Вся правда о поступлении в театральный институт. Основные критерии отбора при поступлении в театральный

Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.

«Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.

При поступлении в театральный ВУЗ , училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера , лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.

Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?

Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».

Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.

Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием» . Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.

Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.

Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».

Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.

Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.

Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику («живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные» . Например, очень смешные, внешние данные комика . Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.

Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!

Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик . Еще реже такое случается – но случается.

Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера , называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.

Они или есть, или их нет…

(Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)

Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».

«Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.

«Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.

Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.

Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.

У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния».



Сцена и экран обладают поистине магическим действием.

Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.

Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.

Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?

Юрий Андреевич ответил:

«Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»

И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма ), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.

Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.

Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине « бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗ е развивают.

И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность , повышает градус воздействия на зрителя.

Чтобы понять, стоит ли поступать в театральный вуз, честно ответьте себе на несколько вопросов. Понимаете ли Вы, что актёр - сложная и изматывающая профессия? Что их творчество не всегда сопровождается признанием и успехом? Ведь бывает время, когда актёр становится абсолютно невостребованным. И наоборот: готовы ли Вы к постоянному вниманию, публичности, отсутствию свободного времени и личного пространства? Если Вы редко бываете в театре, ни разу не были за кулисами, Вас не интересуют киноновинки, то скорее всего, актёрский путь не для Вас…

Экзамены для поступления в театральный вуз

Конкурс при поступлении в известные театральные училища огромен, часто количество человек, претендующих на одно место, переваливает за 200. Поэтому ВУЗы проводят «прослушивание» перед тем, как принять у абитуриента документы. Отборочный тур состоит из нескольких этапов. Это чтение басни или стихотворения, песня, танец и импровизация. Однако нужно быть готовым к тому, что на этапе прочтения стихотворения, например, Вас также попросят спеть или станцевать. Строгих правил тут нет - среда-то творческая.

Нужно быть готовым к тому, что Вас могут перебивать, останавливать, просить прочитать (спеть) что-нибудь другое. Также могут задавать различные вопросы: например, по содержанию декламируемого произведения или о Вашем к нему отношении.

Трудно назвать и определённые критерии оценки. Здесь очень много зависит от «мастера» - человека, набирающего курс, а также от школы театрального вуза. Для того, чтобы понять, какие качества больше ценятся и какая манера игры предпочтительна, необходимо заранее посещать спектакли соответствующего театра.

Подготовка к поступлению в театральный институт

Специальные подготовительные курсы проходят как в стенах университета (училища), так и преподаются частными организациями. Преподаватели хороших подготовительных курсов должны помочь подобрать репертуар, выделить Ваши лучшие стороны, развить актёрские способности: импровизацию, раскрепощённость, органичное существование в рамках сцены. Само собой они помогают Вам выбрать и отрепетировать монологи, басни, стихотворения для поступления в театральное училище. Замечательно, если в курс подготовки также входят занятия с психологом, упражнения по сценической речи, правильному дыханию, хореография. Однако основной упор всё же ставится на импровизацию, ведь это - главное, на что обращают внимание при поступлении.

Если Вы окончательно решили поступать в театральный ВУЗ, следующие рекомендации помогут в этом нелёгком деле:

  • подавайте документы сразу во все театральные училища (вузы) Вашего города, так Вы увеличите шансы на поступление ;
  • обязательно узнайте, кто именно набирает курс, какие у него требования, предпочтения, характер преподавания;
  • побывайте на нескольких спектаклях подшефного театра;
  • для выступления подготовьте не по одной басне (песне, стихотворению), а несколько. Лучше, если они будут относиться к разным жанрам (лирические, юмористические);
  • если у Вас есть какие-то умения, напрямую не относящиеся к актёрскому мастерству, всё равно упомяните о них при поступлении . Возможно, Вы играете на музыкальном инструменте - захватите его с собой. В любом репетиционном зале также должно стоять фортепиано;
  • особое внимание уделите одежде, в которой Вы предстанете перед комиссией. Одежда должна быть простой и скромной, не «затмевающей» Вас своей яркостью. Девушкам желательно надеть юбку средней длины. И как можно меньше макияжа! Бывалые актёры советуют привыкнуть к своей сценической одежде, надеть её раза два-три перед выходом;
  • ещё один важный аспект - причёска. Лучше убрать волосы от лица, открыть лоб. Идеальный вариант - пучок или хвост. Чёлка не желательна. Парням здесь проще, но всё равно не стоит увлекаться средствами для укладки;
  • на сцене старайтесь вести себя естественно и непринуждённо. Не будьте наглыми и вульгарными, старайтесь делать всё, о чём Вас попросят экзаменаторы, но в то же время умейте отстоять свою точку зрения;
  • в таком деле, как актёрское мастерство, нужно чётко ощущать «золотую середину». Не переигрывать, но и запомниться членам комиссии своей яркостью, индивидуальностью.

Ну и в конце, помните. Если Вас постигла неудача - не огорчайтесь. Многие известные и талантливые актёры поступили в театральный вуз далеко не с первого раза.

Щукинское: правила приема, требования к поступающим, необходимые документы, программа, список обязательной литературы, стоимость обучения, контакты

О Театральном институте им. Б.Щукина. Театральный институт им. Б.Щукина – представитель вахтанговской школы мастерства актера, которая была основан в ноябре 1913 года группой студентов как любительская театральная студия. В качестве руководителя был приглашен молодой актер МХТ, ученик Станиславского, Евгений Багратионович Вахтангов. Весной 1914 года прошла премьера спектакля студийцов «Усадьба Ланиных», которая закончилась провалом, в ответ на который Е.Б. Вахтангов сказал «Давайте учиться!». 23 октября 1914 он преподал студийцам первый урок по системе Станиславского. Этот день считается днем основания Института им. Б.Щукина. Студия Вахтангова совмещала в себе школу и экспериментальную лабораторию и носила название одного из арбатских переулков, в котором тогда располагалась, — «мансуровская». В 1926 году студия получила название Театра им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нем театральной школой, которая в 1932 стала средним специальным театральным заведением. В 1939 году ей присвоено имя актера, любимого ученика Е.Вахтангова, Бориса Щукина. В 1945 году школа получила статус Высшего учебного заведения и с этого момента известна как Высшее театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

Факультеты Театрального института им. Б.Щукина: актерский, режиссерский

Актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина. Актерский факультет Театрального института им. Б. Щукина готовит студентов по специальности «актерское искусство» и специализации «Артист драматического театра и кино». Срок обучения на актерском факультете составляет 4 года с очной формой обучения.
Обучение на актерском факультете Щукинского может проходить на бюджетной и на коммерческой основе, в зависимости от результатов вступительных испытаний.
Особенность Театрального института им. Б.Щукина заключается в том, что здесь нет системы мастерских. На каждом курсе работают не «мастер» и его помощники, а вся кафедра мастерства актера. Художественный руководитель курса организует всю учебно-творческую работу на своём курсе и несёт за неё ответственность.

Международные связи ТИ им Б.Щукина: поддерживается международный обмен, в институте обучаются студенты из Южной Кореи, США, Франции, Израиля, Эстонии, Латвии и стран СНГ

Известные актеры, окончившие ТИ им. Б.Щукина: Андрей Миронов, Георгий Вицин, Сергей Маковецкий, Константин Райкин, Максим Суханов, Светлана Ходченкова, Владимир Симонов, Юлия Рутберг, Юрий Чурсин, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов, Никита Михалков (отчислен с 4 курса за съемки кино, перевелся на режиссерский во )

Правила приема на актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина:

Требования Театрального института им. Б.Щукина к поступающим: законченное среднее образование, возраст до 20-22 лет.
Прием в Театрального института им. Б.Щукина проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе

1.Отборочные консультации (туры). Начинаются с апреля. Чтение наизусть программы из ряда литературных произведений различных жанров: рассказ, повесть, роман, пьеса. Также проводится проверка музыкальных и пластических способностей.

Прошедшие отборочный тур абитуриенты допускаются к этапу вступительных экзаменов:

2. I тур. Мастерство (практический экзамен). Оценивается по 100-балльной шкале.. Предполагает чтение наизусть стихотворения, басни (обязательно И.А.Крылова), прозаического отрывка, желательно подготовить несколько произведений каждого жанра). Исполнение несложных сценических этюдов на темы, предложенные комиссией по ходу экзамена. Проверку музыкальности, ритмических и речеголосовых данных — нужно быть готовым исполнить песню и танец, участвовать в выполнении специальных упражнений по проверке пластичности; иметь спортивный костюм и обувь
На практическом экзамене по мастерству артиста Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: творческие, вокальные способности поступающего, их соответствие выбранной специальности и квалификации, наработанная техника абитуриента.

3. Устный коллоквиум. Билеты по предложенному списку литературы. Оценивается по 100-балльной шкале. Собеседование по профессиональной ориентации. Выявляет: общий культурный уровень поступающего, знания в области драматургии, театра. Проводится индивидуально с каждым студентом.
На устном коллоквиуме Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: культурный уровень, знания, эстетические взгляды абитуриента.

4.Результаты ЕГЭ по русскому и литературе студентов выпуска 2017-2018 гг.
Порог положительной отметки 41 балл. В случае наличия высшего образования, окончания среднего учебного заведения (школы) до 2009 года, наличия среднего профессионального образования по специальности поступления или гражданства стран Ближнего Зарубежья абитуриенту не требуются результаты ЕГЭ. В этом случае он дополнительно к п. 2 и п.3 сдает общеобразовательные экзамены в Театральный институт им. Б.Щукина: русский язык (сочинение) и литература (устно).

Список документов в Приемную комиссию Театрального института им. Б.Щукина для абитуриентов очного отделения актерского факультета Щукинского:
Прием заявлений от поступающих, допущенных к конкурсу — с 15 июня по 5 июля.
Вступительные экзамены проводятся с 1 по 15 июля.
1. Заявление на имя ректора (по единой форме);
2. Свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и литературе или их копии, заверенные в установленном порядке (до зачисления они должны быть заменены на оригиналы). Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, но не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения итоговой аттестации, могут сдать ЕГЭ после окончания вступительных экзаменов по направлению Университета, в июле текущего года. Они будут зачислены после предоставления свидетельства;
3. Аттестат или диплом (подлинник);
4. 6 фотографий 3х4 см. (снимки без головного убора);
5. Медицинскую справку (форма 086/у), датированную текущим годом;
6. Паспорт и его ксерокопия (предъявляются лично);
7. Юноши предъявляют военный билет или приписное свидетельство и сдают копии этих документов.

Кроме того, поступающие на заочное отделение представляют в Приемную комиссию:
1. Справку с места работы;
2. Заверенную копию с трудовой книжки или, при ее отсутствии, копию трудового договора.

Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, по решению Экзаменационной комиссии может быть предложено платное обучение. В случае наличия у абитуриента диплома о высшем образовании, согласно Закону РФ «Об образовании» возможно обучение лишь на коммерческой основе.
Театральый институт им. Б.Щукина стоимость коммерческого обучения на актерском факультете: 210 000 рублей в год

Темы и список литературы Театральый институт им. Б.Щукина:
Темы к экзамену по литературе.
1.Человек и история в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
2.Романтический герой в поэмах А.Пушкина и М.Лермонтова
3.Смысл названия романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
4. Какие исторические события отражены в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир»
5. Обломов — «самый обобщенный русский национальный тип» (В.Соловьев)
6.Можно ли назвать Базарова героем своего времени?
7.Образ «маленького человека» в русской литературе Х1Х века
8.»Вечные вопросы» в романах Ф.Достоевского
9. Что вы знаете о Серебряном веке?
10. Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
11. Проза писателей военного поколения (одно из произведений Б.Васильева, В.Быкова, Ю.Бондарева, Г.Бакланова по собственному выбору)
12. Каких современных писателей вы знаете?

Вопросы к экзамену «Мастерство актёра» Собеседование.
1.Прочитайте следующие пьесы, в каждой пьесе выберите роль, которую хотели бы сыграть.
Объясните свой выбор.
1. Н.Фонвизин «Недоросль»
2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
3. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», «Каменный гость»
4. А.С.Пушкин «Борис Годунов»
5. Н.В.Гоголь «Ревизор», «Женитьба»
6. И.С.Тургенев «Месяц в деревне»
7. А.Н..Островский «Гроза», « Лес»
8. А.П. Чехов «Чайка», « Дядя Ваня»
9. А.П. Чехов «Три сестры», «Вишневый сад»
10. М.Горький «На дне»
11. М.Горький «Варвары», « Егор Булычев»
12. В. Шекспир «Ромео и Джульетта», « Гамлет»
13. В. Шекспир «Король Лир», « 12 ночь»
14. Ж.-Б. Мольер «Тартюф», « Дон Жуан»
15. Ж.-Б. Мольер «Проделки Скапена»
16. Ф.Шиллер «Коварство и Любовь»
17. Г.Ибсен «Кукольный дом («Нора»)»
18. Б.Шоу «Пигмалион»
19. А.Н. Островский «Бесприданница»
20. Что Вы знаете о Малом театре 19 века?
21. Что Вы знаете о М.С. Щепкине?
22. Что Вы знаете об Александринском театре 19 века? Каких актеров знаете?
23. Что Вы знаете о К.С.Станиславском?
24. Что Вы знаете о Московском Художественном театре? Каких актеров-мхатовцев Вы знаете?
25. Что Вы знаете о Вс.Э.Мейерхольде?
26. Что Вы знаете о М.А.Чехове?
27. Что Вы знаете о Е.Б.Вахтангове?
28. Что Вы знаете о Театре имени Вахтангова? Каких актеров-вахтанговцев Вы знаете?
29. Современные театральные режиссеры. Назовите кого-нибудь из них.
30. Расскажите о понравившемся Вам спектакле.
31. Ваш любимый актер-актриса.
32. Что Вы знаете о Г.Товстоногове, А.Эфросе, О.Ефремове, Ю.Любимове?
33. Современные актеры театра и кино. Расскажите об одном из них.
34. Как возникло у Вас желание поступить в театральный ВУЗ?
35. Расскажите о театре Вашего города (об одном из театров).
36. Как вы думаете, что важнее всего для актера, или какими качествами должен обладать актер?
37. Оперный театр. Назовите известные Вам оперы.
38. Балетный театр. Назовите известные Вам балеты.

Поступление - мать учения! Каждый человек после окончания школы, как правило, осознанно делает первые шаги на пути к будущей карьере. Есть и такие выпускники, которые еще не определились, кем хотят стать в дальнейшем, но, вследствие возвышения определенных жизненных установок и с оглядкой на собственную интуицию, считают приоритетной для себя ту или иную специальность.

Результат логических взвешиваний или крик души?

Важно отметить, что существует две категории профессиональных направлений, между которыми проходит едва заметная грань. К первой относятся распространенные профессии общего характера: экономисты, юристы, педагоги, инженеры и т. п. Во вторую же группу входят более узкие специализации, отличительными особенностями каковых являются определенные рамки в карьере и всех её аспектах, а также индивидуальная предрасположенность сотрудника той или иной сферы к своей деятельности. Другими словами, человек, который не имеет ни малейшего представления о своей роли в определенном деле, не говоря уже о хотя бы толике любви к нему, едва ли сможет добиться значимых высот в своей работе. Данное утверждение справедливо по отношению к медицинским работникам, ветеринарам, журналистам, сотрудникам МЧС, программистам, палеонтологам и, конечно же, творческим лицам - актерам, режиссерам, художникам и так далее.

Формирование окончательного решения

Таким образом, каждый выпускник при наступлении того самого момента должен определиться хотя бы с категорией его будущей деятельности. Очень здорово, если он четко будет понимать, с какой профессией желает связать свою жизнь.

Как правило, твердое и неоспоримое решение принимают выпускники, чья будущая деятельность относится ко второй категории специальностей (см. выше), среди которых и присутствуют и творческие профессии. В данном случае человек отчетливо понимает, куда ему нужно поступить. Театральный вуз - единственное решение для него, принятое не без влияния генетической предрасположенности и с учетом доверия собственной интуиции или же после прочтения или выслушивания великолепных отзывов обучающихся в заведениях творческого характера.

Естественно, что после принятия следует незамедлительно действовать. Ведь впереди выпускников ожидает нелегкий путь, в конце которого лишь уверенные в себе и действительно одаренные творческие личности достигнут невероятных высот.

Разнообразие театральных вузов в Москве и основные нюансы процесса обучения

Следствием вышесказанного является умозаключение о том, что поступить в театральный вуз в Москве - задача не из легких, именно поэтому после принятия итогового решения творческой личности необходимо взять себя в руки и уверенно идти к цели. Столица России насчитывает немалое количество вузов с театральным уклоном, кроме того, и некоторые другие университеты могут похвастаться наличием в своей структуре актёрских или режиссёрских факультетов.

В какой театральный вуз лучше поступать? Следует отметить, что относительно огромного множества творческих заведений России наиболее яркие таланты обучаются в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Там ведется профессиональное преподавание сценического искусства, возможна организация мероприятий при самых масштабных театрах, а также донесение до студентов тонкостей актёрского мастерства посредством работы с известными личностями.

Если выпускник поставил перед собой четкую цель поступить в театральный вуз в Москве, то в первую очередь целесообразным для него будет рассмотрение передовых учебных заведений. Среди них первое место занимает ГИТИС (РАТИ). Данный вуз поистине является мечтой начинающих звезд. Не меньшей популярностью в обществе пользуются такие заведения, как при Малом театре России, Столичный институт имени Бориса Щукина при театре им. Вахтангова, ВГИК имени С. Герасимова, Школа-студия имени Немировича-Данченко МХАТ и другие.

Критерии отбора

При рассмотрении вопроса о том, как поступить в театральный вуз, определенно, следует учитывать ряд качеств, которыми обязан обладать выпускник. Таким образом, в ходе проведения отбора настоящие профессионалы своего дела, педагоги и известные личности строго оценивают поступающих по ряду критериев:

  • В плане возраста предпочтение отдается, как правило, более молодым кандидатам.
  • Лишь выпускники средней школы, а также колледжей с творческим уклоном имеют право на практике рассматривать вопрос о том, как поступить в театральный вуз.
  • Предпочтение отдается человеку с яркой внешностью, который сможет растопить сердца строгих членов комиссии.
  • Такое врожденное качество личности, как харизма, по праву вознаграждается высокой оценкой, ибо только при данном условии зрителям будет интересно следить за деятельностью артиста на сцене. Рассматриваемое качество может проявляться в оригинальном выражении лица, необычной мимике или же нестандартном голосе.
  • Поскольку при участии в творческих номерах выпускникам зачастую необходимо исполнять различные композиции, члены комиссии отдают предпочтение тем, у кого в большей мере развито
  • И наконец, как поступить в театральный без внутреннего обаяния? Наверное, никак. Согласитесь, настоящий артист должен уметь покорить зрителей эмоциональной игрой, ибо только так люди поверят в искренность истории, разыгрывающейся на сцене.

Путь к успешной карьере: пошаговый план действий

Как поступить в театральный вуз при наличии вышеприведенных качеств? Очень просто, если ответственно подойти к делу и выполнить все требования предстоящих этапов, которых насчитывается, как правило, три:

  1. Для начала следует хорошо сдать ЕГЭ (русский язык и литературу), а затем предоставить результаты его в приемную комиссию того или иного вуза.
  2. Второй этап заключается в выявлении талантов выпускника посредством коллоквиума. Поступить на бюджет в театральный вуз не составит труда, если будущий артист сумеет грамотно и харизматично ответить на поставленные членами комиссии вопросы, а они могут быть самыми неожиданными. Как правило, их список начинается стандартно: почему поступающий выбрал творческое учебное заведение и кем он видит себя в дальнейшем?
  3. Третий этап является самым содержательным, ибо включает в себя три составляющие. Сначала приемная комиссия оценивает речь выпускника, поэтому ему просто необходимо заранее выучить несколько отрывков из художественных произведений. Таким образом члены жюри смогут убедиться в правильной постановке голоса и дикции человека, а также оценить способ подачи информации зрителю, характерные для поступающего. Затем происходит рассмотрение творческого мастерства артиста, а также его вокальных и хореографических данных, что позволяет здраво оценить и спрогнозировать возможности и перспективы человека, которому предстоит нелегкая, но такая интересная карьера.

Вспомогательные инструменты для успешного поступления

Как же выпускнику осуществить грамотную подготовку, чтобы успешно пройти все этапы, рассмотренные выше? Каждый сам выбирает для себя тот или иной путь постижения нового. Кто-то упорно развивает в себе талан, тренируясь перед зеркалом, кто-то читает басни в кругу друзей, другие же осваивают курсы для поступающих в театральные вузы.

Важно отметить, что многие учебные заведения, а также творческие центры Москвы успешно продвигают практику обучения абитуриентов актерскому или режиссерскому мастерству. Кроме того, анализ процентного соотношения поступивших за многие годы показал, что для абитуриента более целесообразной является творческая подготовка именно в том вузе, куда планируется дальнейшее поступление. Таким образом, в Москве имеются подобные курсы практически во всех театральных учебных заведениях. Это является оптимальным вариантом как для выпускников школ, так и для вузов, которые могут получить неплохой доход от реализации рассматриваемой услуги.

Актёр - это состояние души

В мире существует немало нестандартных личностей, которые, благодаря своему непревзойденному таланту, способны внести огромный вклад в развитие творческого потенциала родной страны. К таковым относятся и профессионалы актерского мастерства. Огромным преимуществом представленной деятельности являются многочисленные гастроли, благодаря которым у артиста появляется уникальная возможность посетить различные страны мира. Как правило, данная профессия предполагает немыслимые временные затраты, поэтому у настоящих мастеров искусства редко появляется возможность повидаться с семьей. Не зря в обществе говорят, что актер - это стиль жизни.

Если же человек совершенно уверен в своей готовности принять все условия новой жизни, то остается лишь собраться с силами и сделать первый шаг, который предполагает поступление в соответствующий вуз. Например, в высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина, Российский университет театрального искусства — ГИТИС, Школу-студию МХАТ или же Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова.

Режиссер как одна из самых творческих профессий на рынке труда

Для тех, кто видит себя в будущем абсолютным лидером в сфере кинематографа или театрального искусства, есть такая профессия, как режиссер-постановщик. Важно отметить, что такие люди должны обладать отменным творческим мышлением и бескрайней фантазией, ведь написание художественных сценариев - задача не из легких. Более того, деятельность мастера представленного дела весьма разнообразна: постановка фильмов различных жанров (от документальных до комедийных картин), театральных спектаклей, музыкальных мероприятий, цирковых программ и так далее.

Только при условии абсолютной предрасположенности к данной профессии абитуриенту можно попытаться сделать первый шаг в красивое будущее. А помогут ему в этом вопросе такие учебные заведения, как Российский университет театрального искусства - ГИТИС, Театральный институт им. Б. Щукина, и искусств (МГУКИ), Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. и другие.

Профессионализм педагогов - важнейший фактор красивого будущего страны в творческой сфере

Несомненно, каждая известная личность нынешнего времени не смогла бы самостоятельно пройти этот нелегкий путь и все-таки добраться до самой вершины своей карьеры. Соответственно, особую роль в процессе обучения каждого творческого человека играют наставники. Более того, чем выше их профессионализм, тем качественнее будет осуществляться работа со студентами вузов с театральным уклоном.

Большинство творческих учебных заведений Москвы может похвастаться высочайшим уровнем донесения знаний, и это, бесспорно, радует. Доказать данное суждение можно на примере одного из наиболее известных вузов Москвы. Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина (институт) при Государственном академическом малом театре России славится непревзойденным уровнем преподавания, ибо там имеет место применение инновационных инструментов. Наставники данного вуза создают индивидуальные мастерские по различным направлениям. Это обеспечивает невероятно комфортную атмосферу в процессе приобретения новых знаний студентами учебного заведения.

Насколько возможно получить образование на бесплатной основе?

После получения подробной информации о конкурсах на определенные специальности творческих учебных заведений многие выпускники серьезно задумываются о том, стоит ли поступать в театральный вуз, поскольку операция в действительности невероятно сложная, особенно если речь идет об образовании за государственный счет. Соответственно, только при условии невероятной заинтересованности и полной предрасположенности к будущей профессии можно пытаться добиться осуществления своей мечты.

Вполне естественно, что абитуриенты первоначально стараются поступить на бюджет, а получение платного образования рассматривают как второстепенный вариант. Следует отметить, что практически все театральные вузы Москвы распределяют процентное соотношение студентов, обучающихся на бесплатной и платной основе, в соответствии с правилом пропорциональной зависимости количества бюджетных мест от общего показателя. При этом каждое учебное заведение формирует данную зависимость индивидуально.

В какой театральный вуз легче поступить?

Как выяснилось, с творческим уклоном необходимо иметь талант и основательную целенаправленность. Зачастую будущие студенты планируют хотя бы часть трудностей, организованных вступительной кампанией, обойти стороной. Именно поэтому они пытаются найти легкие пути решения вопроса.

Но в какой театральный вуз поступать, если хочется обеспечить абсолютную минимизацию усилий? Дело в том, что будущие профессии с творческим уклоном выбирают лишь немногие абитуриенты, так как на планете относительно немного поистине талантливых в плане искусства людей. А если одна их таких специальностей четко определена в подсознании будущей звезды, то любой вуз примет выпускника с распростертыми объятиями. Несомненно, те, у кого есть талант, обязательно поступят без особых сложностей, ведь они будут гореть желанием получать знания в определенном вузе. Нужно учитывать лишь то, что в лучших учебных заведениях каждый год наблюдается огромный наплыв абитуриентов, и, в соответствии с этим, здраво оценивать свои возможности, ведь только сам человек располагает таким количеством информации о себе, как никто другой.

Востребованы ли выпускники творческих вузов на рынке труда?

Следует учесть, что в Москве занимается активной деятельностью немалое количество театральных вузов, поэтому ежегодно выпускается много артистов, режиссеров и продюсеров. Но проблема в том, что не все они продвигают себя в области искусства. Почему так случается?

Дело в том, что некоторые выпускники, отчаявшись в поисках работы по специальности, выбирают принципиально другое направление. Они идут работать экономистами, юристами, менеджерами по продажам или даже в сферу обслуживания. В общем, в те места, где гарантированно обеспечивается стабильная заработная плата и функциональная система работников. Лишь самые «пробивные» студенты театральных вузов Москвы находят свое место на вершине той самой башни под названием искусство. Среди выпускников отмечается немалый процент работающих по специальности, но при этом не добившихся особых успехов. Они наслаждаются собственной деятельностью, и этого вполне хватает для простого человеческого счастья.

Нынешние звезды как гордость ведущих вузов страны

«Как поступить в театральный вуз?» - таким вопросом в свое время задавались когда-то нынешние актёры, художники, режиссеры и музыканты. Они еще не знали, что спустя немалое количество лет станут известны не только в своем учебном заведении, но и во всем мире. Ярким примером тому является знаменитая певица Катя Лель, которая обучалась в Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных. Сегодня она своим волшебным голосом покоряет многочисленным зрительные залы, наверное, только потому, что с детства была уверена в том, что посвятит свою жизнь музыке. Профессиональное образование имеет и Лолита, получавшая знания в Московском институте культуры. Важно отметить, что у нее в свое время сформировался весьма серьезный подход к будущей деятельности, но тогда она вряд ли знала, каких высот сможет достигнуть.

В общем, перечисление звезд мирового масштаба можно продолжать бесконечно, ведь с каждым годом их становится все больше и больше. Но не это главное, ведь талант всей страны в совокупности гораздо важнее. Именно поэтому каждый абитуриент, планирующий осваивать творческую деятельность, должен ответственно подойти к данному вопросу и подробно рассмотреть все аспекты получения образования на выбранном факультете. После этого остается лишь верить в свои силы и уверенно шагать в красивое будущее!

Как поступить в театральный вуз или высшее училище - вопрос, мучащий тысячи талантливых людей, стремящихся реализовать свой творческий потенциал на сценах великих театров и в кинематографе. Однако, это весьма сложная задача, требующая полной самоотдачи и осознания того, что с первого раза конкурс не проходили даже самые знаменитые артисты. Поступление в театральный институт совершенно отличается от поступления в любой другой вуз. Баллы по ЕГЭ здесь играют самую последнюю роль, поскольку основное внимание уделяется результатам творческих экзаменов. Чем же должен поразить абитуриент своих экзаменаторов?

Критерии отбора кандидатов в театральный вуз

Что нужно, чтобы поступить в театральный и какими качествами должен обладать поступающий? Во время проведения творческого конкурса педагоги оценивают абитуриентов по ряду основных параметров, среди которых:

  1. Образование . В театральный вуз могут поступить только абитуриенты, окончившие 11 классов либо выпускники техникумов и колледжей.
  2. Возраст . Как правило, возраст не имеет значения, но все-таки чаще всего экзаменаторы отдают предпочтение более молодому поколению.
  3. Внешние данные . Это один из самых важных критериев, который никак не подразумевает красивое лицо. Будущий актер должен обладать яркой, запоминающейся внешностью, иметь свою изюминку, способную поразить сердца зрителей. Это может быть и своеобразная мимика, или глубинный проникновенный взгляд, или же смешные черты, присущие комику.
  4. Сценическое обаяние . Также не следует путать с внешностью и красотой. Под этим понятием подразумевается та харизма и талант, благодаря которым людям интересно наблюдать за артистом, любоваться им. Именно за счет этих качеств абитуриент может зарекомендовать себя в качестве перспективного актера.
  5. Чувство ритма . Известно, что актер должен быть талантлив абсолютно в любом направлении. На сцене ему приходится и петь, и участвовать в танцевальных номерах, поэтому будущий артист немыслим без чувства ритма, которое также очень важно для постановки правильной дикции.
  6. Внутренняя эмоциональность . Здесь педагоги оценивают способность поступающего задеть своей игрой зрителя, вызвать в нем эмоциональный всплеск и смешанные чувства, заставить поверить его в действительность происходящего.

Если вы отвечаете данным критериям, то ваши шансы поступить на актерский в театральный вуз значительно возрастают. Однако, важно помнить, что на творческих конкурсах отсеивается множество талантливых личностей, поэтому будьте готовы к тому, что вам не раз придется доказывать свое мастерство.

Отборочные туры при поступлении

Чтобы понять, как поступить в театральное высшее училище, необходимо проанализировать экзаменационную процедуру, которая состоит из трех этапов.

Первый этап

Вам необходимо сдать ЕГЭ и предоставить его результаты в приемную комиссию вуза. Для поступления в театральный обязательными предметами являются русский язык и литература.

Второй этап

На этом этапе предстоит пройти внутреннее испытание коллоквиум, представляющий собой собеседование, на котором вам будут задавать различные вопросы, например, такие как:

  1. Почему вы хотите поступить в театральный вуз?
  2. Понимаете ли вы суть профессии?
  3. Почему вы решили стать артистом?
  4. Каким актером вы себя видите?

Необходимо вкратце рассказать о себе, о своем детстве и отрочестве, о том, как вы осознали свою потребность в творчестве. Основной целью такой процедуры является раскрытие не столько культурологических и искусствоведческих познаний, сколько нравственных и этических сторон абитуриента.

Третий этап

Вам будет предложено пройти три творческих испытания, которые являются наиважнейшим этапом при поступлении в театральный. При вынесении своего вердикта экзаменаторы в первую очередь руководствуются результатами именно этого испытания, которое включает в себя три задания:

  • речь,
  • актерское мастерство,
  • танцы и вокал.

Рассмотрим каждый из творческих экзаменов подробнее:

  1. Речь . К данному испытанию абитуриент должен подготовить и заучить несколько отрывков из прозы, басни, пьесы или стихотворения. Во время экзамена вас попросят рассказать отрывок на ваш выбор, но при этом педагогам может не приглянуться зачитываемый вами фрагмент. Именно для этого стоить подготовить сразу несколько произведений, чтобы при необходимости зачитать другой кусок. Здесь проверяется ваша дикция, голос, умение подать материал зрителю.
  2. Актерское мастерство . Данное испытание предполагает постановку этюда: обычно в нем принимают участие 2-3 человека. Комиссия допускает любые темы для зарисовок, то есть можно использовать как сюжет из известного произведения, так и ситуацию из повседневной жизни.
  3. Танцы и вокал . Поступающие заранее должны подготовить вокальные и танцевальные номера. Для песенного экзамена лучше всего выбрать классический романс либо знаменитое произведение из советского кино. Опыт бывших абитуриентов показывает, что комиссия скептически относится к современному репертуару. Также вам необходимо заблаговременно придумать танцевальный номер.

Итак, ЕГЭ, собеседование и три творческих экзамена, это то, что нужно для поступления в театральный на актерское искусство.

Как поступить на режиссера

Процесс поступления на режиссерский факультет несколько отличается от актерского отделения. Будущим режиссерам предлагается пройти пять этапов:

Экзамены по таким дисциплинам, как литература и русский язык (формат ЕГЭ).

  1. Актерское мастерство (практическое испытание). На данном этапе поступающий должен зачитать несколько произведений различной направленности. Здесь также проверяются импровизационные способности к игре в сценических этюдах, ощущение ритма и музыкальность.
  2. Практическая режиссура . Абитуриенты должны поставить этюд на предлагаемую тему. В качестве темы может выступать классическое произведение или музыкальная зарисовка. В импровизированной постановке принимают участие абитуриенты-актеры. На этом испытании комиссия проверяет изобретательность, инициативность, вкус и фантазию будущих режиссеров.
  3. Письменная работа . Темой данного задания может стать план постановки определенной сцены или пьесы. Могут потребовать составить указания актерскому составу, композитору и художнику.
  4. Коллоквиум . Предполагает оценку знаний абитуриента в области режиссуры, культуры, театральной критики и мировой драматургии. Здесь проверяются интеллектуальные способности абитуриентов и их навыки к образному мышлению.

Если вы уж твердо решили поступать в театральный, то начинайте готовиться за год или за два до предполагаемой попытки. Готовиться к поступлению можно как с репетитором, так и самостоятельно. Обязательно много читайте одной школьной литературной программы недостаточно.

Помните, что заниматься театральной деятельностью по расписанию нельзя. Театром занимаются всегда или не занимаются вовсе.