесь его называют Панг Наг прок. Вам можно позавидовать – говорят, что рождённым в субботу сопутствует неизменная удача буквально во всём.

Ну, и наконец, воскресенье – ему соответствует статуя Панг тавай наэт, стоящий Будда сложил правую руку поверх левой на уровне бёдер. В этот день рождаются чувствительные, тонкие художественные натуры, наделённые сильной интуицией и чувством прекрасного, именно им и стоит загадывать желания перед размышляющим о сущем Панг тавай наэт.

Как он там оказался? Или немного про статую под землёй

Один из самых известных храмов на Пхукете – это Ват Пра Тонг (Wat Phra Thong), с которым связана мрачноватая легенда. Некогда здесь пас буйвола мальчик, который сначала привязал животное к непонятному штырю, торчавшему из-под земли, а потом, заинтересовавшись происхождением штыря, попытался его выкопать. Ничем хорошим это не закончилось – мальчик в тот же день заболел и умер. Та же печальная участь постигла и буйвола.

Расстроенный отец мальчика, погрузившись в беспокойный сон, увидел своего сына, который указал ему на золотой штырь и объяснил, что это статуя Будды, которую непременно нужно выкопать. Далее следует череда попыток изъять святыню из-под земли, которым препятствуют то шершни с осами, то нашествие муравьёв, то внезапные болезни.

В итоге выход из ситуации подсказал некий монах родом из Суккотая – он предложил попросту возвести храм вокруг частично отрытой скульптуры, не тревожа её больше. Так и появился Ват Пра Тонг. У него есть и второе название – Ват Пра Пуд (Wat Phra Phud), то есть, «храм Будды, торчащего из-под земли». А о самой статуе тайцы отзываются как о Луанг По Пра Тонг (Luang Poh Phra Thong) – «Золотом лике Будды».

Храм открыт с 8.00 до 17.30, посещение бесплатное, но желательно сделать небольшое пожертвование. При храме действует небольшой этнографический музей, в экспозиции которого представлены кинжалы, маски, одежда, предметы культа, старинные книги, китайские вазы и многое другое. Посещение музея также бесплатное, но и здесь приветствуется посильный взнос – деньги пойдут на поддержание и расширение экспозиции.

Ольга Ладыгина

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, какие бывают будды. Мы уже упоминали, что в буддизме нет одного главного бога, т.е. сам Будда может быть выражен в нескольких различных образах и проявлениях. История восточных учений насчитывает свыше трех тысяч воплощений.

Безусловно, рассказать в одной статье о таком количестве божеств мы не сможем, поэтому давайте узнаем о самых почитаемых и известных.

Какие есть бодхисаттвы

В буддизме есть такое понятие, как Адди Будда, или Изначальный Будда. Это символ всех будд и бодхисаттв, олицетворение просветленного ума. В разных школах есть различные Адди Будды. Бодхисаттва означает «просветленный». Например, Гаутама Будда считал себя Бодхисаттвой.

Как же становятся бодхисаттвами? В духовном развитии буддийского учения есть десять ступеней. Достигнув седьмой ступени, можно стать Бодхисаттвой и освободиться от постоянных перерождений. Однако этот факт не означает полного освобождения от кармической зависимости.

Всего можно насчитать восемь Бодхисаттв. Именно они стали последователями Гаутамы и переняли учение Махаяны. Самые важные их них — Авалокитешвара, Манджушри и , что означает милосердие, мудрость, сила всех будд. Эти три бодхисаттвы являются защитниками Шакьямуни.

Авалокитешвара — это воплощения сострадания. Одними из его важнейших атрибутов являются мантра «ом мани падме хум» и веер из хвоста павлина. считается воплощением Авалокитешвары.

Манджушри — это выражение мудрости в Махаяне. Манджушри был соратником Гаутамы Будды.

Ваджрапани — это защитник Будды, он олицетворяет могущество просветленных божеств.

Существуют и женские бодхисаттвы, например, — спасительница женских душ, символизирует сострадание.

Также есть и другие Адди-будды, такие как:

— Самантабхадра и Самантабхадри, супруга Самантабхадра, означает то, что человеческий ум открыт ко всему новому, что его состояние изначально пустое, в том смысле что лишено любых концепций, стереотипов, привязанностей.

— Ваджрадхара, или Держатель Ваджра — абсолютное просветление и знание в Ваджраяне. Ваджра — это мистическое индийское орудие, принадлежащее богу войны Индре; оно символизирует силу и вечность.

— — один из просветленных в Ваджраяне, является символом очищения и чистоты.

— Праджняпарамита — это женский образ Адди Будды в Махаяне, абсолютная мудрость.


— Падмасамбхава, или «рожденный в лотосе» — учитель тантризма, именуемый в тибетском буддизме вторым Буддой. Он сидит в лотосе, в одной руке держа ваджру, а в другой — чашу для сбора подаяний. Сам Шакьянмуни известил своих учеников, что появится в цветке лотоса второй Будда, который будет более просветленным, чем он сам. Так пришел в мир Падмасамбхава.

Мандала Пяти будд

В традиции школы Махаяны существует Мандала Пяти Будд, которая олицетворяет пять моментов Адди-Будды. В этой мандале у каждого есть свое место и предназначение. Например, в Непале изображения этой мандалы можно увидеть в храмах и домах буддистов. Давайте рассмотрим подробнее, как она образуется.

  • В центре ее сидит Вайрочана , или Прославленный. Он является главой всех будд. Он белого цвета, т.к. белый означает абсолют. В Японии Вайрочана очень популярен. Его животное — это лев, который ассоциируется с истиной.
  • Акшобхья , или Просветленный находится на востоке. Его цвет — синий. Он является главой семейства Ваджры. Его эмблема — слон, которой олицетворяет мощь и силу.
  • Ратнасамбхава , или дающий драгоценности, располагается на юге. Он изображается желтого цвета и символизирует исполнение желаний: как материальных, так и нематериальных. Ратнасамбхава — глава семейства Драгоценностей.
  • Амогасиддхи занимает северную сторону. Его тело зеленого цвета, а эмблему представляет двойная ваджра. Он является главой семейства Кармы.
  • Амитабха олицетворяет запад; его цвет — красный. Это самый древний и наиболее чтимый из будд. Его эмблема — лотос и он возглавляет лотосовую семью, в которой есть много известных бодхисаттв, например, Авалокитешвара. Он обозначает духовный рост. Иной формой Амитабхи яляется Амитаюс, или «бесконечная жизнь». Амитабха, как правило, изображен в монашеских одеяниях, а Амитаюс — в роскошных одеждах и держит сосуд долголетия.

Еще одни из почитаемых и значимых буддийских божеств:

Миларепа Шепа Дордже — знаменитый йог, поэт и один из основателей школы Кагью. Его годы жизни 1040 — 1123.

Дже Цонкапа (1357 по 1419) — реформатор буддизма Тибета, который основал школу Гелуг. Гелуг — это самая многочисленная школа тибетского буддизма.Когда Цонкапа был маленьким мальчиком, Шакьямуни предсказал, что он повлияет на распространение учения Дхармы.

Помимо различных аспектов Будды в буддизме существует йидамы, т.е. образы и божества состояния просветления. Йидамы активно используются во время тантрических практик. Одна из главных целей йидамов — защита учения Дхармы.

Существуют разные йидамы: гневные, мирные, мужские, женские, парные. Например, Ваджракилая является главным гневным божеством в тибетском буддизме. Он символизирует устранение препятствий, когда вы идете по направлению к какой-либо цели.


Позы и их значения

Существуют множество изображений и статуэток будды, каждое из которых обозначает определенные вещи.

Один из самых известных видов — Медитирующий Будда. Он сидит в позе лотоса или полулотоса, его руки соединяются ладонями вверх. Является символом обретения гармонии и душевного равновесия.

Защищающий Будда находится в позе лотоса или полулотоса, правая рука развернута наружу и поднята наверх, а левая лежит на колене. Он защищает от страха и негативных эмоций.

Будда просветления сидит в позе лотоса, его правая рука направлена к земле, а левая — ладонью вверх. Этот образ очень популярен в Таиланде.

Смеющийся Будда, или Хотей, является божеством, символизирующим обретение радости и удачи. Рядом с ним часто изображается миска для подаяний. Хотей является талисманом, приносящим богатство.


Заключение

Вот наш рассказ и подходит к своему завершению — сегодня мы с вами попытались разобраться в различных изображениях Будды, а также узнать о самых главных бодхисаттвах.