Зачем нужны чувства? Зачем вообще нам нужны эмоции

Каждая женщина может «похвастаться» изобилием своих эмоций. Да и мужчины не такие бесчувственные, как иногда пытаются казаться. Порой эмоции играют с нами злую шутку: служат «яблоком раздора» в отношениях с окружающими, не дают сосредоточиться на важных делах.

В итоге начинаешь злиться на себя, понимать, что, если бы не излишняя эмоциональность, такой бы ситуации не произошло. А сколько умных мыслей приходит после того, как мы успокоимся! В этот момент в голову начинают лезть осуждения самого себя: «надо было сделать вот так», «надо было сказать другое», «мне не стоило этого делать»…

Зачем же нам нужны эти эмоции? Почему мы не можем так просто их контролировать?

Может они нам совсем и не нужны, ведь без них мы принимали бы более обдуманные решения?

Эмоции – это наша реакция на все происходящее вокруг. Через них мы передаем отношение к различным ситуациям и объектам, которые нас окружают, показываем насколько важно для нас случившееся.

Эмоции бывают позитивные и негативные, оба типа нам абсолютно необходимы. Радость вызывает улыбку, внутреннее состояние безмятежности, мы чувствуем себя хорошо. Злость на сделанное нам замечание мотивирует, у нас появляется стремление доказать, что мы можем лучше.

В разных ситуациях разные типы эмоций могут обозначать одно и то же отношение.

Если мы долго не виделись с родственниками, радостью мы покажем, как счастливы их видеть, то есть наше положительное отношение к ним. Если кто-то из них заболеет, тревога, печаль настигнет и нас, мы покажем наше неравнодушие, то есть снова положительное отношение. Насыщенность таких эмоций покажет степень нашей привязанности к этим людям в данном примере.

Эмоции, в общем и целом, поддаются контролю. Только ребенок полностью не может справиться с ними. Труднее дело обстоит с состоянием аффекта. Аффект – это бурная кратковременная эмоциональная вспышка. Такое состояние полностью захватывает психику и навязывает человеку необходимость выполнять определенные действия, которые, как правило, не совпадают с желаемыми.

Примерами данного состояния могут быть сильный испуг, вспышка гнева, бурная радость. И такие состояния также могут сослужить нам невероятную услугу. К примеру, сильный испуг заставляет предпринимать действия по спасению, сохранению жизни.

Таким образом, эмоции образуют связь между нами и окружающим миром.

Они являются своего рода нервными окончаниями нашей психики, без которых человек утратил бы вкус к жизни, не смог бы правильно воспринимать происходящее, оценивать разные ситуации. Эмоции – это наша система безопасности!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Эмоции – это часть нашей жизни, отказываясь от них, мы обделяем себя. Что влияет на нашу эмоциональную жизнь? В чем ценность эмоциональных переживаний? Эти и другие вопросы мы обсудили с профессором Альфридом Лэнгле, автором экзистенциально-аналитической теории эмоций, которая представлена в его монографии «Что движет человеком?»

Вся наша жизнь сопровождается эмоциями - мы удивляемся, радуемся, тревожимся, грустим. Кто-то привык проявлять свои эмоции, кто-то склонен держать их под контролем, но главное что мы способны их переживать. Невозможно почувствовать настоящую радость без ощущения радости, осознать потерю близкого человека без боли утраты. Через свои эмоции мы проживаем жизнь и если с ними что-то не так, мы теряем способность быть в этом мире по-настоящему.

- Что же такое эмоции и почему они так важны для человека?

- Эмоции – это чувства, внутренние движения, в которых мы переживаем поток нашей жизни. Чувства дают нам понять, каковы на самом деле наши отношения с жизнью, они связывают нас с бытием. Переживая красивый закат или вкусный обед, мы чувствуем приятные эмоции, показывающие, что мы находимся в хороших отношениях с жизнью. Напротив, страдая от утраты или от болезни, у нас возникают негативные эмоции или аффекты, свидетельствующие, что мы в плохих отношениях со своим бытием.

- А в чем заключается разница между эмоциями и аффектами?

- Терминология не является общепринятой в психологии. В экзистенциальном анализе мы разводим их следующим образом, аффект вызван конкретным опытом, конкретным переживанием, а эмоции приходят изнутри. Например, гнев или агрессия, возникают из-за какого-то внешнего стимула, так захватывающий фильм вызывает аффекты, а мое внутреннее спокойствие – это эмоция, которая приходит из моей собственной души, как радость или любовь. В то же время, эротические чувства являются аффектами, и хорошо, когда аффекты и эмоции встречаются, когда мы любим кого-то и одновременно испытываем эротические чувства к этому человеку.

- Являются ли аффекты и эмоции врожденными?

- Сама способность испытывать аффекты или эмоции является врожденной, это как способность говорить. Но мы учимся говорить только в рамках определенной культуры, точно также мы учимся эмоциям в той среде, в которой живем, и наши приобретенные навыки накладываются на эту врожденную способность.

- Возможно ли контролировать свои эмоции?

- Да, конечно. Но нам нужно дифференцированно к этому подходить, так как под контролем находится далеко не все. Мы не можем контролировать саму эмоцию, когда она уже возникла и заранее предугадать ее характер. Но мы можем контролировать то, как мы с ней обходимся, по крайне мере, этому можно научиться. Ребенок не владеет этой способностью, но в процессе развития он приобретает необходимые навыки обхождения с эмоциями. Но, все же, мы не можем контролировать какое именно чувство, возникнет в той или иной ситуации. И в некоторых случаях эмоции могут быть очень беспокоящими. Например, я иду на вечеринку и ожидаю каких-то приятных эмоций, но вместо этого, сижу там и чувствую себя одиноким, неполноценным, непривлекательным. Я не могу по собственному желанию изменить вектор своих эмоций, они свободны и возникают сами по себе. Но в моих силах контролировать, как я с ними обхожусь, я могу либо не обращать на них внимание, либо позволять им происходить.

- Эмоции – это наши друзья или враги?

- Эмоции как наши глаза. Глаза – это наши друзья или враги? Иногда глазам приходится видеть вещи, которые нам не нравятся. И в таких случаях мы можем сказать, что они – наши враги. В другой раз наши глаза видят приятные вещи и тогда они являются нашими друзьями. Но в действительности глаза и не друзья, и не враги, они нейтральны. Так и наши эмоции имеют нейтральный характер. Эмоции – это форма восприятия. А способность воспринимать необходима нам так же, как способность видеть. И нам хуже живется без глаз или без эмоций.

- Что происходит с человеком, когда он блокирует свои эмоции?

Этот человек чувствует себя отделенным от жизни. Такая жизнь утрачивает глубину и перестает быть наполненной. Хотя в утрате эмоций есть и свое преимущество, без них человек меньше страдает. То, что причиняет боль перестает беспокоить, человек уже этого не чувствует. И это является главной причиной, по которой люди утрачивают свои эмоции. Они защищаются от переживаний, которые ранят их настолько сильно, что это становится невыносимым. И поэтому, они автоматически исцеляют себя, блокируя собственные эмоции.

- Получается, что человек перестает «быть». Блокирование эмоций связано с психологической смертью человека?

- Иногда это выглядит именно так, но во многих случаях, люди, отказавшись от своих эмоций, могут быть вполне социально успешными. Но с их внутренней жизнью все обстоит иначе, они больше не могут полноценно быть в отношениях с собой и с другими. Они становятся холодными, а для партнера это выглядит так, как будто человек эмоционально умер. Это типичная ситуация, при которой возникают психосоматические расстройства, потому что человек утрачивает чувствительность к собственному психологическому и соматическому состоянию. В некоторых случаях это приводит к перегрузке, слишком большому стрессу, который и вызывает подобные симптомы.

- В чем заключается разница между эмоциями и чувствами?

- Мы используем слово чувства, как более общий термин, который включает в себя эмоции и аффекты.

- Некоторые люди очень жизнерадостные, некоторые сдержанные. Существует ли понятие эмоциональной нормы?

С позиции экзистенциальной психологии, нормальная эмоциональная жизнь – это такая жизнь, которая соответствует мне. При этом у человека есть ощущение собственной свободы, по отношению к своим эмоциям и он чувствует, что они адекватны его реальному состоянию. В противоположном случае, мы говорим о болезненности эмоциональных проявлений. Например, когда человек находится в кругу друзей и все вокруг смеются, но ему грустно, так как происходящее напоминает ему какой-то неприятный эпизод из детства. В этой ситуации человек не открыт реальности и не может пережить то, что в действительности происходит вокруг, он фиксируется на своих эмоциях. При здоровой же эмоциональной жизни человек позволяет эмоциям свободно течь в соответствии с реальностью.

- Как, на ваш взгляд, эмоции связаны с интуицией?

- Интуиция – это тоже своего рода эмоция, благодаря которой в сознании возникают некоторые содержания. В настоящее время интуицию часто называют эмоциональным интеллектом.

- Можно ли полагаться на эмоции при принятии своих решений? И какую роль в этом играет интуиция?

Все зависит от того, как человек хочет жить. Если он хочет проживать полноценную жизнь, то очень важно доверять своим эмоциям при принятии решений. Если человек предпочитает жить как робот, для того, чтобы функционировать, то эмоции будут ему только мешать. С экзистенциальной точки зрения, правильнее полагаться на эмоции, принимая решения, потому что мы рассматриваем их, как одну из способностей восприятия. У нас есть не только пять чувств и интеллект для восприятия каких-то содержаний, мы также располагаем эмоциями для переживания действительности. Точно так же, как через глаза мы чувствуем электромагнитные волны, через эмоции мы обнаруживаем качество реальности. Например, взаимоотношения могут быть теплыми или холодными, и эти качества отражаются в эмоциях. Включение эмоций расширяет наши возможности, мы больше узнаем о реальности благодаря нашим чувствам, в отличие от ситуации, в которой мы опираемся только на мышление. Поэтому ориентироваться на эмоции при принятии решений просто жизненно необходимо. Более того, деятельность, которая является результатом таких решений приносит больше удовлетворения.

Что касается интуиции, то это особого рода чувство, которое дает информацию о чем-то, чего еще нет. Это восприятие чего-то не существующего, но возможного, это предвосхищение реальности и эмоциональный взгляд на развитие ситуации, которая наиболее вероятна. Поэтому, если мы учитываем нашу интуицию при принятии решений, они становятся более адекватными реальности. Я знаю многих умных и влиятельных людей, которые занимаются экономикой, это и финансовые аналитики, и директора банков, и брокеры. Они признаются, что часто опираются на свою интуицию при принятии решений, и примерно в 4 из 5 случаев она их не подводит. Когда же решение принимается на основании рациональных выводов - в 3 из 5 случаев оно оказывается неверным.

- Обычно эмоции сопровождаются мимикой и жестами. Почему же нам бывает трудно понять другого человека?

- Иногда может быть трудно понять других людей, но во многих случаях это совсем не сложно. Мы понимаем когда человек жестами говорит нам «да» или «нет». Если человек машет рукой, то другой понимает, что его зовут подойти ближе. Эти простые жесты являются общими практически для всех. Но в некоторых странах они очень специфичны и могут вызывать непонимание у людей из других культур. Например, в Персии, когда хозяин жестом предлагает гостям съесть еще что-нибудь и европейский гость это легко принимает, то тем самым он обижает хозяина. Гость должен отказаться три раза, иначе у хозяина возникает чувство, что гость использует его. Он начинает думать, что к нему пришли не столько для того, чтобы пообщаться, а сколько для того, чтобы поесть. Точно также, когда я протягиваю русской женщине руку для рукопожатия, этот жест ей кажется странным. В тоже время, если я не протягиваю руку, то как австриец чувствую, что веду себя невежливо.

- Почему важно понимать состояние другого человека?

Когда я понимаю состояние другого, его грусть или радость, то это позволяет мне быть ближе к нему. И если другой человек чувствует тепло от того, что его понимают, то это очень ему помогает, поддерживает его, дает ему силы и углубляет взаимоотношения. Без понимания эмоционального состояния другого взаимоотношения становятся затрудненными, слабыми и запутанными.

- Могут ли эмоции быть опасными для здоровья?

Я бы не согласился с тем, что эмоции могут быть опасными для здоровья. Но способы, которыми мы обходимся с нашими эмоциями, могут быть опасными, как например, непринятие человеком своих эмоций. Я уже говорил, сама по себе эмоция – это всего лишь форма восприятия, а восприятие в свою очередь, является связью с реальностью. Как может восприятие быть опасным, если оно соответствует реальности? Напротив, если мы не способны воспринимать реальность, это гораздо хуже, потому что мир воздействует на нас вне зависимости от того воспринимаем мы его или нет. Поэтому, я бы сказал, что эмоции никогда не угрожают нашему здоровью и только неправильное обхождение с ними может быть опасным, что, к сожалению, происходит довольно часто. В результате у нас может возникнуть депрессия или тревога, которая является свидетельством того, что мы находимся в плохих отношениях с реальностью. Так называемые, патологические чувства в действительности являются сигналами о том, что что-то в нашей жизни находится под угрозой, что нам не следует продолжать жить также, как мы жили до этого.

Всегда ли мы можем удержать эмоции под контролем? Почему иногда говорят о слишком эмоциональном человеке, что он вышел из себя?

Да, мы действительно можем оказаться в ситуации, когда утрачиваем контроль над нашими эмоциями или аффектами. В эволюционном смысле это имеет позитивное значение, потому что часто эмоции оказываются более спасительными для нашей жизни, чем мышление и контролируемое поведение. Во всех ситуациях, когда мы сталкиваемся со слишком мощным стрессом, мы очень медленно приходим к результату, если опираемся только на рациональные выводы. Необходимо провести слишком большую работу по обработке информации, чтобы прийти к представлению о том, какое поведение будет в данной ситуации адекватным. Во всех подобных случаях срабатывает защитная система нашей психики и у нас возникают защитные реакции. Тогда, источником нашего поведения в этих ситуациях являются эмоции или аффекты, которые мы не контролируем. Или другой пример, я встречаю давнего знакомого на улице и в этой ситуации мне не хочется контролировать свои чувства, я хочу испытывать радость и воодушевление. Если бы все свое поведение мы могли бы контролировать, то наша жизнь была бы стерильной и бесплодной. Но конечно, умение жить, состоит и в том, чтобы грамотно обходиться с эмоциями. Необходимо научиться тому, чтобы у человека всегда было маленькое пространство согласиться или не согласиться с теми чувствами, которые он испытывает, так чтобы жить в соответствии с ними. Например, когда я вижу своего друга на улице, я ощущаю чувство радости и даю свое внутренне согласие на то, что происходит. Я говорю: «О, это очень сильное чувство, я удивлен, но готов с удовольствием пережить его, я даю этому чувству право быть». Но в других ситуациях, когда меня переполняют какие-то агрессивные реакции, я также могу использовать эту крохотную возможность принять решение относительно моих чувств и спросить себя - согласен ли я с этой агрессией или нет. Мастерство состоит в том, чтобы прожить эмоцию с внутренним согласием, или, в тех случаях, когда внутреннего согласия нет - удержать ее.

- А как, на ваш взгляд, переживание ценностей связано с эмоциональной жизнью человека?

Мы принимаем ценности как раз посредством своих эмоций. В экзистенциальном подходе ценности рассматриваются, как то, что вызывает у человека положительные эмоции. То, что вызывает негативные чувства не является ценностью. Но почему переживание ценностей связано с эмоциями? Потому что ценности – это то, чем питается жизнь, а эмоция представляет собой восприятие качества той или иной вещи, идеи, реальности. Таким образом, эмоция говорит мне обладает ли необходимым качеством тот или иной объект, чтобы служить питанием для моей жизни.

Завершая наше интервью, мне бы хотелось дать короткое определение эмоций. С экзистенциальной точки зрения, эмоции – это органы восприятия того, что является важным для человеческого бытия.

Альфрид ЛЭНГЛЕ – д-р медицины и философии, психотерапевт, глава школы экзистенциального анализа и логотерапии, президент интернациональнго общества логотерапии и экзистенциального анализа.

Беседовала экзистенциальный психолог Галина Тимонова

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, - раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций - это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 100%; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #ff6500; color: #ffffff; width: auto; font-weight: bold; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

В нашем обществе есть одно из негласных табу: разговаривать о чувствах. Клиенты, ещё не привыкшие к «психологическим штучкам», на вопрос: «А что ты почувствовал?» — в ответ смотрят с искренним удивлением и непониманием. И на вопрос о собственных чувствах отвечают одинаково: «мне было неприятно», «плохо мне было», а, ну вот ещё недавно в моём личном хит-параде ответов появился вариант: «дискомфортно». Когда психолог задаёт уточняющие вопросы, клиент искренне удивляется. А это-то зачем? Мне же просто плохо. Ну, сделайте что-нибудь. Чтобы перестало быть просто плохо и стало просто хорошо. Ты ж специалист, психолог, тебе деньги плачены.

Так не бывает. Превратить «просто плохо» в «просто хорошо», без того, чтобы разобраться и детализировать внутреннюю ситуацию клиента – невозможно. Вот как вы себе представляете: приходит пациент к врачу, говорит «да у меня просто болит», на вопросы о локализации и характере боли – возмущается: «При чём тут это!»; если же врач задаёт вопросы о, казалось бы, не связанных с болью предметах (работе, питании, режиме, заболеваниях в роду) – презрительно усмехается: «Ну вот, опять эти ваши медицинские штучки». Ты ж врач, ты лечи давай, а не спрашивай о постороннем.

А для психолога трудность ещё и в том, что в повседневном языке сегодня практически отсутствуют слова, выражающие эмоции и чувства. Иногда мне кажется, что всё богатство возможностей русского языка съежилось до «плохо», «хорошо» и «нормально». А ведь, к примеру, даже отрицательные чувства и эмоции имеют в русском множество наименований: ярость, гнев, обида, грусть, подавленность, раздражение, тоска, апатия, презрение, печаль, тревога, брезгливость, ненависть, скорбь, уныние, разочарование, омерзение, скука, обида, возмущение, отвержение, боль, горе, брошенность и т.п. Сравните это со скупым: «Дискомфортно мне. Плохо».

Даже в ответ на прямой вопрос о чувствах люди часто не отвечают прямо. В ответ на «Что ты чувствуешь?» или «что с тобой происходит» просто начинают рассказывать истории из жизни: «И тогда начальница стала против меня интриговать и меня выгнали с работы, а на мне висел большой кредит…», «Муж сперва начал выпивать, потом ушёл к другой женщине. А я осталась одна с тремя детьми…». Рассказчик подразумевает, что ну всё же понятно! Ты спрашиваешь, что со мной – ну вот это со мной случилось. Ведь ушёл же муж, а не Нобелевскую премию получил и не принёс в семью. Значит, что-то плохое должно переживаться, да? Для психолога, как ни странно, это не очевидно, и он задаёт вопросы: «Скажите, а что вы чувствуете, когда мне об этом рассказываете?» – Остановившийся взгляд, удивление на лице. «Ну как это – что чувствую?» – удивляется клиент. Плохо. Мне было плохо. Дискомфортно. И неприятно.

Есть разница между «рассказать историю» и «описать свои чувства по поводу случившегося». История – это последовательность фактов. Кто куда пошёл, что сделал, чем закончилось. Чувства – это отношение к ним человека. (Отчасти потому и не срабатывает совет «рассказать друзьям», а не сходить к психологу. Друзьям будет рассказана история – то есть, последовательность действий. А о своих чувствах и переживаниях по поводу случившегося ни сам рассказчик сказать не додумается, ни выслушивающий его друг не спросит. А именно обсуждение чувств и может принести облегчение в болезненных переживаниях, а не сотый пересказ знакомой истории).

Есть такое понятие – алекситимия, то есть невозможность распознавать и выражать свои эмоции. Соответственно, проблема в том, что либо человек свои чувства и эмоции не узнаёт, либо – как безъязыкий: что-то смутное переживает, но назвать их человеческими словами не в состоянии.

Ни один человек не рождается, сразу умея назвать все эмоции правильным словом. Сперва они для него сливаются в единый «дискомфорт»: младенчик, которому что-то не понравилось, истошно голосит, а молодая мама мечется – что не так? Мокрый? Кушать хочет? Животик болит? Неудобно? Постепенно мама научается слышать в крике малыша конкретный запрос (вот так детёныш вякает, когда проснулся и хочет внимания, а вот так неудержимо орёт, когда голоден и требует молока). В норме, когда ребёнок ещё подрастёт, то мама обучит его словам, которыми мы, члены социума, кодируем свои чувства: «Ты злишься», «Ты обиделся», «Тебе больно», «Ты растерян» и т.п. То есть, именно родители обучают ребёнка тому, как называются чувства, им переживаемые. Неназванные чувства так и остаются для человека смутным, неясным внутренним волнением, которое он может только грубо отнести к спектру «хорошее», «плохое» или «да вроде всё нормально».

  • В некоторых семьях существуют «табуированные чувства» (например, «на маму злиться нельзя!»). И, что совсем уж потрясающе, некоторые семьи даже гордятся этим. Дескать, мы не злимся, не обижаемся, никогда не раздражаемся, не повышаем голос… А что ребёнок весь в аллергии, муж изменяет напропалую и мама-невротик, ну бывает. Зато мы культурные и приличные люди и не злимся друг на друга. Нет, нет, мы совсем не злимся.
  • Иногда родителям просто не кажется важным расширять «алфавит чувств» ребёнка. Ну отличает он «плохо» и «хорошо», ну и ладно. Важнее научить его всем школьным наукам (да чтобы пятёрки приносил), и вести себя правильно. Для мальчиков заготовлено объяснение «да что ты как баба» (мальчики не плачут, не переживают, они чётко и по-пацански рапортуют: «Так точно!»). К девочкам обычно снисходительнее, им можно и плакать, и переживать, но объяснять им, что происходит в душе юного человека, родители тоже не особенно напрягаются. Достаточно того же ассортимента из «плохо», «хорошо» и «нормально».

Часто умение разбираться в собственных ощущениях и переживаниях представляется «несерьезным». Вот материальные ценности, успехи в учёбе и социальные достижения – это да, это можно «на хлеб намазать». А чувства… Пфе. Пусть ими лоботрясы всякие занимаются, богема и иждивенцы.

В этом корни ситуации, когда человек, казалось бы, полностью социально успешный, обеспеченный, умный и состоявшийся – несчастен. Его всю жизнь учили быть социально адаптированным в обществе, достигать успеха и достатка. Теперь, когда всё это получено, человек оглядывается, и оказывается, что «радио есть, а счастья нет». Он всегда жил, говоря себе: «Соберись, тряпка; нечего страдать, дело надо делать». И, не умея разбираться в собственных чувствах, оказался героем поговорки: «тот, кто долго карабкался по лестнице успеха, может обнаружить, что она прислонена не к той стене». И, что самое-то страшное, у него нет даже слов, чтобы это выразить, и нет привычки прислушиваться к своим чувствам, чтобы понять, что с ним происходит.

Что же важного в чувствах, раз без них так плохо? Зачем учиться их распознавать? Чувства всегда указывают на какую-то нереализованную потребность человека. И чем сильнее переживаемое чувство – тем более неудовлетворена потребность.

Например, одна коллега рассказывала, что сильно недолюбливала знакомую. Просто физически терпеть не могла. Вроде та была милой девушкой, вежливой и очень красивой… Ага! Красивой. После некоторого исследования собственного состояния коллега поняла: она очень завидует той девушке. Девушка занималась фитнесом, «качала железо» и выточила совершенно дивную фигурку на силовых тренажёрах. Коллега же только начала заниматься спортом, фигуркой похвастаться не могла и спортивных достижений тоже не имела. Дело было не в девушке, а в том, что коллега ощущала: «у неё есть то, чего я так хочу, а у меня – нет». И острая зависть отравляла общение с той девушкой. Осознав природу чувств, коллега спокойнее стала относиться к знакомой и меньше прогуливать собственные тренировки. Точёной фигурки у неё до сих пор нет, но и на девушку она больше не раздражается.

Я вот искренне считаю, что импортные сериалы (в первую очередь, латиноамериканские) сослужили нашему социуму хорошую службу: там герои не столько делают что-то, сколько обсуждают свои чувства и переживания по поводу немногих произведённых действий. Из серии в серию. И это зрелище, надо сказать, затягивает. И, надеюсь, обучает нас хоть немного справляться с чувственной немотой нашего общества.

Говорите о чувствах! И слушайте, слушайте себя и других. Это лучший способ стать ближе с любимыми людьми и детьми, и лучший способ понять, что с самим собой происходит. Первые сигналы того, что что-то не так, что в жизни происходит нечто неподходящее, приходят именно из этой области. Если научиться прислушиваться к себе, то ситуация, при которой «вроде всё нормально, но что-то мне хреново» не возникнет и не разовьётся в большую нерешаемую проблему. Чувства – это важно.

Понравилась статья? Хотите получать новые тексты по e-mail?
Подпишитесь на обновления

Иногда кажется, что в современном мире, ориентированном на успех и достижения – нет места чувствам и эмоциям.

Часто люди предпочитают чувства не замечать, игнорировать, обесценивать, относиться к ним, как к чему-то постыдному и неуместному, проявляя выдержку и рассудительность даже в самые напряженные моменты жизни.

Вместе с тем, известные факты, что человек в процессе эволюции долгое время жил своими инстинктами и эмоциями. А дети, рождаясь, проявляют много желаний, спонтанности и творческой энергии, непосредственно и эмоционально реагируя на события в жизни. К тому же во многих направлениях психологии исследованию и работе с чувствами уделяют ведущую роль. Возникает закономерный вопрос –

Для чего нам нужны чувства?

Во-первых, они являются самой быстрой и непосредственной реакцией на происходящие с нами события. Именно благодаря им мы ощущаем опасность, дискомфорт. Они дают нам понять, что что-то не так в окружающей нас среде, в отношениях с другими или с нашим внутренним состоянием, позволяют нам позаботиться о себе, избежать опасности. Особенно полезны в этом плане такие чувства, как тревога, страх и отвращение.

Чувства говорят нам о наших желаниях и потребностях. Когда человек испытывает сильные эмоции, такие как – гнев, печаль, раздражение, вину, обиду, зависть, стыд – значит, у него есть некая очень сильная потребность, которая в настоящее время не удовлетворяется. Есть желание, реализация которого по каким-либо причинам заблокировано. Таким образом человек переживает фрустрацию и связанные с ней эмоции.

Чувства являются источником энергии для наших действий. Это то «топливо», которое помогает нам двигаться, не стоять на месте, достигать желаемого. Мы можем чувствовать себя на подъеме из-за предвкушения, любопытства, ощущения влюбленности, злости и желания отстоять наши ценности.

Также мы испытываем приятные чувства, когда наши желания и потребности удовлетворяются. Когда мы получаем именно то, чего мы хотели, можем испытывать радость, удовольствие, восторг, благодарность. Таким образом, чувства подкрепляют то, что идет нам на пользу, помогают нам заботиться о себе. А также помогают нам отличать наши настоящие желания от навязанных извне.

К тому же – ка ни странно это звучит – чувства сами по себе уже являются средством контроля нашего поведения . Если бы мы были лишены возможности испытывать эмоции – мы бы в различных ситуациях сразу переходили бы к ответному действию – убегали бы или нападали друг на друга, отбирали бы то, что нам нужно, реализовывали бы свои инстинкты без учета социального контекста. А вместо этого мы можем расстраиваться, плакать, выражать негодование, испытывать чувство стыда и тревоги. Таким образом чувства опосредуют наше поведение, давая нам время подумать, оценить обстановку и возможные последствия, сделать более уместный выбор.

Как мы часто обращаемся с чувствами?

Чувства можно не замечать . Часто так бывает, что у человека очень высокий порог чувствительности – то есть ему нужно очень сильное или продолжительное воздействие, чтобы он начал ощущать дискомфорт или желание что-либо изменить. Такие люди, как правило, внешне спокойны, терпеливы, но в то же время часто могут длительно находиться в некомфортных для них ситуациях – на работе в отношениях с другими. При этом они могут периодически испытывать приступы тревоги, болеть психосоматическими заболеваниями, лечиться от головных болей, панических атак, направлять свою энергию на лечение болезней.

Также человек может избегать сталкиваться с сильными чувствам попросту избегая ситуаций, в которых их можно испытать. Стараться быть неприметным, малообщительным, жить однообразной жизнью – работа-дом-работа. Как правило, человек делает это неосознанно, субъективно ощущая, что в таком состоянии ему комфортно.

Следующий способ обращения с чувствами – это их подавление . Что представляет собой попытки снимать напряжение различными репрессивными способами – от продолжительного сна до употребления алкоголя. В более «легком» варианте – это умение «держать лицо» перед другими людьми и обстоятельствами. Которые в итоге также приводят либо к психосоматическим проблемам, либо к поиску разрядки эмоций в другом месте.

Несколько более здоровый способ обращения с эмоциями – это их отреагирование , то есть – выражение через действие. Это может быть плач, удар кулаком в стену, длительная пробежка, занятие спортом. Либо приступ истерики, агрессии в адрес окружающих. Такой способ приносит человеку временное облегчение, но как правило, не изменяет ни его общее состояние, ни ситуацию, в которой он находится.

Также часто встречается замена одних чувств другими . Например человек с детства «усвоил», что в сложных ситуациях можно плакать, обижаться или злиться, вместо того, чтобы испытывать любопытство, уважение, благодарность, прислушиваться к своим желаниям.

Почему так происходит?

Как правило причины подобного обращения с чувствами коренятся с раннем детстве и особенностях воспитания. Родители могут не обращать внимания на переживания ребенка, не спрашивать у него, что он сейчас чувствует и чего ему хочется в какой-либо непростой для него ситуации. В лексиконе родителей может не быть определения таким переживаниям – как боль, нежность, интерес, отвращение, сожаление. Таким образом человек вырастает с ограниченными способами эмоционального реагирования на окружающую среду.

Также существуют различные установки , которые мешают нам корректно обходиться со своими чувствами. Например, что лучший способ справиться с трудностями – это «не принимать их близко к сердцу», «взять себя в руки», не «расстраивать близких своими переживаниями», «не показывать врагам», что тебе плохо. Также стыдно демонстрировать другим свою «истеричность» и «слабохарактерность». Особенно это выражается в установке о том, что «мужчины не плачут».

Чем чревато такое обращение с чувствами?

Во-первых, различными психосоматическими заболеваниями, о которых говорилось выше.

Во-вторых, когда эмоции не осознаются или подавляются – они могут в определенный момент прорываться в виде вспышек раздражения и конфликтного поведения с окружающими. При этом, как ни парадоксально, чрезмерный стремление контролировать свои чувства приводит к проявлению немотивированной агрессии, либо в случае их подавления – к длительным депрессивным состояниям и апатии.

Как грамотно обращаться со своими чувствами?

Прежде всего стоит повысить чувствительность к своему внутреннему состоянию и восприятию окружающей действительности – начиная с таких определений, как «комфортное-некомфортное», «нравится-не нравится», продвигаясь дальше и давая более точное определение своим переживаниям. В ситуации, когда человек испытывает одну какую-либо сильную эмоции попытаться заметить в ее фоне другие, не такие выраженные. Правда заключается в том, что как правило переживаем одновременно не одно чувство, а «коктейль» из разных, не всегда это замечая. Вполне нормально чувствовать к своему сопернику гнев и уважение, испытывать в определенной ситуации страх и любопытство, а также нежность, смущение и тревогу в ситуации близости.

Бывает важно понять, какая потребность стоит за нашими переживаниями . Вполне возможно, когда мы открыто выражаем свой гнев, мы хотим чтобы нас заметили и больше ценили, говорим о своем страхе – выражая заинтересованность в принятии. Если мы понимаем про свои потребности в конкретной ситуации – мы можем направить свою энергию на ее достижение . Наши эмоции при этом будут добавлять нам сил для достижения желаемого.

Наиболее адекватный способ обращения со своими чувствами – это их легализация, т.е. признание, принятие и переживание . Процесс переживания – это ощущение полноты восприятия и смены одних чувств другими. При этом человек не «застревает» в какой-либо одной эмоции, а позволяет себе испытывать все их разнообразие – от боли и отвращения, до радости, любови и удовольствия. Выражаемые им эмоции становятся адекватны его внутреннему состоянию, так и текущей ситуации. Благодаря тому, что человек способен испытывать широкий диапазон переживаний, он способен со значительной легкостью «переваривать» возникающие у него трудности, справляться с неудачами, сохранять устойчивость при этом жить полной жизнью.

Развитие чувствительности и поддержание процесса переживания является основной целью личной терапии. Побочным продуктом данного процесса выступает спонтанность, витальность, жизненная энергия человека и реализация его во всех сферах.