Биография сергея дягилева кратко. Дягилев сергей павлович - биография. Судьба дягилевых в ссср

Сергей Дягилев и национально-романтические искания в русском искусстве*

С. В. Голынец

Л. С. Бакст. Портрет С. П. Дягилева с няней. 1906. Холст, масло. 161х116. Государственный Русский музей

На рубеже XIX–XX столетий эмоциональный, нередко менявший свои мнения Илья Репин обвинил Дягилева и его сотрудников по «Миру искусства» в «игнорировании русского», в «непризнании существования русской школы» [Репин, 1899, 4–8]. Позже сами мирискусники, ревнуя Сергея Павловича к его более молодым сподвижникам – представителям следующих художественных поколений, упрекали своего бывшего вождя в отрыве от традиций отечественной культуры. В один из наиболее мрачных периодов советского времени и те и другие, вслед за репинской кличкой «чужаки России», получили ждановскую – тогда грозную – «космополиты». Но это уже в прошлом, и ныне все более ясными становятся национальные истоки и «Мира искусства», и деятельности выдающегося импресарио в целом. Справедливыми оказались слова Михаила Нестерова о Сергее Дягилеве: «…вопреки всему [он] был русским. Ни его космополитизм, ни манеры, ни лоск, ни прекрасный пробор и седой клок волос на голове – ничто не мешало ему быть русским… Недаром в его жилах текла мужицкая кровь даровитого самородка-пермяка, и весь яркий талант его был русский талант…» [Нестеров, 1986, 449] 1 .

Вопрос о национальном своеобразии встает перед искусством каждой страны, в одних случаях решаясь спокойно и естественно, в других обретая драматический характер. Особую остроту для России он получил в связи с ее огромной евразийской территорией, обилием этносов и вероисповеданий, в связи с резким переломом, произошедшим в эпоху петровских преобразований, во многом оторвавших культуру просвещенных классов от народной основы, а также в связи с той ролью, какую русское искусство, вслед за литературой, взяло на себя в XIX столетии. Новые аспекты этот вопрос приобрел в конце XIX – начале XX в., когда социальная направленность творчества передвижников сменилась поиском общенациональных этических и эстетических идеалов и когда значительно расширились международные художественные контакты.

Начав именно в этот период свою критическую и выставочную деятельность, Дягилев живо откликнулся на актуальные проблемы, разумеется, в чем-то ошибаясь, разделяя увлечения и заблуждения своего времени, а в чем-то оказываясь впереди. Его особую симпатию вызывали национальные школы, лишь недавно появившиеся или возродившиеся на художественной карте Европы: шотландская, голландская, финляндская. В последней Дягилев отмечает «врожденную любовь к своему суровому народному типу», «трогательное отношение к своей бескрасочной природе» и «восторженный культ финских сказаний», «оригинальность техники, стоящей вместе с тем вполне на высоте Запада» [Дягилев, 1899а; цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство, 1982, I, 80]. Подобного он ждал и от русского искусства, сознавая его ни с чем не сравнимые потенциальные возможности.

В одной из своих первых статей будущий организатор зарубежных триумфов отечественного искусства призывал русских художников: «…Чтобы быть победителями на этом блестящем европейском турнире, нужны глубокая подготовка и самоуверенная смелость. Надо идти напролом. Надо поражать и не бояться этого, надо выступать сразу, показать себя целиком, со всеми качествами и недостатками своей национальности <...>. Отвоевав себе место, надо сделаться не случайными, а постоянными участниками в ходе общечеловеческого искусства. Солидарность эта необходима. Она должна выражаться как в виде активного участия в жизни Европы, так и в виде привлечения к нам этого европейского искусства; без него нам не обойтись – это единственный залог прогресса и единственный отпор рутине…» [Дягилев, 1896; цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство, 1982, I, 56–57]. Дягилев понимал, что тесное соприкосновение с западным искусством необходимо и для того, чтобы избежать поверхностного подражания ему, и для того, чтобы увидеть в других школах сходные поиски национальной самобытности. «Когда Васнецов гулял по Ватикану или в Париже всматривался с интересом в творения Бёрн-Джонса, он не хотел покоряться, и, наоборот, именно тут, в момент преклонения перед чарами чужеземного творчества, он понял всю свою силу и ощутил с любовью прелесть своей девственной национальности», – утверждал молодой критик [Дягилев, 1899б; цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство, 1982, I, 85].

Национальное своеобразие отечественного искусства Дягилев понимал широко. Выразителями русского духа были для него и Виктор Васнецов, и Левитан, равно как Пушкин, Достоевский, Толстой, Глинка, Мусоргский, Чайковский и многие другие, столь несхожие между собой мастера литературы, музыки, изобразительного искусства. В статье-манифесте «Сложные вопросы», открывавшей первые номера «Мира искусства», Сергей Дягилев и Дмитрий Философов писали: «Национализм – вот еще больной вопрос современного и особенно русского искусства. Многие в нем полагают все наше спасение и пытаются искусственно поддержать его в нас. Но что может быть губительнее для творца, как желание стать национальным. <…> Сама натура должна быть народной, должна невольно, даже, быть может, против воли, вечно рефлектировать блеском коренной национальности. <…> Принципиальный же национализм – это маска и неуважение к нации. <…> Пока в русском национальном искусстве не будут видеть стройной грандиозной гармонии, царственной простоты и редкой красоты красок, до тех пор у нас не будет настоящего искусства. <…> Конечно, в нашем искусстве не может не быть суровости, татарщины, и если она вылилась у поэта потому, что он иначе мыслить не способен, что он напитан этим духом, как, например, Суриков и Бородин, то ясно, что в их искренности и простодушной откровенности и кроется вся их прелесть. Но наши ложные Берендеи, Стеньки Разины нашего искусства – вот наши раны, вот истинно не русские люди» [Дягилев, Философов, 1999, 574].

Эти разумные размышления могут вызвать некоторое недоумение. Почему в качестве положительного примера не назван Виктор Васнецов? А упоминание Берендеев нетрудно воспринять как критику именно в его адрес. Между тем статью «Сложные вопросы» предваряла заставка – стилизация Васнецовым русских орнаментов, его работы репродуцировались в первом номере «Мира искусства», а в одном из последующих появилась уже цитированная статья Дягилева «К выставке В. М. Васнецова», отмечавшая особую роль художника в обретении русским искусством своего лица. Действительно, к Виктору Васнецову, особенно к его церковной живописи, в среде «Мира искусства» существовало неоднозначное отношение. Резко критично к создателю росписей Владимирского собора в Киеве был настроен Александр Бенуа, наиболее проваснецовскую позицию занимал Философов. Но авторы статьи-манифеста, очевидно, решили не выносить на публику внутренние разногласия редакции. «Ваше творчество и оценка его – за уже много лет самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка», – напишет художнику спустя три года издатель «Мира искусства» [Сергей Дягилев и русское искусство, 1982, II, 67–68].

Протестуя против «принципиального национализма», особенно если он замешен на квасном патриотизме, понимая невозможность связать самобытность русского искусства с каким-либо определенным направлением, Дягилев, тем не менее, и как вдумчивый аналитик отечественной художественной культуры, и как практик-пропагандист ее за рубежом не мог не отдать должного тем национально-романтическим исканиям, в которых это своеобразие проявилось наглядно и у истоков которых оказались Суриков и Виктор Васнецов, – «суровый образ Морозовой и милый облик Снегурочки» [Сергей Дягилев и русское искусство, 1982, I, 85].

Позволим себе немного истории. Своими предшественниками национально-романтические искания рубежа XIX–XX вв., позже обозначенные понятием «неорусский стиль», имели целую череду «русских стилей», стремившихся каждый на своем этапе истории обращением к фольклору и допетровскому художественному наследию проявить самобытность отечественного искусства, его неотрывность от национальных корней. Таковы готика Баженова и Казакова, византинизм Тона, увлечение второй половины XIX в. народным зодчеством, вызвавшее восхищение Владимира Стасова и получившее у насмешливых оппонентов название «петушиного» (или псевдорусского) стиля.

«Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа» [Гоголь, 1952, VIII, 51]. Это столь полюбившееся Белинскому высказывание Гоголя о Пушкине порой воспринимается слишком буквально. И автор «Сказки о царе Салтане», и создатель «Вечеров на хуторе близ Диканьки» знали толк в изображении народного костюма и быта, и у Лермонтова образ родины был бы неполон без «с резными ставнями окна». От лермонтовского «окна» к блоковскому «плату узорному до бровей» и развивались русские стили. Они стимулировались различными идейными побуждениями – от монархических до демократических, от религиозных до чисто эстетических. Выходя за пределы архитектуры и художественной утвари, которыми их порой ограничивают исследователи, русские стили проявились во многих видах искусства 2 .

«От России …ждали нововизантийской “мистической” живописи, ждали, так сказать, византийского Пювис де Шаванна», – писал Дягилев, отмечая непродуманность показа русского искусства на выставке мюнхенского Сецессиона в 1896 г. [Дягилев, 1896; цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство, 1982, I, 56]. Развивая свою мысль в статье следующего года, критик восторженно восклицал: «Если на почве прерафаэлитов могла вырасти католическая фигура Пювис де Шаванна, то какой глубины можно достигнуть на девственной почве византийского искусства!» [Дягилев, 1897; цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство, 1982, I, 70]. Эти черты «нововизантийской» живописи он и увидел в работах Виктора Васнецова, Нестерова и близких к ним художников неорусского стиля, ставшего одной из национальных разновидностей стиля модерн и проявившегося в различных областях как религиозного, так и светского искусства. В русле заинтересованного внимания издателя «Мира искусства» и организатора одноименных выставок оказались национально-романтические искания Андрея Рябушкина и Аполлинария Васнецова, Константина Коровина и Александра Головина, Михаила Врубеля и Филиппа Малявина, Елены Поленовой и Марии Якунчиковой, Натальи Давыдовой и Сергея Малютина. О неорусском ансамбле, созданном Малютиным в Смоленской губернии, Дягилев писал: «То, о чем мечтал Васнецов в своих архитектурных проектах, то, к чему стремилась даровитая Якунчикова в своих архитектурных игрушках, здесь приведено в исполнение. И при том все это… характерно малютинское, а вместе с тем и русско-деревенское, свежее, фантастичное и живописное» [Дягилев, 1903; цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство, 1982, I, 175].

(1872-1929) русский театральный деятель, импресарио, издатель

Своей матери Сергей Павлович Дягилев не знал: она умерла при родах. Его воспитала мачеха, которая относилась к нему так же, как и к собственным детям. Поэтому для Дягилева смерть сводного брата, в советское время стала подлинной трагедией. Возможно, поэтому он перестал стремиться на родину.

Отец Дягилева был потомственным дворянином, кавалергардом. Но из-за долгов он был вынужден оставить армию и поселиться в Перми, считавшейся в то время российской глубинкой. Его дом практически сразу же становится центром культурной жизни города. Родители часто музицировали и пели на проходивших в их доме вечерах. Их сын также брал уроки музыки. Сергей получил настолько разностороннее образование, что когда оказался после окончания гимназии в Петербурге, то ничем не уступал своими знаниями петербургским сверстникам и даже иногда превосходил их уровнем начитанности и по уровню знания истории и русской культуры.

Внешность Сергей Дягилева оказалась обманчивой: здоровяк-провинциал, казавшийся увальнем, был достаточно начитан, свободно говорил на нескольких языках. Он легко вошел в университетскую среду и стал числиться студентом юридического факультета Петербургского университета.

Одновременно он погрузился в театральную и музыкальную жизнь столицы. Юноша берет частные уроки игры на фортепиано у итальянца А. Котоньи, посещает класс Николая Андревича Римского-Корсакова в Петербургской консерватории, пытается сочинять музыку, занимается историей художественных стилей. На каникулах Сергей Дягилев совершает и первое путешествие по Европе. Он как бы ищет свое призвание, обращаясь к различным сферам искусства. Среди его друзей оказываются Л. Бакст, Е. Лансере, Константин Сомов - будущее ядро объединения «Мир искусства».

Понимая, что нужно чего-то вначале добиться в жизни, Сергей Павлович Дягилев своеобразно самоутверждается, закончив за четыре года шестилетний курс университета. Однако юристом он не стал, поскольку его все сильнее влечет искусство. И он делает выбор, который оказался значимым не только для него самого, но и для всей русской культуры. Дягилев становится ее яростным пропагандистом.

Его общественную деятельность можно разделить на несколько этапов. Первый из них связан с организацией объединения «Мир искусства»: в 1898 году Сергей Дягилев был одним из основателей объединения, а в 1899-1904 годах совместно с Александром Николаевичем Бенуа - редактором одноименного журнала. Поскольку он финансировался на деньги русских промышленных меценатов - С. Морозова и княгини М. Генишевой, а некоторое время и на субсидию Николая II, то и просуществовал до первого крупного катаклизма - российской революции 1905 года.

Дягилев явился также инициатором проведения под эгидой объединения целого ряда выставок, сначала зарубежного и русского искусства, которая состоялась в 1899 году, а затем и выставки русских художников 1900-1903 годов. Но его подход всегда отличался разносторонностью. Поэтому он выступил с инициативой издания ряда монографий о крупнейших художниках.

Чутье Сергея Дягилева было поразительным. Так, изучив эволюцию живописной манеры, он написал о Репине, что тот ближе к художникам «Мира искусства», чем к передвижникам. Подобное заявление прозвучало как вызов. В те времена никто не сомневался в реалистическом даре Репина, не замечая, что он постепенно усваивал модернистские приемы изображения личности. Завершение этого процесса и было гениально предугадано Дягилевым. Время доказало справедливость его утверждения.

Правительство чувствовало невероятную энергию, исходившую от Сергея Дягилева, поэтому в 1899-1901 годах он был назначен редактором « Ежегодника императорских театров ». Но диктаторские манеры Дягилева, постоянное отстаивание собственного мнения, скандал, связанный с постановкой балета «Сильвия», конфликт с М. Кшесинской привели к его отставке без права работы в государственных учреждениях. Николай II пытался изменить ситуацию, просил государственного секретаря А. Танеева взять Дягилева к себе на службу секретарем.

Но Сергей Дягилев уже начинает отходить от всех проектов, занимавших его в прошедшее десятилетие. Совершив ряд самостоятельных поездок по России, начав собирать предметы искусства, он задумывает представить русскому читателю старую русскую живопись, разбросанную по провинциальным родовым усадьбам. Шормируя свою концепцию, Дягилев начинает выступать со статьями и пишет первый обзор творчества мало кому известного в то время художника Д. Левицкого. Он практически открыл его как интересного художника-портретиста, поэтому его усилия были отмечены: в 1904 году императорской Академией наук, Сергей Павлович Дягилев был удостоен награды имени графа Уварова .

Он приступает к организации выставки историко-художественных русских портретов с 1705 по 1905 год, созданных художниками разных национальностей. Он исколесит всю Россию, проедет по ужасным российским дорогам, проявив чудеса изобретательности и огромный дар убеждения, чтобы собрать в Таврическом дворце шесть тысяч портретов. Дягилев также задумывает написать полную и документированную историю живописи начиная с XVIII века. Ему не удалось осуществить эту задачу, но именно с организованной им выставки начинается новая эра изучения русского и европейского искусства XVIII века и первой половины XIX века.

К сожалению, выставка-чудо не сохранилась: специальное помещение не было выделено, и картины отправились обратно к владельцам, чтобы в основном погибнуть в пожаpax революций. Об этих портретах дает представление только интересное издание «Русские портреты XVIII и XIX веков». Уже в наши дни реставратор С. Ямщиков фактически повторит подвиг Дягилева, попытавшись по провинциальным музеям установить уцелевшие изображения предков.

Сергей Дягилев ощущает, что он практически реализовал себя в России, сделав все, что мог. Он создал первый художественный журнал, но не смог продолжить его издание, не удалось устроить национальный русский музей, остались нереализованными реформы русского балета и оперы. И он отправляется покорять Европу, организовав в 1906 году в Париже выставку «Русское искусство». За ней последовали выставки русских художников в Берлине, Монте-Карло, Венеции.

Они стали прологом к организации «Русских сезонов». Сергей Дягилев любил говорить, что в его жилах течет кровь самого Петра I, поэтому и его сходство с царем не случайно. Что же касается его начинаний, они всегда были невероятно масштабными, грандиозными по замыслу и новаторскими по исполнению. Так, в своих балетах он сумел соединить живопись (декорации), музыку и исполнение. Дягилев приучил французов к русскому балету, и именно благодаря ему русская школа до сих пор остается эталоном мирового искусства. Он также открыл целый ряд имен - композитора И. Стравинского, хореографов М. Фокина, С. Лифаря, Д. Баланчина.

Вхождение Сергея Павловича Дягилева в европейскую культуру происходило постепенно. Вначале он организовал выставку картин русских художников и икон, завязал необходимые связи и устроил пробный концерт русской музыки. Затем он также на несколько недель, в основном во время каникул в императорских театрах, приглашает ведущих российских танцовщиков. И лишь примерно спустя полтора года создает свою собственную балетную труппу.

Простой перечень мероприятий Сергея Дягилева просто поражает. Все начинается с пяти симфонических концертов 1907 года, в которых выступали А. Глазунов, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шаляпин. В 1908 году начинаются сезоны русских опер: тогда в Париже была показана опера «Борис Годунов» М. Мусоргского, в 1909 - «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова. По воспоминаниям современников, сдержанные французы были потрясены, на спектаклях они кричали, махали платками, плакали.

После балетного сезона 1910 года французские женщины начинают создавать прически в стиле «Жар-птицы» и заказывать у известного модельера П.Пуаре парчовые тюрбаны, расшитые бисером, точь-в-точь такие, как в «Шахерезаде».

Но вернемся к репертуару балетов Сергея Дягилева. За двадцать лет было поставлено 68 балетов, среди них вошедшие в мировую классику «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). В 1917 году он поставил сразу два балета - «Парад» и «Добродушные леди», затем спустя несколько лет - «Аполлон» (1928) и «Блудный сын». Дягилев открыл имена таких режиссеров, как Дж. Баланчин и М. Фокин. Балетные спектакли Дягилева стали сенсацией для французских зрителей. Следует отметить, что он обладал блестящим чувством таланта. Именно поэтому он и вывел в своих балетах на сцену целую плеяду прекрасных танцовщиков.

Уже с 1911 года вместо гастрольной труппы, Сергей Павлович Дягилев организовал постоянно действующую антрепризу. После того как из императорских театров был изгнан В. Нижинский, в труппе Дягилева собрались все лучшие исполнители из Петербурга и Москвы. Чтобы собрать необходимые средства, Сергей Дягилев отправился на гастроли в США. Начавшаяся Первая мировая война, а затем и революция окончательно оторвали его труппу от Родины. Но труппа не распалась.

«Русские сезоны» и связанные с ними мероприятия просуществовали только благодаря неистощимой энергии Сергея Дягилева. Он умел уговаривать, упрашивать, улещивать. Известно, что после представления в начале двадцатых годов «Спящей красавицы» П.Чайковского лондонский сезон закончился крахом, труппа разбегалась, Дягилев перерасходовал средства. И тогда к нему на помощь пришла Мися Серт. Она познакомила его с законодательницей мод Габриэль Шанель, которая дала деньги не только на поддержание труппы, но и на возрождение и расширение русского балета. Она сама же создала и костюмы для «Синего всадника».

В последние годы жизни, Сергей Павлович Дягилев утратил интерес к балету, начал заниматься коллекционированием. Кажется странным, что долгое время он оставался на Западе практически без дома, пока ему не предложили пристанище в Монако. В его доме было собрано множество ценнейших материалов по истории русской культуры - редкие книги, автографы известных людей, рукописи, портреты. Несмотря на финансовые и личные проблемы (бурные гомосексуальные отношения с В. Нижинским), Дягилев не расставался с ними, предпринимая отчаянные попытки удержаться на современном уровне в конце двадцатых годов, но они были лишь частично успешными. Горечь наступающей старости была отчасти сглажена верным ему до конца танцовщиком С. Лифарем.

Последней страстью, Сергея Дягилева было коллекционирование редких русских книг. В последний год жизни он был увлечен юным композитором Игорем Маркевичем. Прославленный импресарио умер и был похоронен в Венеции.

Личность и судьба Дягилева во многом необычна. Оказавшись на стыке двух культур, он нашел свое место, но так и не сделал настоящего выбора. Чем смелее были его эксперименты, тем острее он чувствовал тягу к прошлому. Однако для потомков все это отступило перед его заслугами, и теперь все чаще можно слышать выражение «эпоха Дягилева».

Биография

Жизнь в искусстве

Русские сезоны

Адреса в Санкт-Петербурге

Судьба Дягилевых в СССР

Дягилев как символ в культуре

В бонистике

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

Биография

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда. Его отец, П. П. Дягилев, рано овдовел, и Сергея воспитывала мачеха Елена, дочь В. А. Панаева. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х годах XIX века по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

Жизнь в искусстве

В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноимённый журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в 1897 - Выставку английских и немецких акварелистов, знакомившую русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве, затем Выставку скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица (1898) сами мирискусники считали своим первым выступлением (Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства - Врубеля, Серова, Левитана и др.), Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге (1905); Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского (1906) и др.

«Ежегодник Императорских Театров»

В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (Ап. М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).

В сезон 1900-1901 Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось увольнением Дягилева.

Русские сезоны

1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены вступления музыкантов - «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы. Несмотря на успех, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж и балет. При этом, в тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно:

Балетные сезоны затем продолжались до 1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер.

С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

Труппа

В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 году и просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора.

Смерть

Дягилев скончался 19 августа 1929 года в Венеции, по слухам, от фурункулёза. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле.

Значение имени Дягилева в настоящее время

  • Гимназия в Перми, в которой учился Дягилев, с 1992 года носит его имя. В этой гимназии № 11 был открыт музей имени С. П. Дягилева.
  • В 2007 г. в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного.
  • В Перми до сих пор проводятся ежегодные международные культурные фестивали имени С. Дягилева - «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Инициатором первого дягилевского фестиваля в России выступил Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, здание которого было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых и по мнению многих пермяков является красивейшим в городе.
  • В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности С. П. Дягилева снова возрос. В 2008 году Аукционный дом Sotheby’s организовал выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“» в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева, которая прошла в Париже. На ней можно было увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Организаторы выставки отобразили ключевые моменты в развитии «Русских балетов», которые за двадцать лет своего существования полностью изменила традиционные представления о театре и танце. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали французские художники Андре Дерен («Волшебная лавка», 1919) и Анри Матисс («Песнь соловья», 1920). Отдельно стоит сказать о костюмах, придуманных Львом Бакстом. Бакст - первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, не только восхищали зрителей в театре, но и влияли на модные тренды. Из современных художников, вдохновляющихся наследием Дягилева, важное место занала бумажная инсталляция известного бельгийского скульптора Изабель де Боршграв (Isabelle de Borchgrave).
  • В мае 2009 года в Монако выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева», созданные русским художником Георгием Шишкиным.
  • В 2009 году в Перми началось обсуждение создания в городе целого ряда памятников С. П. Дягилеву, показывающих его в разные годы жизни.
  • В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Макет скульптора Виктора Митрошина стал победителем международного конкурса. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Вероятно, памятник будет поставлен при поддержке меценатов, на пожертвования, силами русской диаспоры. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, а его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта. Бывший мэр Парижа Жан Тибери был против, но возведение памятника удалось начать только после того, как его сменил Бертран Деланоэ. В данный момент работы ведутся под патронатом Пьера Кардена. Памятник Дягилеву установят на площади перед зданием Гранд-Опера в Париже.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1899 - осень 1900 года - доходный дом - Литейный проспект, 45;
  • осень 1900-1913 - доходный дом Н. И. Хмельницкого - набережная реки Фонтанки, 11.

Судьба Дягилевых в СССР

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева - Юрия и Валентина трагичны. Юрий Павлович был репрессирован, а Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу.
  • Старший племянник Дягилев Сергей Валентинович был симфоническим дирижером. Репрессирован в 1937 году как и его отец Валентин Павлович по сфабрикованной политической статье. Отсидел 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался в 13.08.1967.
  • Его внук Дягилев Сергей Александрович (Сергей Дягилев мл.) - композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев был вынужден скрывать в СССР родство со знаменитым дядей.

Дягилев как символ в культуре

  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории известного московского сада «Эрмитаж» открылся самый известный клуб России, вместимостью 1500 человек - «Дягилев» (также известный как «Dяgilev proжект»). Логотипом клуба стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ Сергея Павловича Дягилева.
  • В среде хореографов и танцовщиков существует традиция - при посещении могилы Сергея Дягилева в Венеции ставить свою обувь на мраморный постамент. Практически всегда на его могиле лежат кем-то оставленные пуанты и различная театральная атрибутика. На том же греческом кладбище острова Сан-Микеле, рядом с могилой Дягилева находится могила другого великого деятеля русской сцены - Игоря Стравинского, а также поэта Иосифа Бродского, который назвал Дягилева «Гражданином Перми». Для «театральных» посетителей на кладбище установлен специальный указатель «Diaghilew Strawinski».
  • На самой могиле выбита эпитафия: «Венеция - постоянная вдохновительница наших успокоений». Эта фраза, написанная Дягилевым незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю, стала крылатой в кругу деятелей культуры.

В бонистике

  • Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.

Введение

1. Музыка «Русских сезонов

3. Балетная музыка

Заключение

Список литературы


Введение

С.П. Дягилев родился 19 марта 1872 года в Перми в Новгородской губернии в родовитой дворянской семье. Его отец был генерал-майором царской армии, увлекался пением. В детстве по настоянию приемной матери (его родная мать умерла при родах) Дягилев учился игре на фортепиано.

В 1906 году Дягилев уехал во Францию. Там он организовал ежегодные выступления русских артистов за границей, способствовавшие популяризации русского искусства, которые впоследствии вошли в историю под названием «Русские сезоны». Сначала это были выставки русского искусства, затем «Исторические русские концерты» в помещении парижского театра «Гранд-опера» и спектакли с музыкой русских композиторов. Настоящей сенсацией стала опера Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов» с Ф. Шаляпиным в роли царя Бориса. «Русские сезоны» просуществовали в Париже и Лондоне до 1914 года.

В 1909 году великий князь Владимир поручил Дягилеву основать Русский балет в Париже. Дягилев собрал творческий коллектив из самых великих деятелей искусства начала XX в., и в 1911-13 гг. на основе «Русских сезонов» он создал труппу «Русский балет Дягилева», в которой работали хореографы М. Фокин и Л. Мясин; композиторы К.Дебюсси, М. Равель и И. Стравинский; художники Л. Бакст, А. Бенуа, П. Пикассо, А. Матисс; танцовщики Русского балета из Мариинского и Большого театров А. Павлова, В. Нижинский, М. Кшесинская, Т. Карсавина.

С.П. Дягилев был выдающимся деятелем русского искусства, пропагандистом и организатором гастролей русского искусства за рубежом. Он не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни драматургом, ни художником, и, однако, его имя известно миллионам любителей балета в России и Европе. Дягилев открыл Европе русский балет, он продемонстрировал, что пока в европейских столицах балет приходил в упадок и погибал, в Петербурге он укрепился и стал искусством весьма значительным.

C 1907 по 1922гг. С. П. Дягилев организовал 70 спектаклей от русской классики до современных авторов. Не менее 50 спектаклей были музыкальными новинками. За ним «вечно следовали восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов». «Русский балет» гастролировал по Европе, США, вечно встречая бурные овации.

У его могилы, которая находится рядом с могилой И. Стравинского на острове-кладбище Сен-Мишель, по-прежнему собираются почитатели, которые оставляют там красные розы и изношенные балетные туфли, отдавая дань памяти этому человеку, чьи идеи сыграли такую важную роль в создании современного танца.


1. Музыка “Русских сезонов”

Заслуги Дягилева в области русской и мировой музыкальной культуры общепризнанны. В монографиях, посвященных “Русским сезонам” в Париже, о них говорится вскользь и походя, как о чем-то само собой разумеющемся. Основное же внимание, как правило, уделяется балету или театрально-декорационной живописи. Между тем музыкальная сторона спектаклей дягилевской антрепризы заслуживает специального освещения, поскольку присущий Дягилеву особый дар инспиратора обнаруживал себя в сфере собственно музыкальной не в меньшей мере, чем в области хореографии или художественного дизайна.

Влияние Дягилева на музыкальную сторону “Русских сезонов” проявлялось в разных формах в соответствии с разными гранями его дарования. У него была удивительная способность выявлять и инициировать те элементы в творчестве композиторов, которые указывали на некую художественную перспективу, на новые пути, свидетельствовали об искусстве, которое – независимо от даты своего рождения – живет и развивается в сегодняшнем контексте культуры. Потому-то из русских классиков Дягилев выделял Мусоргского, а из числа современных композиторов – Стравинского.

2. Оперные спектакли С.П. Дягилева

Для дебюта, Дягилев выбрал две оперы – “Бориса Годунова” Мусоргского и “Садко” Римского-Корсакова. Обе отвечали требованию яркой национальной самобытности и вдобавок были соединены по принципу жанрового контраста: историко-психологическая драма и опера-былина. Однако с “Садко” сразу же возникли затруднения и дело не сладилось. В программе гастролей остался один “Борис Годунов”.

Для Дягилева это был первый опыт подготовки музыкального спектакля, и здесь его роль вышла далеко за пределы “интендантской”. Разумеется, он по-прежнему осуществлял организационное управление всем предприятием: привлек лучшие певческие силы Мариинской сцены во главе с Ф.Шаляпиным, ангажировал целиком хор московского Большого театра вместе с хормейстером У.Авранеком, пригласил известного режиссера А.Санина, с успехом ставившего массовые сцены в драматических театрах, позаботился об отличном дирижере – Ф.Блуменфельде, заказал оформление спектакля группе превосходных художников, в числе которых были Головин, Яремич, Бенуа. Но все это было половиной дела. Главное заключалось в том, что Дягилев предложил этому огромному коллективу исполнителей свое видение, свою концепцию музыкального спектакля.

Первое, с чего он начал, было тщательное изучение авторского клавира “Бориса” (издания 1874 г.) и сравнение его с изданной редакцией Римского-Корсакова, и его перестановки сцен. Перестановки коснулись в части сцены Бориса с курантами, сцена под Кромами, которая в петербургской постановке опускалась. Обе были включены в парижский спектакль и с той поры закрепились во многих постановках “Бориса” и в России, и на Западе. Восстановив сцену под Кромами, которая в авторской версии венчала оперу, Дягилев сделал финальной сцену смерти Бориса, предвидя ее сильный театральный эффект благодаря исполнению Шаляпина. Бенуа утверждал, что сцена смерти стала “лучшим заключительным аккордом” оперы, давая убедительное завершение психологической драме царя Бориса.

Премьера оперы 20 мая 1908 года прошла с огромным успехом. Ее называли шедевром и находили ей аналогию лишь в созданиях Шекспира. “Борис Годунов”, как писала газета “Либерте” на другой день после премьеры, “обладает такой же (как у Шекспира. – И.В.) интенсивностью изображения прошлого, всеобъемлющим универсализмом, реализмом, насыщенностью, глубиной, волнующей беспощадностью чувств, живописностью и тем же единством трагического и комического, той же высшей человечностью”. Русские артисты показали себя достойными этой музыки. Шаляпин потрясал трагической мощью и поразительным реализмом игры и в сцене смерти, и особенно в сцене с курантами.

Успех “Бориса” окрылил Дягилева и подготовил почву для организации ежегодных “Русских сезонов” в Париже. В сезон 1909 года Дягилев намеревался показать своего рода антологию русской оперной классики: “Руслана и Людмилу” Глинки, “Юдифь” Серова, “Князя Игоря” Бородина, “Псковитянку” Римского-Корсакова, переименованную в “Ивана Грозного”, и снова “Бориса Годунова”.

Неожиданно планы изменились. Друзья и соратники Дягилева уговорили его представить французам, кроме опер, еще и новый русский балет. К названным операм присоединили четыре одноактных балета. Грандиозный замысел оказался, однако, не по средствам: высочайшим повелением Дягилеву было отказано в субсидии. Пришлось сильно сократить оперный репертуар. Целиком была поставлена только “Псковитянка” с Шаляпиным в роли Грозного. Премьера имела успех у публики. Каждая из остальных опер, включенных в репертуар, была представлена одним актом.

В последующие 1910–1912 гг. опера вообще исчезла из репертуара “Русских сезонов”.

Сезон 1913 года, начавшийся в парижском “Театре Елисейских полей” и продолженный в лондонском “Друри Лейн”, включал три оперы. В Париже были показаны заново поставленный “Борис” и “Хованщина”. В Лондоне к ним прибавилась “Псковитянка”. “Бориса” приняли с прежним энтузиазмом, но основное внимание было приковано к “Хованщине”. Среди музыкантов она вызвала ожесточенные споры, в центре которых оказалась фигура Дягилева. Творческая инициатива Дягилева на этот раз зашла достаточно далеко: он предложил не только свою концепцию спектакля, но, по существу, и свою редакцию ее музыкального текста.

Мысль о “Хованщине” возникла у Дягилева еще в 1909 году. Зимой того же года, вернувшись в Петербург, Дягилев, сверяясь с изданной партитурой в редакции Римского-Корсакова, убедился, что в ней неосталось почти ни одной страницы оригинальной рукописи без многочисленных существенных поправок и изменений, сделанных Римским-Корсаковым. Тогда же родился дерзкий план – восстановить сделанные Римским-Корсаковым купюры, а также первоначальный текст тех сохраненных им эпизодов, которые подверглись наиболее значительным редакционным исправлениям, и заказать новую инструментовку.

В 1912 году Дягилев поручил Стравинскому заново оркестровать оперу и сочинить заключительный хор. Вскоре к Стравинскому присоединился Равель. Решено было, что Стравинский инструментует арии Шакловитого (“Спит стрелецкое гнездо”) и напишет финальный хор, а Равель возьмет на себя все остальное. Осенью Дягилев заказал оформление молодому художнику Ф.Федоровскому, а в начале 1913 года договорился с остальными участниками постановки – режиссером А.Саниным, хормейстером Д.Похитоновым, дирижером Э.Купером и, разумеется, с Шаляпиным – исполнителем партии Досифея.

Сообщения в прессе о готовящейся постановке вызвали гневные протесты со стороны почитателей Римского-Корсакова. Сын композитора А.Н. Римский-Корсаков назвал затею Дягилева “актом вандализма”, возмутительным неуважением к памяти Римского-Корсакова и его самоотверженному труду. Равель вынужден был ответить ему открытым письмом, в котором заверял, что желание познакомить публику с оригинальным текстом Мусоргского не умаляет значения Римского-Корсакова, к которому он, Стравинский и Дягилев питают самую искреннюю любовь и уважение.

Осложнения возникли и с Шаляпиным. Последний поставил условием своего участия сохранение всей партии Досифея в редакции Римского-Корсакова. Он отказался и от предложения Дягилева включить в партию Досифея арию Шакловитого, которую Дягилев считал более уместной в устах Досифея, чем “архиплута”, как характеризовал Шакловитого сам Мусоргский. В результате ария Шакловитого была купирована. Дягилеву пришлось пойти на уступки.

Таким образом, новая версия оперы оказалась весьма компромиссной: в ее основе осталась оркестровая партитура Римского-Корсакова с рукописными вставками эпизодов, инструментованных Равелем, и рукописной партитурой заключительного хора, написанного Стравинским.

Главными завоеваниями оперной антрепризы Дягилева в предвоенный период оставались “Борис Годунов” и “Хованщина”.

В “Русских сезонах” 1908–1914 гг. ему удалось “возвеличить на Западе” самые нетрадиционные стороны гениальных опер Мусоргского, и, прежде всего их хоровую драматургию.

3. Балетная музыка

Если оперные спектакли “Русских сезонов” преследовали цель открыть глаза Европе на неподражаемую самобытность и самоценность русской классической оперы, представить ее как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры, показать, что кроме “Тристана” Вагнера есть еще “Борис” и “Хованщина”, то балетные спектакли претендовали на нечто большее. По замыслу Дягилева, они должны были явить миру новый музыкальный театр, которого еще не знали ни в России, ни в Европе.

После “Русского сезона” 1910 года Дягилев попытался определить “сущность и тайну” нового балетного спектакля. “Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно”, говорил Дягилев. “Тайна нашего балета заключается в ритме, – вторил ему Бакст. – Мы нашли возможным передать не чувства и страсти, как это делает драма, и не форму, как это делает живопись, а самый ритм чувств и форм. Наши танцы, и декорации, и костюмы – все это так захватывает, потому что отражает самое неуловимое и сокровенное – ритм жизни”. Ни Дягилев, ни Бакст почему-то не поминают в этом интервью музыку, но разве непосредственное выражение “неуловимого и сокровенного ритма жизни” не есть истинное призвание именно музыки и отсюда ее особой новой функции в составе балетного спектакля?

Раньше всех это поняли представительницы “свободного танца”: Лой Фуллер, Мод Аллан и, прежде всего Айседора Дункан. Последняя отвергала балетную музыку XIX века. Ее танцевально-пластические импровизации опирались на музыку Баха, Глюка, Бетховена, Шопена, для танца не предназначенную, но обладающую богатством и разнообразием ритмического содержания, не скованного жанрово-метрическими формулами классического балета.

Отказ от традиционной “дансантности” во имя жанрового и композиционного многообразия классической и современной инструментальной музыки был одним из основных пунктов фокинской балетной реформы. Впоследствии Дягилев утверждал, что идеи обновления балетного спектакля, в том числе балетной музыки, принадлежали ему, а Фокину удалось лишь удачно реализовать их на практике. Разумеется, Фокин с возмущением опровергал подобные утверждения. Знаменитые во всем мире “Умирающий лебедь” на музыку Сен-Санса и “Шопениана”, положившие начало одной из ведущих тенденций балетного театра ХХ века, создавались им до знакомства с Дягилевым, да и в совместной работе Фокин оставался достаточно самостоятельным художником. Но несправедливо отказывать и Дягилеву (как это делает Фокин) в обновляющем влиянии на музыкальную сторону балетных спектаклей.

С самого начала Дягилев настаивал на том, чтобы музыка балетов в его антрепризе отвечала самым высоким художественным требованиям. Ради этого он, как и в случаях с операми, позволяет себе “редакторскую правку” музыкального текста. Степень его вмешательства бывала разной. В “Шопениане”, например, которую он тотчас же переименовал в “Сильфиды”, его не устроила инструментовка шопеновских пьес, сделанная М. Келлером. Переоркестровка была заказана нескольким композиторам, среди которых в числе прочих имена А.Лядова, А.Глазунова, И.Стравинского.

С партитурой балета А.Аренского “Египетские ночи”, которую Дягилев находил слабой, он поступил куда более решительно. Предложив придать балету черты хореографической драмы (трагический финал), сделав центральной фигуру Клеопатры. Дягилев позаботился, чтобы самые “ударные” моменты сценического действия были поддержаны соответствующей по настроению музыкой высокого качества и танцевальной по жанру. Эффектный выход Клеопатры сопровождался музыкой из оперы-балета “Млада” Римского-Корсакова (“Видение Клеопатры”). Па-де-де Раба и рабыни Арсинои из свиты Клеопатры, поставленное Фокиным специально для Нижинского и Карсавиной, исполнялось под звуки “Турецкого танца” из IV акта “Руслана” Глинки. Для кульминационного массового танца – вакханалии – использовалась “осенняя” вакханалия Глазунова из его балета “Времена года”, а трогательное оплакивание девушкой Таор (Анной Павловой) своего погубленного Клеопатрой жениха происходило под звуки “Плясок персидок” (“Хованщина”), исполненных “унылой неги” и тоски.

В каждом конкретном случае эти вставные эпизоды выполняли функцию декоративного усилителя зрелищных эффектов. В этом смысле Дягилев, несмотря на справедливые упреки в недопустимом музыкальном эклектизме, добился того, чего хотел. К тому же, если верить непосредственному впечатлению Бенуа, Дягилеву удалось так ловко ввести чужеродные эпизоды в музыкальную ткань партитуры Аренского, так умело пригнать их друг к другу, что в музыке “пересочиненного” балета почти не ощущалось швов и была даже достигнута определенная композиционная цельность.

Более удачно ту же функцию “декоративного аккомпанемента” танцу выполняла музыка Римского-Корсакова в балете “Шехеразада”. Дягилев использовал 2-ю и 4-ю части одноименной симфонической сюиты, опустив 3-ю часть, как менее интересную для танцевальной интерпретации, 1-я часть исполнялась перед закрытым занавесом в качестве увертюры. Спектакль вызвал бурные протесты вдовы и детей Римского-Корсакова. Возмущал самый факт использования музыки, к балетному действу не имевшей отношения, и главное – навязанный ей кровавый сюжет.

Успехи первого балетного сезона не заслоняли необходимости создания оригинальных балетных партитур. Дягилевской антрепризе как воздух нужны были свои композиторы. Первым, на ком Дягилев остановил свой выбор, оказался Равель. Дягилев заказал ему музыку к планируемому “античному” балету по мотивам эллинистического романа “Дафнис и Хлоя”. Бенуа, который не ждал от автора “Испанской рапсодии” и фортепианных пьес ничего иного, кроме “грациозной” вещицы, недоумевал, почему Дягилев не обратился к Дебюсси – автору “Послеполуденного отдыха фавна”. Но, видно, что-то в музыке Равеля подсказывало Дягилеву возможности ее пластических интерпретаций. Интуиция не обманула Дягилева. Партитура “Дафниса и Хлои”, с ее поразительно органичным соединением архаической монументальности в музыкальном тематизме и характере оркестровой динамики (культовые образы) с изысканностью звуковых линий в обрисовке главных персонажей пастушеского романа, оказалась самым глубоким и в своем роде единственным образцом симфонического постижения античной темы в спектаклях “Русских сезонов”.

Самым крупным достижением Дягилева на музыкальной ниве “Русских сезонов” было “открытие Стравинского”. Готовя программу сезона 1910 года, Дягилев поставил целью включить в нее оригинальный русский балет. Либретто сказочного балета по мотивам русского фольклора уже существовало, будущий балет назывался “Жар-птица”. Выбор Лядова в качестве композитора напрашивался сам собой. Дягилев с полным основанием называл автора симфонических картин “Кикимора”, “Баба-яга”, “Волшебное озеро” и многочисленных обработок русских народных песен “нашим первым, самым интересным и самым сведущим музыкальным талантом”. Но Лядов медлил с началом работы, и стало ясно, что он не успеет к сроку. На какой-то момент у Дягилева мелькнула мысль о Глазунове. Недолгое время “Жар-птицей” занимался Н.Черепнин, но дело кончилось сочинением симфонической картины “Зачарованное царство”, а сам композитор, по словам Бенуа, “внезапно охладел к балету”. Тогда-то Дягилев не без подсказки Б.Асафьева начал приглядываться к молодому, тогда еще неизвестному композитору Игорю Стравинскому.

Зимой 1909 года Дягилев услышал в одном из концертов А.Зилоти его “Фантастическое скерцо” для большого симфонического оркестра. От произведения веяло свежестью и новизной: неординарность ритмов, блеск и переливы тембровых красок, вообще печать сильной творческой индивидуальности, которой было отмечено оркестровое письмо этого сочинения, заинтересовали Дягилева. Интуиция подсказывала ему, что в недрах этой пьесы таится облик будущего балета. Позднее, побывав вместе с Фокиным на исполнении симфонической миниатюры “Фейерверк”, Дягилев лишь укрепился в первоначальном впечатлении.

Интуиция не обманула Дягилева. То, что послышалось ему в оркестровом колорите “Фантастического скерцо”, нашло свое продолжение и развитие в звуковых образах Кащеева царства и прежде всего в образе чудесной птицы. “Полет и пляс Жар-птицы” – примеры совершенно нового музыкального решения традиционной и сольной вариации балерины. Музыкальная ткань этих эпизодов, лишенная отчетливого мелодического рельефа, рождалась из, казалось бы, стихийного сплетения фактурно-гармонических линий, из самодвижения оркестровых тембров. Только острые ритмические мотивы виолончелей подспудно регламентировали и направляли мерцание и трепет звуковой стихии, сообщая ей оттенок причудливого танца. Чувство жеста, пластики человеческого тела, умение подчинить музыку конкретному сценическому заданию сказались уже в первом балете, как, несомненно, сильная сторона музыкально-театрального таланта Стравинского. Зрители спектакля в “Гранд-опера” увидели в “Жар-птице” “чудо восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами”. Удивительно, до какой степени молодой композитор сразу же сумел почувствовать и воспринять дух и характер дягилевских идей. “Жар-птица” явилась своего рода музыкальной энциклопедией основ и достижений русской классики, мастерским воплощением антологического принципа Дягилева в рамках одного произведения. Римский-Корсаков, Чайковский, Бородин, Мусоргский, Лядов, Глазунов нашли отражение в звуковой структуре балета, но в самобытной несхожести творческих индивидуальностей Стравинский сумел уловить общие свойства единого русского стиля, передать суммарное ощущение целой музыкальной эпохи.

“Русские сезоны” радикально обновили жанр балетной музыки, открыв перед композиторами возможности создания новых форм программного симфонизма. Симфоническая сюита, симфоническая картина, симфоническая поэма – вот жанровые разновидности балетных партитур. Многие композиторы начала ХХ в. стали сочинять балеты специально для дягилевской антрепризы. За Стравинским последовал С.Прокофьев, чье балетное творчество было также инспирировано Дягилевым. Постоянным участником “Сезонов” в качестве дирижера и композитора был и Н.Черепнин (для Дягилева он написал балеты “Нарцисс” и “Красная маска”). Сделать что-нибудь для “Русских сезонов” пожелал и представитель “враждебного лагеря” Римских-Корсаковых – М.Штейнберг, превративший свою пьесу из цикла “Метаморфозы” в балет “Мидас”.

К 1914 году дягилевский стратегический план покорения Европы был завершен. Победу одержал не “интендант”, но “генералиссимус”, как, шутя, называл своего друга А.Бенуа.

Описывая предвоенный сезон, Луначарский писал из Парижа: “Русская музыка стала совершенно определенным понятием, включающим в себя характеристику свежести, оригинальности и, прежде всего огромного инструментального мастерства”.

Таков был итог музыкальных завоеваний “Русских сезонов” 1908–1914 годов, у истоков которых – гениальная интуиция Дягилева и его редкий дар инспиратора.


Заключение

Для Сергея Дягилева увлечение историей русского искусства хоть и не стало делом всей жизни, но совпало с очень важным для него периодом - с первым десятилетием двадцатого века. Заслуги Дягилева в области истории русского искусства поистине огромны. Созданная им портретная Выставка была событием Всемирно-исторического значения, ибо выявила множество художников и скульпторов, дотоле неизвестных. С «дягилевской» выставки начинается новая эра изучения русского и европейского искусства XVIII и первой половины XIX века.

Впервые были собраны вместе 2226 экспонатов - живописных портретов и скульптурных бюстов, составивших целую галерею выдающихся людей России, более чем за полтора столетия. Если устроители выставки 1902 года ограничили ее рамками 1700 - 1750, то на дягилевской выставке были представлены и современные художники. За время действия выставку посетило 45000 человек.

Заслуга С. Дягилева и в том, что он впервые вывез за границу выставку русской иконы, живопись России XVIII века, музыку Мусоргского, Римского-Корсакова. Западная Европа была потрясена увиденным. На музыке русских композиторов выросло искусство К.Дебюсси, М.Равеля.

Великий русский импресарио Сергей Дягилев вошел в историю не только как человек, впервые представивший русское искусство просвещенной Европе, организовав прогремевшие на весь мир «Русские сезоны в Париже». И не только как «балетный маг», десятилетия пестовавший исколесившую весь мир труппу «Русского балета». Дягилев умел находить и открывать таланты, умел растить их и всегда безошибочно попадал в пульс времени, предчувствуя и осуществляя то, что через мгновение станет новым словом в искусстве.


Список литературы

1. Рапацкая Л. А. / Искусство «серебряного века».− М.: Просвещение: «Владос», 1996. – 16, 32с.

2. Федоровский В. / Сергей Дягилев или Закулисная история русского балета.− М., 2003. – С. 3 – 18.

3. Нестьев И. В. / Дягилев и музыкальный театр XX века.− М., 1994. - С. 5 – 15.

4. Пожарская М. Н. / Русские сезоны в Париже.− М., 1988.- 35с.


Рапацкая Л.А. / Искусство «серебряного века». – М.: Просвещение: «Владос», 1996.-16с.

Пожарская М.Н. / Русские сезоны в Париже. – М., 1998. – 35с.

Нестьев И.В. / Дягилев и музыкальный театр ХХ века. – М.,1994. – С. 5 – 15.

С. Дягилев и русское искусство / И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. – М., 1982. – Т. 1-2

С. Дягилев и русское искусство / И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. – М., 1982. – Т. 1-2

Рапацкая Л.А. / Искусство «серебряного века». – М.: Просвещение: «Владос», 1996. – 32с.

Федоровский В. / Сергей Дягилев или Закулиснаяч история русского балета. – М., 2003. – С. 3 – 18.

С. Дягилев и русское искусство / И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. – М., 1982. – Т. 1-2

С. Дягилев и русское искусство / И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. – М., 1982. – Т. 1-2


Дягилева актеры его труппы». Он предложил, что в случае, если труппа будет участвовать в балетных танцах в опере, а также в дивертисментах сезона Метрополитан Опера в Париже и в случае, если антреприза Дягилева обанкротится, по крайней мере Шидловский на это надеялся, то две труппы смогут объединиться и провести программы русского балета в итальянской опере в театре «Chatelet». 24 декабря Дягилев...

Или каких-то структур. Таким признакам отвечает, на наш взгляд, предпринимательское объединение в форме холдинга, осуществляющее согласованную деятельность участников. Глава 2. Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний.2.1. Цели создания холдинговой компании.Целеполагание при создании холдингов напрямую зависит от времени, места, способа и задач, реализуемых при...

И не только оставалось неизменным, но все увеличивалось и возрастало при каждой последующей нашей встрече, совместной репетиции, концертном выступлении. Пропаганда современной музыки Вернемся к просветительской деятельности Пабло Казальса. Помимо популяризации творчества современных испанских композиторов: Гранадоса, Альбениса, Мануэля де Фальи и Джулии Гаретты, Казальс познакомил мир с такими...

Немало PR-инструментов, влияющих на сознание и убеждения массовой аудитории. Российские технологи часто копируют западные образцы и следуют наработанным схемам, не всегда учитывая национальные особенности. Представители шоу-бизнеса, в совершенстве овладевшие законами профессии, всегда легко находили себе применение в Public Reltions. Изучив законы жанра организации публичных акций, шоумены в PR ...

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - знаменитый театральный и художественный деятель России. Являлся критиком и создателем журнала "Мир искусства". Занимался организацией "Русских сезонов" во Франции, а именно в Париже. Сергей Павлович Дягилев открыл для искусства многих известных хореографов. Практически всю жизнь посвятил пропаганде русского балета в Западной Европе.

Биография

Сергей Павлович Дягилев родился в дворянской семье 31 марта (по юлианскому календарю 19 марта) 1872 года. Отец - Павел Павлович Дягилев - офицер. Местом рождения является Новгородская губерния, а именно местечко Селище. Павлович, личная жизнь которого всегда привлекала внимание, рос без матери. Во время родов мать Дягилева скончалась.

Детство и семья

Расти Сергею Павловичу пришлось с мачехой. Однако она относилась к нему с такой же любовью, как и к собственным детям. Подобное отношение привело к тому, что смерть брата для Дягилева стала трагедией. Это стало причиной того, что Сергей Павлович не стремился возвратиться в родные места.

Отец деятеля являлся потомственным дворянином. Занимал должность кавалергарда. Однако многочисленные долги вынудили его бросить армию и переехать жить в Пермь. В то время данный город считался глубинкой страны. Дом семьи стал центральным в жизни Перми. Не было отбоя от людей, желающих посетить дом Дягилевых. Часто семья проводила вечера, на которых пели песни для гостей. Молодой Сергей Павлович Дягилев также брал уроки музыки. Вообще, он сумел получить отличное и очень разностороннее образование. После того как юноша вернулся назад в Санкт-Петербург, он ни в чем не уступал жившим там интеллигентам. Сергей Павлович Дягилев был очень начитан, чем удивлял многих своих сверстников.

Молодость

Возвратиться в культурную столицу России Дягилев смог в 1890 году. Сергей Павлович имел весьма обманчивую внешность. Выглядел он как обычный провинциал, имел телосложения здоровяка. Несмотря на это, был очень образован, начитан, а также без труда общался на нескольких языках. Все это позволило ему с легкостью вписаться в жизнь университета, в котором он начал обучение. Учился он в Петербурге на юридическом факультете.

Осваивая азы права и юриспруденции, студент начал интересоваться театральной и музыкальной деятельностью. Сергей Павлович Дягилев, биография которого очень насыщена, начал брать уроки игры на фортепиано, а также посещать класс в консерватории. Также юноша начал писать музыку и занимался изучением истории художественных стилей.

Первое путешествие по Европе Дягилев Сергей Павлович совершил во время каникул. Молодой человек хотел найти свое призвание и сферу деятельности. В тот момент он начал заводить дружбу со многими известными людьми.

Окончание университета

Так как Дягилев был очень одарен от природы, то сумел за четыре года пройти шестилетний курс обучения. В эти годы он начал понимать, что обязательно должен добиться чего-нибудь в жизни. Несмотря на успешное окончание университета, Дягилев Сергей Павлович, личная жизнь которого достаточно интересна, осознал тот факт, что его не влечет быть юристом. Все больше и больше он начинает погружаться в искусство. Вскоре он делает выбор, который оставил след во всей русской культуре. Он начинает пропагандировать искусство.

Деятельность

Сергей Павлович Дягилев, интересные факты из жизни которого могут увлечь многих, стал заниматься общественной деятельностью. Вообще, ее можно было разделить на несколько частей. Первый этап его жизни связан с образованием организации "Мир искусства". Появилась она в 1898 году, и была связана с рядом других деятелей. В 1899 - 1904 годах выступал в роли редактора совместно с Бенуа в одноименном журнале.

Финансирование он получал от крупных меценатов, а некоторый период спонсировал его сам Николай II.

Дягилев Сергей Павлович, краткая биография о котором не даст полной информации о его жизни, также являлся инициатором проведения ряда выставок. Каждая из них была организована на высшем уровне.

Высказывания о Репине и работа в "Ежегоднике императорских театров"

В определенный период жизни Дягилев принял решение создать монографии об известных художниках. Вскоре им была написана работа о Репине, который, по его мнению, был ближе к "Миру искусства", нежели к передвижникам. В ту пору мало кто сомневался, что у Репина отсутствовал дар изображения реалистичных картин. Однако большинство не заметило, что художник начал постепенно изображать личность, применяя модернистские приемы. Его талант был изумительно предугадан Дягилевым, что было доказано самим временем.

Власти видели, что Сергей Павлович Дягилев, фото которого представлены в статье, буквально переполнен энергией. Благодаря этому в период с 1899 по 1901 год он получил должность редактора в журнале "Ежегодник императорских театров". Однако, как многим известно, Дягилев имел своеобразный характер, постоянно отстаивал свою точку зрения, нередко провоцировал скандалы. После одного из горячих конфликтов Сергей Павлович был уволен и потерял возможность трудиться в государственных учреждениях. Вступился за Дягилева Николай II, который просил секретаря Танеева взять его к себе на службу.

Новые проекты

Проекты, которыми Дягилев занимался последние десять лет, перестают его интересовать. Следующий период времени он проводит в разъездах по городам России, в которых изучает и собирает предметы искусства. Их он решает представить русскому читателю. Вскоре он начинает выступать со статьями перед заинтересованными людьми, а также пишет обзор о творчестве Левицкого. В то время художник был мало кому известен. Именно Дягилев открыл общественности талант Левицкого. За это он был представлен к награде Уварова.

Далее он решил заняться организацией выставки, на которой будут представлены работы художников с 1705 по 1905 год. Для того чтобы собрать коллекцию картин ему пришлось объехать многие города России. Собрать ему удалось шесть тысяч работ. Также Сергей Павлович хотел написать историю живописи с XVIII века. Но выполнить данный замысел у него не получилось. Собирая картины, Дягилев смог глубоко зучить живопись той поры.

К сожалению, надолго выставка не сохранилась. После ее завершения для картин не было выделено специальных комнат, и им было суждено отправиться назад к своим авторам. Большинство из этих работ были уничтожены в ходе революции.

Покорение Европы

Дягилев вскоре начал понимать, что в России он сделал все, что мог. Здесь он организовал первый художественный журнал, однако не смог продолжать его выпуск. Тем не менее, не получилось у Сергея Павловича создать на родине национальный музей, а также не были реализованы интересные идеи о русском балете и опере.

В 1906 году он отправляется покорять Европу, организовал в Париже показ "Русское искусство". Вслед за ними прошли выставки русских художников в Венеции, Берлине, а также Монте-Карло.

Данные демонстрации стали открытием "Русского сезона". Нередко Дягилев упоминал, что в его жилах течет кровь самого Петра I. Дела, которые совершал Дягилев Сергей Павлович, были по-настоящему масштабные и новаторские. Например, в показах балета он сумел совместить живопись, музыку, а также исполнение. Именно Дягилев приучил жителей Франции к русскому балету. Благодаря ему лучшими балетными школами считаются именно российские. Кроме этого, Дягилев привнес в мировое искусство целый ряд новых имен. Он открыл для балета новых гениальных танцоров - Вацлава Нижинского, и других. Именно он стал основоположником мужского балетного танца. Чем руководствовался Дягилев Сергей Павлович? Ориентация его стала той созидательной силой, которая сподвигла деятеля на воплощение смелых идей. Дягилев был гомосексуалистом. Он любил мужчин, восхищался ими, занимался карьерой своих любовников.

Восхождение

Появление и деятельность Дягилева в европейской культуре происходило поэтапно. Первым шагом стали выставки картин русских художников, а также икон. Со временем у него начали появляться связи, благодаря которым он смог организовать масштабный концерт русской музыки.

Впоследствии он начал привлекать к выступлениям самых известных русских танцовщиков, а через полтора года приходит к решению создания собственной труппы.

Списки выступлений, которые составлялись Дягилевым, поражают. В 1907 году организованы пять симфонических выступлений, которые проводились с участием таких знаменитых музыкантов, как Шаляпин, Рахманинов. Следующий год был посвящен показам русских опер. Поставлен известный "Борис Годунов", а в 1909 году Франция увидела "Псковитянку". Французская публика была восхищена выступлениями, почти все зрители плакали и кричали.

После балетных постановок 1910 года многие женщины начали себе делать прически, похожие на те, которые были у артистов во время выступлений.

Показы балета

Огромную популярность в Европе имели балеты, которые организовывал Дягилев. В течение двадцати лет было показано шестьдесят восемь балетов. Некоторые из них вошли в мировую классику, например, "Жар-птица". Сергей Павлович смог открыть миру нескольких талантливых режиссеров.

Еще в 1911 году деятель сумел собрать у себя в труппе самых известных танцовщиков Москвы и Санкт-Петербурга. В определенный момент времени он отправился с выступлениями в Соединенные Штаты Америки. Вскоре началась Первая мировая война, а вскоре и революция 1917 года. Все эти перемены помешали группе вернуться на родину, но расставаться они не собирались.

Все мероприятия, которые проводил Дягилев, были нацелены на успех. Происходило это во многом благодаря его энергичности. Он без труда мог уговорить, убедить, зарядить соратников своим энтузиазмом.

Последние годы

На последних этапах жизни Дягилев все меньше интересовался балетом. Новым его занятием стало коллекционирование. Достаточно долгий период Сергей Павлович не имел постоянного пристанища. Однако в определенный момент он остановился в Монако. Здесь он начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства, а также редкие автографы, книги, рукописи и так далее. У Сергея Павловича начались серьезные проблемы с финансами, а также в отношениях с очередным любовником Нижинским.

В 1921 году Дягилев узнал, что у него сахарный диабет. Однако предписания врача и диету он не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стали инфекции, резкое повышение температуры. К тому моменту еще не был открыт пенициллин, поэтому болезнь была очень опасна. 7 августа 1929 года у него произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели, а ночью 19 августа его температура поднялась до сорока одного градуса. Дягилев потерял сознание и умер на рассвете. Похоронен Сергей Павлович в Венеции.

Жизнь и судьба Дягилева весьма необычны. Все время он метался между выбором, в какой культуре ему оставаться - русской или европейской. Делал смелые эксперименты, которые практически все стали успешными, принесли немало прибыли Дягилеву, а также признание и любовь публики. Его деятельностиь несомненно очень повлияла не только на русскую, но и на всю мировую культуру.