Дом Благородного собрания (Дом союзов). Колонный зал (Дом Союзов) Колонный зал благородного собрания архитектор

Здание, приобретенное Благородным обществом (дом князя В.М. Долгорукого), раскинулось покоем по Большой Дмитровке от Охотного ряда чуть ли не до Георгиевского переулка.

Долгоруковы строили свой дом для семейного проживания, и по­этому в нем не было больших залов. Для нужд дворянского общества требовалась перестройка здания. Для воплощения проекта перестройки здания был приглашен зна­менитейший архитектор того времени Матвей Федорович Казаков.

М. Ф. Казаков (1738-1813). ГУК «Музейное объединение «Музей истории Москвы».

М. Ф. Казаков не впервые занимался перестройкой старых зданий, и поэтому проект нового дома для Благородного собрания москов­ского дворянства был сделан довольно быстро. Дом был построен в популярном тогда стиле классицизма - художественного направле­ния, распространенного в России в XVIII - начале XIX в., обращавше­гося к древнегреческому искусству как идеальному образу.

Позднее здание Благородного собрания еще не раз перестраива­лось. Ныне оно занимает всю ширину квартала от Охотного ряда до Георгиевского переулка. Однако наибольшую архитектурную цен­ность представляет именно та его часть, которая была создана между 1784 и 1788 гг. под руководством М. Ф. Казакова.

Фасад и план здания Благородного собрания из Первого альбома М. Ф. Казакова. Чертеж к. XVIII в. Памятники русской архитектуры. Обмеры и исследования. М., 1954. Табл. 2.

Невысокое двухэтажное здание было вытя­нуто вдоль Большой Дмитровки. С этой стороны Казаков развернул торжественный фасад с повышенным шестиколонным ионическим портиком в центре и пилястровыми тосканскими портиками по сто­ронам. Строгая симметрия и четкая ритмичность, подчеркнутая ха­рактерными для раннего классицизма вертикальными нишами во­круг окон, организовали протяженный фасад, сделали его стройным и пропорциональным торцевому фасаду, выходящему на Охотный ряд, на котором Казаков поместил лишь торжественный подъезд с арочным входом, обрамленным двумя парами колонн. А на месте прежнего внутреннего двора был устроен Большой зал (носивший также названия Белого и Большого Колонного, а в советское время пе­реименованный в Колонный). Из парадного подъезда в Охотном ряду широкая трехмаршевая (впоследствии переделанная в двухмаршевую) беломраморная лестница вела в парадную анфиладу, залы, гости­ные и кабинеты которой окружали Большой зал. Он был таким огром­ным, что мог вместить более двух тысяч человек. Большой зал по высоте превосходил прежнее здание, и его объем возвышался над всей постройкой.

Слева: Планы 2-го этажа здания Благородного собрания. Сверху - подписной чертеж М. Ф. Казакова; в середине - чертеж из Первого альбома М. Ф. Казакова; внизу - обмерные чертежи перекрытия галереи. Памятники русской архитектуры. Табл. 3. Справа: Один из самых ранних (1802 г.) сохранившихся планов владения - «Геометричный план» Дома Благородного собрания под № 145, 2-го квартала Тверской части. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 3. Л. 1.

Архитектура зала настолько замечательна, что он воспринимается как самостоятельное произведение, став синонимом дома, в котором находится. Окружающие Большой зал величественные коринфские колонны, ставшие главным украшением и придающие ему великоле­пие и парадность, несут мощный антаблемент, за которым скрыва­лись полукруглые окна второго света. Благодаря этому потолок с жи­вописным плафоном как бы парит в воздухе.

Следует особо сказать о прекрасных акустических свойствах Боль­шого зала. Именно они наряду с архитектурными достоинствами обеспечили ему популярность. Большой зал был признан одним из лучших в России в акустическом отношении: и оркестр, и голос соли­ста звучат в нем мягко и одновременно отчетливо.

Лучше всех понимал грандиозность, великолепие Большого зала его создатель, Матвей Казаков. Чтобы снять или хотя бы смягчить ощущение резкого контраста между Большим залом и окружающими его гостиными, зодчий выделил поблизости еще два небольших зала - Екатерининский и Крестовый, сделал их как бы переходными и по торжественности декора, и по величине. Екатерининский (ныне - Опальный) зал примыкает к Большому со стороны Охотного ряда. Современное название зала рождено своеобразной расстановкой ко­лонн - полукругом вдоль двух противоположных коротких стен. Крестовый зал был украшен более скромно - только пилястрами.

Другие парадные залы Собрания тоже получили собственные на­звания: Александровский - в честь императора Александра I, Голицынский - в честь одного из основателей московскою Благородно­го собрания, Казаковский - по имени архитектора, перестроившего здание, Соймоновский - в честь главного попечителя Опекунского совета, руководившего перестройкой дома.

А. Ф. Малиновский, описывая Благородное собрание, дает живописные характеристики помещений Дома Благородного собрания: «Кроме полуциркульной галереи, в которой поставлен памятник Екатерине II, сопредельные две залы занимаются карточными столами, за ними столовая и уборная для дам; есть ком­ната и для чтения газет. Одна сторона - хор над колоннадою в зале - занята бывает оркестром, а на другие там стороны допускаются раз­ного звания люди, не имеющие права быть записанными в Собрании, и смотрят оттуда на танцы и блистательность собрания дворян рос­сийских.

Во время французского нашествия 1812 г. в Москве бушевал сильнейший пожар, уничтоживший 6.5 тысяч домов и церквей (или две трети от общего количества). В этом пожаре пострадало и здание Благородного собрания. Огонь истребил все книги с журнальными повседневными записями, счета, планы и другие подлинные акты Собрания. Все, что было спрятано в кладовой: мебель, столовое белье, фарфоровая посуда, другие предметы обихода - подверглось «наглому расхищению злодеев».

Мы видим удручающую картину доведенного до состоя­ния руин некогда великолепного дворца. Мелкие торговцы были пу­щены вполуразрушенное здание от безысходности. Торговля вупо­мянутых лавках, помещение под которые сдавалось внаем, была единственным источником доходов Благородного собрания в по­слевоенное время.

Как только захватчики - французы были изгнаны из Москвы, стар­шины озаботились восстановлением Дома Благородного собрания.

Список лиц, пожертвовавших денежные средства на восстановление Дома Благородного собрания с указанием суммы пожертвования. Первым в списке значится император Александр I. ЦИАМ. Ф. 381. Оп. 1.Д. 18. Л. 2.

После пожара 1812 г. архитектором А. Н. Бакаревым здание было восстановлено в 1814 г., однако декоративное убранство Колонного зала и его живописный плафон были навсегда утеряны. Вероятно в ходе восстановительных работ по всему периметру Большого зала был сделан балкон.

Колонный зал до постройки балкона. Перспективный и продольный разрез. Реконструкция. Памятники русской архитектуры. С. 11-12.

Так выглядел в первой половине XIX восстановленный после пожара Дом Благородного собрания. Раскрашенная литография середины XIX в.

В начале XX в. Москву охватила строительная горячка. Город стремительно начал расти вверх, менять свой привычный облик. Изменялся и Охотный ряд. Двухэтажное приземистое здание с фронтонами начало восприниматься как тяжеловесное и несовременное, уже не отвечавшее изменившимся вкусам. Казалось, что старинный Дом Благородного собрания, с классическим портиком посередине и входом, увенчанным аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой, с недоумением взирает на происходящее. Московское дворянство решило не отставать от моды и перестроить дом. Автором проекта перестройки стал А. Ф. Мейснер, в 1900-х гг. состоявший архитектором Московского депутатского дворянского собрания. Выполняя желание заказчиков, архитектор должен был поднять дом на один этаж, надстроив его по всему периметру соединенных вместе корпусов и сравняв по высоте с объемом Большого зала. Выполнение этой задачи влекло за собой кардинальное изменение фасадов.

Архитектор повторил казаковскую композицию, применив во внутренней планировке основные принципы а внешний облик здания значительно изменив. Оба фасада (по Охотному ряду и по Большой Дмитровке) были сделаны более строгими и стройными, чем прежде.

Фасад со стороны Большой Дмитровки. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 14. Л. 4.

В результате работ Мейснера дом сильно изменился, но не потерял классической формы, его декор также явствует о полном сохранении классической традиции. Здание имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными по обеим сторонам. В глубине портика, на стене, проходит горельеф из античных сюжетов. Широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол, заменил прежний треугольный фронтон.

Фасад Дома Благородного собрания после перестройки А. Ф. Мейснером. Вид со стороны Охотного ряда. Открытка к. XIX - нач. XX в.

Основательная перестройка дома, выполненная в 1903-1908 гг., существенно изменила облик здания, который и сохранился до наших дней.

Современный вид Дома Союзов

Во время Великой Отечественной войны Дом Союзов, к счастью, удалось уберечь от разрушительных бомбардировок вражеской авиации. Однако время и интенсивная эксплуатация наложили свой отпечаток на его физическое состояние. Разрушились многие конструкции, особенно деревянные перекрытия над отдельными помещениями. Местами просел фундамент, пришли в негодность многие внутренние коммуникации. Осыпались лепнина и штукатурка.

Крупномасштабные капитальный ремонт и реставрационные работы по Дому Союзов начались в 1967 году. Перед проектировщиками и строителями стояла сложная задача: восстановить замечательный памятник архитектуры русского классицизма, восполнить утраты художественного оформления, заменить устаревшие конструкции так, чтобы не были повреждены ценные качества помещений, в первую очередь Колонного зала.

Восстановительные работы 1967 года были продолжены через 10 лет. Были выполнены работы по реставрации карнизов, люстр, дверей и художественной отделки помещений, по укреплению фундаментов, монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, автоматики, средств связи и синхронного перевода речей.

В настоящее время здание Дома Союзов составляет одно из главных украшений архитектурно-исторического «ожерелья» Центра Москвы, является подлинным национальным достоянием России.

По материалам издания "Дом Союзов. История и современность" Москва 2008г.

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года. Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998). Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых. В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру. В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы. Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе. В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой. Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы. Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы. Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

Некоторое время назад побывала в этом историческом месте, но только сейчас появилась возможность разобрать фото и снабдить фотографии рассказом.

Здание Благородного собрания было построено в конце XVIII века для князя В.М. Долгорукого-Крымского, московского главнокомандующего в 1780-82 гг. В 1784 году его дом был приобретен у наследников князя Московским благородным собранием.
Для Благородного собрания здание было перестроено архитектором М.Ф. Казаковым в 1784-87 гг., который объединил постройки в усадьбе Долгорукова и обустроил колонный зал.
Здание перестраивалось в 1811 году, затем после пожара восстановлено в 1814 году учеником Казакова А.Н. Бакаревым.
В 1903-05 гг. архитектор А. Ф. Мейснер надстроил здание и придал ему современный вид.
В 1917 году здание было передано профсоюзам, ну и получило название «Дом союзов». Здесь проводились концерты, политические процессы, общественные съезды, новогодние ёлки, шахматные соревнования, выпускные школ.
В настоящее время политики в Доме союзов меньше, но общественные и культурные мероприятия там проводятся. Интерьер здания очень красив, сохранился со времён дворянских балов, но в тоже время показался мне некоторой смесью дворянского и советского стиля.
Заглянем внутрь и остановимся на некоторых страницах истории Благородного собрания.

Московское благородное собрание было учреждено в 1783 году сенатором М.Ф. Соймоновым и князем А.Б. Голицыным. Вот что вспоминала Е.П. Янькова в
«Основателем собрания был Соймонов, человек очень почтенный и чиновный, он имел и голубую (Андреевскую) ленту. Жена его была Исленьева. Соймонов и вздумал учредить Собрание для дворянства, и входил о том с докладом к государыне, которая дала апробацию и впоследствии приказала даже приобрести дом в казну и пожаловала его московскому дворянству ».
Первоначально там проводились общественные вечера для дворянства, по воспоминаниям Е.П. Яньковой, «барыни собирались с работами, барышни танцевали, мужчины и старухи играли в карты, танцующих бывало немного », но все дворянство должно было съезжаться в красивых платьях, дорогой одежде. Пока здание на Дмитровке обустраивалось, вечера проходили в доме Татищевой на Моховой. «Сезон» Собрании был с 24 ноября (именины Екатерины II) до 21 апреля (её дня рождения).

В начале ХIХ века приёмы и балы в Московском Благородном собрании приобрели больший блеск. Александр I присвоил Московском у Благородному собранию имя Российского. На праздники в Благородное собрание допускались только дворяне. Участники собрания могли пригласить своих знакомых, но ручаться в их дворянстве и порядочном поведении.
Так А.С. Пушкин в конце 1826-начале 1827 года после возвращения из ссылки посещал праздники в Благородном собрании по приглашению друзей. 8 февраля 1827 года он сам стал членом Благородного собрания и смог пригласить с собой на маскарад брата Льва.

В 7 главе «Евгения Онегина» А.С. Пушкин приводит в Благородное собрание и свою героиню Татьяну.
LI
Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.
LIII
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс... Меж тем,
Между двух теток у колонны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь...
LIV
Так мысль ее далече бродит:
Забыт и свет и шумный бал,
А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал.
Друг другу тетушки мигнули
И локтем Таню враз толкнули,
И каждая шепнула ей:
- Взгляни налево поскорей. -
«Налево? где? что там такое?»
- Ну, что бы ни было, гляди...
В той кучке, видишь? впереди,
Там, где еще в мундирах двое...
Вот отошел... вот боком стал... -
«Кто? толстый этот генерал?»
LV
Но здесь с победою поздравим
Татьяну милую мою

А с кем в Благородном собрании встречался сам Пушкин.
(Портрет Пушкина, художник Вивьен, конец 1826 года)

В конце 1826 года на маскараде он впервые встретил Екатерину Ушакову, ставшую преданным другом для поэта.

По вторникам в Благородном собрании бывали приёмы, а во время Великого Поста концерты. На одном из таких концертов 19 марта 1829 года Пушкин возобновляет знакомство с Наталией Гончаровой, а через месяц сватается к ней.

Красные ковровые дорожки возвращают нас с прекрасной лестницы в облик дома культуры советских времён.

Но есть и предметы старинных интерьеров

В 1849 году Российское Благородное собрание было преобразовано, его здание перешло в собственность Московского дворянства, был принят новый устав, по которому разрешалось приглашать в Собрание почётных граждан, купцов 1-й гильдии, художников.

Ветер перемен пришел в парадные залы. В 1856 году Александр II заявил московскими дворянами о необходимости отмены крепостного права.

В Благородном собрании устраивались концерты. Проводили собрания по поводу культурных событий. Ф.М. Достоевский читал речь, посвященную открытию памятника А.С. Пушкину.

Члены императорской фамилии и приглашённые лица в Колонном зале Российского благородного собрания во время торжественного обеда. Фото апрель 1900 г. Взято здесь http://jw.at.ua/news/2008-04-09-286

Лестница на бель-этаж

кз

Великолепный зал и красные кресла, достойные провинциального кинотеатра 1980-х годов.

Несколько старых фотографий Благородного собрания
Украшения по случаю коронации Николая II.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1784-1790-х годах М.Ф. Казаков расширил здание и изменил его планировку. Так на месте внутреннего двора появился Колонный зал. Здесь проходили дворянские собрания, приемы высоких гостей, балы и маскарады, слава о которых доходила до Петербурга. Колонный зал был еще и крупнейшей в России ярмаркой невест.

В Благородном собрании была своя библиотека. Ставили здесь и спектакли. На одном из них юный Лермонтов играл астролога.

Но здание Благородного собрания повторило судьбу многих московских домов: в 1812 году оно обгорело, ради извлечения прибыли здание облепили неказистыми лавками, и со временем оно утратило изначальные черты.

Колонный зал Благородного собрания был огромным: он вмещал более 500 пар, имел высоту 14,5 метров и прекрасную акустику. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук на уровне лучших оперных театров мира. При этом во время строительства Казаков не использовал никаких специальных физических приборов. Не удивительно, что дом Благородного собрания превратился в настоящую филармонию, и европейские знаменитости стремились выступать именно в Колонном зале. В Европе тогда говорили, что нет зала лучше.

А 4 марта 1856 года император Александр II произнес в Колонном зале историческую речь о необходимости освобождения крестьян от крепостничества.

Дворянское собрание в наше время было вполне дворянским, потому что старшины зорко смотрели за тем, чтобы не было какой примеси, и члены, привозившие с собою посетителей, должны были не только ручаться, что привезенные точно дворяне, но и отвечать, что они не сделают ничего предосудительного, и это под опасением попасть на черную доску и через то навсегда лишиться права бывать в собрании. Купечество с их женами и дочерьми, и то только почетное, было допускаемо в виде исключения как зрители в какие-нибудь торжественные дни или во время царских приездов, но не смешивалось с дворянством: стой себе за колоннами да смотри издали.

В 1903-1908 годах Дом Союзов надстроили третьим этажом и немного изменили фасад по проекту архитектора А.Ф. Мейснера. Главным украшением Колонного зала стали 28 колонн (9,8 метра в высоту). Отсюда и название.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

После Октябрьской революции здание передали профсоюзам. С 1935 года в Доме Союзов начали проводить детские «Новогодние елки». А на смену дворянской библиотеке пришла рабочая библиотека-читальня имени Горького.

23-27 января 1924 года в Колонном зале Дома Союзов прошло прощание с В.И. Лениным. После этого Колонный зал часто служил местом прощания народа с умершими советскими государственными деятелями. Здесь также проходили показательные судебные разбирательства, съезды Советов и профсоюзов, отчетные партийные конференции Московских городских и областных организаций КПСС, союзов писателей и композиторов, музыкальные концерты и спортивные соревнования.

Сайт

Благородное собрание в Москве - общественное здание в стиле классицизма , построенное в Охотном ряду для московского дворянского собрания М. Ф. Казаковым не позднее 1775 года . В советское время переименовано в Дом Союзов .

История

Здание построено близ Кремля, в центре Москвы, которая сама почитается средоточием нашего отечества. В огромной его зале, как в величественном храме, как в сердце России, поставлен был кумир Екатерины, и никакая зависть к её памяти не могла его исторгнуть. Чертог в три яруса, весь белый, весь в колоннах, от яркого освещения весь как в огне горящий, тысячи толпящихся н нем посетителей и посетительниц, в лучших нарядах, гремящие в нём хоры музыки и к конце его, на некотором возвышении, улыбающийся всеобщему веселью мраморный лик Екатерины, как во дни её жизни и нашего блаженства!

Зал Благородного собрания, где провинциальные и столичные помещики подыскивали подходящие партии для своих дочерей, не раз появляется на страницах классической русской литературы - в том числе в «Евгении Онегине » (первый бал Татьяны):

Её привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Своё нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет .
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

В настоящее время ЗАО «Дом союзов» сдаёт в аренду залы Дома Союзов для проведения различных мероприятий, съездов и конференций. В них отмечаются юбилеи деятелей науки, литературы и искусства. В Колонном зале проводятся музыкальные концерты.

Колонный зал

В отделение Российского музыкального общества положило начало симфоническим концертам в Колонном зале; организатором и дирижёром был Н. Г. Рубинштейн .

C момента разрешения в 1935 году новогодних празднований в Доме Союзов проводится детская «Новогодняя ёлка ». Именно здесь впервые вместе с Дедом Морозом появилась Снегурочка , объявленная его внучкой . В Колонном зале происходили (и происходят до сих пор) крупные соревнования по шахматам и шашкам, в частности, здесь было проведено несколько матчей на первенство мира по шахматам, от матч-турнира 1948 года до самого длинного в истории прерванного матча Карпов-Каспаров (1984-1985) .

Колонный зал Дома Союзов часто служил местом проведения эстрадных концертов, в частности, в нём до середины 80-х годов проводились концерты ко Дню советской милиции, которые смотрела вся страна. В нём устраивались творческие вечера композиторов, поэтов, артистов эстрады. На его сцене выступали такие артисты, как Людмила Зыкина , Клавдия Шульженко , Леонид Утесов , Иосиф Кобзон , Лев Лещенко , Валентина Толкунова , Эдуард Хиль , Людмила Сенчина , София Ротару , Эдита Пьеха , Муслим Магомаев , Аркадий Райкин , Геннадий Хазанов , Виктор Чистяков и многие другие. В силу особенностей акустики зала все концерты проходили только в живом исполнении под живой оркестр.

29 июня 2015 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось прощание с Евгением Примаковым .

Напишите отзыв о статье "Дом Союзов"

Примечания

Литература

  • Крупнова Р. Е. , Резвин В. А. Дом союзов. - М .: Московский рабочий , 1981. - 80, с. - (Биография московского дома). - 50 000 экз. (обл.)
  • Макаревич Г. В. , Альтшуллер Б. Л., Балдин В. И. и др. Белый город // Памятники архитектуры Москвы. - М .: Искусство, 1989. - С. 143-146. - 380 с. - 50 000 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дом Союзов

– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.
Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.
Старик сначала остановившимися глазами смотрел на сына и ненатурально открыл улыбкой новый недостаток зуба, к которому князь Андрей не мог привыкнуть.
– Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?
– Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, – но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…