Чему учат сказки народов твоего края. Проект «Чему учат сказки? Чему нас учат русские народные сказки

Вся наша жизнь – непрерывная учеба. В детстве нас учат родители и бабушки с дедушками, потом воспитатели детсада, школьные учителя, преподаватели институтов, начальники на работе.

Нас постоянно учит сама жизнь, переплавляя житейские ошибки и наблюдения в личный опыт. Опыт же хочется и нужно передавать детям. А охотнее всего дети слушают сказки .

Сказка – первая учительница

Сказка является одни из методов обучения, может быть не самым заметным, но необыкновенно действенным. Ведь сказка учит не напрямую ("да в ней намек"), через поступки героев и, что важно, в развлекательной форме.

Малыши впитывают с материнскими сказками знания о мире, в котором они будут жить, о правильных принципах морали и поведения. То, чему учат сказки не ново, но бесценно из-за формы подачи.

Именно сказка, задолго до школы, становится первой учительницей для детей. Рассказанная мамой, увиденная по телевизору или в компьютере выдуманная история с нереальными персонажами научит быстрее и крепче, чем бесконечные повторения: не ври, не ленись, не дерись, слушай старших.

Поэтому сказки и каналы мультфильмов нужно выбирать даже более тщательно, чем школу и учителей.

Так чему учат сказки?


Сказочные миры, при всей фантазийной выдуманности, отражают обычную жизнь. И принципы взаимоотношений самых невероятных и причудливых персонажей вполне человеческие. Дети легко это впитают и перенесут в окружающую их реальность.

Хорошие сказки научат ребенка нужным вещам и убедят, что.

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе можетбыть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки - всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут - коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) - все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев - темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны - так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса - плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк - это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) - трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.

Крутяк! 5

Чему может научить нас мир сказок? Если ограничиться ответом о победе добра над злом, то это далеко не в полной мере способно характеризовать сказочный жанр. Сказки – важнейшее достояние национальных культур, с их помощью мы можем не только воспитывать в себе высокие идеалы, но и приобщаться к сокровищам мирового народного творчества.

Сказка – одно из самых интересных явлений народной культуры. Среди всех произведений устного народного творчества сказка занимается особенное место. Произведения этого жанра способны по-настоящему очаровывать нас, они покоряют и детей, и взрослых, которые спустя многие годы вновь возвращаются к любимым сказкам своего детства, вспоминают знакомых героев и идут с ними в увлекательное путешествие.

Сказочный жанр во многих своих проявлениях оказывается слишком схематичным. Основной мотив, который встречается в подавляющем большинстве сказок – борьба добра со злом с подразумеваемой обязательной победой добра. Вряд ли можно найти такие сказочные ситуации, в которых это противостояние будет сколько-нибудь сильно переосмысляться, где зло будет нарисовано положительным, а добро беспомощным. Трудно представить и такую ситуацию, когда бы сказочный конфликт происходил не между добром и злом, а в какой-то совсем иной плоскости, например, между различными характерами людей, которых трудно назвать плохими или хорошими.

Эту условность характеров, схематичность, обязательное торжество идей добра, которое часто расходится с нашей повседневной жизнью, часто вменяют сказкам в вину, говоря о примитивности сказочного жанра. Но не стоит забывать, что сказки вовсе не претендуют на глубокую проработку характеров или на то, чтобы ставить сложные актуальные вопросы и находить их решение. Сказка как раз и примечательна своими условностями, своими преувеличениями, фантастичностью. Потеряв свою простоту, сказка потеряет саму себя.

Чему же тогда способна научить нас сказка? При ответе на этот вопрос надо помнить, что сказка – важнейшая часть народной традиции. Читая сказки, мы не просто сопереживаем храброму Ивану-царевичу, не просто следим за всеми похождениями Серого Волка или Бабы Яги, мы находим отражения этих героев в своем характере, в своём внутреннем мире. Сказка помогает нам прикоснуться к своей национальной культуре и узнать больше о культуре других стран. В сказках всегда прославляются трудолюбие, верность добру и готовность к свершению великих поступков.

Отдельно следует отметить авторские сказки, этот жанр получил наиболее широкое развитие в творчестве известных западноевропейских писателей, таких как Шарль Перро, Вильгельм Гауф, Г. Х. Андерсен, А. де Сент-Экзюпери, О. Уайлд. Сказки этих писателей часто выходят за пределы сказочных условностей, в них раскрываются целостные образы, представлены сложные характеры. Многие из этих сказок наполнены аллюзиями, имеют притчевый характер, обращаясь к читателям всех возрастов, во многом даже больше к взрослым, нежели к детям.

Еще больше сочинений на тему: «Чему учат сказки?»

Я очень люблю читать сказки. В них рассказывается об интересных событиях и приключениях, действуют фантастические существа, звери приобретают человеческие черты, используются магические предметы. Чтоб попасть в сказочный мир, нужно иметь богатое воображение. Поэтому сказки развивают нашу фантазию. Без нее не представишь ни волшебную жар-птицу, ни многоголового Змея-Гориныча, ни Бабу Ягу, что летает в ступе. В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Хорошие сказочные герои обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать. Герда из сказки датского писателя Г. К. Андерсена «Снежная королева» преодолела огромное расстояние, невзирая на опасность, в поисках своего названного брата Кая. Казалось бы, что может сделать одна маленькая девочка?

Но хорошее сердце Герды притягивает к себе других хороших людей и зверей. Ей помогают и лесной ворон и ручная ворона, и принц и принцесса, и северный олень, и лапландка и финка. Даже маленькая разбойница добреет рядом с Гердою. Эта героиня Андерсена учит нас доброты и преданности, доказывает нам, что любовь и мужество сильнее злых чар. Теплое сердце маленькой девочки оказалось более дорогим богатств бездушной Снежной королевы и власти над всем миром.

В сказках о животных в виде зверей изображаются люди. Посредством образов зверей сказка учит, как не следует делать со своими ближними. В российской народной сказке хитрая лиса выгнала зайца из его избушки, когда ее ледяная растаяла. Но храбрый петушок выселил рыжую из зайчика избушки и осталась она ни с чем. Так лисе и нужно, чтоб не зарилась на чужое добро!

Сказка учит нас, что справедливость рано или поздно возьмет верх над несправедливостью. Долго пришлось терпеть издевательство мачехи бедной падчерице из немецкой народной сказки «Госпожа Метелица». И все-таки наступил и им конец. Справедливая госпожа Метелица наградила обеих сестер по заслуге. Хорошую и работящую падчерицу она озолотила, а завистливую и ленивую родную дочь облила смолой.

Хотя сказки рассказывают о необычных событиях, и в каждой выдумке иметься что-то и от реальной жизни. Яркие сказочные образы помогают нам лучше разглядеть в нашей повседневности добро и зло, правду и несправедливость. Они учат нас быть хорошими, искренними, работящими, предостерегают от скупости и лживости.

Источник: referat.hhos.ru

Однажды дали в школе задание нарисовать героя любимой сказки. А на улице светило солнышко. Так и хотелось поиграть с ребятами в футбол. По мнению спали волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью», которым научила сказочного героя Емелю щука, пойманная в проруби, в благодарность за возвращенную свободу.

Тогда Емеля сразу на реке произнес эти слова - и ведра с водой сами поднялись в гору, пришли к дому и стали на скамейку. Топор в Емеле сама стала колоть дрова. Однако я не Емеля и живу не в сказке. Пришлось самому рисовать. А нарисовал я счастливого Емелю. Почему его? Потому что он никому не желает зла, а люди вокруг него ловкачи, хитрят, но им не везет, а счастливым становится Емеля. У него, а не в кого-то другого влюбилась царская дочь, и сделался он богат и знатен.

Нравится мне эта сказка, как и другие, тем, что их герои всегда выходят победителями, а зло наказано. Несмотря на издевательства мачехи и ее злых дочерей, Хіврунька становится счастливой. Дочь старика из сказки «Морозко» спасается от смерти и возвращается домой с подарками. Морозко пощадил ее за мужество и терпеливость.

Истории волка и лисы, козы-дерезы, птиц, зверей, с которыми случаются удивительные приключения, часто происходят с людьми. Катится по дороге задорный колобок и поет: всюду ему сопутствовала. От дедушки с бабушкой ушел, не съели. Убежал колобок от волка, от медведя. И так зазнался, что не побоялся сесть лисе на язычок. Лиса его и съела. А разве не случаются такие истории с высокомерными людьми, теряют чувство меры и поэтому терпят в жизни поражения?

Я люблю сказки за то, что в вымысле есть правда. Сказки пронизаны добротой, они предостерегают от дурных поступков, учат любить друзей и не оставлять в беде человека или четвероногое существо. Рассказанные в сказках истории запоминаются на всю жизнь.

Источник: zarlitra.in.ua

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Известно, что сказки выполняют не только развлекательную роль, но и воспитательную. Они учат быть добрым, умным, сильным, верным своему слову, учит не бояться трудностей, верить в себя и своих друзей. Сказки учат нас ценить дружбу, помогать тем, кто нуждается в помощи. Также, сказки объясняют нам, как важно быть трудолюбивыми, смелыми и настойчивыми и не бросать начатое дело, а доводить все до конца. Кроме того, каждая сказка содержит скрытую мораль о том, что нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
Сказки помогают понять, что не надо судить о людях по внешнему виду. Ведь очень часто Иван-дурак оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Также сказки учат нас любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Помимо этого, сказки учат нас патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказки показывают нам, что мир делится на хороших и плохих, но добрых всегда больше. И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Источник: gdzplus.com

Многие из нас до сих пор любят погружать в волшебный мир сказок. Но особенно их любят детки. Но сказки не только развлекают, но и учат. Давайте разберемся: чему учат сказки?Сказки это маленькая модель мироздания. Проще всего деткам знакомиться с окружающим миром, через сюжет сказок. Но настолько ли сказка проста, как нам кажется. Говорящие животные и птицы, вымышленные страны, добрые и злые герои и чудо – ребенок во все это верит, а значит, он верит в сказку.

Чему полезному учат сказки?
Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.
Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного.
Сказки учат не бояться трудностей. Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была.
Сказка учит – не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ не остаться без друга – это помогать ему в нужный момент. У главных героев сказок всегда много друзей – птицы, животные, растения и т.д.
Сказка учит не судить по внешности о человеке. Царевна-лягушка – Царевна, Иван-дурак – Иван царевич.
Сказка учит, что не все всегда получается с первого раза. Смелость и упорство вознаграждаются победой.
Сказка учит любить родителей – тот, кто выполняет поручения родителей в сказках, всегда почитаем у родителей.
Сказка всегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.
Главное чему учит сказка – добро всегда возвращается добром.
Дети интуитивно и очень легко воспринимают сказки. Они с большим удовольствие живут в волшебном мире и хотят туда возвращаться вновь и вновь.

Источник: happy-giraffe.ru

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки - всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут - коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) - все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев - темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны - так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса - плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк - это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) - трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.

Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Увлекательное повествование, интересный сюжет, любимые герои привлекают фантазию ребенка, развивая творческий взгляд на мир, заставляя малыша затаить свое дыхание в ожидании чуда.

Воспитательные функции

Но у многих сказок не только развлекательные и развивающие функции. Еще они, как бы исподволь, занимаются воспитанием наших детей, передавая народную мудрость и основные моральные принципы от поколения к поколению. Чему учат сказки, чем они привлекают детей и взрослых?

Модель мироздания

Положительный герой

Немаловажную роль роль в воспитании детей сказкой играет формирование образа положительного героя: в первую очередь — доброго (ведь добро всегда побеждает), верного своему слову, иногда — умного, иногда — сильного, защитника своей Отчизны. Если говорить о русских сказках, то это такие произведения, как «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка», «Летучий корабль», «Солдат избавляет царевну», «По щучьему велению», «Сивка-Бурка», различные сказки о русских богатырях (названия приведены по книге А. Н. Афанасьева).

Взаимопомощь

Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки обучают ребенка ценить дружбу и верить во взаимопомощь. Есть даже произведения, посвященные именно этому чувству. Например, «Репка» или «Теремок», где звери и люди оказывают помощь друг другу.

Не суди людей по их внешнему виду

Иван-дурак в финале сказки оказывается царевичем, лягушка — прекрасной невестой. Подобные превращения учат ребенка с детства не судить человека «по одежке», по количеству богатства (сказка «Кощей Бессмертный»), а оценивать по делам его. Кстати, в русских сказках и Баба-Яга — не всегда отрицательный персонаж. Иногда она проверяет героя, назначает ему испытание и вручает ему чудесные предметы или дары (сказки «Иван-царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная»).

Русские сказки учат трудолюбию, тому, что надо не бояться трудностей. Ведь всякое хорошее дело с первой попытки не удается сделать (в сказках о Змее Горыныче герой-богатырь идет на чудище три раза и в конце-концов, все-таки, побеждает), а смелость и упорность вознаградятся победой.

А еще — учат патриотизму. Особенно сказки и былины про русских богатырей. Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец являются отождествлением защиты Родины от любого агрессора. Эти народные положительные герои вызывают чувство восхищения их смелостью, силой, умом, способностью постоять за Родину и за себя. Так, в ребенке формируется чувство любви к своей Отчизне, желание защищать ее от иноземцев-захватчиков.

А еще — учат любви к родителям, уважению к старшим. Именно герой, который выполняет поручение отца-царя, всегда более почитаем, нежели его нерадивые братья. В награду он, выполнив свои поручения, получает «полцарства».

Звери, птицы, рыбы

Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.

Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.

Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.

Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.

Итоги

Вся мораль, которой учат сказки, ненавязчива, воспринимается ребенком легко, в игровой форме. Нельзя обманывать, нельзя жадничать, нужно всегда ценить друзей и помогать добрым, пусть даже не знакомым, людям. сказки учат, что добро обязательно побеждает зло, что хороший поступок «цикличен» и обязательно возвращается к тому, кто его совершает, в виде благодарности.

Уроки эти дети воспринимают с удовольствием, они живут в сказочном волшебном мире, хотят вернуться туда опять (просят почитать в который раз одну и ту же сказку). А иногда и придумывают свои. Это, опять-таки, развивает у малыша образное мышление, фантазию и речевые навыки.

  • Волшебные превращения
  • Сказкотерапия

Во времена не такие уж далекие слово «сказка» означало что-то рассказанное, без всякого намека на выдумку. При помощи сказок наши предки передавали своим детям жизненную мудрость, обучали и образовывали их. Недаром Пушкин, большой знаток и любитель русских народных сказок, считал, что «в ней намек, добрым молодцам урок».

Чему учат русские народные сказки?

Если постичь глубинную суть народных сказок, то можно увидеть скрытый в них сакральный смысл, и не один, а несколько слоев. Сказки - это концентрированная народная мудрость, ключ не только к мировоззрению наших предков, но и к психологии современного человека.

Герои русской сказки живут в особом смысловом пространстве, в котором объясняется устройство мира, общества и человека. Как найти свое предназначение? Для чего нам даются испытания и как их преодолеть? Что такое дружба и любовь?

На эти и многие другие вопросы дают ответы народные сказки. Давайте поговорим о том, какие герои чаще всего встречаются в русских сказках и как они взаимодействуют друг с другом?

В сказках раскрываются как национальные, так и общечеловеческие архетипические образы. Впервые понятие архетипа ввел швейцарский психолог Карл Юнг. Он же указывал на архетипичность героев мифов и народных сказок. Если не вдаваться в подробности, то архетип - это универсальный культурный первообраз, символическое представление о человеке и его месте в мире и обществе. Архетипы - это выражение коллективного бессознательного, лежащее в основе психотерапии.

Благодаря архетипичности сказочных образов в последние годы появилось и развивается новое направление в современной психологии - сказкотерапия. Она подходит как детям, так и взрослым. Сказки помогают человеку разрешить конфликты, найти выход из сложной ситуации, осознать мотивы своих поступков и поступков других людей. Об этом течении мы поговорим подробнее в финале этого материала. Пока же вернемся к архетипам и проанализируем, какие образы чаще всего встречаются в русских народных сказках и как они взаимодействуют друг с другом.

Герои русских народных сказок

Иван-царевич (архетип - героизм, главный герой, богатырь, витязь).

Иван-царевич - главный герой многих сказок, именно вокруг него развертывается все повествование. Как правило, он должен выполнить какую-то сложную задачу - по своей воле или по чужому повелению.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» он должен добыть жар-птицу, в сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое» - найти пропавшую мать и старших братьев, в «Царевне-лягушке» и «Марье Моревне» - освободить свою жену из плена Кощея Бессмертного. Чтобы достичь своей цели, Иван-царевич проходит через испытания и в конце получает достойную награду.

Иван-царевич - это идеал успешного человека. Все, что бы он ни делал, ему удается. И даже ошибки, которые он совершает по пути (не слушается советов серого волка, например), в конце концов, приводят его к более высокой цели, чем та, что была поставлена первоначально. Тем самым оправдывается риск, которому подвергает себя герой.

Интересно, что иногда в роли такого «Ивана-царевича» выступает девушка. Наиболее ярко этот образ проявляется в сказке «Перышко Финиста ясна сокола». Именно младшая дочка преодолевает все препятствия (снашивает три пары чугунных сапог, ломает три чугунных посоха и сгрызает три каменные просвиры), чтобы вернуть любимого. Да и Василиса Прекрасная из одноименной сказки три дня живет в услужении у Бабы-яги, а потом своим трудом и рукоделием заполучает в мужья самого царя.

Ивана-царевича относят к архетипу Самости, Витязя. Этот герой показывает, что ничего не дается без труда, для достижения своих целей необходимо приложить усилия и измениться самому.

Баба-яга (архетип - мудрость, двойственное женское начало)

Путешествие в сказочный мир для героя часто начинается со знакомства с противоречивым персонажем - Бабой-ягой. Она предстает то как злая и коварная похитительница детей («Жихарка», «Баба-яга», «Гуси-лебеди»), то как помощница и проводница («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»). Неспроста ей служат вороны и черные коты - также двойственные персонажи, олицетворяющие, с одной стороны, мудрость, а с другой - темные силы.

Живет эта страшная горбатая старуха, одетая в лохмотья, в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка представляет собой границу миров, недаром она умеет поворачиваться вокруг своей оси, обращаясь передом то к лесу (потустороннему миру), то к герою (который до поры до времени принадлежит миру живых). На то, что Баба-яга - это проводник в потусторонний мир («Навь» - согласно славянской традиции), намекает и ее костяная нога: одной ногой она стоит в этом мире, а другой - в ином. Прообразом избушки на курьих ножках считают «избы смерти», в которые древнеславянские племена помещали прах умерших. Такие избы ставились на столбах или пнях, чтобы туда не смогли попасть звери. А чтобы столбы не гнили, их обкуривали дымом. Так и объясняется происхождение выражения «курьи ножки» - от искаженного «курные».

Часто встречающийся сюжет про то, как Баба-яга хочет зажарить незваных гостей, тоже находит свое толкование в народных обрядах. Недоношенных детей обмазывали тестом, клали на лопату и засовывали в теплую печь (как символ женского лона), сопровождая это действо заговорами, чтобы ребенок «допекся». К печи подносили и заболевших детей, чтобы хворь ушла вместе с дымом.

Бабе-яге известны все тайны сказочного мира, но выведать их не так-то просто: чтобы добиться благосклонности старухи, необходимо пройти через определенный ритуал. «Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала », - говорит Иван-царевич. Баня - это символ ритуального омовения, означающего смерть Ивана-царевича в этом мире. Но это смерть ради жизни, ради того, чтобы попасть в мир потусторонний и там выполнить свою задачу.

От хозяйки избушки на курьих ножках герой получает не только мудрый совет, но и волшебный предмет - зеркальце, колечко, клубочек ниток, - причем в этом предмете проявляется ее женская сущность. Баба-яга - это выражение архетипа Мудрости, Матери.

Кощей Бессмертный (архетип – бунт, разрушительная мужская сила)

Если Баба-яга представляет собой двойственное женское начало, то Кощей - это мужская и, безусловно, разрушительная сила. Чаще всего Кощей предстает в образе тощего старика или просто скелета (отсюда и его имя). Он похищает женщин (Марью Моревну, Царевну-лягушку) и держит их как пленниц. Кощей - это архетип бунта: он отрицает все общепринятые нормы, включая природные циклы рождения и смерти (за что и прозван Бессмертным).

Кощей обладает сверхъестественной силой, которая связана с водой. Выпив три ведра воды, он разрывает сковывающие его цепи и освобождается из подземелья. Кощей - могущественный колдун, обладающий даром превращения: именно он заковывает царевну в лягушачью кожу. Единственный способ победить Кощея - убить его, но сделать это чрезвычайно сложно. Для этого надо отыскать Кощееву смерть, которая находится на острове Буяне, где растет дуб, на котором висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Сломав иглу, можно убить Кощея. Победа над Кощеем становится одной из главных целей Ивана-царевича.

Волк, щука, кот, сокол и другие (архетип - магия, помощник главного героя)

В своих скитаниях главный герой опирается на помощь животных, без которых он никогда не смог бы выполнить свою задачу (волк в «Иване-царевиче и сером волке», кот из «Бабы-яги», щука в «По щучьему велению», ясен сокол, орел и ворон в «Марье Моревне»). Они появляются тогда, когда наш герой оказывается в безвыходной ситуации. Но чтобы помощь пришла вовремя, необходимо заранее оказать определенную услугу этому животному: дать коту мясца, накормить мышку кашкой, отпустить щуку на волю или даже отдать замуж за птиц своих сестер.

Зато в ответ, в самую трудную минуту, они не оставят героя в беде: посоветуют, как убежать от Бабы-яги («Баба-яга», «Гуси-лебеди»), исполнят любые, даже самые сумасбродные, желания («По щучьему велению») и оживят его, когда он будет убит завистниками («Иван-царевич и серый волк»).

Эти животные выражают архетип Помощника, Духа, Магии. Они учат, что любая встреча, даже с самым мелким и незначительным персонажем, должна рассматриваться как испытание. Пройди его - и будешь вознагражден (сразу или через время).

Сказочные красавицы (архетип – любовь, наивысший дар)

Конечной целью всех испытаний, которые выпадают на долю главного героя, оказывается обретение любви и свадьба, даже если первоначальная цель была далека от этого (скажем, в «Иване-царевиче и сером валке» герой отправился на поиски жар-птицы, а вернулся с конем и красавицей невестой). И стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказочные красавицы - Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Аленушка, Царевна - это воплощение архетипа Любовь и наивысший дар, который получает герой. Девушки обладают ценными качествами: добротой, красотой, мудростью, благоразумием, честностью, верностью. В поисках любви герой проходит испытания, часто связанные с риском для жизни, и побеждает конкурентов. За любовь нужно бороться, намекают нам сказки. Но любви достойны не все.

Отрицательные герои (архетип - тень, мешающая главному герою)

Какая же сказка без отрицательных типажей? Злая мачеха с дочками («Василиса Прекрасная»), родные братья («Иван-царевич и серый волк»). Эти герои либо пытаются помешать Витязю выполнить свою задачу, либо посылают его на верную гибель. Хитрые, изворотливые, расчетливые личности, стремящиеся чужими руками жар загребать, оказываются недостойными счастья. Они терпят поражение и несут заслуженное наказание (вплоть до гибели). Главный итог всех сказок - победа Самости над Тенью, добра над злом.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках - превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце - озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции »). Ее суть - воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, - придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня - значит, можно»). Навь - это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог - сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .