Иван вырыпаев где живет. Иван вырыпаев. Режиссерские работы Ивана Вырыпаева

Иркутские кинематографисты снимают фильм «Иркутск Ивана Вырыпаева» про соотечественника и известного российского драматурга. Режиссер ленты - автор нашумевшего фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири» Юрий Яшников. В съемках принял участие российский писатель и драматург Евгений Гришковец. О том, зачем и для кого снимают этот фильм, рассказал Юрий Яшников.

141 15 85

Герой нашел нас сам

Мы не собирались снимать фильм. Идея съемок возникла совершенно спонтанно. В 2016 году иркутский союз кинематографистов (Иркутское областное отделение Союза кинематографистов РФ. - Прим. ред.) пригласил Ивана Вырыпаева презентовать в Иркутске новый фильм «Спасение». Мне как руководителю молодежного центра союза поручили его встречать. Захотелось встретить как-то интересно, и мы с Сергеем Дубасом придумали снять маленький ролик про визит Ивана. Как-никак знаменитый на весь мир драматург-иркутянин на родину прилетает.


Администрация аэропорта откликнулась на нашу просьбу и даже разрешила снимать у трапа самолета. В итоге первыми словами Ивана в фильме были: «О, а как вас сюда пустили?» Мы с оператором Ильей Закаблуковским, будучи уверенными, что снимаем просто ролик, посадили гостя в машину и повезли на «Чайку», где живет его папа.

Именно в те 20 минут, что мы ехали, начал рождаться фильм. В дороге Иван как бы между делом наговорил нам столько неожиданных вещей! Как режиссера меня потрясло его мировоззрение, чистые формулировки окружающего мира, что показалось преступным не запечатлеть это на пленку. Мы не искали героя, он нашел нас сам.



О внезапной смене наших планов мы Ивана, конечно, не известили. У меня тогда язык не поворачивался сказать, что мы начали фильм. Я боялся услышать «нет». Думаю, он сразу начал догадываться. Ведь за ним неотступно ходили сначала два оператора, а на выступлениях их количество доходило до четырех и восьми человек.

Разоблачение чуть не произошло в день отлета Ивана. Машина, на которой мы его везли, была полностью облеплена камерами, а внутри сидел оператор. Провожаем Ивана до здания аэропорта, открывается дверь - и там его встречает другой оператор. И тут Вырыпаев останавливается, поворачивается ко мне и спрашивает: «Юр, что происходит? Это уже совсем не походит на съемку маленького ролика…» Я даже не успел ничего ему ответить, как подошла сотрудница и быстро-быстро увлекла Ивана на посадку. Он улетел, так и не зная ничего. Объяснился я позже в электронном письме. И Иван прислал короткое: «Окей, снимайте».

В родном Иркутске Иван Вырыпаев бывает редко. В 2001 году он уехал в Москву, а во время наших съемок по семейным обстоятельствам перебрался в Польшу. Но остался в памяти свой, «вырыпаевский», Иркутск как напоминание о прошедшем детстве и юности. О событиях, которые когда-то причиняли ему радость и боль.

Он вспоминал, как вырос и жил на «Чайке», и прекрасно помнит ту вакханалию 90-х годов. Что многие его одноклассники скончались от героина. А проезжая по городу, признался, что его мама погибла в ДТП в маршрутке. Авария произошла по вине водителя, который находился в наркотическом опьянении. Иван тогда только начал жить в столице и вдруг потерял маму. У него даже не было денег приехать на похороны. Ему помог Михаил Ефремов, с которым они успели подружиться.

И всё же причина оставить родной город у будущего драматурга была серьезной. Он мечтал создать свой театр, но Иркутск не позволил.

Патриарх «новой русской драмы»

В современном отечественном театре есть устоявшееся движение «новая русская драма». Его патриархами в стране считают троих человек: это Евгений Гришковец, Кирилл Серебренников и Иван Вырыпаев. C 1998 года Иван грезил идеей говорить об актуальных проблемах театральным языком. Но авторитетные люди из иркутской театральной среды блокировали его попытки. И это творчество Ивана, которое не нашло тогда реализации в Иркутске, стало культовым направлением в российской драматургии. Останься он тогда здесь, то не стал бы нынешним Вырыпаевым. Он понимает это и, наверное, потому не держит зла на родной город.


По жанру фильм документальный с двумя главными героями - Иваном и Иркутском. Мы покажем реального Вырыпаева. А также об Иване расскажут люди, с которыми он работал, общался. А может и не работал никогда, как, например, с Евгением Гришковцом. Но покуда их обоих называют патриархами новой русской драмы, значит, есть у этих людей однозначно что-то общее. И в то же время - колоссальные различия.

Во время разговора с Гришковцом об Иване у нас пробегали мурашки по коже. Честно говоря, он наговорил много негативного. Но одна фраза потрясла всю съемочную группу. Евгений признался, что считает Ивана Вырыпаева величайшим художником из всех своих современников. И тут же добавил, что общение у них не складывается. «Да и о чем нам общаться?» - усмехался Гришковец.

В фильме не будет цензуры. Во время съемок я сказал Ивану: «Вань, ты понимаешь, что мы наснимали такого…?» А насколько откровенные факты нам стали известны, можете представить? Он ответил, что это наш фильм и своими материалами можем распоряжаться, как и задумали. Кстати, когда я сказал, что мы сняли Гришковца, Иван даже не отреагировал. Вот что уж точно он не мог сказать: «Ну что, ну что он там про меня сказал?» (Смеется.) Нет, это не Вырыпаев.

«А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»

Забавно, но на момент съемок я и моя команда ничего толком не знали о творчестве Ивана. Я не видел ни одного его спектакля, не читал его пьес. Смотрел только фильм «Кислород» и мельком - «Танец Дели». Из-за такого «незнания» произошло немало смешных моментов.



Все друзья и коллеги Ивана, видя, что мы снимаем про него фильм, были уверены, что мы какие-то ярые фанаты. И очень удивлялись, узнавая, что это не так. В Москве я познакомился с ученицей Ивана по имени Анна-Мария, она снимала бэкстейдж (фильм о фильме. - Прим. ред.) на съемках «Спасения». Мы попросили несколько кадров. Скидывая видео, она попутно объясняла мне, где и какая сцена. Пока я не сказал, что фильма-то не видел. Она посмотрела на меня изумленными глазами и спросила: «А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»


Мы не перестаём каждый съемочный день удивляться: почему раньше эта идея не пришла к нам в голову? И я счастлив, что так произошло, да еще нас поддержало областное министерство культуры и архивов. Возьмись снимать про Ваню кто-то другой, например из Москвы или Польши, - Иркутска в фильме бы не было. И он точно не назывался бы «Иркутск Ивана Вырыпаева». Ну отметили бы, что, мол, родился в Иркутске, и всё.

А мы хотим показать и Иркутск и Ивана тех, 90-х годов. То, как город повлиял на будущего сценариста. В этом свете приятно видеть, что много кто соглашается принять участие в съемках. Кроме Евгения Гришковца мы уже сняли Вениамина Смехова, Михаила Козырева, иркутянок - Анну Матисон и Наталью Меркулову. Съемки еще продолжаются, и фильм мы закончим в следующем году.




Юрий Яшников поделился интервью с Евгением Гришковцом, в котором он говорит об Иркутске и личности Ивана Вырыпаева.

Вырыпаев и Иркутск

Помню, я однажды встречался с Ваней в Иркутске, это было, когда мы с Аней Матисон снимали фильм «Сатисфакция». Он приехал к нам такой упитанный, смешной и очень самоуверенный. Это было как раз после успеха фильма «Кислород», премьеру которого он и привез в Иркутск. Ваня тогда мне показался отвратительным просто. Он вел себя очень самоуверенно, как некий сектант, который понимает, что он уже просветленный, который познал какую-то истину, а мы тут суетимся по каким-то мелким вопросам, погрязли в глупости.

Я считаю, что у него на самом деле нет контакта с этим городом. Иркутск ведь город очень тяжелый, из сибирских городов он самый тяжелый, пожалуй. Город, который находится на отшибе и построенный какими-то не очень счастливыми людьми - декабристами и прочими ссыльными. И они не встретились: Ваня с городом. Судя из того, что он транслирует в своих произведениях, я вижу, что ему там было тяжело. Да даже чисто символически: город убил его маму. Что может быть более символичным, чем смерть в маршрутном такси? Город убил маму.

Я видел Ваню веселым, но никогда - по-настоящему счастливым. Мне кажется, он один из самых несчастных людей, которых я встречал в жизни. Он удачливый, но несчастливый человек, потому что он был как-то сильно несчастлив в том месте, где родился. Я так вижу. Это совершенно не совпадает с моим отношением к родному городу Кемерово. Кемерово я люблю, я там был и счастлив и несчастлив. Но и меня очень любят в Кемерово.

А Иркутск как не любил Ваню, так по-прежнему и не любит. Он любим какой-то небольшой группой, но в целом иркутяне его, в общем-то, и не знают. Вот даже те в Иркутске, кто никогда не читал Вампилова, знают, что был такой Вампилов. А Ваня Вампиловым для Иркутска не стал. И не станет. Потому что тут есть странные глубокие взаимоотношения с городом, из которых произросла его таинственная художественная душа.

Меня в Иркутске любят больше, чем Ваню Вырыпаева, и гораздо больше знают. Я там снимал кино, десятки раз был в Иркутске, и для меня он стал даже не просто городом, а художественным пространством. Но по большому счету этот город для меня непонятен. Я хорошо себя чувствую и понимаю всё про Томск, Новосибирск, свое родное Кемерово, Омск, Красноярск. А Иркутск мне непонятен. Самый неулыбчивый город Сибири. Даже в Чите мне понятнее, чем в Иркутске.

Возможно, у меня такое отношение к Иркутску, потому что у меня нет восторженного отношения к Байкалу. Я когда смотрю на Байкал - мне страшно. Он для меня какой-то космический объект. Настолько мощное и неподвластное человеку место. Я сугубо городской человек, мне возле Байкала страшно. Я никогда не умилялся Байкалу, как могу умиляться около озера Иссык-Куль в Киргизии. Там приятно, а Байкал жуткий. Я человек, который ходил в море, служил на флоте три года, не боюсь океанского простора и глубин океана. А на Байкале мне жутко. И рядом с ним этот город, немножко на отшибе. Вот Иркутск никак не тот город, где я могу чувствовать себя вольготно и расслабленно.

Для меня Ваня во многом, наверное, важнейший художник из всех моих современников. Мне все время хочется понять, как и почему он так ощущал и ощущает этот город. У него какие-то глубинные и очень тяжелые взаимоотношения с городом, которые он не озвучил, не выговорил.

Про плохое образование

Я не знаю более талантливого художника, который занимался бы театром. Ваня априори театрален. У него не получается писать прозу, снимать кино. Он не смыслит ни черта в кино, ничего не понимает в киноязыке. Но ему случайно удалось сделать удивительный фильм «Спасение». Ваня настолько одарен, фантастически, но очень не образован. Он не невежественный человек, он просто не образованный.

Вот Чехов тоже не был же образован, он был обычным медиком. Он пытался писать прозу, а у него получались только маленькие рассказы. Но не знал, как написать роман, не знал анатомии и технологии романа - у него не получалось. И даже повесть «Степь», которую он пытался написать как большое прозаическое произведение, во многих местах проваливается.

И театральный от природы Ваня родился человеком, который обязан сделать собственный театр. Он ничего не смыслит в режиссуре театральной, то есть в законах восприятия. Он просто не очень хорошо знает людей. Он находится глубоко и далеко в тех сферах, куда я не ходил и даже не смотрел. Мне туда заглядывать страшно. Я не буду расшифровывать то, что я сейчас сказал.

В частности, я никогда в жизни не пробовал наркотиков. Это один из тех потаенных уголков, где я не был, а Ваня бывал. И заходил, видимо, в серьезные дебри. Так что, когда Ваня говорит об инопланетянах, он имеет в виду совершенно не то же самое, когда я говорю об инопланетянах. (Смеется.) Вот. Я знаю много людей, знаю много гениальных артистов, знавал несколько больших поэтов, живописцев. Но я не знаю более одаренного человека, чем Иван Вырыпаев. И я полагаю, он со своим дарованием не очень справляется.

У него недостаточно инструментов, чтобы обрабатывать те замыслы, которые ему приходят, которые ему даны, которые с ним случаются. Если бы он имел образование, было бы гораздо больше инструментов. И он в силу наличия таких инструментов был бы лучше услышан людьми. Они же плохо его слышат. Потому что он не очень внятно говорит. Иркутск не дал ему нужного образования. Иркутск заставлял его, или требовал от него, или предлагал ему делать не то, что ему нужно было делать в те юные годы. Мне посчастливилось больше: я получил в Кемерово очень хорошее образование.

Было время, когда я уже поставил на Вырыпаеве крест. Но несколько лет назад жизнь переубедила меня. А тогда у меня к нему были самые большие претензии, поскольку он самый талантливый. Какие претензии могут быть к бездарю и дураку? Никаких. И он мне чертовски интересен.

Следующего его произведения я очень жду. И даже если оно будет неудачным, точнее ошибочным, потому что Ваня делает огромное количество ошибок. Но это ошибки. Ошибки простительны, иногда ошибки бывают прекрасны. Ваня совершает и простительные, и прекрасные ошибки. Даже если это будет так, я восприму это с досадой, я скажу: «Эх, жалко, жалко, что это неудачно. Подождем другого».

«О чем нам разговаривать?»

У нас никогда не было с ним существенных разговоров. А о чем нам разговаривать?
Нам лучше переписываться эсэмэсками короткими. Например, когда посмотрю его очередной спектакль. Мне очень нравится спектакль «Пьяные», меня поразил текст «Иллюзий». Я тогда позвонил Ване и сказал, что я так не умею писать, я таким способом не владею.

В Иркутске он бы сдох. Потом он сдох бы в Москве. Сейчас может жить в Варшаве. Он уже говорит по-польски, он тепло отзывается о Варшаве, которую я терпеть не могу. Он постоянно перемещается. Я уехал из Кемерово, понимая, что там очень хорошо живу, а мне нужно обострить свою жизнь до невозможности. А Ваня уехал из Иркутска от невыносимости. Я так думаю. Потом ему было невыносимо в Москве. Это не закономерно, а жизненно необходимо было уехать. Воздуха не хватало человеку. Нечем было дышать.

Я никогда не ходил в его театр «Практика», я не люблю этот театр. Я видел сделанные им спектакли - считаю, что все они плохи. Я не могу это смотреть. Это неубедительно. Но он абсолютно уникальный драматург, выдающийся. Именно человек, который пишет для театра.

Дарья Васильева, ИА «Иркутск онлайн»

URL: http://www.сайт/news/articles/20170511/theatre/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

141 15 85

Кто такой Иван Вырыпаев? Человек, объяснивший миру проблему «кислородного голодания». Режиссёр, который сумел показать любовь, сильную как смерть. Автор множества пьес, талантливый актёр и сценарист. Иван Вырыпаев - обладатель множества наград: в его копилке Гран-при различных театральных конкурсов, дипломы кинофестивалей, он даже признан лучшим драматургом Германии.

Биография

На свет Иван появился в Иркутске 3 августа 1974 года. Его отец, Александр Николаевич, преподавал в Иркутском педагогическом колледже, мать, Вера Тимофеевна, получившая высшее образование в сфере торговли, трагически погибла. Сразу после окончания школы Иван поступил в Иркутское театральное училище на актёрское отделение. В 1995 году Вырыпаев окончил училище и переехал в город Магадан. Здесь он целый сезон работал актёром магаданского театра, преподавал сценическое мастерство студентам местного училища искусств.

В 1996 году молодой актёр переехал на Камчатку. В Театре драмы и комедии Иван работал на протяжении двух сезонов. После этого он вернулся в родной Иркутск, где открыл Театр-студию под названием «Пространство игры». Тогда же, в 1998-м, Иван Вырыпаев поступил в Высшее театральное училище имени Щукина. Обучался он на отделении «Режиссёр драматического театра» заочно. Параллельно Иван преподавал - он обучал актёрскому мастерству учеников Иркутского театрального училища. На курсе Вячеслава Кокорина Вырыпаев трудился вплоть до своего переезда в Москву в 2001 году.

Спектакли Вырыпаева

Первый спектакль, который Иван поставил по своему собственному сценарию, носил название «Сны». Актёры со сцены говорили о самых важных вещах в жизни человека: о Боге и красоте, любви и свободе. Начало спектакля вызывало у зрителей довольно противоречивые чувства - первые монологи казались несвязным бредом, лишённым логики и смысла. Однако погружение в атмосферу странного сна расставляло всё на свои места.

Потом на сцене появились «Город, где я» и «Валентинов день». Первая пьеса была написана в 2000 году. Постановка повествует о вере во Всевышнего, в человека, в самого себя. Главная идея этого спектакля известна уже несколько тысячелетий: всё в жизни - не важно, плохое или хорошее - нужно заслужить, выстрадать.

«Валентинов день» - это продолжение широко известной пьесы Михаила Рощина. Популярна она была в семидесятые годы прошлого столетия. В произведении «Валентин и Валентина» автор рассказывал историю о практичных родителях, которые сумели отвадить от примерной девочки Вали влюбленного в неё сына проводницы, тоже Валю.

История, которую рассказывает Вырыпаев, трагична. Девочка Валя - уже и не девочка вовсе: ей исполнилось шестьдесят. Однако сильные чувства с годами не прошли. Валентин же женился на другой женщине, по имени Катя. Иван Вырыпаев рассказывает о случайной встрече в метро, метаниях мужчины, его смерти. О том, как Валентина 20 лет живёт с той самой Катей под одной крышей, ненавидит её и вспоминает о нём.

2001 год ознаменовался для Вырыпаева не только переездом в столицу России. Здесь он стал режиссёром в уникальном Центре новой пьесы «Театр.Doc» и обрёл невероятную популярность. Причиной тому стал новый спектакль «Кислород». Карьера нестандартного театрального режиссёра стремительно набирала обороты. В 2005 году началось сотрудничество с театром «Практика», где Вырыпаев поставил спектакли «Июль» и «Бытие № 2». Тогда же, в 2005-м, Иван Александрович открыл агентство творческих кино- и театральных проектов, литературы. Талантливый мистификатор, новатор - всё это Иван Вырыпаев. Пьесы его и сегодня ставят во всём мире! В списке театральных работ Вырыпаева спектакли: «Объяснить», «Танец Дели», «Иллюзии», «Комедия», «Женитьба», «Борис Годунов» и другие.

Парадоксы и ритмы: «Пьяные»

Какой режиссёр способен приучить отечественный театр к словесным философским танцам? Ответ один - Иван Вырыпаев. «Пьяные» - новая пьеса, написанная для театра в Дюссельдорфе, полная парадоксов и музыки, юмора и размышлений. Диалоги героев шокируют своей прямотой. Они говорят о страхе и вере, любви и смерти, Боге и счастье. Возможность размышлять на эти темы с максимальным, буквально обезоруживающим простодушием появляется у героев только потому, что драматург решил их напоить.

Дебютная «Эйфория»

Первый фильм, снятый этим режиссёром в 2006 году, рассказывает историю любви, которая сильнее смерти, и историю ревности, которая оказывается страшнее преисподней. Обычная на первый взгляд ситуация - любовный треугольник - предстаёт перед зрителями в совершенно непривычном свете. Эта киноработа была удостоена разных наград. Например, «Малого золотого льва» на Венецианском международном кинофестивале и Специального диплома жюри «Кинотавра».

«Кислород»: спектакль и фильм

История этой постановки началась в 2002 году. Тогда Иван Вырыпаев впервые поставил спектакль на иркутской сцене. Из декораций - два стула, из актёров - два рассказчика. Успех спектакля превзошел все ожидания - его перевели практически на все европейские языки и поставили в различных европейских театрах. Критики говорили, что секрет этой постановки кроется в понятных словах и качественном тексте, слушать и пропускать через себя его так же важно, как дышать.

75 минут гипноза - так можно охарактеризовать фильм, который снял по этой пьесе Иван Вырыпаев. «Кислород» вышел на экраны 30 июля 2009 года и сразу же покорил сердца ценителей арт-хауса. Эта лента - авторское представление о десяти заповедях. Показаны они на фоне современных молодых людей и их безнравственности. Главные роли исполнили Алексей Филимонов, Каролина Грушка и Варвара Воецкова.

В истории двух возлюбленных из совершенно разных миров цитаты из Библии соседствуют с жаргоном и нецензурной лексикой, мелодии танцпола перекрывает ритм молитвы. Девушка-кислород, "некислородная" жена, гопник Санёк - герои этого фильма - пытаются ответить на вопросы, связанные с религией, жизнью и смертью.

«Спасение»

Не только «Эйфорией» и «Кислородом» славится Иван Вырыпаев. «Спасение», вышедшее на экраны в 2015 году, можно назвать первым нетеатральным фильмом режиссёра. Эта полуторачасовая история начинается в Варшаве, где монахиня Анна садится в автобус, следующий до аэропорта, летит в Гималаи, заселяется в отель и обнаруживает, что ее горная католическая миссия, ради которой она и приехала, откладывается на неопределенный срок из-за размытых дорог. Несколько дней девушка проводит в небольшом буддистском городке, болея горной болезнью, общаясь с туристами, меняя свой головной убор на стильную шапку и находя Бога.

Иван Вырыпаев, фильмы которого обычно наполнены кислородом, неожиданно для зрителей и критиков снял кино, полное молчаливых длинных пауз, искушений и удивительных пейзажей.

Награды

Наверное, главное для любого драматурга и режиссёра - признание. Как критиков, так и зрителей. Иван Вырыпаев - обладатель множества престижных наград. Его спектакли и фильмы завоёвывают Гран-при различных фестивалей. Иван Александрович - обладатель таких наград, как молодёжная премия «Триумф», премий «Надежда русской драматургии», «Новая драма», «Золотая маска». Ему принадлежат Гран-при фестивалей «Новая драма» (2005 и 2007 гг.) и «Контакт». А в 2009 году Иван Вырыпаев был признан лучшим драматургом Германии.

Бои за Новодевичье

ВВЕРХ ПО ВОЛГЕ

Прибыв из Сызрани в Самару, отряд Каппеля прямо из вагонов был погружен на товаропассажирский пароход "Мефодий" и немедленно отправился вверх по Волге, в район города Ставрополя. Этот город и близлежащие деревни были заняты красными. По данным разведки, красные располагали большим количеством пулеметов и сильной артиллерией.

Не доходя верст 15 до Ставрополя, пароход "Мефодий" пристал к крутому левому берегу, на котором быстро были построены мостки, и по ним спешно выгружались бойцы, а орудия и зарядные ящики выкатывались на руках.

Из ближайшей деревни пригнали нужное количество крестьянских подвод для нашей пехоты, которая в это время на Волге никогда не ходила в пешем строю. Отнимая у крестьян подводы в жаркое рабочее время, мы, согласно приказу Каппеля, обязательно платили по 10-15 рублей за каждую (тогда это были приличные деньги). При таких условиях отряд мог передвигаться довольно быстро, не утомляясь.

Расспросив у первых попавшихся местных жителей о противнике, в его сторону направлялся разъезд нашей кавалерии. Приблизительно в одной версте следом за ним двигались главные силы. Наша пехота, расположившись по трое-четверо на телеге на душистом сене, обычно дремала или просто наслаждалась природой. Но лишь только слышались первые выстрелы по нашему разъезду, как будто под действием электрического тока, пригретая теплым летним солнцем дремлющая пехота выпрыгивала из своих повозок и, еще не дождавшись команды и остановки, бежала с винтовками наперевес в сторону, выстрелов.

Каппель на коне впереди главных сил обыкновенно кричал в сторону командира пехоты бежавшему впереди бойцов Бузкову: "Не рискуйте - берегите людей! Каждый боец дорог!". Бегущий мимо него Бузков брал под козырек и вполоборота отвечал: "Слушаюсь!".

Повозки останавливались. Я со своими орудиями съезжал с дороги вправо или влево, строил фронт, но с передков пока не снимался до приказания начальника. И когда минуты через 2-3 выяснялось, что противник заслуживал внимания, тогда начинался бой. Кавалерия частью оставалась прикрытием к орудиям, а часто уходила в обход врага.

Двигаясь очень быстро и энергично атакуя врага, отряд Каппеля всегда появлялся неожиданно. Противнику трудно было точно определить силы Каппеля.

В районе города Ставрополя Каппель дал ряд изумительных боев, обращая в бегство в десятки раз превосходившего численностью противника.

По словам местных жителей, красные группировались большими силами в 18 верстах от Ставрополя, в районе деревни Васильевка. Спускаясь по длинной, верст 5-6 дороге, отряд Каппеля был обстрелян с трех мест трехдюймовыми орудиями почти на предельной дистанции, но потерь мы не понесли. Пришлось немного проехать вперед и, не видя никаких укрытий, встать на открытую позицию.

Не слезая с коня, в бинокль на пятиверстной дистанции я хорошо увидел дым и пыль от орудийных выстрелов красных в трех разных местах в кустарнике на окраине деревни Васильевка. Завязался настоящий бой. Но нужно сказать, что красные, хотя и с трех мест, но стреляли очень плохо: или перелетами, или очень высокими разрывами, не приносящими нам вреда, что дало возможность спокойно ликвидировать три артиллерийских взвода красных, бросивших свои орудия.

Наша пехота, сильно обстрелянная из большого количества пулеметов, понесла потери и вынуждена была залечь. Бой мог затянуться.

Истратив много снарядов на красную артиллерию, я доложил Каппелю, что у меня осталось всего 25 шрапнелей. Каппель немедленно отдал распоряжение взять одно орудие на передки, забрать все снаряды и идти орудию вперед, насколько возможно, и обстрелять линию врага. А разведчиков и свободных артиллерийских номеров - присоединить к кавалерии и конным разведчикам и широким аллюром пустить в обход правого фланга противника.

Орудие карьером пошло вперед, снялось с передков близ наших цепей и начало в упор расстреливать красные пулеметы. Через несколько минут мы овладели деревней Васильевка, 28-ю пулеметами и четырьмя орудиями с большим количеством снарядов. Наша пехота уселась на свежие подводы, и весь отряд стремительно преследовала красных, которые с разгона прошли мимо Ставрополя. Район был очищен от красных.

"Мефодий" стоял у пристани, но погрузить орудия было очень затруднительно, так как они перед пристанью сильно вязли в бездонно сыпучем песке и даже чудные богатыри-кони были не в силах их тянуть двойными запряжками. В конечном итоге, почти на руках бойцов, с большим напряжением все было погружено на пароход, и отряд готов был вернуться в Самару.

Как было заведено, все чины отряда должны были иметь винтовки или карабины. Каппель в этом отношений был самым примерным. Он не расставался с винтовкой не только как начальник небольшого отряда, но даже и тогда, когда был впоследствии главнокомандующим армиями.

Питался отряд из общих солдатских кухонь или консервами. В кавалерии ни у кого из офицеров долгое время не было офицерских седел. Были у всех солдатские седла, как более удобные для вьюка.

Добровольцы отряда, видя своего начальника все время перед глазами, живущего с ними одной жизнью, с каждым днем все более и более привязывались к Каппелю. Переживая сообща радость и горе они полюбили его и готовы были для него на все, не щадя своей жизни.

С отрядом Каппеля (Народной армией) всегда следовал член Учредительного собрания Б.К. Фортунатов. Официально он считался членом Самарского военного штаба, в то же время выполняя успешно обязанности рядового бойца-разведчика. Сравнительно молодой (лет 30), он был энергичный и совершенно бесстрашный человек. Ему как-то на моих глазах удалось захватить в овраге четырех красноармейцев. Спокойно сказал всегда следовавшему за ним черкесу: "Дуко…" (его имя). Тот, не задумываясь, моментально по очереди пристрелил этих четырех пленников. Случайно я все это видел и потом вечером, когда мы отдыхали, спросил его, почему он приказал Дуко пристрелить красногвардейцев. Приказ - пленных не расстреливать. Он равнодушно ответил: "Но ведь был бой!".

Однажды, вскоре после взятия Сызрани, Фортунатов просил меня выяснить вопрос о наградах и жаловании, которое хотели бы получать бойцы. Я со многими, если не со всеми, говорил на эту тему, и почти все сказали мне одно и то же. Что выбранное после Учредительного собрания законное русское правительство сможет их вознаградить (предполагалось, что гражданская война будет не долго), а пока они хотят иметь немного денег (рублей 20 в месяц) на необходимые расходы и, конечно, казенное обмундирование, и содержание (стол).

Эти ответы поразили меня своей скромностью. Но таковы были каппелевцы - кто-то метко назвал их "святыми безумцами". Они по своему личному почину, без всякого уговора или приказа, добровольно записались в боевые части, не считаясь с силами врага, как какие-то древние русские богатыри. Почти ничего не зная о 3-м Интернационале, они даже не вполне понимали, но инстинктивно чувствовали, что на Россию, на Родину надвигалось какое-то чудовище, готовое ради сумасбродной идеи мирового коммунизма взять всю страну за горло. Этого они не могли допустить и, не задумываясь о последствиях, пошли сражаться.

Конечно, таких каппелевцев в действительности оказалось уж не так много в сравнении с общей массой. Огромное большинство, не вдумываясь в окружающее, попряталось по своим норам, предоставив себя, в надежде на какое-то чудо, на волю волн. Многие из этих спрятавшихся погибли позже от рук красных, не зная, за что погибали. Многие как-то уцелели и ушли с общей беженской волной за границу. И уже за границей, в безопасных местах объявили себя белыми бойцами против большевиков, принимая энергичное участие в эмигрантских организациях и склоках.

Почти перед концом погрузки отряда на пароход "Мефодий" на ставропольской пристани, чтобы вернуться, согласно приказанию из Самары, обратно, к Каппелю явилась крестьянская делегация с правого берега Волги, прося прогнать из их деревень красных насильников и грабителей. Каппель по прямому проводу сообщил об этом в Самару и наутро выгрузился в указанном крестьянами месте, в 10-12 верстах от деревни Климовка, занятой красными.

После непродолжительного боя красные оставили Климовку, уходя на запад бесчисленными повозками. Наша пехота вошла в Климовку. Б.К. Фортунатов просил не стрелять по отходящим красным и, взяв 6-7 человек разведчиков, ускакал оврагом, чтобы отрезать хвосты уходящей колонне красных. Мы наблюдали за ним, насколько нам позволяла пересеченная местность. Через полтора-два часа Фортунатов вернулся со своими разведчиками и привел четыре военные повозки с одним пулеметом и пулеметными лентами на каждой, а красногвардейцы убежали в кустарник.

ДЕРЕВНЯ КЛИМОВКА

Красные поспешно оставили деревню Климовку после легкого обстрела с нашей стороны. Отряд Каппеля вошел в деревню, расположенную в полуверсте от Волги, скрываясь за небольшой возвышенностью, за которой была пароходная пристань.

Наша пехота и конница расположились по избам и дворам, а я со своими пушками, как всегда, в середине деревни, прямо на широкой улице, где разбивалась коновязь для коней; недалеко был постлан прямо на земле большой брезент, на котором расположились все мои артиллеристы. От пехоты было выставлено в стороне охранение, и на пристани оказались двое шестнадцатилетних добровольцев.

Летние ночи на Волге коротки. Перед рассветом, в 2-3 часа утра, я услышал сначала редкие выстрелы. Крикнув дневального Растрепина, наблюдавшего за конями, я увидел двух всадников с винтовками на коленях, одетых в штатское, коротким галопом приближавшихся ко мне. Я спросил их, какой они части. Растрепин, не успевший мне ответить, выстрелом сбил одного всадника, упавшего с лошади к моим ногам. Второй всадник, моментально повернувшись, поскакал в сторону пристани; ему Растрепин послал вдогонку вторую пулю, свалившую его. По деревне началась беспорядочная ружейная стрельба.

Я с лихорадочной поспешностью начал будить своих добровольцев, приказывая: "Седлать, запрягать!". И в это время увидел, как на краю самой возвышенности, прикрывающей от нас пароходную пристань, красные устанавливают пулемет. Не дожидаясь конца запряжки, я приказал запряженному корню (паре коней, ближайших к орудию) вывезти орудие на ближайший огород и направить его на пулемет красных, показом руки. Я скомандовал:

С передков, прямой наводкой по пулемету шрапнелью огонь!

Наводчик орудия доложил: "По пулемету не позволяет прицел". Я энергично повторил команду "огонь". Орудие рявкнуло шрапнель, картечью ударившись в середину горы, подняла большой столб пыли, закрывшей красных и нас. Это дало возможность подрыть хобот и поднять дуло орудия так, что оно могло перебрасывать снаряды через верхушку горы, что я и стал делать, стараясь попасть в предполагаемую за горой пароходную пристань. Направленный же в нашу сторону пулемет был оставлен убежавшими красными на вершине горы.

Наша пехота обходила возвышенность, я подтянул пушки на пристань и стрелял по уходившим вверх по Волге двум пароходам красных, которые скоро скрылись за поворотом реки, забрав с собой бывших на пристани двух добровольцев-часовых - или уснувших, или принявших прибывшие красные пароходы за свои.

СЕЛО НОВОДЕВИЧЬЕ

После стычки с красными, прибывшими на помощь гарнизону Климовки из Сингилея и по какой-то случайности не знавшими, что в Климовке были мы, отряд Каппеля сделал привал и двинулся на село Новодевичье, до которого было 18 верст. По словам пришедших оттуда крестьян, село Новодевичье было сильно укрепленным пунктом с красной артиллерией.

В десять с половиной часов вечера отряд подошел к лесу, верстах в 4-5 от села Новодевичьего. Как рассказывали попавшиеся по дороге крестьяне, в селе было около 2 тысяч красногвардейцев и какой-то особый матросский полк в 800 человек и 16 легких орудий (крестьяне зарядные ящики считали за орудия). По их словам, эти войска прибыли недавно из Симбирска на пароходах, стоящих у пристани.

Остановились. Ночь темная-темная при сильном ветре со стороны села. В ближайшем небольшом овражке Каппель собрал начальников отдельных частей: Б. Бузкова от пехоты - около 250 бойцов, Стафиевского - кавалерия, 45 сабель, Юдина - сотня оренбургских казаков, только перед походом на Ставрополь присланных атаманом Дутовым, Янушко - конные разведчики, 40-45 всадников, и я с двумя орудиями. При свете жалкого огарка свечи, которая все время тухла, стали рассматривать карту. Встретившийся крестьянин из Новодевичьего рассказал, что у красных почти никакого охранения нет. Орудия стоят у самой околицы, красные - по избам.

Каппель приказал свернуть с главного тракта, по которому мы шли, на проселочную дорогу, шедшую ближе к Волге, и, подойдя на три версты от села, там на перекрестной проселочной дороге (со слов встречных) повернуть влево и таким образом обойти село с юго-запада и атаковать с рассветом. Как всегда, Каппель предложил по этому поводу высказаться.

Стафиевский сильно заволновался и, отойдя немного в сторону с Юдиным, стал ему нервно и тихо доказывать: "Это авантюра, нас отрежут… Нас опрокинут в Волгу!.." и т.д. Совсем молодой Юдин как будто начал с ним соглашаться. Каппель не мог этого не слышать и, обратившись к Бузкову, спросил его мнения. Тот ответил, что намеченный план считает вполне правильным. "Ну, а ваше мнение, командир батареи?" - обратился Каппель ко мне. Я ответил, что чем глубже обход, тем больше шансов на успех.

Обратившись к Стафиевскому и Юдину, стоявшим немного в стороне, Каппель сказал им:

Вы, кажется, против. Если вообще вы не верите в наше дело, то я вас, как добровольцев, освобождаю. Вы можете сейчас же вернуться обратно, и мы, оставшиеся, уже без вас решим, что делать дальше.

Юдин тут же сказал, что против ничего не имеет и вполне согласен, Тогда Стафиевский пробормотал, что в принципе он тоже согласен.

Шум наших орудий, когда мы проходили почти под самым носом красных, взволновал их. Нам даже было слышно, как у красных хлопали дверки зарядных ящиков, из которых вынимались снаряды. Затем последовали вспышки с оглушительными выстрелами и визг пролетавших над нашими головами снарядов, рвавшихся далеко на главном тракте, по которому мы несколько минут назад прошли. Отсюда, обойдя село с юго-запада, Каппель просил меня поставить орудия на закрытой позиции, предупредив, что у врага сильная артиллерия.

Начинался рассвет. Я выбрал для орудий хорошую, закрытую со всех сторон лесом поляну, дал примерное направление орудиям. Разведчики провели телефон на опушку леса, откуда были видны крайние избы и голубые верхушки церкви; село располагалось на обратном окате к Волге. Саженях в 250-300 на возвышенности были хорошо видны красногвардейцы, устанавливающие пулеметы. Они спокойно рыли для себя и для пулеметов окопы; до меня доносились обрывки их разговора и звук лопат о каменистую почву.

Из села, направляясь в нашу сторону, медленно шло стадо с пастухом впереди. Мы разговаривали шепотом. Я приказал разведчикам привести мне пастуха, как только он подойдет к нашей опушке. Острием шашки я осторожно открыл консервную коробку с мясом и, пользуясь сломанной веткой, приступил к завтраку.

В это время со стороны орудий пришел ко мне сам Каппель, а за ним Бузков. Я предупредил их, чтобы они говорили тише, и указал на красные пулеметы. Глаза Каппеля заблестели при виде мясной консервной банки в моей руке: "Какой вы счастливец!". Я дал ему часть сломанной ветки и предложил разделить мою еду. Тихо разговаривая, укрытые кустарником, мы дружно принялись за консервированное мясо. Потом выяснилось, что Каппель, погруженный в боевые операции, несколько дней ничего не ел.

Он рассказал, что у нас на главном тракте оставлены всего два пулемета - остальные все здесь.

Разведчики привели пастуха. Мы отошли немного вглубь леса. Пастух рассказал, что у самого села близ телеграфных столбов стоят красные пушки, направленные вдоль главного тракта. Другие орудия стоят у самого берега Волги (их нам не было видно).

Уговорились, что Бузков через 40 минут, обойдя ближайшие к нам пушки, атакует их с фланга. Мне было приказано обезвредить виденные нами пулеметы и действовать по обстановке. Бузков быстро ушел к нашим орудиям, где его ожидала пехота.

Перед походом на Сызрань военный штаб в Самаре предписал от батареи давать каждый день подседланного коня начальнику отряда, а вечером брать его обратно на общую батарейную коновязь. Вследствие того, что в отряде все бойцы были добровольцы, вестовых у офицеров не было, даже у командного состава. Каждый боец, кто бы он ни был, должен был сам ухаживать за своей лошадью и кормить ее. Первое время особенно тяжело и трудно было с этим начальнику отряда. Но, уйдя с головой в свою боевую работу, Каппель не замечал трудностей.

Конечно, потом, и довольно скоро, все наладилось. Появились и вестовые, и денщики. А вскоре, перед походом на Симбирск, к Каппелю прибыл офицер Генерального штаба Мокей Мартынович Максимов, который был отважным стрелком и доблестным помощником начальника отряда и в то же время заключал в себе самый большой боевой штаб со всевозможными отделами. Энергии он был невероятной, доброты и заботливости необычайной. Впоследствии, уже будучи командиром пехотного полка, Мокей Мартынович погиб смертью храбрых, ведя свой полк в атаку на красных на реке Белой…

Быстро покончив с завтраком, мы тихо и мирно беседовали, укрытые от красных густой опушкой леса. Я успел сходить еще раз на батарею, чтобы дать более точное направление орудиям на красные пулеметы. Мы уже видели, как цепи Бузкова поднимались из оврага по спелой ржи к орудиям красных, до которых от цепей было менее полуверсты.

Сорок томительных минут, назначенных Бузковым, кончились. Я открыл огонь по пулеметам. После удачных разрывов нашей шрапнели красные оставили свои пулеметы без выстрела. Батарея красных сделала несколько беспорядочных больших перелетов в нашу сторону. Пыль от их выстрелов нам была ясно видна. Цепи Бузкова уже приближались к орудиям красных, которые молчали. Я перенес огонь по пристаням с пароходами, которые, по рассказу пастуха, должны были быть немного левее и дальше церкви, кресты которой блестели на солнце.

СТРЕЛЬБА ПО СВОИМ

В это время прискакал с левого фланга конный разведчик и доложил, что Бузкова обходит красный матросский полк. В бинокль было ясно видно, что вслед за первой цепью Бузкова на небольшом расстоянии идет вторая цепь по высокой ржи - хорошо видные нам человек 10-12.

Находившийся случайно при Каппеле Б.К. Фортунатов забеспокоился и, как член военного штаба, доказывал, что видимую цепь матросов необходимо немедленно обстрелять, иначе пехота Бузкова окажется в тяжелом положении, и так далее в этом же духе.

Обстреливая площадь, где, по предположениям, должны были быть пароходы красных, я посмотрел в бинокль на указанные цепи матросов. До них было более трех верст, и они шли довольно спокойно, хотя и быстро, но все же я высказал подозрение, что это могут быть свои, так как они были близко от нашей первой цепи, подходившей к красной позиции. Фортунатов настаивал на обстреле этой цепи.

Каппель приказал мне дать несколько выстрелов. Нехотя я дал очередь умышленно на высоких разрывах. Каппель это заметил и сделал мне замечание, приказав дать еще очередь. В бинокль я увидел, что матросская цепь лишь ускорила шаг, но шла спокойно. Не торопясь, я все же с поправкой дал вторую очередь и перенес огонь опять по пароходам, которые должны были быть немного дальше церкви.

Вскоре к нам прибежал с винтовкой со стороны нашей пехоты доброволец, потом оказавшийся моим приятелем по институту. Он еще издали кричал:

Васька, ведь ты по своим стреляешь! Есть раненые!

Я слез с дуба, служившего мне наблюдательным пунктом, подошел к Каппелю и доложил:

Господин начальник, как кончится бой, прошу откомандировать меня в Самару и назначить командиром батареи кого-нибудь другого. Мне невыносимо тяжело видеть нашу пехоту, среди которой есть и мои друзья и по которой я стрелял!

Каппель направился в деревню. Я вызвал одно орудие и пошел туда же. По главному тракту мы прошли мимо брошенной красной батареи, у которой мои гранаты выбили несколько спиц из колес зарядного ящика.

Около первых изб села меня встретил сам Каппель и сообщил, что село очищено от противника, и просил зайти в одну из изб. Я послал распоряжение всем моим артиллеристам направиться в село и передал командование своему заместителю.

НАШ РАНЕНЫЙ НАШЕЙ ШРАПНЕЛЬЮ

Следуя за Каппелем, мы вошли в избу, и я увидел лежавшего на кровати с забинтованной ногой студента-добровольца. Он курил папиросу и приветливо улыбался. В шутливой форме раненый заговорил первый, обращаясь ко мне:

Это вы меня ранили, но начальник отряда рассказал мне, как это было. Вы совершенно в этом не виноваты, это будут знать все наши. Мне даже приятно быть раненым… Мы будем знать, что когда вы будете стрелять, вы будете попадать в красных.

Вошедший разведчик доложил, что наша пехота захватила пароходы.

Село Новодевичье оказалось обширным. Когда я прибыл на пристань, там были пришвартованы пять больших пассажирских пароходов. Вверх по Волге уходил пароход, по которому я успел сделать несколько малоэффектных выстрелов; противник слабо отвечал на больших недолетах из трехдюймовых орудий и скоро скрылся.

Бузков рассказал, что он со своей пехотой совершенно врасплох с фланга и с тыла атаковал красную батарею, выпустившую несколько снарядов в другом направлении. По пятам бежавших красных артиллеристов, бросавших орудия, наша пехота пробежала более половины села, обратив в бегство красных бойцов, убегавших по берегу вверх по реке Волге на север, бросая на позиции орудия, пулеметы и полные военного добра пароходы. Наша кавалерия не могла их преследовать, так как в этих местах берега Волги овражисты и покрыты густым лесом.

Для красных появление нашего отряда было полной неожиданностью Молниеносное наступление Бузкова окончательно сбило их с толку. Более трех тысяч красногвардейцев, в паническом ужасе побросав все и не имея времени забежать на свои пароходы, обратились в бегство. Вторая их батарея, стоявшая на самом берегу Волги, была оставлена целиком без единого выстрела. В пароходах стояло много коней и незапряженных военных повозок с пулеметами, патронами и провиантом.

Крестьяне села восторгались нашей победой. Отыскивали неуспевших убежать спрятавшихся комиссаров и красногвардейцев.

ПЕЧАЛЬНЫЕ ВЕСТИ

Тут же крестьяне рассказали, как вчера пришедшие из Климовки пароходы привезли двух наших добровольцев, бывших часовых на пристани, и как эти юноши были начальством отданы красным на самосуд. Красные водили их по улицам села, нещадно били, отрезали им уши и носы. Били палками, так что у одного мученика был выбит глаз и зубы. Наконец, их умертвили и выбросили на ближайший островок. Привезенные нами после тела наших замученных добровольцев были обезображены до неузнаваемости.

СИМБИРСК

Слухи о действиях Народной армии и о начальнике ее Каппеле вогнали красное командование Симбирска в панику.

Высланные вниз по Волге, в сторону Сенгилея, Новодевичьего и Ставрополя красные войска молниеносно были разбиты и уничтожены Каппелем. Это заставило красных в Симбирске с лихорадочной поспешностью превратить крутой берег Волги в неприступную крепость. Блестели жерла орудий, направленные с укрепленных возвышенностей на Волгу для встречи Каппеля…

Зорко смотрели высланные наблюдатели вниз по течению, ожидая прихода Народной армии и уже тогда легендарного Каппеля. Артиллеристы были готовы открыть огонь. Прожекторы тщательно и неустанно по ночам освещали Волгу в ожидании Каппеля. Но Каппель со своим отрядом на свежих перекладных подводах буквально протаранил 140 верст по главному тракту от Сызрани до Симбирска, быстрым натиском выбивая красных из попутных деревень, не обращая внимания ни вправо, ни влево. Попадавшиеся на пути красные отряды разлетались в сторону от Народной армии как осколки стекла из-под удара молота.

И на четвертый день похода, 21-го июня 1918 года, совершенно неожиданно для красного командования, каппелевский отряд вырос как из-под земли под Симбирском. Но только не на Волге, где его ожидали.

Главные силы Народной армии, обойдя город с юга и запада, вихрем ворвались в город с фланга и тыла и захватили позиции красных, убежавших через город, побросав орудия, пулеметы и много снарядов и патронов и даже не успев расстрелять арестованных офицеров. Троцкий забил в набат: требовал подкреплений и всенародно объявил революцию в опасности.

Большевицкий штаб отдельным приказом назначил денежные премии: за голову Каппеля - 50000 рублей, а также за командиров частей: за капитана Хлебникова, командира гаубичной батареи, за командира полевой батареи капитана Попова и за меня - по 19000 рублей. Не помню, сколько за Бузкова, Янучина (конные разведчики), Стафиевского (кавалерия), Юдина (Оренбургская сотня); перед именем каждого стояла цена.

Каппель, читая этот приказ, сказал смеясь: "Я очень недоволен - большевики нас дешево оценили… Ну да скоро им придется увеличить назначенную за нас цену…"

В этот раз на Симбирск совместно с Народной армией, только с левого берега Волги, через железнодорожный мост, одновременно должны были наступать и чехи под командованием русского капитана Степанова. Но по каким-то причинам чехи опоздали на четыре часа и победоносно вошли с оркестром в уже взятый Народной армией Симбирск, где она скромно заняла важнейшие пункты города и окрестностей. Население радостно цветами приветствовало чехов как победителей и избавителей.

ПОЯВЛЕНИЕ КАППЕЛЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ

В тот же день Каппель в первый раз появился перед населением. В переполненном до отказа городском театре при гробовой тишине вышел на сцену скромный, немного выше среднего роста военный, одетый в защитного цвета гимнастерку и уланские рейтузы, в офицерских кавалерийских сапогах, с револьвером и шашкой на поясе, без погон и лишь с белой повязкой на рукаве. Он как будто устало обратился с приветствием к собранию.

Его речь была удивительно проста, но дышала искренностью и воодушевлением. В ней чувствовался порыв и воля. Во время его речи многие присутствующие плакали. Плакали и закаленные в боях офицеры, только что освобожденные из большевицких застенков. Да и немудрено: ведь он звал на борьбу за поруганную Родину, за народ, за свободу. Отечество, свобода и жизнь народа были в опасности…

Каппель говорил - и не было сомнения, что он глубоко любит народ, верит в него и что он первый готов отдать жизнь свою за Родину, за великое дело, которое он делал… Действие его слов на слушателей было колоссально, и когда он кончил речь, она была покрыта не овациями, а каким-то сплошным ревом и громом, от которых дрожало все здание.

С этого дня отряд Каппеля стал быстро пополняться добровольцами. Все, кто верил в дело освобождения России и любил свое отечество, брали винтовки и становились в строй. Рядом стояли и офицер, и рабочий, и инженер, и мужик, и техник, и купец. Крепко они держали национальный флаг в руках, и их вождь объединил всех своей верой в идею, святую идею освобождения родной страны.

Среди добровольцев не было перевеса на стороне какого-нибудь отдельного класса. Мощно поднялась волна народного гнева, чтобы смести насильников с лица земли. И армия в это время справедливо называлась Народной. В составе ее были представители буквально всех политических партий, за исключением большевицкой.

Самарское правительство или как его тогда называли, "Комуч" - имело большие недостатки, но это нисколько не отражалось на действующей Народной армии. Главной задачей у войск и у самого Каппеля было победить большевиков и потом уже думать о правительстве. Да и действительно, Народной армии, живущей беспрерывно боевой и походной жизнью, было не до правительства.

В то время каждый командир, в том числе и Каппель, был в то же самое время и рядовым бойцом. На Волге не раз Каппелю приходилось залегать в цепь вместе со своими добровольцами и вести стрельбу по красным. Может быть, потому он так тонко знал настроение и нужды своих солдат, что ему приходилось вести тогда жизнь рядового бойца. Бывало, где-нибудь на привале или на дневке он охотно делился своими впечатлениями о текущем моменте:

"Мы, военные, оказались совершенно застигнутыми врасплох революцией. О ней мы почти ничего не знали, и сейчас нам приходится учиться тяжелыми уроками…".

"Гражданская война - это не то, что война с внешним врагом. Там все гораздо проще. В гражданской войне не все приемы и методы, о которых говорят военные учебники, хороши… Эту войну нужно вести особенно осторожно, ибо один ошибочный шаг если не погубит, то сильно повредит делу. Особенно осторожно нужно относиться к населению, ибо все население России активно или пассивно, но участвует в войне. В гражданской войне победит тот, на чьей стороне будут симпатии населения…".

"Не нужно ни на одну минуту забывать, что революция совершилась - это факт. Народ ждет от нее многого. И народу нужно что-то, какую-то часть дать, чтобы уцелеть самим…".

Указывая на добровольцев из крестьян, ведущих коней на водопой, Каппель говорил: "Победить легче тому, кто поймет, как революция отразилась на их психологии. И раз это будет понято, то будет и победа. Мы видим, как население сейчас идет нам навстречу, оно верит нам, и потому мы побеждаем… И, кроме того, раз мы честно любим Родину, нам нужно забыть о том, кто из нас и кем был до революции. Конечно, я хотел бы, как и многие из нас, чтобы образом правления у нас была монархия; но в данный момент о монархии думать преждевременно. Мы сейчас видим, что наша Родина испытывает страдания, и наша задача - облегчить эти страдания…".

текст по изданию:

Каппель и каппелевцы

Каппель Владимир Оскарович - статья в Википедии

Вырыпаев Василий Осипович - статья в Википедии



Иван Александрович Вырыпаев. Родился 3 августа 1974 года в Иркутске. Российский режиссер, драматург, актер театра и кино, сценарист, продюсер, педагог, театральный деятель.

Отец - Александр Николаевич Вырыпаев, преподаватель Иркутского педагогического колледжа № 1, награждён памятной медалью «Патриот России».

Мать - Вера Тимофеевна Вырыпаева, трагически погибла.

В 1995 году Иван окончил Иркутское театральное училище.

В 1995-1996 годах - актер Магаданского театра, преподавал сцендвижение на актёрском отделении Магаданского государственного училища искусств.

В 1996-1998 годах - актер Театра драмы и комедии на Камчатке.

В 1998 году основал в Иркутске Театр-студию «Пространство игры».

В том же 1998 году стал студентом Высшего театрального училища им. Щукина, обучался заочно на отделении «Режиссёр драматического театра».

В 1999 году стал лауреатом премии президентского совета.

В 1999-2001 годах - преподаватель мастерства актера в Иркутском театральном училище, на курсе Вячеслава Кокорина.

В 2001 году - участник Центра новой пьесы Театр.doc.

В 2004-м - лауреат молодежной премии «Триумф». Также стал лауреатом премии им. Володина «Надежда русской драматургии».

В 2005 году создал агентство творческих проектов в области кино, театра и литературы «Движение Kislorod».

В 2006 году был арт-директором театра «Практика». В 2013-2016 годах также занимал должность художественного руководителя театра «Практика».

Театральные постановки Ивана Вырыпаева:

«Ю» (Иркутск);
«Сны» (Иркутск, Москва);
«Макбет» (Иркутск);
«Город, где я» (Иркутск);
«Объяснить» (Школа современной пьесы, Москва);
«Танец Дели» (Национальный театр, Варшава);
«Июль» (Театр «Народовы», Варшава);
«Комедия» (театр «Практика»);
«Иллюзии» (театр «Практика»);
«Иллюзии» (Национальный театр в Кракове «Старый театр»);
«Женитьба» (Театр Студи, Варшава);
«Интервью S-FBP 4408» (Большая Дмитровка, Москва);
«Борис Годунов» (Большой Театр, Познань);
«Дневник Жеребцовой Полины» (Музей Восстания, Варшава);
«Дядя Ваня» (Польский Театр им. Арнольда Шифмана, Варшава).

Иван Вырыпаев получил известность в Европе как театральный драматург, режиссёр, автор ряда проектов. Его постановки, а также спектакли по его пьесам идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии, Франции, Канаде. Пьеса «Сны» переведена на английский, французский, немецкий, болгарский, польский языки, пьеса «Валентинов день» переведена на немецкий язык, пьеса «Кислород» переведена на ряд иностранных языков.

Лауреат Второй премии на международном фестивале современной драматургии в Гейдельберге Германия в составе спектакля «Кислород». Гран-при международного фестиваля «Контакт» г. Торунь (Польша).

Преподавал в ГИТИСе, в школе-студии МХАТ, Варшавской академии театрального искусства.

В 2006 году дебютировал как кинорежиссер с мелодрамой «Эйфория».

В 2009 году экранизировал свою пьесу «Кислород». Картина состоит из десяти ярких авангардных музыкально-драматических клипов с вариациями в стиле рэп на тему десяти заповедей господних - провокация устоявшихся канонов, моралей и законов. По словам критиков, ленту Вырыпаева можно расценивать как вызов обществу.

Позже заметными работами стали фильмы Вырыпаева «Танец Дели» и «Спасение».

Общественно-политическая позиция Ивана Вырыпаева

В письме Вырыпаев заявил, что хотел бы обратиться к «деталям российской культуры» и определить «чем и кем является эта власть». «Сегодняшняя власть открыто наследует власти террористической организации "большевиков". Памятники Ленину стоят почти в каждом городе, его тело лежит на Красной площади, не говоря о том, что даже сегодня устанавливаются бюсты и памятники Сталину. Также власть открыто использует атрибутику террористической организации "большевиков": знамена, символы, название улиц именами главарей красного террора, музыку коммунистического гимна (на другие слова) и так далее», - писал Вырыпаев. «Я лично не верю в путь насилия. Ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому, единственное наше оружие - это формирование общественного мнения. Воспитание молодого поколения на других ценностях. И первое, что мы, деятели культуры, интеллигенция, прогрессивные люди России можем сделать, это перестать поддерживать эту власть», - заявлял он. Вырыпаев призывал «попытаться максимально снизить» рейтинг президента перед выборами 2018 года, а также - «его авторитет и авторитет всей этой правящей идеологии».

Рост Ивана Вырыпаева: 174 сантиметра.

Личная жизнь Ивана Вырыпаева:

Трижды был женат.

От первого брака есть сын Геннадий (род. 1994).

Вторая жена - , российская актриса театра и кино, исполнительница романсов. Были женаты с 2003 по 2007 год.

В браке в 2005 году родился сын Петр.

Третья жена - , польская и российская актриса театра и кино. Познакомились в Киеве на фестивале «Молодость». Их роман начался на съемках фильма «Кислород». Поженились в 2007 году.

В 2012 году у пары родилась дочь Майя.

Иван Вырыпаев и Каролина Грушка живут в Польше, вегетарианцы.

Фильмография Ивана Вырыпаева:

2002 - Дневник убийцы - Иван Азовский
2006 - Бункер, или Учёные под землёй - Гвидон
2006 - Бумер. Фильм второй - бомж в кафе
2015 - Спасение - фотограф

Режиссерские работы Ивана Вырыпаева:

2006 - Эйфория
2009 - Кислород (Kislorod)
2009 - Ощущать (киноальманах «Короткое замыкание»)
2009 - Супергопер (анимационный фильм)
2012 - Танец Дели

Сценарии Ивана Вырыпаева:

2002 - Деньги
2006 - Бумер. Фильм второй
2006 - Бункер, или Учёные под землёй
2006 - Эйфория
2007 - Антонина обернулась
2007 - Лучшее время года (по пьесе «Валентинов день»)
2009 - Кислород (Kislorod)
2009 - Короткое замыкание
2010 - Чистый свет
2012 - Танец Дели
2015 - Спасение (Salvation / Zbawienie)

Продюсерские работы Ивана Вырыпаева:

2010 - Чистый свет

Библиография Ивана Вырыпаева:

2005 - 13 текстов, написанных осенью

Пьесы Ивана Вырыпаева:

1999 - «Сны»
2000 - «Город, где я»
2001 - «Валентинов день»
2002 - «Кислород»
2004 - «Бытие 2»
2006 - «Июль»
2008 - «Объяснить»
2009 - «Танец Дели»
2010 - «Комедия»
2011 - «Иллюзии»
2011 - «DREAMWORKS»
2012 - «Летние осы кусают нас даже в ноябре»
2012 - «Пьяные»
2012 - «UFO»
2014 - «Чему я научился у змеи»
2015 - «Солнечная Линия»
2016 - «Интервью S-FBP 4408»

Награды и звания Ивана Вырыпаева:

Лауреат молодёжной премии «Триумф» 2004 г.;
- Лауреат премии им. Володина «Надежда русской драматургии»;
- Вторая премия на международном фестивале современной драматургии в Гейдельберге, (Германия);
- Гран-при международного фестиваля Контакт г. Торунь (Польша) (за спектакль «Кислород»);
- Лауреат премии фестиваля «Новая драма» (Москва) (за спектакль «Кислород»);
- Лауреат премии «Золотая маска» (Москва) (за спектакль «Кислород»);
- Лауреат премии фестиваля «Кинотавр» в номаниции лучший режиссёр (за фильм «Кислород»);
- Приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон»;
- Гран-при фестиваля «Новая драма» 2005 г. (за спектакль «Бытие 2»);
- Гран-при фестиваля «Новая драма» 2007 г. (за спектакль «Июль»);
- Премия «Ника» в номаниции «Открытие года» за дебютный фильм «Эйфория»;
- Специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр» - «За яркое, экспрессивное изобразительное решение» (за фильм «Эйфория»);
- Приз независимого молодёжного жюри 63 МКФ в Венеции «Золотой львёнок» (за фильм «Эйфория»);
- Лучший драматург Германии 2009 г.;
- Лауреат премии «Текстура: Имя» 2010 г.;
- Лучший спектакль XVIII «Международного фестиваля искусства приятного и неприятного» в городе Лодзь (Польша);
- Главная награда за вклад в развитие Паспорт «Политики» (Польша, 2012)


На днях премьерный показ «Кислорода» успешно прошел на Московском кинофестивале, а с 30 июля зрители смогут посмотреть эту работу в кинотеатрах. Корреспондент «Труда-7» встретился с Иваном Вырыпаевым, чтобы поговорить о нашумевшей работе и жизненных взглядах автора.

- Многие называют вас человеком-бунтом. Согласны с таким утверждением?

Наверное, это происходит потому, что в моих работах ломаются какие-то привычные стереотипы. Хотя наша творческая группа сама по себе ни против чего не выступает, ничего не ломает. Мы, наоборот, стремимся к созиданию. Просто иногда, чтобы постелить новый пол в квартире, нужно сломать старый.

- В ваших фильмах есть тема смерти. Кажется, вы нарочно ее романтизируете.

Как у физического существа у меня есть инстинкт самосохранения. Мне будет страшно, если моей жизни будет угрожать опасность. Но вообще отношение к смерти всем нам необходимо менять. Смерть - это естественно. Мы боимся смерти, потому что это заложено природой. Но нам необходимо принять смерть как естественный и нормальный процесс. Мы умрем - это нормально, это не плохо. В театр и в кино мы приходим, чтобы пережить конфликт, чтобы получить очищение. Важно,чтобы люди достали что-то потаенное, страшное у себя внутри и выпустили это, расстались с этим, чтобы мы освобождались от негативных эмоций и комплексов.

- Что для вас значит семья?

Я люблю свою семью. У меня двое детей и три жены. Я уже два раза был разведен. По возможности занимаюсь воспитанием детей.

- Как вас воспринимали в школе? Вас можно было назвать белой вороной?

Нет, я был обычным ребенком. Да и сейчас я совсем обычный.

- А учителя догадывались, что вы будете поступать в театральное?

Нет, меня учительница литературы привела в театральный кружок. Я рос в очень неблагоприятном районе Иркутска. Был настоящим хулиганом. Не романтическим хулиганом, а самым настоящим - отбирал деньги на вокзале, избивал людей, сам часто дрался. Рано начал пить. И моя учительница по литературе Марина Борисовна Никифорова взяла меня за руку и отвела во Дворец пионеров, пристроила в театральный кружок.

- А что же иркутского хулигана так зацепило в театре?

Гастроли. (Смеется.) Нам обещали гастроли в Одессу, но они так и не состоялись. А потом мне понравилось играть.

- Тема наркомании вашу жизнь затронула?

Героин я сумел обойти стороной. У меня в классе половина ребят умерли, как во время Великой Отечественной войны. Большинство из них - от СПИДа и героина. В Иркутске в начале 90-х годов героин был как чума, население словно выкосило. Я находился в компании людей, которые кололись, мне предлагали шприц, но карма так сложилась, что я не попробовал. Меня не назовешь волевым человеком, просто так сложилась судьба. Но меня многому научили эти ребята. Я видел ломки у наркоманов. И первая пьеса, что я написал, была про героин - «Сны». Эту пьесу я посвятил своим друзьям, особенно одному своему однокласснику, который умер от СПИДа.

- Порок обошел вас стороной?

Всякое в жизни было. Я пробовал легкие наркотики. Я много пил, причинял много зла близким. Но уже два года вообще не пью. Мне это стало не интересно. Все это чушь. Ни в коем случае не надо ни пить, ни курить. Это все иллюзия. Но как бросить пить, у меня нет рецепта. Мы пьем и курим, потому что наша нация такая. Надо как-то выкарабкиваться. Если ты родился в Иркутске, где все пьют и курят, то сложно уйти от этого. Но надо найти способ и вынырнуть! И я никогда не позволял себе писать пьяным, потому что ни наркотики, ни алкоголь не дадут твоему произведению силы. Их пишешь не ты, а кто-то другой.

- Существует же мнение, что нужно дойти до дна, чтобы суметь от него оттолкнуться?

Именно так. К сожалению, наверное, в большинстве случаев так и стоит поступать. Но не стоит переживать. Все будет так, как будет.

- На какую аудиторию рассчитаны ваши фильмы?

Не хочется делать ограничений. Фильм рассчитан на людей, которые неравнодушны к окружающей среде и своему внутреннему миру, которые любят задавать вопросы не только относительно социальной среды и политики, но и по поводу духовного содержания мира. В основе фильма «Кислород» лежат десять вечных заповедей. На тех, кому эти заповеди небезразличны, и рассчитан фильм.

Герои фильма настойчиво пытаются изложить свою точку зрения. Вы считаете, что иного взгляда на ситуацию быть не может?

Не согласен. Во-первых, это не моя точка зрения, а позиция героев. А я не герой этого фильма. Они молодые максималисты. И фильм не дает ответа ни на один поставленный вопрос, он помогает задуматься над ними.

- А где же ваша личная точка зрения?

Она везде. Есть три уровня: мораль, нравственность и осознание. Мораль - мы просто говорим: «Не бросай окурок мимо урны, иначе оштрафуем!» Ты просто боишься штрафа. Нравственность - человек сам думает, что не стоит сорить. А осознание приходит тогда, когда ты понимаешь, что ты часть планеты, природы и каков вред мусора. Мы же обычно застреваем на уровне морали, меньшее количество - на нравственности, и очень малая часть людей - на уровне осознания.

За «Эйфорию» вас многие осуждали, а с «Кислородом» дело обстоит иначе. Фильм еще не вышел в широкий прокат, а его всюду одобряют. Ирония судьбы?

У меня никогда не было легкости в творчестве. Как раз наоборот, меня больше ругают, чем одобряют. Ругают меня, конечно, громко, поэтому и создается впечатление, что премьера прошла шумно и ярко. (Смеется.) «Кислород» по определению не может всем нравиться, у него есть эстетические границы. На показе в рамках ММКФ я видел, как бедные бабушки в темноте уходят из зала.

Наше досье

Иван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в городе Иркутске. В 1995-м окончил Иркутское театральное училище, отделение «Актер драматического театра». Драматург, режиссер, актер. Женат на Полине Агуреевой, актрисе театра Петра Фоменко, есть сын Петр пяти лет. От предыдущего брака - сын Геннадий. В 2006 году Вырыпаев был награжден специальным дипломом жюри фестиваля «Кинотавр» за фильм «Эйфория», в 2009 году получил приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру в картине «Кислород». Спектакли: «Июль», «Бытие №2», «Кислород».