Легенды городов белоруссии читать. Выставка «Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд». Гомель. Белорус всегда жил в наполовину мифологическом мире

Что может сильней будоражить кровь любителей мистики и тайн, чем средневековые замки? Конечно, замки с призраками! Вы считаете себя скептиком и не верите в легенды о привидениях? Возможно, этот рассказ о самых загадочных и мистических местах Беларуси заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Монастырь около гольшанского замка.

Покоящийся в руинах замок, расположенный в Ошмянском районе РБ, по праву считается одним из самых мистических и загадочных мест нашей страны. В легендах Беларуси есть многочисленные упоминания о Черном монахе, Белой даме и о прочих привидениях, регулярно появляющихся у живописных развалин. Впрочем, наиболее загадочной и пьянящей представляется история, связанная не с самим замком, а с небольшим монастырем, расположенным с ним по соседству.

Как гласит легенда, подканцлер ВКЛ Павел Стефан Сапега повелел своим мастерам построить монастырь в самые сжатые сроки. За выполнение задачи строителям было обещано серьезное вознаграждение, и те взялись за дело с удвоенным усердием. Строители спешили, но в тот момент, когда работы уже близились к завершению, одна из стен неожиданно обвалилась. Недолго думая, каменщики отстроили стену вновь, но не прошло и пары дней, как та снова обвалилась. Так происходило снова и снова. И никакие строительные ухищрения не позволяли придать стене необходимую прочность.

В итоге, каменщики были доведены до отчаяния. Однако в одну осеннюю ночь «на помощь» строителям пришел неизвестный старик, сказавший мастерам, что для устойчивости стен храму нужна человеческая жертва. Совет казался ужасающим, но, обещанное вознаграждение настолько вскружило головы непутевым каменщикам, что те решили последовать совету старика. Выбор жертвы был оставлен на откуп случаю. Как гласят легенды Беларуси , по замыслу каменщиков смерть должна была постигнуть ту из жен строителей, которая первой явится к мужу и принесет ему обед.

В итоге, первой к недостроенному монастырю явилась молодая супруга самого молодого каменщика. Именно ее непутевые строители и замуровали в монастырской стене. После этого храм был успешно достроен и благополучно простоял вплоть до наших дней.

Наверное, история о несчастной девушке и алчных строителях монастыря так бы и осталась просто одной из легенд Беларуси , если бы в 1995-м году в здании не начались реставрационные работы. Разобрав одну из монастырских стен, ученые обнаружили под ней скелет молодой женщины, погибшей в результате насильственной смерти.

Куратор работ попросила, двух местных строителей похоронить кости на кладбище, а над могилой установить христианский крест. Однако до конца благое дело доведено так и не было. По странному стечению обстоятельств, строители, разобравшие стену стали умирать при загадочных обстоятельствах. Место захоронения древних костей и остатки умершей женщины отыскать больше также не удалось. Так родилась одна из самых мистических легенд Беларуси .

Гольшанский замок.

Немало таинственных преданий связано и с самим замком. Как пример – история сельского парня Гремислава Валюжинича без памяти влюбившегося в знатную дворянку Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Любовь была взаимной, однако происхождение парня, а также тот факт, что Ганна уже была замужем, не давали влюбленным быть вместе. В итоге, молодые люди решили встречаться тайно.

Облачаясь в темные одеяния монаха Гремислав каждую ночь пробирался в опочивальню княжны, однако такие встречи продолжались недолго. Об изменах жены прознал муж, и вскоре оба любовника были казнены по приказу хозяина замка. С тех пор, если верить мифам и легендам Беларуси , призраки влюблённых часто появляются у полуразрушенных стен дворца.

Мирский замок.

Немало холодящих кровь легенд связано с замком в Мире. Впрочем, как и в случае с Гольшанами, наиболее интересная из них связана не с сами замком, а с роскошным озером, расположенным у самых крепостных стен.

Все дело в том, что на протяжении всей своей многовековой истории, Мирский замок неоднократно менял владельцев. Еще во времена его первого хозяина – князя Илинича – возле замка был разбит красивый яблоневый сад. Впоследствии этот сад вместе с землей, прилегающей к замку, перешел во владение князьям Радзивиллам, и в их времена стал необычайно красив и роскошен. Как гласят легенды Беларуси , семья Радзивиллов очень любила этот сад. Однако после вхождения белорусских земель в состав Российской Империи состояние и положение в обществе некогда великого княжеского рода стало стремительно ухудшаться. Замок пришлось продать, а вместе с ним оставить и любимый яблоневый сад.

Как это часто бывает, новый хозяин дворца – российский полководец Николай Святополк-Мирский — сразу же после оформления сделки решил переиначить имение на свой лад. Не пощадил новый хозяин и роскошный яблоневый сад, на месте которого было приказано вырыть искусственное озеро. Вот с этого момента и начались все беды. Во время вырубки сада по трагической случайности погибло несколько лесорубов. А некоторое время спустя мать одного из погибших прокляла дворянина, сказав, что с этого момента каждый год в пруду будут тонуть люди, и продолжаться это будет до тех пор, пока количество мертвецов не сравняется с количеством вырубленных деревьев.


Мифы и легенды Беларуси , гласят, что с тех пор пророчество быстро начало сбываться. Всего несколько месяцев спустя после того как пруд был залит водой, в нем утонула 12-летняя княгиня Сонечка. Некоторое время спустя у берега пруда был мертвым найден и сам Николай.

Впрочем, на этом история не закончилась. Достоверно известно, что даже в наши дни в пруду около Мирского замка часто тонут местные жители – в основном мужчины. В то же время родовая усыпальница Святополк-Мирских, расположенная рядом с замком, регулярно страдает от паводков. Словно мертвым князьям, похороненным в этом месте, суждено тонуть вновь и вновь…

Несвижский замок .

Самая лиричная и в то же время одна из самых таинственных легенд Беларуси связана с Несвижским замком и его прежними владельцами – Барбарой Радзивилл и ее возлюбленным — наследным принцем Сигизмундом Августом. Роман двух людей начался еще до того, как Сигизмунд взошел на престол Речи Посполитой. Однако именно коронация принца стала отправной точкой в череде трагических событий, связанных с жизнью влюбленной пары.

Все дело в том, что еще до коронации Барбара и Сигизмунд обвенчались тайно. Об их отношениях знали многие, однако сам факт брачного союза открылся лишь тогда, когда королева-мать влиятельная Бона Сфорца решила выдать своего сына за одну из заморских принцесс. Именно в этот момент молодая Барбара Радзивилл и стала мешать планам надменной и властной свекрови. В итоге совсем скоро юную королевну нашли отравленной в ее собственной опочивальне. Убийцу белорусской красавицы так и не нашли. Впрочем, для истории это не так важно.

Убитый горем король так и не смирился с потерей возлюбленной. Отринув все устои католической церкви, Сигизмунд пригласил к себе во дворец могущественного колдуна пана Твардовского, решив с его помощью вызвать призрак мертвой жены. Сеанс спиритизма прошел удачно. Однако в тот самый момент, когда в комнате замка появился призрак Барбары Радзивилл, король, пренебрег заветами колдуна, бросившись к возлюбленной в попытке ее обнять. В результате этого цепь спиритических операций была нарушена, а дух Барбары Радзивилл навсегда остался в стенах Несвижского замка.

Wojciech Gerson — Zjawa Barbary Radziwill

Как утверждают легенды и мифы Беларуси , если бы Сигизмунд умер в замке, его душа смогла бы воссоединиться с душой почившей возлюбленной. Однако по трагическому стечению обстоятельств, польский король скончался внезапно за много километров от собственного дома. С тех пор два призрака – Сигизмунда и Барбары – блуждают по темным коридорам двух разных замков: Краковского и Несвижского, словно навеки потерявшись вдали друг от друга.

Легенда о белорусах.

Бог делил между народами земли. Одним - то, другим - то. Пришли белорусы... Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи - немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов - тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в реках - косяками, пчелы в ульях - миллионами. А травы ароматные - как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети - сильные, сады - богатые, грибов и ягод - завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи - способные и будете жить да жить.»

Белая панна:

По преданию, одна из стен францискансого монастыря в Гольшанах при возведении постоянно рушилась. Между тем Сапега - владелец Гольшан- пригрозил строителям жестокой карой, если те не успеют к сроку. По совету колдуньи каменщики решили принести человеческую жертву - жену, которая раньше других придет с обедом. Самый молодой строитель страстно молился, чтобы это была не его горячо любимая супруга. Но именно она самой первой и пришла к молодому супругу. Женщину замуровали в стену заживо. Дела тут же пошли на лад, и 6 августа 1618 года были построены два больших объекта: костел, который освятили во имя Иоанна Крестителя, и монастырь францисканцев. С тех пор здание обители ни разу не разрушалось, не перестраивалось. Спустя века история получила продолжение. В 1997 году во время чистки подвалов под стеной монастыря двое рабочих нашли женский скелет. Строители собрали останки в коробку и намеревались их позже похоронить, но потеряли. С тех пор в монастыре стали происходить странные вещи. Рабочие умерли при странных обстоятельствах, а стена дала внушительную трещину. Скрипы, громыхание решеток, стоны не раз слышали работники музея и путешественники, рискнувшие остановиться в монастыре на ночь. Некоторые даже видели призрак - во всех описаниях фигурирует белое истлевшее платье, изящная шея, большие и очень печальные глаза.

Заручальный дуб:

У слияния Свислочи и Лошы на крутом склоне растет могучий многовековой дуб. Согласно легенде, примерно в 1580 г. в честь обручения своей дочери князь Друцкий посадил в своем имении три дуба. Один - для того, чтобы молодые всю жизнь любили друг друга, второй - чтобы они были здоровыми и у них было здоровое потомство, третий - чтобы во всех делах им сопутствовал успех. Из трех дубов сохранился один, который, как утверждают, обладает магической силой: если подойти к дубу босиком и поклонится ему до земли, то он дает людям любовь, здоровье и вдохновляет на творчество.

Заславль:

В 980 году киевский князь Владимир посватался к дочери полоцкого князя Рогволода. Но княжна, отвергла его предложения, предпочтя его брата новгородского князя Ярополка: «Не хачу разуць рабыніча, а Яраполка хачу». Оскорбленный Владимир пошел войной на Полоцк, захватил город, надругался над Рогнедой в присутствии ее родителей и братьев, а потом у нее на глазах убил их. Княжну Владимир увез с собой, дав ей имя Горислава, а Полоцкое княжество присоединил к своим землям. Но гордая Рогнеда не простила супругу убийство отца и братьев, разорение родного города. Однажды, когда князь навестил ее, она попыталась заколоть спящего мужа кинжалом. Но Владимир проснулся и схватил жену. Он решил сам покарать посягнувшую на его жизнь Рогнеду, велел ей одеться в княжеское платье, как она была одета в день свадьбы, сесть на богатой постели и дожидаться его. Но малолетний сын его Изяслав, войдя в опочивальню, загородил мать. «Родитель мой! Ты здесь не один, сын будет свидетелем!», - сказал он. Владимир сменил гнев на милость, отбросил меч и удалился. По совету бояр Владимир выслал Рогнеду и Изяслава из Киева в Полоцкие земли, где построил для опальных жены и сына новый город и назвал ее Изяславль.

Комаровка:

Как-то на паперти Николаевского храма бездельничал юродивый Федька Комар, обычно кормившийся милостынею горожан. Он стал свидетелем того, как какой-то человек внезапно скончался на дороге к храму. В руках у него был тяжелый грязный мешок.

На том месте, где стоял Николаевский собор, в древности находилось кладбище. Говорили, что на нем был похоронен со всеми своими сокровищами лихой разбойник Сенька Сокол - лучший из дружинников князя Глеба Всеславича.

Юродивый, схватив мешок, побежал в ближайший лес, подальше от людских глаз. На дне мешка заманчиво блестело золото. Похоже, кто-то завладел сокровищами Сеньки. Однако, охваченный страхом и жадностью, Федька Комар не заметил, как угодил в болото. А оно поглотило жадного юродивого и его сокровища. С тех пор это место и стали называть Комаровкой.

По другой версии название пошло от огромного количества комаров, в изобилии летающих над этой болотистой местностью. Вначале так называли только деревню, расположенную здесь, а позже и всю местность.

Костел Симеона и Елены:

Красный костел на площади Независимости - не только памятник архитектуры, но и памятник Симеону и Елене - умершим детям Эдварда Войниловича и Олимпии Узловской. Род Войниловичей - один из древнейших шляхецких родов Беларуси. Эдвард Войнилович - крупнейший помещик Случчины, видный общественный и политический деятель, последний потомок знаменитого рода. Судьба нанесла Эдварду и его жене страшный удар, рано умер их сын Симеон, а через несколько лет, не дожив дня до девятнадцатилетия, скончалась дочь Елена. Безутешные родители пожертвовали часть своего состояния на возведение в Минске храма в память о детях.

Легенда гласит, что уже тяжелобольная Елена за несколько дней до смерти увидела во сне ангела, который показал ей храм невиданной красоты. Утром, проснувшись, она нарисовала увиденное во сне и попросила отца в память о ней построить точно такой же костел. Войнилович обратился в городскую думу с предложением возвести на свои средства костел, но с двумя условиями: храм будет возведен по предоставленному им проекту и будет освящен в честь святых Симеона и Елены. Городские власти дали добро. 21 ноября 1910 года костел, возведенный из красного кирпича в новороманском стиле, был торжественно освящен. 2 маленькие башни символизировали память о рано ушедших детях, большая - безутешную родительскую скорбь.

Лошицкое привидение:

Самый известный призрак Минска обитает в Лошицкой усадьбе. Лошицкий усадебно-парковый ансамбль - одно из самых интересных и загадочных мест в Минске. Один из древнейших и наиболее хорошо сохранившихся памятников подобного рода в Беларуси овеян множеством легенд и преданий.

Владелец Лошицы пан Евстафий Любанский женился в 37 лет на двадцатилетней Ядвиге Киневич - дочери главы мозырской шляхты. Евстафий был европейски образованным и высококультурным человеком, который благодаря своей активной общественной деятельности был широко известен среди минской интеллигенции и дворянства. Владелец Лошицы и его молодая жена наполнили свою усадьбу полотнами известных художников, привезенных из поездок по Европе, лошицкая библиотека благодаря их стараниям стала одной из богатейших на Минщине. Чета Любанских неоднократно собирала у себя на пышных балах и приемах весь свет Минской губернии, принимала участие в деятельности благотворительных обществ. Красота, изысканные манеры и начитанность сделали Ядвигу Любанскую героиней минских балов и приемов, которые устраивались минской аристократией. Воспитанная в традициях польской культуры и католицизма замужняя шляхтянка имела несчастье полюбить российского чиновника - минского генерал-губернатора А.Н. Мусина-Пушкина. Ситуация была неординарной и драматичной, о романе говорил весь минский свет, родственники негодовали. Губернатор, который отличался либерализмом, накануне революционных событий 1905 г. был отозван в Петербург. С тех пор в Лошицу по несколько раз в день стали приходить депеши из столицы империи, что не могло не возмущать законного мужа Ядвиги.

Однажды вечером, возможно после ссоры с мужем, Ядвига выбежала из дома и направилась к реке. Что произошло дальше, никто не знает: возможно, она сама бросилась в реку, возможно, это произошло случайно. Спустя некоторое время Пан Любанский, отправившийся вместе со всеми своими слугами на поиски жены, нашел бездыханное тело Ядвиги в реке недалеко от усадьбы. Убитый горем Евстафий приказал навсегда заложить кладкой окно в комнате Ядвиги и посадил рядом с местом гибели жены маньчжурский абрикос. Сам же он забросил все дела и уехал на Кавказ, где вскоре и умер.

Ядвига же навсегда осталась в Лошице. В ясные ночи каждую весну в пору цветения маньчжурского абрикоса на фоне луны в парке появляется необычайно отчетливый силуэт женщины в широких белых одеждах и предсказывает влюбленным парам, как сложится их совместная жизнь.

История появления герба Минска

Тысячелетняя история Минска полна примечательных событий. Одним из них является легенда о появлении герба города. Населенный пункт располагался на перекрестье торговых путей. По этой причине в Минске издавна проживало большое количество ремесленников, производящих разнообразную продукцию. Горожане постепенно богатели, дело их развивалось. Все это не могло не сказаться на желании завоевателей поживиться накопленными богатствами. Поэтому жителям постоянно приходилось отбивать многочисленные нападения врагов. На Русь варвары нападали с периодическим постоянством. По одной из версий перед очередным набегом на поверхности реки Свислочь горожане заметили икону Божьей Матери. На ней была изображена Богородица, которая в сопровождении двух ангелов и херувимов возносится на небеса. Местные жители были настолько поражены чудом, что сразу же выбрали реликвию основной святыней и главным символом города. С тех пор икона охраняет Минска. В 1591 году, когда городу было даровано Магдебургское право, возникла необходимость в создании герба. Его было решено исполнить в стилистике иконы Богоматери. Считается, что именно благодаря покровительству Божьей Матери горожанам не единожды удавалось противостоять натиску завоевателей. В самые трудные времена на иконе выступали слезы. В те разы враги не могли одержать верх над минчанами. Дева Мария, изображенная на гербе, защищает жителей на протяжении столетий, а герб является неразрывным и славным символом города.

Легенда о Несвиже


Когда-то давно все земли вдоль реки Уша были покрыты густыми непроходимыми зарослями леса. Здесь никогда не ступала нога человека. На исследования края отправился литвинский князь, имя которого неизвестно. Вместе с отрядом верных воинов изучал он местность, заодно охотясь на диких зверей. Охота оказалась удачной. Пришвартованные у реки ладьи наполнялись свежим мясом, тушами убитых животных. Князь же, будучи первоклассным стрелком, сумел подстрелить огромных размеров медведя, для которого места в лодке уже не оставалось. Было решено оставить животное, вернуться в другой раз за ним. Слуги долго искали место, где лежала добыча. К тому времени медведь уже был несвежим, поэтому тушу не стали тащить с собой. В тех давних времён место, где нашли медведя, именовали Несвиж. Прошли годы, на этой территории возникло поселение первых славянских племён, получившее аналогичное название. В древние времена на этом месте располагалась огромная гора. Склоны простирались на такое большое расстояние, что трудно было разглядеть местность за ней. Жители окрестных деревень называли эту гору «Невидимой» (от словосочетания «не видеть»). Спустя какое-то время в прилежащей местности произошло крупное наводнение, размывшее гигантскую гору на семь отдельных холмов. Новый город, где обосновались переселенцы, стали именовать в честь горы. По мнению историков-исследователей, Несвиж строился вблизи водных путей реки Уша. Город располагается у истоков реки, о чём свидетельствуют археологические и географические данные. И действительно, пересекаются тут сразу две крупные водные системы: воды Уши становятся частью Нёмана, затем потоки уносятся в Балтийское море. А с южного направления располагается река Лань, берущая своё начало из болотных вод. Она впадает в Припять. Припять же – часть Днепра, несущего бурные воды в бескрайнее Чёрное море. Согласно легенде, Уша и Лань становятся неразделимыми в том месте, где выстраивалось поселение людей. Год от года поселение росло, развивалось, пока не превратилось в полноценный город. А затем и в центр небольшого княжества. Поселение было прекрасно укреплено. Этому способствовали и большие болота-трясины, и многочисленные защитники-воины, которых называли вижами. Трудно было пробраться вражеским воинам через высокие стены крепости. Каждое утро дозорные на башнях докладывали князю о том, что в город не проникли вражеские лазутчики-вижи. В самой крепости было много- «несть числа» — вижей. От слияния этих коротких слов «несть вижей» и стали называть город-крепость.

Легенда о Витебске

Каждый город имеет свою историю, историю о названии населенного пункта. Витебск получил своё наименование благодаря реке Витьбе (левый приток реки Западная Двина). История самой Витьбы начинается в далеком прошлом. И есть весьма красивая легенда, легенда о девушке, хотя есть ещё парочку других версий о происхождении самой реки Витьбы. В далеком прошлом с Черных гор спускалось племя, бежало, спешило куда-то. В этом племени жило одно прелестное создание по имени Радуница. Имея обворожительную красоту и ум, всё ей хотелось знать, всё было интересным. Лес в те времена был настолько великолепен, что можно было про него сказать: «Он живой!». Восхищаясь им, девушка остановилась, рассматривая, всё, что происходит в этом лесу. Через какой-то промежуток времени она опомнилась, но было уже поздно – рядом никого не было. Солнце уже село, светила луна. Девушка испугалась, заплакала, и в отчаянии она стала петлять между деревьями, кустами, по холмам и по полям в надежде найти своё племя. Она так много плакала, что её слезы не успевали высыхать на земле. И со временем, за ней начал бегать ручеек, а потом и сама река. С тех пор река кружиться по девичьим следам, как кружево, вьётся витьбою, изгибается да выворачивается на поворотах. Версия вторая: берется из забвенного ландшафтного понятия вить, определение которого влажное место или топь. Сама приставка «ба» означает не что иное, как саму привязку к месту протекания данной реки. Именно эта версия считается более актуальной, базисной. Ещё одна версия была изложена в 19 в. краеведом Сапуновым Алексеем Парфёновичем, родом из Витебска. По его убеждениям город Витебск имеет исключительно славянские корни, а само слово происходит от глагола виться.

Легенда о Гомеле

Именно в том месте, где сейчас расположился город, на реке Сож раньше было слишком много намытого песка. Плоты и баржи, проходившие по этой реке, могли сесть на мель, и чтоб этого не случилось, напротив этого места, на берегу, постоянно находился человек, и громко кричал, предупреждая: «Го! Мель! Го! Мель!». Есть так же мнение, что городку название дал ручеек Гомеюк, впадавший в реку Сож у подножия холмика, считалось, что именно там, некогда было сформировано первое поселение. А само слово Гомеюк происходит от финского hommo joki «быстрая река». Сам же город обладает немалыми городскими легендами и приметами. Например, то, что по всему городу можно зарядиться фортуной, и это будет так же легко, как и зарядить телефон. На железнодорожном вокзале установлена жанровая скульптура «Дорожное настроение» — путник, сидящий на чемодане. И по народной примете, если вы ему потрёте нос, то хорошее настроение и (или) успех во время поездки вам обеспечен. В Гомеле так же существует примета для студентов: зарядиться успехом возможно с помощью предмета «Студентки». Не забывают так же потереться и о «Карандаша», что возле цирка, говорят, хорошая примета… Так же большинство молодоженов стараются в день бракосочетания побыть и у «Лодочника», многие вообще залазят в саму лодку, веря, что это обязательно закрепит их брак, а если ещё знать, в каких местах повесить замок, ну тогда всё, триумф наверняка обеспечен. В этом таинственном городе заряжаются удачей, например, фанаты солигорской футбольной команды «Шахтер», побывав у скульптуры «Кроты», что находиться рядом с кинотеатром «Октябрь». Если пройтись по городским легендам, то существует самая популярная из всех, это наличие подземных проходов под центральным парком. Говорят, что по ним можно перейти на другую сторону Сожа прям под водой, ведь на Гомель не одно нападение совершалось. А ещё говорят, что по ним ходит призрак графа Николая Петровича Румянцева. После смерти был похоронен в склепе над собором святых Петра и Павла. До Великой Отечественной войны последний раз видели там останки. Во время оккупации немцев склеп никто не открывал, а после войны, когда открыли, останков уже там не было… Однако эксперты отвергают факт о существовании ходов, говорят, что на деле есть только почти полностью засыпанные вентиляционные шахты. Многие сейчас скажут, что никто уже в эти легенды и приметы не верит, но носы у скульптур всё больше и больше блестят, а прогуливаясь по парку, невольно задумываешься: а куда ведет этот туннель?

Радзивиллы от слова радзiть — советовать

Много веков Несвиж был владением магнатов Радзивиллов. У них были гигантские площади земли, с которых шли миллионы доходов, род оказывал влияние на судьбу тысяч и тысяч людей. Туристы, которые навещают древний город, задают вопросы: как здесь появились Радзивиллы, откуда пришли и вообще кто они? В Несвиже ходит вот такая легенда. В желании возвеличивания рода, Радзивиллы вели своё происхождение от древнеримских аристократов. Как будто основатель дома Радзивиллов, некий Дорспрунг, прибыл по морю в Литву и основал город Рамнова (Новый Рим). В этом роду было немало политических и культовых деятелей. Очень известным являлся верховный жрец Криво-Кривейше. Он сильно влюбился в красавицу-литвинку. Родился у них сын, но его отец, будучи жрецом, не имел прав воспитывать его самостоятельно. Молодая мать не выдержала родов — умерла. Встал вопрос — кто возьмет мальчика в воспитанники? Криво-Кривейше задумал хитрость. К нему постоянно заезжали князья. У одного из них, Наримунта, не было сына. И он попросил у жреца молиться богу Перкунасу за наследника. Этим обстоятельством и решил использоваться Криво-Кривейше. По очередному приезду к нему Наримунта, любителя охоты, по приказу жреца маленького сына положили в колыбельку, украсили её цветами и разноцветными ленточками и повесили на высоком дереве. На охоте собаки вывели князя со свитой к таинственному дереву, возле которого не водилось никакой дичи. Охотники глянули вверх и увидели среди листвы некий предмет. Это была корзина. А в ней — великое «чудо» – здоровый и красивый мальчуган. Криво-Кривейше тогда говорил Наримунту: «Вот и послал тебе Бог Перкунас наследника. Расти сына, как родного, и во всём его слушай, потому что все, что он скажет, будет божьим гласом».
Ребенку дали имя Лиздейка, что означает по-литовски «найденный в гнезде». Мальчик быстро рос, его советы всегда слушали. Как-то о помощи Лиздейку попросил сам Великий князь Гедимин. Требовалось разъяснить странный сон, приснившийся князю, когда тот ночевал в долине Святого Рога: сильный волк из железа громко выл во все четыре стороны света. Лиздейка расшифровал сон так: в том месте, где была ночевка князя, должен быть построен великий град Вильно. После этого события Лиздейка получил прозвище Радзивилл — с белорусского «радзіць» (советовать). Поколения наследников Лиздейки использовали это слово как прозвище, а позже оно превратилось в фамилию славного рода. Основателем же их несвижской линии является Ян Радзивилл по прозвищу Бородатый.

Сокровищница Радзивиллов

В Несвижском замке было собрано огромное богатство. К концу XVIII века радзивилловские крестьяне платили налоги на все: использование земли, рубку леса, разведение пчел, ловлю рыб, говорят даже, за сам воздух. Поэтому магнаты Радзивилла жили в большой роскоши, покупали прекрасные произведения искусства, содержали театры и целые дворцовые капеллы, нередко удивляли всю страну и соседей эксцентричными выходками.
Самая популярная легенда, рассказываемая туристам в Несвиже — предание о гигантском кладе, насчитывающем до 60 пудов драгоценностей. Собственно, это фамильная сокровищница, собранная на протяжении столетий. У Радзивиллов свято чтили правило, что из нее нельзя ничего продавать, отдавать в приданное и вообще вывозить из замка. Даже во время великих войн, разрушительных пожаров и других катаклизмов, драгоценности нужно было прятать в какой-нибудь тайник, местоположение которого знал только князь и доверенный слуга. Возможно, эти тайники размещались в подземных ходах, о которых в Несвиже много рассказывают. И эти сведения — не простая выдумка. Самым главным артефактом сокровищницы Радзивиллов были статуи 12 апостолов из золота и серебра, усыпанные драгоценными камнями. Историки выдвигают версию, что они попали к князьям из Константинополя в начале XVII в. Грабители не раз пытались украсть скульптуры. Это явилось причиной того, что настоящих апостолов спрятали, а в Голубом зале замка выставили мастерски выполненные восковые копии, украшенные фальшивыми драгоценностями. Неискушенный глаз не мог даже определить подделку. Более всего сокровища пользовались известностью во второй половине XVIII в., когда князем был Кароль Станислав Радзивилл, известный как Пане Коханку (Милый друг). В письменных источниках есть сведения о том, что этот оригинал все-таки вывез статуи из замка, наперекор запрету, и они сопровождали его в путешествиях по Европе. Когда у князя было туго с деньгами, некоторые он даже закладывал, но всегда выкупал обратно и в конце концов вернул обратно в Несвиж. После смерти Пане Коханку ему наследовал Доминик Радзивилл — последний князь несвижской династии Радзивиллов. До 1812 г. он находился на службе у российского императора, но потом изменил ему, перейдя на сторону Наполеона.
При отступлении французов из Москвы Доминик смог заехать в замок всего на несколько часов, чтобы договориться с управляющим о месте тайника для сокровищ. Когда в Несвиж вступили русские войска под предводительством адмирала Чичагова, управляющий тайно отправил князю послание о том, что сокровища спрятаны в оговоренном месте. Гонец с этой запиской был схвачен возле Мира. Управляющего даже под страшными пытками не выдал место, и был повешен во дворце замка. Второй человек, который все знал — сам князь — вскоре был смертельно ранен и умер. С тех пор не единожды делались попытки найти сокровищницу, но успеха не имела ни одна. Их пытался найти адмирал Чичагов, приказав для этого перекопать весь парк Альба. Немцы искали сокровища и в Первую и во Вторую мировые войны. Несвижская земля хранит молчание до сих пор…

Озеро-сердце

После удачной охоты во время праздничного ужина паны договорились поженить своих детей Галю и Винсента. Раньше спрашивать у детей согласия не было принято – все решали родители. Свадьбу решили сыграть через четыре года, когда Гале исполнится семнадцать лет. Винсенту после смерти отца пришлось самому вести хозяйство, из-за чего он покинул военную службу. Винсентов отец был скуповат, сына деньгами не баловал. Получивши наследство, сын решил погулять, а потом взяться за хозяйство. Он так отдался кутежу (карты, трактиры, женщины), что вскоре все промотал, даже проиграл в карты усадебный дом… Отец Гали пригласил вести хозяйство Данилу, сына своего друга, который как раз окончил учебу. Молодой парень добросовестно взялся за дело. Он несколько раз в неделю объезжал фольварковые владения, следил за порядком. Особенно любил проехаться по «панской дороге». Часто к нему в бричку подсаживалась озорная дочь пана – Галя. Она, как ласточка, щебетала о красоте озер и речки Страчи. Иногда пела. Ее пение повторяло многоголосое лесное эхо. Эти поездки нравились и Даниле. Со временем они уже не могли друг без друга. В Ольшево готовились к балу в честь семнадцатилетия Гали. Пригласили гостей. Во время очередной поездки Галя обратилась к Даниле: — Посмотри на озеро! Оно — как сердце. И волнуется также, как мое сердце… Потом она обняла Данилу, крепко поцеловала и тихо сказала: — Я хочу, чтобы на балу ты танцевал только со мной. Договорились? – Договорились, — растерянно сказал Данила. На бал приехало много гостей. Приехал и Винсент. Когда увидел красавицу Галю, то вспомнил про договор отцов. Вот удача! Брак поможет поправить дела. Начались танцы. По праву нареченного Винсент заказал мазурку и устремился пригласить Галю. А Галю вел в круг Данила… Винсент вызвал Данилу на дуэль. Местом выбрали полянку между лесными озерами, куда поскакали на конях. Узнав про поединок, Галя помчалась вдогонку. Когда сбегал с горы, то услышала два выстрела. Потом увидела Винсента, который стоял около дерева, держа руку у груди… Галя подбежала к раненому, чтобы оказать помощь, но в этот момент Винсент выхватил кинжал и вонзил его в молодое девичье тело: — Ни мне – ни ему, — были его последние слова. Данила подхватил девушку и понес на гору к карете. Она обняла его рукой и шептала: — Любимый… Дорогой… Не волнуйся… Я выживу… Я сильная. Мы будем счастливы. Посмотри на наше озеро-сердце… Озеро было таким, как всегда. Но вдруг ветер сильно поднял воду, и на середине озера появился продолговатый остров. Он напоминал рану на сердце. Галя умерла на руках у Данилы.

— Галя! Голубка! Голубелька моя! – в отчаянии закричал юноша.

— Голубелька! Голубелька-а-а-а, — несколько раз повторило эхо.

И сейчас эхо на Голубельке повторяе сказанное по нескольку раз.

Остров – это застывшая кровь из раны на чистом девичьем сердце – является осуждением позорных человеческих качеств: корысти, зависти, ревности. Справка: ныне озеро Глубля входит в природный комплекс «Голубые озера», который в свою очередь является частью Национального парка «Нарочанский».

Озеро Мертвое

Путешествующие морские воины со Скандинавии, викинги, попали по реке Страче в край Голубых озер. Наше поозёрье им очень понравилось. Здесь они стали заниматься рыболовством, нести военную службу у местных князей. Викинги отмечались особым умением вести бой на воде, себя считали «морскими волками». Согласно их обычаям останки умерших, или погибших нужно было отдавать не земле, а воде. Вот и выбрали они для могильника небольшое бессточное озеро на левом берегу Страчи, возле старинной дороги Полоцк-Вильно, которую теперь называют «панской». Так она стала называться тогда, когда утратила свое значение гостинца и использовалась панами только для прогулок на бричках. Погибших во время боевых стычек воинов викинги хоронили с большой честью, на дно озера опускали в доспехах, останки умерших от старости, или болезни сжигали, а пепел также опускали на дно. Этот водоем назвали мертвым озером. Шел с Полоцка в Вильно монах-пилигним, который слышал про необычное озеро-могильник викингов, и решил посмотреть на него. Дело было под вечер. Богомолец заночевал на берегу. Не успел он окончить вечернюю молитву, как над водной гладью зазвенели звоночки и с середины озера стал подплывать к берегу сундук, наполненный драгоценностями. Монах обхватил его, поставил под сосну и стал разглядывать, что в нем находится. Вокруг никого. На минуту им овладела жадность – сокровищ хватит до конца безбедной жизни… И уже намерился укладывать их в мешок.

— Но это не мое. Мной овладел соблазн…

Дрожащей рукой он перекрестил сундук. В этот момент поднялся ветер и закрутил верх сосны, и вновь настала тишина. Потом сверху послышался мелодичный голос:

— Ты, благородный монах, сдержишь обещание. Тебе я даю важное поручение – возьми из сундука золотую пластину и отнеси ее в Вильно к образу Божьей Матери Остробрамской. Это подарок от Полоцкой земли, от Ефросиньи… Монах выполнил поручение. Сосна с закрученным верхом стояла несколько сотен лет и была чудодейственной. К ней приходили одинокие и обиженные, делились своим горем и получали душевное облегчение. С годами старая сосна рухнула, а на ее месте выросла молодая с таким же верхом. Она также владеет силой снимать душевную тяжесть, чем часто пользуются прохожие и туристы. А озеро это любит тишину, гасит разные звуки и проглатывает эхо. Справка: ныне озеро Мертвое входит в природный комплекс «Голубые озера», который в свою очередь является частью Национального парка «Нарочанский».

Озеро Свитязь

Сам город, как гласят легенды, был достаточно красочен и богат, но отличался уж больно суровыми правилами: нельзя им было принимать чужих. Даже за окраинами города нищие знали об этих особенностях и не заходили сюда. Они прекрасно знали, что если даже попробуют зайти к кому-нибудь, то может случиться с ними беда: хорошо, если просто прогонят, а могут и собак на них спустить или вовсе убить. Однажды в город зашёл дряхлый жабрак, бедняк. Как только жители увидели неизвестного, стали плотнее закрывать двери и окна, чтоб он даже и не думал просить подаяние и прибежище. Но жабрак не знал о местных нравах, он верил, что хоть одна добрая душа найдется в столь негостеприимном городе. Пройдясь по главным улицам старик дошёл аж до самой окраины. Но и там все закрывали перед его носам двери, никто не проявлял сострадание нищему. И когда уже совсем потемнело одна вдова впустила в свою лачугу, что находилась у самой городской стены. Но у неё и самой не было что предложить, кроме как холодное место у печки, где по вечерам она ложилась спать со своим маленьким сыном. Да и кушать было нечего. В доме жабрак нашел старый мешок, в нем раньше находилось зерно. Оттуда достал всего лишь три семени и приказал вдове их смолоть на ручной мельнице. Хоть она и не стала перечить, но всё же решила, что жабрак совсем рассудок из-за голода и горя потерял. Но как же обрадовалась вдова, когда увидела исход своего труда: из трёх зёрен получилось аж три меры муки. Есть чем насытить и себя, и жабрака, и сыночку затирки немного будет – не останется голодный. В это время старик решил собрать немного хвороста за городскими воротами, дабы печь разжечь. Однако его заметили иные жители, то как он возвращался, и то как он зашел в дом вдовы. Люди рассердились, ведь нарушила традицию города, но не стали тревожить до утра, а там уж можно и городской совет собрать. А вдова уже и затирки приготовила, уже накормила сына, странника и сама с лихвой наелась. И спать легли вблизи у теплой печурки. На утро их разбудил гул от жителей, что собрались у дома. Они требовали прогнать жебрака из городка, а саму вдову утопить в реке, что рядом пробегала. Женщина испугалась, заплакала, она-то знала, что не пощадят, утопят, а её сын маленький помрет с голоду. Тогда, расправив плечи, старец сказал вдове, чтоб она на руки взяла сына и шла за ним. И миновали они через массу, и ни один человек их не заметил.
Выходя за городские ворота, стряхнул старец пыль со своей обуви, и приказал женщине идти прочь по дороге и не оглядываться. Она пошла, но за спиной услышала вопли и плачь, и обернулась, позабыв указ жебрака, ведь в этом городе прожила немало лет. И увидела она, что город уходит под землю. И заливает его вода, а сама тут же превратилась в камень. И не столь важно, что это предание очень похожа на библейскую историю про Лота и его супругу. Люди убеждены, что сама жизнь такая, что в ней часто повторяется то, что уже происходило в свое время. И оно повторяется там, где прежний урок не изучили. Говорят, что вплоть до нынешнего дня, недалеко от озера, находится тот самый камень. Приходят к нему бездетные женщины, и молят, чтоб у них родилось дитя, и вдова всем стремиться помочь. Но если ты рукой до неё дотронешься, смоченной в озере, то на камне проявляются то ли слезы, то ли капли крови.

Призрак белой панны в гольшанском монастыре

Существует сказание о том, что строительство францисканского монастыря в Гольшанах никак не могли завершить: одна из его стен постоянно разрушалась. Причина этому была никому неведома. Местный правитель Сапега невероятно злился по этому поводу и обещал наказать нерадивых мастеров, которые никак не могут завершить работу в срок. Тогда они решили задобрить нечистую силу: один из строителей предложил принести жертву – живого человека. Долгие размышления привели к решению – замуровать в стену жену одного из них, которая первой придет проведать мужчин. Самый молодой парень был расстроен таким решением, поскольку очень любил свою суженую. Ранее она часто приносила обед, и он переживал, чтобы именно она не пришла первой. К сожалению для него так и произошло. Он вынужден был подчиниться уговору. После этого возведение монастыря моментально завершилось. Стена больше не разрушалась. 6 августа 1618 года в Гольшанах были торжественно открыты два знаменательных здания: католический костел Иоанна Крестителя и монастырь о котором идет речь в сказании. Совсем недавно, на рубеже XX и XXI века о легенде вспомнили вновь. При реконструкции монастыря, которая проводилась в 1997 году, бригада строителей под одной из стен обнаружила человеческие останки неизвестного происхождения. Их собрали и положили в контейнер, чтобы впоследствии придать земле. Однако останки бесследно пропали. Реконструкция завершилась, но с того времени в монастыре начались необъяснимые странности. По одной из стен пошла серьезная трещина, стали звучать множественные звуки, похожие на лязганье решеток, скрип дверей, людской стон. Череду неурядиц продолжила странная смерть рабочих. Работники и посетители музея не единожды сообщали о том, что якобы видели призрака, похожего на молодую худощавую женщину, одетую в белые истлевшие одеяния. Отличал ее изящный стан и большие глаза, наполненные невероятной скорбью и грустью.

Легенда о происхождении Воложина

В сказаниях люди повествуют о великане, который проживал на холме вблизи места, на котором расположен современный Воложин. Появление названия города связано с детиной, которого именовали Волат. Еще до женитьбы он постоянно помогал людям, с какой просьбой они бы не обращались. По этой причине все были рады, когда он нашел себе избранницу неземной красоты. Меньше через год после начала совместной жизни красавица по неизвестной причине умерла. Горю великана не было предела. Он так горевал, что вскорости представился и сам. Жители местного небольшого селения решили причислить Волата к лику святых, а саму деревеньку было решено назвать в его честь. С тех пор населенный пункт разросся до города, а название его является производным от выражения «Волат жив» — Воложин.

Предание о Горбатом саркофаге

Появление «Горбатого саркофага» в склепе Фарного костела в Несвиже связано с легендой о молодой княжне, которую семья против воли пыталась выдать замуж за австрийского принца. В сказаниях люди рассказывают об истории любви девушки и молодого парня, из-за которой она безвременно погибла. По легенде дело было так. Родные княжны не желали, чтобы она выходила замуж за простолюдина, поэтому всячески препятствовали этому. Когда дело шло к свадьбе с подобранным заморским принцем царских кровей, молодые вознамерились помешать этому событию и организовать свой побег. Они договорились встретиться на условленном месте. Стояла стуженая зима, а посему любимый княжны должен был ждать ее с санями и теплой одеждой. Впрочем, плану не суждено было сбыться. Семья княжны неведомым образом прознала про готовящийся побег из замка, поймала парня и посадила его в башню. Убежавшая девушка, на которой не было теплой одежды, а на ноги были обуты лишь в тонкие туфельки, прибыв на место, не обнаружила ни любимого, ни саней. Возвращаться она не захотела, загоревала и замерзла в сидячем положении. Ее тело настолько окоченело, что даже спустя несколько дней его не смогли распрямить для похорон в гробу обычной формы. По этой причине было решено изготовить специальный «горбатый» саркофаг и захоронить умершую девушку в том положении, как она умерла. В 1954 году история получила продолжение. Специально созданная государственная комиссия определила, что внутри саркофага была захоронена не молодая девушка, а пожилая женщина. К такому выводу специалисты пришли благодаря обнаруженным венкам с надписью «Дорогой бабушке от детей и внуков». Горб же на самом деле был выполнен для вазы с цветами, которые были изготовлены из металла и помещены внутрь саркофага. Некоторые жители Несвижа до сих пор думают, что комиссия нашла не тот гроб, а история о погибшей княжне реальная.

Княгиня Гражина

Эта притча посвящена отважной княгине Гражине, которая ценой собственной жизни пожелала спасти Новогрудок от позорного союза с врагами. Ее муж, будучи главой города, раздумывал над сотрудничеством с представителями тевтонского рыцарства. Никакие уговоры Рымвида, верного друга князя, а также любящей супруги, не помогли принять иное решение и отказаться от позорного союза. Тогда княгиня Гражина решила без ведома мужа пойти на крайнюю мерю. Она надела доспехи и повела местное войско по направлению к озеру, которое располагалось недалеко от Новогрудка. Увидев надвигающуюся битву, князь Литовар с оставшимися воинами поспешил на помощь неизвестному рыцарю, который повел за собой бойцов. Благодаря мужеству новогрудчан удалось одержать победу. Когда же Литовар подошел поблагодарить неизвестного рыцаря за отвагу, увидел, что тот смертельно ранен. Рыцарем оказалась его любимая супруга. В честь нее и было названо озеро, возле которого произошла битва. С тех пор оно носит название «Литовка».

Происхождение Комаровки

В этой легенде описывается происхождение Комаровки – места, которое неразрывно вязано с деньгами, меной товаров. Главным персонажем является Федька Комар – юродивый, который постоянно околачивался вблизи Николаевской церкви и просил у прихожан милостыню. В один из дней он заметил, как идущий возле кладбища человек упал и выронил из рук тяжелый грязный мешок. Кроме Федьки этого никто не заметил, поэтому он поспешил к незнакомцу, узнать в чем дело. Приблизившись, он увидел, что человек не подает признаков жизни. Жадный Федька тут же смекнул, что стоит проверить пожитки, которые старательно тянул на себе незнакомец. Внутри оказалось золото. Вероятнее всего, это были схороненные сбережения Сеньки Сокола, который считался одним из лучших дружинников князя Глеба Всеславича. Оторопевший от привалившего счастья Федька Комар схватил мешок, вскинул его на спину и со всех сил понесся, стремя голову подальше от людских глаз. Так он забежал в ближайший лес. Опасаясь, что обнаруженное богатство кто-либо отберет юродивый продолжал бежать вглубь чащи пока не оказался посреди болота. Под грузом золота топь моментально стала его одолевать. Жадный Федька не смог отбросить груз в сторону и выбраться без него наружу. Так болото поглотило его, а вместе с ним и богатства. С тех пор местность носит Комаровка. По другой версии название болотистой местности произошло из-за множества комаров. Первоначально так стала называться небольшая деревушка, расположенная вблизи болотистой местности, а затем и вся округа.

Легенда о Поповой горке

Ходит сказание о том, что недалеко от истока реки Ушь, расположенного недалеко от Несвижа, есть невысокий холм, называющийся Поповой горкой. Его происхождение связано с весьма печальными событиями, которые произошли несколько сот лет назад. В ту пору отношения между различными конфессиями христианской веры были накалены о предела. Католики и православные мягко говоря недолюбливали протестантов. Особенно негативно относились к проповедникам. В один день удалось поймать группу, состоящую из несколько десятков протестантом. Людей решили посадить под замок в большой дом и оставить без воды и еды на пять дней. Наказание оказалось слишком суровым, никто кроме одного из них не выжил. Да и заставший своих мучеников изможденный проповедник практически сразу умер. Всех скончавшихся было решено похоронить на этом же холме. В то время местное население протестантских проповедников называло попами. Поэтому с тех пор и прижилось название холма Поповая горка.

Происхождение Заславля

Заславль — небольшой городок под Минском, происхождение которого связано с интересной легендой. История гласит, что в 980 году киевский князь Владимир пожелал взять в жены дочь полоцкого главы Рогволода. Местный князь оказался не против, а вот Рогнеда не захотела выходить замуж за Владимира. Так и сказала отцу, что женой Владимира становиться не желает. Вместо этого попросила отца выдать ее за Ярополка – князя Новгорода. Киевский князь обезумел от такого оскорбления и посчитал необходимым наказать обидчиков. Решил пойти войной на полоцкое княжество. Превосходящая по числу воинов и силой армия легко одержала верх. Владимир надругался над Рогнедой на глазах братьев и родителей. Однако и этого оказалось князю мало: после этого он убил ее родных и насильно увез девушку с собой. Так Рогнеда стала женой Владимира, а полоцкие земли были присоединены к киевским. Жену князь реши назвать по-новому – Гориславой. Однако это никак не изменило свободолюбивый характер девушки, которая посчитала необходимым отомстить Владимиру за смерть родных. Так, однажды она попыталась заколоть кинжалом спящего мужа. Но сделать это ей не удалось. Проснувшийся муж схватил Гориславу за руку, отбросил кинжал в сторону и приказал одеться в праздничный свадебный наряд. На шум прибежал их малолетний сын Изяслав, который загородил мать. Отцу он пригрозил рассказать о грехе всем в округе, если тот не откажется от намерений. Владимир был поражен смелостью мальца и решил сменить гнев на милость. Простить несостоявшееся покушения князь жене не смог, поэтому через некоторое время решил сослать Гориславу вместе с сыном обратно в Полоцкое княжество, основав специально для них новое поселение. Назвать его решил в честь сына – Изяславлем. Теперь городок носит название Заславль.

Лошица

Название Лошица произошло благодаря природному явлению, связанному с питьевым источником. В своем время один из князей, который собирался пойти войной на собственного брата, остановился отдохнуть вблизи одного из холмов недалеко от старого Минска. В момент привала он заметил, что из-под земли пробивается небольшой ручеек. Считается, что такой знак свидетельствует об окончании всяческих распрей. Князь посчитал увиденное знамение символом того, что он должен отказаться от своих намерений. Так он и вернулся восвояси. А место то с тех пор стало именоваться Княжье Ложе. Затем просто Ложе. А до современного потомка дошло производное название – Лошица.

Красный костел в Минске

Небольшое число минчан знает историю постройки Красного католического костела, который находится на площади Независимости. Он носит название в честь без времени умерших детей последнего представителя известного белорусского шляхецкого рода Войниловичей – Эдварда. Горе, постигшее семью, считается причиной окончания рода, а память об умерших детях Симеона и Елены родители посчитали нужным увековечить в виде возведенного костела. Его форму и внешний вид Елена увидела в видении за несколько дней до своей смерти. К ней словно наяву явился ангел, который показал храм. Девушке хватило нарисовать увиденное, лист она передала отцу с просьбой возвести точно такой же храм в память о ней. После кончины Елены, которая произошла вскоре от ухода Симеона, родители детей собрали необходимую сумму и обратились к городским властям за разрешением о постройке костела. При этом, Эдвард и его жена Олимпия озвучили два условия: будущая постройка должна быть точно такой же формы как на переданных эскизах, костел будет освещен в честь Симеона и Елены. Условия власти устроили. Так 21 ноября 1910 года было завершено строительства Красного костела Симеона и Елены в Минске. Такое неофициальное название он носит благодаря материалу – красному кирпичу. 2 небольшие башни свидетельствуют о безвременно ушедших детях, а одна башня покрупнее символизирует родительскую утрату и скорбь.

Подаяние в виде алмаза

Чудодейственная сила Божьей Матери неописуемо велика. В этом много лет назад смог убедиться нищий старик, который за свою непутевую жизнь потерял все, что ему принадлежало. Ему оставалось только скитаться по деревням и просить подаяний у жителей. В один день облаченный в лохмотья бедный старец забрел в церковь. Он был невероятно голоден и обессилен. Ему не оставалось ничего другого, как встань на колени и молиться иконе Божьей Матери. После того, как в один из поклонов нищий приклонился к святыне, Богородица наклонилась к нему и заботливо сообщила о том, что все будет в порядке. Затем она достала из своей короны драгоценный камень и передала его старику. Находившиеся в церкви люди стали очевидцами чуда. Однако завистники по выходу нищего из церкви поймали его и решили предать суду. Ему вменялась кража алмаза. Те же люди, которые лицезрели произошедшее встали на защиту бедняги и свидетельствовали о том, что все, что он молвит произошло на самом деле. Отпустил суд старца, а алмаз решил не отбирать. В решении своем огласил наказ о том, чтобы он более не вздумал принимать какие-либо подаяния от святых и Бога.

Легенда о Могилеве

Считается, что Могилев получил свое нынешнее название в результате схожего наименования места, где в своем время был похоронен атаман Машека. Знатный разбойник отличался мужеством и недюжей силой. По всей округе ходила молва о том, что богатырская сила, которой его наделила природа, помогает ему справляться со всеми своими врагами. Сам он был словно лев: сильный и властный. Люди рассказывали, что атаман мог вырывать деревья с корнем. Однако отведенный ему жизненный путь сократил не зверь, не иной разбойник, а женщина. Стал он жертвой коварства. Место, где был похоронен стали именовать могилой льва. До современников дошло производное название «Могилев».

Легенда о Свято-Николаевской церкви

За возведение Свято-Николаевской церкви в Бресте жителям следует благодарить казака, путь которого в свое время проходил мимо города. Местность возле реки Муховец в те далекие времена была крайне заболоченной. Завяз купец в трясине и в тот момент, когда у него не оставалось мыслей о спасении промолвил молитву и обещание возвести за свои средства в Бресте церковь, если ему посчастливится спастись. Высшая сила пощадила его и выпустила из своих оков. Казак выполнил обещание несмотря на то, что для строительства церкви ему пришлось отдать большую часть своих сбережений. Так в городе появилась Свято-Николаевская церковь.

Черная месть магната

Лишь немногие белорусы знают о том, что сохранившийся до наших дней монастырь бернардинцев в Дубровно не является его первоначальной версией. Сперва деревянное строение было возведено в 1630 году. Основал его Николай Глебович. Однако простоял он менее двух веков. Связано это со следующей историей. В 1791 году новым владельцев Дубовенского графства, находившегося в те времена в составе Российской империи, стал генерал-лейтенант Ксавьерия Любимирский. Он считался богатым человеком и настоящим магнатом, занимавшихся различными видами деятельности. У графа была дочь, которая отличалась неописуемой красотой. Многочисленные богатые женихи так и норовили побывать на очередном балу в имении Любимирских с целью поприветствовать молодую княгиню и попытаться добиться ее расположения. Однако сколько ни просили князья руки Клементины у графа, девушка всем отвечала отказом. Но лишь до поры до времени, когда беспамятно влюбилась она в помещика Петра Кроера. Был он симпатичным, но малоизвестным и безденежным. Клементира заранее определила, что кандидатуру Петра в качестве жениха отец ни в коем случае не одобрит. Поэтому решила тайным образом обвенчаться с любимым в монастыре бернардинцев, забрать деньги и сбежать из дома. Когда граф узнал про побег дочери, он неистово рассвирепел. Решил от злости сжечь монастырь, а двоих монахов, обвенчавших Клементину и Петра, утопить. Уже по прошествии многих лет, будучи в старости, Ксавьерия решил покаяться и возвести на собственные средства новый каменный монастырь на месте прежнего сожженного. Так появилось строение, которое сохранилось по сей день.

Легенда о призраке Кальварийского кладбища в Минске

До сих пор периодически появляются сообщения очевидцев о том, как на минском Кальварийском кладбище иногда появляется белая прозрачная фигура, похожая на призрак. Считается, что не успокоившийся дух вынужден скитаться вдоль могил в безуспешных и бесконечных поисках пристанища. История эта датируется XIX веков, когда молодая паненка была похоронена в одном из склепов. Причем, все было сделано в соответствии с религиозными канонами. Обряды были соблюдены: умершая была отпета, тело было аккуратно уложено в гроб. Лишь после многих лет выяснилось, что на самом деле молодая девушка не умерла, а впала в летаргический сон. Можно только представить, какие она испытывала муки в попытках выбраться наружу. С того момента ее призрак не единожды появлялся и пугал местных обитателей. В один день склеп нашли разрушенным. Достоверно неизвестно, кто совершил такой вандализм. Но на некоторое время призрак и впрямь перестал появляться на кладбище. Судя по тому, что некоторые до сих пор видят белую прозрачную фигуру, остается только надеяться, что душа молодой паненки все-таки обретет спокойствие.

Легенда о призраке минской ратуши

История о призраке Михаила Володковича до сих пор всплывает в памяти старожилов Минска. Дело обстояло так. В XVIII веке у Кароля Радзивилла был дальний родственник, который отличался весьма своенравным характером. Причем, эта черта характера зачастую граничила с откровенной дуростью. Тем не менее, это не помешало Володковичу как-то раз обратиться к своему могущественному и властному родному с просьбой помочь стать членом Минского магистрата. Кароль решил не отказывать ему несмотря на самодурство и плохую славу. После очередного отказа местными властями снарядил солдат и вошел прямо в минскую ратушу. Этого оказалось достаточно чтобы решить вопрос, поставленный ребром. Лишь некоторое время Володкович соответствовал высокому чину. Уже вскоре он начал дебоширить, пьянствовать и всяческим образом проявлять неуважение ко всем горожанам и даже чиновникам высокого ранга, а также местным священнослужителям. Долгое время это продолжаться не могло. Терпение властей в один прекрасный день лопнуло. Заносчивого мужчину, несмотря на его родственные связи с Радзивиллом, решили проучить. Он был пойман и приговорен к расстрелу. Причем, сделать это решили тайно: суда и следствия не проводилось. Настолько опротивел своим существом Володкович местным властям. Говорят, что сперва допускалась возможность его прощения и замены наказания на более гуманное. Для этого к нему в камеру был отправлен священник с тем, чтобы кутежник покаялся. Либо по причине чувства собственной безнаказанности, либо воспринимая все в качестве шутки, от исповеди Володкович отказался, а церковного служителя выставил за дверь. Это стало последней каплей. Насолившего всем мужчину вывели ранним утром на задний двор ратуши и расстреляли без свидетелей. Даже после того, как здание было разрушено и заново восстановлено призрак продолжает периодически появляться. Душа до сих пор не обрела покой и вынуждена скитаться вблизи места погибели тела.

Легенда о Радзивиллах

Радзивиллы считаются первым родом в Великом Княжестве Литовском, которому был дарован княжеский титул Священной Римской Империи. Это означало самый высший почитаемый сан Рима. В качестве родового герба были избраны трубы, а в качестве девиза была избрана фраза «Нам советует Бог». Существует легенда о происхождении известного рода и возникновении его названия. Так, корни его выходят от родоначальника Дорспрунга. Считается, что в свое время он добрался из Рима на территорию современной Литвы, где основал поселение под названием Новый Рим (Рамнова). Именно такая версия документально никем не подтверждена. Ее придумали сами Радзивиллы дабы возвеличить свою значимость и максимально причаститься к древнеримскому происхождению. История гласит о том, что одним из прямых наследников Дорспрунга считался Криво-Кривейше. Это был языческий жрец, который поклонялся своим собственным богам. Несмотря на свою близость к придуманным божествам он полюбил местную красавицу литвинку, которая родила ему младенца – мальчика. Вскорости мать младенца умерла, а оставлять на своем попечении и растить мальчика жрец не мог. Поэтому он решил его определить в хорошую семью. Для этого он выбрал известного купца Наримунта, который давно мечтал о наследнике. Жрец решил разыграть перед доверчивым купцом целый спектакль, а для того, чтобы тот в него поверил наказал в скором времени прибавления в семействе. Когда Наримунт отправился на охоту Криво-Кривейше решил подложить ему младенца в красиво украшенной корзине. Со своей свитой и собаками купец довольно быстро обнаружил в чаще леса плачущего мальчика, который в своей люльке был подвешен на самую макушку дерева. Юнец оказался здоровым и очень красивым. Когда Наримунт похвастался жрецу, тот наказал ему растить ребенка как своего родного и всячески о нем заботиться. Назвали юнца Лиздейка, что на литовском означало «найденный в гнезде». Так в действительности и получилось. Мальчик быстро рос, всех удивлял своей смышленостью. К его словам и рассуждениям постепенно начинали прислушиваться. Часто он говорил очень правильные вещи, мог трактовать события. В один из дней за толкованием увиденного сна к нем обратился князь Гедимин. Он рассказал о том, что увидел в грезах могучего волка, который протяжно выл на протяжении длительного времени. По мнению Лиздейки это означало необходимость на этом месте (в долине Святого Рога) основать селение. Его было решено назвать Вильня. По одной из легенд из-за своих здравых и рассудительных советов Лиздейка и получил прозвище радзивил – что по-белорусски означает «радзіць» (советовать). В последующем несколько его потомков также пользовались таким прозвищем. Так оно и прижилось к роду, в последующем став его фамилией. Одним из засвительствованных основателей рода Радзивиллов считается Ян Бородатый.

Святая благоверная София Слуцкая

В Кафедральном соборе в Минске по сей день хранятся нетленные мощи Святой благоверной Софьи Слуцкой. История о ее причислении к лику святых является одной из самых памятных для православных белорусов. Софья по сей день считается одной из главных защитниц православия не только в Слуцке, городе котором родилась и выросла, но и в остальной Беларуси. Софья была внучкой Анастасии Слуцкой и единственной дочерью князя Юрия Юрьевича третьего, который был женат на Екатерине Тенчинской, дочери литовского князя. Датой рождения Софьи считается 14 мая 1585 года. Так произошло, что спустя всего год после рождения малютки умерла ее мать, а всего черед год после этого – и отец. Круглую сироту было поручено опекать брестскому старосте Иерониму Ходкевичу. К этому моменту староста был должен Радзивиллам приличную сумму денег, поэтому он решил найти выход из положения и освободиться от долга. Решением стало заключение соглашения о выдачи Софьи замуж за сына виленского воеводы Януша Радзивилла в момент, когда девушка обретет совершеннолетие. Такая договоренность была заключена в 11-летний возраст юной Софьи. В последующие 7 лет между Ходкевичами и Радзивиллами происходило множество разногласий, которые едва ли не закончились настоящей кровопролитной войной. Лишь счастливое стечение обстоятельств позволило предотвратить междоусобную вражду. Стороны достигли примирения и к моменту обретения совершеннолетия Софьей подошли без вражды. Свадьба состоялась в назначенный час. Единственным условием княжны было обязательное крещение будущих детей пары в православной вере. С тех пор Софья стала считаться ярой защитницей православия. К сожалению, в момент рождения первенца она скончалась. Произошло это в возрасте 26 лет. Муж ее, князь Януш Радзивилл после смерти жены всячески старался поддерживать память о ней. В частности он продолжил защищать православные традиции в городе. Во многом благодаря Софье и Янушу Слуцк так и остался православным городом. Сама Софья за свои взгляды и позицию по отношению к православной церкви была причислена к лику святых. Ее мощи были помещены в минский кафедральный собор. Все желающие причаститься и помолиться могут это сделать и сегодня. Мощи находятся сбоку слева от алтаря. Считается, что Софья помогает тем, кто молится о светлой и чистой любви.

Легенды Беларуси. Не только в Хэллоуин происходит что-то сверхъестественное. В Беларуси, как мы выяснили, мистика и фантастика встречаются чаще, чем можно себе представить.

Накануне самого мистического праздника мы составили , разбросанных по всей территории страны. Может, и вы бывали там и видели что-то необычное?

1. Легенды Беларуси. Ковалевский плюшевый мишка

Безобидная детская игрушка для некоторых жителей микрорайона Бреста Ковалево стала синонимом жути. Привидение-мишка являлось людям в конце коридора, и от него невозможно было оторвать взгляд.

Жительница Ковалева рассказала исследователям портала ufo-com.net, что для нее привидение-мишка стало чем-то вроде приманки. Елена лежала и смотрела, а он отдалялся в сторону кухни квартиры и «тянул» за собой ее взгляд.

Елена читала молитву «Отче наш», но это не помогало: в кухне женщина увидела какого-то мужчину. После этого нечто пронзительно завизжало, запрыгнуло на лежащую хозяйку дома и укусило в шею.

Елена утверждает, что после произошедшего несколько дней с шеи не сходили коричневые пятнышки. На укус в шею жаловался и ребенок, который до того спал.

2. Чудесное озеро Витебщины

Озеро, названное Святым, расположилось в Городокском лесу. Найти его не так-то легко, да и стоит ли искать. Легенда гласит, что сам дьявол когда-то утопил здесь церковь. Поэтому со дна озера будто бы попадают в ад.

И живут в нем не только рыбы да жабы. Местные русалки вовсе не похожи на добрую русалочку Ариэль. Они заманивают неудачливых путников и топят их в озере.

Сопротивляться красавице сложно: ее бездонные голубые глаза гипнотизируют. К тому же не только у воды можно наткнуться на коварных существ: иногда русалки появляются в полях и лесах. Тогда смерти от воды можно не ждать: скорее всего, девица просто-напросто защекочет вас до смерти.

Есть два способа спастись от русалки: встать в нарисованный на земле круг, в котором должен быть начерчен крест. Второй вариант – как можно быстрее сказать «Чур моя!» Повинуясь приказу, русалка пойдет в жилище того, кто ее пленил, и будет честно и беспрекословно выполнять работу по дому.

3. Мозырское Красное болото

Еще один коварный обитатель белорусских водоемов – водяной. Чаще всего водяного описывают как длиннорукого мужчину с внушительным пузом и запутанными волосами-водорослями. Но иногда водяные могут менять свой облик.

К примеру, недалеко от Красного болота, у освященного источника, был замечен водяной в образе девочки. Очевидец набирал там воду, а малышка с глазами цвета морской волны протягивала в ладонях ярко-красные ягоды. Спугнул девочку-водяного звук, раздавшийся поодаль: кто-то еще хотел набрать воды.

4. Путчинский вампир

На самом деле, вампиры – это не сладкие Эдварды Каллены, и даже не драматичные Луи. По крайней мере, белорусские. Чаще это покойники, которых похоронили год или несколько лет назад. В могилах им не лежится: усопшие встают по ночам и приходят пить кровь своих живых родственников.

При жизни вампиры обычно имеют репутацию колдунов. Раньше считалось, что такого покойника нужно откопать и вбить ему в грудь осиновый кол, а потом желательно сжечь тело. По преданиям, откопанные мертвецы не разлагались, а были полны свежей крови.

Теперь о вампирах почти ничего не слышно, но лишь почти. В деревне Путчино, что под Минском, помнят историю, произошедшей в прошлом веке. Очевидцем ужаса стала маленькая девочка, игравшая с другими детьми у дома, в котором год назад умер мужчина. Внезапно покойник появился на дороге и подошел к дому.

Выглядел мужчина нездорово: он был серым и дряхлым. Дети стали кричать, что пришел «тятя», чтобы мать вышла из дому. «Тятя» тем временем схватил одну из своих дочек и направился прочь.

Так бы и ушел, но мать все же вышла из дому и закричала. Видимо, она спугнула покойного мужа: вампир исчез. Говорят, девочка упала на землю, рыдая от страха.

5. Борисовские «круги на полях»

Казалось бы, инопланетяне не балуют Беларусь своим вниманием, но все не так однозначно. Борисов прославился на всю страну самой настоящей пиктограммой. Мы привыкли к классической придавленной кукурузе, но в Борисове инопланетяне выбрали для посадки поле с тритикале.

Круг был образован по всем канонам. В общем, все как у людей, точнее – инопланетян. Стебли тритикале были аккуратно придавлены по кругу, лежали по часовой стрелке. От основной окружности в четыре стороны расходились небольшие «коридорчики», которые венчались кружками поменьше. Самый главный круг был диаметром примерно в 20 метров, а его «лучи» направлялись по четырем сторонам света.

Обнаружили круги утром 17 мая 2009 года. Следующей ночью местные жители организовали ночные бдения – в надежде, что НЛО вернется, но этого не произошло. Позже портал ufo-com.net составил схему пиктограммы.

6. Слободской полтергейст

Сообщения о полтергейстах в Беларуси не так уж редки. Удивительные вещи случились в деревне Слобода Минского района. Точнее, началось все в самом городе.

В квартире одной семьи стало происходить невероятное: предметы телепортировались, иногда исчезали, а потом появлялись в других местах. Например, могли пропасть, а затем посыпаться с потолка деньги. В воздухе появлялось яйцо, которое внезапно падало и разбивалось.

Мать семейства взяла двух своих дочерей и уехала в деревню Слобода к матери, надеясь спастись от полтергейста, но аномальные явления последовали за ними.

Самое страшное началось, когда предметы стали телепортироваться в старшую дочку, тогда ей было 11 лет. Изо рта у нее вывалились гвоздь, битое стекло, а из ушей с помощью пинцета пришлось доставать металлические проволочки. При этом слизистая не повреждалась, а самостоятельно проглотить эти предметы девочка не могла.

Дочь женщины говорила о том, что видит некий белый столб, отдающий приказы.

Мать семейства винила в происходящем бывшего мужа. Тот постоянно приходил к ним, скандалил. Годом ранее он уносил из дома и тайком возвращал обратно детские вещи. Мать его была известна как колдунья.

Этим случаем занимались специалисты по паранормальным явлениям. Они испытали чертовщину и на себе, когда забрали появившееся из воздуха и разбившееся яйцо. После того как один из них попал в катастрофу, было решено прекратить изучение.

7. Вилейские аномалии

Вилейщина в конце восьмидесятых – начале девяностых годов стала настоящим аэродромом для НЛО. Местные жители говорили о том, что в небе постоянно появляются некие шары.

Шары летали практически круглый год будто по расписанию. Летом появлялись примерно в 9-10 часов вечера, а зимой – в 7-8.

Были и другие случаи: жители Сосновки сообщали, что видели красный шар, который направился вверх, и случилось это около полуночи.

Жители же Дубровки рассказывали, как объекты «обшаривали» местность прожекторами и даже не брезговали приземлиться – в лесу или рядом с фермой. Объекты, по их словам были красными, шарообразными. В общем, показания многочисленных свидетелей совпадают.

Теперь «аэродром», видимо, заброшен, так как НЛО уже давно не беспокоило жителей Вилейщины. Тем не менее многие уфологии продолжают следить за этой зоной.

8. Брестский Бернардинский монастырь

Некогда величественный Бернардинский монастырь к нашему времени стал развалинами. Но простыми и заурядными их никак не назовешь .

Один из исследователей истории Бреста посещал развалины со своими помощницами, и обе они были поражены. Как и сам исследователь.

Дело в том, что девушки слышали пение монашеского хора, при этом свои наблюдения они сделали независимо друг от друга.

Спутать звучащие в унисон человеческие голоса с чем-то еще было невозможно: ближайшее место, где проходят песнопения, находится на приличном расстоянии, да и хор там православный. К тому же в момент, когда слышались звуки, исследователи находились в подвалах Бернардинского монастыря.

9. Лошицкая усадьба

С усадьбой, расположенной в Минске, связана довольно трагическая история. Любители паранормального знают усадьбу как обитель призрака Ядвиги, которая некогда хозяйничала в доме.

Ядвига была молодой женой не очень молодого Евстафия Любанского. Прекрасная и умная Ядвига нравилась не одному ему. У девушки был яркий и довольно продолжительный роман с Мусиным-Пушкиным, который на тот момент был минским губернатором. Эта связь не могла понравиться супругу красавицы.

Однажды после ссоры с мужем Ядвига ушла из дома в расстроенных чувствах и направилась к реке. До сих пор никто не знает, утопилась девушка сама, «помог» ей кто-то или это было случайностью, но наутро ее тело нашли на берегу.

Евстафий тяжело переживал смерть жены, потерял волю к жизни и уехал на Кавказ. Но перед этим он приказал заложить окно комнаты Ядвиги кирпичом, а в парке посадил маньчжурский абрикос.

Призрак Ядвиги неоднократно видели в парке, чаще всего именно рядом с абрикосом. Ее описывают как женщину, облаченную в свободные белые одежды.

Считается, если девушка встретит это привидения, то Ядвига поможет ей в любовных делах.

10. Мирский замок

Мирский замок, расположившийся на Гродненщине, известен не только как историческая ценность и место туристического паломничества, но и как обитель Сонечки – довольно безобидного призрака. София Святополк-Мирская погибла безвинно в совсем юном возрасте – девочке было 12 лет.

Николай Святополк-Мирский однажды приказал вырубить сад, выросший у замка, и на его месте создать пруд. Пока проходила вырубка, погиб один из рабочих-лесорубов. Когда все было закончено, мать рабочего пришла к Николаю, прокляла его и озеро, сказав, что отныне здесь будут гибнуть люди – по одному за каждое срубленное дерево.

Первой жертвой проклятия стала Сонечка. Через несколько лет и сам Святополк-Мирский последовал за ней: его тело нашли на берегу злополучного пруда.

С тех пор дух неприкаянной девушки обитает в Мирском замке. А люди действительно гибнут: чаще всего в озере тонут мужчины.