Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов. "Литературная игра" по произведениям Н. Н. Носова Тесты по носову

Мишичева Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №2
Населённый пункт: Щёлковский муниципальный район Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная игра - викторина по произведениям Н. Носова
Дата публикации: 09.06.2016
Раздел: начальное образование

Литературная игра - викторина по произведениям Н. Носова
«Мишкина каша» «Живая шляпа» «Заплатка» «На горке» «Огурцы» «Фантазёры»
Цель:
привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.
Задачи:
 расширять читательский кругозор детей;  совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого;  развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива;  воспитывать культуру речевого общения;  прививать интерес к книге. воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход игры:

Слайд 1
– Добрый день, дорогие мальчики и девочки и все, кто пришёл к нам. Мы рады видеть вас. На викторину пришли команды из пяти классов. Поприветствуем друг друга аплодисментами. Команды покажут нам свои знания и умения, веселье и находчивость. Оценивать работу будут члены жюри.
Слайд 2
– Ребята, а вы когда- нибудь океан пробовали переплывать? А акула, случайно, голову вам не откусывала? Ну, хоть на Луне – то вы, надеюсь, были? Нет? Так вы просто не фантазёры! Обратите внимание на выставку. Это книги Николая Николаевича Носова. Пред Носовым снимите шляпу, Ведь это сам Незнайкин папа! И кстати, весёлых рассказов немало, К тому же, ещё для ребят написал он! Люблю я Носова давно. За что? Читать его смешно! Его герои озорные, Весёлые и очень уж смешные.

Слайд 3
Носов – детских книг творец. Ну, какой он молодец Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел. Любимых книг прекрасные страницы Пусть оживут!
Слайд 4
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Он - автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.
Слайд 5
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Он хотел знать все обо всем. Старательно учился и всем интересовался. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына.
Слайд 6
И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка». Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером. Книги Носова с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ:  работать сообща;
 уметь выслушать друг друга;  слушать других не перебивая, внимательно;  уметь распределять обязанности между членами команды;  уметь договориться и помочь друг другу;  за нарушение дисциплины жюри снимает балл. Второй конкурс называется «Потеряшки». (СЛАЙД 10)
Слайд 7, (проверка ответов 8)

КОНКУРС «РАЗМИНКА».
Условия игры: по опорным словам назвать произведение Н.Носова. За каждый верный ответ1 балл. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры») Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша») Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа») Штаны, мама, забор. («Заплатка») Рыбалка, дедушка сторож, ружьё. («Огурцы») Лопата, коньки, ступеньки. («На горке»)
Слайд 9, 10, 11

КОНКУРС

«БЮРО НАХОДОК».
На слайдах предметы, упомянутые в рассказах Н. Носова. Они потерялись и не могут найти свой рассказ. Давайте поможем им. Рассмотрите предметы и скажите, как называются рассказы Носова, из которых они пришли. Верный ответ 1 балла.
Картофель
(«Живая шляпа»)
Кастрюля
(«Мишкина каша»)
Огурцы
(«Огурцы»)
Нитки с иголкой
(«Заплатка»)
Лопата, песок
(«На горке»)
Скамейка
(«Фантазёры»)
Слайд 12, (проверка ответов 13)

КОНКУРС

«ЭПИЗОД»

За каждый верный ответ1 балл.  Назовите произведение и его героев?
1.
«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород….» («Огурцы» – Павлик и Котька.)
2.
«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». («Фантазеры» – Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
3.
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» («На горке» – Котька Чижов)
4.
«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» («Живая шляпа» – Котенок Васька, Вовка, Вадик)
5.
«Сумел порвать, сумей и зашить» («Заплатка» – Бобка)
Слайд 15, 16, 17, (проверка ответов 18, 19, 20)

КОНКУРС «ЧТО ЛИШНЕЕ»
За каждый верный ответ1 балл. Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.
1.
Рыба, удочка, огурцы, помидор. («Огурцы»)
2.
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. («Живая шляпа»)
3.
Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. («Заплатка»)
Слайд 21 (проверка ответов 22, 23)

5. КОНКУРС

«ЭРУДИТ»
За каждый верный ответ1 балл.
1.
Назовите имя и отчество Носова (Николай Николаевич)
2.
Где родился Носов? (Киев)
3.
В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)
4.
Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
5.
Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» доставали воду из колодца. (Ведро, чайник, кружка)

6.
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)
7.
На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
8.
Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)
6. КОНКУРС

«УЗНАЙ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ»
На экране высвечивается иллюстрация из рассказа Н. Носова. Надо назвать произведение. Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир рассказов, созданных Н. Носовым. «Все герои Николая Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру», так сказал С. В. Михалков. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Н. Носова у вас только начались.
Подведение итогов.
Попросим жюри огласить результаты конкурса. Благодарим всех, кто принимал участие в литературной викторине. Советую всем Носова Скорее прочитать, Чтоб добрыми, весёлыми И умными вам стать! Итоговое количество баллов
РАЗМИНКА

БЮРО

НАХОДОК

ЭТИЗОД

ЛИШНЕЕ

ЭРУДИТ

УЗНАЙ ПО

ИЛЛЮСТРАЦ

Цели:

  1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.
  2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  3. Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа)

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурса.

Подготовка. Чтение рассказов “На горке”, “Фантазеры”, “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Огурцы”, “Карасик”, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”

Ход мероприятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –
Будешь в четверо умней. (Книга.)

– Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.

Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаем.

– Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?

– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

Воспитатель: Путешествовать будем группами. У нас есть две команды.

– Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.

Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

1 занятие. “Блиц-вопросы”

  1. Назовите имя и отчество Носова.
  2. Где и когда родился Носов?
  3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
  4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)
  5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
  6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)
  7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
  8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)
  9. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
  10. Кто сочинял из коротышек стихи?
  11. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)
  12. На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)

Входит Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.

– Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Воспитатель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся с нами, смотри и учись, а ребята тебе помогут.

Игра “Попади в цель”

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

2-й конкурс. “Бюро находок”.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (воспитатель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон).

Шляпа – “Живая шляпа”.
Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”
Отвертка, винтики – сказка “Приключения Незнайки и его друзей”
Лопата, песок – “На горке” Огурцы – “Огурцы” Лопата – “На горке”

3 конкурс: “Этизод”.

Назовите произведение и его героев?

  1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
  2. “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток” (“Карасик”, Виталик, Сережа)
  3. “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
  4. “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)
  5. “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.
  6. “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)

Игра “Рыболов”

Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.

Выходит Знайка.

Знайка: “А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл.

Есть “миниатюрные книги”, длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (Показывает).

Есть книги-великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.

Книга-скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

4-й конкурс. “Нарисовать портрет”.

Один член команды рисует на мольберте с закрытыми глазами портрет человечка из Солнечного города.

5-й конкурс. “Что лишнее”

Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. (“Огурцы”)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (“Живая шляпа”)

Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (“Заплатка”)

Милицейский свисток, рыба, кот, конфета. (“Карасик”)

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравятся произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют?

Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

Ведущий:

Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.

Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой.

Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Дети показали хорошие знания, талант.

Литература

  1. Внеклассные мероприятия.. Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л,Н. Яровая. М., ВАКО 2007 г.
  2. Педсовет № 3 1998 г. Мой любимый писатель – Н.Н. Носов.
  3. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста.

Литературное чтение 2 класс.

Тест по сказкам Н.Н.Носова («Затейники», «Живая шляпа», «На горке»),

1.Почему Валя и Петя называли себя «затейниками»?

А. Они всегда затеивали всякие сказки.

Б. Они всегда затеивали всякие игры.

В. Они всегда затеивали всякие концерты.

2. Какую сказку прочитали «Затейники» Валя и Петя?

А. Колобок.

Б. Волк и семеро козлят.

В.Три поросенка.

3.Кто схватил Петю за ногу?

В. Петя это сам придумал, чтобы напугать Валю.

4. Почему шляпа оказалась «живая»?

А. Потому что кот Васька забрался под нее.

Б. Это же сказка - вот и живая.

В. Шляпу кто-то дергал за веревочку.

5. Каким предметом Вадик и Володя не защищались от шляпы?

А. Лыжной палкой.

Б. Кочергой

В. Коньками.

6.В какой квартире жил Котька Чижов?

7.Почему Котька не смог забраться на горку?

А. Он был на коньках.

Б Горка была скользкая.

В. На горке не было ступенек.

8.Котька испортил горку?

А. Сломал ее.

Б. Засыпал песком.

В. Засыпал снегом.

9.В какой сказки использовали одеяло?

А.Затейники.

Б.Живая шляпа.

В. На горке.

Ключ к тесту.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Гаровка-2

Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

«ФАНТАЗЁРЫ И ЗАТЕЙНИКИ

НИКОЛАЯ НОСОВА»

Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова

Подготовила:

педагог-библиотекарь

Бобичева Наталья Николаевна

Уровни образования : высшее педагогическое

Класс(ы): 1- 4 классы

Предмет(ы): библиотечное дело, внеклассная работа, литературное чтение

Тип ресурса : методическая разработка

Краткое описание ресурса : Урок-викторина по произведениям Н.Н. Носова.

ЦЕЛЬ : Повторить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова, способствовать расширению кругозора учащихся.

ЗАДАЧИ : 1. Развитие индивидуальных творческих способностей, речи, умения мыслить.

2. Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ней.

3. Расширить представление о художественной литературе.

4. Привитие интереса к дополнительному чтению.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: Чтение рассказов Н.Носова, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”, подготовка презентации.

ОБОРУДОВАНИЕ : Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурсов, компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА:

Педагог-библиотекарь: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. (Книга.)

Мы отправляемся путешествовать по книгам. Книгам писателя, который больше всех писал про обыкновен ных ребят, таких как вы. Кажется, что герои его рассказов - мальчики Коля и Миша, Коська и другие - живут в соседних квартирах и вместе с вами гуляют во дворе, настолько они родные и близкие нам. О них пи сал советский детский писатель Николай Николаевич Носов.

23 ноября этому замечательному писателю исполнилось бы 110 лет. (Слайд 1)

Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова, которые есть у нас в школьной библиотеке.

Книги Николая Николаевича Носова до сих пор относятся к числу самых часто переводимых русских произведений на другие языки. Потому что его произведения излучают любовь к детям, они воплощают реальные обычные картины бытия, которые одухотворены любовью лю дей к детям, наполнены атмосферой доброжелательности, покоя и уверен ности взрослых в завтрашнем дне своих детей. (Слайд 2)

Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.

Рассказ о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Почти 20 лет он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Начало его писательской биографии было необычным: подрастал сын, и Носов сочинял для него и его товарищей небольшие забавные рассказы.

В 1938 году в журнале «Мурзилка» был опубликован его первый рассказ – «Затейники». В 1945 году вышел уже сборник рассказов под названием «Тук – тук-тук», а в 1947 году появился сборник «Ступеньки». Отдельные рассказы и дальше один за другим публиковались в журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник», в газете «Пионерская правда».

Истории Николая Носова завоевали огромную популярность среди читателей.

Герои рассказов писателя обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: строят инкубатор, разводят пчел, работают на огороде, ездят в лес за елкой или варят кашу. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело. (Слайд 4)

Лучшая повесть Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» была опубликована в 1951 году в журнале «Новый мир». Рассказывая о том, как два четвероклассника из отстающих учеников стали отличниками, писатель и не думает давать рецептов хорошей учебы.

В 1954 году вышла повесть «Приключения Незнайки и его друзей». (Слайд 6).

Герои ее – забавные сказочные человечки, «коротышки», ростом с небольшой огурец, но в общем очень напоминающие обыкновенных мальчишек и девчонок. При чтении сказки Носова остается впечатление великолепной, яркой, полной выдумки игры, в которую вместе с детьми играет умный наставник.

В последние годы жизни Николай Носов создал книгу раздумий о том, как растет человек – «Повесть о моем друге Игоре». Уже по названию видно, как уважительно относится писатель к детству, каким вдумчивым педагогом был по отношению к своему собственному внуку. (Слайд 7).

Николай Николаевич Носов умер в Москве 26 июля 1976 года, был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. (Слайд 8).

Николай Николаевич Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщал, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывал о человеческих достоинствах и недостатках.

Проведение викторины:

Педагог-библиотекарь: А сейчас мы проведём викторину по рассказам Николая Николаевича. И назовём мы её «Фантазёры и Затейники».

Для того чтобы отобрать участников викторины проведём небольшой блиц-опрос и узнаем, кто внимательно слушал мой рассказ о жизни писателя и знает героев рассказов Н. Носова.

Блиц-вопросы” (отбор участников викторины)

(за правильный ответ учащиеся получают жетон. Отбираем 6 участников по числу полученных жетонов).

    Назовите Полное имя Носова:
    а) Николай Иванович, б) Нафталин Никифорович, в) Николай Николаевич.

    В какой семье родился Н.Носов?
    а) актёров, б) циркачей, в) писателей.

    Где родился Н.Носов?
    а) в Москве, б) в Киеве, в) в Кемерово.

    Кем был по профессии Н.Носов?
    а) писатель, б) юморист, в ) кинорежиссёр.

    В каком журнале был издан первый рассказ Н.Носова?
    а) «Костер», б) «Мурзилка», в) «Затейник».

    Какой рассказ Носова содержит в названии вид рыбы? («Карасик»)

    Какой зверёк забрался под шляпу в рассказе «Шляпа»? (кот)

    Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)

    В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)

    Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

    На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)

    Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)

    Как Бобка порвал штаны? (Полез через забор, зацепился за гвоздь)

    В каком рассказе герои прокатились на бампере машины? ("Автомобиль")

    Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)

Проведение викторины:

Педагог-библиотекарь: Участники отобраны, мы начинаем нашу викторину. И первый конкурс называется «Бюро находок». Я буду показывать вам картинки предметов, а вы должны сказать из каких рассказов Н.Носова потерялись эти предметы. За каждый правильный ответ, получаете жетон. Кто не наберёт жетонов, нас покидает. И так начинаем.

(Слайды 10-14) 1 конкурс «Бюро находок»

    Шляпа, кот – “Живая шляпа”.

    Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”

    Отвертка, винтики – сказка “Приключения Незнайки и его друзей”

    Огурцы, удочка – “Огурцы”

    Кастрюля, крупа – «Мишкина каша»

    Лопата, песок – “На горке”

    Аквариум с рыбкой, кот – «Карасик»

Молодцы! Ребята, которые набрали меньше всего жетонов, нас покидают.

2 конкурс «Эпизод»

Назовите произведение и его героев? (Слайд 15)

    Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)

    Это только трусы боятся говорить правду! Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика? (“Карасик”, Виталик, Сережа)

    Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)

    Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)

    Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.

    Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)

Сюжеты закончились. Ребята, которые набрали больше всех жетонов проходят в финал нашей викторины. (Слайд 16)

Финал «Вопросы по рассказам»


Рассказ «Огородники» 1. Где происходит действие рассказ? (В пионерском лагере) 2. Что решили написать на красном флажке? («Лучшему огороднику»)

3. Что мешало Мишке вскопать огород? (Длинный корень)

4. Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)

5. Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало) 6. За что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)

«Мишкина каша» 1 Что готовили себе на ужин Мишка и его друг? (Кашу, жарили пескарей) 2. Какие предметы утопили ребята в колодце? (Ведро, чайник)

3. Чем доставали воду ребята из колодца? (Кружкой)

4. Об этой хозяйственной постройке упоминается в рассказе. Загадка: Стоит волчище, разинул ртище. (Колодец)

«Живая шляпа» 1. Почему рассказ назван "Живая шляпа"?

(Под шляпой сидел котёнок и двигался вместе со шляпой)
2. Что взяли ребята в руки, на случай, если шляпа к ним полезет?

(Клюшку и лыжную палку)
3. Чем швырялись мальчики в шляпу? (Картошкой)
«Заплатка»
1. Почему мама не поставила заплатку?
(Сказала:" Сумел порвать, сумей и зашить!")
2. На что была похожа заплатка, которую в первый раз поставил Бобка?

(на сушёный гриб)
3.Чем обвёл Бобка на штанах вокруг заплатки? (Чернильным карандашом)

4.О чем пожалел Бобка, когда научился пришивать заплатки?
(О том, что не научился пришивать пуговицы)
«Приключения Незнайки»

1. Как назывался город, в котором жили коротышки? (Цветочный)

2. Какие цветы росли вокруг каждого дома коротышек? (Маргаритки, ромашки, одуванчики)

3. Как назывался ручей, на котором стоял город коротышек? (Огурцовая река)

4. Какого роста были коротышки? (Ростом с огурец)

5. Из чего Знайка сделал воздушный шар? (Резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы)

6. Из чего были сделаны парашюты у малышей, когда они прыгали с воздушного шара? (Из одуванчиков)

7. Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (Йодом и косторкой)

8. Чем лечила коротышек Медуница? (Медом)

9. Что делал Незнайка, каждый день слоняясь по городу? (Сочинял разные небылицы и всем рассказывал и постоянно обижал малышек)

10. Как называли малыши малышек? (Воображулями)

11. Как называли малышки малышей? (Забияками)

Педагог-библиотекарь: Молодцы! Так замечательно справились со всеми заданиями. Наше путешествие по книгам Николая Носова закончено. Подведём итоги нашей викторины и определим, кто же оказался самым лучшим знатоком рассказов Николая Носова. (Слайд 17)

(вручение грамот и небольших призов победителям)

Педагог-библиотекарь: Наше мероприятие окончено. Благодарю всех за внимание и участие.

Хочу ещё сказать о том, что книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, обогащают наш ум знаниями, а душу добротой. Помогают преодолевать трудности, учат быть смелыми, вежливыми и умелыми.
Я думаю, что после сегодняшней встречи, вы ещё бережнее теперь будете обращаться с книгой, чаще читать, вдумываясь в содержание.

(ростовская областная детская библиотека) биография,

Картинки

«Внеклассные мероприятия».. Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л.Н. Яровая. М., ВАКО 2007 г.

«Педсовет» № 3 1998 г. Мой любимый писатель – Н.Н. Носов.

Людмила Вороновская
Литературная игра-викторина по произведениям Н. Носова «Фантазёры» «Затейники» для детей старшего дошкольного возраста

Литературная игра-викторина по произведениям Н . Носова

«Фантазёры » «Затейники » для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИТК.

Подготовила : воспитатель Вороновская Л. В.

Цель : формировать интерес к чтению художественной литературы ; в игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н. Носова ; расширять кругозор; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления : умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; воспитывать бережное отношение к книгам; способствовать активизации каждого ребёнка в групповой деятельности.

Материал : интерактивная доска, выставка книг Н. Носова , портрет писателя,набор предметов для конкурса,фишки 2 цветов,призы.

Предварительная работа : чтение книг Н. Носова .

Ход викторины:

Восп.: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка : Ты беседуй чаще с ней -

Будешь вчетверо умней. (Книга)

Восп.: Я предлагаю отправиться в путешествие по произведениям Николая Носова . Для этого давайте разделимся на две команды. Одна будет называться «Фантазёры » , а другая – «Затейники » . Каждая команда будет по очереди отвечать на вопросы и получать за правильные ответы фишки, а в конце викторины узнаем команду победителей.

Первый слайд. Выберите портрет Николая Носова из предложенных портретов детских писателей?

Второй слайд. Какие из предложенных произведений принадлежат Николаю Носову ?

Восп.: Продолжаем нашу викторину. Следующий конкурс интересной находки. Я предлагаю вам предметы, вы по предмету должны узнать название рассказа. Команды отвечают по очереди.

Свисток (был у Виталика из рассказа «Карасик» );

Дверная ручка(«Шурик в гостях у дедушки» );

Кастрюля(«Мишкина каша» );

Варенье(«Фантазёры » )

Шляпа(«Живая шляпа)

Лопатка(«На горке» )

Пистолет(«Саша» )

Удочка(«Огурцы» )

Одеяло(«Затейники » )

Калоша(«Шурик в гостях у дедушки» )

Восп.: Следующий конкурс. Посмотрите на доску. Третий слайд. Необходимо по набору картинок определить, какая лишняя и назвать из какого произведения эти картинки .

Рыба, удочка, помидор, огурец(«Огурцы» )

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака(«Живая шляпа» )

Брюки, иголка, швейная машина, нитки(«Заплатка» )

Свисток, рыба, кот, конфета(«карасик» )

Ведро, стакан, чайник, кружка(«Мишкина каша» )

Дополнительный вопрос. Про какой транспорт не писал Н. Носов ?

Автомобиль, метро, самолёт, поезд (самолёт) .

Восп.: Молодцы! А теперь поиграем в испорченный телефон.

Дети строятся в две шеренги.

Первым игрокам в команде шёпотом на ухо говорится название какого-нибудь рассказа Н. Носова . Дети должны передать эти слова друг другу. Чья команда быстрее и правильнее выполнит задание!

-«Карасик» , «Автомобиль» ;

-«На горке» , «Живая шляпа» ;

-«Телефон» , «Заплатка» ;

-«Прятки» , «Огурцы» ;

-«Фантазёры » , «Затейники » .

Восп.: Следующая игра называется «Меткий стрелок» . В рассказе «Живая шляпа» Вовка и Вадик кидали в шляпу картошку. Давайте и мы узнаем, какие вы меткие.

Для игры нужны две корзины и маленькие мячики по количеству игроков.

Необходимо мячиком попасть в корзину. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

Восп.: Молодцы! Считаем мячи.

Восп.: Давайте подведём итоги!

Подсчёт фишек. Выявление команды победителей. Угощение сладкими призами всех.

Восп.: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н. Носова ? Почему вам нравятся произведения Н . Носова ?

Дети отвечают.

Восп.: А как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

Пока книга сделается книгой

Огромный путь она пройти должна.

И столько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она.

Книги помогают нам стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Обращайтесь с книгами бережно!

Публикации по теме:

Игра-викторина «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста Игра – викторина на тему: «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста. Цели: Учить детей составлять описательные рассказы по предметам,.

Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК» с детьми старшего дошкольного возраста Добро пожаловать на сказочную викторину! Сегодня.

Литературная викторина по творчеству С. Я Маршака Задачи. Обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях. Развивать умения.

Литературная викторина по произведениям Н. Н. Носова (подготовительная группа) Задачи: 1. Развивать интерес к художественной литературе, эмоциональную отзывчивость на содержание произведений Н. Н. Носова. 2. Развивать.

Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о произведениях С. Я. Маршака, с которыми ребята познакомились в процессе реализации проекта. Задачи: 1. Упражнять.