Что написал каверин. Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия — Зильбер, Veniamin Aleksandrovich Kaverin). Как все начиналось

Краткая биография

Каверин Вениамин Александрович (настоящая фамилия Зильбер) (1902- 1989), писатель.

Родился 19 апреля 1902 г. в Пскове в семье военного музыканта. Учился в Псковской гимназии, школу закончил в Москве.
В 1920 г. переехал в Петроград; занимался одновременно на историко-философском факультете Петроградского университета и в Институте восточных языков (окончил в 1923- 1924 гг.).
С молодости Каверин дружил с писателем Ю. Н. Тыняновым, на сестре которого был женат; именно Тынянов посоветовал ему после неудачных поэтических опытов обратиться к прозе.
Уже первый его рассказ «Одиннадцатая аксиома» (1920 г.) привлёк внимание М. Горького. В 1921 г. Каверин вошёл в группу «Серапионовы братья», объединившую молодых литераторов. В их альманахе появилась повесть «Хроника города Лейпцига за 18… год», написанная Кавериным в духе Э. Т. А. Гофмана.
Напряжённую писательскую работу Вениамин Александрович совмещал с занятиями наукой; в 1929 г. он защитил кандидатскую диссертацию по филологии.
В годы Великой Отечественной войны Каверин был фронтовым корреспондентом на Северном флоте. Многие эпизоды военной жизни позже легли в основу его рассказов. После победы писатель жил в Москве.
В литературе он занимал независимую позицию, его высказывания в защиту свободы творчества, о необходимости уважения к писательскому труду вызывали недовольство у властей. В своих книгах он ставил вечные вопросы борьбы добра и зла, любви и ненависти, научной честности и приспособленчества. Его произведения отличаются захватывающими сюжетами, в них действуют яркие герои, причудливо переплетаются судьбы и обстоятельства.
Славу Каверину принесли романы «Исполнение желаний» (1934-1936 гг.), «Два капитана» (1938-1944 гг.), «Открытая книга» (1949-1956 гг.).
За «Два капитана» он получил Сталинскую премию (1942 г.); книга выдержала десятки изданий, две экранизации. На сюжет романа поставлен мюзикл «Норд-Ост» (2002 г.).
Каверину принадлежат также повести «Двойной портрет» (1964 г.), «Школьный спектакль» (1968 г.), «Верлиока» (1982 г.), «Загадка» (1984 г.); романы «Перед зеркалом» (1972 г.) - о русской художнице- эмигрантке, «Двухчасовая прогулка» (1978 г.) - о проблеме нравственности в науке, «Над потаённой строкой» (1989 г.) - о военной поре.
До конца жизни он писал мемуары «Письменный стол».
Умер 2 мая 1989 г. в Москве.

Цитаты

Правду трудно доказывать именно потому, что она не требует доказательств.

Когда в жизни случается неприятность, нужно только объяснить себе ее причину - и на душе станет легче.

В основе одиночества лежат разочарование, ненависть, злоба.

Математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению.

Каждый человек – загадка не только для других, для себя. Увидеть себя со стороны удается немногим, и те, кому это удается, иногда приходят к ложным представлениям, оправдывая то, что не заслуживает оправдания.

Интересные факты о романе В.А. Каверина «Два капитана»

Девиз романа - слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения «Улисс» английского поэта Альфреда Теннисона (в оригинале: To strive, to seek, to find, and not to yield).

Эта строка также выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу, на вершине холма Обсервер.

Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым, которая произошла в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство - с удивительной определенностью цели, - вспоминал писатель. - Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашёв рассказал Каверину о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

И история Сани Григорьева детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева впоследствии известного генетика, профессора Ленинградского университета. «Даже столь необычные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною», - признался автор- «Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, потом юноши и взрослого человека сохранены в «Двух капитанах». Но детство его проходило на Средней Волге, школьные годы – в Ташкенте – места, которые я знаю сравнительно плохо. Поэтому я перенёс место действия в свой родной городок, назвав его Энском. Недаром же мои земляки легко разгадывают подлинное название города, в котором родился и вырос Саня Григорьев! Мои школьные годы (последние классы) протекли в Москве, и нарисовать в своей книге московскую школу начала двадцатых годов я мог с большей верностью, чем ташкентскую, которую не имел возможности написать с натуры.»

Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Яковлевич Клебанов, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства. Из биографии Клебанова писатель взял историю полёта в становище Ванокан: в пути неожиданно началась пурга, и катастрофа была неминуема, если бы лётчик не использовал придуманный им тут же способ крепления самолёта.

Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока» под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна» под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес» с участием Владимира Русанова.

«Для моего «старшего капитана» я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – всё, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей «Св. Марии» совершенно точно повторяет дрейф брусиловской «Св. Анны». Дневник штурмана Климова, приведённый в моём романе, полностью основан на дневнике штурмана «Св. Анны», Альбакова – одного из двух, оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции» - писал Каверин.

Несмотря на то, что книга вышла в годы расцвета культа личности и в целом выдержана в героической стилистике соцреализма, имя Сталина упоминается в романе всего один раз (в главе 8 части 10).

Героям романа «Два капитана» в 1995 году установлен памятник в родном городе автора, Пскове (выведен в книге под названием Энск).

18 апреля 2002 года в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана».

В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа Площадью «Двух капитанов». Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова. Кроме того, именно в Полярном состоялась финальная встреча главных героев романа - Кати Татариновой и Сани Григорьева

(настоящая фамилия - Зильбер) (1902-1989)

русский писатель, драматург, мемуарист

В сознании массового читателя Каверин Вениамин Александрович является автором одного произведения: обычно вспоминают его роман «Два капитана», который выдержал 42 издания за 25 лет. О других произведениях говорят гораздо реже. В то же время Каверин - яркое явление в истории отечественной культуры, но значение его личности в развитии литературы и искусства осознано еще в недостаточной степени.

Сама его семья может стать предметом для особого разговора. Вениамин родился в Пскове и был младшим, шестым ребенком в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Мать закончила Московскую консерваторию, ее брат был известным пианистом. Хотя она не работала по специальности, но очень много сделала в плане музыкального просветительства. Она организовала в Пскове музыкальный магазин и приглашала в город знаменитостей.

Естественно, что всех детей учили музыке. Поэтому брат Александр стал композитором, а сестра Елена - музыковедом. Особое влияние на Вениамина оказал его старший брат Лев и круг его друзей, среди которых был будущий знаменитый писатель и ученый Юрий Тынянов .

Сам Лев Зильбер тоже многого добился в жизни. Он стал одним из создателей вирусной теории рака, открыл и описал возбудителя дальневосточного клещевого энцефалита и тем самым предотвратил эпидемию. За свои заслуги Л. Зильбер был удостоен звания академика.

Прежде чем стать писателем, Вениамин, закончив школу, продолжил учебу сразу в двух институтах - на этнолого-лингвистическом отделении филологического факультета Петроградского университета, который закончил в 1924 году, и на арабском факультете Института живых восточных языков. Его он закончил годом раньше. Вениамин Каверин практически не участвовал в революционных событиях, не воевал во время гражданской войны, друзья даже называли его «книжным мальчиком».

Но зато этот человек сразу же попал в благоприятную литературную среду. Его сестра вышла замуж за Ю. Тынянова, сам он женился на сестре Тынянова. В доме бывали крупнейшие деятели культуры той поры - Е. Поливанов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум. Каверин учился не только у них, но и у своих друзей - Михаил Зощенко , Н. Тихонова, К. Федина, которые впоследствии образуют литературную группу под названием «Серапионовы братья».

Свою литературную деятельность Вениамин Каверин начинает со стихов, и пишет их прилежно, установив для себя определенную ежедневную литературную норму. Однако вскоре по совету Ю. Тынянова переходит на прозу и к стихам больше не возвращается.

Уже первые литературные опыты Вениамина Александровича Каверина обратили на себя внимание и были отмечены положительно. В 1920 году он получил третью премию Дома литераторов за рассказ «Одиннадцатая аксиома». Как и многие другие начинающие писатели, Каверин решил показать свои произведения Горькому, который отметил, что у молодого человека «есть все для того, чтобы стать оригинальным писателем». Уже в первых рассказах проявились и основные особенности прозы Вениамина Каверина: он всегда избирал острый, динамичный сюжет, тяготел к фантастическим и просто необычным коллизиям, особое внимание уделял нравственным проблемам.

После окончания института, Каверин в течение шести лет занимался научной работой. В 1929 году он написал диссертацию под названием «Барон Брамбеус», посвященную О.И. Сенковскому, которую в том же году опубликовал в виде книги. В дальнейшем Вениамин Каверин постоянно выступал с научными и критическими статьями по актуальным проблемам современной литературы. Пушкинское творчество и современные нравственные проблемы соединились под пером писателя в романе «Исполнение желаний» (1934-1936).

В тридцатые годы Вениамин Александрович Каверин начал писать произведения и для детей. Он одновременно сочиняет сказки и пишет роман «Два капитана». Правда, из-за начавшейся войны работа затянулась. Вторую книгу Каверин завершает только в 1944 году, а в 1945 году публикует уже весь роман.

В этом произведении многое было непривычным и новым. История Сани Григорьева, его становление как личности и профессионального летчика наслаивается на историю предпринятого им поиска пропавшей экспедиции.

Вениамин Каверин строит свой роман не только на сочетании нескольких сюжетных линий, но и как сложное, многостилевое повествование, в котором переплетаются черты разных литературных жанров. Почти детективная история давнего предательства построена по канонам приключенческого романа тайн. В то же время автор соединяет стилистику романа воспитания с элементами производственного романа, отражая духовное становление главного героя. Динамику действия усиливают мастерская проработка сюжета, постоянное переплетение судеб героев, смена рассказчиков и формы повествования, которое ведется то от первого, то от третьего лица.

Предложенная Кавериным новая схема сюжетного построения традиционного романа воспитания и разнообразие стилевых решений вызвали неоднозначные отзывы о романе в критике. Критики обрушились на него с рядом негативных рецензий, даже упрекая Вениамина Каверина в чрезмерной развлекательности.

Однако Вениамин Александрович Каверин всегда считал себя писателем сюжетным. Хотя основная его жизнь протекала в стенах кабинета и, кроме чтения, увлечением была только музыка, он вовлекал своих героев в самые замысловатые приключения. Так, в романе «Открытая книга» (1956) вместе с героиней Татьяной Власенковой, прототипом которой была академик АМН СССР З.В. Ермольева, мы открываем пенициллин.

В романе «Перед зеркалом» знакомимся с удивительной историей художника. Автор создает ее на основе переписки, которая расшифровывается буквально на глазах читателя. Каверин повсюду лиричен и в то же время исторически конкретен. Его герои переживают сложные душевные драмы, характерные для человека XX века, когда люди часто оказывались перед необходимостью сделать нравственный выбор. Перед таким же выбором стоял и сам писатель. Вениамин Каверин предпочел отправиться на фронт военным корреспондентом. И прошел войну до конца, хотя на его руках оказались две семьи - его собственная и Ю. Тынянова, который был неизлечимо болен.

Особое место в творчестве Каверина заняли его «школьные повести» - «Загадка» (1984) и «Разгадка» (1985). Сам писатель называл их рассказами, однако по стилю и сюжетной организации они гораздо ближе к повестям. В центре - проблема самоопределения молодого человека в окружающем его мире. Каверин отстаивает право героя на собственное мировосприятие, формирование своего отношения к жизни.

Поскольку писатель был в центре многих интересных событий своего времени, он не мог не обратиться к жанру воспоминаний и писал их на протяжении почти двух десятилетий, создав около десяти книг.

Особое место в творчестве Вениамина Каверина занимают сказки. Они стали естественным продолжением его интереса к фантастике, зародившегося еще в 20-е гг. Писатель не просто работал в этом жанре более сорока лет, но и постоянно искал новые жанровые формы для отражения восприятия сказочного мира как реального.

Он проложил своеобразную ниточку от сказок Андерсена и скандинавских писателей к современной литературной форме. Сказки Каверина «Ночной сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году» (1981) окрашивает присущий всему его творчеству оттенок иронии. Только здесь он соединяется со сказочными мотивами и образами, как бы предупреждая читателя: «сказка ложь, да в ней намек». Сказки Вениамина Каверина отличает максимальное приближение к реалиям повседневной жизни. Сказочные черты героев всегда соответствуют их человеческим качествам. Для их характеристики автор использует разнообразные стилевые приемы: различные виды деталей, тонкую игру эпитетов, символику цвета и звука, оригинальные метафоры.

Параллельно с работой над сказками Каверин пишет повесть «Верлиока» (1982), также основанную на фольклорном материале. В ней писатель вновь прибегает к синтезу жанров, соединяя элементы мифа и притчи. Правда, теперь он использует лишь фольклорную символику, отталкиваясь от которой создает оригинальное повествование, где реальность соединена с вымыслом, а ирония - с гротеском.

Каверин Вениамин Александрович дожил до глубокой старости, продолжая работать до конца своих дней.

Вениамин Александрович Каверин – русский советский писатель, драматург и сценарист. Член литературной группы «Серапионовы братья» и лауреат Сталинской премии. Автор культовой книги для многих поколений молодежи – романа «Два капитана», которым зачитывались миллионы.

Вениамин Зильбер – так звучит настоящее имя прозаика – взял творческий псевдоним Каверин. А вместе с ним унаследовал от прототипа – гусара и дуэлянта Петра Каверина, приятеля юного , выведенного им под своей фамилией в «Евгении Онегине» – прямоту и нежелание идти на компромиссы.

Детство и юность

В Пскове и без того не маленькое семейство ждало прибавление: к двум дочерям и сыну прибавилось еще три мальчика, младшим из которых и был будущий прозаик. Позже писатель назовет свою семью сложной, недружной, но по-своему замечательной и заметной в провинциальном городке.


Глава семейства был человеком талантливым, музыкально одаренным. В казарме, где Зильбер-старший репетировал с оркестром армейские марши, проходило две трети суток. Так что с домашним хозяйством и шестью отпрысками, как могла, управлялась Анна Григорьевна, мама.

Как и муж, Анна была музыкально-одаренной и образованной женщиной. Выпускница московской консерватории виртуозно играла на рояле и спасала чахлый семейный бюджет платными уроками музыки.


Энергичная, интеллигентная Анна Зильбер-Дессан организовывала в провинции концерты известных артистов. Благодаря ей в Пскове побывали Вера Комиссаржевская и . Все дети умели играть на разных инструментах, много читали и с любопытством внимали дискуссиям взрослых, обсуждавших культурные события в городе или стране.

Младший и весьма любознательный Вениамин прислушивался к разговорам братьев и их друзей – будущих литераторов и ученых Юрия Тынянова, Августа Летавета и Мирона Гаркави.


В 1912 году Каверин поступил в местную гимназию. Поступление далось мальчику непросто: с рождения гуманитарий, он дважды провалил экзамен по арифметике. Проведенные в стенах гимназии 6 лет запомнились яркими событиями.

Детство закончилось зимой 1918-го, когда в Псков вошли немцы. Уходить от суровой действительности помогали книги. Молодежь – реалисты, семинаристы, студенты – спорили о творчестве , и . Авторитетом для юного Каверина был Юрий Тынянов, взявший в жены сестру Елену. Тынянов раскритиковал полудетские стихи 13-летнего Вени, хотя и отметил хороший слог. Он первым посоветовал Каверину писать прозу.

Литература

В 1919-м будущий литератор отправился с братом в Москву, где вскоре стал студентом университета. По рекомендации Тынянова в 1920-м перевелся в университет Северной столицы и в том же году поступил в Институт восточных языков.

Вениамин Каверин знакомился с поэтами, рифмовал сам, посещал семинары, лекции и, наконец, решился продемонстрировать таланты: на конкурс, объявленный Домом литераторов, подал рассказ «Одиннадцатая аксиома», за который получил премию. Рассказ начинающего писателя отметил Горький.


«Брата Алхимика», как именовали Каверина, критиковали за пристрастие к сюжету и чрезмерное увлечение стилем. Бичевал мэтров и Вениамин: Ивана Тургенева называл «главным литературным врагом» и саркастично заявлял, что «из русских писателей» больше всего любит и .


В 1923-м в творческой биографии молодого прозаика случилось знаковое событие: Вениамин Каверин издал первую книгу рассказов, назвав ее «Мастера и подмастерья». Следивший за творчеством молодого дарования Горький назвал коллегу «оригинальнейшим писателем».

Вениамин Каверин, как лучший из выпуска, остался в университетской аспирантуре: филолога привлекали малоизвестные русские авторы начала XIX века. В 1929 году с блеском защитился в Институте истории искусств. В начале 1930-х литератор сочинил пьесы, которые взяли в репертуар именитые режиссеры. предлагал Каверину сотрудничество, но тот отказался, сосредоточив силы на повестях и романах.


Первый трехтомник Каверина вышел, когда автор отметил 28-летие. Но в 1930-е талантливого прозаика объявили писателем-«попутчиком» и обвинили в «жажде буржуазной реставрации». На подобные обвинения в те годы следовало реагировать, чтобы не попасть в жернова репрессий. Вениамин Каверин смирил гордыню и написал роман «Исполнение желаний». Книгой зачитывались, но автор назвал сочинение «инвентарем назидательности».

Этот роман и последовавший за ним «Два капитана» спасли Каверина от горькой судьбы брата Льва Зильбера, академика, трижды побывавшего в лагерях. По слухам, роман похвалил . Каверину вручили премию имени вождя. При этом автор умудрился ни разу не вспомнить в романе партию, комсомол и самого правителя. Книга стала самым известным произведением прозаика.


В годы Великой Отечественной войны писатель побывал на Ленинградском фронте и Северном флоте как корреспондент «Известий». Пережитое нашло отражение в книгах, вышло продолжение «Двух капитанов».

В 1946 году вышло постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором назвал Михаила Зощенко и «подонком» и «блудницей». Прежние друзья, встретив опальных литераторов, спешили перейти на другую сторону улицы. Но не изменилось отношение к старому другу у Каверина, называвшего Зощенко одним из лучших писателей современности. Вениамин Каверин выручал опального коллегу, помогая деньгами.


В 1947-м писатель покинул Ленинград и перебрался в столицу. Жил в Переделкино и трудился над трилогией «Открытая книга». Роман о становлении микробиологии вышел в 1948 году и понравился читателям. Но критики и коллеги-литераторы встретили книгу разгромной критикой. Авторы 14 рецензий и статей объявили роман враждебным социалистическому строю.

В 1954 году, на 2 писательском съезде, Вениамин Каверин призвал уважать свободу творчества и дать справедливую оценку наследию и Юрия Тынянова. В 1956-м в альманахе «Литературная Москва» вышел 2 том «Открытой книги». Времена изменились, продолжение романа встретили спокойно.


В 1960-е Вениамин Каверин в «Новом мире», возглавляемом Александром Твардовским, опубликовал статьи, в которых пытался реабилитировать Зощенко. В 1970-е выступил в защиту .

В 1972 году прозаик подарил читателям поразительно искренний роман «Перед зеркалом», а в 1976-м – повесть «Освещенные окна». Творческое наследие Вениамина Каверина – это и замечательные сказки «Верлиока», «Немухинские музыканты», «Песочные часы».


Писатель не был диссидентом, хотя не раз мужественно защищал коллег, попавших в опалу. Предельно откровенную оценку строю и прогнувшимся под него литераторам дал в книге мемуаров «Эпилог», которую написал «в стол» в 1970-е. Жесткой критике подверглись , .

О публикации «Эпилога» в стране не могло быть и речи, но печатать мемуары за границей Каверин не хотел. Он передал рукопись на сохранение изгнанному из СССР . Книга вышла в 1989 году на родине. Каверин дождался сигнального экземпляра.

Личная жизнь

В 1922-м молодой писатель женился на Лидии Тыняновой, сестре друга Юрия Тынянова. В счастливом и продолжительном браке у пары родились двое детей – Николай и Наталья.


Дети не пошли по стопам родителей (Лидия Николаевна писала для детей) и выбрали медицину. Сын и дочь стали профессорами, защитили докторские степени.

Смерть

Вениамин Каверин писал до последних дней жизни, но осуществить все замыслы не успел. Последняя, прощальная, книга – о Тынянове, дружбу с которым Вениамин Александрович пронес через всю жизнь.


Писатель умер весной 1989-го, прожив 87 лет. Похоронили автора «Двух капитанов» на Ваганьковском кладбище.

Библиография

  • 1923 – «Мастера и подмастерья»
  • 1925 – «Девять десятых судьбы»
  • 1925 – «Конец Хазы»
  • 1928 – «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»
  • 1929 – «О. И. Сенковский (Барон Брамбеус)»
  • 1931 – «Художник неизвестен»
  • 1934-1936 – «Исполнение желаний»
  • 1938-1944 – «Два капитана»
  • 1949-1956 – «Открытая книга»
  • 1957-1959 – «Неизвестный друг»
  • 1960 – «Кусок стекла»
  • 1962 – «Семь пар нечистых»
  • 1962 – «Косой дождь»
  • 1963-1964 – «Двойной портрет»
  • 1972 – «Перед зеркалом»
  • 1978 – «Двухчасовая прогулка»
  • 1983 – «Наука расставания»

Память

  • В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin)
  • Памятник литературным героям романа «Два Капитана» - Татаринову и Григорьеву – расположен в городе Пскове, в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина
  • Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В. А. Каверина

КАВЕРИН, ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1902–1989), наст. фамилия Зильбер, русский советский писатель. Родился 6 (19) апреля 1902 в Пскове в семье военного музыканта, капельмейстера полка. В 1912–1918 учился в Псковской гимназии. В 1919 приехал в Москву , окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В.И.Иванова , встречался с А.Белым , бывал на литературных вечерах с участием В.Я.Брюсова , С.А.Есенина , В.В.Маяковского . В 1920, по совету Ю.Н.Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал В Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э.Мандельштама и В.Б.Шкловского оставил версификационные опыты. Обратившись к прозе, в 1920 представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ Одиннадцатая аксиома и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М.Горького , который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения.

Важную роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», возникшей в 1921. Здесь наиболее близким ему по творческим устремлениям оказался Л.Н.Лунц, литератор универсального склада, тяготевший к остросюжетным построениям и выдвинувший лозунг «На Запад!» Каверин в ту пору тоже провозглашал: «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона». Первое опубликованное произведение Каверина – Хроника города Лейпциг , выдержанное в иронически-фантастическом «гофмановском» колорите, – увидело свет в составе альманаха «Серапионовы братья» в 1922. В том же году Каверин женился на Л.Н.Тыняновой (1902–1984), впоследствии детской писательнице.

Первая книга писателя – Мастера и подмастерья , состоявшая из шести новелл, – вышла в 1923 и два года спустя была переиздана под названием Рассказы . Рассказы и небольшие повести Каверина печатались также в периодике. Ранняя новеллистика Каверина отмечена смелостью творческой фантазии, калейдоскопическим обилием разноликих персонажей, гротескностью их превращений, парадоксальной игрой с фабулой. Наиболее значительные произведения той поры: Пятый странник , Пурпурный палимпсест , Столяры , Бочка , Большая игра , Ревизор – были отобраны автором в 1980 для первого тома Собрания сочинений.

«Чтобы стать очень оригинальным писателем, Каверину нужно перевезти свой Нюрнберг хотя бы в Петербург, немного раскрасить свое слово и вспомнить, что это слово – русское», – писал в 1923 Е.И.Замятин. И сам Каверин ощутил внутреннюю потребность в большей мотивированности характеров и ситуаций, в четком и ясном языке повествования. Переход к новой творческой манере ощутим в повести Конец хазы , где автор, по словам Горького, «смело шагнул в сторону от себя». Такие решительные шаги «в сторону» от уже обретенной системы приемов были характерны для творческого пути Каверина.

До конца 1920-х годов Каверин совмещал литературную работу с научной: по окончании университета был оставлен в аспирантуре, в 1929 выпустил книгу Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения » (2-е изд. 1966), являвшуюся одновременно диссертацией, принесшей автору звание научного сотрудника первого разряда. Филологический опыт Каверина нашел применение в его первом романе Скандалист, или Вечера на Васильевском острове (1928), где обрисована духовная атмосфера 1920-х годов. Главный герой романа, Виктор Некрылов, отчетливо спроецирован на реальную фигуру В.Б.Шкловского, определенные прототипы имеются и у других персонажей.

К исследованию вечных противоречий бытия на современном материале Каверин обратился в повести Черновик человека (1929), в романе Художник неизвестен (1931), где раскрыта драма русского авангарда, а в главном герое Архимедове воплощены некоторые черты В.В.Хлебникова и Н.А.Заболоцкого. В романе Исполнение желаний (1936) на первый план выходит проблема таланта и славы.

Самое известное произведение Каверина – роман Два капитана (1936–1944) – отмечен динамичностью сюжета, максималистски-четким противопоставлением характеров, неподдельным романтическим пафосом, ничего общего не имеющим с советской идеологической риторикой. Ставшая знаменитой формула «Бороться и искать, найти и не сдаваться» восходит к стиху А.Теннисона, ставшему девизом английского исследователя Антарктиды Р.Скотта.

На 2-м съезде писателей в 1954 Каверин выступил со смелой речью, призывая к свободе творчества, к справедливой оценке наследия Ю.Н.Тынянова и М.А.Булгакова. В 1956 – один из организаторов альманаха «Литературная Москва». В 1960-е годы поместил в возглавляемом А.Т.Твардовским «Новом мире» повести Семь пар нечистых и Косой дождь (обе 1962), статьи, в которых стремился воскресить память о «Серапионовых братьях», реабилитировать М.М.Зощенко. В 1970-е годы Каверин выступал в защиту А.И.Солженицына и других опальных литераторов.

Сюжеты романов Открытая книга (1946–1954, окончат. редакция 1980) и Двойной портрет (1963–1964) связаны с драматической судьбой биологической науки в советское время. С 1970-х годов Каверин обратился к истории культуры – как в художественных произведениях (роман Перед зеркалом , 1972), так и в мемуарных книгах Освещенные окна (1970–1976), В старом доме (1971), Вечерний день (1977–1978), Письменный стол (1985), Эпилог (1989).

В 1979 закончил работу над детской книгой Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча неизвестном году , а затем написал сказочную философскую повесть Верлиока (1981). Романы Наука расставания (1982) и Над потаенной строкой (1988) основаны на переосмыслении военного опыта. В 1980-е годы написан ряд рассказов, посвященных современному юношеству: Загадка и Разгадка (1983), Летящий почерк (1984), повесть о молодом литераторе Силуэт на стекле (1987).

Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за Ю. Н. Тынянова, одноклассником которого был старший брат Каверина Лев Зильбер, впоследствии - крупный советский вирусолог. Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 - после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова. Сын - Николай Вениаминович Каверин (род. 1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заведующий лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. Дочь - фармаколог.

14 августа 1912 года, по результатам приёмных испытаний, Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. В «Освещённых окнах» он писал: «Нельзя сказать, что я был ленив - учился на тройки, четвёрки. Кроме математики, мне легко давались почти все предметы». Тем не менее, по протоколу педагогического совета от 11 мая 1916 года из сорока учеников третьего «б» класса только четыре гимназиста получили награду второй степени, в том числе и Вениамин Зильбер. Учился в Псковской губернской гимназии Вениамин Зильбер 6 лет.

Затем, он окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».

Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» - раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.

Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953-1956) посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940-1945, Сталинская премия, 1946), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.

В 1958 был едва ли не единственным крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии.

Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.

Адреса в Ленинграде

1930-1946 - дом Придворного конюшенного ведомства - набережная канала Грибоедова, 9.

Произведения

Романы, повести

  • «Мастера и подмастерья», сборник (1923)
  • «Конец Хазы», роман (1926)
  • «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928).
  • «Художник неизвестен», роман (1931) - один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
  • «Исполнение желаний» роман (книги 1-2, 1934-1936; новая редакция 1973).
  • «Два капитана» роман (книги 1-2, 1938-1944)
  • «Открытая книга» роман (1949-1956).
  • «Семь пар нечистых» повесть (1962)
  • «Косой дождь» повесть (1962)
  • «Двойной портрет», роман (1967) - рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
  • «Перед зеркалом», роман (1972) - раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы
  • «Наука расставания», роман (1983)
  • «Девять десятых судьбы»

Сказки

  • «Верлиока» (1982)
  • «Городок Немухин»
  • «Сын стекольщика»
  • «Снегурочка»
  • «Немухинские музыканты»
  • «Лёгкие шаги»
  • «Сильвант»
  • «Много хороших людей и один завистник»
  • «Песочные часы»
  • «Летающий мальчик»
  • «О Мите и Маше, о Веселом трубочисте и Мастере золотые руки»

Воспоминания, эссеистика

  • «Здравствуй, брат. Писать очень трудно...». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)
  • «Собеседник». Статьи (1973)
  • «Освещенные окна» (1976)
  • «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)
  • «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)
  • «Счастье таланта» (1989)

Награды и премии

  • орден Ленина (1962)
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды
  • орден Дружбы народов
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Два капитана»

Издания

(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)

  • Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923.
  • Рассказы. М. Круг. 1925.
  • Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926.
  • Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с.
  • Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931.
  • Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с.
  • Художник неизвестен. Л. 1931.
  • Черновик человека. Рассказы. Л. 1931.
  • Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937.
  • Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939.
  • Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941.
  • Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941.
  • Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с.
  • Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942.
  • Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с.
  • Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с.
  • Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с.
  • Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943.
  • Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950.
  • Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953.
  • Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960.
  • Три сказки. М. Детгиз. 1960.
  • Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с.
  • Очерк работы. М. Советская Россия. 1964.
  • Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с.
  • Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972.
  • Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976.
  • Освещенные окна. М. Современник 1976 г. 380 с.
  • Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с.
  • Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с.
  • Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982.
  • Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с.
  • Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с.
  • Сказки. Баку. Гянджлик. 1986.
  • Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989.
  • Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с.
  • Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с.
  • Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980-1983.

Экранизации и постановки

  • 1955 - «Два капитана» (реж. Владимир Венгеров).
  • 1973 - «Открытая книга» (реж. Владимир Фетин).
  • 1976 - «Два капитана» (реж. Евгений Карелов).
  • 1977-1979 - «Открытая книга» (реж. Виктор Титов).
  • 1978 - Поворот - (реж. Вадим Абдрашитов)
  • 1981 - «Немухинские музыканты» (реж. Мария (Мариэта) Муат).
  • 1989 - «Легкие шаги» (реж. Елена Машкара)
  • 2001 - мюзикл «Норд-Ост» (по роману «Два капитана», авторы Алексей Иващенко и Георгий Васильев)

Память

  • В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin).
  • Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В.А. Каверина. В 1943-44 гг на Северном флоте, в Полярном В.А. Каверин служил, будучи военкором «Известий». Здесь же была написана вторая часть романа. Действие другого романа В.А. Каверина - «Наука расставания» (1983) происходит во фронтовом Полярном, его главный герой - военкор Незлобин.