Народные сказки в которых зависть заставляла героев. Сказка о завистнике и внушившем зависть. Вопросы к сказке «Как Митрофан Ивану позавидовал»

Тысяча и одна ночь

Говорят, о ифрит, - сказал я, - что в одном городе было два человека, жившие в двух смежных домах с общим простенком, и один из них завидовал другому и поражал его глазом и силился повредить ему. И он все время ему завидовал, и его зависть так усилилась, что он стал вкушать мало пищи и сладости сна, а у того, кому он завидовал, только прибавлялось добра, и всякий раз» как сосед старался ему повредить, его благосостояние увеличивалось, росло и процветало. Но внушивший зависть узнал, что сосед завидует ему и вредит, и уехал от соседства с ним и удалился от его земли и сказал: «Клянусь Аллахом, я покину из-за него мир!» И он поселился в другом городе и купил себе там землю (а на этой улице был старый оросительный колодец), и построил для себя у колодца келью и, купив себе все, что ему было нужно, стал поклоняться Аллаху великому, предаваясь молитве с чистым сердцем.И к нему со всех сторон приходили нуждающиеся и бедные, и слух о нем распространился в этом городе, и весть дошла до его соседа-завистника, и тот узнал о благе, которого он достиг, и о том, что вельможи города ходят к нему. И он вошёл в келью, и его сосед, внушивший зависть, встретил его пожеланием простора и уюта и оказал ему крайнее уважение. И тогда завистник сказал ему: «У меня с тобой будет разговор, и в нем причина моего путешествия к тебе. Я хочу тебя порадовать; встань же и пройдись со мною по твоей келье». И внушивший Зависть поднялся и взял завистника за руку, и они прошли до конца кельи, и завистник сказал: «Вели твоим факирам, чтобы они пошли в свои кельи. Я скажу тебе только в тайне, чтобы никто не слышал нас». И внушивший зависть сказал факирам: «Войдите в свои кельи», и они сделали так, как он им приказал, а внушивший зависть прошёл немного с завистником и дошёл с ним до старого колодца. И завистник толкнул внушившего зависть и сбросил его в колодец, когда никто не знал этого, и пошёл своей дорогой, думая, что убил его.
А в колодце жили джинны, и они подхватили внушившего зависть и мало-помалу спустили его и посадили на камень и спросили один другого: «Знаете ли вы, кто это?» - «Нет», - ответили джинны. И тогда один из них сказал: «Это человек, внушивший зависть, который бежал от завистника и поселился в нашем городе. Он воздвиг ту келью и развлекал нас своими молитвами и чтением Корана, а завистник пришёл к нему и встретился с ним и ухитрился сбросить его к нам. А весть о нем дошла в сегодняшний вечер до султана этого города, и он решил завтра посетить его ради своей дочери».
«А что с его дочерью?» - спросил кто-то из них. И говоривший сказал: «Она одержимая; в неё влюбился джинн Маймун ибн Дамдам, и если бы старец знал для неё лекарство, он бы наверное её исцелил. А лекарство для неё - самая пустая вещь». - «А какое же это лекарство?» - спросил кто-то из джиннов. И говоривший ответил: «У чёрного кота, что у него в келье, есть на конце хвоста белая точка величиною с дирхем. Пусть возьмёт семь волосков из этих белых волос и окурит ими царевну, и марид уйдёт у неё из головы и никогда не воротится к пей, и она тотчас же вылечится».
И все это происходило, о ифрит, а внушавший зависть слушал. Когда же настало утро и взошла заря и Заблистала, нищие пришли к старцу и увидели, что он поднимается из колодца, и он стал великим в их глазах. А у внушившего зависть не было другого лекарства, кроме чёрного кота, и он взял из белой точки, что была у него на хвосте, семь волосков и спрятал их у себя. И едва взошло солнце, как прибыл царь со своими вельможами, а остальной свите приказал стоять. Когда царь вошёл к возбудившему зависть, тот сказал: «Добро пожаловать!» - и, велев ему подойти ближе, спросил: «Хочешь, я открою тебе, для чего ты ко мне прибыл?» - «Хорошо», - ответил царь. И старец сказал: «Ты прибыл, чтобы посетить меня, а в душе хочешь меня спросить о своей дочери». - «Да, праведный старец!» - воскликнул царь. И внушивший зависть сказал: «Пошли кого-нибудь привести её, и я надеюсь, что, если захочет Аллах великий, она сию же минуту исцелится».
И царь обрадовался и послал своих телохранителей, и они принесли царевну со скрученными руками, закованную в цепи, и возбудивший зависть посадил со и покрыл её покрывалом и, вынув волоса, окурил её ими. И тот, кто был над её головой, испустил крик и покинул её, а девушка пришла в разум и закрыла себе лицо и спросила: «Что это происходит и кто привёл меня в это место?» И султан обрадовался радостью, которой нет сильнее, и поцеловал её в глаза и поцеловал руки у старца, возбудившего зависть, а после того он обернулся к вельможам своего царства и спросил их: «Что вы скажете? Чего заслуживает тот, кто исцелил мою дочь?» - «Жениться на пей», - отвечали они. И царь воскликнул: «Вы сказали правду!» Потом он выдал дочь замуж за внушившего зависть, и тот сделался зятем царя. А спустя немного умер визирь, и царь спросил: «Кого сделаем визирем?» - и ему сказали: «Твоего зятя». И ею сделали визирем, и ещё немного спустя умер султан, и когда спросили: «Кого сделаем царём?» - ответили: «Визиря». И визиря сделали султаном, и он стал царём и правителем.
Однажды царь сел на коня, и завистник проходил по его дороге, и вдруг видит: тот, кому он завидовал, в царственном великолепии, среди эмиров, визирей и вельмож своего царства! И взор царя упал на завистника, и он повернулся и сказал одному из своих визирей: «Приведи ко мне этого человека и не устрашай его». И визирь пошёл и привёл его соседа, завистника. А царь сказал: «Дайте ему тысячу москалей из моей казны и принесите ему двадцать тюков товаров и пошлите с ним стражника, чтобы он доставил его в город», - и потом он простился с ним и уехал, не наказавши его за то, что он сделал с ним.
Посмотри же, ифрит, как возбудивший зависть простил завистника и как тот сначала завидовал ему, потом причинил ему вред и отправился к нему и довёл до того, что бросил его в колодец, и хотел его убить, но он не воздал ему за его это, а простил ему и отпустил».

Духовно-нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля «Основы светской этики»

Человеком быть трудно,

Стать человеком – большая работа.

Э. Межелайтес

Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. (А. Пьерон)

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

В школах введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед учителем стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это всегда актуально, так как если человек делит с кем-то кров, живёт рядом, то между ними возникают взаимоотношения, которые строятся по определённым правилам. Люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Уже первые люди поняли, что если помогать друг другу, то жизнь становится легче, а если лениться, враждовать, обманывать - то жить будет хуже. Постепенно стали складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие.

Жить в мире и согласии, мы учили всегда.

Если мы сравним воспитательную работу и новый курс, то увидим следующее:


В одном месте, не скажу где точно, давно или недавно жили два мальчика — Ваня и Саня.
Ваня рос вредным мальчиком: завидит игрушку у соседа, обязательно отнимет; услышит как ребята в свистульку дуют — отберет; унюхает запах бутерброда – отнимет, не раздумывая…Не мог Ваня пройти мимо того, чего у него не было, сразу же начинал завидовать и хотел присвоить себе.
Все дети недолюбливали Ваню, но и связываться с ним не хотели, им просто было противно.
Саня же был совершенно иным. Понравится ему игрушка, он себе такую же смастерит, да еще и получше; услышит свист свистульки, дудочку выстругает; почует какую-нибудь вкуснятину, еще вкуснее приготовит, да еще и других угостит. Дети обожали Саню и дружили с ним, а с Ваней никто не водился.
Иззавидовался Ваня наблюдать такую картину, захотелось ему, чтобы с ним все дружили и чтобы завидовали ему.
Как-то увидел Саня, как дети складывают бумажные самолетики и пускают их в небо, но те быстро опускаются на землю. Почесал в затылке Саня и …соорудил бумажного змея, привязал к нему нитку, и змей поднялся выше крыши самого высокого дома, а Ваня тут как тут — вырвал нитку из Саниных рук и дал теку. Подбежал он к ребятам и говорит, запыхавшись: «Смотрите, что я для вас смастерил!!! Кто хочет запустить змея, дает мне за это свой самолетик, а те, у кого нет, пусть мне завидуют!!!»
Дети без сожаления отдали ему все свои самолетики и ушли к Сане, помочь ему построить нового змея, чтобы запустить его всем вместе… А Саня их уже с новой поделкой ждет — большим воздушным шаром, который он соорудил из целофана и наполнил паром из горячего чайника, так что тот выше змея поднялся. От зависти Ваня разломал змея на кусочки…
И так продолжалось день за днем, год за годом. Увидит Саня что-то, что ему захочется, так пожелает этого, что еще лучше сделает. Помогало это желание Сане во всем: и в учебе, и в дружбе, и в спорте и в музыке, а как он танцевал, просто загляденье. А когда стал взрослым, то и в работе это желание ему пригодилось. Ваня же продолжал пользоваться плодами трудов Сани, но ни в чем не смог преуспеть — ведь это было все за счет другого.
Так что же за Желание было у Сани? Он ведь, как и Ваня, хотел иметь то, чего у него не было? Так значит и он завидовал? Тут многие дети отрицательно покачают головой и скажут, как их учили папы и мамы, что мол это вовсе не зависть. Так что это? Конечно, зависть… «Но как же, — скажут дети, — ведь родители нас учили, что завидовать плохо. Рассказывали нам про Белую и даже Черную Зависть и учили не завидовать».
Но посмотрите на Саню! Зависть помогла ему, а Ване – нет. Значит, Зависть может быть полезной. Надо только правильно научиться ей пользоваться!!! Саня умел, а Ваня — нет…
Я бы хотел использовать Зависть, как делал это мальчик по имени Саня! И не хотел бы, как мальчик по имени Ваня!
А вы, дети?