Рассказы для детей носов и другие. Николай Носов: биография для детей. Другие варианты биографии

Недели две тому назад у нас в школе был огромный праздник - встреча со знаменитым писателем. Мы давно уже всем классом читали его смешные рассказы и стихи, и они нам очень нравились. За веселье. И когда Раиса Ивановна сказала, что в субботу он придет к нам в класс, мы захлопали в ладоши и закричали «бис». Но Раиса Ивановна сказала:
- Прекратите шум! Здесь не цирк. Здесь школа. Лучше давайте подумаем, как мы встретим нашего гостя.
Мы сейчас же стали поднимать руки и предлагать. Мы галдели все вместе, каждый свое:
- Надо ему цветы подарить!
- Назначить его почетным пионером!
- Лучше подарить ему подушечку для иголок!
- Сняться с ним на карточку!
- Ерунда! Его нужно угостить хорошенько!
- Чай с хлебом, с маслом и сосисками!
- Идея! Как войдет, так сразу громовое ура!
- Верно! И салют из пугачей! Сто один залп!
- Да! Дверь открывается, а мы трах-трабабах!
- Ночь в Крыму - все в дыму!
- Шик-блеск!
- А я говорю, лучше подушечку для иголок!
- Плевать он хотел на твою подушечку! Что он, ненормальный, что ли?
- От дурака слышу!
- Подарить надо моего кота Ваську. Шесть кило чистого весу!
- Нет, дудки. Подари кота кому-нибудь другому.
- Да его никто не берет!
- Подушечку для иголок!
- Пузырькова! Ты забудешь когда-нибудь про свои подушечки?
- Качать его надо!
- А если он тяжелый?
- Позвать восьмой класс на помощь!
Мы так долго еще обсуждали, и в конце концов Раиса Ивановна сказала:
- В общем, ясно. Букет цветов - раз. Аплодисменты - два. Потом мы попросим его почитать. А когда он почитает, мы его выберем почетным пионером нашего отряда. И Маша Кожина наденет ему пионерский галстук. А уже потом мы постараемся сфотографироваться вместе с ним. Вот и все! Скромно и хорошо, не правда ли? Договорились?
- Правильно, - сказали мы, - договорились, все в порядке.
И тут встал маленький Петька Горбушкин. Он поднял руку, но Раиса Ивановна его не замечала, куда там, он маленький и толстенький, как ежик, а в классе столпотворение, его не видно вовсе. Тогда я сказал:
- Раиса Ивановна, Горбушкин хочет что-то сказать.
Она сказала:
- Ну что же, Горбушкин, выкладывай!
И Горбушкин начал. Он сначала немножко запел, вот так: «А-а-а…» А потом начал говорить:
- Ав… Авв… Аввв…
Он не смог с собою справиться. Он, наверное, волновался.
И мы терпеливо ждали, когда у него пройдет.
Дело в том, что наш Горбушкин заикался. С самого первого класса. И он не как-нибудь скромненько так заикался, нет, он был чемпионом заикания. Горбушка был неслыханный трехступенчатый заика. Прежде чем заговорить, он сначала как будто чего-то запевал потихоньку: «А-а-а-а-а-а…»
А потом вдруг сразу он переходил на вторую ступеньку и начинал говорить первый слог нужного слова. Например, если он хотел сказать «Здравствуйте», то после пения «ааааа» он начинал молоть, как попугай, раз десять подряд одно и то же: «Ззздра… Ззздра… Здра…»
И потом ему надоедало, и он соскакивал уже на третью ступеньку, и, быстро, потряхивая головой, как будто желая избавиться от заикания, как от надоедливой мухи, Горбушка выкрикивал волшебное слово: «тех-тех-тех», и после этого гладко и быстро выговаривал:

Здравствуйте, Раиса Ивановна! Забыл дома тетрадь по русскому языку. Больше не буду!
Но это заикание у него получалось только в особо важных случаях, когда он волновался, а так он говорил очень хорошо, громко и бойко, и вообще был очень славный паренек, и лучше всех в классе рисовал лошадей, и всегда делился завтраком, и мы к нему привыкли, и никто никогда не смеялся над Горбушкой, что он заикается. И оттого, что мы над ним не смеялись, заикание у него почти совсем прошло. А вот сейчас он снова начал свою песенку «ааа»… И мы все терпеливо ждали. Нам хотелось узнать, что же скажет наш Горбушка. И он очень скоро сказал:
- Аааа… Ав а ва-тех-тех-тех - автограф надо у него попросить?
Это значит, Горбушка хотел попросить писателя, чтобы он ему надписал свою книжку на память. Я сказал:
- Молодец, Горбушка, правильная мысль!
И после этого мы стали ждать писателя. Некоторые в классе учили его стихи наизусть. Пузырькова все-таки вышивала ему подушечку для иголок, большинство ждало просто так, но с нетерпением, а дни катились один за другим, очень быстро, и вот наконец наступила наша Великая Суббота. В этот день мы все, еще с утра, были вымытые, и причесанные, и прилизанные, в белых глаженых рубашках, с красными галстуками, и я просто удивился, что от этой чистоты получилось, как будто мы все очень красивые. Даже девочки, вот что странно. В общем, у нас был какой-то ненастоящий вид. И класс был нарядный и чистый, и на столе стоял букет цветов. И вдруг дверь распахнулась, и к нам вошел писатель. Он был высоченный. Под потолок. А больше ничего особенного. Ни-че-го. Просто так. И главное, в нем не было никакой важности. Было сразу видно, что он нисколько не задается. Когда он вошел, мы сразу все встали, он подошел к столу, а Раиса Ивановна сказала:
- Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях ваш любимый писатель Иван Владиславович…
И не успела она произнести его фамилию, как мы захлопали изо всех сил, а он улыбнулся и сразу стал такой симпатичный и веселый, что мы еще громче захлопали, и не выдержали и завопили, а некоторые даже стали подпрыгивать на одном месте, а другие их стали успокаивать, и успокаивали обеими руками, а те не захотели успокаиваться и стали отбиваться. Я, например, здорово съездил Левке по затылку, а затем он меня схватил поперек живота. В общем, у нас в классе получилась небольшая кутерьма.
Наконец Раиса Ивановна хлопнула по столу, и мы стали затихать. И когда стало совсем тихо, наш писатель уперся своими длинными руками в стол, наклонился и сказал:
- Ззздра… Зззздра… Здра…
Мы просто остолбенели. Что это такое? Он заикается, что ли? А мы этого не знали. Это было для нас неожиданно. Нас никто не предупредил, и поэтому наша классная дурында Соня Пузырькова на задней парте сразу захихикала своим глупым голосом. Тогда писатель слегка покраснел и сказал в сторону Соньки нормально и спокойно:
- Ребята, я хотел вас предупредить, что когда я чем-нибудь взволнован или тронут, я начинаю немножко заикаться. Кому это смешно - может выйти из класса. Я не обижусь!
Вот как он ее отбрил. Она вся надулась, стала красная и опустила голову. А я встал и сказал:
- Иван Владиславович, не обращайте на Пузырькову внимания. Пожалуйста, не стесняйтесь. Заикайтесь сколько угодно.
И весь класс опять захлопал, а писатель улыбнулся и стал еще симпатичнее в сто раз. И он прочитал нам вслух все любимые наши стихи и рассказы. И он здорово читал, великолепно, лучше любого артиста, и мы чуть животики не надорвали, и так было это все интересно, особенно то, что он это сам все сочинил, сам придумал, и вот он здесь, живой, с нами, вправду, наяву!!!
Вот он сидит улыбается, и можно потрогать его руками, и он не рассердится, потому что добрые не сердятся на детей. И он все еще читал, и ребята даже визжали, а я просто не знал, что мне делать от удовольствия. И это продолжалось долго, наверно, больше часа, и я мог бы так сидеть и слушать до позднего вечера, но некоторые ребята стали поднимать руку и спрашивать: «Можно выйти?»
И тогда писатель остановился и сказал:
- Ну, вот на этом разрешите закончить. Желаю вам всем здоровья и веселья. Я надеюсь, что мы с вами подружились? Да?
Конечно, мы опять заорали, завопили и заголосили на разные манеры, и к нему подошла Маша Кожина, от горшка два вершка, и надела ему на шею пионерский галстук, а мы закричали:
- Спа! Си! Бо! Спа! Си! Бо!
И тут какая-то девчонка подарила ему цветы и совсем осмелела и поцеловала его в ухо. У него покраснели глаза, и он помахал рукой, чтобы привлечь наше внимание. Он сказал:
- Пппа… Ппппа… ппа…
И мы поняли, что он опять тронут и волнуется. Мы сейчас же притихли, чтобы услышать, что он нам скажет. Но в эту самую минуту Горбушка вытащил из парты какую-то книжку, встал, поднял ручку и завел тоже:
- Ппа… Ппа… Ппа…
Горбушка, наверное, тоже волновался. Писатель глянул на него краешком глаза, но не обратил внимания. Он хотел успокоиться и что-то нам сказать. Но ему не удавалось успокоиться, как он ни старался, и поэтому у него получилось только: «Ппа… ппа… ппа…»
А Горбушка что, хуже, что ли? Он тоже тянул свое: «Ппа… ппа… ппа…»
Тогда писатель разозлился и сказал:
- Ты чего, мальчик, дразнишься? Это не красиво.
А Горбушка быстро ответил:
- Я и не думаю дразниться…
Он протянул писателю книжку и жалобно сказал:
- Пппа… ппа… ппа…
У писателя глаза прямо сверкнули. Я подумал, что он сейчас, чего доброго, убьет нашего Горбушку. Он сказал:
- А ты зачем заикаешься? Это я заикаюсь, а не ты. Не путай, пожалуйста!
Тут Горбушка протрещал с каким-то даже отчаянием:
- Я тоже заикаюсь. Еще получше вас! Ппа… ппа… ппа…
Я подумал, что без меня они, того гляди, передерутся сейчас. Я вскочил с места.
- Иван Владиславович, - сказал я, - это наш Горбушка! Он вас не дразнит. Просто он заикается тоже. Но он заикается самостоятельно, Иван Владиславович. Просто тут так сошлось. Что вы оба… Но вы не думайте, он сам по себе, а вы сами по себе. Горбушка! Ты что хотел сказать? Только не волнуйся! Возьми себя в руки! Постарайся!
Горбушка сейчас же постарался и взял себя в руки:
- Пожалуйста, надпишите мне вашу книжку на память, мы ее очень любим!
- Вот и все! - сказал я. - Молодец, Горбушка! Видите, Иван Владиславович, вот он что хотел сказать, он славный, а заикается он совершение независимо.
Тут писатель засмеялся и сказал:
- Давай свою книжку!
Взял и написал на первой странице: «Независимому Горбушке на добрую память». Потом он встал и тихо сказал:
- Ппо… ппо… ппозвольте сказать вам, что я вас очень люблю! - И ушел.

Вера Янпольская
Биография Н. Н. Носова для ДО

ВВЕДЕНИЕ

Современная литература включает в себя юмор, сатиру, гротеск, иронию, карикатуру, пародию и несколько других средств выражения комического в литературных текстах. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых из них – юмор, ирония, сатира, гротеск и каламбур.

Гротеск не всегда считается формой комического в связи со своим свойством деформировать явления и характер. Поэтому его зачастую относят и к сатире и к юмору. Переводится это слово как «затейливый» . Это один из художественных приемов, который обозначает нарушение в пропорциях изображаемых явлений, событий или предметов.

Юмор сам по себе личностно обусловлен и настраивает человека на более глубокое и серьезное осмысление к источнику смеха. От слушателей он требует того, чтобы его правда была постигнута, несмотря на смешные совпадения или странности. С английского языка переводится как нрав, настроение.

Ирония с греческого языка переводится как «насмешка» или «притворство» . Обычно это происходит тогда, когда говорится об одном, а на самом деле подразумевается совершенно другой контекст, противоположный по смыслу.

Что касается каламбура, то это фигура речи, которая основана на одинаковом звучании слов или, когда в словосочетании содержаться два слова, которые противоположны по значению.

Ну, и наконец, сатира – это особый способ художественной передачи реальности, который в итоге заканчивается смешным завершением с «подтекстом» .

Эта работу посвящена выявлению юмористических моментов в творчестве писателя Николая Николаевича Носова .

Биография Н . Н. Носова

Николай Носов (1897 - 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов , ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой. Повзрослев, работал газетным торговцем, землекопом, косарём.

В 1932-1951 годах был режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

В 1938 году были опубликованы первые рассказы Николая Носова : "Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в "малышовом" журнале "Мурзилка" и составившие основу первого сборника "Тук-тук-тук".

В этих, а также в последующих произведениях (из сборников "Ступеньки", "Весёлые рассказы", "Фантазёры", "Приключения Толи Клюквина" и др.) Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Особенно популярными стали его повести для подростков "Весёлая семейка", "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома".

За написание повести "Витя Малеев в школе и дома" писатель был награждён государственной премией.

Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Н. Н. Носова , включающая романы-сказки "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

Сам Николай Носов говорил , что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. И постепенно понял, что "сочинять для детей - наилучшая работа. "

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

Рассказы Носова для детей

Каждая сказка Носова , каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей : в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его сказки и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране , где живут малыши-коротыши - мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города - и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице : по роду занятий - взрослые, по характеру и поведению - настоящие дети. Они очень образованны : придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.

Цветочный же, Зелёный и Солнечный города -это примеры справедливого устройства городов детей, где все хорошо трудятся, любят науки, искусство и никто не посягает на свободу другого.

Все шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателя тем, что живут как настоящие дети.

Охотник Пулька, главный малыш-коротыш Знайка, поэт Цветик, доктор Пилюлькин и другие - все они яркие личности, каждый занят своим делом. И только Незнайка никак не может найти себя в жизни, за всё берётся и всё бросает, при этом умудряется всё испортить. Из-за своей беспечности и самоуверенности он постоянно попадает в комические положения. Но он мил и обаятелен, никто на него зла не держит, из компании его не выгоняют. Почему? Наверное, потому, что он естествен и отзывчив, всегда готов помочь своим друзьям. Да и сам писатель не скрывает тёплых чувств к Незнайке.

Произведение Носова очень занимательно , интересно и поучительно. А мораль его проста : без труда и учения не станешь умелым и уважаемым человеком. Наиболее значимая проблема, которую ставит (и решает) автор в тексте первой повести, – взаимоотношения мальчиков и девочек как микросоциальных групп. Три пространства, описанных в тексте первой книги, представляют собой два возможных устройства такого «условного» «детского» социума : Цветочный город подобен «смешанной школе» , а Змеевка и Зеленый город, соответственно, – мужская и женская «гимназии» . Сюжетные линии последовательно сводятся к подтверждению мысли о важности общения и дружбы разнополых детей. Повесть о Незнайке -дидактическое произведение : ее герой сквернословит, сморкается, грубит, лентяйничает, если говорить откровенно, он глуповат и даже несколько отвратителен, он совсем не похож на прекрасного, идеального ребенка советской эпохи, поздних (да и ранних) сталинских лет, причесанного, светлоглазого, сообразительного, открытого душой.

Незнайка – кривое зеркало, подобие человеческого существа, созданное автором, чтобы исправлять недостатки, и неожиданно зажившее своей жизнью.

Незнайка - это «антигерой» по отношению ко стратегиям детского чтения, взятый в качестве образца. Незнайка, главный герой, - хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает "для рифмы" что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка - фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.

В произведениях Носова дети получают новые знания и представления, ответы на многие вопросы, которые их волнуют, усваивают понятия о долге, чести.

В рассказах и повестях писателя всегда находится материал и для родителей. Уже будучи взрослыми и начиная воспитывать собственных детей, они с удовольствием перечитывают книги Носова . Эти книги помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует.

Русский советский прозаик, драматург

Лауреат Государственной премии (1952 год)



С самой подходящей фамилией для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше сам писатель подходил своей фамилии.


У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Его называли «хмурым ворчуном» . Но книги он писал исключительно веселые.


«— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.
Бобик прибежал:
— Где кисель?

— Да вот у меня на спине. Облизывай.
Бобик давай ему спину облизывать.
— Ох, и вкусный кисель! — говорит.
Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.
— Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть!
— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.
— А тебе позволяет дедушка?
— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
— А где же дедушка спит?
— Дедушка там, в углу, на коврике…»


Период с 3 до 18 лет описан Носовым в повести «Тайна на дне колодца», вышедшей после смерти писателя в 1978 году.


Носов вспоминает, что осознавать себя отчетливо он начал к трем-четырем годам. Он видит себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и - главное - действуют на чувства: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке. «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры».


«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем» - так о своих «метаниях» Носов напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. А в повести «Тайна на дне колодца» читатель увидит маленький посёлок Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.

У Николая Носова был старший брат. Когда семья переехала в Киев — пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть — всё выпало на их долю.

В школе лучше Николай учился лучше брата. Окончив семилетнюю школу в 1924 году, оба начнут зарабатывать деньги. Николай будет работать на кирпичном заводе мусорщиком, вывозить шлак из печи для обжига кирпича. Одновременно самостоятельно учиться по программе средней школы.

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. Был газетным торговцем, землекопом и косарем


Николай Носов мечтал поступить в институт. Но было и другое: увлечение фотографией, например. Все, что делал Носов уже в те годы, делал безоглядно, отдаваясь целиком. Начав заниматься фотографией, тратит все деньги на нее, вплоть до того, что единственной его одеждой остается спецовка, полученная на заводе.

Кроме этого мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо политехнического поступил в художественный... Это был Киевский художественный институт. А через два года, в 1929 году, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, почти двадцать лет, с 1932 по 1951 год работал в кино. Был режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. Во время Великой Отечественной войны снимал, как режиссер, военно-патриотические фильмы.


Сохранился такой эпизод из жизни Носова. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию. Английский инструктор показал нашему водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали. Спустя несколько дней, танк во время съемок закапризничал и вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, машина описывала громадную кривую дугу. Танкист нервничал, суетился, перекопал всю площадку во дворе, но танк упрямо не хотел поворачиваться вокруг своей оси и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.


Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но, что гораздо важнее судьба танка, который должен был поступить на вооружение наших войск. Николай Николаевич работал над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре Носов, наблюдавший за действиями механика, обнаружил ошибку. Водитель был смущен, он извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что тот знает технику просто как любитель. Носов умудрился «открыть танк» и заснять работу внутренних деталей машины. Показ сопровождался «Лунной сонатой» Бетховена. За этот фильм, и вообще за работу в области научно-технического кино, Носов был награжден орденом Красной Звезды. Это было в 1943 году.

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале «Мурзилка».

«Постепенно я понял, что сочинять для детей — это наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил Носов.

Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. (В «Веселых рассказах» главные герои — неразлучная пара друзей, которые, являясь полной противоположностью, прекрасно дополняют друг друга.) Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

В 1949-50 годы публикуются и становятся популярными повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина».

Широкую известность детскому писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».

Но самым огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке - «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе»(1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов.

Рассказы и повести писателя - книги о реальной жизни современных ребят, в которых юные читатели могут узнать не только себя, но и обстановку, в которой они живут: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Это книги для детей и про детей. Герои Носова - не просто мальчики, а маленькие граждане своей страны. Его мальчишки принципиальны, изобретательны, умны.

В предисловии одной из книг Носов написал комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»


В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему безразлично было, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Некоторые говорили о его нелегком характере - да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми, в быту. Удивляла его особенная деликатность - не внешняя, от воспитания, а из души, доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко, до болезненности, противны ложь, лицемерие, притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями: сам покупал себе бумагу, сам печатал свои произведения. В жизни он не был веселым остряком. Он казался невеселым, замкнутым, скупо открывающимся, он избегал демонстрировать себя.


Николай Носов сам был редкостным фантазером. Его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек - маленьких человечков ростом с огурец - с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне. Сказочная трилогия о Незнайке - второй этап творчества. Если в ранних повестях и рассказах маленькие читатели узнавали, как сварить кашу, построить инкубатор, научиться арифметике, то в трилогии о Незнайке Носов выводит их далеко за рамки житейского опыта. Автор наполняет свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

На Луне в городе Давилоне издается газета «Для дураков». Причем пользуется она неслыханным успехом. Вы думаете, что газету не покупают, чтобы не прослыть глупцом. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», оказывается, покупал ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. (Сравнить с нашей прессой). Оболванивание рядового читателя - забота такой прессы.
В описании злоключений Незнайки есть такой эпизод: на земле Незнайка жил в обществе равных, а на Луне впервые столкнулся с социальной несправедливостью.


Третий этап в творчестве писателя - автобиографические повести. «Тайна на дне колодца» - так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении, о тайне, которую многие годы хранил колодец, из которого семья Носовых брала воду. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», ибо каждый мальчишка и каждая девчонка узнают на ее страницах черты своего характера, встретятся со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

С внуком.

В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет - какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за М. Горьким и А. Пушкиным - оказался детский писатель Николай Носов. Стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!

Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев кафе «Незнайка». Заходите спокойно — вас обязательно встретит там старый, добрый и весёлый друг.

Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Здесь вы можете скачать лучшие сказки в исполнении любимых актеров совершенно бесплатно.

Среди множества писателей и поэтов 20 века, посвятивших свое творчество детям, одним из самых известных и популярных стал Николай Николаевич Носов. Его жизненный путь начался в далеком 1908 году, в Киеве. Он появился на свет в семье актера Николая Носова. С детства юный Коля был очень непоседливым и любознательным мальчиком. Он увлекался буквально всем - музицированием на скрипке, рисованием, игрой в шахматы, театром. Родители поощряли его занятия. Все его детство и юношество прошли в городке Ирпень, пригороде Киева. Это было нелегкое время - сначала Российская империя вступила в затяжную Первую мировую войну, затем государство потрясла революция. Носовы прошли через все испытания той эпохи - голод, тиф, безденежье и разруху. Однако, несмотря на тяготы и лишения, Николай на всю жизнь сохранил детскую доброту и непосредственность.

Как и многие дети того времени, он учился в городской гимназии (после революции она стала средней школой). Он хотел поскорей стать самостоятельным, ведь кроме него родителям приходилось ставить на ноги еще троих детей - двух братьев и сестру. Будущий писатель и режиссер уже с 14 лет брался за любую работу - разносчик газет, землекоп, косарь, бетонщик, разнорабочий на кирпичном производстве. В старших классах Николай увлекался проведением химических опытов и планировал поступать в политехнический институт на соответствующий факультет. Однако судьба распорядилась иначе. Увлечение химией привело его к фотографии, и он поступил в художественный институт. Отучившись в Киеве два года, Николай Николаевич был принят в Московский институт кинематографии. Получив диплом, с 1932 года писатель работал режиссером документальных и обучающих фильмов. В годы войны он занимался созданием учебных кинолент для солдат и офицеров Красной армии.

С 1938 года Николай Носов начал пробовать себя в написании прозы для детей, чему и посвятил всю оставшуюся жизнь. Герои его произведений - добрые и любознательные персонажи. Он словно описывал себя и своих детских друзей. А первыми слушателями рассказов стали маленький сын и его друзья.

Первый сборник детских рассказов Н.Н. Носова был опубликован в 1947 году, а в 1951 году вышла в свет повесть «Витя Малеев в школе и дома». Повесть стала настолько удачной, что за нее писатель был награжден Сталинской премией. Николай Николаевич Носов написал большое количество сочинений, среди них рассказы «Фантазеры», «Замазка», повести «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка». Герои произведений - дети, с их чистым взглядом на мир, любопытством и изобретательностью. Все истории пропитаны искрометным юмором, их с удовольствием читают вместе со своими детьми и родители, узнавая в персонажах самих себя.

Но, безусловно, настоящей находкой для юных читателей стали рассказы и повести о Незнайке и его друзьях. Эти маленькие добрые человечки жили в сказочной стране коротышек. У них все как у людей, только очень наивно и по-доброму. У каждого свой темперамент, чувства, радости и огорчения. Незнайка - далеко не идеален. Он немного хвастун, немного лентяй, то есть такой, как и все дети, но при этом очень добр и всегда приходит на помощь в беде. Его друзья Знайка, Винтик, Шпунтик, Сиропчик и другие, каждый со своим самостоятельным характером, тоже очень похожи на каждого из нас и поэтому притягательны. Повести этого цикла носят характер легкой детской фантастики. Незнайка постоянно попадает в разные истории и с ним происходят захватывающие приключения. Он путешествует на воздушном шаре, едет в Солнечный город на сиропомобиле, летит на Луну. Однако, несмотря на наивность повествования, эти произведения полны житейской мудрости и учат детей правильному взгляду на окружающий мир. За трилогию о приключениях Незнайки, в 1969 году мастер был второй раз удостоен Государственной премии.

Николай Николаевич Носов ушел из жизни во сне, тихой летней ночью 1976 года, когда ему было 67 лет. В наследство читателям он оставил более 50 повестей и рассказов. По его книгам снято 15 мультипликационных и художественных фильмов. А Незнайка и его друзья продолжают жизнь в произведениях внука писателя - Игоря Петровича Носова. Сегодня рассказы и сказки Н. Носова считаются классикой детской литературы.

Ирина Шушканова
«Жизнь и творчество детского писателя Николая Николаевича Носова»

Аннотация к презентации

Тема : «Николай Николаевич Носов »

Подготовила :

Шушканова Ирина Юрьевна педагог-психолог МДОУ №133

Комсомольск-на-Амуре

Николай Николаевич Носов (1908-1976, русский киносценарист, драматург, прозаик, лауреат Сталинской премии третьей степени. (слайд 1)

100-летний юбилей отмечали 23 ноября не только в нашей стране, но и во многих других странах где также знают и любят героев его произведений. Нет, наверное, такой страны где бы ни переводились его произведения. Их знают в Голландии, Польше, Аргентине, Болгарии, Франции, Индии, Вьетнаме, Японии, Румынии и других странах. Когда авторитетный международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет, какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то третьей в этом списке – следом за А. М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказалась фамилия детского писателя Н . Н. Носова .

В 1952 г. он получает Госпремию СССР за повесть «Витя Малеев в школе и дома» .

Вторую премию – имени Крупской – писатель получит позже (в 1970 г., и это будет премия за прославившего его Незнайку. (слайд 2)

К 100 -летию со дня рождения в ноябре 2008 года выпустили монету с изображением Н. Н. Носова (слайд 3)

Н. Н. Носов говорил : «Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний). Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с большим и очень теплым уважением». (слайд 4)

Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года на Украине в Киеве. Увлечения школьных лет были многообразны : музыка, пение, театр, сочинительство для рукописного журнала «Икс» , а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография.

Позже Носов продавал газеты , был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. После окончания школы Николай поступил в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кино в Москве. Затем стал работать в кино, снимать разные учебные, научные, мультипликационные фильмы.

Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино . Он работал режиссером. Поставил не мало фильмов.

Как же он стал писателем ? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу . А случилось это неожиданно : подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов – отец стал сочинять для него забавные рассказы. (слайд 5)

Как и многие знаменитые писатели , Н. Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки, а потом один свой рассказ, он назывался «Затейники» , отнес в журнал «Мурзилка» . Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. (слайд 6)

Рассказы "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазеры" и другие были объединены в детгизовском сборнике "Тук-тук-тук" и изданы в 1945 году. (слайд 7)

Сборники рассказов "Ступеньки" и "Веселые рассказы" (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в произведениях для младшего школьного возраста. (слайд 8)

Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста - после публикации повестей "Веселая семейка" (1949г., "Дневник Коли Синицина" (1950г., "Витя Малеев в школе и дома" (1950г.) . Борьба с собственными недостатками главного героя Вити Малеева, описанная в юмористическом ключе психологически точно - это то новое, что было отмечено критикой. За повесть "Витя Малеев в школе и дома" Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год. (слайд 9)

Носов не выдумывал героев , а находил их (причем везде - по соседству, в гостях, просто на улице) и слушал и позволял услышать своим читателям их рассказы о жизни , о друзьях, о самих себе.

Со временем ко всем этим «носовским » героям присоединился еще один, на этот раз - сказочный. Незнайка пришел сам и привел с собой целую ораву веселых и шумных коротышек, которые выбрали себе для постоянного места жительства три книжки Носова : «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954, «Незнайка в Солнечном городе» (1958, «Незнайка на Луне» (1964-1965) . И чем они только там ни занимались - ссорились и мирились, строили воздушный шар, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне (что делать - время было такое) .

Это очень веселая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно, Незнайка. Ну, точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда - советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира.

В «Приключениях Незнайки» Носов подробно рассказывает о таких машинах, приборах, инструментах, которым только еще предстояло появиться. Первое издание «Незнайки в солнечном городе» вышло в свет в 1958 - тогда подробно описываемая в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. Современные читатели знают, что такая система существует на самом деле. Значит, умел писатель заглянуть в будущее . (слайд 10)

Создается ощущение, что, начиная сочинять истории о Незнайке, автор и сам не подозревал, во что разовьются коротенькие остроумные рассказы про недалекого и любопытного малыша, пытающегося «с налету» освоить самые разнообразные профессии. Автор отмечал, что многие черты своего героя он списал , наблюдая за своим маленьким сыном – Петей. Но кажется, что из-под личины Незнайки лукаво выглядывал и сам Николай Носов , любивший носить широкополые шляпы, всегда охочий до любых начинаний и склонный к фантазированию.

– «Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? – вскипел Знайка.

– Конечно, – ответил Незнайка. – Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть». (слайд 11)

Доходчивый и меткий юмор позволяет Носову иронизировать даже над своими коллегами по ремеслу (будь-то поэтессы или писатели ) .

«– Я прочитаю вам свое недавнее стихотворение про комара . Слушайте :

Я поймала комара.

Та-ра, та-ра, та-ра-ра!

Комаришку я люблю,

Тру-лю-люшки, тру-лю-лю!

Но комарик загрустил.

Жалко комаришку.

Нет, поймаю я себе Лучше муравьишку.

Муравьишка тоже грустен,

Тоже любит погулять. …

Хватит с ними мне возиться

– А вот еще послушайте, – сказала поэтесса и прочитала стихи, в которых говорилось уже не о комаре, а о стрекозе, и которые кончались уже не словами о том, что «надо книжку почитать» , а о том, что «надо платье зашивать» .

«– Скажите, пожалуйста, а какую книгу вы написали ? – Я не написал еще ни одной книги , – признался Смекайло. – Писателем быть очень трудно . Прежде чем стать писателем , мне, как видите, пришлось кое-чем обзавестись, а это не так просто. Сначала мне пришлось ждать, когда будет готов портативный стол. Это растянулось на долгие годы».

(слайд 13)

Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова :

"Два друга "

" Дружок"

"Фантазеры"

"Приключения Коли Клюквина"

Пьесы "Незнайка учится", "Незнайка -

путешественник", "Незнайка в Солнечном городе".

Мультфильмы :

«Бобик в гостях у Барбоса»

«Винтик и Шпунтик»

«Фунтик и огурцы»

Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических : знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой. (слайд 14)

Носов со своим внуком (слайд 15)

Однако творчество писателя заключалось не только в написании сказок . За свою биографию Н. Носов также создал произведения : «Повесть о моем друге Игоре» , «Тайна на дне колодца» , «Повесть о детстве » и другие.

И еще один, очень важный момент. Все книги Носова наполнены юмором - веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу - без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите опыт : спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова . В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева» , «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса» . А поскольку «взрослых» книг Носов почти не писал , так и останется он в памяти читателей «чистокровным детским юмористом » .

Даже могила Носова не обошлась без его любимого героя. (слайд 16)