Феодальная раздробленность русских земель: причины и последствия. Предпосылки феодальной раздробленности на Руси, значение, последствия
Во второй половине XI в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности. Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Помятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю территорию он поделил на 5 «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) некоторое время жили дружно. Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть.
Основными причинами феодальной раздробленности были:
1) господство натурального хозяйства при одновременной неразвитости хозяйственных связей; 2) возникновение крупного феодального землевладения в виде боярской вотчины; 3) усиление политического влияния боярства, его стремление к независимости от Киева; 4) ослабление военного и политического могущества центральной власти, вызванное борьбой князей за Киев; 5) развитие городов на Руси как местных центров хозяйственной (торговой, ремесленной) и политической жизни. В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворить разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.
В 1097 г. в г. Любече состоялся съезд русских князей, решения которого стали началом образования самостоятельных княжеств. Однако княжеские усобицы продолжались. К внутренним раздорам добавилась опасность извне – вторжение кочевников-половцев - сильного и опасного врага. Военные походы отдельных князей (например, поход северского князя Игоря в 1185 г.) оканчивались неудачно. Для победы над половцами нужно было соединить силы русских князей, прекратить княжеские усобицы. С таким патриотическим призывом обращался к князьям автор «Слова о полку Игореве». Но иные князья сами брали половцев в союзники и приводили их на Русь. На некоторое время единство Руси было восстановлено князем Владимиром Мономахом (1113-1125 гг.). После его смерти ссоры между князьями вспыхнули с новой силой и русские земли распались на самостоятельные государства.
Крупнейшими землями времен феодальной раздробленности были Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика.
Владимиро-Суздальское княжество располагалось на северо-востоке Руси, в междуречье Оки и Волги. Природно-климатические условия там благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства. Города этого княжества – Суздаль, Ростов, Владимир – стали центрами ремесла и торговли. Быстро росли княжеское и боярское землевладения. Самостоятельной северо-восточная Русь стала при князе Юрии Долгоруком (1125-1157 гг.), прозванном так за свое вмешательство в княжеские усобицы и стремление захватить дальние города и земли. Его политика расширения княжества, продолженная сыновьями Андреем Боголюбским (1157-1174 гг.) и Всеволодом Большое Гнездо (1176-1212 гг.), превратила к началу XIII в. северо-восточную Русь в сильнейшее государство среди русских земель.
Галицко-Волынское княжество находилось на юго-западе от Киева и имело хорошо развитое земледелие и ремесленное производство. Здесь рано сложилось крупное боярское землевладение. Бояре, разбогатев, стали соперничать за власть с галицкими и волынскими князьями, разоряя страну военными походами.
Новгородская земля располагалась на севере и северо-западе Руси. Новгород был вторым по величине городом Руси после Киева. Расположенный на пересечении торговых путей, Новгород стал крупнейшим центром торговли с югом, востоком и особенно с западом.
В Новгородской земле сложился особый политический строй. С 1136 г., когда новгородцы изгнали князя, они получили право самостоятельно избирать себе князя из любого княжеского рода. Князь и его войско приглашались в случае необходимости защищать границы и вести войны, но он не мог вмешиваться во внутренние отношения. Главой города-государства был епископ (позднее – архиепископ), высший церковный судья, хранитель городской казны. Исполнительная власть принадлежала посаднику, а воеводой ополчения был тысяцкий. Посадник и тысяцкий ежегодно избирались из числа новгородских бояр на общем собрании горожан – вече.
Последствия феодальной раздробленности были различны.
Положительные: 1) трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны, заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси; 2) каждый князь, получив в постоянное владение часть русских земель, стремился к их благоустройству – строил новые города, поощрял развитие земледелия, ремесла, торговли; 3) в русских княжествах складывается система вассалитета, когда мелкие землевладельцы находятся на положении подданных и слуг, а не родственников и соправителей князя; 4) наблюдается активизация общественной жизни.
Отрицательные: 1) разорение населения из-за бесконечных княжеских усобиц; 2) возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками.
Феодальная раздробленность на Руси была с начала XII до конца XY вв. (350 лет).
Экономические причины:
1. Успехи земледелия
2. Рост городов как центров ремесла и торговли, как центров отдельных территорий. Развитие ремесла. Более 60-ти ремесленных специальностей. 3. Господствовало натуральное хозяйство.
Политические причины:
1. Стремление передать богатства сыну. «Отчина» - наследие отца.
2. В результате процесса «оседания дружины на землю» военная элита превращается в землевладельцев-бояр (феодалов) и стремится к расширению феодального землевладения и к самостоятельности.
3. Формируются иммунитеты. Киевский князь передает вассалам ряд прав: право суда, право сбора налогов.
4. Дань превращается в феод. ренту. Дань – князю за защиту, рента – собственнику земли.
5. Феодалы создают на местах дружину, свой аппарат власти.
6. Происходит рост могущества отд. феодалов и они не хотят подчиняться Киеву.
7. К сер. ХII в. теряет свое зн-е торг.путь «из варяг в греки» -> «янтарный путь».
8. В упадок пришло само Киевское княжество из-за набегов кочевников-половцев.
Немного замедлил процесс распада страны В. Мономах (1113-1125). Он был внуком византийского императора Константина Мономаха. В. Мономах стал князем в 60 лет. Его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удалось продолжить политику отца и сохранить достигнутое. Но сразу же после его смерти начинается раздел Руси. В начале феод. раздробленности насчитывалось 15 крупных и мелких княжеств, а в нач. XIX в. уже был пик феод. раздробленности - » 250 княжеств. Имелось 3 центра: Владимиро-Суздальское кн-во, Галицко-Волынское кн-во и Новгородская феод. республика.
№ 8 Феодальная раздробленность на Руси: причины, сущность, этапы и последствия.
Позитивные: наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства, развивались старые города, образовались крупные и сильные княжества, в крупных русских княжествах создавались прочные княжеские династии, складывалась традиция передачи власти от отца к сыну, происходил бурный рост городов, шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья. Там создавались замечательные памятники культуры. Там набирала силу Русская Православная Церковь. Негативные (которые, к сожалению более ощутимы, нежели позитивные): государство стало уязвимым, так как далеко не все образовавшиеся княжества были в хороших отношениях между собой, и не было той единости, которая спасала в последствии страну не раз, постоянные кровавые междоусобицы ослабляли военную и экономическую мощь страны, Киев - былая столица Древнерусского государства - утратил воспетое в легендах и былинах могущество и сам стал причиной раздоров, многие князья стремились занять великокняжеский стол в Киеве. Власть в городе часто менялась - одних князей изгоняли, другие погибали в сражениях, третьи - уходили, будучи не в силах противостоять новым претендентам. Что насчёт причин...Формальные: половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки» . Центры, через которые осуществлялись торговые связи Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города, напор степных кочевников. Подлинные: политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточённая междоусобная борьба среди Рюриковичей, усиление местных князей, бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся главным средством существования. И ещё:упадок Киевского княжества (утрата центрального положения, перемещением мировых торговых путей вдаль от Киева), был связан с потерей значения торгового пути "из варяг в греки",Древняя Русь теряет роль участника и посредника в торговых отношениях между византийским, западноевропейским и восточным миром.
№ 9 Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Новгородская боярская республика. А.Невский.
На пути к феодальной раздробленности. С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019-1054) и усиливается после его смерти. Этот процесс несколько приостанавливается при внуке Ярослава Мудрого - Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113-1125). Силой своего авторитета он удерживал единство Руси. По его инициативе в 1097 г. в г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения. Во-первых, прекратить княжеские усобицы. Во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою". Тем самым, раздробленность русских земель была фактически узаконена. В сложившейся ситуации Киев терял свое былое руководящее значение, но оставался при этом стольным градом. Киевское государство, одно из самых могущественных, богатейших и блестящих по своей культуре во всей средневековой Европе, стремительно шло к гибели из-за внутренних феодальных усобиц, ослабленное постоянной борьбой со степью. Князья укрепляли свою личную феодальную власть, жертвуя единством своего Отечества. Киевская держава приходила в упадок. После смерти Владимира Мономаха Русь еще некоторое время существовала как единое государство. Сын Мономаха - Мстислав Великий (1125-1132) унаследовал от отца титул великого князя киевского. Мстислав Владимирович имел такой же твердый характер, как и у отца. Его кратковременное правление было ознаменовано великими военными победами. Под его командованием на южных рубежах государства были разбиты половецкие полчища. Победой закончились его походы против чуди и литовских племен, живших на северо-западных границах Руси. Он силой установил порядок по обширной земле Русской и пользовался непререкаемым авторитетом у всех удельных князей. Мстислав Великий умер в 1132 г., и Русь окончательно распадается на отдельные уделы или княжества, каждый со своим столом.
Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом . На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей. Причины феодальной раздробленности. Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии. Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства. Главной причиной стала политическая. Огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена, как славянского, так и неславянского происхождения, находящиеся на разной стадии развития - все это способствовало децентрализации государства. С течением времени удельные князья, а также местная феодальная знать в лице боярства, своими самостоятельными сепаратистскими действиями начали подрывать основу под государственным зданием. Только сильная власть, сосредоточенная в руках одного человека, князя, могла удержать государственный организм от распада. А великий киевский князь уже не мог полностью контролировать из центра политику местных князей, все больше князей уходили из - под его власти, и в 30-е гг. XII в. он контролировал только территорию вокруг Киева. Удельные князья, почувствовав слабость центра, теперь не желали делиться своими доходами с центром, а местные бояре активно поддерживали их в этом. Кроме того, местному боярству были нужны сильные и самостоятельные князья на местах, что также способствовало созданию собственной государственной структуры и отмиранию института центральной власти. Таким образом, действуя в корыстных интересах, местная знать пренебрегла единством и могуществом Руси. Следующей причиной феодальной раздробленности стала социальная. К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, городские низы. Это были новые, активно развивающиеся слои населения. К тому же зарождалось дворянство , служившее князю в обмен на земельное пожалование. Его социальная активность была очень высока. В каждом центре за удельными князьями стояла внушительная сила в лице бояр со своими вассалами , богатая верхушка городов, церковные иерархи. Усложняющаяся социальная структура общества также способствовала обособленности земель.
Существенную роль в распаде государства сыграла и экономическая причина. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения боярства, монастырей и церкви. Натуральный характер хозяйства предоставлял правителям каждого региона возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Во многом это происходило благодаря быстрому обогащению некоторой части населения, которая управляла данной землей. Ее стремление улучшить свое благосостояние также вело к феодальной раздробленности. В XII в. способствовала феодальной раздробленности и внешнеполитическая обстановка. Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ. Пройдет чуть меньше века, и Русь столкнется с грозным противником в лице монголо - татар, но процесс распада Руси к этому времени зайдет уже слишком далеко, организовывать сопротивление русских земель будет некому. Необходимо отметить важную особенность периода феодальной раздробленности на Руси. Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства, но в Западной Европе двигателем раздробленности была экономика. На Руси в процессе феодальной раздробленности политическая составляющая была главенствующей. Для того, чтобы получить материальную выгоду, местной знати - князьям и боярству - нужно было обрести политическую самостоятельность и укрепиться в своем уделе, добиться суверенитета. Главной силой разъединительного процесса на Руси стало боярство.
Вначале феодальная раздробленность способствовала подъёму земледелия во всех русских землях, расцвету ремесла, росту городов, бурному развитию торговли. Но со временем постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Разобщенность и постоянная вражда друг с другом привели к исчезновению многих княжеств, но главное, - стали причиной необычайных тягот для народа в период монголо-татарского нашествия.
Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское , Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика . Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель в будущем была возможность стать центром объединения всех русских земель.
№ 10 Культурное развитие средневековой Руси (X – XVI вв.).
Древнерусская мудрость как начальный этап развития отечественной мысли имеет ряд отличительных особенностей в качестве целостного культурно-исторического феномена. С одной стороны, она восприняла некоторые элементы восточнославянского языческого мировоззрения, многокомпонентного по своему составу, поскольку древнерусская народность формировалась с участием угрофинского, балтского, тюркского, нормандского, иранского этносов. По письменным, археологическим, этнографическим источникам специалисты (Б.А. Рыбаков, Н.Н. Велецкая, М.В. Попович) пытаются реконструировать дохристианскую картину мира и модель бытия.
С другой стороны, после принятия христианства в качестве официальной идеологии и вытеснения языческого типа мировидения на периферию сознания отечественная мысль интенсивно впитывала в себя и творчески перерабатывала через византийское и южнославянское посредничество теоретические положения, установки и концепции развитой восточно-христианской патристики.
От Византии,
хранительницы античного наследия, самой
развитой страны раннего средневековья,
Русь получила немало имен, образов,
понятий основополагающей для всей
европейской культуры эллинской
цивилизации, но не в чистом, а в
христианизированном виде и не в полном,
но в частичном варианте, поскольку
греческим языком владели немногие, а
имевшиеся переводы охватывали прежде
всего массив святоотеческой литературы.
Сочинения античных философов были
известны фрагментарно, по пересказам,
сборникам типа издававшейся в XIII в.
«Пчелы», часто лишь по именам. Одним из
исключений является наличие в древнерусской
среде переведенного на Балканах сочинения
Эпикте- та «Энхиридион» с комментариями
Максима Исповедника. Под названием
«Сотницы» оно было включено в многосторонний
обиход как аскетическое наставление
монашествующим
автора
Кондрашов Анатолий Павлович
Из книги
Средневековая Франция
автора
Поло де Болье Мари-Анн
От феодальной раздробленности…
Приблизительно к тысячному году от эпохи Каролингов осталось лишь далекое и полузабытое воспоминание. Централизованная власть хотя и принадлежала королю, являвшемуся одним из многих сеньоров, но не была основана на законной традиции Глава III
Управление на Руси в период феодальной ПАРАДОКСЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. ТЕОРИИ «ФЕОДАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
Подобную фрагментацию общества и государства называют «феодальной раздробленностью» и не без основания подчеркивают ее губительные последствия для государственного единства и силы публичной § 1. ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ Период феодальной раздробленности
Существенные изменения в развитии русского военно-инженерного искусства произошли в XIII в. Уже со второй половины XII в. письменные источники все чаще сообщают о «взятии копьем» русских городов, т. е. с помощью прямого штурма. Постепенно 7. ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ НОВГОРОДСКОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Феодальная раздробленность на Руси оформилась в к. первой трети XII в., после смерти великого князя Мстислава Владимировича Великого. Предпосылки для развития Преодоление феодальной раздробленности
Начавшийся в XIII в. процесс преодоления феодальной раздробленности представлял собой закономерное следствие подъема городов и сельского хозяйства. Следует подчеркнуть, что представление о «собирании земель» только из центра 18. Каковы черты феодальной раздробленности в Германия в ХI-ХV вв.?
Характерной чертой политической жизни Германии ХI-ХII вв. было укрепление системы территориальных княжеств. Преодолеть феодальную раздробленность стране не удавалось. Социально-экономические сдвиги в Метрология периода феодальной раздробленности Руси (XII–XV вв.)
Русские меры изучаемого периода характеризуются исключительным разнообразием, обусловленным общим ходом исторического развития Руси. Появились и закрепились местные единицы измерений. Местные меры Глава V
Период феодальной раздробленности 5. Усобицы в середине XII века и усиление феодальной раздробленности
1 августа 1146 г. Игорь со Святославом въезжают в Киев. К Игорю сейчас же являются делегаты от киевлян, уже готовых к присяге и собравшиеся у Туровой божницы. Делегаты выразили желание горожан перед присягой Глава IV
ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ СТРАНЫ
(начало III - конец Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.)
Вариант 11. Определите, какие из перечисленных явлений можно считать причинами феодальной раздробленностиа) усобицы князей;б) рост городов;в) укрепление собственности на землю;г) упадок хозяйства;д) Киевская Русь не являлась централизованным государством, её распад был закономерным. На Руси период феодальной раздробленности начинается с 30х г.г. XII в. В 1132 г. умирает великий князь киевский Мстислав (1125–1132), сын Владимира Мономаха. На месте единого государства возникли суверенные княжества, по масштабам равные западно-европейским королевствам. Раньше других обособились Новгород и Полоцк; вслед за ними- Галич, Волынь и Чернигов и т.д. Продолжался период феодальной раздробленности на Руси до конца XV в. Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, многообразны.
1. Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства
в экономике, способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них обеспечивала себя продуктами и потребляла их, товарный обмен отсутствовал. Росли и укреплялись города как новые центры. 2. Также существовали социально-политические предпосылки.
Представители феодальной верхушки
(боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевладельцев, стремились к политической самостоятельности
. Шел процесс "оседания дружины на землю". В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту
. Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань
взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; рента
взимается собственником земли с тех, кто проживает на этой земле и пользуется ею. В этот период изменяется система государственного управления: десятичная заменяется дворцово-вотчинной.
Формируются два центра управления: дворец и вотчина. Все придворные чины (кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно являются государственными должностями в пределах каждого отдельного княжества, земли, удела и пр. 3. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические
факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути "из варяг в греки", объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад. В XIII в. Киевское княжество,
серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает свое значение славянского государственного центра. В XII в. от него отделяется целый ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств. Внутри этих княжеств складывались более мелкие феодальные образования, процесс дробления углублялся. В XII-XIII вв. большое развитие получила система иммунитетов,
освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободного "отъезда", то есть право менять сюзеренов. Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны системам органов раннефеодальных монархий: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления. Последствия раздробленности.
С одной стороны, являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды. Однако Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы.
Становление и развитие Церкви в Русском государстве.В-8
Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Но крещение Руси не следует представлять, как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией, выразилось в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал жить митрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Киевский митрополит был главой церкви на Руси. Свою власть он осуществлял с собором епископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели право административного надзора над всеми епархиями (“епархия” – греч. “провинция”) русской церкви; вместе с собором они вершили суд над епископами, обвиненными в канонических преступлениях. О большинстве митрополитов XI столетия до нашего времени дошли крайне скудные сведения, об одних – просто упоминание в Летописи, о других известно чуть больше. Почти все митрополиты киевской эпохи были греками, то есть людьми греческой культуры. По мнению историка XIX века Е.Е. Голубинского “митрополиты, вступление которых на кафедру отмечено в летописях и о вступлении которых говориться как о приходе “приде митрополит”, все были греки”. Вероятно, многим из них славянский язык был либо совсем неизвестен, либо они им овладевали уже на Руси. Незнание языка не могло не затруднять их отношений с духовенством и народом. Но греческое происхождение первых митрополитов Киевских имело и благие последствия для Церкви и Русского государства. Их независимость от местного великого князя в известной мере ограждала церковь от неправомерного вмешательства в ее внутренние дела со стороны княжеской власти. А в эпоху, когда началось дробление русской земли на уделы, независимые от князей митрополиты оставались средоточием и символом единства Руси. В княжеских междоусобицах они являли себя миротворцами, гарантами соблюдения княжеских договоров. В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В начале они тоже были греческого или южнославянского происхождения. Но уже к середине XI их большинство стали составлять русичи. Что касается прав и обязанностей епархиального епископа Киевской Руси, то он, как этого требовали каноны, был верховным учителем паствы, первосвященником и главным начальником над клириками своей церкви. Кроме того, епископ был обыкновенно советником удельного князя в государственных делах. В княжеских распрях епископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствами они скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест для целования. Епископы участвовали и в поставлении князей на великокняжеский и удельные престолы. Таким образом, церковь через епископа благословляла князя на княжение. В князьях епископы видели защитников и слуг церкви, и когда те совершали клятвопреступления, беззакония и насилия, церковь их обличала. Коллегиальным помощником древнерусского епархиального архиерея был своеобразный пресвитериум – епархиальное духовенство собиралось в так называемое соборное воскресенье на “соборики”, которые обсуждали важнейшие церковно-административные и пастырские дела. Для ведения церковно-судебных, хозяйственных и финансовых дел привлекались и светские чиновники из бояр. Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после ее крещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количеству существовавших тогда церквей. Из летописей известно, что киевский пожар 1124 года истребил 600 церквей. Это известие говорит о том, что Киев в исторически малое время после крещения Руси по числу церквей сравнялся с древними центрами христианства. И в Киеве и во всех епархиях также устраивались монастыри, которые были основными поставщиками русского епископата. Влияние Церкви на становление государственности.В-8
О религиозно-нравственном облике древнерусского человека, может быть, вернее всего можно судить по хрестоматийному “Поучению” Владимира Мономаха. Это сочинение не епископа, не монаха, не духоносного избранника из мирян, а князя, церковью не прославленного, воззрения которого были типичны для всей княжеско-боярско-дружинной среды и близки к общенародным представлениям о жизни и ее высших ценностях. То обстоятельство, что Владимир Мономах был великим государственным деятелем, ничего не меняет, не выделяет его из среды, к которой он принадлежал, в которой складывался его нравственный облик. Чему же учит этот умудренный опытом человек своих детей? “Страх имейте Божий в сердци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру”. “Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицю оправите сами, и не вдайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убити его“. Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти - “аще будет повинен смерти”, то все равно “не погубляйте никакоже христьяны”. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн. Все споры можно решать добром. С теми же, кто жаждет войны (“мужами крови”), достойным князьям не по пути. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит ей почетное место. И так же понимали жизнь, свое назначение и свой долг современники Владимира Мономаха, русские люди XI – XII веков. Для спасения необходимо жить по совести. Нравственно, духовно Русь за одно столетие претерпела глубинный переворот, равного которому она уже не знала. Как писал А.И. Солженицын “Русь не просто приняла христианство, она полюбила его всем сердцем, она расположилась к нему всей душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в названии жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, с ним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам – свои предрассветья, его потам свою выдержку, его праздникам – свой досуг, его странника – свой кров и хлебушек”. На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси название Кормчей (одной из частей которой являлась потом Русская Правда). В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции. Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, Новые землевладельцы, новые землевладельческие обычаи, новые законы и суды. Для того чтобы оценить, какие происходили изменения, необходимо ознакомиться с некоторыми чертами общественного быта Руси в дохристианское время. Государство, в котором мы живем, имеет право и в то же время обязанность карать виновных за преступления и проступки и по возможности предупреждать всякое нарушение порядка и права. Вор или убийца отыскивается и наказывается независимо от того, просят об этом или не просят потерпевшие люди. В древнейшее время это было не так. Князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось “обидой”, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или его род. Человека защищал не князь, а свои, близкие ему, люди. Обычай “кровной мести” и вообще мести был так крепок и широко распространен, что его признавало даже тогдашнее законодательство. Иначе и быть не могло в таком обществе, где княжеская власть была еще слаба, где князь бывал иноплеменником и жил, окруженный дружиной таких же иноплеменников. Сами славяне имели такие же союзы и сообщества. Они жили или родами или общинами. Человек, принадлежавший к какому-нибудь союзу, пользовался защитой рода, общины, дружины, товарищества, и мало надеялся на князя. Лишенный покровительства своих близких, прогнанный из какого-либо сообщества, человек становился беззащитным, потому что никто не считал себя обязанным прийти к нему на помощь. Его можно было убить и остаться без всякого наказания и возмездия. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались изгоями, они были как бы “изжитые”, выкинутые из жизни люди. Роды жили замкнуто, чуждались один другого и враждовали между собой. Семейный быт отличался грубостью, тем более что везде существовал обычай многоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до своего крещения тоже придерживался этого обычая. Положение женщины в семье, особенно при многоженстве, было очень нелегко. В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Это существовало с незапамятных времен. Главным источником рабов был плен. Свободные назывались термином княжи мужи, рабы носили название челядь (в единственном числе – холоп). Положение рабов было очень тяжело, они рассматривались, как рабочий скот, не могли иметь собственного имущества. Холоп мог найти себе защиту только у своего господина, когда господин его прогонял или отпускал, раб становился изгоем и лишался покровительства и пристанища. В языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено. Грубая сила господствовала в обществе и человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения. Христианская церковь не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковной практикой она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: “воспрещать злым и казнить разбойников”. Князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, он должен блюсти в ней порядок. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они “имели приязнь” к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия. Церковь всячески поддерживала авторитет князей, смотря на них, как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобицах, духовенство старалось мирить и учить, чтобы они чтили старейших и не переступали чужого предела. Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собой пример Византии, где царская власть стояла очень высоко. Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образовала собою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. И как бы ни был, слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански – как на свободного человека. В церкви не существовало рабства: рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Применяя в своих судах законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек и христианин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. Постепенно изменялся и смягчался взгляд на раба, дурное обращение с рабами стало почитаться “грехом”. Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. В то время, как княжеская власть была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось, прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Предпосылки феодальной раздробленности. Особенности общественно политического строя Руси в период раздробленности.В-9
Особенности государственного строя Новгорода и Пскова. В-10
Э
ти государственные образования сложились на северо-западе Руси. Для них были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений:
значительный социальный и экономический вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал
. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское (псковское) боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями и с русскими княжествами. По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй
. Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях, потребовало создания более демократического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди
занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы
(хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с "заграницей" ("гости"). Городское население делилось на патрициат ("старейших") и "черных людей". Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях из смердов-общинников и зависимых крестьян (половников),
работающих "из полу" за часть продукта на господской земле; закладников,
поступивших в кабалу, и холопов. Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось через систему вечевых
органов
: в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти
(каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя
. На вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно
. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет, включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа. Высшими должностными лицами
"Господина Великого Новгорода" были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь. Посадник
-
исполнительный орган веча, избранный им на срок один ― два года. Он руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Тысяцкий
занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ
был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. (Основная его роль - духовное главенство в церковной иерархии). Князь
приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную; и судебную деятельность разделял с посадником. Князю по договорам с городом запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородских волостей своим приближенным, запрещалось управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан. Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управляющиеся на началах местной автономии.
Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород
. Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство.
Политическая и государственная организации Пскова повторяли новгородскую
: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого - два степенных посадника. Существовало шесть концов, двенадцать пригородов. Административное деление производилось на округа (губы), полости, села. Источниками права в этом регионе были: Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностранное законодательство. В результате кодификации XV в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты. От Новгородской
судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводстве. Судебными правами обладали все органы власти и управления (вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста). Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были: дьяки, приставы, "позовники", писцы, межники, подверники и др. Псковская судная грамота
1467 г. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное право, судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений
. Источники права периода феодальной раздробленности.В-12
В период феодальной раздробленности была принята Псковская Судная Грамота и Новгородская грамота (от нее сохранился фрагмент, посвященный процессуальному праву 70-е гг. 15 в.). Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были дьяки, приставы, писцы, межники, подверники. 1462 г. - первое упоминание о Псковской Судной Грамоте 1397 г. - согласно 2-му упоминанию (это начало работы над Псковской Судной Грамотой, а 1467 г. - окончательная дата). ПСГ датируется 1462 - 1467 гг. Псковая Судная Грамота состояла из 120 статей. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентировались гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассматривались некоторые виды политических и государственных преступлений, отсутствует деление на отрасли права и нет определений. Источниками являлись обычное право, грамоты князей Константина и Александра, а также вечевое законодательство, Русская Правда, судебная практика, иностранное законодательство. Со второй трети XII века до конца XV века на Руси длился период феодальной раздробленности. Главные предпосылки этого следующие: ослабление центральной власти киевского князя; укрепление власти феодалов на местах (восстание в Киеве - 1113 г. бедствие народа из-за усобиц князей); рост крупного феодального землевладения. У крупных феодалов появлялись свои дружины, аппарат управления, и в результате возникало желание отделиться от Киева. В период феодальной раздробленности ранее единая русская земля разделилась на ряд политических образований, каждое из которых управлялось своей княжеской династией. Распад единого политического организма начался ещё в XI веке, после смерти Ярослава Мудрого. В 1053 году, еще при жизни, он разделил Русь между тремя своими сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Однако Русь ещё продолжала восприниматься как единое целое, настоящая раздробленность наступила не ранее второй четверти XII века, после смерти сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого, в 1132 году. Его отцу и ему удавалось сдерживать сепаратистские устремления отдельных князей. Но и они уже не посягали на полную внутреннюю самостоятельность княжеств, а ограничивались требованием обязательного для всех князей участия в общерусских походах на внешних врагов, каковыми в то время были половцы. С западными противниками князья отдельных княжеств, как правило, справлялись сами, и лишь борьба с кочевыми племенами южных степных районов требовала концентрации всех сил Руси. Именно этим фактом объясняется то обстоятельство, что первыми добиваются самостоятельности земли и княжества, не граничившие с Диким Полем, как тогда на Руси называли степь, населённую кочевыми племенами. Раньше других выделяются Новгородская земля и Полоцкое княжество, позже возникает ещё около пятнадцати княжеств, крупнейшими из которых были: Ростово-Суздальское; Галицкое; Волынское; Черниговское; Рязанское; Переяславское. Следует отметить, что границы этих княжеств не совпадали с границами старых племенных княжений, что свидетельствует о сложении единой древнерусской народности в пределах государства Киевская Русь. С его образованием постоянно происходило перемещение населения из одних районов в другие. Особенно интенсивным был процесс переселения из Поднепровья на территории Волго-Окского междуречья. Одной из причин этого переселения являлась и половецкая опасность. Обособление княжеств привело к тому, что Киев - "мать городов русских" - постепенно терял роль общерусского центра, на местах вырастали новые города, становившиеся столицами новых княжеств. Таким, например, стал Владимир, основанный на реке Клязьме, быстро оттеснивший на второй план такие старые центры княжества, как Ростов и Суздаль. Владимирское княжество, где правили потомки Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, становится одним из сильнейших на Руси. Юрий Долгорукий претендует на великокняжеский стол в Киеве, который, хотя и потерял своё былое значение, но долго ещё считался самым престижным. Однако уже сын Юрия, Андрей, побеждая в междоусобных войнах, не стремится закрепиться в Киеве: политические реалии со временем оказываются сильнее традиций и престижа, и в крупнейших центрах складывается своя система великих княжений. Последствия феодальной раздробленности проявились во время агрессии соседей, который приходится на XI - XIII век, когда Русь испытала страшный удар монголо-татарских полчищ. Рыцари решили воспользоваться ослаблением русских княжеств и осуществить территориальные приобретения. Формально это осуществлялось под флагом крестовых походов, хотя русские земли давно уже были крещены. В это же время Русь подвергается нашествию огромного монгольского войска под командованием внука Чингисхана - Батыя. Захватив Среднюю Азию и Закавказье, монгольские отряды совсем близко подошли к русской земле. Войска Чингисхана перешли Кавказские горы и вторглись в южно-русские степи. Тут они встретились с половцами. Половские ханы обратились за помощью к русским князьям. Князья решили совместно выступить против отрядов Чингисхана и двинулись на помощь половцам. Битва произошла в мае 1223 года на реке Калке, недалеко от устья Дона. Русские отряды потерпели жесткое поражение. Татарские ханы положили доски на раненых и пленных, уселись на них и пировали, торжествуя победу. Результатом монголо-татарского нашествия явилось объединение русских земель и прекращение феодальной раздробленности. Перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества - земли. Позитивным моментом раздробленности являлось развитие регионов страны. К негативным последствиям можно отнести междоусобицы, борьба за территорию княжества, Русь оказалась обеспеченной накануне очередного нашествия кочевников.