Братья манн. Томас Ман: стратег торговли. Литературный Нобель. Томас Манн

Фамилия «Манн» широко известна в литературных кругах. К этому семейству относится Генрих - романист, драматург; Эрик, Клаус и Голо - литераторы; наконец, обладатель таких премий, как Нобелевская и Антонио Фельтринелли, - Томас.

Манн Томас, краткая биография которого поражает своей насыщенностью и противоречивостью, и станет объектом рассмотрения.

Мастер эпического романа

Существует мнение, что Будденброкам как общественному типажу противопоставлен художник. Это действительно так, однако ошибочно считать, что Томас Манн отдает предпочтение последнему. Ни бюргерство, ни художник у Манна не в почете.

Общественное признание: Нобелевская премия

Признание пришло к Томасу Манну не сразу. Известно, что в год выхода было куплено всего 100 экземпляров семейного романа «Будденброки». Зато через 30 лет, в 1929-м, именно благодаря ему писатель навеки вписал свое имя в перечень Нобелевских лауреатов.

Уже при жизни произведения Томаса Манна стали называться классическими.

После присуждения премии роман «Будденброки» был выпущен миллионным тиражом.

Начиная с 1933 года, биография Томаса Манна стала биографией человека, на которого равнялись молодые писатели. Манн ездил по стране и читал лекции, включая в них отрывки из собственных произведений.

Томас Манн: биография, творчество - все воедино слито

Вторым успешным творением Томаса Манна стало произведение «Тонио Крегер», вышедшее в сборнике «Тристан» (1903 г.). В нем автор опять продемонстрировал волновавшие его противоречия между миром творчества и миром буржуазным.

Можно сказать, что жизнь и творчество для Манна были неразрывно связаны. Роман «Будденброки» стал не единственным произведением, в котором отразились личная жизнь и мнение писателя.

Таковой является и пьеса «Флоренция», вышедшая в 1907 году. Ее герои говорят устами писателя, озвучивая его мнение о современном Томасу буржуазному миру.

Аналогичный взгляд на общество присущ большинству его произведений, но наиболее близким к пьесе является роман «Королевское высочество». Томас Манн написал, что в нем он «проповедует человечность».

Благонадежный семьянин и отец, поклонник однополой любви

Томас Манн, биография которого пестрит противоречиями в идеологических пристрастиях, интересен не только своим творческим наследием, но и сексуальными предпочтениями.

Главное противоречие, проявившее на любовном фронте, - это внешняя семейная идиллия и пристрастие к однополой любви.

Обнародованные после смерти писателя дневники и переписки представили Томаса Манна в пугающем свете.

Из них следовало, что лауреат Нобелевской премии, отец шестерых детей, Пауль Томас Манн питал глубокий интерес к представителям мужского пола. Причем интерес этот не ограничивался интеллектуальными познаниями, которыми еще при жизни характеризовался Манн Томас.

Краткая биография писателя не дает нужной информации, и это подтолкнуло исследователей к детальному изучению его жизни.

Кого любил Томас Манн?

Первые признаки странной любви к мальчикам проявились еще в юном возрасте. Четырнадцатилетний Томас питал безответное чувство в своему однокласснику - Арниму Мартене.

Второе безответное чувство зародилось через два года. Обучаясь в Англии, Пауль влюбился в сына учителя физкультуры.

Единственный роман, который, по мнению исследователей, был далеко не платоническим, - это связь с художником Паулем Эренбергом. Отношения продолжались в течение 5 лет (с 1899 по 1904 гг.) и прекратились после того как писатель вступил в законный брак с Катей Принсгейм.

Несмотря на свои пристрастия, Томас Манн страстно желал иметь семью и детей. Однако даже сильнейшая любовь к супруге не мешала ему заглядываться на мужчин. Из дневников писателя известно, что мысли о красоте мужского тела не покидали его до конца его дней.

Последним увлечением был Франц Вестермайер. 75-летний Томас Манн засыпал и просыпался с мыслями о баварском кельнере. Но все ограничилось только мечтами.

Экранизации произведений Томаса Манна

Произведения, принадлежащие перу писателя, стали экранизировать еще при его жизни. Количество экранизаций с 1923 по 2008 год превышает 30. И это с учетом того факта, что биография Томаса Манна по датам и творческому наследию содержит всего одно-единственное произведение, адаптированное для постановки на сцене или создания фильма, - пьесу «Флоренция». Кстати, она не была экранизирована. Зато «Будденброки» стали одним из самых популярных в плане экранизации произведений, которые написал Томас Манн.

Томас Манн является самым знаменитым представителем писательского рода Маннов. Выдающийся немецкий прозаик, автор «Будденброков», «Смерти в Венеции», «Марио и волшебника», нобелевский лауреат 1929 года прожил восемь десятков лет, сменил несколько идеологий, вырастил троих талантливых литераторов и навечно вписал свое имя на скрижалях истории мировой культуры.

Немецкий род Маннов всегда был на слуху. В XIX веке они славились как успешные купцы, сенаторы, настоящие короли родного города. В ХХ веке о Маннах заговорили как о выдающихся литераторах. Активно печатался старший Генрих (автор романов «В одной семье», «Империя», «Молодые годы короля Генриха IV»), купался в лаврах всемирной славы Томас Манн, успешно публиковались его дети Клаус, Голо и Эрика. Чем бы не занимались эти люди, они всегда добивались успеха. Так что прозаика Томаса Манна можно по праву называть лучшим из лучших.

Его отец Томас Йоханн Генрих Манн был очень богатым предпринимателем, владельцем нескольких производств, активным общественно-политическим деятелем, занимающим высокую должность в сенате. Как пишет биограф и переводчик прозаика Соломон Апт, Йохан был «не просто известным коммерсантом и уважаемым отцом семейства, а одним из самых известных и уважаемых горожан, тем, кого называют отцами города».

Это был сухой практичный человек. Он видел своих сыновей Генриха, Томаса и Виктора достойными продолжателями дела вековой фирмы, которая была создана еще его отцом. Однако дети не выказывали стремления к предпринимательству. Старший Генрих увлекался литературой, что провоцировало постоянные ссоры с отцом. О волнениях главы семейства в отношении наследника свидетельствует строчка в завещании: «Я прошу моего брата оказывать влияние на моего старшего сына, чтобы он не вступил на неверный путь, который приведет его к несчастью». Здесь Йоханн подразумевает литературный путь. Поскольку старший сын уже тогда внушал беспокойства, особые надежды возлагались на среднего Томаса.

Вскоре после написания завещания сенатор Манн скончался от рака. Фирма была продана и многочисленное семейство вполне успешно зажило на солидные проценты от предприятия. Действительность предвосхитила опасения умирающего отца. Генрих в самом деле сделался писателем, но еще больших успехов на этом поприще добился любимый Томас. И даже дочери Юлия и Карла оказались далеки от отцовской практичности. Младшая Карла пошла в актрисы. Из-за неудач на сцене и в личной жизни она покончила с собой в 29 лет. Неуравновешенная, переживательная Юлия также самостоятельно свела счеты с жизнью двумя десятилетиями позже.

О вырождении буржуазного общества на примере упадка собственной патриархальной семьи Томас Манн напишет в романе «Будденброки». Опубликованное на заре его творческой карьеры, это произведение принесло Манну всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе.

Холеное детство и беззаботная юность

История Пауля Томаса Манна начинается в Любеке (Германия) в 1875 году. «Детство у меня было счастливое, холеное», – вспомнит впоследствии писатель. Оно началось в старинном доме его бабушки на узкой булыжной улице и продолжилось в элегантном особняке, который Йоханн выстроил для своего растущего семейства.

У Томаса были все игрушки, о которых только мог мечтать его маленький современник. О некоторых из них (кукольном театре, лошадке-качалке Ахилле) писатель вспомнит в своих произведениях. Но зачастую юному Манну игрушки были абсолютно не нужны, ведь больше всего на свете он любил выдумывать. Например, однажды утром он просыпался и представлял себя наследным принцем далекой державы. Целый день мальчик вел себя надменно и сдержанно, как подобает августейшей особе, радуясь в душе, что никто из окружающих не догадывается о его секрете.

Школу с ее учителями-диктаторами, шумными одноклассниками, бездумной зубрежкой Томас невзлюбил. Тем более что она отвлекала его от горячо любимого дома. Такая же участь постигла гимназию – Манн несколько раз оставался на второй год, так и не получив аттестата об окончании учебного заведения. Принципиально важно понимать, что его тяготила не учеба, а затхлый дух казенщины и муштры, что царил в гимназии «Катаринеум», однобокий процесс обучения, тупость и обывательская ограниченность многих преподавателей, не исключая директора учебного заведения.

Будущее гимназисту Манну рисовалось весьма туманно. Он собирался покинуть Любек, отправиться путешествовать, поразмышлять, отправиться на свойственные для «золотой молодежи» поиски себя. Но все изменилось, когда в его жизнь ворвалась музыка Вагнера.

В 1882 году Томас Манн попадает на концерт, где играют музыку Рихарда Вагнера. Именно она стала той движущей силой, которая разбудила литературный талант будущего прозаика. Теперь юный Томас знает – он будет писать!

Манн не томится в ожидании музы, а начинает действовать. Уже на пятом курсе гимназии вместе с товарищами Манн издает литературный журнал «Весенняя гроза», где молодые редакторы публиковали собственные прозаические, поэтические и критические творения. Когда «Гроза» прекратила свое непродолжительное существование, Манн начинает печататься на страницах периодического издания «Двадцатый век», которым руководил его брат Генрих.

Несколько проб пера, подписанных псевдонимом Пауль Томас, небольшой сборник рассказов – и Манн издает монументальный труд – роман «Будденброки». Произведение было начато в 1896 году. На его создание ушло 5 лет. В 1901 году, когда «Будденброки» с подзаголовком «История гибели одного семейства» стали доступны широкой публике, о Томасе Манне заговорили как о выдающемся писателе современности.

Практически через 30 лет, в 1929 году, «Будденброки» стали главным основанием для присуждения писателю Нобелевской премии по литературе. В формулировке нобелевского комитета говорилось: «Прежде всего за великий роман «Будденброки», что стал классикой современной литературы, популярность которого неизменно растет».

В начале Первой мировой войны семейство Маннов (в 1905-м Томас женился на профессорской дочке Кате Прингсгейм) входило в высшие круги немецкой буржуазии. Это обусловило тот факт, что на первых порах писатель придерживался консервативных взглядов и не разделял пацифизма многих деятелей культуры, о чем публично заявил в сборнике философско-публицистических статей «Размышления аполитичного».

Принципиально важно понимать, что Манн поддерживал Германию, а не нацизм. Писатель ратовал за сохранение национальной самобытности европейских культур, в первую очередь немецкой – горячо любимой его сердцу с раннего детства. Ему был крайне неприятен повсеместно навязываемый повсеместно «американский образ жизни». Антанта, таким образом, становится для писателя своеобразным синонимом литературы, культуры, цивилизации.

Со временем, когда нацизм показал свое черное лицо, а любимая страна по локоть опустила руки в кровь невинных жертв, Томас Манн больше не мог ни под каким предлогом оправдывать действия Германии. В 1930 году он произносит публичную антифашистскую речь «Призыв к разуму», в которой резко критикует нацизм и поощряет сопротивление рабочий класс и либералов. Речь не могла пройти не замеченной. Оставаться в Германии больше не представлялось возможным. К счастью, семейству Маннов позволили эмигрировать. В 1933 году Манн с женой и детьми переселяется в Цюрих.

В эмиграции: Швейцария, США, Швейцария

Эмиграция не сломила духа Томаса Манна, ведь у него оставалась огромная привилегия – он продолжает писать и публиковаться на родном языке. Так, в Цюрихе Манн дорабатывает и публикует мифологическую тетралогию «Иосиф и его братья». В 1939-м выходит роман «Лота в Веймаре» – художественная стилизация фрагмента биографии Иоганна Вольфганга Гете, а именно его романтической привязанности к Лотте (Шарлотте Буфф), ставшей прототипом женского образа «Страданий юного Вертера».

В 1947 году был опубликован «Доктор Фаустус», рассказывающий о композиторе Адриане Леверкюне, который создал из своей жизни стилизацию под средневековую историю о докторе Фаусте, что продал душу Мефистофелю. Вымышленный мир Леверкюна переплетается с реалиями современной действительности – фашистской Германией, которую отравляют идеи нацизма.

Расплата за инакомыслие

Манну так и не удалось вернуться на родину. Нацисты лишили все его семейство немецкого гражданства. С тех пор писатель бывает в Германии наездами в качестве лектора, журналиста, литконсультанта. С 1938 года по приглашению руководства Принстонского университета Манн переезжает в США, где занимается преподавательской и писательской деятельностью.

В 50-е годы прозаик возвращается в Швейцарию. Манн пишет до самой смерти. Его закатными произведениями стали новелла «Черный лебедь» и роман «Признания авантюриста Феликса Круля».

Гомоэротизм как репрезентация однополой любви был характерен для ряда произведений Томаса Манна. Самым ярким примером является новелла «Смерть в Венеции», написанная в 1912 году. В новелле препарируется внезапно вспыхнувшее чувство писателя Густава фон Ашенбаха к четырнадцатилетнему мальчику Тадзио.

Скандальная слава «Смерти в Венеции» обусловила повышенное внимание к частной жизни Томаса Манна. Примерный семьянин, отец шестерых детей, никак не компрометировал себя на публике. Путь к душевным тайнам Манна лежал через его дневники, которые писатель исправно вел на протяжении всей жизни. Записи несколько раз подвергались уничтожению, а затем немедленно восстанавливались, были утеряны во время неожиданной эмиграции, но через судебный процесс возвращены законному владельцу.

После смерти писателя его душевные треволнения были неоднократно проанализированы. Стало известно о его первых невинных страстях, интимной привязанности к школьному приятелю Вилльри Тимпе (его подарок – простой деревянный карандаш – Манн хранил всю жизнь), юношеском романе с художником Паулем Эренбергом. По словам Гомо Манна (сына писателя), гомосексуализм отца никогда не опускался ниже пояса. Зато богатые душевные переживания порождали образы его новелл и романов.

Еще одним значимым трудом Томаса Манна является роман “Смерть в Венеции” , дискуссии и споры о котором все еще не умолкают в среде критиков и простых читателей.

Несомненно, еще одной уникальной книгой есть роман Манна “Волшебная гора” , в котором автор изобразил жизнь людей, проходящих лечение в горном санатории, и не желающих вникать в события, происходящие за стенами больницы.

Манн, в самом деле, умел чувствовать больше и тоньше. Без этого умения не было бы поэтичных мужских образов Ганса Касторпа из «Волшебной горы», Руди Швердтфергера из «Доктора Фаустуса», Густава Ашенбаха из «Смерти в Венеции» и многих других. Копание в источниках вдохновения – бесславный удел современников, воспевание его плодов – достойная привилегия потомков.

Биография немецкого прозаика Томаса Манна


Пауль Томас Манн (1875-1955) - немецкий писатель и эссеист, признанный мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Он родился шестого июня 1875 года в Любеке, старинном городе на севере Германии. В семье Маннов были и другие известные личности - брат прозаика Генрих, его дети Клаус и Эрика. Однако именно Пауль стал наиболее выдающимся представителем этой фамилии.

Юные годы

Будущий мастер эпических полотен появился на свет в семье богатого купца и городского сенатора Томаса Йоханна Генриха Манна. Мать Пауля, Юлия да Сильва-Брунс, имела бразильское происхождение, она была талантливой певицей, увлекалась музыкой.

В семье росло также двое сыновей и две дочери. С деньгами у них никогда не было проблем, дети воспитывались в комфортной и безбедной атмосфере. Но эта идиллия длилась недолго.

С раннего возраста Манн проявлял себя в качестве литератора. Он помогал в создании литературно-философского журнала «Весенняя гроза», а позднее отправлял свои статьи в издание «XX век», основанное его братом Генрихом. После окончания школы писатель устраивается в страховую компанию, но не забывает об увлечении журналистикой.

В 1891 г. отец Томаса умирает от рака. В завещании он потребовал продать ферму и дом Маннов в Любеке. Его детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы. После продажи фермы семья переезжает в Мюнхен, там Пауль жил до 1933 года. Был только один раз, когда они с братом на время выехали в Италию в середине 90-х годов.

После возвращения из Италии Томас работает в редакции сатирического журнала «Симплициссимус». В это же время он публикует свой первый сборник рассказов под названием «Маленький господин Фридеман».

Но настоящую известность прозаику приносит его первый роман, названный «Будденброки». Он имел автобиографический характер, в произведении рассказывалось о судьбе купеческой семьи. Книга была выпущена в 1901 году. Незадолго после этого вышел сборник новелл, лучшей из них является «Тонио Крегер».

В 1911 г. читатели с восторгом восприняли новеллу «Смерть в Венеции» с драматичным финалом. В 1924 г. был выпущен роман «Волшебная гора», окончательно закрепивший позицию автора в мире литературы. В 1929 г. прозаик получает Нобелевскую премию за роман про Будденброков.

Женитьба и переезд

В 1905 г. Томас женится на дочери профессора, еврейке Кате Прингсхайм. В браке у них родилось шестеро детей. Трое из них впоследствии стали писателями. Именно благодаря женитьбе Манн смог войти в круги буржуазии. Вследствие этого его консервативные взгляды стали известны широкой публике.

Прозаик поддерживал Первую мировую войну, выступал с резкой критикой пафицизма и общественных реформ. Он переживал серьёзный душевный кризис и даже посвятил несколько произведений этой теме. В 1918 году выходит роман «Раздумья аполитического», посвященный размышлениям о войне.

Из-за своих ультраконсервативных взглядов Манн поругался со своим братом Генрихом. Только после того, как Томас осознал свою неправоту и перешёл на сторону демократии, им удалось помириться. Причиной таких кардинальных изменений во взглядах стало убийство националистами министра Веймарской республика Вальтера Ратенау. Это очень повлияло на писателя.

В 1933 г. вместе с семьёй Манн эмигрирует из нацистской Германии. Они поселяются в Цюрихе. В это же время увидел свет первый том его романа «Иосиф и его братья». В нём Пауль интерпретирует историю известного библейского персонажа по-своему. Позднее вышло ещё три тома этого произведения.

Связь с политикой

Правители Германии пытались вернуть талантливого литератора в страну, но он наотрез отказывался. В то время они с женой много путешествовали и не собирались возвращаться в родной город. После нескольких неудачных попыток власти отняли у Манна немецкое гражданство и докторскую степень Боннского университета. В 1949 г. ему вернули регалии.

На фоне всех этих событий Томас всё больше внимания в своих сочинениях уделяет политике. В это время выходит речь «К уму наций», поэтическая аллегория «Марио и волшебник» и другие произведения. После отказа от гражданства Германии прозаик становится подданным Чехословакии.

В 1938 г. он перебирается в Америку, зарабатывая на жизнь благодаря преподаванию в университете Принстон. С 1941 по 1952 г. Томас не только учит студентов гуманитарным дисциплинам, но и консультирует библиотеку Конгресса насчёт немецкой литературы. Год спустя на книжных полках появляется его роман «Лотта в Веймаре». В 1942 г. семья Маннов переезжает в Калифорнию. Там писатель ведёт антифашистские передачи для немецких слушателей радио. В 1947 году он издаёт собственную интерпретацию романа о докторе Фаусте, называя его Фаустусом.

После Второй мировой войны представители власти США обвиняют Томаса в пособничестве СССР из-за его социалистических взглядов. Из-за этого в июне 1952 г. семья возвращается в Швейцарию. Там они живут вплоть до смерти Манна, которая произошла 12 августа 1955 года. Причиной его гибели стал атеросклероз.

Биография

Происхождение и юные годы

Пауль Томас Манн, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 г в семье состоятельного любекского купца Томаса Йоханна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат, известный писатель Генрих Манн (1871-1950), младший брат Виктор (1890-1949) и две сестры Юлия (1877-1927, самоубийство) и Карла (1881-1910, самоубийство). Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса Манна было беззаботным и почти безоблачным.
В 1891 году умирает от рака отец Томаса. Согласно его завещанию продается фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы денег.

Начало писательской карьеры

После смерти отца в 1891 году и продажи семейной фирмы семья переехала в Мюнхен, где Томас прожил (с небольшими перерывами) до 1933 году В середине 1890-х Томас и Генрих на время уехали в Италию. Однако еще в Любеке Манн начал проявлять себя на литературном поприще, в качестве создателя и автора литературно-философского журнала "Весенняя гроза", а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом Манном журнала "XX век". По возвращении из Италии Манн недолго (1898-1899 гг.) работает редактором популярного немецкого сатирического журнала Симплициссимус, проходит годовую армейскую службу и публикует первые новеллы.

Однако известность к Манну приходит тогда, когда в 1901 году выходит первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Манн описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи все менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то бережливость, усердие и обязательность и все больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки, роскошь и разврат. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата не только смысла жизни, но и воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.
Вслед за Будденброкками последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием Тристан, лучшей из которых была новелла «Тонио Крёгер». Главный герой этой новеллы отрекается от любви, как от того, что приносит ему боль и посвящает себя искусству, однако встретив случайно Ганса Гансена и Ингерборг Хольм - двух разнополых объектов своих неразделенных чувств, он снова переживает то самое смятение, которое когда-то охватывало его при взгляде на них.

В 1905 году Томас Манн женится на профессорской дочери Кате Прингсхайм (нем. Katharina «Katia» Hedwig Pringsheim). От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых - Эрика, Клаус и Голо - проявили себя впоследствии на литературном поприще. Согласно свидетельству Голо Манна, еврейское происхождение матери тщательно скрывалось от детей.

Политическая эволюция Манна. Новые произведения

Брак Манна поспособствовал вхождению писателя в круги крупной буржуазии и это во многом укрепляло политический консерватизм Манна, который до поры до времени не проявлялся на публике. В 1911 году на свет появляется новелла Смерть в Венеции о вожделении пожилого мюнхенского писателя Густава Ашенбаха, отправившегося на отдых в Венецию к увиденному там неизвестному мальчику по имени Тадзио, оканчивающийся смертью художника в Венеции.

В годы Первой мировой войны Манн выступал в ее поддержку, а также против пацифизма и общественнных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник Размышления аполитичного и эта позиция приводит к разрыву с братом Генрихом, выступавшим за противоположные цели. Примирение между братьями наступило лишь тогда, когда после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау Томас Манн пересмотрел свои взгляды и стал выступать за демократию и даже социализм.

В 1924 году выходит новое после Будденброкков крупное и успешное произведение Томаса Манна - «Волшебная Гора». Главный герой - молодой инженер Ганс Касторп приезжает на три недели навестить своего больного туберкулезом двоюродного брата Иоахима Цимсена и сам становится пациентом этого санатория, где проводит семь лет духовного ученичества и созревания.

В 1929 году Манну присуждается Нобелевская премия по литературе за роман «Будденброки».

Эмиграция

В 1933 году писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где Манн по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа.

В 1936 году после безуспешных попыток уговорить писателя вернуться в Германию, нацистские власти лишают Манна и его семью немецкого гражданства и он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподавателем в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.

В 1942 году он переезжает в город Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. А в 1947 году появляется на свет его роман Доктор Фаустус, главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке.

Возвращение в Европу

После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.

В июне 1952 года семья Томаса Манна возвращается в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, Манн тем не менее охотно бывает в Германии (в 1949 году в рамках празднования юбилея Гёте ему удаётся побывать и в ФРГ, и в ГДР).

В последние годы жизни он активно публикуется - в 1951 году появляется роман Избранник, в 1954 году появляется последняя его новелла Чёрный лебедь, и тогда же Манн продолжает начатый им ещё до Первой мировой войны роман Признания авантюриста Феликса Круля (опубликован незаконченым), повествующий о современном Дориане Грэе, который, обладая талантом, умом и красотой, тем не менее предпочёл стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественной лестнице, постепенно теряя человеческий облик и превращаясь в чудовище.

Пауль Томас Манн, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого на известных писателей, родился 6 июня 1875 г в семье состоятельного любекского купца Томаса Йоханна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн было довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат, известный писатель Генрих Манн (1871-1950), младший брат Виктор (1890-1949) и две сестры Юлия (1877-1927, самоубийство) и Карла (1881-1910, самоубийство). Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса Манна было беззаботным и почти безоблачным.

В 1891 умирает от рака отец Томаса. Согласно его завещанию продается фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы денег.

Начало писательской карьеры

После смерти отца в 1891 г и продажи семейной фирмы семья переехала в Мюнхен, где Томас прожил (с небольшими перерывами) до 1933 г. В середине 1890-х Томас и Генрих на время уехали в Италию, где в течение двух лет жили в Палестрине. Однако еще в Любеке Манн начал проявлять себя на литературном поприще, в качестве создателя и автора литературно-философского журнала "Весенняя гроза", а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом Манном журнала "XX век". По возвращении из Италии Манн недолго (1898-1899 гг.) работает редактором популярного немецкого сатирического журнала Симплициссимус, проходит годовую армейскую службу и публикует первые новеллы.

Однако известность к Манну приходит тогда, когда в 1901 г. выходит первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Маннор описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи все менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то бережливость, усердие и обязательность и все больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки, роскошь и разврат. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата не только смысла жизни, но и воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.

Вслед за Будденброкками последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием Тристан, лучшей из которых была новелла «Тонио Крегер». Главный герой этой новеллы отрекается от любви, как от того, что приносит ему боль и посвящает себя искусству, однако встретив случайно Ганса Гансеноа и Ингерборг Хольм - двух разнополых объектов своих неразделенных чувств, он снова переживает то самое смятение которое когда-то охватывало его при взгляде на них.

В 1905 г. Томас Манн женится на профессорской дочери Кате Прингсхайм (нем. Katharina «Katia» Hedwig Pringsheim). От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых - Эрика, Клаус и Голо - проявили себя впоследствии на литературном поприще.

Политическая эволюция Манна. Новые произведения

Брак Манна поспособствовал вхождению писателя в круги крупной буржуазии и это во многом укрепляло политический консерватизм Манна, который до поры до времени не проявлялся на публике. В 1911 году на свет появляется новелла Смерть в Венеции о вожделении пожилого мюнхенского художника Густава Ашенбаха, отправившегося на отдых в Венецию к увиденному там неизвестному мальчику по имени Тадзио, оканчивающийся смертью художника в Венеции.

В годы Первой мировой войны Манн выступал в ее поддержку, а также против пацифизма и общественнных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник Размышления аполитичного и эта позиция приводит к разрыву с братом Генрихом, выступавшим за противоположные цели. Примирение между братьями наступило лишь тогда, когда после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау Томас Манн пересмотрел свои взгляды и стал выступать за демократию и даже социализм.

Лучшие дня

В 1924 году выходит новое после Будденброкков крупное и успешное произведение Томаса Манна - Волшебная Гора. Главный герой - молодой инженер Ганс Касторп приезжает на три недели навестить своего больного туберкулезом двоюродного брата Иоахима Цимсена и сам становится пациентом этого санатория.

В 1929 г. Манну присуждается Нобелевская премия по литературе за роман «Будденброки».

Эмиграция

В 1933 г. писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии Иосиф и его братья, где Манн по своему интерпретирует историю библейского Иосифа.

В 1936 году после безуспешных попыток уговорить Манна вернуться в Германию, нацистские власти лишают Манна и его семью немецкого гражданства и писатель становится подданным Чехословакии, а в 1938 году писатель перебирается в США, где зарабатывает на жизнь преподавателем в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман Лотта в Веймаре, описывающим взаимоотношения постаревшего Гете и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини Страдания молодого Вертера, встретившейся с поэтом снова спустя много лет.

В 1942 г. он переезжает в город Пасифик-Палисейдз и ведет антифашистские передачи для немецких радиослушателей. А в 1947 году появляется на свет его роман Доктор Фаустус главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке.

Возвращение в Европу

После второй мировой войны ситуация в США принимает все менее благоприятный для Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.

В июне 1952 г. семья Томаса Манна возвращается в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, Манн тем не менее охотно бывает в Германии (в 1949 году в рамках посещения празднования юбилея Гете он умудряется побывать и в ФРГ и в ГДР).

В последние годы жизни он активно публикуется - в 1951 году появляется роман Избранник, в 1954 году появляется последняя новелла Черный лебедь и тогда же Манн продолжает начатый им еще до первой мировой войны роман Признания авантюриста Феликса Круля (опубликован незаконченым), повествующий о современном Дориане Грэе, который обладая талантом, умом и красотой, тем не менее предпочел стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественнной лестнице, постепенно теряя человеческий облик и превращаясь в чудовище.

Писательский стиль

Манн - мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл русских писателей-романистов Льва Толстого и Достоевского; подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы века XIX. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX. Они смелы, ведут к глубоким философским обобщениям и одновременно экспрессионистически накалены.

Ведущими проблемами романов Томаса Манна являются ощущение рокового приближения смерти (повесть «Смерть в Венеции», роман «Волшебная гора»), близость инфернального, потустороннего мира (романы «Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), предчувствие краха старого миропорядка, краха, ведущего к ломке человеческих судеб и представлений о мире, нередко в чертах главных героев прослеживается легкий гомоэротизм. Все эти темы нередко переплетены у Манна с темой роковой любви. Возможно, это связано с увлечением писателя психоанализом (пара Эрос - Танатос).