Нить Ариадны: Путеводитель ~ Германия ~ Мюнхен ~ Старая Пинакотека.  Нить Ариадны: Путеводитель ~ Германия ~ Мюнхен ~ Старая Пинакотека Шедевры Старой пинакотеки

Адрес: - Старая Пинакотека - Barer Str. 27, München; - Новая Пинакотека - Barer Str. 29, München; - Пинакотека Современности - Barer Str. 40, München. Как добраться Пинакотеки находятся в Музейном квартале - трамвай № 27, автобус № 100, 154 до ост. Pinakotheken, метро линия U 2 (станции "Theresienstraße", "Königsplatz") или линий U3/U6 (станции "Universität", "Odeonsplatz"), от любой из этих станций метро можно дойти пешком минут за десять. Время работы: - Старая Пинакотека: среда - 10:00-20:00, четверг-понедельник - 10:00-18:00, вторник - выходной; - Новая Пинакотека: вторник - 10:00-20:00, среда-воскресенье - 10:00-18:00, понедельник - выходной; - Пинакотека Современности - четверг - 10:00-20:00, остальные дни - 10:00-18:00, понедельник - выходной. Входной билет: - Старая Пинакотека (цены временно снижены до 2018 г. на период усовершенствования системы освещения) - в будни 4 евро, льготный (студентам и пенсионерам) 2 евро, детям до 18 лет бесплатно, в воскресенье 1 евро; - Новая Пинакотека - взрослым 7 евро, льготный 5 евро, детям до 18 лет бесплатно, по воскресеньям 1 евро; - Пинакотека Современности - взрослым 10 евро, льготный 7 евро, детям до 18 лет бесплатно, по воскресеньям 1 евро.

Мелькают секунды, минуты, часы, уносятся с непостижимой скоростью месяцы, годы, века. Размываются в мареве былого лица, события, даты. Нетленным остается лишь отмеченное знаком свыше божественное искусство, донося до потомков застывшую в красках, звуках, камнях сокровенную мысль величайших мастеров о красоте, мире, социуме. Если хотите убедиться воочию - добро пожаловать в столицу Баварии - дождливый и теплый Мюнхен.

Меценаты мюнхенских пинакотек

Принцы старинного аристократического рода Виттельсбахов на протяжении трехсот лет собирали лучшее из художественного наследия края, украшая дворцовые хоромы шедеврами здешних живописцев. Вильгельм IV со своей супругой герцогиней Якобиной Баденской приобрели великолепную картину Альтдорфера "Битва Александра", ставшую ядром будущей коллекции (1529 г.). С ювелирной точностью в ней передано передвижение множества фигурок, людей, животных. Словно океанские волны наваливаются римские воины на полчища персов. В центре на колеснице, запряженной тройкой гнедых лошадей, мчится прочь Дарий, за ним с обнаженной наголо шпагой и пикой - великий полководец. Виртуозности, полета фантазии художника нет предела: даже солнце, освещая небеса, уходя за горизонт, пронзает своими лучами-стрелами проплывающую в облаках луну.
Кажется, и сам творец парит над полем сражения, скрупулезно выписывая миллионы деталей. Не зря эта баталия очень понравилась Наполеону. Нередко, лежа в ванной дворца Сан-Клу, он изучал мельчайшие подробности боя, сравнивая себя с Македонским. Уворованное чудо возвратилось в родные пенаты вместе с 26-ю из 43-х конфискованных Бонапартом произведений (1815 г.).
Альберт V считался истинным коллекционером, собирал под свое покровительство таланты, знатоков живописи, перекупал раритеты (редкие ценные вещи). По его приказу выстроили Антиквариум, обустроив там выставку. Здесь же принимал гостей, проводил разнообразные пышные празднества. Это была наибольшая гражданская постройка, вытянутая в длину, увенчанная сводчатым потолком.
Герцог Максимилиан I выкупил значительное количество творений Дюрера, среди коих - знаменитый "Алтарь Паумгартнеров", созданный для церкви Св. Екатерины Нюрнберга. Триптих повествует о появлении на свет Иисуса. На средней панели - Дева Мария с младенцем. Простенькое, незамысловатое одеяние подчеркивает особенность, величие земной женщины, родившей ребенка-Бога. У ее ног склонился Иосиф, волхвы с дарами, резвящиеся ангелы. На левой створке - Св. Георгий, поражающий жуткое извивающееся чудовище. На правой - Св. Евстигней со знаменем, на котором - голова оленя с крестом между рогами. Лики святых - портреты сыновей заказчика, Стефана и Лукаса Паумгартнеров.
В апреле 1988 г. Ханс-Иохим Больман, душевно больной вандал, пронеся под одеждой бутылку кислоты, плеснул на эксклюзивную доску. Пока охрана среагировала, едкая жидкость разъела поверхность. Сегодня, любуясь алтарной частью, не все знают, какого труда и умения понадобилось реставратору, чтобы скрыть все повреждения, нанесенные новоиспеченным Геростратом.
В ходе 30-летней войны (1618 - 1648 гг.) город был разграблен шведами, немногое вернулось назад. Внук Максимилиана продолжил начатую дедом деятельность, став щедрым благотворителем, любителем роскошных интерьеров. Появились гобелены, украшения, бронза, мебель. Кроме всего прочего - 12 полотен Рубенса, 15 Ван Дейка, холсты Снайдерса, Брейгеля, Мурильо, прославленных итальянцев.
Принц перебрался из столицы в замок Шляйсхайм, амбициозно желая, чтобы эта резиденция затмила Версаль. В 1777 г. отошло в историю правление династии Виттельсбахов, на престол взошел Карл Теодор Зульцбах. Утративший интерес к деяниям предков, он все же построил выставочную галерею, где представлялись обзору около 700 работ. Впервые искусство перестало выполнять функцию декора, приобретя статус культурной ценности.
Просвещенный монарх в отличие от предшественников разрешил публичный просмотр. В течение многих лет после Французской революции сокровищница успешно пополнялась за счет ликвидации близлежащих монастырей. Позднее важным, значимым приобретением стали экспонаты из Дюссельдорфа. Впечатляя, волнуя воображение, засияли творения Рафаэля, Рембрандта и др.
1822 г. принес ценнейшие вливания: обретение собраний из Цвайбрюккена, Мангейма. Остро встал вопрос о необходимости возведения просторного помещения для размещения всего нажитого на протяжении веков.

Старая Пинакотека - памятник славным предкам

Лео фон Кленце, придворный зодчий Людвига I, получил задание спроектировать здание, обширное и светлое, где могли бы обосноваться коллекции дедов, прадедов. Тонкий ценитель прекрасного, коронованный эрудит, не понятый соотечественниками, личность трагической судьбы с неисчерпаемым азартом скупал полотна огромной художественной значимости.
За собственные средства выкуплены утонченным эстетом множественные уникальные собрания, включая голландских, немецких "примитивистов", 219 холстов приобретены у графа Оттингена-Валлерштайна. Жизненный путь правителя, наполненный неслыханной романтической увлеченностью, мечтательностью, жертвенностью, трагизмом, поразил режиссера Лукино Висконти, вдохновив на создание посвященного ему фильма, появившегося на экранах в 1974 г.
10 лет шло строительство, и, наконец, 16 октября 1836 г. музей радушно распахнул свои двери публике. Корпус его, длинный, узкий, по краям завершен крыльями (4 шт.), немного выступающими вперед, освещающимися многочисленными светильниками. Здание оправдало назначение: сохранить произведения Возрождения и Средневековья. Конструкция идеально подходит для проникновенного разглядывания посетителями выставляемых экспонатов. Здесь нет скульптурных композиций, керамики, мебели. Всматриваются друг в друга на интимной аудиенции лишь автор и почитатель красивого, мастер и ученик. Чего стоят только имена: Антонелло да Мессина, Джотто ди Бондоне, Диего Веласкес, Леонардо да Винчи, Ганс Гольбейн Старший.
Неспешно переходя из одного зала в другой, вглядываясь в сцены и образы, пред взором встают сюжеты о появлении на свет, распятии, воскрешении страдавшего за человечество Господа. Маттиас Грюневальд в "Поругании Христа" (1503 г.) запечатлел эпизод, когда евреи, завязав мессии глаза, с остервенением под барабанный стук, визжащие звуки дудки бьют богочеловека. Злобные, искаженные агрессией физиономии персонажей, их судорожные движения, указывают, как отчаявшаяся грешная совесть явно конфликтует с глубочайшей верой во всепрощение. Сюжет заставляет задуматься над тем, как живем, чем дышим, какие расставляем приоритеты.
С нежностью и любовью выписаны члены "Святого семейства" Рафаэля. Материнские чувства понятны, близки, правдивы: можно часами смотреть на руки Богородицы, поддерживающие малыша, обнимающие хрупкое детское тельце. Женственность, грация, присущая материнству, пленяет, надолго удерживая, умиляет.
Хочется сказать еще об одном диве, наполненном уже совершенно иными мыслями и ощущениями, - "Стране изобилия" Питера Брейгеля, известного под прозвищем "Мужицкий", умного, одаренного циника. Он выставил на всеобщее посмеяние людскую тупость, скудость ума, низменные потребности, отсутствие духовности. Основным в композиции является дерево - символ жизни, вверху и внизу коего творятся чудеса. Очевидно, утомленные люди, улеглись под кроной отдохнуть: священник, крестьянин, рыцарь. Бежит прочь выеденное яйцо, жареный цыпленок на тарелке выделывает фортеля. С ножом в боку несется поросенок, обилие тортов - все фантастические элементы напоминают о седьмом смертном грехе - чревоугодии. Казалось бы, обычная сцена отдыха: у одного - псалтырь под головой, другой не выпускает цепь, третий бросил копье - у всех набиты животы, расстегнуты ширинки. Вот она, оголенная человеческая сущность, подмеченная гением: покой, сытная еда, сон - наиболее желаемые грезы некоторых людишек, живущих на планете Земля.
Завораживая, не отпускает от себя реалистическое письмо Шардена, Буше, Яна Стена. В 19-ти помещениях, 49-ти кабинетах царствует его Величество Восторг, приобщение к которому шло достаточно тяжело. Король стремился просветить бюргеров, даровав им бесплатное посещение в воскресный день, а они с превеликим удовольствием устраивали пикники на лужайке рядом - чем не Брейгель в реальности?!
В годы Второй мировой войны постройка чрезвычайно пострадала, восстановили ее только в 1952-1957 гг. После преступления душевнобольного, повредившего во всей стране более 56-ти произведений старых мастеров, наступила необходимость позаботиться о сохранности сокровищ. Каверзная, враждебная выходка безумца имела свои последствия: после очередного ремонта (1988 г.) кураторы настояли на гарантированной защите, безопасности каждого находящегося здесь шедевра.
Сейчас они взяты под стекло, оснащены сигнализацией, оповещающей охрану громко воющей сиреной, если кто-либо приблизится слишком близко. Стеклянная поверхность выдерживает до 17 мощных ударов, однако, ни один "молотобоец" больше не объявился.
Здесь можно передохнуть, перекусить: уютный кафетерий - к вашим услугам. В книжном магазине - буклеты, репродукции, историческая литература о художниках и их творчестве. К 18 часам в подтянутой шеренге вытянется весь персонал, провожая посетителей.

Новая Пинакотека - королевское наследие

В 1841 г. умер незаменимый управляющий столичными баварскими музеями Георг фон Дилис, оставив в завещании просьбу - возвести сооружение для современной живописи. Отдав дань праотцам, монарх с энтузиазмом взялся за строительство. 12 октября 1846 г., закладывая краеугольный камень в фундамент, он сказал, что эта коллекция - нынешнего и следующих столетий. Позднее, отрекшись от престола, признанный безумцем, оклеветанный, оплеванный толпой, продолжил путь простого смертного, оставив после себя 425 бессмертных творений.
На фасаде - удивительные фрески ранее повествовали о добродетели, покровительстве венценосца, охотно пополняющего собрания в основном работами местных талантов. Именно немецкие романтики заняли ведущую позицию. 1931 г. осветил город страшным пожаром, нанесшим невосполнимую потерю фонду. Бомбардировка кровавого 1944 года принесла полное разрушение.
150 млн. марок потратило правительство Германии на возведение музейного строения. Архитектор Александр фон Бранки предоставил проект, вызвавший жесточайшие споры: от беспрекословного одобрения до абсолютного неприятия. Постройка в стиле постмодернизма все-таки завершилась (1981 г.). Внутреннее пространство разместилось вокруг 2-х залов, образуя некую цифру 8, лежащую по диагонали. Благодаря прозрачной крыше неправильной формы освещение стало настоящим дивом, являясь неотъемлемой частью.
В запасниках насчитывается более 3000 холстов, триста скульптур: из них выставлено 400 картин и 50 изваяний, меняющихся постоянно. В главных обширных комнатах разместились фантазии К. Ротмана (23 шт.), явившие человечеству пейзажные изображения Греции, расписанные до мелочей. Дальше - все отражает вкус основателя: творчество Йозефа Коха, Франца Кателя, Диллиса.
Сюжетная композиция на тему мифологии "Аполлон и музы" Петера Гесса возвращает к сказаниям, мифам, седой древности, говоря, как сильно любили создатели человека, очаровываясь изгибами его тела, силой разума, богатством души. Характер выставки с приходом Гюго фон Чуди (другого директора) меняется. Он настаивает на покупке у французов 44-х полотен, 9-ти статуй, более 20-ти рисунков. Так стены оживили импрессионисты, изгнавшие черную тональность со своих палитр. Подглядев, что в природе ее практически не существует, они писали только вне студии, на просторе. Мелкими подвижными мазками передавали трепетание листвы, легкие, едва уловимые порывы ветерка. "Пейзаж Мартиники" Поля Гогена именно таков.
Клод Моне, обратив внимание на звучание цвета, лучезарную прозрачность воздуха, моря, изображает "Мост через Сену в Аржантее". Беглые небрежные штрихи создают ощущение колышущегося под ветром паруса, знойного летнего денька. Яркие, колоритные, радующие "Подсолнухи" Винсента Ван Гога, как и прежде, манят к себе. Разглядывая их, рождается желание подойти и поправить цветы в глиняном горшке, откуда они будто хотят вырваться на волю. Шероховатая поверхность, рельефность делают изображение подлинным, живым.
Статуи XIX начала XX века поражают реалистичностью. "Парис" Антонио Канова восхищает совершенством тела, "Амур и муза" Конрада Эберхарда напоминает о нашей зависимости от божественной воли, барельеф Юлиуса Трошеля "Персей и Андромеда" заставляет призадуматься о силе любви: даже не сняв крылатые сандалии, победитель Горгоны освобождает от уз юную пленницу, влюбившись в нее до безумия.
Изваяния Родена, Матисса, Карье - прекрасны, достойны самых высоких слов, которых подчас не хватает. Удивительно трогательна "Флора" Альбера Беллеза: очаровательная девичья головка, замысловатая прическа, пухлые губы в милой улыбке, выразительный взгляд.
Проницательный взор "Шута" Пабло Пикассо, ироничной усмешкой растянут рот - все говорит о недюжинном уме, умении искусно играть свою роль, виртуозно перевоплощаться. "Венера с бусами" Аристида Майоля кого угодно введет в состояние эйфории: безупречные линии, изысканная прелесть. Не томитесь, не подсчитывайте свои несовершенства, для кого-то и вы - идеал.
Замрите у "Вальса" Камиллы Клодель. Отлитое в металле мгновение танца, поэзия прикосновений, грациозность позы восторгает. Обольстительные фигуры кружатся под неслышную, но ощутимую кожей мелодию, поглощенные танцевальным экстазом. Касание рук, ног, лиц нашептывает о чувственном слиянии музыки и человека.
Морис Дени, Эдвард Мунк, Тулуз-Лотрек притягательны своей дивной символикой. Пройдя 22 большие комнаты, 10 поменьше, закончите осмотр, но приобщение к духовным родникам, посланию небес, непревзойденным талантищам продолжится и в быту, скрашивая серость, унылость будней.

Пинакотека Современности

Оно славится на всю Европу. Бетонный фасад в серо-белых тонах рассекают громадные оконные проемы, стройные колонны подпирают кровлю. Здесь - более 70-ти дизайнерских нововведений, чертежи, оригинальные макеты, авторские зарисовки, графика. Невероятные создания кубистов, сюрреалистов, представителей поп-арта, экспрессионистов, сторонников минимализма, фовизма занимают верховенство. Немцы уверенно лидируют, отбирая первенство у других народов: Эрнст Кирхнер, Эрих Хеккель, превосходный акварелист Франц Марк.
Эмиль Нольде в "Танце вокруг золотого тельца" пытается донести идею разобщенности, недоброжелательства, отторжения личности обществом. В бесноватой безудержной пляске изломаны, искажены образы пляшущих. Полузакрыты веки, сладострастной истомой разверзлись уста. На желтом, коричнево-красном фоне мечутся пряди волос, сбрасываются одежды - все для господствующего звонкого металла. Позабыли о человечности, сострадании, милосердии, гуманности.
Подолгу задерживаются туристы у полотен Пикассо "Мать и дитя", "Мадам Солер", нарисованных пастелью. Сальвадор Дали, предвидя свой уход в вечность, в "Апофеозе Гомера", как бы резцом и скальпелем вырезает самое милое сердцу, своему и великого старца: ослепительную чувственность, совершенные формы возлюбленной Галы, сравнивая ее с Еленой Прекрасной из "Илиады".
Авангардисты, идущие впереди сквозь шипы, преграды, разбрасывают знаки-символы по обеим сторонам пути, не всегда внятно понимаемые теми, кто идет позади. Современники спешат проникнуться мечтаниями Пауля Клее, Анри Матисса, более всего - Йозефа Бойса. Его войлочный костюм, жировой стул, странное фортепиано никогда не бывают без поклонников.
Особую заинтересованность вызывают группа "Мост", отличающаяся своеобразным коллективным стилем, и творческое объединение "Синий всадник", восставшее против окостеневшего академизма. Если первые стремятся передать личностное восприятие через фигуративный экспрессионизм, вторые тяготеют к абстракции, акцентируя внимание на цветовую гамму. Современное творчество, дизайн - не классика. Это интересно, но не всегда понятно. Когда-то наши потомки, так же с любопытством рассматривая изображенный динамичный XXI в., узнают, как мы жили-были, что собой представляли, оценят или осудят, будут завидовать или злословить. Смотрите, изумляйтесь, думайте, делайте выводы, наполняйтесь ярчайшими впечатлениями. "Красота - это проявление тайных законов природы, которые без нее остались бы скрыты навечно".

Если вы ценитель искусства и не знаете как провести свой отдых или отпуск, обязательно стоит отправиться в Мюнхен и посетить Старую пинакотеку. Для настоящего знатока это является мечтой всей жизни. Пинакотека считается одной из самых лучших картинных галерей в мире, на ровне с . В ней собраны произведения многих мастеров начиная со Средневековой культуры и до середины 18 века. Рядом со здание Старой пинакотеки можно найти Новую и Современную. В первой можно наблюдать работы художников 19-20 столетий, а во второй находятся произведения искусства уже 21 века.

История создания

Старая пинакотека начала свое формирование еще в старые времена. Именно тогда такая историческая личность, как Вильгельм IV начал конструирование простого музея, который должен был содержать в себе произведения абсолютно разных умельцев. Будучи всесторонне развитым и любителем живописи, Вильгельм издал приказ проводить сбор всех картин известных мастеров. Самостоятельно руководил этим процессом и заказывал картины у таких специалистов тех времен, как Бехам, Фезелен, Брёй, Альтдорфер и многие другие.

Первой в его коллекцию попала картина Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием». Написана она была в 1529 году. Именно это и положило начало стремительному росту картинной галереи. Вильгельм также приобретал работы у Максимилиана I, Максимилиана II, Дюрера. Все начальные картины были собраны по военной исторической тематике.

Продолжателем Вильгельма IV стал Баварский король Людвиг I. Приобретая разнообразные работы, он предпочитал хранить их в своих дворцах, не допуская к просмотру простыми смертными. Со временем такая его деятельно систематизировалась, и он начал приобщать к искусству простые народные массы. По его поручению в 1826 году архитектор Лео фон Кленце начал строительство музея, который сейчас носит название Старая пинакотека. Строительство заняло десять лет, и уже в 1836 году жители смогли посещать выставочные залы. Во время Второй мировой войны зданию был нанесен большой ущерб, и к концу 1957 году было полностью реконструировано.

Шедевры Старой пинакотеки

Все произведения искусства представлены в 19 залах и 49 кабинетах. В свободном доступе представлено более 700 настоящих шедевров мирового искусства. Именно мирового, так как пинакотека в Мюнхене вобрала в себя картины не только немецких творцов, но и мастеров со всей Европы. Особенностью можно назвать отсутствие скульптур и другого изобразительного искусства кроме живописи. Старая пинакотека выполнена по всем правилам строгого минимализма, чтобы ничего не могло отвлечь внимание от духовного обогащения простого туриста или истинного знатока. Теперь давайте рассмотрим более подробно некоторые экспонаты коллекции.

Живопись Италии XIII-XVII веков

В данных экспозициях представления живопись времен Барокко и Возрождения. Здесь находятся картины таких мастеров:

  • Фра Анжелико;
  • Тициан;
  • Леонардо да Винчи;
  • Тьеполо;
  • Сандро Боттичелли;
  • Якопо Тинторетто;
  • Рафаель.

Старая пинакотека уделяет особое внимание картине Леонарда да Винчи «Мадонна с гвоздикой». Она была написана в далеком 1478 году. Она была куплена каким-то торговцем буквально за гроши, так как не представляла никакой ценности на то время. И только спустя столетия искусствоведы признали ее настоящим шедевром. Это единственное полотно величайшего художника, которое находится на территории Германии. Гвоздика в руках Девы Марии является олицетворение бессмертия и воскрешения.

А «Мадонна Темпи» выполнения Рафаэлем в 1507 году, была любимой картиной Людвига I. Приобрести ее он смог лишь после долгим переговоров с владельцами — потомственной флорентийской семьей Темпи. В образе Мадонны мастер пытался передать свое видение истинной женской грации и красоты. В то же время он изобразил ее не как какое-то божество, а простой обычной девушкой с младенцем.

Немецкая живопись XIV-XVII столетий

Это логично, что именно представители немецкой культуры преобладают в пинакотеке. Этот зал по праву считается настоящей гордостью страны. Особое внимание здесь уделено эпохе наивысшего рассвета немецкого искусства, которая припадает на XV и XVI вв. Представлены работы следующих художников:

  • Альбрехт Дюрер;
  • Стефан Лохнер;
  • Михаэль Пахер;
  • Альбрехт Кранах Старший;
  • Маттиас Грюневальд;
  • Адам Эльсхаймер;
  • Иоганн Лисс.

В 1529 году Альтдорфером была запечатлена битва Александра Македонского 331 года до нашей эры. На картине представлены изумительные ландшафты с восходящим солнцем. Детально изображены доспехи воинов.

Испанская живопись

Эту страну достойно представляют работы таких мастеров:

  • Веласкес — «Портрет испанца»;
  • Эль Греко — «Снятия одежд Христа»;
  • Хосе де Рибер;
  • Франсиско Сурбаран;
  • хуан де ла Крус — «Изабелла Клара Евгения».

Живопись Франции

Старая пинакотека представляет французскую коллекцию в небольшом размере, но ее представители более чем известны. Она представлен шедеврами таких художников:

  • Клод Лоррен;
  • Никола Пуссен;
  • Жан Оноре Фрагонар;
  • Морис Кантена;
  • Клод Верне;
  • Франсуа Буше.

Известнейшим шедевром последнего из них является «Портрет мадам де Помпадур». Написан он был в 1758 году. Известно, что мадам де Помпадур была любимицей графа Людвика XV. Ее по праву считают законодательницей моды того времени. Она обладала прекрасным вкусом и чутьем, ее одеяния всегда привлекали внимание, и вызывали восторг у всех жителей. Ее непростой титул подтверждается и самим портретом, так как он был выполнен в полный рост, чего удостаивались только монархи и члены их семей. На картине также изображены бумага и ручка в руках, что свидетельствует о ее образованности. А на картине «Отдыхающая девушка» изображена пятнадцатилетняя Луиза, будущая пассия Людовика XV. Некоторые искусствоведы утверждают, что девушка поддалась влиянию соблазнительного Казановы, который и стал заказчиком портрета.

Фламандская живопись

Эта школа охватывает произведения следующих мастеров:

  • Питер Брейгель Старший;
  • Ян Брейгель Старший;
  • Питер Рубенс;
  • Антонис Дейк.

Именно собрания Рубенса являются самыми большими. Такая его картина, как «Страшный суд» олицетворяет представления всего человечества о самом важном дне, когда народ окажется перед Господом и поведает ему о всех своих достижения и сотворенных грехах. И уже от его решения будет зависеть дальнейший путь души — ад или рай. Особенностью этого полотна считается его огромные размеры. Чтобы картина могла предстать перед почитателями искусства в полноте своих красок, зал Старой пинакотеки был переконструирован под ее габариты.

Своеобразие отношения к смерти передается и в другой картине Рубенса «Смерть Сенеки». Герой произведения не считал смерть каким-то злом и безысходностью. Так же как и жизнь не является абсолютным благом для человечества. Если в ней теряется нравственная основа — пора покидать этот мир, существование не имеет больше смысла.

Представителями Голландской живописи являются Дирк Баутс, Лукас ван Лейден, Рембрандт, Питер Ластман, Герард Терборх.

Старая пинакотека Мюнхена объединяет в себе совершенно разные направления и течения в искусстве, что позволяет легко погрузиться в ее понимание. И, освоив Старую галерею, ценитель высокого сможет сразу отравиться на освоение и восприятие более современных шедевров.

Пинакотека (Мюнхен) — одна из известнейших картинных галерей мирового уровня, в которой представлено более 700 живописных шедевров 14-21 столетий, которые написали самые знаменитые мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Дюрер, И. Босх, Альтдорфер, В. Тициан, С. Боттичелли, Ф. Гойя и др.

История создания коллекции

Старая пинакотека в Мюнхене (Alte Pinakothek) — это популярный и известный музей, в котором находится 9 тыс. картин художников Европы 14-18 веков. Отличительная особенность музея происходит от его названия. Пинакотека (греч. «картинная галерея») — место, где выставляются исключительно картины.

Коллекцию живописных полотен начал собирать в 1528 году баварский герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах, который захотел украсить летний павильон своей мюнхенской резиденции картинами по историческим мотивам. Самой первой была написана «Битва Александра», посвященная сражению Александра Македонского с персидским войском царя Дария. Затем коллекцию стали пополнять и другие члены семьи Виттельбахов.

Уже к концу 17 века собрание по своей значимости становится одним из выдающихся в Европе. В частности, к нему прибавились работы фламандских художников, которые собрал баварский курфюрст Макс Эммануил (1679-1726).

К началу 18 века музей уже имел произведения выдающихся живописцев Италии, Испании, Германии и Нидерландов. Затем произошло дальнейшее увеличение коллекции:

  • в 1777 г. к нему присоединены картины из Мангеймской галереи;
  • в 1803 году — 1 500 произведений живописи, которые ранее находились в церквях и монастырях;
  • 1806 г.— добавлены коллекции Дюссельдорфа и произведения из замка Карлсберг.

Для размещения картин был построен отдельный зал во дворце Шляйсхайм.

Строительство здания Пинакотеки

Годы правления Людвига I Баварского (1825-1848) — знаменательный период в истории Мюнхенской галереи. В это время им были приобретены известные работы немецких и нидерландских художников 15 в., итальянские полотна эпохи Ренессанса.

Для размещения такой богатой коллекции уже назрела необходимость в сооружении специального здания и размещения там произведений в хронологическом порядке.

Людвиг I решил, что его частное собрание произведений искусства достойно стать достоянием общественности, чтобы Мюнхен считался известным в мире центром живописи и других искусств.

План галерейного здания был спроектирован архитектором Лео фон Кленцем в стиле Ренессанса. Торжественная закладка фундамента здания произошла в апреле 1826 г. в день рождения любимого Людвигом художника Рафаэля Санти. Король Баварии распорядился назвать музей греческим словом «пинакотека».

Старая Пинакотека (Мюнхен) была построена уже к 1836 г., и тогда же Людвиг издал указ о бесплатном посещении всеми желающими музея в воскресные дни. Однако первые годы горожане не столько посещали музей, сколько устраивали на лужайке перед галереей пикники.

В старой Пинакотеке располагаются исключительно произведения живописи, начиная от Средних веков и заканчивая эпохой Просвещения. Здание ее довольно мрачное и серое, внутри залы также почти ничем не украшены. Полное отсутствие убранства сделано специально для того, чтобы посетители не отвлекались от главной цели посещения музея — созерцания шедевров мирового искусства живописи.

На протяжении 19-20 веков коллекция Пинакотеки продолжала расширяться за счет приобретения произведений живописи тех времен, для которых было построено в 1853 г. здание новой Пинакотеки.

Война и восстановление музеев

В годы 2-й Мировой войны Пинакотека (Мюнхен) сильно пострадала при налетах англо-американской авиации. Сами картины уцелели, т. к. были заблаговременно сложены в подземных убежищах. Здание старой Пинакотеки восстановили только к 1963 году.

А вот здание новой Пинакотеки (см. фото) разрушено было почти полностью, и восстановить его не представлялось возможным. Новую Пинакотеку полностью перестроили по проекту архитектора А. Бранкаса, и открылась она только в 1981 году.

Здание необычное, имеет множество эркеров и полуциркульных оконных арок, которые в свое время вызывали общественные споры и различные мнения. Однако внутри залы великолепны, особенно получило положительные отзывы предусмотренное архитектором верхнее освещение.

Сейчас здесь выставлено 550 картин и скульптуры 19-20 веков.

Коллекции старой Пинакотеки

Экспозиция размещена в двухэтажном здании, на первом этаже которой в левом крыле происходят временные, часто меняющиеся выставки. Среди живописцев, которых представляет старая Пинакотека (Мюнхен),— картины фламандских и немецких художников 15-17 вв.: П. Брейгеля, Л. Кранаха и др. (правое крыло).

На втором этаже — коллекции северного Возрождения: картины голландца Л. ван Лейдена, Рембрандта; Дюрера и С. Лохнера; итальянских мастеров Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи; фламандских Ван Дейка, Рубенса.

В правом крыле можно увидеть коллекции живописи эпохи Барокко и Рококо, среди которых Эль Греко и Мурильо, а также другие итальянские, французские и немецкие художники.

Шедевры Старой Пинакотеки

Многие произведения известных художников представляет старая Пинакотека (Мюнхен): шедевры 15-18 веков, каждый из которых имеет свою историю.

Например, картина «Мадонна с гвоздикой» была случайно куплена у торговца, и только позднее выяснилось, что она принадлежит кисти юного Леонардо да Винчи. Сейчас это единственное полотно мастера, находящееся на территории Германии. Цветок гвоздики, который держит Дева Мария, — символ бессмертия.

Работы Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур» (1758) и «Отдыхающая девушка» (1752) изображают фаворитку Людовика 15-го, которая была знаменитой красавицей с безупречным вкусом, и Луизы О"Мерфи, придворной дамы, которая в будущем также стала фавориткой короля.

Работы ван Дейка «Автопортрет» (1619) и «Сусанна и старцы» (1622), мастера придворного портрета и религиозных картин.

Произведение П. Рубенса «Страшный суд» (1617) повествует о важном событии: когда люди с рассказом о своей жизни, допущенных грехах и больших достижениях предстают перед Богом, чтобы определить свою дальнейшую судьбу — путь в рай или ад. Это одно из самых больших полотен в мировой истории размером 610 х 460 см, под которое специально спроектирован зал музея.

В картине «Смерть Сенеки» (1613) знаменитый нидерландский художник П. Рубенс рассказывает об историческом факте, произошедшем с известным мыслителем Сенекой, которому в наказание за предательство приказал покончить жизнь самоубийством. достойно выслушал это решение и вместе с женой приготовился принять свою смерть.

Новая Пинакотека: история

Новая Пинакотека в Мюнхене была основана в 1846 г. в качестве продолжения старой и вначале содержала произведения искусств 18 века. Король Греции Отто продолжил дело своего отца и сформировал экспозицию из работ художников мюнхенской живописной школы. Известный пейзажист К. Ротман специально для галереи написал 23 больших полотна с изображением и посвящением Греции.

В 1909 г. в коллекцию были добавлены работы французских импрессионистов (Сезанн, Мане, Гоген и др.).

В новой Пинакотеке собраны произведения искусства 19-20 веков эпох романтизма, классицизма и реализма. Всего в запасниках находится 3 000 картин и 300 скульптур, из которых в 22 залах выставлено 550 живописных полотен и 50 работ скульпторов.

Картины новой Пинакотеки

Самые знаменитые шедевры, которые представляет новая Пинакотека (Мюнхен), — картины:

  • «Ваза с подсолнухами» В. Ван Гога (1888) — является изображением символа оптимизма и творческой мысли человека, подарок зрителю небольшого кусочка солнца.
  • «Бедный поэт» К. Шпицвега (1839) — описывает беспорядок и странную обстановку в жилище одинокого поэта, увлеченного своим творчеством настолько, что не видит окружающей его обстановки.

  • «После штормовой ночи» Ю. К. К. Даля (1819) — картина пропитана последствиями крушения, оставшимися после шторма, и, вместе с тем, воспевает возрождение в виде луча света.
  • «Дон Кихот» Оноре Домье (1868) символизирует одиночество героя, которого художник специально написал без лица.

Пинакотека современности

Третья, самая современная часть галереи (открыта с 2002 года) — Пинакотека современности (Мюнхен), которая посвящена сегодняшним искусствам. Она включает 4 самостоятельных музея:

  • Коллекция произведений современного искусства, входящая в Баварское собрание живописи.
  • Государственный музей прикладного искусства.
  • Архитектурный музей — рассказывает, в основном, о 19-21 вв., экспозиция часто меняется (500 тыс. чертежей и планов, созданных архитекторами в разное время, а также 100 тыс. фото архитектурных решений).
  • Государственное графическое собрание Мюнхена (350 тыс. гравюр и 45 тыс. чертежей).

Здание Пинакотеки современности возведено по проекту архитектора Ш. Браунфельса на частные пожертвования. Оно просторно и светло, в центре его — двусферная ротонда, в двух направлениях от которой расходятся широкие лестницы, направляющие посетителей к экспозиции.

В подземной части располагается дизайнерская коллекция, на 1-м этаже представлена архитектурная и графическая коллекции, а также временные выставки.

Западное крыло содержит собрание классического модерна, восточное — рассказывает о направлениях современного искусства: экспрессионизм, кубизм, фовизм, баухауз, сюрреализм, поп-арт, минимализм и др.

Все коллекции были собраны во второй половине 20 века как пожертвования коллекционеров, переданных в подарок музею. Последний дар — собрание немецкого и североамериканского искусства 1960-90х гг. — был передан в 2006 г. Э. и М. Штоффелями.

В коллекции представлены работы знаменитых художников: А. Матисса, Ф. Леже, Сальвадора Дали, П. Пикассо и др. Также здесь есть зал с фотоработами современных фотографов.

Пинакотеки в Мюнхене: часы работы, цены

Все три Пинакотеки расположены недалеко друг от друга, в воскресенье действует цена 1 €, но в этот день музеи переполнены туристами.

Адреса: улица Barer Straße 27, 29, 40, Мюнхен (Пинакотека). Часы работы:

  • Старая — 10.00 до 18.00, вторник до 20.00, выходной понедельник.
  • Новая — 10.00 до 18.00, среда до 20.00, выходной вторник.
  • Пинакотека современности — с 10.00 до 18.00, в четверг до 20.00, без выходных.

В обычные дни стоимость в Пинакотеке различается:

  • Старая — цена билета 4 €.
  • Новая — 7 €.
  • Пинакотека современности — 10 €.

Собранию этой картинной галереи может позавидовать любой музей мира. Со временем коллекция Пинакотеки настолько разрослась, что пришлось разделить ее на две галереи, а потом и на три. В основу собрания легла коллекция баварских королей, герцогов и графов. Уже в первой половине 19 века по воскресеньям вход в галерею был бесплатным, что обеспечивало небывалый прилив городской публики. И сегодня в редкий день здесь не бывает очереди.

Все собрание живописных шедевров разделено между тремя музеями по хронологическому принципу. В Старой пинакотеке представлена живопись от Средних веков до эпохи Просвещения, в Новой пинакотеке собраны лучшие образцы живописи 19 и начала 20 века, а в Пинакотеке современности можно познакомиться с работами мастеров второй половины 20 и начала 21 века. Все собрания объединены одной идеей, единой программой, несмотря на то, что коллекции находятся в разных зданиях.

Об экспозиции Старой пинакотеки


Экспозиция Старой пинакотеки размещена на двух этажах специально для галереи построенного особняка. Первый этаж разделен на две части: Левое крыло отдано под временные выставки, которые непрерывно сменяют друг друга; Правое крыло знакомит публику с работами фламандских и немецких мастеров 15-17 веков. Работы Питера Брейгеля, полны торжественности, темперамента и драматизма.

На втором этаже царит дух сдержанного, но мощного северного Возрождения. Все начинается с работ голландца Лукаса ван Лейдена, затем зритель попадает под обаяние великого и неподражаемого Стефана Лохнера. Затем следуют залы с картинами итальянских гениев: , Перуджино, . От количества шедевров захватывает дух. Итальянцев сменяют фламандцы: , Йорданс, . За фламандцами следуют голландцы: , Хальс.

В настоящий момент проходит обновление здания галереи, поэтому некоторые залы могут быть закрыты. В связи с этим администрация снизила стоимость входных билетов с 7 до 4 евро . За временные выставки придется доплатить еще 3 евро (есть возможность приобрести комбинированный билет и немного сэкономить). Согласно традиции, заложенной еще королем Людвигом Первым, по воскресеньям вход - 1 евро.

После осмотра коллекции Старой пинакотеки необходим отдых. Не стоит стремиться успеть сразу и все за один день. Ни к чему, кроме головной боли и ночных кошмаров, это не приведет. Впереди Новая пинакотека.


Коллекция Новой пинакотеки


Коллекция этой части пинакотеки радует посетителей отличным собранием работ мастеров романтизма, классицизма, реализма. Постепенно строгие стили первой половины 19 века сменяются бунтарскими созданиями импрессионистов, а также работами кубистов, экспрессионистов и т.д. Если в первой половине галереи можно насладиться чувственными Юханом Далем и Гюставом Курбе, то вторая часть - это , Майоль.


В отличие от Старой пинакотеки, здесь, кроме живописных работ представлена и скульптура.

Вход в эту часть галереи - 7 евро . За временные выставки нужно доплачивать.



Третья часть мюнхенской картинной галереи - . Эта часть включает в себя четыре различные выставки, посвященные современной живописи, графике, архитектуре и дизайну. Фактически они являются самостоятельными собраниями. Каждый может найти здесь нечто особенно интересное и близкое. Кому-то понравятся работы сюрреалистов, кто-то будет восхищаться причудливыми макетами лучших архитекторов мира, кого-то в неописуемый восторг приведут творения дизайнеров. Неожиданные композиции, оригинальные цветовые и пространственные решения. Здесь полно сюрпризов.


Эта часть пинакотеки самая "дорогая" - вход 10 евро .

Пинакотека предлагает посетителям приобрести "дневной билет" для посещения всех частей. Это позволяет серьезно сэкономить, но непонятным остается только одно - возможно ли осмотреть все в один день. Впрочем, если передвигаться по залам галереи бегом, то... =)

Приятного общения с прекрасным!

В окрестностях баварской столицы, в Мюнхене, туристы найдут россыпь старинных «бургов»-крепостей и сказочных замков. Многие из них со временем превратились в музеи. Для тех, кто жаждет не только мюнхенского пива, но хочет соприкоснуться со старонемецкими историей и искусством, мы составили подробную культурную программу — музеи Мюнхена с указанием времени работы, адресов, ценами на билеты и прочей полезной информацией.

Хорошая погода стоит в Баварии с апреля по сентябрь. Позднее, в сентябре и начале октября погода тоже чудесная, но силы и внимание мюнхенцев будут оттянуты на Октоберфест. Зимой посещение музеев обычно сдвигается туристами «на потом», потому что лыжный отдых, свежий воздух и вкусный обед под вечер просто валят с ног, от усталости сил на осмотр музеев Мюнхена просто не остается.

Музей естествознания в Мюнхене, находящийся на Музейном острове и также известный как Немецкий музей (Deutsches Museum) – самый большой музей естествознания и техники во всем мире. Его название также иногда переводят как «Музей науки и техники» или «Политехнический музей», но суть остается одна. В этом месте гарантированно понравится не только детям, но и даже тем взрослым, кто всегда недолюбливал физику и другие естественные науки. Об этом не так интересно читать, но увидеть вживую – совсем другое дело.

В музее собрано огромное количество экспонатов из самых разных сфер от геологии до космонавтики. Угольные шахта, самолеты и подводные лодки, старое оборудование для производства стекла и кирпича, множество интерактивных дисплеев и экспериментов – вряд ли такое разнообразие хоть кого-то оставит равнодушным.

В музее есть свое детское королевство – KinderReich – с более чем тысячей развлечений для развития у детей интереса к науке и технике.

Подробную карту музея можно посмотреть здесь.

Вся информация в музее представлена только на немецком и английском, однако многие туристы, не знающие ни одного из этих языков, отмечают, что менее занимательным посещение музея от этого не становится, а многие вещи интуитивно понятны.

Стоимость билета 11€ для взрослых и 4€ для детей.

Как добраться: около музея останавливаются автобусы 132, 52 и 62 и трамвай 16 и 18.

Адрес : Museumsinsel 1, 80538 München

Часы работы: ежедневно с 9 до 17, продажа билетов до 16, KinderReich закрывается в 16:45. Выходные музея см.

Пинакотека

Посетить старую и новую Пинакотеку - дело чести для каждого туриста. Сюда, в Баварию стекались лучшие холсты со всего мира. Увы, не все они были пожертвованы, некоторые из них были просто экспроприированы во время Второй мировой войны.

На сайте старой Пинакотеки вывешена неутешительная информация: с 2014 по 2018 год здесь проводятся частичные ремонтные работы. Но осмотр полотен старых мастеров можно выполнять под комментарии аудиогида или в сопровождении экскурсовода.

В старой Пинакотеке (Alte Pinakotek) вывешены работы художников начиная со средневековья до конца эпохи рококо. В новой Пинакотеке (Neue Pinakotek) находятся более современные работы Франсиско Гойя, Пабло Пикассо и других художников 19 века. А в Пинакотеле современности (Pinakotek Der Moderne) можно увидеть работы мастеров 20 и 21 века.

Стоимость посещения старой Пинакотеки — 2€ (пока идут ремонтные работы), новой — 7€, вход в Пинакотеку современности — 10€, вход в любую из них в воскресенье — 1€, вход для детей до 18 лет бесплатный в любой день.

Как добраться : все три здания находятся рядом, буквально в 100 метрах друг от друга. Сюда можно доехать на трамвае 27 или 28 или автобусе 100 или 150 (остановка Pinakotheken), недалеко есть станции метро Theresienstraße (красная ветка) и Odeonsplatz (зеленая, коричневая, красная и синяя ветки).

Адрес: старая Пинакотека — Barer Str. 27, новая — Barer Str. 29, Пинакотека современности — Barer Str. 40

Часы работы:

Старая Пинакотека: вторник с 10 до 20, среда – воскресенье с 10 до 18

Новая Пинакотека: среда с 10 до 20, четверг – понедельник с 10 до 18

Пинакотека современности: вторник-среда и пятница-воскресенье с 10 до 18, четверг с 10 до 20

Музей BMW

К приезду можно установить мобильное приложение BMW Museum App, которое подробнее расскажет об истории бренда и покажет интерактивную карту, чтобы было проще ориентироваться в музее. Вся информация в приложении, в т.ч. аудиогид, переведена на русский язык.

Вход в Мир BMW – BMW Welt – бесплатный, билет же в сам музей с доступом ко всем выставкам (включая выставку Rolls Royce) стоит 10€ для взрослых и 7€ для детей 6-18 лет. Семейный билет на 2 взрослых и 3 детей стоит 24€.

Как добраться: напротив есть остановка автобусов 173 и N76 и две станции метро Olympiazentrum и Petuelring (оранжевая и красная ветки), возле станции Petuelring – одноименная трамвайная остановка (трамвай 27)

Адрес: Am Olympiapark 2, 80809 München

Часы работы: вторник – воскресенье с 10 до 18, подробнее смотрите на официальном

Баварский национальный музей

Роскошное, импозантное здание Баварского национального музея — Bayerisches Nationalmuseum — рассчитано на долгий, неспешный осмотр. Здесь представлена все история искусства от готики, до Ренессанса и барокко, от модерна до современного искусства.

Музей был основан еще в 1855 году королем Максимилианом II, и сегодня это главный музей Баварии и один из самых известных музеев истории, культуры и искусств в Европе.

В этом краеведческом музее собраны экспонаты из всех областей: ювелирные изделия, старинные платья, посуда, старинные музыкальные инструменты и даже оружие.

Вход для взрослых старше 19 лет — 7€, по воскресеньям — 1€. Для всех, кто младше 19 лет вход в любой день бесплатный.

Как добраться: в 600 м находится станция метро Lehel (зеленая ветка), чуть дальше – пересадочная станция Odeonsplatz (оранжевая, синяя, коричневая и зеленая ветки), несколько автобусных остановок (маршруты 100, 150, 153) и трамвайная остановка (маршрут 18).

Адрес: Prinzregentenstraße 3, 80538 München

Часы работы: вторник-среда и пятница-воскресенье с 10 до 17, четверг с 10 до 20, понедельник – выходной. Расписание на праздники в течение года можно посмотреть .

Музей игрушек

Старые игрушки со всего света обрели свою вторую жизнь в Музее игрушек в Мюнхене расположился в башне Старой ратуши в историческом центре города. Здесь собраны Барби и мишки Тедди разных десятилетий, кукольная мебель, машинки и поезда, немецкие игрушки ручной работы, а самым старым экспонатам уже давно исполнилось больше 100 лет.

Сам музей очень скромный – это всего 4 комнаты по одной на каждом этаже башки, но маленьким детям будет очень интересно.

Стоимость билета 4€ для взрослых и 1€ для детей, семейный билет — 8€.

Как добраться: рядом находится станция метро Marienplatz (оранжевая и синяя ветки)

Адрес: Marienplatz 15, 80331 München

Часы работы: ежедневно с 10 до 17.30

Музей замка Нимфенбург

Ничего прелестнее и изящнее, чем дворец Нимфенбург нет ни в России, ни во Франции, хотя он напоминает и об Эрмитаже, и о Петродворце, и о Версале.

Помимо английского парка и красот позднего барокко, в одном комплексе можно осмотреть, выставку настоящих карет, в которых ездили баварские короли. Здесь же выставлены бесценные образцы фарфора: фигурок, расписанных вручную, посуды с жанровыми сценками. Приходить в музей раньше 10 утра не стоит, самое интересное можно осмотреть часа за 3-4, а потом тут же в ресторане пообедать.

Вход в сам замок Нимфенбург стоит 6 €, в музей карет и музей фарфора вход 4,5 €. С картой München Сity Сard могут быть скидки, но только на групповые посещения.

Как добраться: так же, как и до Музея человека и природы на трамвае или автобусе, остановки те же

Адрес: Schloß Nymphenburg 1, 80638 München

Время работы: с апреля по 15 октября ежедневно с 9 до 18, с 16 октября по март с 10 до 16

Музей человека и природы

Этот музей во дворце Нимфенбург можно назвать музеем природы, поскольку человеку из всех его разделов и экспозиций посвящен всего два раздела: «Мозг и нервы», также «Генетика». Все остальные выставки освещают историю планеты и иллюстрируют появление жизни. Панорамы с ящерами воссоздают очень жизненные сценки юрского периода. Музей человека и природы (Museum mensch und natur) особенно любим детьми.

Цена билета для взрослого – 3.50€, для детей до 18 лет – бесплатно.

Как добраться: трамвай 12, 17, N16 или автобусы 51, 151 и N78 до остановки Dall’Armistraße или Schloss Nymphenburg

Адрес: Schloß Nymphenburg, 80638 München

Часы работы: вторник, среда, пятница – с 9 до 17, четверг с 9 до 20, выходные и праздники с 10 до 18. В понедельник музей закрыт, а во все остальные дни лучше приходить к часам десяти.

Авиационный музей

Мюнхенский авиационный музей — Flugwerft Schleissheim – находится чуть к северу от Мюнхена рядом с дворцово-парковым комплексом Шлайсхайм. Это относительно молодой музей – выставки здесь начали проводить в 1992 году, а сам аэродром строился с 1912 по 1918. Все экспонаты здесь – самые настоящие образцы гражданской и военной авиации Германии.

Билет для взрослого стоит всего 6€, семейный билет – 12€, для детей до 5 лет вход бесплатный.

Как добраться: на поезде S1 Freising/Airport до станции Oberschleissheim, оттуда можно взять автобус 292 (ходит каждый день) или 295 (ходит по будням) до остановки Oberschleissheim Mittenh. Далее – 5 минут пешком через дворцовый комплекс Шлайсхайм.

Адрес: Effnerstraße 18, 85764 Oberschleißheim

Часы работы: ежедневно с 9 до 17 (дни, когда музей закрыт, указаны )

Музей кристаллов

Баварский музей кристаллов (Mineralogische Staatssammlung München) приведет вас в абсолютно другую реальность - в мир дивных каменных цветов, выросших в недрах земли под влиянием сверхвысоких температур и давления. О том, как именно это происходит, повествуют интерактивные подвижные модели и информационные экраны.

Часть музея посвящена современным наукам: кристаллографии, выращиванию кристаллов, кристальной оптике и т.д.

Заказать индивидуальное сопровождение по музею и узнать о его распорядке дня можно .

Как добраться: находится рядом с Пинакотеками, доехать можно на автобусе 100 или 150 и трамвае 27 и 28

Адрес: Theresienstraße 41, 80333 München

Время работы: вторник – воскресенье с 13 до 17, зимой и во время тематических выставок в воскресенье с 10 до 17

Полную информацию про все музеи Мюнхена можно получить, пройдя по этой ссылкe.