Портретное описание манилова. Герои «Мертвых душ» – Манилов (кратко). все остальное время?»

Манилов – первый из помещиков, кого посетил Павел Иванович Чичиков, главный герой романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Порядок визитов не случаен в этом произведении – описание помещиков расположены по степени их деградации, от меньшей — к наивысшей. Поэтому в образе Манилова мы увидим некоторые положительные черты.

Фамилия помещика тоже символична. Она образована от слова «манить». Его сладкие речи, привлекательная внешность и обхождение привлекают людей, создают приятную обстановку для общения. Он как яркая обертка у конфетки, внутри которой, впрочем, ничего нет. Это отмечает и сам Гоголь: «…человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Анализируем образ

Владелец Маниловки отличался приятной наружностью и потрясающей доброжелательностью по отношению к другим людям, будь то учитель его детей или крепостной крестьянин. Для каждого он находил хорошие и приятные слова, всем старался понравиться и угодить. Критиковать кого-либо было не в его правилах.

В отличие от Собакевича, он не считал местного губернатора разбойником с большой дороги, а полагал, что это «прелюбезнейший человек». Полицейместер в понимании Манилова вовсе не мошенник, а очень даже приятная личность. Ни о ком он не сказал ни одного плохого слова. Как мы видим, поверхностность суждений этого персонажа не дает ему объективно воспринимать других людей.

Манилов служил в армии, где армейские товарищи характеризовали его как деликатнейшего и образованного офицера.

После восьми лет брака он продолжал испытывать нежные чувства к своей супруге, ласково называл ее Лизанькой, и все время старался чем-то побаловать. У него было два сына с более чем странными именами – Фемистоклюс и Алкид. Как будто этими вычурными именами Манилов хочет выделиться, заявить о своей исключительности.

Большую часть времени владелец двухсот крестьянских дворов пребывал в мечтах и грезах. Для этого «важного» занятия имелась в поместье специальная беседка с помпезным названием «Храм уединенного размышления». Богатая фантазия Манилова «смело» преображала окружающую действительность. Через пруд мысленно строился мост, на котором купцы бойко торговали всевозможным товаром, или же над хозяйским домом возводился бельведер такой высоты, что можно было увидеть Москву, или же рылся подземный ход (впрочем, назначение подземного хода наш мечтатель не уточняет).

Мечты заводили Манилова в такие дали, что реальная жизнь оказывалась на втором плане. Все хозяйство было возложено на приказчика, Манилов же ни во что не вникал, а только предавался фантазиям, все время курил трубку и бездельничал. Даже книга в его кабинете два года была заложена закладкой на одной и той же 14-й странице. Крестьяне, под стать барину, также разленились, пруд зарос зеленью, ключница проворовалась, приказчик раздобрел и не вставал раньше 9 часов утра. Но ничто не могло нарушить размеренного течения комфортной и праздной жизни добродушного помещика.

Манилов оказался настолько впечатлительным человеком, что в ответ на просьбу Чичикова продать мертвые души, выронил трубку и в изумлении застыл с открытым ртом. Но в итоге он пришел в себя и продемонстрировал дружеское расположение и бескорыстие – отдал мертвые души совершенно безвозмездно, чем совершенно растрогал Чичикова. В разговоре с приятелем Манилов продемонстрировал полную отстраненность от хозяйственных дел – он даже не смог назвать количество умерших крестьян, не говоря уже об их именах и фамилиях.

Маниловщина

Термин «маниловщина» возник как раз таки на основе черт этого героя романа «Мертвые души». Это образ жизни, характеризующийся отрывом от реальности, праздностью, легкомысленностью, «витанию в облаках», бездействию. Люди, подобные Манилову, проводят время в пустых мечтах, которые не спешат претворять в жизнь. Они гротескно слащавы, не имеют собственного мнения, стремятся всем угодить, мыслят поверхностно и нереалистично.

Заботятся больше о том, какое впечатление производят, чем о реальном развитии души и характера. Такие личности приятны в общении и благодушны, но в остальном совершенно бесполезны для общества. Многие литературоведы полагают, что в образе Манилова Гоголь пытался изобразить Николая I.

Обобщим образ, сгруппировав положительные и отрицательные черты Манилова

Положительные качества

Благодушный и обходительный

Гостеприимный

Вежливый

Образованный

Позитивный

Бескорыстный

Держится со всеми на равных, невысокомерный

Искренне любит свою семью – жену и детей

Поэтически воспринимает жизнь

Отрицательные качества

Склонность игнорировать проблемы

Праздность

Беспечность

Внутренняя пустота

Бесхозяйственность

Отсутствие собственного мнения

Пустословие и витиеватый слог

Склонность к пустым фантазиям

Бесхарактерность

Равнодушие к чужим проблемам (смертность крестьян высока в его поместье)

Бездействие

Чрезмерная потребность в одобрении (желание всем нравиться)

Подхалимство

Неискренность

Поверхностность суждений

Чрезмерная приторность, слащавость в общении

Излишняя доверчивость

Инфантилизм

Отсутствие лидерских качеств и внутреннего стержня

Отсутствие понимания цели и смысла своей жизни

Одним из персонажей поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя является помещик Манилов, белокурый и голубоглазый отставной офицер. Образ Манилова весьма интересен – он ведет праздную и комфортную жизнь, с утра до вечера предаваясь мечтам. Мечты Манилова бесплодные и нелепые: вырыть подземный ход или соорудить такую высокую надстройку над домом, чтобы можно было увидеть Москву.

Говоря о характеристике Манилова, нужно отметить, что при праздных мечтаниях помещика хозяйский дом продувается всеми ветрами, пруд покрылся зеленью, а крепостные крестьяне разленились и совсем отбились от рук. Но всякие бытовые проблемы мало волнуют помещика Манилова, все управление хозяйством поручено приказчику.

Приказчик тоже особо не утруждается, о чем свидетельствует его пухлое лицо с заплывшими от сытости глазками. В 9 часов утра приказчик, покинув свои мягкие перины, только приступает пить чай. Жизнь в поместье, насчитывающем 200 крестьянских изб, течет как-то сама собой.

Образ Манилова в поэме "Мертвые души"

Манилов в основном молчит, постоянно курит трубку и упивается своими фантазиями. Его молодая жена, чувства к которой не угасли за 8 лет супружеской жизни, занимается воспитанием двух сыновей с оригинальными именами – Фемистоклюс и Алкид.

При первом знакомстве Манилов производит на всех очень благоприятное впечатление, так как благодаря своему добродушному нраву во всех людях он видит только хорошее, а на недостатки, присущие каждому человеку, закрывает глаза.

Что такое "маниловщина"? Образ Манилова родил это понятние, которое означает благодушное и мечтательное отношение к жизни, однако оно сочетает в себе еще и праздность.

Манилову свойственно настолько погружаться в свои мечтания, что жизнь вокруг него как бы замирает. На его столе два года лежит одна и та же книга, заложенная на 14-й странице.

Владельцу поместья свойственно бескорыстие - когда состоялся визит Чичикова к Манилову с целью покупки мертвых душ (умерших, но числящихся живыми по ревизским сказкам крестьян), Манилов пресекает попытки гостя заплатить за них деньги. Хотя поначалу очень удивляется такому предложению, у него даже выпадает трубка изо рта и временно теряется дар речи.

Павел Иванович Чичиков, в свою очередь, удивляется тому, что Манилов и приказчик не могут сразу ответить на вопрос, сколько крестьян у них умерло со времени предыдущей переписи. Ответ один: «Много».

Образ Манилова примечателен тем, что он дал хождение такому понятию, как "маниловщина", что означает благодушно-мечтательное отношение к жизни, сочетающееся с праздностью и бездеятельностью.

И его усадьбы в тексте произведения). Сам Гоголь признал, что рисовать такие характеры очень трудно. В Манилове нет ничего яркого, резкого, бросающегося в глаза. Таких расплывчатых, неопределенных образов много в свете, говорит Гоголь; на первый взгляд они похожи друг на друга, но стоит вглядеться в них, и только тогда усмотришь «много самых неуловимых особенностей». «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова, – продолжает Гоголь. – Есть род людей, известных под именем: «люди так себе, ни то, ни сё – ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Из этих слов мы заключаем, что главное затруднение для Гоголя представляло не столько внешнее определение характера, сколько внутренняя оценка его: хороший человек Манилов, или нет? Неопределенность его и объясняется тем, что он ни добра, ни зла не делает, а мысли и чувства его безупречны. Манилов – мечтатель, сентименталист; он напоминает собою бесчисленных героев различных сентиментальных, отчасти романтических романов и повестей: те же мечты о дружбе, о любви, та же идеализация жизни и человека, те же высокие слова о добродетели, и «храмы уединенного размышления», и «сладкая меланхолия», и слезы беспричинные и сердечные вздохи... Приторным, слащавым называет Гоголь Манилова; скучно с ним всякому «живому» человеку. Совершенно такое же впечатление производит на человека, избалованного художественной литературой XIX века, чтение старых сентиментальных повестей, – та же приторность, та же слащавость и, наконец, скука.

Манилов. Художник А. Лаптев

Но сентиментализм у нас захватил несколько поколений, и потому Манилов – живой человек, отмеченный не одним Гоголем . Гоголь только отметил в «Мертвых душах» карикатурную сторону этой созерцательной натуры, – он указал на бесплодность жизни сентиментального человека, живущего исключительно в мире своих тонких настроений. И вот, тот образ, который для людей конца XVIII века считался идеальным, под пером Гоголя предстал «пошляком», коптителем неба, живущим без пользы родине и людям, не понимающим смысла жизни... Манилов «Мертвых душ» – карикатура на «прекраснодушного человека» (die schöne Seele немецких романтиков), это изнанка Ленского... Недаром сам Пушкин , рисуя поэтический образ юноши, боялся, что если бы он остался в живых, подольше пожил впечатлениями русской действительности, то под старость, отяжелев от сытной, бездельной жизни в деревне, закутанный в халат, он легко обратился бы в «пошляка». И Гоголь нашел, во что он мог бы обратиться – в Манилова.

Цели жизни у Манилова нет, – нет никакой страсти – оттого нет в нем задора, нет жизни... Хозяйством он не занимался, мягкий и гуманный в обращении с крестьянами, он их подчинил полному произволу приказчика-плута, и им от этого было нелегко.

Чичиков легко понял Манилова и ловко разыграл с ним роль такого же «прекраснодушного» мечтателя; он засыпал Манилова витиеватыми словами, очаровал нежностью своего сердца, разжалобил жалкими фразами о своей бедственной судьбе и, наконец, погрузил его в мир мечты, «парения», «духовных наслаждений»... «Магнетизм души», грезы о вечной дружбе, мечты о блаженстве вдвоем философствовать в тени вяза, – вот мысли, чувства и настроения, которые в Манилове сумел ловко расшевелить Чичиков...

Манилов - «сладкий» сентиментальный помещик; первый, к кому направляется Чичиков в надежде приобрести мертвые души (гл. 2). Персонаж, «собранный» из обломков литературных штампов; связан с водевильно-комедийным типом душещипательного «карамзиниста»; с мольеровским типом «глупого дворянина» и др. Сквозь многочисленные литературные маски в образе М. просвечивает маска социальная. В его портрете (белокурые волосы, голубые глаза), в рисунке его поведения (приторная мечтательность при полном бездействии), даже в возрасте (около 50 лет) могут быть опознаны черты «сентиментального», душевного и пустого государя Александра I последних лет его правления, приведших страну к катастрофе. Во всяком случае, это тот же социальный тип. (Предпринимавшаяся попытка связать М. с Николаем I была заведомо ошибочной.) Имя жены М., приятной дамы, плетущей кружевные кошельки, - Лизанька - совпадает как с именем сентиментальной героини Н. М. Карамзина, так и с именем жены Александра I.

Сконструированность образа М., его сотканность из чужих лоскутков, отсутствие какого бы то ни было намека на биографию подчеркивают пустоту героя, «ничтожность», прикрытую сахарной приятностью облика, «великатностью» поведения. (По отзыву повествователя, М. - ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; черт знает что такое.)

Характеры помещиков, изображенных в поэме, отражаются в вещах, которые их окружают. Дом М. стоит на юру, открытый всем ветрам; «покатость горы» покрыта подстриженным дерном; видны жиденькие вершины берез; беседка возвышенно поименована «Храмом уединенного размышления»; пруд полностью подернут ряской; повсюду серенькие избы, числом 200; в селе нет деревьев; «окрас» дня - не то ясный, не то мрачный, светло-серого цвета - совпадает с колором кабинета М., покрытого голубенькой краской вроде серенькой. Все это указывает на никчемность, безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Скрытой «мертвенности» М. соответствует бездеятельность (он не знает, сколько человек у него умерло; всем ведает 40-летний сытый приказчик), неподвижность его времяпрепровождения (в зеленом шалоновом сюртуке или в халате, с чубуком в руке). Зацепившись за любую тему, мысли М. ускользают в никуда, в раздумья о благополучии дружеской жизни, о мосте через пруд, о бельведере, столь высоком, что с него можно за чаем наблюдать Москву, до которой с трудом доедет колесо чичиковской брички. В мире М. нет и времени: два года заложена на одной и той же странице какая-то книга (видимо, выпуск журнала «Сын Отечества»); восемь лет длится супружество - но М. и его Лизанька по-прежнему ведут себя как молодожены. И действие, и время, и смысл жизни заменены словесными формулами; услышав от Чичикова его странную просьбу («Я желаю иметь мертвых...»), М. потрясен, остается несколько минут с раскрытым ртом, и подозревает гостя в помешательстве. Но стоит Чичикову подобрать изысканное словесное оформление своей дикой просьбе, как М. совершенно успокаивается. Причем навсегда - даже после «разоблачения» Чичикова он будет настаивать на его «доброкачественности» и высоких свойствах чичиковской души.

Мир М. - это мир ложной бытовой идиллии, которая чревата ложной утопией фантастического благоустройства (ср. греческие имена его детей - Фемистоклюс и Алкид, помимо всего прочего связанные с греческим происхождением идиллии). «Ложность» маниловской утопии и маниловской идиллии предопределена тем, что ни идиллического прошлого, ни утопического будущего у М. нет, как нет и настоящего. Путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку не случайно изображен как путь в никуда: даже выбраться из Маниловки, не затерявшись на просторах русского бездорожья, - и то трудно. (Намереваясь попасть к Собакевичу, Чичиков должен будет сначала заночевать у Коробочки, а затем завернуть к Ноздреву, т. е. именно к тем «незапланированным» помещикам, которые в конце концов и погубят его славную репутацию.) В соответствии с сюжетной схемой 1-го тома, «переворачивающей» схему дантовского «Ада», образ М. в портретной галерее погибших или погибающих душ занимает одновременно и самое высокое, и самое низкое место; он в равной мере «прописан» и в верхнем круге, Лимбе, и в последнем, 9-м круге российского «ада», откуда нет шансов выбраться в грядущий российский «рай». В М. нет ничего отрицательного; он не пал так низко, как Плюшкин и тем более сам Чичиков; он не совершил в этой жизни ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного; в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки. И потому М. в отличие от остальных «полуотрицательных» персонажей не может рассчитывать на душевное преображение и возрождение (смысловая перспектива 2-го и 3-го томов) - в нем нечего возрождать и преображать.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» была издана в 1842 году. Название поэмы можно понимать двояко. Во-первых, главный герой, Чичиков, скупает у помещиков умерших крестьян (мертвые души). Во-вторых, помещики поражают черствостью души, каждый герой наделяется отрицательными качествами. Если сравнивать умерших крестьян и живых помещиков, окажется, что именно помещики имеют «мертвые души». Так как на протяжении всего повествования проходит образ дороги, главный герой – путешествует. Складывается впечатление, что Чичиков просто посещает старых друзей. Глазами Чичикова мы видим помещиков, их деревни, дома и семьи, что играет важную роль в раскрытии образов. Вместе с главным героем читатель проходит путь от Манилова до Плюшкина. Каждый помещик расписан подробно и основательно. Рассмотрим образ Манилова.

Фамилия Манилов – говорящая, можно догадаться, что она образована от глагола манить (привлекать к себе). В этом человеке Гоголь обличает лень, бесплодную мечтательность, сентиментальность, неспособность идти вперед. Как говорится про него в поэме «человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов вежлив и обходителен, первое впечатление от него даже приятное, но когда всматриваешься в детали и лучше узнаешь помещика, мнение о нем меняется. С ним становится скучно.

Манилов имеет большое поместье, но совершенно не занимается своей деревней, не знает, сколько у него крестьян. Ему безразличны жизнь и судьба простого народа, «хозяйство шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. Манилов непрактичен и глуп – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.

Манилов постоянно витает в облаках, не желая замечать происходящего вокруг: «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост». Видно, что мечты остаются лишь мечтами, на смену одних приходят другие и так будет всегда. Манилов живет в мире фантазий и «прожектов», реальный мир для него чужд и непонятен, «все эти прожекты так и оканчивались только одними словами». Этот человек быстро надоедает, так как он не имеет своего мнения, а может только приторно улыбаться и говорить банальные фразы. Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным. Однако, в его кабинете два года лежит книжка с закладкой на 14-й странице, покрытая пылью, что говорит о том, что новая информация Манилова не интересует, он только создает вид образованного человека. Деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь «препочтеннейшие» и «прелюбезнейшие» люди. Речь характеризует этого персонажа как человека, который всегда льстит, не понятно, действительно, ли он так думает или просто создает видимость, чтобы польстить другим, чтобы в нужное время рядом были полезные люди.

Манилов старается соответствовать моде. Он пытается придерживаться европейского образа жизни. Жена изучает французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети имеют странные и сложные для произношения имена — Фемистоклюс и Алкид. Они получают домашнее образование, что свойственно для обеспеченных людей того времени. Но вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: дом открыт всем ветрам, пруд полностью зарос ряской, беседка в саду носит название «Храм уединенного размышления». Печать серости, скудности, неопределенности лежит на всем, что окружает Манилова. Обстановка ярко характеризует самого героя. Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность Манилова. В нем нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. В нем нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, — «мертвая душа». Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление - «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.