Как вы понимаете значение словосочетания «корыстная доброта»? Рассуждения на тему доброта и жестокость

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, нужно выяснить, что представляют из себя эти понятия. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Жестокость – это абсолютно противоположное качество личности, которое проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им душевных и физических страданий. Так почему же два таких разных явления встречаются вместе? Весь мир, все общество и даже душа каждого человека – все это устроено очень сложно и соткано из противоречий, ничего в жизни не делится на «черное» и «белое». В каждом из нас есть частичка и хорошего, и плохого. Но почему же все-таки встречаются те люди, которых мы можем назвать по-настоящему добрыми, и те, кто не оставляет сомнений в своей жестокости? Я считаю, что это зависит от того, какую часть себя человек сдерживает, а какую выпускает наружу. Однако, иногда так случается, что человек, которого все считают добрым, вдруг совершает беспощадный поступок, а злой порой способен на проявление доброты.

В этом случае происходит столкновение доброты и жестокости, и от душевной силы человека зависит, какая сторона победит в нем.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В центре повествования – Родион Раскольников – добрый и милосердный человек. Он искренне любит свою мать и сестру, не хочет обременять их своими проблемами и старается проявить заботу о них. Также он не оставляет в беде семью Мармеладовых и жертвует свои последние деньги на похороны Семена Захаровича. О его добром сердце свидетельствует и сон, в котором маленький Родион до слез жалеет бедную лошадь. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Почему доброта и жестокость встречаются вместе? Можно ли оправдать жестокость?

В то же время в его голове рождается жестокая теория, согласно которой все люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Желая проверить правильность своей теории, он убивает старуху-процентщицу и ее сестру, которая по роковой случайности оказывается на месте преступления. Это по-настоящему жестокий поступок, ведь никто не имеет права лишать кого-то жизни. Мы видим, как в одном человеке встречается доброта и жестокость. Только после долгих исканий к Раскольникову приходит раскаяние, в его душе доброта одерживает победу над злом.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы можем наблюдать обратную ситуацию, когда жестокий человек проявляет доброту. В главе «Приступ» описан захват крепости мятежниками. Беспощадность восставших не знает границ: они казнят коменданта Миронова, расправляются с его женой Василисой Егоровной. И за всем этим стоит Пугачев. Однако мы можем убедиться в том, что и этот жестокий человек способен на добрые поступки. Так, вспомнив первую встречу с Петром Гриневым и подаренный им заячий тулуп, он сохраняет жизнь молодому человеку. Автор стремится показать, что человек, известный своей беспощадностью и жестокостью, тоже может совершать благородные, добрые поступки.


А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.

На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэлой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель»

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок»

Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой - об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Подбор произведений

1. Герои, тяготеющие к добрым поступкам: А. И. Солженицын "Матренин двор", М. А. Шолохов "Судьба человека", А. П. Платонов "Юшка", М. Горький "Старуха Изергиль" (легенда о Данко).

2. Герои, тяготеющие к жестоким поступкам: Д.И. Фонвизин "Недоросль", И. С. Тургенев "Муму", И.А. Бунин "Г-н из Сан-Франциско", А. И. Куприн "Олеся".

3. Герои, проходящие путь нравственного перерождения (от жестокости к доброте): Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание", И. С. Тургенев "Отцы и дети" (отношение Базарова к родителям), Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы".

Определения:

Доброта - душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Жестокость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Возможная формулировка тем:

Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?

Как человек может воспитывать в себе доброту?

Кого можно назвать добрым человеком?

Уместна ли жестокость на войне?

Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

Можно ли оправдать жестокость?

Согласны ли вы с мнением Г. Гейне: «Доброта лучше красоты»?

Доброта - это проявление силы или слабости?

Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость - мать жестокости»?

Может ли доброта причинить вред человеку?

Нужно ли бороться с жестокостью?

Что может сделать человека добрее?

Может ли доброта принести человеку разочарование?

Пример сочинения.

Кого можно назвать жестоким человеком?

Жестокость - это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим. Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим, в любой ситуации они преследуют только собственные интересы, выражающиеся чаще всего в поиске материальной выгоды. Тема проявления жестокости широко представлена в произведениях русской литературы, беспощадно осуждающих систему крепостного права.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» начинается с эпизода, в котором госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за неправильно сшитый кафтан. По репликам других действующих лиц несложно догадаться, что замечания властной женщины не имеют никаких оснований. Но героиня продолжает оскорблять ни в чем не виноватого портного, жаждет наказать провинившегося. Драматург XIX века намеренно в экспозицию включает этот эпизод, чтобы читатель с самого начала смог оценить суровый нрав госпожи Простаковой. По ходу развития сюжета жестокость героини по отношению к крестьянам раскрывается все больше . «…Все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», - признается она с сожалением. Властная и бесчеловечная, она не думает о тех, кто обеспечивает ей благополучную жизнь. Учителя Митрофана не получают вовремя зарплату, преданная Еремеевна слышит от своей госпожи только оскорбления, крестьяне унижены и запуганы.

В Рассказе «Муму» И. С. Тургенева жестокость надменной барыни раскрывается с еще большей силой. Не чувствующая границ власти, хозяйка имения, где жил и работал глухонемой дворник Герасим, выдает замуж крепостную Татьяну за нелюбимого человека. Помещица распоряжается судьбами крестьян, не думая о последствиях. Кульминационным моментом произведения является приказ барыни утопить единственного друга Герасима - ни в чем не повинную собаку Муму. В конце помещица умирает, но последствия ее жестокости надолго останутся в жизни людей : искалечена жизнь Татьяны, не вернуть Муму, тяжелую личную трагедию пережил Герасим.

Таким образом , грубость, надменность по отношению к другим формируют в личности бесчеловечность. Госпожа Простакова (героиня комедии Д. И. Фонвизина), властная помещица (барыня из рассказа И. С. Тургенева) в полной мере воплощают в себе качества жестокого человека.

В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?

Жестокость - это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим. Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим. Чаще всего толкает человека на подобные поступки поиск материальной выгоды. Но бывают и случаи, когда люди проявляют жестокость, поддавшись настроению толпы, до конца даже не разобравшись в ситуации.

В рассказе "Господин из Сан-Франциско" И. А. Бунин знакомит читателя с историей, произошедшей с безымянным героем. Всю жизнь откладывая деньги на будущее, персонаж забывал жить настоящим. Накопительство стало его главной целью и постепенно истребило душевные качества. Даже в отношениях с женой и дочерью очевидна холодность и равнодушие. Уважение окружающих господин из Сан-Франциско чувствовал только тогда, когда мог платить деньги. Крайнюю жестокость проявляет общественность в момент гибели главного героя. Чтобы скрыть печальное событие, руководство корабля принимает решение спрятать тело в ящик и доставить его до дома на самом нижнем ярусе корабля. В принятии решений люди руководствуются только меркантильными интересами: смерть человека становится для них помехой в ситуации, когда они могут лишиться клиентов, способных платить деньги.

Удивительная история отношений между лесной колдуньей и барином описана в повести А. И Куприна «Олеся». Главная героиня живет в лесу, вдали от цивилизации. Все, что связано с Олесей, вызывает интерес у Ивана Тимофеевича. Но обрести полноценное счастье персонажам не удается. Олеся живет в гармонии с природой, для счастья ей не нужна цивилизация. Она избегает людей, поскольку чувствует недоброжелательное отношение к себе. Ее образ жизни никогда не понять обществу, живущему стереотипами. Но внезапно вспыхнувшая любовь заставляет героиню выйти в свет. Чтобы доказать свои чувства, Олеся отправляется на утреннюю службу в деревенский храм. Ее намерения чисты и благородны. Но люди, увидев человека, живущего не по их пониманию, проявляют жестокость и бессердечие. Не разобравшись в ситуации и поддавшись инстинкту толпы, они нападают на Олесю и избивают ее. После случившегося героиня вынуждена навсегда покинуть родной дом и проститься с любимым Иваном Тимофеевичем.

Таким образом, произведения русских классиков XX века показали причины проявления жестокости. На бесчеловечные поступки способны только люди, являющиеся носителями ложных ценностей и живущие по принципу большинства.

Тезис к темам о доброте:

Добро - понятие, которое относится к морально-нравственным категориям. Быть добрым - значит заботиться о ближних, уметь в нужный момент прийти на помощь нуждающимся, проявлять заботу, чуткость, отзывчивость и, главное, делать это бескорыстно, не требуя ничего взамен.

Итоговое сочинение -2018-2019

Направление - Доброта и жестокость

Тренировочное сочинение

План:

1. Вечный бой между добротой и жестокостью.

2. Жестокость и доброта в семье деда Каширина (по повести М. Горького «Детство»).

3. Проблема доброты и жестокости в рассказе А. Платонова «Юшка».

4. Доброта и жестокость в сегодняшнем мире.

Наша жизнь так устроена, что доброта и жестокость соседствуют в ней, и между ними длится вечный бой. Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим. А в чём проявляется жестокость? В злых насмешках, едких замечаниях, в обидных и унижающих словах, побоях, насилии, убийствах. Литературе эта тема была интересна всегда.

Так, в повести Алексея Максимовича Горького «Детство» этой теме уделяется очень серьёзное внимание.

Василий Васильевич Каширин часто поступает несправедливо по отношению к домашним. Почему же дед так жесток? Как это объясняет автор повести?

У деда была очень тяжёлая жизнь. Он не выдерживает всех трудностей. От этого старик озлобляется, и всю злобу выливает на окружающих. Беспредельная жестокость дедушки позволяет ему пороть внуков по субботам.

А. М. Горький обращает наше внимание на то, что такое издевательство над детьми доставляло Каширину удовольствие. Однажды дед выпорол Алёшу до потери сознания, после этого мальчик болел целую неделю. Автор повести подчёркивает, что дом Каширина был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, даже дети принимали в ней живое участие. Глаза у деда были обжигающими, Алёша очень боялся их. Когда Алёша впервые увидел деда, то сразу почувствовал в нём врага. В доме царит настоящий ад. Родственники Алёши - угрюмые, жадные, самолюбивые. Дядья постоянно ругались между собой. Время от времени они дрались. Народная мудрость объясняет, что всякая жестокость происходит от немощи. И подтверждение этому мы видим в повести М. Горького «Детство»

Противоположностью деду является Акулина Ивановна. Бабушка старалась заменить Алёше мать, прикладывала все силы, чтобы мальчик рос в ласке и доброте. Внука подкупало то, что бабушка всегда говорила ласково, весело, складно, как-то особенно выпевала слова, похожие на цветы. Акулина Ивановна стала для мальчика самым дорогим человеком. От бабушки впервые услышал Алёша русские народные сказки. И от этого душа мальчика наполнялась добротой. Именно сказки эти спасли душу мальчика. Алёшу отдали в школу, где ему не понравилось, так как дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили.

Читая повесть, мы видим, что Алёша среди злых и жестоких людей в доме отыскал добрых и отзывчивых. Среди зла и жестокости можно найти добро. Повесть А. М. Горького заставляет нас убедиться в том, что доброта в человеке начинается с детства. А для жестокости был бы только повод.

Такую же проблему мы видим в рассказе Андрея Платонова «Юшка».
Герой Платонова – воплощение доброты. Юшка-человек, не похожий на других. У него прекрасная душа. Он терпеливый, мягкий, доверчивый. Это очень злило окружающих, которые по отношению к нему проявляли страшную жестокость. Жизнь кроткого и очень доброго человека была укором совести для этих жестоких людей-взрослых и детей. А Ефим Дмитриевич верил в то, что народ любит его. Он никогда не отвечал злостью на проявленную к нему жестокость. Только окружающие его люди не знали, что делать для любви. Они совершенно не умели любить, поэтому издевались над Юшкой и всячески терзали его. «Сердце в людях бывает слепое», - вот что прекрасно понимал Ефим Дмитриевич. Похоронив Юшку, люди быстро забыли о нём.

Но, читая рассказ, мы понимаем, что жизнь этих злых людей стала хуже, так как им не на кого было выплёскивать свою злость. У нас не может не возникнуть чувства глубокого сострадания и любви к этому герою. А мысль автора становится ещё ближе и понятнее, потому что рассказ заставляет задуматься над главным в жизни каждого из нас, так как бой доброты и жестокости нескончаем. Доброта, живущая в сердце человека, способна победить жестокость. Андрей Платонов убеждает нас в том, что без доброты и сострадания нет настоящего человека.

Читая повесть А. М. Горького «Детство» и рассказ А. А. Платонова «Юшка», мы ещё раз заостряем наше внимание на проблеме доброты и жестокости и понимаем, что сегодня для нас она имеет исключительное значение. Очень хочется надеяться на то, что мои современники будут как можно больше проявлять друг к другу доброты и отзывчивости. Тогда наш мир станет светлее и лучше. А жестокость будет отступать.

Сентябрь 2018 года.

Сочинение написано ученицей 11 класса Дианой М. под руководством

Репиной Екатерины Кирилловны.

(430 слов) Жизнь весьма противоречива и не однозначна, а потому наряду с жестокостью мы можем видеть доброту, а наряду с добротой жестокость. Многие авторы задумывались об этой двойственности человеческого бытия. По моему мнению, секрет заключается в двойственности самого человека. В реальной жизни не существует полных чудовищ, в каждом есть как плохое, так и хорошее. И зачастую внешние обстоятельства определяют, какое из этих двух начал проявляет личность. В русской литературе есть много примеров, подтверждающих моё мнение.

Так, в историческом романе А.С. Пушкина перед нами разворачивается история пугачёвского бунта. Крестьяне и казаки убивают, грабят и уничтожают угнетающую их власть, дворянство и армия отвечают не меньшей жестокостью. Казалось бы, в погрязшей в крестьянской войне стране нет места доброте, но это не так. Пушкин рассказывает о взаимоотношениях молодого дворянина Петра Гринёва и лидера восстания — Емельяна Пугачёва. Впервые они встретились ещё до захвата крепости, и тогда дворянин отнёсся с уважением к простому казаку. Бунтовщик отплатил ему таким же великодушием и не стал забирать его жизнь, когда такая возможность появилась. Более того, чуть позже он помог Петру спасти его возлюбленную Марию Миронову от переметнувшегося на сторону Пугачёва Швабрина. В тот момент, когда идёт жесточайшая борьба простого народа против дворян, между казаком Емельяном и офицером благородного происхождения Гринёвым возникает некое подобие дружбы и взаимопонимания. Таким образом, Пушкин показал, что доброта и жестокость уживаются вместе, потому что такова человеческая природа: убийца и разоритель городов не раз проявлял благородство, а добросердечный юноша участвовал в кровавом подавлении мятежей.

Ещё один пример мы можем найти в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». Эпизод, посвященный Гражданской войне, рассказывает нам о расправе казаков над пленными красными. Один из пленных притворился сумасшедшим, чтобы избежать смерти. Жившая неподалёку старуха уговорила казаков отпустить безумца и приютила его в своём доме. Она прекрасно понимала, что красноармеец притворялся, и всё равно помогла ему: дала кров, пищу и рассказала, где находится красная армия. Старуха не было сторонницей коммунистов, более того, её сыновья воевали на стороне повстанцев, но даже так она не смогла не помочь хотя бы одному несчастному. Шолохов показал, что даже на самой жестокой войне – гражданской — всегда есть место для доброты и милосердия, потому что такова сущность человека: в нем есть и положительные, и отрицательные стороны.

Таким образом, доброта и жестокость встречаются вместе, потому что характеры людей противоречивы и не однозначны, как и обстоятельства, вынуждающие их действовать: «злодей» помогает врагу в трудную минуту, вступается за попранные права тех, кому не на кого больше надеяться, а «добрый человек» топит восстание своего бедного и угнетенного народа в крови, выполняя приказ. В такой многообразной и сложной реальности нам, простым смертным, сложно оставаться только плохими или хорошими, поэтому пороки и добродетели соседствуют в наших душах.