Рассмотрите представленные ниже изображения что их объединяет. Задания I тура. Отрывки из произведений

Практическая работа Обработка графической информации, содержит 12 заданий по соответствующей теме (работа подойдет для учащихся 8 класса занимающихся по УМК Босовой).

Задание 1. Работа с графическими примитивами.

ВАЖНО!
Для рисования графического примитива (прямоугольника, скруглённого прямоугольника, эллипса) нужно щёлкнуть на кнопке с его изображением на панели инструментов, переместить указатель мыши в рабочую область, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская её, перемещать указатель мыши по диагонали, следя за изображением на экране. Для изображения квадрата и круга при использовании соответствующих инструментов удерживают нажатой клавишу Shift .

Чтобы изменить ширину контура для фигур, получаемых с помощью инструментов Прямоугольник , Эллипс и Скругленный прямоугольник , следует предварительно активизировать инструмент Линия (вкладка Главная группа Фигуры ) и в его меню настройки указать требуемую ширину.

1. Запустите графический редактор Paint .
2. Установите размеры области для рисования: ширина - 1024 пиксела, высота - 512 пикселей. Главная > Изображения > Изменить размер .
3. Повторите приведённый ниже рисунок, используя инструменты Линия , Прямоугольник , Скругленный прямоугольник и Эллипс .

4. Сохраните результат работы в личной папке:
в файле p1.bmp как 24-разрядный рисунок;
в файле p2.bmp как 256-цветный рисунок;
в файле p3.bmp как 16-цветный рисунок;
в файле p4.bmp как монохромный рисунок;
в файле р5.jреg ;
в файле p5.gif .
5. Сравните размеры полученных файлов и качество сохранённых в них изображений.

Задание 2. Выделение и удаление фрагментов

1. В графическом редакторе откройте файл Устройства.bmp .

2. Оставьте на рисунке только устройства ввода, а всё лишнее удалите, предварительно выделяя фрагменты с помощью инструмента Выделить . Главная > Изображения > Выделить .
3. Сохраните рисунок в личной папке под именем Устройства_ввода .

Задание 3. Перемещение фрагментов

Сказка.bmp .

2. С помощью инструмента Выделение поочередно выделите прямоугольные, прозрачные фрагменты и переместите их так, чтобы сказочные персонажи обрели свой истинный вид.

Задание 4. Преобразование фрагментов

1. В графическом редакторе Paint откройте файл Стрекоза.bmp .

2. Поочерёдно выделите прямоугольные фрагменты (прозрачный фон), при необходимости поверните их (команда Повернуть меню Изображения ) и переместите их так, чтобы получилась иллюстрация к басне И. Крылова «Стрекоза и муравей».
3. Сохраните результат работы в личной папке.

Задание 5. Конструирование сложных объектов и графических примитивов

ВАЖНО!
Сложные объекты желательно изображать по частям. Изображайте каждый из примитивов отдельно. Затем поочерёдно выделяйте их (инструмент Выделение , режим Прозрачный фрагмент ) и перетаскивайте в нужное место.


2. Изобразите один из следующих рисунков:

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Мой_рисунок .

Задание 6. Создание надписей

1. В графическом редакторе Paint откройте файл Панель.bmp .
2. С помощью инструмента Текст подпишите инструменты графического редактора Paint

3. Сохраните рисунок в личной папке в файле Панель1.bmp .

Задание 7. Копирование фрагментов

1. Запустите графический редактор Paint.
2. Взяв за основу следующую последовательность действий, изобразите шахматную доску.

3. Подпишите строки и столбцы шахматной доски.
4. Сохраните рисунок в личной папке под именем Шахматная_доска .

Задание 8. Работа с несколькими файлами

Скачайте файлы для работы:





1. В графическом редакторе Paint откройте файл Схема.bmp.
2. Проиллюстрируйте схему, добавив в неё изображения соответствующих устройств из файлов Оперативная Память.bmp, Винчестер.bmp, Диск.bmp, Дискета.bmp, Флэшка.bmp. Для удобства откройте каждый из этих файлов в новом окне. Копируйте нужные изображения в буфер обмена и вставляйте в нужные места схемы.

3. Сохраните полученный результат в личной папке под именем Схема1 .

Задание 9. Получение копии экрана

1. Запустите графический редактор Paint, минимизируйте его окно и сделайте копию этого окна (клавиши Alt+PrintScreen - нажать одновременно).
2. Разверните окно графического редактора Paint на весь экран и разместите полученное изображение в центре рабочей области (вкладка Главная , группа Буфер обмена , кнопка Вставить ), подпишите основные элементы интерфейса.
3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Paint .

Задание 10. Создание анимации

1. Откройте в графическом редакторе Paint файл Акробат.bmp .
2. Скопируйте и отразите имеющийся фрагмент, совместите две половинки и раскрасьте получившуюся фигурку акробата. Сохраните полученное изображение в личной папке в файле a1.gif .
3. Копируя, перемещая и удаляя отдельные части изображения, внесите изменения в фигурку акробата (например, изобразите акробата с опущенными вниз руками). Сохраните полученное изображение в личной папке в файле a2.gif .

4. Зайдите на сайт https://www.gifup.com/ и, следуя имеющимся там инструкциям, создайте анимацию за счёт многократного повторения двух кадров.
5. Сохраните результат работы в личной папке.

Задание 11. Художественная обработка изображений

1. Запустите графический редактор Gimp.
2. Откройте в графическом редакторе Paint файл mamont.jpg .
3. Примените к исходному изображению различные фильтры так, чтобы результат был близок к тому, что приведён на рисунке ниже.

4. Сохраните свои результаты в файлах mamont1.jpg , mamont2.jpg , mamont3.jpg и mamont4.jpg .

Задание 12. Масштабирование растровых и векторных изображений

1. В графическом редакторе Paint постройте следующее изображение:

2. Сохраните результат работы в личной папке как 24-разрядный рисунок (тип файла).
3. Выделите любой фрагмент рисунка. Несколько раз уменьшите и увеличьте выделенный фрагмент. Понаблюдайте за тем, как операции масштабирования влияют на качество изображения.
4. Выполните такой же рисунок в графическом редакторе OpenOffice.org Draw. Сохраните результат работы в личной папке как Рисунок ODF (тип файла).
5. Выделите любой фрагмент рисунка. Несколько раз уменьшите и увеличьте выделенный фрагмент. Понаблюдайте за тем, как операции масштабирования влияют на качество изображения.
6. Завершите работу с графическими редакторами.


I. Творческое задание.


Представьте себе, что вы - новгородский посадник XII века, отправляющий посольство ко двору польского короля. Вам необходимо подготовить богатые дары.


Ваша задача - составить перечень так, чтобы в нем:


  • было указано как можно больше предметов, которые могут выступить в качестве подарков;
  • были включены только те изделия, которые отражают высокое мастерство именно новгородских ремесленников;
  • была описана (кратко) техника изготовления этих даров.

II. Вопросы и задания.


  1. В христианском сознании средневекового русского человека Богородица занимала особенное и очень значительное место. Она была главной заступницей рода человеческого перед Богом. К ней обращались как к милостивой покровительнице. Этим объясняется огромное количество икон и фресковых изображений Богоматери: Владимирская, Смоленская, Казанская, Федоровская, Курская и другие. Несмотря на огромное разнообразие "личных" имен, которые носят иконы Богоматери, существует только 3 основных канонических изображения, в рамках которых возможны некоторые вариации: Оранта, Елеус и Одигитрия.

    Перед вами несколько изображений Богородицы. Определите тип изображения каждой репродукции.

    1) 2)

    3)

  2. Почему со временем иконы темнеют, а фрески светлеют? (Ответ должен быть краткий, но четкий)
  3. В Древней Руси одним из основных очагов развития культуры были монастыри. В них сосредотачивались грамотные люди, которые переписывали и сочиняли книги. Здесь же проживали иконописцы и каменных дел мастера. В монастырях обучали будущих священников, сюда приходили учиться грамоте и миряне. В монастырях сохранялись и умножались духовные и материальные богатства. Во многих монастырях существовали скриптории. Что это такое? (Укажите правильный ответ)
    а) место, в котором монахи переписывали и переводили книги;
    б) иконописная мастерская при монастыре;
    в) помещение, в котором окрестных детей обучали грамоте, счету и закону Божьему.
  4. Выдающимися памятниками древнерусской литературы являются Повесть временных лет, Житие Феодосия Печерского, "Хожение Даниила, игумена Русской земли", "Память и похвала Владимиру" Иакова мниха, "Хожение за три моря" Афанасия Никитина.
    Перед вами фрагменты из всех этих произведений. Определите названия литературных памятников, из которого взяты эти фрагменты.
    а) "Крестился же сам князь Владимир, и чада свои, и весь дом свой святым крещением просветил свободы всякой душе дал, мужскому полу и женскому, святого ради крещения... О блаженное время и день добрый, исполнен всего блага, в тот день крестился Владимир князь! И наречен был в святом крещении Василий, и дар божий осенил его, благодать святого духа осветила его сердце..."

    б) "В лето 6387. Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу, родственнику своему, передал ему сына своего на руки, Игоря, ибо был он еще очень мал"

    в) "Поехали мы мимо Астрахани... За наши грехи царь послал в погоню всю свою орду. И настигли нас на Бугуне, и начали в нас стрелять:Судно наше малое остановилось на езду, они его захватили и тот час разграбили; а моя вся мелкая рухлядь была на этом малом судне. В большом же судне мы дошли до моря и встали в устье Волги на мели".

    г) "Братья и отцы, господа мои, простите меня грешного и не хулите мое худоумие и грубость, что написал о святом граде Иерусалиме и о земле той доброй и о своем хоженье по святым местам. Кто путешествовал со страхом божиим и смирением, тот не погрешит никогда против милости бога"

    д) "После смерти отца своего земного он начал еще ревностнее заботиться о снискании себе вечной жизни на небесах: он жаждал богоугодных дел и удалялся от каких бы то ни было мирских удовольствий: он перестал одеваться в дорогие одежды и носил только бедное платье. Он всегда имел лишь одно желание - достичь спасения. Однажды ему случилось встретиться со странниками из Иерусалима. Заинтересовавшись их рассказами и воспылавши сильной любовью к святым местам, блаженный юноша упросил их вместе с ним посетить те святые места..."

  5. Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, - церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре. Наибо-лее древней и самой распространенной конструкцией храма на Руси был крестовокупольный храм. В сознании наших предков храм олицетворял вселенную, космос. Неслучайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем фоне. Как же устроен русский храм? Перед вами реконструкция одного из древнейших русских соборов - Михайловского Златоверхого. Цифрами на рисунке обозначены важные составные части внешнего облика православного храма. Определите их название.
    1 - ..........
    2 - ..........
    3 - .......... и т.д.

  6. Внимательно рассмотрите представленные ниже изображения архитектурных памятников и прочитайте описания этих памятников. Поставьте в соответствие номер изображения и букву соответствующего этому памятнику описания.

    1 _____ 2 _____
    3 _____ 4 _____
    5 _____ 6 _____

    Описания:
    А - Звонница "палатного" типа, четырехъярусная: в нижнем ярусе - подклет, во втором - открытая галерея, в третьем - церковь, четвертый - ярус звона
    Б - Композиционное решение данного храма - "кораблем"; к западному фасаду примыкает трапезная и шатровая колокольня, к боковым - два придела; с юга к основанию колокольни примыкает крыльцо с рундуком
    В - Столпообразная колокольня на восьмигранном основании, 7 ярусная, с 4-мя ярусами звона
    Г - Пятиглавый храм, с одной световой и четырьмя декоративными главами, на двухъярусном подклете
    Д - Жилой дом, один из немногих сохранившихся образцов гражданской архитектуры XVII века; кубический двухэтажный объем: нижний этаж - хозяйственный, верхний - жилой.
    Е - Шатровая колокольня на восьмерике от земли; с одним ярусом звона и тремя рядами слухов
  7. Как называется отмеченный на репродукции вид архитектурного декора, весьма распространенный в древнерусской архитектуре?

  8. В период феодальной раздробленности сложились местные архитектурные школы. Специфический облик киевского, новгородского и владимиро-суздальского храмов во многом определялся тем материалом, который применялся в той или иной местности. Соотнесите строительный материал и земли, где он наиболее часто употреблялся в культовых сооружениях.
    Серый плитняк Киевское княжество
    Красная плинфа Владимиро-Суздальское княжество
    Белый известняк Новгородская земля
  9. Вычеркните лишнее и объясните ваш выбор:
    Колокольня, часовня, звонница, детинец, трапезная, церковь
  10. Перед вами изображения двух широко известных памятников древнерусской архитектуры, имеющих неповторимый, запоминающийся облик. Определите название каждого храма, время создания и место расположения. Опишите процесс выполнения вами этого задания.












Из словаря В.И.Даля Труд – работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий, старанья и заботы. Всякое напряжение телесных или умственных сил, всё, что утомляет. Труд – работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий, старанья и заботы. Всякое напряжение телесных или умственных сил, всё, что утомляет.
























Ремесленники и Мастера Мастер человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные Ремесленник человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи..






Черные руки Бабушка месила тесто. Тесто было пышным, мягким, белым. Испеки мне голубя, попросил Юра. Бабушкины руки стали лепить голубя. Вот появились крылья, тонкие, нежные, каждое перышко видно. А руки у бабушки черные, сморщенные, с высохшими тонкими пальцами. Не может внук оторвать глаз от них словно впервые увидел бабушкины руки. Достала бабушка голубя из печи, поставила перед внуком. А его и есть жалко: белый, пышный, будто вот-вот взлетит. - Бабушка, - спрашивает Юра, - почему руки у вас черные-черные, а голубь белый-белый? - Если бы у меня были руки белые, не было бы ни теста, ни голубя, - тихо сказала бабушка. Юра загляделся на голубя. Потом сказал: - Дайте мне лопату, бабушка. - Зачем? - Пойду в сад копать землю. - Зачем же ее сейчас копать? - Чтоб руки почернели. - Бери, Юра, лопату. В. Сухомлинский О чём хотел сказать автор?


1. Заполни таблицу, используя ниже приведенные характеристики. ПрофессияХарактеристика труда Врач Шахтер Учитель Художник Хлебороб Домашняя хозяйка Дворник Программист Постоянный – Временный, Простой – Сложный, Умственный – Физический, Оплачиваемый – Безвозмездный, Добровольный – Принудительный, Ручной – Автоматизированный, Творческий – Традиционный, Коллективный - Индивидуальный


Пословицы и поговорки Без труда нет добра. Человек славен трудом. Дерево узнают по плодам, а человека по делам (по трудам). Терпенье и труд всё перетрут. Счастье и труд рядом живут. Для кого труд радость, для того жизнь счастье. Человек живет век, а его дела ­два. Сидя на печи, генералом не станешь. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Трудовой хлеб - сладок. Трудовой грош и перед Бо­гом хорош. Трудовая денежка всегда крепка.



https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Задания первого тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.

9 класс

1. «Да» ил и «не т» ? Е с л и вы с огл ас н ы с утве рж де н ие м, нап и шите «д а», е с л и

Не с огл ас н ы - «не т». В не с ите с в ои от ве т ы в табл ицу.

  1. Право является универсальным регулятором общественных отношений.
  2. Миф объясняет мир, устанавливая постоянные взаимосвязи между причи- нами и их следствиями.
  3. Если гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром грянул. Следовательно, мужик перекрестился. Это правильный вывод.
  4. Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.
  5. Миграция из развивающейся страны в развитую является примером гори- зонтальной социальной мобильности.
  6. Понятие полиархии было выдвинуто в середине XX в. для описания поли- тических режимов современных государств, причем таких режимов, которые больше других соответствовали демократическому идеалу.
  7. Тимократия - военное государство, постоянно участвующее в вооружен- ных конфликтах.
  8. Разделение властей является конституционным принципом всех государств мира.
  9. Рост ставки налога на прибыль не приведет к сокращению выручки пред- приятия.
  10. Введение «потолка» цен улучшает положение покупателей на рынке.

2. Внимательно рассмотрите представленные ниже изображения и прочи- тайте предложенные тезисы. Выполните задания.

A. Б. В.

  1. В ветхозаветно книге Бытия (11:4) сказано: «И сказали они: постро- им себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
  2. Поэт-сюрреалист Гийом Аполлинер называл это сооружение «пастушкой об- лаков».
  3. Об этой башне ходит множество легенд. Одна из них рассказывает о публич- ных экспериментах, которые проводил на башне великий астроном и физик.

Задания:

1) Соотнесите изображение и высказывание о нем. Укажите название изображенного объекта. Свой ответ занесите в таблицу.

2). Укажите сооружение, которое может быть отнесено к архитектурному стилю «готика». Объясните, почему вы так решили.

_ _

  1. Ниже п ри ве де ны в ыс ка зы ва ни я из ве с т ны х п ис а те л е й и м ыс л ите л е й

Пр ошл ог о, к ас аю щие с я од н ог о и т ог о же п оня т ия (в те кс те он о об оз нач е н о

Как [ …] ; в озм ож н ы вар иа ци и изм е няе м ых ч ас те й да н н ог о с л ова).

«[…] - особенная примета человека» (Ф. Рабле)

«Ничего более не боится человек так, как […]» (Н. В. Гоголь)

«[…] - самое сильное орудие в победе над гневом» (Григорий Богослов)

«[…]-ом исправляют нравы» (О. де Бальзак)

«Со […]-ом ужас несовместен» (А. С. Пушкин)

«И при […] иногда бывает болит сердце, и концом радости бывает пе- чаль» (Соломон)

  1. Что это за понятие?

  2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения)
  1. Р е шите за дач и
  1. Юридическая задача «Предприимчивая внучка».

Зинаида купила на распродаже в Италии пять пар босоножек стоимостью 10 евро за пару. Вернувшись в Россию, Зинаида продала босоножки подружкам

по 1000 рублей за пару. Бабушка Зинаиды Прасковья Марковна опасается, что теперь внучку посадят в тюрьму за спекуляцию, дедушка Егор Демьянович, считает, что просто оштрафуют за незаконное предпринимательство. Зинаида уверена, что ей ничего не грозит.

Укажите, кто прав и кто ошибается. Ответ обоснуйте.

  1. Экономическая задача. «Профессиональная портниха».

Портниха за месяц работы может сшить 5 платьев или 8 брюк. В текущий мо- мент у неё нет доходов и она не может получить кредит на покупку ткани. Если она будет шить из оставшейся ткани, то сможет сшить 7 платьев или 7 брюк. Рыночная цена платья составляет 4000 рублей, а цена брюк - 2800 рублей. Сколько портнихе нужно сшить платьев и брюк, чтобы получить максималь- ную выручку от продажи своих изделий?

  1. Логическая задача «Химия и жизнь»

Дмитрий Иванович Менделеев проснулся утром в своей лаборатории. Ему очень хочется пить. Перед ним на столе четыре пробирки и записка: «В этих пробирках находятся дистиллированная вода, серная кислота, соляная кислота и раствор гидроксида натрия (едкая щелочь). Содержимое ни одной из проби- рок не соответствует надписи на ней. С добрым утром, Дмитрий Иванович! Твои друзья». Надписи на пробирках выглядят так:

1 - «Серная кислота или вода» 2 - «Щелочь»

3 - «Кислота или вода» 4 - «Серная кислота»

Помогите Менделееву определить, в какой пробирке что находится, ис- пользуя только силу логики. Обоснуйте свой ответ.

  1. У с тан ов ите с оотве тс т вие

На уроке обществознания, посвященном религии, учительница объяснила уче- никам сущность различных подходов к данному социальному институту. Она задала ученикам на дом правильно расположить в таблице имена классиков, их работ, и соответственно цитат, отражающих сущность этих работ. Ученик

Митрофан Невежественный, очень торопился поиграть в новую игру «GTA-5», и, недолго думая, выполняя домашнее задание, все перепутал. Перед вами таб- лица, заполненная Митрофаном.

Исправьте ошибки Митрофана, выписав имя автора и соответствую- щие ему номер работы и букву цитаты.

  1. Отм е ть те, ка кие и з пе ре ч ис л е нн ы х ни же де йс тв ий я вл я ютс я п ол и т ич е-

С ким и?

  1. написание письма премьер-министру страны;
  2. путч.

7. Проа нал из иру йте в ыс к аз ыва ние:

«Подсудимый опроверг предположение о том, что он не возражает против от- каза от отрицания своей вины».

8. Оз нак ом ь те с ь с пре дс та вл е нн ым те кс т ом и в ы п ол н ите п ре дл оже нн ые

Зада ни я.

«Большое значение в системе воспитания имеет та социальная роль, ко- торая, по мнению родителей, предназначена их детям: роль мужчины или жен- щины, начальника или подчиненного и т.п. Не удивительно, что воспитание меняется в зависимости от социальной группы даже в одном и том же обще- стве.

То, каким родители представляют будущее своих детей, весьма разнооб- разно. Американский социолог Инкель, русский по происхождению, исследо- вал идеальное воспитание детей в России на протяжении трех последователь- ных поколений: до революции, назовем это поколение «царистским», во време- на поколения «революционеров» и при новом «советском» поколении. Инкель изучил наиболее важные ценности и движущие силы в системе воспитания этих трех поколений. Во-первых - награда: ребенок ведет себя хорошо, чтобы по- лучить поощрение. Во-вторых - традиции: надо идти по стопам отцов, следо- вать традиционной модели. В-третьих - стихийность: позволить ребенку са- мовыразиться. И наконец - политика: соотнесение «Сверх-Я» с государством и обществом.

Эти ценностные ориентации можно наблюдать в различных моделях мужчин и женщин. Например, очень заметно противостояние между идеальным человеком традиционного крестьянского общества и идеальным человеком со- временного промышленного общества. Идеальный крестьянин - это старый, бородатый, окруженный всеми своими детьми старейшина многочисленного рода, освобожденный от ручного труда ради сохранения морального авторитета и передачи детям и внукам достижений цивилизации; он играет доминирую- щую социальную роль, потому что является собственником земли и, следова- тельно, - хозяином семьи. Идеальный человек индустриального общества - это взрослый мужчина, полностью владеющий своими средствами труда, нахо- дящийся на подъеме профессиональной карьеры и живущий вместе с детьми. Когда дети его покинут, он станет стариком, лишенным существенных атрибу- тов человека - профессии и детей. Сегодня входит в жизнь новая модель: мо-

лодой(ая) пенсионер, который использует свободное время для того, чтобы пу- тешествовать и заниматься внуками».

(Мендра А. Основы социологии. М., 1999. С. 35-37)

  1. Как называется в социологии процесс воспитания, в процессе которого усва- иваются социальные роли, ценности и другие социально важные качества?
  1. Почему автор фрагмента каждый раз уточняет, что речь идет о воспитании и месте в обществе мужчин и женщин, а не вообще «людей», «граждан» и т.п. ?
  1. В тексте дано описание «идеального крестьянина». Давая это описание, ав- тор имел в виду определенные социальные институты, в которые вовлечен

«идеальный крестьянин». Укажите все эти социальные институты.

  1. Как называют в социологии тип общества, который складывается сегодня, для которого характерно, помимо прочего, как пишет автор фрагмента, форми- рование «новой модели: молодой(ая) пенсионер, который использует свободное время для того, чтобы путешествовать и заниматься внуками»?
  1. Перед вами таблица, составленная на основе характеристик, приведенных в тексте. Некоторые данные в ней были утрачены. Однако нам известны их зна- чения: 3%, 9%, 15%, 24%, 35%, 38%.

Расставьте их в таблице, опираясь на содержание текста и правила построения таблицы данных.

Поколения

«Царисты», %

«Революционеры», %

«Советские», %

Награда

Традиции

Стихийность

Предварительный просмотр:

Задания первого тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 201 3 г.

10 класс

  1. «Да» ил и «не т» ? Е с л и в ы с ог л ас н ы с утве ржде ние м, на пи ши те «да » ,

Если не с огл ас ны - «не т». В не с и те с в ои от ве т ы в табл ицу.

  1. Народ России через референдум не может внести поправки в Конститу- цию Российской Федерации.
  2. Карл Маркс дал объяснение взаимосвязи таких политических явлений, как всеобщее избирательное право и бонапартизм.
  3. К компетенции Генерального прокурора Российской Федерации отнесена поддержка государственного обвинения в деле об отрешения Президента Российской Федерации от должности.
  4. Брак с лицом ниже по статусу является случаем вертикальной мобильно- сти.
  5. Политика в демократических обществах носит исключительно публич- ный характер.
  6. Престиж - это оценка обществом социальных качеств человека, его значимости в обществе.
  7. Воспитание всегда ограничивает и подавляет индивидуальность челове- ка.
  8. Существование естественной монополии обусловлено экономией на масштабе производства.
  9. Ценой заёмных средств является уровень цен в экономике .
  10. Практика, являясь одним из критериев истины, тем не менее, способ- ствует формированию многочисленных заблуждений.

Ответы:

да

да

нет

да

нет

Нет

нет

да

нет

да

По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум 10 баллов.

А. Б В

Перед вами три различных сооружения. Но по сути они все являются одним и тем же архитектурным элементом.

  1. Каким?

  2. Назовите тип каждого из этих сооружений.
  3. Какую символическую нагрузку несет этот элемент. Свой ответ обоснуйте.

От ве т:

  1. Крыша.
  2. А) пирамида - это крыша над гробницей фараона; Б) чум (вигвам, яран-

га) - конусообразная крыша «без стен»; В) пагода - ряд крыш, наложенных одна на другую.

  1. Символизирует связь человека с небом.

Дан ответ на вопрос задания (крыша) - 2 балла.

Названы типы сооружений (египетская пирамида, пагода, чум…) - 1 балл.

Указана символическая функция - 2 балла. Максимальный балл - 5.

  1. Р е шите за дач и :

  1. Юридическая задача «Квартирная хозяйка».

Тамара сдала квартиру, собственницей которой она является, Дмитрию, установив арендную плату в размере 20.000 рублей в месяц. Через полгода Тамара узнала, что в течение двух месяцев в квартире проживал еще и прия- тель Дмитрия Вадим. Арендную плату Дмитрий и Вадим делили пополам. Тамара потребовала от Дмитрия уплатить сверх арендной платы еще 20.000 рублей, которые он, по ее мнению, получил в качестве дохода от субаренды квартиры за 2 месяца. Дмитрий платить отказался.

Укажите, кто прав. Ответ обоснуйте .

Ответ: права Тамара, так как, согласно ст. 136 ГК РФ, плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не выте- кает из существа отношений. В данном случае доход от использования квар- тиры, полученный Дмитрием, принадлежит Тамаре. - 5 баллов .

  1. Экономическая задача. «Инвестор» .

Инвестор приобрел обыкновенную акцию за 80 рублей и через год продал ее за 120 рублей. За это время он получил дивиденды по этой акции в размере 20 рублей.

Найдите доходность этой операции в процентах (приведите решение) .

Ответ: 75%

Баллы - 2 за ответ с решением, 0 баллов за ответ без решения.

  1. Логическая задача. «Рыбаки».

В харчевне «Три пескаря» встретились четыре рыбака и стали хвастаться своими трофеями. Оказалось, что один из них поймал крупного налима, дру-

гой - огромную щуку, третий - гигантского сома, а четвертый - обычного карася. Фамилии этих рыбаков были: Налимов, Щукин, Сомов и Карасев. Из- вестно, что (1) никто из них по принципиальным соображениям никогда не ловит и не употребляет в пищу рыбу, название которой совпадает с его фа- милией; (2) щуку поймал не Карасев и (3) тот, кто поймал сома, носил фами- лию, совпадающую с названием рыбы, выловленной Карасевым.

  1. Определите, кто какую рыбу поймал. Обоснуйте свой ответ.

  2. Назовите тип первобытных верований, для которого может быть характерен пищевой запрет, описанный в условии (1).

Отве ты :

  1. Налимов поймал сома Щукин поймал карася Сомов поймал щуку Карасев поймал налима
  2. Тотемизм

Налимов

Щукин

Сомов

Карасев

налим

Щука

Сом

карась

Определено верование (тотемизм) - 1 балл; Полностью верно решена задача - 2 балла; Дано верное обоснование - 2 балла.

Максимальный балл - 5.

  1. Перед вам и отрывки из с оч ине ний автор ов разл ич ных п ол итич е с ких

Портре там и.

Портреты:

I. II. III. IV. V. VI.

Названия произведений:

  1. «Система современных обществ».
  2. «Государь».
  3. «Развитие социализма от утопии к науке».
  4. «Политические партии».
  5. «Об общественном договоре».
  6. «Левиафан».

Отрывки из произведений:

  1. ...Мы аналитически делим общество на четыре основные подсисте- мы. Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца преимуществен- но касается отношений общества с культурной системой и через нее с выс- шей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема - от- ношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или экономиче-

ская, подсистема - отношений с поведенческим организмом и через него с материальным миром. [...]

Политика включает не только основные функции правительства в его отношениях с социетальным сообществом, но и соответствующие аспекты любого коллектива. Мы рассматриваем какое-то явление как политическое в той мере, в какой оно связано с организацией и мобилизацией ресурсов для достижения каким-либо коллективом его целей. Политические аспекты дея- тельности существуют у деловых компаний, университетов, церквей. В раз- витии современных обществ, однако, государство все более дифференциру- ется от социетального сообщества как специализированный орган общества, составляющий ядро его политической подсистемы.

  1. ...Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назна- чили одного человека или собрание людей, которые явились бы их предста- вителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении все- го, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответствен- ным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реаль- ное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заклю- ченного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни - civitas.
  2. Современный социализм по своему содержанию является прежде всего результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в совре- менном обществе классовых противоположностей между имущими и не- имущими, наёмными рабочими и буржуа, а с другой - царящей в производ- стве анархии. Но по своей теоретической форме он выступает сначала только как дальнейшее и как бы более последовательное развитие принципов, вы- двинутых великими французскими просветителями XVIII века. Как всякая новая теория, социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах.
  3. Суверенитет не может быть представляем по той же причине, по ко- торой он не может быть отчуждаем. Он заключается, в сущности, в общей

воле, а воля никак не может быть представляема; или это она, или это другая воля, среднего не бывает. Депутаты народа, следовательно, не являются не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ни- чего не могут постановлять окончательно. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон. Ан- глийский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. Судя по тому применению, которые он дает своей свободе в краткие мгновения обладания ею, он вполне заслуживает того, чтобы он ее лишился.

  1. Традиция двухпартийности в Америке и Англии - важный фактор их современной мощи. Но остается еще понять, почему же она укоренилась здесь столь прочно: иначе проблема лишь отодвигается во времени. Только конкретные исследования каждой отдельной страны могут определить исто- ки установившегося в ней дуализма партий. Роль национального фактора, ра- зумеется, весьма значительна, но не следует в его пользу преуменьшать, как это часто делается, влияние одного общего фактора технического порядка, а именно - избирательной системы. Это влияние можно выразить в следую- щей формуле: мажоритарное голосование в один тур ведет к дуализму пар- тий. Из всех схем, которые приводились для объяснения данного явления, эта последняя, несомненно, наиболее близка к настоящему социологическому закону.
  2. ...Государю нет необходимости обладать всеми [...] добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну приба- вить, что обладать [...] добродетелями и неуклонно им следовать вредно, то- гда как выглядеть обладающим ими - полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохра- нить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может ис- полнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против ми- лосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть го- тов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказа- но, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.

Портреты

Названия

Отрывки

Никколо Макиавелли

Томас Гоббс

Жан-Жак Руссо

Фридрих Энгельс

Толкотт Парсонс

Морис Дюверже

8 баллов за 6 полностью верно заполненных строк. 7 баллов за 5 полностью верно заполненных строк.

6 баллов за 4 полностью верно заполненных строки. 5 баллов за 3 полностью верно заполненных строки. 4 баллов за 2 полностью верно заполненных строки.

  1. Ниже пр иве де н ы выс каз ыв ан ия и зв е с тн ы х м ыс л ите л е й пр ошл ог о, к а-

С аю щие с я од н ог о и т ог о же п он я ти я (в те кс те он о об оз нач е н о как [ …] ;

В озм ож ны в ар иац и и изм е няе м ы х ч ас т е й дан н ог о с л ова). Оп ре де л и те

Пр опу ще нн ое п он я тие. В ыс ка зы ван ие как ог о из у каза н ны х ф ил ос оф ов

Вам каже тс я на иб ол е е важ ным и ин те ре с ным? С в ой отве т об ос ну й те (2– 3 пре дл оже ни я).

« […] -ю дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя»

(Эразм Роттердамский).

«Я предпочел бы […] наслаждению». (Антисфен Афинский)

« […] – это всегда смысл, разбитый вдребезги» (Мишель Фуко)

« […] бессильно, поскольку хранит остатки разума.» (Жорж Батай).

«Не бывало великого ума без примеси […] -я» (Сенека)

  1. Что это за понятие?

  2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложе- ния)

_ _ _

Ответ: БЕЗУМИЕ

2 балла (по одному за определение понятия и за обоснование предпочте- ния).

  1. Проа нал из иру йте в ыс к аз ыва ние:

Президент заявил, что он и слышать не хочет об отказе от прекращения оспа- ривания запрета на отмену моратория на испытания химического оружия.

  1. Означает ли это, что он допускает проведение таких испытаний? Обоснуйте свой ответ.

6.2.Раскройте смысл понятия «мораторий».

От ве т : Нет, не допускает.

Президент заявил, что он и с лыш а ть не хоче т об отка зе от пре кра щ е ния ос па-

Рива ния за пре та на отм е н у м ора т ория на испытания химического оружия.

Ре ш е ние : отрицаний 7, значит, при сокращении одно останется. Он за мора- торий.

Правильный ответ - 1 балл;

Правильный ответ и правильное обоснование - 3 балла.

  1. Озна к ом ьте с ь с п ре дс тавл е н н ым те кс т ом и в ып ол ни те п ре дл оже нн ые

Зада ни я.

«Обычно мы употребляем слово народонаселение (более упрощенно - население) для обозначения совокупности людей, проживающих в границах определенного политического объединения. Например, мы говорим о насе- лении стран. Тогда для обозначения этой совокупности можно использовать

понятие ХХХХХХ. Также можно говорить о населении штата, округа и горо- да. Термин «население» может относиться к людям, живущим в определен- ной географической или экономической зоне (например, на Юге Америки, в Азии или Восточной Европе). Или мы иногда употребляем это слово для обо- значения определенного экономического района (например, население Боль- шого Нью-Йорка, включающего части Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннекти- кут)...

Группируя людей в соответствии с местом жительства, бюро переписи населения имеет возможность учитывать перемещение населения в цен- тральные крупные города и прилегающие к ним районы. Большое число бе- лых американцев выехало из центральных городов в 50–60-е годы, хотя их массовый исход несколько замедлился в 70-е годы. Переселение афроамери- канцев в пригороды было незначительным, - они стремились в центральные города.

Уровень фертильности обозначает число детей, которых женщина ро- жает в течение всех своей жизни. Этот термин не следует путать со способ- ностью к деторождению, т.е. максимальным числом детей, которых женщина способна родить...

На общий уровень фертильности населения воздействуют различные социальные и экономические факторы... Изменение уровня фертильности и количества рождений отражено на схеме 18–6.

Мы не знаем все причины снижения рождаемости населения, но неко- торые их них вполне понятны. Урбанизация и введение законов, регулирую- щих детский труд, привели к тому, что дети представляют меньшую цен- ность для горожан, чем для сельских жителей. В странах с высокими дохода- ми на душу населения обычно наблюдается более низкий уровень рождаемо- сти населения, чем там, где сравнительно низкие доходы. Так как высокие доходы людей связаны с развитием промышленности, это подтверждает, что люди склонны иметь меньше детей, потому что не могут устроить их на ра- боту. В большинстве стран рождаемость населения выше в сельской местно- сти, чем в городах. На ферме каждый ребенок - это не только еще один едок, но и руки, пригодные для работы. Кроме того, в некоторых обществах родители могут надеяться, что дети будут заботиться о них в старости...

Рождаемость связана и с другими факторами. Как правило, люди, чей статус высок, склонны иметь меньше детей, чем люди с низким статусом, хо- тя за последние десятилетия это различие стало менее заметным. То же самое относится и к образованию. Высокообразованные женщины обычно имеют меньше детей, чем те, у кого уровень образования ниже, хотя этот разрыв также сокращается. Религия и раса, вероятно, тоже воздействуют на фер-

тильность. По-видимому, YYYYYY, образование, религия и раса находятся в таком сложном взаимодействии, что нельзя на основе какого-то одного фак- тора объяснить различия в уровне воспроизводства»

(Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 553–561.)

Проанализируйте фрагмент текста и ответьте на вопросы.

  1. Сформулируйте выводы о соотношении показателей уровня фертильно- сти и количества рождений и обобщенных тенденциях их изменения в США в 1920–1990 гг. на протяжении всего периода.
  1. В тексте описана ситуация, когда «дети представляют меньшую ценность для горожан, чем для сельских жителей». Назовите на основе содержания

этого абзаца текста три социальных института, влияние которых обусловли- вает данную ситуацию.

  1. Понятие YYYYYY характеризуют главную характеристику высокого или низкого социального статуса, на который автор указывает как один из факторов, влияющих на рождаемость и фертильность, обобщая сказанное выше в этом абзаце. Назовите этот фактор. (Примечание: количество знаков

«Y» условное, оно не соответствует количеству букв в искомом понятии.)

Ответы и критерии оценивания

  1. Как называется раздел социологии, изучающий народонаселение? Какие характеристики народонаселения при этом изучаются?

Ответ: указано название «демография» и указаны в этих или близких по смыслу формулировках три элемента предмета демографии: (1) состав насе- ления (по полу, возрасту, этническому составу), (2) расселение и плотность населения, (3) уровни рождаемости, фертильности, смертности, продолжи- тельность жизни (и другие близкие по смыслу) – 2 балла

При неполном ответе: указано «демография» и два элемента предмета демо- графии – 1 балл

Нет правильного ответа, ИЛИ не указано «демография» при любом количе- стве элементов предмета демографии, ИЛИ указано «демография» и один / ни одного элемента предмета демографии – 0 баллов.

  1. Какое понятие в тексте следует указать вместо ХХХХХХ? (Примечание: количество знаков «Х» условное, оно не соответствует количеству букв в ис- комом понятии.)

Ответ: должно быть указано понятие «нация» - 1 балл Любой другой ответ – 0 баллов.

  1. Автор текста указывает на процессы перемещения населения в централь- ные крупные города и прилегающие к ним районы, пригороды, выезд в дру- гие населенные пункты. Как называются все эти процессы в социологии? Ответ: должно быть указано: горизонтальная (социальная) мобильность – 2 балла.
  • указано только социальная мобильность – 1 балл
  • нет правильного ответа, ИЛИ неверно указан тип мобильности (любой кроме «горизонтальная» - 0 баллов
  1. Сформулируйте выводы о соотношении показателей уровня фертильности и количества рождений и обобщенных тенденциях их изменения в США в 1920-1990 гг. на протяжении всего периода.

Ответ: должно быть указано (в этой или близкой по смыслу формулировке):

(1) показатели изменяются параллельно, (2) в целом при росте рождаемости уровень фертильности падает И / ИЛИ (3) со временем/ к сегодняшнему дню уровень фертильности все больше отстает от количества рождений (темпы роста уровня фертильности ниже чем темпы роста количества рождений). – 2 балла

Указан только один корректный вывод (только (1), или только (2), или только (3)) – 1 балл

Нет корректного ответа – 0 баллов

  1. В тексте описана ситуация, когда «дети представляют меньшую ценность для горожан, чем для сельских жителей». Назовите на основе содержания этого абзаца текста три социальных института, влияние которых обусловли- вает данную ситуацию. Уточните тип институтов, если это объясняет именно такое влияние.

Ответ: должны быть указаны: (1) аграрная экономика (ИЛИ сельское хозяй- ство, ИЛИ крестьянство как род занятий ), (2) расширенная семья, (3) право (выделенное полужирным шрифтом – обязательные элементы правильного ответа). – 2 балла.

Корректно указано только два института с корректным уточнением типа для (1) и (2). – 1 балл.

Нет правильного ответа, ИЛИ указаны три института без указания типа, ИЛИ указан только один институт с корректным указанием типа – 0 баллов.

  1. Понятие YYYYYY характеризуют главную характеристику высокого или низкого социального статуса, на который автор указывает как один из факто- ров, влияющих на рождаемость и фертильность. Назовите этот фактор. (Примечание: количество знаков «Y» условное, оно не соответствует количе- ству букв в искомом понятии.)

Ответ: должно быть указано: доход (материальное положение) – 1 балл. Любой иной по смыслу вариант ответа – 0 баллов.

Итого за задание – 10 баллов.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: