Игры по мотивам рассказов. Игры для детей по мотивам сказок. «Спрячься от волка»

Предлагаем вашему вниманию подвижные игры и конкурсы для детей, которые можно провести на литературном утреннике по сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Ведь и на таком мероприятии ребятам захочется подвигаться. А то у них от приличного сидения ноги затекут, как у Буратино. Собранные здесь подвижные игры подойдут для помещений и помогут сбросить детям излишек энергии. Но и некоторый интеллектуальный посыл они в себе несут – позволят вспомнить события и персонажей книги.

Подвижные игры рассчитаны на детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Ведь именно они основные читатели этой полной юмора и приключений истории о деревянном человечке с золотым ключиком.

Одеяло папы Карло – подвижная игра-конкурс в помещении для детей 5-10 лет.

Как известно, создатель деревянного человечка столяр Карло был небогат. Да что там небогат, просто беден! И очаг у него был нарисован на куске старого холста, и на ужин была лишь луковка. Конечно, и одеяло было старенькое, все из кусочков. Его приходилось постоянно чинить. Предложите детям помочь папе Карло и «поставит заплатки» на одеяло. Для игры понадобиться оборудование – бумажное «одеяло» с прорезанными в нем дырками и «заплатки», точно подходящие под прорези. Детям предлагают поставить все кусочки на свои места. Эту забаву можно провести просто как физминутку. Тогда нужно лишь сделать так, чтоб на каждого участника было не менее чем по одной «заплатке». А можно устроить конкурс-соревнов ание между двумя командами. Тогда необходимо приготовить два одеяла и соревноваться на скорость.

Кот Базилио – подвижная игра в помещении для детей 7-12 лет

Кот Базилио из сказки носил темные очки и дощечку с надписью «Слепой». Хотя видел он прекрасно! Просто притворялся слепым в надежде разжалобить почтеннейшую публику. Чтобы ему поверили, он ощупывал предметы перед собой палочкой, а глаза покрепче зажмуривал. Предложите детям тоже поупражняться в ощупывание палочкой предметов. Для подвижной игры нужна палка, повязка, табурет и некоторое количество небьющихся предметов. Игроку, пожелавшему пройти испытание имени кота Базилио, завязывают глаза, дают в руки палочку и три раза поворачивают вокруг себя, приговаривая «Крэкс-пэкс-фэкс ». В конце концов, он должен оказаться лицом к табуретке, на которую в это время ставят какой-нибудь предмет. Задача игрока определить, что за предмет перед ним, ощупывая его палочкой. Прикасаться руками и подглядывать нельзя!

Карабас Барабас – подвижная игра в помещении для детей от 5 лет

Если вы помните, Карабас Барабас пытался поймать Буратино и его друзей, но в итоге оказался сам приклеенным к сосне за бороду. Далеко от сосны он отойти не мог. Но в руки ему лучше было не попадаться – до того он был зол.

Для игры прежде всего нужно выбрать водящего-«Караба са». На полу начертите мелом (если это возможно) или другим способом обозначьте круг. Можно взять для этого большой гимнастический обруч. Внутри круга зона Карабаса Барабаса. Дальше он пройти не может – не пускает приклеенная борода. Другой вариант обозначить «границы» — дать в руку водящему «Карабасу» веревку, а второй конец прочно привязать (или просто дать в руки взрослому ведущему). Остальные дети – маленькие человечки, куклы из театра. Они могут дразнить Барабаса, подбираясь как можно ближе к границе его территории. Можно при этом «показывать нос» и распевать песенку-дразнилк у, которую сочинил Пьеро:

«Карабас вы Барабас

Не боимся очень вас!»

Задача «Карабаса» — осалить любого из игроков, не выходя при этом за границы свое территории. А задача всех остальных – не попасться. Кого осалили, занимает место водящего и сам становиться «Карабасом».

Буратино и Мальвина – подвижная игра в помещении для детей от 5 лет.

Это подвижная игра на внимание. Участников в ней может быть очень много! Все дети встают в круг, в затылок друг другу с некоторой дистанцией. Двигаться по кругу можно двумя способами: как Буратино, или как Мальвина. Буратино бегает вприпрыжку и всем показывает «нос» (для малышей достаточно бегать вприпрыжку). Мальвина – девочка хорошо воспитанная, она ходит на цыпочках, маленькими шажками и делает через каждые три шага реверанс. (Для малышей 5-6 лет достаточно ходить на цыпочках). Когда все ребята освоят способы передвижения, взрослый водящий начинает подавать команды: «Мальвина» или «Буратино». В зависимости от команды дети должны двигаться одним из способов. Кто ошибся или «прозевал» выходит из игры.

Если размер помещения не позволяет полноценно двигаться, то можно проводить игру и стоя на месте. Да хоть вообще не отходя от стула. Просто Буратино будет только показывать нос, а Мальвина только делать реверансы. Кто ошибся – выбывает из игры и садиться на стул.

Проходили они еще в мае в Вятке. Зрелище, скажу я вам, было фантастическое. На сказочном шествии мы встретили четырех Василис Прекрасных и трех Кощеев бессмертных.

После шествия начались конкурсы и соревнования. Задумка со сказочными играми для детей показалась мне весьма занятной. Ведь всем детям читали классические сказки, а значит, игра им понятна и интересна. Некоторые, особенно понравившиеся мне игры, я запомнил и делюсь с вами.

Лиса Алиса и кот Базилио

Помните, Алиса была не только хитрая, но и хромая, а Базилио – слепым? Участники этого конкурса должны изобразить этих сказочных персонажей.

Итак, дети встают в пары и соревнуются между собой. В каждой паре один из игроков изображает Лису, другой Базилио: то есть один подгибает ногу (держит ее рукой), а другой закрывает (или ему завязывают) глаза. «Хромой» кладет руку на плечо «слепого» и они направляются к финишной черте. Та пара, которая придет первой считается выигравшей.

Знатоки сказок

По правилам этой игры для детей всех «знатоков» нужно разделить на две команды. У каждой команды есть писатель (если ребята пока плохо пишут, писарем должен стать взрослый).

Ведущий объявляет начало игры. Длится она всего три минуты (ведущий следит за временем по секундомеру). Задача каждой команды - вспомнить как можно больше сказок, в которых участвует какое-нибудь животное. Например, мышь встречается в сказках «Теремок», «Кот в сапогах» и так далее.

Художники

За некоторое время до начала конкурса ведущий выбирает двух сказочных персонажей и для каждого из них заготавливают несколько карточек. На них написаны их части тела героев. Например, персонажи Буратино и Кот в сапогах. На карточках Буратино пишут слова: колпак, нос, глаза, уши, рот, курточка, башмачки, руки, ноги… На карточках Кота в сапогах: шляпа с пером, усы, глаза, рот, шпага, сапоги…

Карточки Буратино перемешиваются между собой и складываются в стопку, то же самое делают и с карточками Кота в Сапогах.

На земле чертят две линии, на расстоянии примерно 30 метров друг от друга. У одной черты кладут большой лист бумаги и карандаши, а рядом стопку с карточками.

Ведущий объявляет каждой команде имя сказочного героя, которого они будут рисовать. По сигналу первый игрок команды от одной черты бежит к другой, берет верхнюю карточку, читает задание (например, усы) и рисует. Затем быстро возвращается обратно к черте, где его ждет команда. Затем в игру вступает второй участник, также бежит к листу бумаги, берет верхнюю карточку и рисует.

Побеждает команда, которая не только быстрее, но и лучше нарисовала своего персонажа.

Сказочники

Имена сказочных персонажей пишут на карточках и раскладывают их на столе, надписью вниз. Участники игры встают рядом. Все они должны будут по очереди рассказать одну общую сказку.

Первый игрок тянет карточку, читает имя «своего» персонажа и начинает рассказывать. Если герой обладает какими-то магическими способностями, игрок должен упомянуть об этом в своей сказке. Через 2-3 минуты (время устанавливает ведущий) в игру вступает второй игрок и так далее.

В конце игры жюри оценивает художественные характеристики каждого сказочного произведения в отдельности и так выявляют победителя. Но, чтобы было не обидно другим участникам, лучше приготовить и утешительные призы.

В этой игре для детей есть классический перечень персонажей, который можно использовать:

1) Красная Шапочка;
2) Василиса Прекрасная;
3) Змей Горыныч;
4) Кот в сапогах;
5) Золотая рыбка;
6) Тридцать три богатыря;
7) Иванушка-дурачок;
8) Царевна-лягушка;
9) Кощей Бессмертный;
10) Снегурочка;
11) Принц;
12) Золушка.

Конкурс стихов

Для этого конкурса понадобятся записи с музыкой из детских мультфильмов. Именно с музыкой без стихов.

Каждый участник должен объявить стихотворение, которое он будет читать. Он начинает - и одновременно включают музыку из мультфильма. Задача каждого дочитать свой стих до конца с выражением и не сбиться.

На самом деле это не просто, в голове волей-неволей начинают звучать слова из песни, а игрок должен держать «генеральную линию» и читать свой стих. Со стороны это выглядит забавно: например, чтение стихотворения «Телефон» Корнея Чуковского под музыку «Голубой вагон».

Угадайка

Предварительно взрослым придется основательно изучить сказки для того, чтобы составить вопросы. Причем для разминки вопросы могут быть легкими, типа «Какого цвета был головной убор у Красной Шапочки?»

Но по мере продолжения игры вопросы должны усложнятся:

  • Из полена какого дерева был сделан Буратино?
  • Назови имена всех гномов из сказки «Белоснежка и семь гномов»
  • В какой телепередаче принимала участие Фрекен Бок?

Эта игра для детей здорово развивает внимательность и память. Но если вы думаете, что вашим малышам будет сложно справиться с ней, то можно игру упростить. Например, до начала игры прочитать детям сказку и потом задать по ней заранее заготовленные вопросы с предложенными вариантами ответов. Например:

  • На чем летал барон Мюнхгаузен?
  • на ковре-самолете
  • на ядре
  • на крыльях

Игроку, который быстрее других ответит на вопрос, присуждают очко. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

Сказка наоборот

Выбирают всеми известную сказку. Задача игроков рассказать ее: первый игрок говорит первое предложение, второй – второе. НО! Сказку нужно рассказать не просто, а наоборот.

Всем известная «Красная Шапочка» будет звучать примерно так:

"Жил-был маленький волчонок со своим папой. Однажды папа послал волчонка в город, навестить дедушку, который не заболел, а решил в очередной, девятый раз жениться. Папа положил в баночку клубнику, отдал Волчонку и отправил его в дорогу…"

Если игрок собьется, назовет героя не его именем, он выбывает из игры.

Начинка для сказки

Игроки или ведущий придумывают две фразы со сказочными героями. Фразы, как и персонажи, не должны быть никак связаны между собой.

Например:

Первая фраза: "По лесной дорожке шел медвежонок Пух"
Последняя фраза: "Шапокляк задрожала от страха и убежала".

Задача игроков - придумать сказку. Что же произошло потом с Пухом, откуда взялась Шапокляк и чего она испугалась. Победителей и проигравших в этой игре нет, зато в ней есть много смеха и веселья. Порой получаются очень забавные истории.

Играем в сказку с детьми дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей ДОУ, может быть интересен также педагогам дополнительного образования.Данные игры могут использоваться родителями в совместных домашних играх с детьми.

Игра с элементами драматизации: сказка для самых маленьких (для работы с подгруппой детей младшего дошкольного возраста)

Цель: учить действиям с театрами разных видов, развивать творческие способности.
Воспитатель:
- Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке (звучит мелодия В. Дашкевича к передаче «В гостях у сказки»).
На лесной полянке жили-были маленькие зверята (воспитатель раскладывает кусочек ткани с изображением цветов, имитирующий цветочную поляну).

Это были зайчонок, медвежонок, лисенок, волчонок и ежонок (раздает детям картинки-фигурки пальчикового театра, они надевают их на средний и указательный пальцы).



Однажды они собрались на полянке все вместе.
Вдруг они увидели необычное животное (надевает на пальцы изображение щенка).


Они испугались и решили его прогнать, и громко затопали ногами. Как они это сделали? (дети «топают» пальцами-ножками зверей).
Но их новый знакомый не испугался. Тогда лесные звери решили испугать его и зарычали. Как они это сделали?(дети рычат).
Но новый знакомый снова не испугался. И громко залаял: гав-гав-гав!
Звери разбежались в разные стороны, но незнакомец так весело завилял хвостом, что звери обрадовались, запрыгали и побежали навстречу новому другу. Как они радовались? (дети выполняют свободные движения с фигурками персонажей).

Звери подружились и все вместе затанцевали под легкую музыку.
Так началась дружба лесных зверей и домашнего щенка, и так закончилась наша маленькая сказка.

Дидактическая игра «Сказочный куб» (для индивидуальной работы или работы с подгруппой из 3-4 человек)

«Сказочный куб» представляет собой со всех сторон оклеенный изображениями сказочных персонажей (или объектов живой природы) куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем.
I вариант организации работы с кубом (младший дошкольный возраст):
Цель: ребенок должен представить себя сказочным персонажем (цветком, бабочкой и др.) и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.

Воспитатель:
- Посмотри внимательно на стороны кубика: кем бы ты хотел сейчас побыть? (Солнышком). Посмотри в зеркальце. Солнышко, какое у тебя настроение? Покажи. Если тебя закроет тучка, какое настроение у тебя будет? Какое настроение у солнышка, когда она встает? А какое, когда садится?..

Представь себя рыбкой. Как рыбка улыбнется своим друзьям? Какой растерянной она станет, когда заблудится среди водорослей? Какой строгой и серьезной она будет, когда станет взрослой?

Побудь немного ёжиком. Как он фыркает носом, когда разгребает сухие листочки в лесу? А как он затихает и прищуривает глаза, когда чувствует опасность?

Хочешь немного побыть клоуном? Кто такой клоун? (Человек, который веселит людей в цирке). Как он смеется? Как он плачет? Какую забавную рожицу он может изобразить, чтобы рассмешить детей в цирке?
(Задания предлагаются воспитателем на выбор, но не более трех в один раз).

II вариант организации работы с кубом (старший дошкольный возраст):
Цель: ребенок должен представить себя сказочным персонажем (цветком, бабочкой и др.) и, по заданию воспитателя говоря от его лица, попытаться передать его настроение, голос.

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какой интересный куб у меня в руках! Он волшебный! С его помощью можно рассказывать сказки, но не простые и хорошо нам знакомые, а новые, придуманные нами.
Для этого нужно посмотреть в зеркальце, представить себя тем сказочным персонажем, который изображен на стороне кубика и придумать, что он может сказать.
Итак, давайте начнем нашу сказку…
Жил-был на свете Зайчик-побегайчик (передает кубик одному из детей). Однажды он заблудился в лесу. Очень испугался и дрожащим голосом сказал: ……..
Испуганного зайчика увидел Медвежонок и решил ему помочь (передает кубик следующему ребенку). Он громко, но вежливо спросил: ……..
Зашуршал прошлогодними листьями ежонок, огляделся по сторонам, зажмурился от яркого солнца и проговорил, тихо и спокойно: ……..
Вы знаете, ребята, что с бедой можно справиться только всем вместе и дружно.
Посоветовались звери и придумали вот что: ……..
Так закончилась эта сказка.


Развивающие игры для детей 6 - 8 лет по сказкам.

Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Дидактические игры рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей, логопедов, учителей начальных классов и родителей.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и педагогам ДОУ и учителям начальных классов.

В данной статье представлены игры со сказками:
-русская народная "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка";
-русская народная "Маша и медведь";
-русская народная "Три медведя";
-русская народная "Волк и семеро козлят";
-русская народная "Волк и лиса";
-русская народная "Морозко";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "По щучьему велению";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "Царевна-лягушка";
-русская народная "Колобок";
-украинская народная "Рукавичка";
-русская народная "Гуси-Лебеди";
-русская народная "Зимовье зверей";
-русская народная "Теремок";
-русская народная "Хаврошечка";
-русская народная "Снегурочка";
-русская народная "Репка";
-русская народная "Сивка-Бурка";
-русская народная "Золотая рыбка; (из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-А.С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях;
-Шарль Перро "Золушка";
-Шарль Перро "Кот в сапогах";
-Г.Х. Андерсен "Огниво";
-Г.Х. Андерсен "Русалочка";

Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
- Развивать умение действовать согласованно.

ИГРА 1. "Чьи слова?"

Задание : «Кто говорит эти слова?»:
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.


«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.


«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.


«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.


«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.


"По щучьему велению, по моему хотению..." - Емеля


"Битый небитого везет" - Лисичка


"Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван- Царевич


"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" - Колобок


"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой." - Ваня (Иван-дурак)


"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка


"Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." - Царица


"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея – волшебница (Крестная)

ИГРА 2. "Растерянные буквы".

Задание : У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово.

*Морозко


*Огниво


*Золушка


*Гуси-Лебеди


*Колобок


*Репка


*Рукавичка


*Снегурочка


*Русалочка


*Хаврошечка

ИГРА 3. «Отгадай сказку».

Задание : Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).


Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).


Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).


Туфелька, бал, Фея (Золушка)


Сапоги, шляпа, кот (Кот в сапогах)


Коза, козлята, волк (Волк и семеро козлят)
Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга (Гуси-Лебеди)


Бык, баран, свинья, гусь (Зимовье зверей)


Дед, бабка, внучка, Жучка (Репка)

Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-погрызуха (Теремок)

Загадки про сказочных героев одни из пожалуй самых популярных среди детей наравне с загадками про животных.
Ведь загадки про сказочных героев интересны не только как развлечение, детям нравится их разгадывать особенно после прочтения сказки.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Семеро козлят

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Снегурочка

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Емеля

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Колобок

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Золушка

С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
Снегурка

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

Дети всегда очень любят играть. Для них игра - некий творческий процесс, который способен выделить их индивидуальные качества: талант, быстроту реакции, умение фантазировать, сноровку. Любая игра может стать еще более интересной, если она построена по сюжетам любимых сказок. Путешествия с Колобком и забавные игры с Незнайкой принесут столько радости!

Игра "Помоги Элли найти дорогу к Изумрудному городу".

Мелками на полу ведущий рисует несколько пересекающихся запутанных линий-тропинок, из которых только одна ведет в Изумрудный город. Сколько тропинок, столько и игроков. Каждый из них старается как можно скорее пройти по запутанной дорожке до конца пути. Только один - победитель, но дети не знают кто, поэтому борьба разгорается жаркая. Следопыту можно вручить приз.
Через сказку ребенок познает основы психологии. Для него Лиса, Заяц, Волк, Поросята ассоциируются с определенными качествами. И чтобы это восприятие закрепилось, можно предложить игру по сказке "Три поросенка".

Игра "Умелый строитель".

В сказке только Наф-Наф построил прочный домик. Он самый умный, трудолюбивый, ответственный. Все детям хочется быть этим поросенком. Три игрока разыгрывают это звание. Заранее приготовлен "строительный материал": бруски разной длины. Участникам нужно схватить одно "бревно", добежать до места "строительства", приладить деталь, а потом бежать за другой. Одновременно две детали брать нельзя. Если что-то падает, нужно вернуться и "отремонтировать". Побеждает тот участник, у которого дом самый прочный и красивый.
Самый популярный сказочный персонаж - Баба Яга. Героиня отрицательная, но дети очень любят ее изображать. С удовольствием исполняют ее роль как девочки, так и мальчики. Поэтому игра "Бабки-ёжки" очень развлечет не только участников, но и болельщиков.

Игра "Бабки-ёжки".

Приготовьте заранее две метлы и кегли. Их можно заменить брусочками. Участников разделите на две команды. Каждый игрок пробегает верхом на метле зигзагом между кеглями, расставленными на расстоянии 2-3 метра одна от другой. В этой игре побеждает та команда, которая пробежит быстрее, сбив меньшее количество кеглей.
Мультипликация помогает детям создать образы сказочных персонажей. Наиболее понравившиеся входят в жизнь ребенка надолго. Воплощение таких персонажей в игре принесет большое удовольствие.

Игра "Кажется дождь начинается...".

Поделите участников на две равные команды. Перед каждой командой на некотором расстоянии поставьте стул и положите вещи: плащ, зонтик и шляпу. По команде ведущего первые участники подбегают к стулу, надевают плащ, шляпу, раскрывают зонтики и кричат: "Кажется дождь начинается!" Остальные игроки проделывают то же самое. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Подберите к каждой игре маленькие награды или сувениры в соответствии с тематикой, и у вас получится замечательный праздник сказок.