Значение пословицы "дорога ложка к обеду" и происхождение пословицы. Дорога ложка к обеду значение пословицы Дорога ложка к обеду смысл

Дорог? ложка к обеду

Трудно было поладить римским папам и восточным патриархам: те и другие стремились господствовать над всем христианским миром, чтобы умножить свои доходы, те и другие порочили и предавали проклятию друг друга. Давние раздоры и распри, взаимные попреки и обвинения завершились в 1054 году разделением - расколом церкви на западную, или римско-католическую, и восточную - греко-православную .

Через 40 лет, в 1095 году, папа Урбан II призвал христиан к крестовому походу на Восток. Зачем это ему понадобилось?

Из богатейших стран Ближнего Востока - Малой Азии, Сирии, Палестины - купцы доставляли в Европу лучшие ткани и оружие, узорчатые ковры и драгоценные камни, аравийские благовония, индийские пряности. Но в XI веке турки-сельджуки вторглись в Палестину, захватили ее главный город Иерусалим, где, по евангельской сказке, был похоронен Христос и находится его гроб.

Теперь труднее стало привозить в Европу восточные товары, на которых купцы наживали баснословные состояния. И разбогатевшие торгаши, и крупные феодалы - короли, герцоги, графы, - католическое духовенство мечтали погреть руки на завоевании восточных стран.

Разумеется, неудобно отцам церкви откровенно провозглашать такую разбойничью цель. И в их проповедях звучали совсем другие, благочестивые мотивы.

«Призываю вас освободить гроб господень от неверных» (то есть мусульман. - Я. Ш.), - убеждал папа Урбан II, и его призыв нашел горячий отклик в сердцах разоренных беспрерывными войнами крестьян и мелких ремесленников. С особенным же восхищением слушали «святейшего отца» обнищавшие рыцари: они надеялись разбогатеть в грабительских походах на Восток. А у самого папы были особые интересы: он стремился подчинить себе православную церковь и обратить в католичество арабов и турок.

Участники походов нашивали на одежду кресты и гордо именовали себя крестоносцами. В июле 1099 года им удалось ненадолго завладеть Иерусалимом. Здесь между благодарственными богослужениями крестоносцы развлекались убийствами и, конечно, грабежом во славу господа. За первым походом последовало еще семь.

В 1212 году церковные фанатики распустили бредовый слух: было, мол, знамение, что только безгрешным детям бог поможет освободить гроб Христа. В том же году начали создаваться крестовые походы детей. Папа Иннокентий III с радостью благословил это богоугодное дело, и десятки тысяч ребят, оторванных от родителей, были погружены на суда в немыслимой тесноте. Множество их погибло еще в пути от голода и болезней, а кому чудом удалось спастись, тех предприимчивые торгаши продали в рабство.

В крестовых походах миллионы европейцев, одураченных религиозными бреднями, поплатились жизнью и причинили страшные бедствия народам Ближнего Востока. Зато на грабеже их и разорении приумножили свои богатства купцы и ростовщики, католическое духовенство во главе с папами и крупные феодалы.

Никогда раньше так жестоко не эксплуатировали эти крупнейшие землевладельцы, особенно монастыри, своих крепостных. Еще в XII веке начались восстания крестьян и ремесленников в Италии, а затем в других странах против феодалов и верного их защитника - папы.

Восставшие требовали, «чтобы не было из-за священников войн и убийств», но католическая церковь преследовала мятежников как еретиков, врагов веры. Для расправы с этими «слугами дьявола» в начале XIII века был учрежден высший суд - инквизиция, что значит розыск.

Вскоре это тайное судилище было введено во всех католических странах. Инквизиторы изощрялись в изобретении самых мучительных пыток, допрашивали обвиняемых в подземных казематах, чтобы не слышны были стоны и вопли жертв. Эти бесчеловечные истязания деликатно именовались «строгим испытанием» тела, которое просветляет душу, а добытые таким «просветлением» признание и раскаяние в мнимых грехах считались добровольными.

Следствием и судом руководили главари монашеского ордена, созданного Домиником, который был причислен после смерти к святым. Устрашенный народ заклеймил мракобесов-доминиканцев кличкой «сторожевые псы господа», от созвучных латинских слов «домини канес» - «собаки бога». Но презрительное прозвище было принято орденом как похвала.

На гербе доминиканцев была изображена собака с горящим факелом в пасти. Это означало, что орден охраняет церковь от еретиков и «просветляет» души заблудших.

Одну из доминиканских церквей украшала такая назидательная картина: папа и император заботливо пасут свое стадо верующих, а злые волки-еретики пытаются напасть на добродетельное стадо, но его зорко охраняют свирепые псы черно-белого цвета - такой была одежда доминиканцев.

Никого не щадили изуверы-палачи: ни женщин, ни стариков, ни даже малолетних детей, чтобы добиться признания в грехах перед церковью. Однако и это не спасало «виновных» от сурового наказания. А тем, кто не хотел каяться, судьи выносили приговор, «по возможности кроткий и милостивый, без пролития крови». На их подлом языке это означало: сжечь живыми на костре.

В Италии, Германии, Франции, Испании чадили костры инквизиции. В их пламени погибали самоотверженные борцы за благо народов. Ведь церковь с помощью инквизиции искореняла не только религиозную крамолу, но и всякие свободолюбивые стремления, подавляла передовую мысль, глушила науку.

Всем достоянием «грешников», сожженных на кострах и замученных в темницах, распоряжались инквизиторы. Немалую часть его получали предатели, доносчики, лжесвидетели, чтобы им было ради чего стараться. Но главной наследницей своих жертв была церковь. Она превратила «борьбу за истинную веру» в очень выгодный промысел.

Другим прибыльным делом духовенства стала торговля… преступлениями и райским блаженством. Каким образом? Да очень просто.

Христос, дескать, и все святые сотворили несметное множество добрых дел. Этим они покрыли не только все прежние грехи рода человеческого, но, кроме того, создали солидный запас на будущее время. Вот из этой-то обильной «сокровищницы благодати» заместитель Христа, папа римский, может отпускать прощение грешникам.

Разумеется, «благодать» предоставлялась не даром: особый справочник указывал, по какой цене можно купить и искупить любое преступление. Такие индульгенции - грамоты об отпущении грехов - оправдывали уже сделанные преступления и заранее давали право на новые. Можно ли представить себе более гнусную торговую сделку?

Огромные доходы приносила и другая торговля - «священными реликвиями»: кусочками дерева от гроба господня, слезами и вздохами богоматери, закупоренными в пузырьках, перышками из ангельских крылышек и прочим хламом. Весь этот ходкий товар в щедром обилии доставляли с Востока специальные суда.

Изрядно пополняли кассы храмов и монастырей чудодейственные иконы святых. Но главный доход церковь получала от своих обширных земель. Монастыри прибирали к рукам лучшие угодья, нередко присоединяя их насильно именем Христа: богу все дозволено!

Многие миллионы крепостных трудились на тунеядцев-монахов, князей и других феодалов. Крестьяне слепо верили, что Христос воскрес весной, когда начинаются полевые работы. Именно поэтому пасха и стала самым важным праздником для земледельцев - огромного большинства населения во всех странах.

«Дорога ложка к обеду», - говорит пословица. Для крестьянина праздник не в праздник, если он не ко времени. А так именно и получалось.

Путаница в церковном календаре отрывала пасху от вековых обычаев, связанных с трудом миллионов людей. Чего доброго, они и вовсе перестанут верить в запоздалое воскресение Христа. А без этого бог уже не бог и вообще мало что остается от надежд на спасителя и загробное блаженство - самой соблазнительной приманки религии.

Вот почему и забеспокоились церковники. Они стремились приспособиться к бытовым привычкам верующих, снова приблизить пасху к началу весны - равноденствию. Об этом писал еще в XIII веке Бэкон, а 100 лет спустя, в 1373 году, некий Аргир предложил было исправить пасхалии, но, поразмыслив, сам отказался. И как вы думаете - почему?

Ведь 1373 год - это 6881-й «от сотворения мира». А злоречивые пророки предсказали, что в 7000 году (опять виновата роковая вавилонская семерка!) неизбежно свершится светопреставление - настанет конец мира. До страшной гибели всего человечества оставалось всего-навсего 119 лет. Вот Аргир и решил, что нет смысла искажать, то есть изменять пасхалию: не стоит, мол, игра свеч - на наш век хватит!

Но роковой год миновал благополучно. И Земля не только не погибла, а еще «увеличилась»: как раз в 7000 году «от сотворения мира», то есть в 1492 году по новому летосчислению, Колумб открыл Америку.

Необходимо исправить отстающий юлианский календарь, - эту задачу не раз обсуждали церковные соборы и римские папы. Один из них, Лев X, как-то проговорился нечаянно: «Всем поколениям известно, какие выгоды принесла нам сказка о Христе». Ради этих-то выгод надо было укреплять религиозный вздор, подлаживаясь к обычаям.

Вот что заставило внести поправки в юлианский календарь, честно прослуживший больше полутора тысяч лет. Однако эта задача оказалась и проще, и сложнее, чем можно было ожидать…

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Глава XXVII. «Все, что подано к обеду не от повара-франиуза, отвергается»{1} С XVIII века в кулинарный обиход русского дворянства входят блюда французской, английской, немецкой, итальянской кухни. Русские вельможи проявляют живой интерес к чужеземным экзотическим блюдам.Об

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Юрьев день автора Куликов Геомар Георгиевич

Глава 2 Шестая ложка Утром дед толкает Треньку:- Подниматься пора. Мамка печь топить будет.Спит Тренька, бормочет что-то невнятное, в ответ на дедовы слова.Дед своё:- Терентий, а Терентий! В который раз говорю: мать принимается печь топить, слышь?Иногда деду удаётся

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

…И ложка дегтя Всему миру известен рассказ о том, как семилетний немецкий мальчик, сын деревенского пастора из земли Мекленбург, прочитав в книге Егера «Всемирная история для детей» страницы, посвященные Троянской войне, воскликнул:- Когда я вырасту, я раскопаю

Из книги Большая ничья [СССР от Победы до распада] автора Попов Василий Петрович

Дорога ложка к обеду Вопрос о том, какую роль сыграла в укреплении обороноспособности помощь наших союзников, каким был вклад ленд-лиза в разгром нацизма, по-прежнему остается одним из наиболее дискуссионных.В советской исторической науке неоднократно подчеркивалось,

Из книги Сумерки невежества. Технология лжи, или 75 очерков о современной фальсификации истории Украины автора Каревин Александр Семёнович

Ложка дегтя (Вместо рецензии) Вышло в свет второе издание книги Анатолия Ивановича Железного «Происхождение русско-украинского двуязычия на Украине». Книга эта, возможно, и не безупречная, если подходить к ней со строго научными мерками, но, безусловно, интересная и

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ложка Предмет домашнего обихода, одна из немногих личных вещей крестьянина. В обрядах – символ члена семьи. Ложка хозяина всегда была больше, чем другие. Считали, что при помощи ложки умершего хозяина можно вывести родимое пятно, бородавку, опухоль в горле, нарывы, чирьи и

Дорога ложка к обеду - это старая поговорка, значение которой говорит о своевременности, важности чего-либо в определенный момент времени.
День Республики - национальный праздник в ряде государств, который, как правило, проводится в день провозглашения государством республики, либо в день принятия конституции страны - непременного атрибута республики. Нередко «День Республики» является одним из главных праздников.

Он сопровождается концертами, военными парадами, авиационными шоу, фейерверками и салютами.
4 июня наша республика будет праздновать свое двадцатилетие. Думаю, что население нашей республики будет праздновать не только двадцатилетний юбилей молодой республики, но также День цветочного бума, дорожной революции и тротуарной плитки!
Начну пожалуй с "дорожной революции". За рубежом, если строят объект, сначала прокладывают к нему дорогу. У нас наоборот: построили комплекс, разбили технику, а потом начинают думать, как сделать к нему подъезды, дорогу и так далее. А ведь это очень важная вещь - инфраструктура города. Мы, думаю что меня поддержит почти все население республики, хотим ходить по чистым тротуарам, ездить по асфальтированным улицам. На все это необходимы средства и огромное желание улучшить нашу жизнь. Средства выделяются, чего не скажешь о желаниях (а желания увы не выделяются) наших чиновников, ответственных за эту проблему. Не могу понять одно, почему масштабные реконструкции дорог делают к масштабным мероприятиям. Сложилась такая тенденция: скоро праздник - надо скорей-скорей дорогу проложить: тяп-ляп – и сделали. А праздник закончится – дорога разбита. И так до следующего праздника.... Наши тротуары - это настоящая полоса препятствий. Для меня остается загадкой одно обстоятельство. Самое интересное, что люди, не довольные состоянием дорог в нашей республике, и чиновники, ответственные за их качество, ездят по одним и тем же дорогам. Последних, на мой взгяд это устраивает больше. Думаю, что в этом и кроется злополучная разгадка. Невольно вспоминаю слова одного таксиста: - На дворе уже 21 век, люди в космосе свадьбы отмечают, а дороги у нас никак сделать не могут.
Радует и цветочный бум. Особенно по дороге в Магас и в районе всех кругов: от Магаса до Назрани. А ведь можем же! А ведь знаем же как! Но не делаем, т.е. не делали. Очень хотелось бы, чтобы этот вирус порядка и чистоты навсегда поселился бы в клетках совести наших чиновников . Думаю, было бы не плохо составить новый календарь праздников совести и внести туда такие значимые события и придать им статус национального праздника - такие дни как День цветочного бума, дорожной революции и тротуарной плитки! И сделать их настольными календарями наших некоторых чиновников. Тогда не пришлось бы тратить столько сил и нервов к подготовке к мероприятиям различной значимости. Достаточно было бы провести генеральный субботник и развесить полотна и различную символику, которые сейчас украшают нашу республику. А ведь это не только красиво, но и прятно. Приятно было бы осозновать всем жителям республики что делается это не раз в пять лет для галочки, а каждый год - для эстетического вида места, где каждый день наши люди сталкиваются с проблемой дорог и пешеходных тротуаров. В начале своего рассказа я не случайно начала со старинной поговорки. Сегодня эта поговорка нашла свое место. Действительно, то что делается своевременно не бросается так остро в глаза, и получает намного больше слов благодарности. Сегодня народ расценивает это не как обычные действия со стороны власти для создания эстетического вида окружающей действительности, а как вынужденные действия, перед проведением столь значимого события для республики. Хотелось бы лишний раз напомнить нашим чиновникам: "ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ!"
PS: Уважаемый Юнус-бек Баматгиреевич! Вы не думайте что жители республики видят только негатив. Нет, мы видим и позитив! Мы прекрасно видим и новые объекты и некоторые изменения, происходящие в республике. Только хотелось чтобы Вы знали, что люди каждый день не ходят к этим строящимся объектам. Они ходят по улицам кто на работу, кто в садик, кто в школу. Но по каким улицам и в каких условиях они ходят задайте вопрос своим подчиненным. Поймите правильно и поддержите свой народ и он обязательно поймет и поддержит Вас!

Пословицы и поговорки являются частью устного народного творчества. Это небольшие высказывания, содержащие народную мудрость, которая появилась благодаря наблюдениям за природными явлениями, характерами людей. В некоторых из них используются устаревшие слова, которые употреблялись в определенную эпоху. Таким образом, используя их в своей речи, мы не только покажем свой культурный уровень, но и образованность.

Значение пословиц

Для чего же нужны эти краткие мудрые изречения? Суть пословиц состоит в передаче знаний от старого поколения молодому, чтобы сделать его мудрее. А еще такие короткие умные изречения украшают нашу речь, делают ее более выразительной.

Пословицы и поговорки начинают изучать в детском саду. Такие короткие высказывания доступны для детского восприятия и учат ребенка рассуждать. В своей работе их часто используют логопеды как материал для отработки звукопроизношения и дикции. Также на их примере ребенка учат кратко и емко выражать мнение. Ниже представлено значение пословицы "дорога ложка к обеду". Иногда людям бывает не совсем понятен смысл таких коротких изречений. А понимание их значения поможет правильно употреблять в речи.

Объяснение значения

Некоторые народные изречения могут быть не совсем понятны современному человеку, потому что в их состав могут входить устаревшие слова. Или в них говорится о каком-то устаревшем историческом явлении. Каково же значение пословицы "дорога ложка к обеду"?

Так говорят, если человек не успел сделать что-либо вовремя. А потом уже действие не имеет такой ценности. Например, сварили суп и его нужно съесть, пока он горячий. Человек должен понимать ценность момента и правильно распоряжаться временем не только своим, но и окружающих. Некоторые пословицы в сейчас используют в более кратком варианте, как например, данную пословицу. Но у этого выражения есть вторая часть, которую теперь люди не используют.

Вторая часть выражения

Есть и другое значение у пословицы "дорога ложка к обеду". Она связана с ее второй частью. В старину люди говорили: "дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку". Раньше в небогатых крестьянских семьях на стол ставили один горшок из которого ели все, каждый использовал свою ложку.

Тарелки и вилки были только у зажиточных людей. Всю посуду хранили в кухонной лавке (это прототип современных кухонных гарнитуров). А для столовых приборов, особенно уже стареньких, было отведено место на полке под лавкой. Новую посуду же старались ставить на видное место. Таким образом значение у пословицы "дорога ложка к обеду" другое: вещь важна, только пока она приносит пользу. А потом ее за ненадобностью убирают.

Это был пример того, как значение фразеологизма "дорога ложка к обеду" может быть другим, если добавить к нему продолжение. Но чтобы понять его смысл, нужно быть знакомым с определенной исторической эпохой, особенностями быта людей. В современном мире в речи используют пословицу "дорога ложка к обеду" без дополнительной части. Потому что теперь вилки и тарелки есть у всех, а столовые приборы не хранят под лавкой. Поэтому данное выражение используют для того, чтобы показать, как важно все делать вовремя и уважать время окружающих людей.

Фразу «Дорога ложка к обеду» слышали многие, обычно этой пословицей упрекают того, кто сделал что-либо позже назначенного срока.

Каково значение пословицы «Дорога ложка к обеду»

Однако не все знают, что полная форма этой старинной русской пословицы звучит так: «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку». И если первая ее часть относительно понятна, то вторая требует пояснений.

Дело в том, что в старину в крестьянских семьях ели из одного горшка, подаваемого на стол, зачерпывая еду каждый своей ложкой. Тарелки и вилки можно было увидеть лишь в зажиточных семьях. Без ложки за стол не имело смысла садиться, поесть бы человек все равно не смог. Крупную посуду в избах хранили в так называемой посудной лавке, прообразе современных кухонных гарнитуров. А вот место для тех же ложек, особенно уже стареньких, было на полках, расположенных под посудной лавкой, в так называемом «подлавочье», месте совершенно «непрестижном», поэтому и говорили «Новая ложка с полочки на полочку, а состареется – по подлавочью наваляется».

Таким образом, смысл пословицы более циничен, чем мы привыкли думать. Ценно только то, что необходимо; перестав быть необходимым, предмет (явление, свойство, чувство, человек) теряет всякую ценность.

В русском языке есть масса аналогов этого выражения:

  • Дорого яичко к Христову дню.
  • Добрый совет ко времени хорош.
  • Дорога помощь в пору и др.

В иностранных языках также встречаются созвучные поговорки:

  • A stitch in time saves nine (англ.) – Один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти.
  • Zu seiner Zeit gilt ein Glas Wasser ein Glas Wein und ein Heller einen Taler (нем.) — В свое время и стакан воды считается стаканом вина, а геллер – талером (геллер – мелкая разменная монета, талер – крупная серебряная).

Современное звучание этого интернационального выражения наиболее точно выразил французский писатель Ромен Роллан: «Все хорошо лишь в свое время и на своем месте».

Можно сколько угодно рассуждать на тему «лучше поздно, чем никогда», но тем, кто так считает, рано или поздно придется повторить избитый диалог:

– Извини, что я звоню так поздно…
– А ты не поздно, ты зря…