Гениальный леонардо да винчи. Италия. Винчи — город, где родился гений Леонардо Откуда был родом леонардо да винчи

(Leonardo da Vinci) (1452–1519) – величайший деятель, многогранный гений эпохи Возрождения, основатель Высокого Возрождения. Известен как художник, ученый, инженер, изобретатель.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина. Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккьо Крещение (ок. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккьо. Леонардо жил в доме мастера и после того, как в 1472 был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.

Один из немногих датированных рисунков Леонардо был создан в августе 1473. Вид долины Арно с высоты был выполнен пером быстрыми штрихами, передавая колебания света, воздуха, что говорит о том, что рисунок сделан с натуры (Галерея Уффици, Флоренция).

Первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо, хотя его авторство оспаривается многими специалистами, – Благовещение (ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы.

Портрет Джиневры де Бенчи (1473–1474, Национальная галерея, Вашингтон) пронизан меланхоличным настроением. Часть картины внизу обрезана: вероятно, там были изображены руки модели. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, созданного еще до Леонардо, но именно он стал гением этой техники. Сфумато (ит. sfumato – затуманенный, дымчатый) – разработанный в эпоху Возрождения прием в живописи и графики, позволяющий передавать мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды.


Мадонна с цветком
(Мадонна Бенуа)
(Мадонна с ребенком)
1478 - 1480
Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия

Между 1476 и 1478 Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится Мадонна с цветком , т.н. Мадонна Бенуа (ок. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Улыбающаяся Мадонна обращается к сидящему у нее на коленях младенцу Иисусу, естественны и пластичны движения фигур. В этой картине присутствует характерный для искусства Леонардо интерес к показу внутреннего мира.

К ранним работам относится и незавершенная картина Поклонение волхвов (1481–1482, Галерея Уффици, Флоренция). Центральное место занимает помещенная на переднем плане группа Мадонна с младенцем и волхвы.

В 1482 Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452–1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. Представляя себя своему будущему покровителю, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, военных колесниц, машин, и лишь потом говорит о себе, как о художнике. В Милане Леонардо жил до 1498, и этот период его жизни был самым плодотворным.

Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Работая над ним 16 лет, Леонардо создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель. Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня. В ноябре 1493 модель Коня без всадника была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Начавшийся сбор металла был прерван, и конная статуя так и не была отлита. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Через некоторое время она разрушилась. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель…утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом».

При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы для аллегорических фигур.

Незаконченное полотно Святой Иероним (1481, Музей Ватикана, Рим) показывает святого в момент покаяния в сложном повороте со львом у его ног. Картина была написана черными и белыми красками. Но после покрытия ее лаком в 19 в. цвета превратились в оливковые и золотистые.

Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени. В проеме скалы виден пейзаж, которому приданы возвышенно идеальные черты, и в котором показаны достижения линейной и воздушной перспективы. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.


ДАМА С ГОРНОСТАЕМ.
1485–1490.
Музей Чарторыских

Дама с горностаем (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо. Фон переписан другим художником.

Портрет музыканта (1484, Пинакотека Амброзиана, Милан). Закончено только лицо молодого человека, остальные части картины не прописаны. Типаж лица близок к лицам ангелов Леонардо, только исполнен более мужественно.

Еще одна уникальная работа была создана Леонардо в одном из залов дворца Сфорца, которая называется Ослиной. На сводах и стенах этого зала он написал кроны ив, чьи ветви затейливо переплетаются, обвязаны декоративными веревками. Впоследствии часть красочного слоя осыпалась, но значительная часть сохранилась и реставрирована.

В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 × 8,6 м). Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня», и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос, изображенный на фоне среднего, самого большого проема задней стены, точка схода перспективы совпадает с его головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо психологически отделил его одиночеством. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой. Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина, в которой находилась трапезная, – все это сослужило печальную службу сохранности Тайной вечери . Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). К середине 20 в., когда Тайная вечеря пришла в плачевное состояние, приступили к научной реставрации: сначала был закреплен весь красочный слой, затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись Леонардо. И хотя произведение было сильно повреждено, но эти реставрационные работы позволили говорить о том, что этот шедевр эпохи Возрождения спасен. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.

После падения власти Сфорца в 1499 Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в Мантую и Венецию. В Мантуе он создает картон с Портретом Изабеллы д"Эсте (1500, Лувр, Париж), выполненный черным мелком, углем и пастелью.

Весной 1500 Леонардо приезжает во Флоренцию, где вскоре получает заказ на написание алтарной картины в монастыре Благовещения. Заказ так и не был выполнен, но одним из вариантов считается т.н. Картон Бурлингтонского дома (1499, Национальная галерея, Лондон).

Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился). Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине . Эскизы Леонардо, ныне утраченные, показывали панораму битвы, в центре которой происходила схватка за знамя. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505, имели грандиозный успех. Как и в случае с Тайной вечерей , Леонардо экспериментировал с красками, в результате чего красочный слой постепенно осыпался. Но сохранились подготовительные рисунки, копии, которые отчасти дают представление о масштабе этого произведения. В частности, сохранился рисунок Питера Пауля Рубенса (1577–1640), на котором показана центральная сцена композиции (ок. 1615, Лувр, Париж).
Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы.


МОНА ЛИЗА.
Лувр, Париж

Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Теперь картина немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.

В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515). Предоставив Леонардо полную свободу действий, исправно платя ему, новые покровители не требовали от него определенных работ. Леонардо увлекается научными изысканиями, иногда обращаясь к живописи. Тогда был написан второй вариант Мадонны в скалах (1506–1508, Британская Национальная галерея, Лондон).


МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВ. АННОЙ.
Ок. 1510.
Лувр, Париж

Св. Анна с Марией и младенцем Христом (1500–1510, Лувр, Париж) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Последняя разработка этой темы осталась незаконченной.

В 1513 Леонардо едет в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1513–1521), но вскоре теряет благосклонность папы. Он изучает растения в ботаническом саду, составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. В это время им создан единственный Автопортрет (1514, Библиотека Реале, Турин), исполненный сангиной, показывающий седовласого старого человека с длинной бородой и пристальным взглядом.

Последняя картина Леонардо также была написана в Риме – Святой Иоанн Креститель (1515, Лувр, Париж). Св. Иоанн показан изнеженным с соблазнительной улыбкой и женственными жестами.

Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник, инженер и архитектор короля». Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира.

Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев, и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. camera – комната, obscurus – темный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок; лучи света отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают перевернутое цветное изображение, использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов). В рисунках Леонардо есть проект инструмента для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое. Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник О Божественной пропорции , Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к этому учебнику.

Леонардо выступал и как архитектор, но ни один из его проектов так и не был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной, цветными мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение пастели), серебряным карандашом, мелом.

В Милане Леонардо начинает писать Трактат о живописи , работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. В этом многотомном справочнике Леонардо писал о том, как воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии, механике, оптике, о взаимодействии цветов, рефлексах.


Иоанн Креститель.
1513-16

Мадонна Литта
1478-1482
Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия

Леда с лебедем
1508 - 1515
Галлерея Уфици, Флоренция,
Италия

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике. Живописец, скульптор, архитектор – он был естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения.

"Витрувианский человек" - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Леонардо да Винчи, годы жизни и смерти которого знает весь мир, пожалуй, самая загадочная фигура эпохи Возрождения. Многих волнует, где родился Леонардо да Винчи и кем был. Он известен как художник, анатом и инженер. Помимо многочисленных открытий, этот уникальный человек оставил после себя огромное количество различных загадок, которые весь мир пытается разгадать по сей день.

Биография

Когда родился Леонардо да Винчи? Он появился на свет 15 апреля 1452 года. Интересно узнать, где родился Леонардо да Винчи, а конкретно в каком городе. Нет ничего проще. Фамилия его произошла из названия места рождения. Винчи - итальянский город в существовавшей тогда флорентийской республике.

Леонардо был незаконнорожденным ребенком чиновника и обычной крестьянской девушки. Мальчик рос и воспитывался в доме своего отца, благодаря которому и получил хорошее образование.

Как только будущему гению исполнилось 15 лет, он пошел в ученики к Андреа дель Вероккьо, который являлся талантливым скульптором, живописцем и представителем Флорентийской школы.

Однажды учитель Леонардо взялся за одну интересную работу. Он договорился написать алтарный образ в церкви Санти Сальви, на котором было изображено крещение Христа Иоанном. В этой работе участвовал юный да Винчи. Он написал всего лишь одного ангела, который оказался на порядок прекрасней всего образа. Это обстоятельство послужило причиной того, что решил никогда более не брать в руки кисти. Его юный, но неимоверно талантливый ученик смог превзойти своего учителя.

Спустя еще 5 лет Леонардо да Винчи становится членом гильдии художников. Там он с особой страстью стал изучать основы рисунка и многие другие обязательные дисциплины. Чуть позднее, в 1476 году, он продолжил работать вместе с бывшим учителем и наставником Андреа дель Вероккьо, но уже в качестве соавтора его творений.

Долгожданная слава

К 1480 году имя Леонардо да Винчи становится известным. Интересно, когда родился Леонардо да Винчи, могли ли его современники предположить, что он станет столь знаменит? В этот период художник получает самые крупные и дорогие заказы, но спустя два года решает покинуть родной город и переезжает в Милан. Там он продолжает работать, пишет несколько успешных картин и прославленную фреску «Тайная Вечеря».

Именно в этот период жизни Леонардо да Винчи начинает вести собственный дневник. Оттуда мы узнаем, что он уже не просто художник, а также архитектор-проектировщик, гидравлик, анатом, изобретатель всевозможных механизмов и декораций. Помимо всего этого, он еще и находит время, чтобы сочинять загадки, басни или ребусы. Более того, в нем просыпается интерес к музыке. И это лишь малая часть того, чем прославился Леонардо да Винчи.

Некоторое время спустя гений понимает, что математика гораздо увлекательней живописи. Он так сильно увлекается точной наукой, что и думать забывает о написании картин. Еще позже да Винчи начинает проявлять интерес к анатомии. Он отбывает в Рим и находится там 3 года, живя под «крылом» семьи Медичи. Но очень скоро радость сменяется грустью и тоской. Леонрадо да Винчи расстраивается из-за отсутствия материала для проведения анатомических опытов. Тогда он пробует заниматься различными экспериментами, но и это ни к чему не приводит.

Жизненные перемены

В 1516 году жизнь итальянского гения кардинально меняется. Его замечает король Франции по-настоящему восхищенный его творчеством, и приглашает ко двору. Позднее скульптор напишет, что хоть основной работой Леонардо являлась весьма престижная должность придворного советника, он не забывал и о своем творчестве.

Именно в этот жизненный период да Винчи начинает разрабатывать идею летательного аппарата. Сначала ему удается придумать простейший образец на основе крыльев. В дальнейшем он послужит основой для совершенно безумного на тот момент проекта - аэроплана с полным управлением. Но хоть да Винчи и был талантлив, изобрести мотор он так и не смог. Мечта об аэроплане оказалась несбыточной.

Теперь вы точно знаете, где родился Леонардо да Винчи, чем увлекался и какой жизненный путь ему пришлось пройти. Скончался флорентинец 2 мая 1519 года.

Живопись знаменитого художника

Итальянский гений был очень разносторонен, но большинство людей думают о нем исключительно как о живописце. И это неспроста. Живопись Леонардо да Винчи - истинное искусство, а его картины - настоящие шедевры. Над загадками самых известных произведений, вышедших из-под кисти флорентийца, бьются тысячи ученых со всего земного шара.

Выбрать несколько картин из всего многообразия довольно сложно. Поэтому в статье будут представлены топ-6 самых известных и самых ранних работ автора.

1. Первая работа известного художника - "Маленький набросок долины реки".

Это действительно аккуратный рисунок. На нем изображен замок и небольшой лесистый склон. Набросок сделан быстрыми штрихами с помощью карандаша. Весь пейзаж изображается таким образом, что создается впечатление, как будто мы смотри на картину с какой-то высокой точки.

2. «Туринский автопортрет» - создан художником примерно в 60 лет.

Эта работа интересна для нас прежде всего тем, что именно она дает представление о том, как выглядел великий Леонардо да Винчи. Хотя бытует мнение, что здесь изображен совершенно другой человек. Многие искусствоведы считают «автопортрет» эскизом к знаменитой «Джоконде». Эту работу считают одним из лучших произведений Леонардо.

3. «Мона Лиза» или «Джоконда» - самая знаменитая и, пожалуй, самая таинственная картина итальянского художника, написанная примерно в 1514 - 1515 годах.

Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи. С картиной связано столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Многие специалисты утверждают, что на полотне изображена обычная на фоне весьма необычного пейзажа. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы д"Авалос. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды. Но существует и более современная версия. Она гласит, что великий художник запечатлел вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика.

4. «Витрувианский человек» - рисунок, созданный как иллюстрация для книги ориентировочно в 1490-1492 годах.

На нем очень хорошо изображен обнаженный мужчина в двух слегка разных позициях, которые нанесены друг на друга. Эта работа получила статус не только произведения искусства, но еще и научного труда.

5. "Тайна вечеря" Леонардо да Винчи - картина, на которой показан момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что он будет предан одним из них. Создана в 1495-1498 годы.

Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда». Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа. Как-то раз ему посчастливилось найти в церковном хоре одного прекрасного юношу, одухотворенного и светлого настолько, что сомнения у автора исчезли - вот он, прототип Иисуса. Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. Долгие три года Леонардо разгуливал по злачным закоулкам, разыскивая самого опустившегося и гнусного человек. Однажды он нашел такого. Это был пьяница в сточной канаве. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Каким же невообразимым было удивление автора, когда выяснилось, что он написал Иисуса и предавшего его ученика с одного и того же человека, просто встреченного в разные периоды жизни последнего.

"Тайна вечеря" Леонардо да Винчи знаменита и тем, что по правую руку от Христа мастер изобразил Марию Магдалину. Из-за того, что он разместил ее именно так, многие стали утверждать, что она являлась законной женой Иисуса. Даже появилась гипотеза о том, что контуры тел Христа и Марии Магдалины обозначают букву M, что означает «Matrimonio», то есть брак.

6. «Мадонна Литта» - картина, посвященная Богоматери и Младенцу-Христу.

На руках -это весьма традиционный религиозный сюжет. Но именно картина Леонардо да Винчи стала одной из лучших в данной тематике. На самом деле этот шедевр не очень большого размера, всего 42 x 33 см. Но она все равно по-настоящему поражает воображение своей красотой и чистотой. Эта картина примечательна еще и своими загадочными деталями. Почему младенец держит в руке птенца? По какой причине у его матери распорото платье в том месте, где младенец прижимается к груди? И почему картина столь темная?

Живопись Леонардо да Винчи - это не просто прекрасные полотна, это целый отдельный вид искусства, поражающий воображение своим непередаваемым великолепием и завораживающими тайнами.

Что великий творец оставил миру?

Чем прославился Леонардо да Винчи помимо картин? Несомненно, он был талантлив во многих областях, которые, казалось бы, вообще не могут сочетаться друг с другом. Однако, несмотря на всю его гениальность, у него была одна занимательная черта характера, не очень вяжущаяся с его делом - он любил забросить начатую работу и оставить ее такой навсегда. Но тем не менее, Леонардо да Винчи все же довел до конца несколько по истине гениальных открытий. Они перевернули тогдашние представления о жизни.

Открытия Леонардо да Винчи поражают воображение. Что можно говорить о человеке, который создал целую науку? Вам знакома палеонтология? А ведь именно Леонардо да Винчи является ее родоначальником. Именно он впервые сделал запись в своем дневнике о неком редком ископаемом, которое ему удалось открыть. Ученые так до сих пор и гадают, о чем же велась речь. Известно лишь примерное описание: некий камень, похожий на окаменелые соты и имеющий шестиугольную форму. Также Леонардо описал первые представления о палеонтологии как о науке в целом.

Благодаря да Винчи люди научились прыгать из самолетов, не разбиваясь. Ведь именно он придумал парашют. Конечно, изначально это был лишь прототип современного парашюта и выглядел он совсем иначе, но важность изобретения от этого не становится меньше. В своем дневнике мастер писал о куске льняной ткани, длиной и шириной 11 метров. Он был уверен, что это поможет приземлиться человеку без каких-либо травм. И как показало время - был абсолютно прав.

Разумеется, вертолет изобрели гораздо позже, чем скончался Леонардо да Винчи, но идея летательного аппарата принадлежит ему. Он совсем не похож на то, что мы теперь называем вертолетом, а скорее напоминает перевернутый круглый стол с одной ножкой, к которому прикручены педали. Именно за счет них изобретение и должно было летать.

Невероятно, но факт

Что создал Леонардо да Винчи еще? Невероятно, но он приложил руку и к робототехнике. Подумать только, еще в 15 веке он собственноручно сконструировал первую модель так называемого робота. Его изобретение имело множество сложных механизмов и пружинок. Но самое главное - этот робот был человекоподобным и даже умел двигать руками. Помимо этого, итальянский гений придумал несколько механических львов. Они могли сами по себе передвигаться, используя механизмы, вроде часовых.

Леонардо да Винчи сделал столько открытий на земле, что стал интересоваться чем-то новым в космосе. Он часами мог разглядывать звезды. И хоть нельзя сказать, что он придумал телескоп, в одной из его книг можно найти инструкцию для создания чего-то очень на него похожего.

Даже своими автомобилями мы обязаны да Винчи. Он придумал деревянный макет авто, имеющий три колеса. Вся эта конструкция приводилась в движение специальным механизмом. Многие ученый полагают, что это идея родилась еще в далеком 1478 году.

Помимо всего прочего, Леонардо увлекался и военным делом. Он придумал многоствольное и скорострельное оружие - пулемет, а точнее сказать, его прототип.

Конечно же, Леонардо да Винчи не мог не придумать что-нибудь для живописцев. Именно он развил худоожественную технику, при которой все далекие вещи кажутся размытыми. Также он придумал светотень.

Стоит отметить, что все открытия Леонардо да Винчи оказались весьма полезны, а некоторые его разработки используется и сегодня. Они лишь слегка усовершенствованы.

Все же мы не можем не признать, что Леонардо да Винчи, вклад в науку которого был огромен, являлся настоящим гением.

Вода - любимая стихия Леонардо да Винчи

Если вы любите заниматься дайвингом или хоть раз в жизни погружались на значительную глубину, то благодарите Леонардо да Винчи. Это он придумал акваланг. Да Винчи сконструировал некий плавающий пробковый буй, который держал над водой тростниковую трубку для воздуха. Также именно он придумал кожаный мешок для воздуха.

Леонардо да Винчи, биология

Гения интересовало все: принципы дыхания, зевоты, кашля, рвоты, а в особенности биения сердца. Леонардо да Винчи биологию изучал, тесно связывая ее с физиологией. Именно он впервые описал сердце как мышцу и почти пришел к заключению, что именно оно качает кровь в человеческом теле. Да Вични даже предпринял попытку создать протез клапана аорты, через который проходил ток крови.

Анатомия как искусство

Всем хорошо известно, что да Винчи увлекался анатомией. В 2005 году исследователи обнаружили его тайную лабораторию, где он, предположительно, препарировал стони трупов. И это, по всей видимости, имело эффект. Именно да Винчи точно описал форму человеческого позвоночника. Помимо прочего, бытует мнение, что он открыл такие болезни, как атеросклероз и артериосклероз. Еще итальянец успел отличиться в стоматологии. Леонардо был первым человеком, который изобразил правильную структуру зубов в полости рта, подробно описав их количество.

Носите очки или линзы? И за это стоит сказать спасибо Леонардо. В 1509 году он записал в дневнике некую модель того, как и с помощью чего можно изменить оптическую силу человеческого глаза.

Леонардо да Винчи, вклад в науку которого просто неоценим, создал, изучил или открыл столько всего, что невозможно сосчитать. Его гениальным рукам и голове точно принадлежат самые великие открытия.

Был очень загадочной фигурой. И, безусловно, по сей день появляются различные интересные факты о Леонардо да Винчи.

Доподлинно известно, что он был шифровщиком. Леонардо писал левой рукой и очень маленькими буквами. Да ещё и делал это справа налево. Но к слову, Да Винчи одинаково хорошо писал обеими руками.

Флорентинец вечно говорил загадками и даже делал пророчества, большинство из которых сбылись.

Интересно, что не там, где родился Леонардо да Винчи, установлен ему памятник, а совершенно в другом месте - в Милане.

Есть мнение, что итальянец был вегетарианцем. Но это не помешало ему в течении тринадцати лет быть распорядителем придворных пиров. Он даже придумал несколько кулинарных «помощников», чтобы облегчить труд поваров.

Помимо всего прочего, флорентинец безумно красиво играл на лире. Но даже это далеко не все интересные факты о Леонардо да Винчи.


Винчи (Vinci) — небольшой городок в северной части итальянской провинции Тоскана, возможно, не стал бы достопримечательностью, если бы 15 апреля 1452 года в его окрестностях не родился ребенок, впоследствии ставший известным как Леонардо да Винчи.

Леонардо покинул родной город в возрасте около 14 лет и больше в него не возвращался. Однако именно этот город более, чем другие города Италии, пропитан духом гения Леонардо.

Городок Винчи совсем крошечный.

На улицах встречаются очень живописные и уютные уголки с остатками средневековых атрибутов.

Старинные дома утопают в зелени.

Местами есть и более современные улицы (жители мегаполисов улыбнутся).

На небольшой площади Свободы (Piazza della Libertà) можно увидеть скульптуру коня, созданную по эскизам Леонардо да Винчи для незавершенного проекта конной статуи кондотьера Франческо Сфорца.

В выходной день центральная улица Винчи превращается в рынок, на котором продают все, что угодно.

В центре городка Винчи, в небольшом старинном замке графов Гуиди (Castello dei Conti Guidi) открыт великолепный музей, где выставлены макеты изобретений Леонардо да Винчи, созданные по эскизам гения, и демонстрируются видеофильмы, иллюстрирующие их в работе.

Фотографировать в музее не разрешено, мы запрет не нарушали, хотя таких «правильных» посетителей было немного.

Это фото я сделала у входа в музей. Здесь тоже установлен один из макетов. В замке также находится библиотека Леонардо, хранящая более 7000 всевозможных изданий, связанных с именем Леонардо да Винчи.

Сам замок выглядит как типичная средневековая крепость. В нем можно подняться на башню.

По местным поверьям те, кто поднимается на башню замка Гуиди, смогут познать тайну бытия. Поднялись, ждем познания…

Виды с башни замка, конечно, великолепные — оливковые рощи, виноградники, кипарисы. Тоскана прекрасна!

Рядом с замком Гуиди расположена церковь Святого креста (Santa Croce), построенная в 13 веке.

Церковь трехнефная, в ней расположены 2 часовни — в честь Святого Причастия и Святого Андрея. В базилике сохранилась старинная купель, возможно та самая, в которой здесь крестили Леонардо да Винчи.

Около замка выставлена деревянная скульптура Марио Чероли, изображающая Витрувианского человека Леонардо (Uomo Vitruviano).

Около скульптуры постоянно кто-то фотографируется, порой забираясь внутрь и уподобляясь деревянному человеку.

Позже, уезжая из Винчи, обнаружили, что в стене, окружающей замок, расположены частные дома. Интересное наблюдение — ни на одном из домов в Винчи мы не увидели объявления о том, что недвижимость продается…

В 3 километрах от городка расположен дом (точнее, его реконструкция), где родился Леонардо да Винчи. К дому ведет аллея из оливковых деревьев.

Вообще, точное место рождения Леонардо неизвестно. Но, вероятнее всего, это был подобный загородный дом. В доме можно увидеть ту самую запись о рождении внука, оставленную нотариусом Антонио да Винчи: «Родился у меня внук от моего сына Пьеро, 15 апреля 1452 года, в субботу, в третьем часу ночи. Назван был Леонардо…” Ночное время тогда отсчитывали от заката, то есть родился Леонардо примерно в 22.30.

Малыш был рожден незаконнорожденным, плод любви молодого нотариуса Пьеро да Винчи и красавицы-крестьянки Катарины. Этой связи не суждено было перерасти в брак, вскоре нотариус женился на богатой девушке, а крестьянка вышла замуж за местного гончара. Однако, рожденного от этой любви ребенка семья да Винчи признала, полное имя гения звучит как Леонардо ди сер Пьеро да Винчи.

Не люблю подобные «вымышленные» объекты. Но именно этот дом интересен тем, что дает возможность увидеть и почувствовать окружающую природу, энергетику этих мест.

Дом расположен на холме, откуда открываются прекрасные виды на Тоскану и городок Винчи.

Будущий гений появился на свет в чудесных местах…

Вот уже почти пять столетий неизменный интерес среди ученых вызывает наследие Леонардо да Винчи. Сегодня он известен в первую очередь как художник, чьи шедевральные полотна украшают самые известные музеи мира. Загадка улыбки Мона Лизы до сих пор вызывает десятки самых безумных теорий, а на знаменитой фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» исследователи видят предсказание конца света.
Однако Леонардо был и не менее талантливым изобретателем, который открыл для человечества новую ступень развития. Человек, чья гениальность была признана еще при жизни, во многом опередил свое время. Сконструировав по чертежам Леонардо да Винчи машины, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Современные испытания устройств, выполненных по чертежам Леонардо, показали - они работают!
Такой многогранный человек просто не мог быть не признанным и продолжал усердно работать до самой смерти. Все это вызывает огромный интерес вокруг жизни и взглядов известного творца.
Поспешишь - людей насмешишь
Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить свое творение. Он считал, что незаконченность это обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была удивительной, он писал свои полотна годами. Мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений «незавершенка». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник никогда не исправлял повреждений, словно давал право жизни вмешиваться в его творчество, что-то подправлять.
Мона Лиза

Он или она?
Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается! Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект.
Есть версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал не себя, а своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Говорят, что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Как только картина была написана, великого художника не стало.

Рукопись Леонардо да Винчи

ЛевшаЛеонардо да Винчи был левшой и писал «зеркально» - то есть справа налево, хотя иногда, например, для переписки с официальными лицами, он использовал обычный стиль письма.Вокруг такой странности мастера ходили слухи. Кто-то из исследователей его творчества заявлял, что Леонардо намеренно писал «наоборот», чтобы его записи не были доступны невеждам и дуракам. Самое интересное, что изобретатель специально допускал ошибки в чертежах, чтобы предотвратить, говоря сегодняшним языком, промышленный шпионаж. Прибавьте к этому необъятность знаний, доступных только специалистам разных областей. Все это не могло не вводить исследователей в заблуждения. Вот поэтому многие тайны гения остаются для человечества неразгаданными.

Автомобиль по эскизам Леонардо да Винчи

Деревянный автомобильСреди всех «земных» открытий Леонардо прежде всего следует назвать… автомобиль. Мастер уделял основное внимание двигателю и ходовой части, поэтому дизайн «кузова», которым могла бы обладать такая машина, до нас не дошел. Самодвижущаяся повозка да Винчи была трехколесной и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Два задних колеса были независимы друг от друга, а их вращение производилось сложной системой шестеренок. Кроме переднего колеса, было еще одно - маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге. Предполагается, что эта идея родилась у Леонардо в далеком 1478 году. Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек, а действующие паровые автомобили появились несколькими десятилетиями позже - в Англии и Франции.

Анатомия человека

Мастер карикатуры Интересен тот факт, что да Винчи считают изобретателем карикатурного рисунка - благодаря тому, что он часто изображал изуродованные человеческие тела. Удивительно, но диаграмма, нарисованная Леонардо, помогла британскому кардиохирургу в 2005 году придумать новый способ лечения повреждённого сердца. Кроме того, есть мнение, что именно да Винчи открыл такие болезни, как атеросклероз и артериосклероз. В январе 2005 года исследователи обнаружили тайную лабораторию Леонардо, оборудованную в помещениях женского монастыря около церкви Сантиссима-Аннуциата во Флоренции. Там были найдены нетронутые фрески мастера, а также комната для препарирования трупов (Леонардо и его ученики вскрывали сотни покойников, изучая анатомию)

Многоствольное скорострельное оружие. Прототип пулемета

Во славу Родного Отечества Леонардо в письме к Лодовико Сфорца активно рекламировал свои военно-технические идеи. Военная новация заключалась в оснащении обычной пушки подъемным блоком, позволявшим корректировать угол стрельбы и повысить точность поражения. Это было действительно интересное изобретение, которое могло бы стать средневековым аналогом систем залпового огня.

Летательный аппарат

Мне бы в небо… Всю свою жизнь да Винчи был буквально одержим идеей полета. Для начала были сделаны расчеты, которые показали, что длина крыла утки (в ярдах) численно равна квадратному корню ее веса. Исходя из этого, Леонардо установил - для поднятия в воздух летательной машины с человеком (136 кг) необходимы крылья, подобные птичьим и имеющие в длину 12 метров.

Акваланг и лыжи

Любитель морских глубин Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения. Кроме того, да Винчи предлагал слушать звуки подводного мира, приложив ухо к веслу, опущенному в воду. Хотел сотворить лыжи для хождения по воде и акваланг - устройство, позволяющее дышать под водой.

«Тайная вечеря»

Добро = Зло
Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.
Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - удивился Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

Модель механического человека и схема внутреннего строения

Я - роботСчитается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею «механического человека», иначе говоря - робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений. Первое механическое устройство, отдаленно похожее на то, что было предложено да Винчи, сконструировал французский механик Жак Вокансон в 1738 году.Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая направления развития современной цивилизации. Во многих случаях ученым приходилось открывать заново то, что уже было открыто Леонардо да Винчи. Иногда кажется, что изобретатель просто хотел указать людям, сколько нового м еще предстоит открыть. Так или иначе, загадка и наследие гения останется в истории человечества навсегда.

На уроке географии:
– Италия похожа на сапог.
– Италия похожа на рай земной, сама ты сапог!

Как известно, большая часть Италии расположена на Апеннинском полуострове, чьи очертания очень сильно напоминают сапог (stivale). А сапоги, сделанные в Италии, носят во всем мире! Вообще, что только не сделали и не открыли миру эти изобретательные итальянцы! Именно они стали готовить пиццу и пасту, они придумали инквизицию, (в их стране появился католицизм), именно римские легионеры построили дороги, которые растянулись по всей Европе и до сих пор являются действующими.

Италия – страна с уникальным и впечатляющим колоритом, снискавшая любовь миллионов людей во всем мире. И действительно многим изобретениям в области кулинарии, музыки, науки и искусства мир обязан именно этой стране.

Кто придумал пиццу, пасту и равиоли?

Пицца, пожалуй, самое известное блюдо итальянской кухни. Солнечная Италия подарила миру продукт, такой же яркий и неповторимый, как само солнце. Около двухсот лет назад, в одном из самых густонаселенных городов Европы, Неаполе, пекари стали наскоро готовить блюдо для бедноты – это были лепешки из теста, которые сверху покрывали слоем томатов, посыпали орегано и поливали растительным маслом, иногда сверху клали немного сыра. Так появилась пицца («pizza» ). Пропитанная энергией итальянцев, она завоевала весь мир.

Самой большой популярностью и спросом пользуется знаменитая пицца «Маргарита», созданная впервые в Неаполе в 1889 году. Название этой пиццы связано с интересным историческим фактом. Итальянский король Умберто I с женой, находясь в летней неаполитанской резиденции, захотели попробовать местное блюдо. Пиццайоло Рафаэле Эспозито с супругой приготовили для королевской четы три сорта пиццы, одна из которых содержала помидоры, сыр «моцарэлла» и базилик – то есть все цвета итальянского флага. Именно этот вариант и понравился королеве. Тогда пиццайоло назвал понравившуюся королеве пиццу ее именем – Маргарита (Margherita ). Всего же в Италии на сегодня насчитывается более двух тысяч наименований различных пицц.

Итальянская трапеза немыслима без блюда из макаронных изделий. Существует много споров об исторической родине макарон, но итальянцы уверяют, что это исконно итальянское изобретение – ведь во многих древнеримских источниках упоминаются блюда, похожие на современные спагетти и лазанью. Неслучайно ни в одной стране мира к этому лакомству не относятся с таким почтением, как в Италии – именно здесь появились на свет ставшие всемирно известными сорта макарон и блюда из них, объединенные вкусным словом «pasta». Да и пресс для производства макарон был впервые изготовлен итальянский инженером Чезаре Спаданчини в конце 18 века.

Само слово «макароны» по одной из версий пришло из сицилийского диалекта: «mасcarruni» означает «обработанное тесто». Разнообразие видов пасты поражает воображение: orecchiette, fusilli, gemelli, farfalle, campanelle, stelline, tortiglioni.

По способу приготовления паста делится на три основных вида:

  • pasta fresca (сухая паста)

  • pasta asciutta (свежая паста)

  • pasta piena (паста с начинкой)
  • Свежую пасту хозяйки готовят дома, чаще с добавлением яиц. Сухая паста хороша тем, что хранится долго и без холодильника.

    Одним из видов пасты с начинкой являются равиоли – это довольно внушительные по размеру прямоугольные или круглые конверты из теста, начиненные чем-то вкусным. Слово «ravioli» в основе своей имеет глагол «ravvolgere» , что означает «обернуть». Итальянцам удалось национализировать и это выдающееся изобретение кулинарии. Каждый регион страны может похвастаться своим способом приготовления этого кушанья.

    Родина Страдивари и Паваротти

    От фольклорной и до классической музыка всегда играла в итальянской культуре ведущую роль. Начало тому огромному вкладу, который внесла Италия в мир музыки, положил в XI веке тосканский монах Гвидо Монако, разработавший современное нотное письмо, нотный стан и нотные знаки.

    Италия породила также одного из первых в мире композиторов – Франческо Ландини.

    Некоторые музыкальные инструменты были изобретены в Италии. Так, в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte» , что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «pianoforte» , а по-русски «фортепиано».

    А изобретение скрипки приписывается итальянскому мастеру Андреа Амати, который, используя отдельные принципы устройства старинных смычковых инструментов, в XVI веке сконструировал привычную нам скрипку с четырьмя струнами – удобный, универсальный и обладающий замечательным звуком музыкальный инструмент.

    Появление оперы многие связывают с флорентийскими свадебными церемониями, представлениями, включающими в себя серию сцен с пением, танцами и театральными зарисовками. Первым хорошо известным композитором, которому удалось по-настоящему овладеть новым жанром, был Клаудио Монтеверди. А прославили итальянскую оперу великие теноры Энрико Карузо и Лучано Паваротти.

    Италия подарила миру и других известных композиторов: Вивальди, Паганини, Россини, Верди, Пуччини. Не стоит также забывать, что именно в итальянском языке родились все музыкальные термины, например:

  • Agitato – аджитато – возбужденно

  • Allegro – аллегро – весело, живо, быстро

  • Brillante – брилланте – блестяще

  • Canto – канто – пение

  • Dolce – дольче (букв. сладко) – нежно

  • Espressivo – эспрессиво – выразительно

  • Сon tutta forza – кон тутта форца – со всей силой

  • Lento – ленто – медленно

  • Maestoso – маэстозо – величественно, торжественно

  • Presto – престо – скоро

  • Scherzando – скерцандо – шутливо, игриво, с юмором

  • Tranquillo – транкуилло – спокойно

  • Veloce – велоче – быстро
  • Миллионы людей во всем мире являются почитателями итальянской музыки. И великие музыканты прошлого, и многие музыканты современности, такие как Адриано Челентано, Лаура Паузини, Эрос Рамазотти имеют множество поклонников во всех странах мира.

    Изобретения в области науки

    В мировую науку внесли свой вклад такие итальянские ученые, как Галилео Галилей, Ферми, Кассини, Вольта, Фибоначчи и многие другие.
    В XIII веке в Италии были изобретены очки, а в 1590 году появился первый телескоп. С помощью него Галилео Галилей открыл четыре спутника Юпитера и проверил теорию польского монаха-астронома Николая Коперника, которая утверждала, что Солнце является центром солнечной системы.

    Истинным гением науки считается итальянец Леонардо Да Винчи. Он вел дневник, в котором приведено множество чертежей и рисунков придуманных им механизмов и аппаратов. Среди них: летательные и военные машины, гидравлические механизмы, музыкальные инструменты и многое другое. К сожалению, открытия и изобретения Леонардо на протяжении 400 лет оказались практически невостребованными: и дельтаплан, и парашют, и автомобиль были придуманы заново, без опоры на гениальные догадки великого флорентийца.

    До сих пор остаются спорными два научных факта: кто изобрел радио и телефон. Изобретателем телефона официально считается американец Александр Белл, но существует мнение, что итальянский ученый Антонио Меуччи еще в 1860 году пришел к выводу о возможности превращения звуковой вибрации в электрические импульсы, что позволяет передавать голос на дистанцию с помощью проводов.

    Изобретателем радио является русский ученый Александр Попов. Но почти в то же время над созданием радио работал итальянец Гульельмо Маркони. В отличие от Попова, Маркони удалось продолжить свои разработки и воплотить идею в практику, за что он позже был награжден Нобелевской премией.

    Музей под открытым небом

    В Италии сосредоточено около 60% культурных ценностей Европы. Практически каждый итальянский город представляет собой настоящий музей под открытым небом. Италия изобилует культурными ценностями, как архитектурными, так и художественными, созданными такими великими итальянцами, как Микеланджело, Леонардо Да Винчи, Донателло, Боттичелли, Тинторетто, Караваджо, Бернини, Тициан и Рафаэль.

    Кроме изобразительных искусств Италия славится и своим литературным наследием. «Божественная комедия» (Divina Commedia ) флорентийского поэта Данте Алигьери считается самым выдающимся литературным произведением Средних веков.

    Италия подарила миру Боккаччо, Джакомо Леопарди, Алессандро Манцони, Тассо, Людовико Ариосто, Петрарка и других писателей и поэтов. Выдающиеся философы – Бруно, Фичино, Макиавелли и Вико – тоже родились в Италии.

    Интересно также отметить, что и прапрапрадедушка современного кроссворда появился на территории Италии. Это был римский "магический квадрат". Сетку заполняли одинаковыми словами по горизонтали и вертикали. Считалось, что такие квадраты приносят удачу.

    Итальянцы гордятся национальными достижениями, и не без основания. Страшно подумать, что, если бы Италии не существовало на свете, весь наш вышеупомянутый список исчез бы с лица земли! А еще мир потерял бы мороженое, банки, чеки и календарь. Шекспир был бы вынужден переписать большинство своих пьес. У французов не было бы Наполеона Бонапарта и Екатерины Медичи. Русские лишились бы части Кремля, Зимнего дворца и Эрмитажа. Испания – Эскориала, Англия – прекрасных садов, американцы – Капитолийского купола. Немцам было бы негде проводить каникулы. Исчез бы Ватикан, столица мировой моды Милан, Сицилия с ее винами и Альпы, где можно кататься на лыжах. Но, к нашему счастью, все-таки есть дороги, которые ведут в Рим, в Италию, в страну, которая дала миру, пожалуй, больше, чем все остальные вместе взятые. Страну, которую обязательно надо посетить, чтобы не считать жизнь прожитой зря….