Термы Клюни — Музей Средневековья в Париже. Национальный музей средневековья (Музей Клюни) (Musée national du Moyen Âge (Thermes & Hôtel de Cluny)) Полезная информация для туристов: Местоположение, как добраться? часы работы, стоимость билетов

Музей Клюни (официальное название Национальный музей средневековья) — музей, расположенный в 5 районе Парижа, по адресу 6, площадь Пол Пэнлеве (к югу от бульвара Сен-Жермен, между бульваром Сен-Мишель и улицей Сен-Жак).

Особняк Клюни

Это сооружение — один из самых выдающихся примеров городской архитектуры средневекового Парижа, сохранившихся до наших дней. С 1334 года это был городской дом аббатов коммуны Клюни. В 1485-1510 годах здание было восстановлено Жаком Амбуазским, аббатом ордена Клюни. В нем присутствуют элементы готики и Ренессанса. В 1843 году его преобразовали в общественный музей с реликвиями французской готики, сохраненными в здании Александром дю Соммера. Больше в музее не осталось ничего, что его связывало с аббатством Клюни.

Изначально особняк был частью большего комплекса Клюниак, который также включал здание (больше не существующее) религиозного колледжа на Сорбонской площади. Хотя изначально здание предназначалось для нужд аббатов Клюни, здесь поселился Жак Амбуасский, епископ Клермонта и аббат Жюмьежа. Существующий вид оно получило в 1485-1500 годах. Одним из обитателей здания стала Мария Тюдор, помещенная здесь в 1515 году после смерти ее мужа Людовика XII. Среди проживавших в XVII веке были несколько папских послов, включая Мазарини.

В 1793 году здание было конфисковано государством и в течение следующих трех десятилетий выполняло несколько функций. Одно время оно принадлежало врачу, который использовал великолепную готическую часовню на первом этаже как зал для вскрытий. (Michelin в 265-266).

В 1833 году Александр дю Соммера переехал в этот дом и расположил в нем свою большую коллекцию экспонатов средневековья и эпохи Возрождения. После его смерти в 1842 году коллекция была куплена государством и в 1843 году была представлена для посетителей его сыном, ставшим первым куратором Музея. В существующих ныне садах, открытых в 1971 году, находится «Forêt de la Licorne» (Лес единорога), созданный по мотивам гобеленов музея.

Особняк Клюни частично построен на остатках галло-римских терм, датирующихся третьим столетием (известны как Термы Клюни), которые функционируют самостоятельно и открыты для посещений. Фактически, музей состоит из двух зданий: фригидария (холодной бани с бассейном), где сохранились остатки Терм Клюни, и непосредственно Особняка Клюни, в котором предоставлены внушительные коллекции Музея.

Музей

В Музее Клюни хранится множество важнейших средневековых экспонатов, в особенности коллекция гобеленов, включающая полотно La Dame à la Licorne (Дама с единорогом), входящее в цикл из шести гобеленов под тем же названием.

Здесь хранятся другие известные произведения, в том числе скульптуры раннего средневековья (VII-VIII век). Есть также работы из золота, слоновой кости, антикварная мебель и иллюминированные рукописи.

В Не ведитесь. Несколько слов о "древних" распятиях

Когда один товарищ ляпнул, а сотня повторила.

Распятье музея Клюни в Париже. Да, там есть такое. Если честно очень долго искал оное изображение в инете, дабы, хоть что-то да прояснить поэтому распятью. Музей Клюни, чтобы вы понимали, это музей средневекового Европейского искусства. Это не Лувр, там Месопотамских древностей по умолчанию находится не может. Отсюда и мои сомнения, по поводу того, что подобное распятие там вообще могло находится. И все же оно там есть. Подтверждение этому я нашел на одном из японских сайтов. Да-да, как бы это смешно не звучало. Поэтому пришлось прибегнуть к гуглпереводчик у. Распятие это выставлено в 10 зале, где экспонируются вещи из церкви Сен-Жермен-де-Пре и церкви Святой Женевьевы. В целом этот зал посвящен романскому стилю в европейской культуре, это 11-13 век.
Стиль иконографии данного распятия так же вписывается в данные хронологические рамки. Пришлось немного поизучать то как развивалась эта самая иконография. Первые подобные изображения распятого Исуса появляются в веке 5. Исус изображается еще живым, часто у него открыты глаза, тут присутствует идея показать Исуса уже победившим смерть. Гвозди вбиты в ладони, чего на самом деле быть не могло. Тем, кого распинали гвозди никогда в ладони не вбивали, только в запястье или вообще привязывали веревками. Ладони просто не в состоянии выдержать массу тела и несчастный просто бы падал на землю. Прибивание ладоней Исуса, которыми он лечил и творил иные в иконографии связано с некоторыми богословскими концепциями о самоуничижении бога, на которых я сейчас не хочу останавливаться и сильно зацикливаться. Важно лишь то, что распятие это христианское, средневековое. К сожалению, японец описывающий свое посещение музея Клюни, выкладывая фото распятия не показал сопутствующей оному пояснения, тем не менее с большой долей вероятности можно утверждать, что распятие это относится к 11-13 веку, но никак не к 2000 году до нхли.

Второе популярное это Орфей - Бахус.

Начну с того, что я не припомню ни одного мифа, где бы Орфея распяли. Ну, да ладно, допустим, что был некий миф, что не дошел до наших дней. Затерялся, так сказать, во глубине веков.

Что можно рассказать по этому распятию. Этот артефакт, на самом деле выставлялся в Берлинском музее Кайзера Фридриха с 1922 года. Но, уже в 1926 году и позже в 1935 году, немецкие исследователи древностей утверждают, что данный камень является подделкой. Указывается, что возможно, это средневековая итальянская работа. Амулет был приобретен в Италии Е.Герхардом и с его коллекцией попала в музей Кайзера Фридриха. Что еще интересно, в 15 веке итальянский священник Марсилио Фичино возродил орфическую магию как часть гуманистического проекта, призванного вернуть древнюю мудрость миру. В целом этот Марсилио был весьма продвинутым для своего времени человеком, философом, гуманистом, астрологом. Переводил древнегреческие тексты на латынь, философов естественно. Поговаривают даже, карты Таро какие-то там нарисовал. К чему я это все, подобный амулет мог возникнуть в средневековой Италии, в 15 веке и позже, но никак не в 3 веке до нхли. Предпосылки были. Камень судя по всему был изъят еще в 1930-ые годы из экспозиции и пропал во время Второй мировой. На картинке обработанное в фотошопе изображение прорисовки камня одной из немецких книг.

Что еще указывает на то, что это довольно поздний предмет. Опять же иконография. Распятия подобного типа, подогнутые колени, упавшая голова, согнутые руки, мертвый или все еще страдающий Исус, попросту говоря, появились в средневековье - 13 и выше века. Как выглядели распятия позднего античного времени и раннего средневековья смотрите выше. Второе. Звезды и луна, на амулете, ну тут можно предположить, что все же изображен момент смерти Исуса и, как там в библии говорилось, о том, что небо потемнело в знак скорби.


Ну и последнее. Если бы изображение было 3 века до нхли, то, уверен, крест был бы изображен Т-образный. Как вот на этой знаменитой картинке с ослом. Кстати, на эту тему я как-нибудь еще поговорю.

Или вот это распятие, выставленное в музее Клюни, рядом с тем самым «Месопотамским».


А вот еще интересная гемма 4 века, выставлена в Лондонском Музее.

Снова возвращаюсь к Парижу. Теперь небольшая фотопрогулка по музею Клюни - национальному музею средневековья, который находится в Латинском квартале на пересечении бульваров Сен-Жермен и Сен-Мишель.
Еще в 14-м веке богатое бургундское аббатство Клюни решило построить здесь отель для приезжающих в Париж аббатов. В 15-м веке дворец был перестроен и это здание сохранилось до наших дней. А в 1844 года здесь открылся музей.

Музей, нужно сказать, очень интересный. Особенно для тех, кто любит западное средневековое искусство, интересуется той эпохой или просто хочет с ней познакомиться. Здесь представлены экспонаты V - XV веков.
Коллекция музея обширна и очень разнообразна. Тут вам и керамика, и резьба по кости, и витражи, и гобелены, и мебель…

Когда я рассматривала эти гребни, то подумала, что их хозяева и хозяйки в каком-нибудь досточтимом 13 веке и не подозревали, что лет эдак через 500 толпы людей будут ходить и смотреть на них как на вещи исключительной исторической и культурной ценности.

На деревянные скульптуры я обратила особое внимание, потому как для наших широт это все-таки большая редкость. Вот вроде дерево, кажется суховатый материал, но нет, оказывается он очень пластичный.

В представленных произведениях искусства основная тема, конечно, Евангелические сюжеты, но есть и бытовые сцены. Присутствуют в экспозиции и предметы из золота и серебра, как религиозного, так и бытового назначения, красоты необыкновенной.

Одна жалость - аудиогидов на русском языке не было и в помине. На французском, английском, немецком были, а вот на русском не было. Еще, кстати, я обратила внимание, что в этом музее аудиогиды не единственный источник знания. Здесь в каждом зале есть специальный карман, где на нескольких языках, кроме русского опять же, лежат листы с описанием экспонатов данного зала. Так что для знающих иностранные языки это существенно облегчает знакомство с коллекцией, ну а носителям тех языков, до которых очередь еще не дошла огорчаться не нужно, ведь многие сюжеты, переживания и эмоции понятны без знания языка.
Например, «Поцелуй Иуды»

Или «Скорбь».

А вот скульптура, которая меня особенно умилила.

Как же младенец голоден! Он просто вгрызается в материнскую грудь. Разве при созерцании этого можно что-нибудь недопонять и недочувствовать?

Гвоздь экспозиции, как говориться бренд музея - коллекция гобеленов - «Дама с единорогом».

Для них даже специальный отдельный зал отведен. Довольно темный, вероятно для того, что бы свет их не разрушал.

А еще здесь выставлены скульптуры иудейских царей из Собора Парижской Богоматери, вернее то, что от них осталось, после того как с ними в свое время поработали французские революционэры.

Эти скульптуры стоят в залах древних римских терм, а по простому - римских бань, которые были выстроены здесь еще во времена, когда париж назывался Лютецией. Эти термы были обнаружены при раскопках, если не ошибаюсь, в 19 веке, после чего было принято решение объеденить эти помещения с особняком Клюни. Что было сделано вполне органично.
Короче, музей замечательный. Есть на что посмотреть.

Не преминула зайти в шикарный книжно-сувенирный магазин музея. Изобилие прекрасно изданных книг по тематике музея и вообще по искусству средневековья. Диски со средневековой музыкой. Огромное разнообразие сувениров - открытки, закладки, брелки, магниты, марки, значки, пазлы (вот дожила, не знаю как дать по-русски определение этим мозайкам), конструкторы для сбора моделей известных средневековых зданий Парижа. Много книг для детей про музей. Это видно по их оформлению. Глаза разбегаются. Очень, конечно, жаль, что не было там в продаже ни путеводителя, ни книги о музейной коллекции на русском языке.

Сам музей окружает замечательный сад, куда доступен вход всем желающим. Я где-то читала, что он устроен по типу средневекового сада, в котором растут лекарственные травы и цветы, характерные для того времени.

Прогуливаясь по Латинскому кварталу Парижа , советуем заглянуть в необычный музей, который перенесет вас в захватывающий мир эпохи средневековья. Музей Клюни знаменит своим великолепным собранием произведений средневекового искусства.

Полное название музея — Музей Средневековья - термы и особняк Клюни (фр. Musee National du Moyen Age – thermes et hotel de Cluny) как бы само рассказывает нам свою историю: в XIII веке на месте разрушенных римских бань (терм) был построен монастырь аббатства Клюни, а позже в конце XV века к монастырю аббатом Жаком Амбуазским был достроен особняк. Здание перестроили в начале VI века, и именно таким мы его видим сейчас.
Среди знаменитых обитателей особняка была Мария Тюдор, которая поселилась здесь после скоропостижной смерти своего мужа — Людовика XII, последовавшей через 3 месяца после их свадьбы, и находилась под наблюдением нового короля Франциска I на случай ее беременности наследником престола. Во время революции 1789-1799гг. здание было национализировано, и в 1832 здесь был открыт музей, выкупленный государством в 1843 году.

Уникальное здание музея само по себе является экспонатом, сохранив в себе своды римских бань (термы) , и сочетая элементы готического стиля и Ренессанса – его невозможно не заметить, даже проходя мимо по улице.

В музее вы увидите прекрасные витражи, изделия из слоновой кости, миниатюры, гобелены, деревянные и каменные скульптуры периода XII-XIII веков, предметы обихода (гребни, столовые приборы, сундуки инструменты, монеты, ключи, замки и другие мелочи), собрание древних фолиантов и книг.
Здесь вы найдете образца романской церковной скульптуры. Из наиболее ранних – капители из нефа церкви Сен-Жермен-де Пре начала XI века, голова ветхозаветной царицы с базилики Сен-Дени. Также, кроме каменных изваяний, здесь хранятся прекрасные деревянные скульптуры, что неудивительно, ведь в Средневековье искусство резьбы по дереву процветало.
Но основные сокровища Музея Клюни — статуи собора и старинные гобелены.

История статуй собора Нотр-Дам де Пари трагична. Во время Великой Французской революции собор Нотр-Дам де Пари перестал выполнять роль религиозного сооружения. В июле 1793 годы новая власть обезглавила и низвергла с постаментов каменные скульптуры иудейских царей, украшавшие фасад собора.
Фигуры статуй уже в XIX веке попали в музей, а их головы бесследно исчезли и случайно были найдены только в 1978 году во время ремонтных работ в одном из округов Парижа. К этому времени собор был уже отреставрирован и украшен копиями разрушенных скульптур. Так что найденные оригиналы наши свое пристанище в музее Клюни.
Интересен тот факт, что статуи так и экспонируются сейчас – тела отдельно, головы отдельно. Иначе было бы антиисторично — отрубленные головы (без носов) как бы демонстрируют национальную самобытность революционных французов.

Гобелены
Пожалуй, гобелены – самая большая гордость музея. В средние века эти произведения искусства не только украшали стены замков и дворцов, но и создавали в помещении уютную и теплую обстановку. Темы гобеленов были самые разнообразные, чаще всего на них изображались библейские, исторический и нравственные сцены. Сложность замысла ковра и качество исполнения и материала свидетельствовали об уровне дохода его хозяина. Обычно изображения на готических гобеленах угловатое, плоскостное, сдержанное по цветам.

В музее можно увидеть трогательный по сюжету гобелен «Подношение сердца» начала XV века, серию ковров «Сцены из жизни сеньоров», посвященную обычной жизни знатных людей начала XVI века, религиозные «Житие Св. Стефана» (около 1500 года) и «Освобождение Св. Петра из темницы» (середина XV века).

Все ковры выполнены прекрасно, но, только перейдя в зал №13, вы поймете, что такое настоящее произведение искусства. Сам зал был специально сооружен для экспозиции одного из основных экспонатов музея – гобелена «Дама с единорогом» (конец XV века, Нидерланды). В средние века единорог символизировал чистоту и целомудрие. Только девственница могла приручить одним прикосновение руки это неукротимое животное. Название «Дама с единорогом» было придумано в XIX веке.
Наш совет. Если вас интересуют легенды — прочитайте перед поездкой книгу Трейси Шевалье «Дама и Единорог», для интересующихся символизмом — хорошая статья http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/lady_edinorog/

Настоящее название серии, как и ее автор неизвестны. Но известно, что существовала серия, в которой 5 гобеленов посвящены чувствам человека – слуху («Дама слушает музыку »), зрению («Дама с единорогом, смотрящим в зеркало »), обонянию («Дама вдыхает аромат цветов »), осязанию («Дама касается рога единорога ») и вкусу («Дама пробует сладости »).
Шестой гобелен – «Моему единственному желанию » изображает Даму, заключающую все свои чувства в ларец, чтобы полностью освободиться от них и посвятить всю себя Всевышнему – «единственному желанию» (девиз выткан на гобелене).

В Клюни также представлена замечательная коллекция средневековых и античных тканей. Торговля восточным текстилем и византийским шелком была важной составляющей средневековой экономики. До конца романской эпохи в Западной Европе производилась только простая ткань. Местное производство дорогих тканей стало развиваться с XIII века.

После осмотра терм Клюни погуляйте с детьми в «средневековом саду », который разбит с северной стороны здания – здесь высажены растения, характерные для средневековой Франции.

Адрес Музей Средневековья (термы и особняк Клюни) – place Paul Painleve, 6
Проезд: метро Cluny La Sorbonne (линия 10), Saint Michel-Notre Dame RER B (ваш ориентир – идите по направлению от Нотр-Дам к Пантеону, справа будут мощные стены аббатства).
Часы работы : ежедневно кроме вторника 9.15 – 17.45
Стоимость билета для взрослого 7.50 евро, дети до 18 лет бесплатно.
Первое воскресенье месяца вход бесплатный, действует .

Национальный музей Клюни во Франции больше известен как музей Средневековья. Расположен музей в самом центре . Сад, окружающий музей, известен остатками римских терм, на месте которых и было построено здание. Кроме экспонатов внутри, можно осмотреть прилегающие к особняку территории. К ним относится часть бульвара Сен-Жермен, детская площадка, скамейки и тенистый двор, утопающий в зелени.

Экспонаты

Экспозиция музея включает гобелены и предметы искусства, относящиеся к периоду средневековья. В одном из залов можно увидеть витражи из часовни Сент-Шапель, в том числе сюжет с выкалыванием глаз у мученика. Наиболее известны гобелены, изображающие воскрешение Христа, сцены из жизни дворянства. В современном здании, построенном около терм, представлены уникальные экспонаты – 21 голова Царей иудейских. Они располагались на западной части фасада собора Нотр-Дам де Пари, но были отрублены от статуй во время Французской революции. Уцелевшие головы обнаружили только в конце 20 века.

Посетители музея Средневековья могут осмотреть зал для холодных ванн в галло-римских термах, который очень хорошо сохранился. Неподалеку расположены капители, украшенные изображениями музыкантов и богов. Несколько залов посвящены предметам готического и романского искусства. Вход в один из них украшают головы с рыбьими глазами, изначально располагавшиеся на базилике Сен-Дени.

Музей Кюри для многих известен благодаря главному своему экспонату – гобелену «Дама с единорогом». Он представляет собой серию изображений, объединенных общностью сюжета. Гобелен предположительно датируется 15 веком. Изображена на нем красивая женщина, которую сопровождает грациозный лев и волшебный единорог.

Полезная информация для туристов: Местоположение, как добраться? часы работы, стоимость билетов.

  • Музей работает ежедневно с 09:15 до 17:45, за исключением вторника;
  • За полчаса до закрытия продажа билетов прекращается;
  • Молодые люди до 26 лет могут получить скидку;
  • Ежемесячно в первое воскресенье можно попасть в музей абсолютно бесплатно;
  • Стоимость билета составляет 8,5 евро, а в воскресенье плата за посещение снижается на пол евро;
  • Подробную информацию о музее Средневековья можно получить на его официальном сайте или по телефону.
Музей располагается неподалеку от площади Сан-Мишель в центре Латинского квартала. Добраться до него можно на метро, при этом выйти необходимо либо на станции Saint-Michel , либо на Cluny-la-Sorbonne . 
|
|
|
|
|