Установка александровской колонны. Александровская колонна (Александрийский столп) – история, строительство, легенды

А лександровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран - его проект Александровской колонны впоследствии был реализован - сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангела

Александровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона» .

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента - самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет - с 1830 по 1832 год - в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором - в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832

Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов - механизмов для передвижения грузов - и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали - на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I - благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна. Фотография: peterburg.center

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе» . Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».

Василий Жуковский

Ангел после революции

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали - в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.

В 19 веке строительная техника в Европе не сильно отличалась от древнеегипетской. Тысячетонные глыбы поднимались вручную.

Оригинал взят у ikuv в Поднятие Александровской колонны в 1832

Листая старый журнал, нашёл статью о том, как наши предки, жившие лет 200 назад, без всяких Комацу, Хитачи, Ивановцев и прочих катерпиллеров успешно решили непростую и на сегодняшний день инженерную задачу - доставили заготовку Александровской колонны в Санкт-Петербург, обработали её, подняли и установили вертикально. И стоит она по сих пор. Вертикально.



Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34

Александровская колонна, стоящая на площади Урицкого (б. Дворцовой) в Ленинграде, общей высотой от верха фундамента до верхней точки 47 м (154 фут.), состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).
Пьедестал, так же как и стержень колонны, выделан из красного крупнозернистого гранита, добытого в Питтерлакском карьере (Финляндия).
Питтерлакский гранит, особенно полированный, очень красив; однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.
Более прочен серый Сердобольский мелкозернистый гранит. Арх. Монферанд хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашёл камня без трещин требуемых размеров.
При добыче в Питтерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферанд обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Добыча камней для пьедестала и стержня колонны была поручена подрядчику Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора.

1.Работа в карьере


Способ добычи обоих камней был примерно одинаков; прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней; затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы; выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом.


Карьер Питтерлакс (Пютерлаксе)


Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение; на верхней части массива во всю его длинну была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной, после чего с её дна были пробуравлены ручным бурением скважины во всю толщу массива на расстоянии 25 —30 см друг от друга; затем борозду, сплошь по всей длине, были заложены железные 45 см клинья, а межд ними и краем камня железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев; по сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы; эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.
Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленную постель из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м.


Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере


Всего было установлено 10 березовых рычагов длиною по 10,5 м и 2 железных, более коротких; на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие; кроме того, было установлено 9 кабестанов с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива. Камень был перевернут в 7 мин., тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года; вес камня около 4000 т.

2. Пьедестал для колонны


Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.


Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.


Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной


Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.


Будущий пъедестал под навесом


Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости; 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.


Установка постамента на фундамент


Фундамент возвели заблаговременно. Основание под него состояло из 1250 деревянных свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м; на каждом квадратном метре забито по 2 сваи; забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура; баба копра весила 5/6 т (50 пуд.) и поднималась воротом с конной тягою.
Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду и на всех сваях сразу делали отметки; между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия и на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней.

3. Доставка монолитного стержня колонны


В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны; погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала; для перевозки его построили специальное судно длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью около 1100 т (65 тыс. пуд.).
В начале июня 1832 г. судно прибыло в карьер Питтерлакс, и подрядчик Яковлев с 400 рабочих сейчас же приступил к погрузке камня; у берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиною 32 м и шириною 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань; между пристанью и молом образовался проход (порт) шириною 13 м; бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места вы¬ломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна; пере мещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых 6 тащили камень вперед, а 2 расположенные сзади, удерживали колонну при ее облическом движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей; для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания; через 15 дней работы колонна была на пристани.
На пристань и судно уложили 28 бревен, длиною по 10,5 м и толщиною 60 см; по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле; кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 чел. для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. В 4 часа утра 19 июня Монферанд дал сигнал к погрузке: колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу; вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались; судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.


Погрузка стержня колонны на баржу


Люди успели отбежать, и несчастий не было; подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел.; пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через 4 часа прибыли в карьер; после 48 час. непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили и к 1 июля 2 парохода доставили его к б. Дворцовой набережной.


Портрет рабочих, доставивших колонну


Во избежание подобной неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферанд с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной; выравняли до вертикальной плоскости помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора; соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу; 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом; кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще 6 более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на 2 м на набережную; баржу помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу; спуск прошел очень удачно в течение 10 мин.
В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10,5 м над ее уровнем.
В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями; 10 центральных стоек были выше других и наверху, попарно, связаны фермами, на которых лежало 5 двойных дубовых балок, с подвешенными к ним блоками полиспастов; Монферанд сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников.
Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.


Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде


В начале эстакады


В конце эстакады


На эстакаде


На эстакаде


Наверху, на эстакаде, его втащили на специальную деревянную тележку, передвигавшуюся по каткам. Монферанд не применил чугунных катков, боясь, что они будут вдавливаться в доски настила платформы и отказался и от шаров — способа, примененного графом Карбюри для передвижки камня под памятник Петру Первому , считая, что приготовление их и прочих приспособлений займет много времени. Тележка, разделенная на две части шириной 3,45 м и длиной 25 м, состояла из 9 долевых брусьев, уложенных вплотную друг к другу, и укрепленных хомутами и болтами с тринадцатью поперечными брусьями, на которые и уложили монолит. Ее установили и укрепили на эстакаде у наклонной плоскости и втащили массив теми же кабестанами, которые тянули его по этой плоскости наверх.

4. Поднятие колонны

Поднятие колонны производилось шестьюдесятью кабестанами, установленными на подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке и укрепленными канатами к сваям, забитым в грунт; каждый кабестан состоял из двух чугунных барабанов, укрепленных в деревянной раме и приводимых в движение четырьмя горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса (рис. 4); от кабестанов шли канаты через направляющие блоки, прочно укрепленные внизу лесов, к полиспастам, верхние блоки которых подвесили к упомянутым выше двойным дубовым перекладинам, а нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны (рис. 3); канаты состояли из 522 каболок лучшей пеньки, выдержавшие при испытании груз 75 кг каждая, а весь канат — 38,5 т; общий вес монолита со всеми приспособлениями составлял 757 т, что при 60 канатах давало на каждый около 13 т нагрузки, т. е. запас прочности их был принят трехкратный.
Поднятие камня назначили на 30 августа; для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах; весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке.
На каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих; старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната; на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами; он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде; каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферанда, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их; 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиопастов в правильном положении; 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай; 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом — никого к ним не подпускать; 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны; 10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна; 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия; 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место; 1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами.
Всеми операциями распоряжался сам Монферанд, который предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, а перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости.
Поднятие камня по сигналу, данному Монферандом, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно.


Начало подъёма колонны



Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом, остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.



Поднятие колонны продолжалось 40 мин.; на другой день Менферанд проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Все операции по добыче, доставке и установке колонны надо признать очень хорошо организованными; однако, нельзя не отметить некоторых недочетов при сравнении с организацией работ по передвижке камня для памятника Петру Первому, исполненных под руководством графа Карбюри на 70 лет раньше; эти недочеты следующие:
1. При погрузке камня Кабюри затопил баржу, и она стала на твердое дно реки, поэтому никакой опасности опрокидывания ее не было; между тем при погрузке монолита для Александровской колонны этого не сделали, и баржа наклонилась, и вся операция едва не кончилась полной неудачей.
2. Карбюри для поднятия и опускания применял винтовые домкраты, тогда как Монферанд опускал камень довольно примитивным и несколько опасным для рабочих способом, подрубая стойки, на которых он лежал.
3. Карбюри, применяя остроумный способ перемещения камня на латунных шаpax, значительно уменьшил трение и обходился малым числом кабестанов и paбочих; заявление Монферанда, что он не использовал этот способ за недостатком времени, непонятно, так как добыча камня продолжалась почти два года и за это время можно было бы сделать всё необходимые приспособления.
4. Число рабочих при поднятии камня было с большим запасом; однако, надо учесть, что операция длилась очень недолго и что рабочие в большинстве были рядовые воинских частей, наряженные на поднятие, как на торжественный парад.
Несмотря на эти недочеты, вся операция по поднятию колонны — поучительный пример хорошо продуманной организации со строгим и ясным установлением распорядка работы, расстановкой рабочих и определением каждому действующему лицу его обязанностей.

1. Принято писать Монферан, однако, сам архитектор писал свою фамилию по-русски — Монферанд.
2. «Строительная промышленность» № 4 1935.

Спасибо Сергею Гаеву за предоставленный для сканирования журнал.

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба , которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года . Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси . Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате ». Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска . Принимая во внимание размеры площади, Монферран не рассматривал варианты скульптурного монумента, понимая, что, не имея колоссальных размеров, он просто потеряется в её ансамбле .

Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке , он не имеет даты, по мнению Никитина, проект относится к первой половине 1829 года . Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск, подобный древнеегипетским обелискам на гранитном цоколе. Общая высота монумента составляла 33,78 метров. Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами , изображающими события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого .

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному - благодарная Россия». На пьедестале архитектор расположил барельефы (автором которых был тот же Толстой) с изображением Александра в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы , венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры .

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой. Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства. Сам проект был тоже сделан «с большим мастерством» .

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre », но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Итоговый проект

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). В качестве источников для своего проекта Монферран использовал колонны Траяна и Антонина в Риме , Помпея в Александрии и, наконец, парижскую Вандомскую колонну .

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам , спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей).

Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих монолитных колонн. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем.

Строительство велось с 1829 года по 1834 год . С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны был назначен граф Ю. П. Литта .

Подготовительные работы

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К. А. Глазырин , который сконструировал и построил специальный бот , получивший имя «Святой Николай» , грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн). Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол . Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами , чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, дальнейшие работы производились на месте под руководством О. Монферрана.

Деловые качества, необыкновенная смётка и распорядительность Яковлева были отмечены Монферраном. Скорее всего он действовал самостоятельно, «на свой страх и счёт » - принимая на себя все финансовые и иные риски, связанные с проектом. Это косвенно подтверждается словами:

Дело Яковлева кончено; предстоящие трудные операции касаются вас; надеюсь, что у вас будет успеха не меньше, чем у него.

Николай I, Огюсту Монферрану по поводу перспектив после выгрузки колонны в Санкт-Петербург

Работы в Санкт-Петербурге

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой . В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года .

Работы были закончены в октябре 1830 года.

Строительство пьедестала

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом:

  1. Установка монолита на фундамент
  2. Точная установка монолита
    • Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами и приподняли камень на высоту порядка одного метра.
    • Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит.

Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор

О. Монферран

Постановка верхних частей пьедестала представляла значительно более простую задачу - несмотря на бо́льшую высоту подъёма, последующие ступени состояли из камней значительно меньших размеров, чем предыдущие, к тому же и работники постепенно приобретали опыт.

Установка колонны

В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - «Сим победиши! ». Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста :

Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооружённого им колосса. Он молился о брате, и всё в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклонённая русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный <…> Как поразительна была в эту минуту сия противоположность житейского величия, пышного, но скоропреходящего, с величием смерти, мрачным, но неизменным; и сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки

В честь этого события в том же году тиражом 15 тыс. был выбит мемориальный рубль.

Описание памятника

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта.

Текст на табличке памятника:

АЛЕКСАНДРУ Іму БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третья по высоте из всех монументальных колонн - после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне ; Александровская колонна выше Вандомской колонны в Париже , колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии .

Ствол колонны - самый высокий и самый тяжёлый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально , и один из величайших (пятый за всю историю и второй - после Гром-камня - в Новое время) перемещённых человеком монолитов .

Характеристики

  • Общая высота сооружения 47,5 м.
    • Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м (12 саженей).
    • Высота пьедестала 2,85 м (4 аршина),
    • Высота фигуры ангела 4,26 м,
    • Высота креста 6,4 м (3 сажени).
  • Нижний диаметр колонны 3,5 м (12 футов), верхний - 3,15 м (10 футов 6 дюймов).
  • Размер постамента - 6,3×6,3 м.
  • Размеры барельефов - 5,24×3,1 м.
  • Размеры ограды 16,5×16,5 м
  • Общий вес сооружения 704 тонны.
    • Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.
    • Общий вес навершия колонны около 37 тонн.

Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием силы собственной тяжести.

Пьедестал

Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами , был отлит на заводе Ч. Берда в 1833-1834 годах.

Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти , В. Соловьев, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений - лепщик-орнаменталист Е. Балин.

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.

В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг , шишаков и щитов , хранящихся в Оружейной палате в Москве , в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку , а также броня XVII века царя Алексея Михайловича , и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда .

Эти древнерусские изображения появились на произведении француза Монферрана стараниями тогдашнего президента Академии художеств , известного любителя российской старины А. Н. Оленина .

Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты.

Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева - прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа - старика-водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман , которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие».

На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине - в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».

На всех барельефах в качестве элементов декора изображено вооружение классического характера, которое

…не принадлежит современной Европе и не может уязвить самолюбие никакого народа.

Колонна и скульптура ангела

Каменная колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита. Ствол колонны имеет коническую форму.

Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера . Её верхняя часть - прямоугольная абака сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании.

Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне . Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия , одержав победу над наполеоновскими войсками.

Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман .

Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

Ограда и окружение памятника

Александровская колонна была окружена декоративной бронзовой оградой высотой около 1,5 метра, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек (4 по углам и 2 обрамляют двустворчатые ворота с четырёх сторон ограды), которые венчали трёхглавые орлы .

Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами . На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки.

Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением.

Ограда в своём оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836-1837 годах. В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади.

На всём пространстве Дворцовой площади была выполнена торцовая мостовая .

Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

Легенды

По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения.

Работы по дополнению и реставрации

Через два года после установки памятника, в 1836 году под бронзовым навершием гранитной колонны на полированной поверхности камня стали появляться бело-серые пятна, портящие внешний вид монумента .

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины.

Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате которого комитет пришёл к заключению, что, действительно, на колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может породить обрушение колонны».

По поводу материалов, которыми следует заделать эти каверны, шли дискуссии. Русским «дедушкой химии» А. А. Воскресенским был предложен состав, «который должно было придать закрывающей массе» и, «благодаря которому трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом» (Д. И. Менделеев ).

Для регулярного осмотра колонны на абаке капители закрепили четыре цепи - крепёж для подъёма люльки; кроме того, мастерам приходилось периодически совершать «восхождение» на монумент для очистки камня от пятен, что было непростым делом, учитывая большую высоту колонны.

Декоративные фонари у колонны выполнены через 40 лет после открытия - в 1876 году архитектором К. К. Рахау .

За всё время с момента своего открытия до конца XX века колонна пять раз подвергалась реставрационным работам, носящим скорее косметический характер.

После событий 1917 года пространство вокруг памятника было изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля.

Ограда была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы в 1930-х годах .

Реставрация проведена в 1963 году (бригадир Н. Н. Решетов, руководителем работ был реставратор И. Г. Блэк).

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены реставрационные работы: вокруг колонны были восстановлены исторические фонари, асфальтовое покрытие было заменено гранитом и диабазовой брусчаткой.

Инженерно-восстановительные работы начала XXI века

В конце XX века, по прошествии определённого времени с момента предыдущей реставрации, всё острее стала ощущаться необходимость проведения серьёзных восстановительных работ и, в первую очередь, детального исследования памятника. Прологом начала работ стали мероприятия по исследованию колонны. Их вынуждены были произвести по рекомендации специалистов музея городской скульптуры . Тревогу специалистов вызывали большие трещины у вершины колонны, заметные в бинокль . Осмотр производился с вертолётов и альпинистами , которые в 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы произвели высадку исследовательского «десанта» на вершине колонны с помощью специального пожарного крана «Магирус Дойц».

Закрепившись наверху, альпинисты выполнили фото- и видеосъёмку скульптуры. Был сделан вывод о необходимости безотлагательного проведения реставрационных работ .

Финансирование реставрации взяло на себя московское объединение «Хазер Интернейшнл Рус». Для проведения работ стоимостью 19,5 миллиона рублей на памятнике была выбрана фирма «Интарсия »; этот выбор был сделан по причине наличия в организации персонала, имеющего большой опыт работы на подобных ответственных объектах. Работами на объекте занимались Л. Какабадзе, К. Ефимов, А. Пошехонов, П. Португальский. Руководил работами реставратор первой категории Сорин В. Г.

К осени 2002 года были возведены леса, и реставраторы провели исследования на месте. Практически все бронзовые элементы навершия находились в аварийном состоянии: всё было покрыто «дикой патиной », фрагментарно начала развиваться «бронзовая болезнь», цилиндр, на который опиралась фигура ангела, истрескался и принял бочкообразную форму. Внутренние полости памятника удалось исследовать с помощью гибкого трёхметрового эндоскопа . В результате реставраторам также удалось установить, как выглядит общая конструкция памятника и определить отличия изначального проекта от его реального воплощения.

Одним из результатов исследования стала разгадка появляющихся пятен в верхней части колонны: они оказались продуктом разрушения кирпичной кладки, вытекающим наружу.

Проведение работ

Годы дождливой питерской погоды повлекли за собой следующие разрушения памятника:

  • Полностью разрушена кирпичная кладка абаки , на момент проведения исследования зафиксирована начальная стадия её деформирования.
  • Внутри цилиндрического пьедестала ангела скопилось до 3 т воды, которая попадала внутрь через десятки трещин и отверстий в оболочке скульптуры. Эта вода, просачиваясь вниз, в пьедестал и замерзая зимой, разрывала цилиндр, придавая ему бочкообразную форму.

Перед реставраторами были поставлены следующие задачи:

  1. Избавиться от воды:
    • Убрать воду из полостей навершия;
    • Не допустить скопления воды в будущем;
  2. Восстановить конструкцию опоры абаки.

Работы проводились в основном в зимнее время на большой высоте без демонтажа скульптуры, как вне, так и внутри конструкции. Контроль за работами осуществлялся как профильными, так и непрофильными структурами, в том числе администрацией Санкт-Петербурга .

Реставраторами были проведены работы по созданию дренажной системы памятника: в результате все полости памятника были соединены, в качестве «вытяжной трубы» использована полость креста высотой около 15,5 метров. Созданная система дренажа предусматривает вывод всей влаги, в том числе конденсационной .

Кирпичный пригруз навершия в абаке был заменён на гранитные, самозаклинивающиеся без связующих средств конструкции. Таким образом, был вновь реализован первоначальный замысел Монферрана. Защита бронзовых поверхностей памятника производилась путём патинирования .

Кроме того, из памятника было извлечено более 50 осколков, оставшихся со времён блокады Ленинграда .

Леса с памятника были сняты в марте 2003 года.

Ремонт ограды

…была проведена «ювелирная работа» и при воссоздании ограды «использовались иконографические материалы, старые фотографии». «Дворцовая площадь получила завершающий штрих».

Ограда выполнена по проекту, выполненному в 1993 году институтом «Ленпроектреставрация». Финансирование работ производилось из городского бюджета, затраты составили 14 млн 700 тыс. рублей. Историческую ограду памятника восстанавливали специалисты ООО «Интарсия». Установка ограды началась 18 ноября, торжественное открытие состоялось 24 января 2004 года .

Скоро после открытия часть решётки была похищена в результате двух «набегов» вандалов - охотников за цветными металлами.

Хищение не удалось предотвратить, несмотря на круглосуточно действующие камеры видеонаблюдения на Дворцовой площади: в темноте они ничего не зафиксировали. Чтобы следить за площадью в тёмное время суток, необходимо использовать специальные дорогостоящие камеры. Руководство ГУВД Санкт-Петербурга решило установить у Александровской колонны круглосуточный милицейский пост.

Каток вокруг колонны

В конце марта 2008 года была проведена экспертиза состояния ограды колонны, была составлена дефектная ведомость по всем утратам элементов. В ней были зафиксированы :

  • 53 места деформации,
  • 83 утраченных детали,
    • Утрата 24 малых орлов и одного большого орла,
    • 31 частичная утрата деталей.
  • 28 орлов
  • 26 пик.

Пропажа не получила объяснения со стороны петербургских чиновников и не была прокомментирована организаторами катка.

Устроители катка взяли на себя обязательства перед городской администрацией восстановить утраченные элементы ограды. Работы должны были начаться после майских праздников 2008 года.

Упоминания в искусстве

Также колонна изображена на обложке альбома «Lemur of the Nine» петербургской группы «Refawn».

Колонна в литературе

  • «Александрийский столп» упоминается в знаменитейшем стихотворении А. С. Пушкина « ». Александрийский столп Пушкина - сложный образ, в нём присутствует не только памятник Александру I, но и аллюзия к обелискам

Приведенные ниже строки великого поэта Александра Сергеевича Пушкина известны практически каждому.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся он главою непокорной

Александрийского столпа».

Конечно, сегодня сложно сказать, какова была задумка автора, когда он писал данное произведение. Однако большая часть историков уверена, что поэт имел в виду тот самый Александрийский столп, которые стоит на Дворцовой площади и является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это удивительное творение вызывает восхищение у наших современников, поэтому несложно представить, каким знаменательным событием была установка этого памятника, посвященного победе над Наполеоном. Кажется, что история Александрийского столпа не может иметь темных пятен, ведь создавался памятник всего лишь около двухсот лет назад. Однако кроме официальной версии его изготовления и установки, а также небольших рисованных альбомов, дающих весьма смутное представление о технологиях девятнадцатого века, ничего не сохранилось. Удивительно, но при строительстве Санкт-Петербурга архитекторы создавали невероятно точные карты, а технологии строительства описывались в специализированной документации. А вот история создания Александрийского столпа лишена таких подробностей, а при более пристальном взгляде и вовсе изобилует не состыковками и откровенными ляпами. Все это дает историкам массу поводов для сомнений в официальной версии появления памятника. Он обрастает мифами и легендами, о которых мы обязательно сегодня упомянем, не забыв рассказать и об официальной версии.

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп

На этот памятник стремятся посмотреть все гости Северной столицы. Однако, чтобы в полной мере оценить мастерство его создателей, нужно запрокинуть голову дабы увидеть саму вершину колонны. На ней установлена фигура ангела с крестом и змеей у его ног, что является аллегорией, символизирующей победу Александра I над армией Наполеона.

Размеры Александрийского столпа поистине впечатляют. Многие наши современники, владеющие техническим знаниями, утверждают, что для создания подобного творения сегодня могут понадобиться десятилетия. А для того чтобы установить колонну на постамент мало будет и двух суток. И это при учете наличия у рабочих огромного количества облегчающих работу машин и различных установок. Как все это было возможно в первой половине девятнадцатого века – настоящая загадка.

Вес Александрийского столпа шестьсот тонн и еще сто тонн весит основание, на которое установлена колонна, изготовленная из редкого розового гранита. Он имел красивое название «рапакиви» и добывался только в Выборгской области в Пютерлакской каменоломне. Примечательно, что вырубалась колонна из цельного куска гранита. По некоторым сведениям, его вес в изначальном виде превышал одну тысячу тонн.

Высота Александрийского столпа составляет сорок семь с половиной метров. К гордости русских мастеров нужно отметить, что колонна значительно превышает все подобные сооружения мира. На фото ниже изображены колонны Траяна в Риме, Помпеи в Александрии и Вандомская колонна, установленная в Париже, в сравнении с памятником на Дворцовой площади. Уже этот рисунок дает представление об этом чуде инженерной мысли, восхищающем всех без исключения туристов.

Ангел, установленный на вершине, имеет высоту в шесть и четыре десятых метра, а его основание – почти три метра. Устанавливалась фигура на колонну уже после того, как она заняла свое место на площади. Александрийский столп, что кажется абсолютно невероятным, никак не закреплен на своем постаменте. Инженеры настолько точно сделали все расчеты, что колонна прочно стоит безо всяких креплений уже практически двести лет. Некоторые туристы рассказывают. что если запрокинуть голову около памятника и постоять так минут десять, то будет заметно как раскачивается верхушка столпа.

Знатоки истории Санкт-Петербурга утверждают, что Александрийский столп на Дворцовой площади мог бы и не появиться. Так как проект памятника на протяжении долгого времени не утверждался императором. В конечном итоге был одобрен его набросок, а затем и материал, из которого планировалось создать сей шедевр.

Предыстория появления колонны

Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.

Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.

Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.

Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.


Первый этап создания памятника

История Александрийского столпа в Санкт-Петербурге началась с выбора материала. Так как предполагалось вырубать колонну из единого куска гранита, то Монферрану пришлось отправиться изучать каменоломни, чтобы выбрать подходящее место для добычи такой массивной глыбы. После некоторого времени поисков архитектор решил направить своих рабочих на Пютерлакскую каменоломню в Финляндии. Именно там находилась подходящая по размеру скала, о которой планировалось отколоть огромную глыбу.

В двадцать девятом году в Северной столице приступили к созданию фундамента Александрийского столпа на Дворцовой площади. Через год начались работы по добыче гранита в каменоломнях. Продолжались они два года, а участие в этом процессе принимали около четырехсот рабочих. По данным, указанным в официальных источниках, они трудились день и ночь посменно. А технологию добычи камня разработал юный самоучка Самсон Суханов. До сих пор неизвестно, как именно от скалы была отколота глыба, которая в дальнейшем пошла на изготовление колонны. Не сохранилось ни одного официального документа, где технология была бы описана в малейших подробностях. В альбомах Монферрана написано только о том, что кусок гранита превышал одну тысячу тонн. Его откололи с помощью каких-то длинных ломов и рычагов. Затем монолит перевернули и отсекли от него огромный кусок для фундамента.


Еще полгода ушло на обработку глыбы. Все это производилось вручную самыми простейшими инструментами. Советуем читателям запомнить этот факт, так как в дальнейшем мы еще вернемся к нему и рассмотрим немного с другой стороны. Практически готовый Александрийский столп был готов к поездке в Санкт-Петербург. Было решено делать это водой и для сложного путешествия пришлось строить специальный корабль, совместивший в своей конструкции все инновационные технологии того времени. Параллельно в Северной столице строился причал, готовый принять необычный корабль и его груз. В планах архитектора было сразу же после выгрузки по специальному мосту из дерева докатить колонну до площади.


Доставка монолитной колонны

О том, как проходила погрузка и выгрузка памятника, известно очень мало. В официальных источниках этот уникальный процесс описан очень скупо. Если доверять альбомам Монферрана и отрывочным сведениям капитана судна, то колонну погрузили выше ватерлинии и практически благополучно довезли до Санкт-Петербурга. Единственным неприятным событием был шторм, который раскачал корабль и чуть было не скинул памятник в воду. Однако капитан огромными усилиями сумел самолично закрепить драгоценный груз.

Еще один казус произошел в момент выгрузки колонны. Под ней прогнулись и треснули бревна, подложенные для передвижения по причалу. Один конец колонны чуть было не упал в воду, но ее удалось удержать, вовремя пропущенными снизу веревками. В таком положении памятник удерживался двое суток. За это время был послан гонец в соседний гарнизон с просьбой о помощи. Около четырехсот солдат по немыслимой жаре смогли за четыре часа преодолеть отделяющее их от пристани сорокакилометровое расстояние и общими усилиями спасли шестисоттонную колонну.

Несколько слов о постаменте

Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно по средине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.

Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указке Растрелли, который планировал установить здесь памятник. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место. Вырытая яма была залита водой, но предварительно туда забили более тысячи свай. Чтобы правильно выставить их относительно горизонта, сваи срезали ровно по зеркалу воды. Затем рабочие приступили к закладке фундамента, состоящего из нескольких гранитных блоков. На него и водрузили постамент, весящий четыреста тонн.

Опасаясь, что глыба не сможет сразу же встать так, как нужно, архитектор придумал и применил необычный раствор. Он добавил в традиционную смесь водку и мыло. В итоге глыбу удалось несколько раз передвинуть. Монферран писал о том, что сделано это было довольно легко при помощи всего лишь нескольких технических приспособлений.


Установка колонны

В середине лета тридцать второго года девятнадцатого века строители подошли к завершающей стадии создания памятника. Перед ними стояла едва ли не самая сложная задача за все прошедшие годы – докатить монолит до места назначения и поставить его вертикально.

Чтобы воплотить в жизнь эту задумку, пришлось сооружать сложную инженерную конструкцию. В нее входили строительные леса, рычаги, балки и другие приспособления. По официальной версии посмотреть на установку колонны собрался чуть ли не весь город, даже сам император и его приближенные приехали взглянуть на это чудо.

В поднятии колонны участвовало около трех тысяч человек, которые смогли сделать всю работу за один час сорок пять минут.

Окончание работы ознаменовалось громким восхищенным криком, вырвавшимся из уст всех присутствующих. Сам император был очень доволен работой архитектора и заявил о том, что памятник обессмертил своего создателя.

Заключительный этап работ

Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.

Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.

По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.


Торжественное открытие памятника

В августе тридцать четвертого года состоялось открытие монумента в честь победы русского народа над французскими войсками. Мероприятие было проведено с поистине императорским размахом.

Для зрителей заранее построили трибуны, которые не выбивались из общего стиля дворцового ансамбля. На богослужении, проведенном у подножия памятника, присутствовали все важные гости, войско и даже зарубежные послы. Затем на площади был проведен военный парад, после которого в городе начались массовые народные гуляния.

Мифы, легенды и интересные факты

История Александрийского столпа была бы неполной без упоминания разных слухов и фактов, связанных с ним.

Мало кто знает, что в фундаменте памятника заложена целая шкатулка с золотыми монетами. Там же находится и памятная табличка с надписью, сделанной Монферраном. Эти предметы до сих пор хранятся в основании колонны и будут находиться там до той поры пока памятник стоит на постаменте.

Изначально архитектор планировал прорубить внутри колонные лестницы. Он предлагал императору использовать в этих целях двух человек. Они должны были завершить работу за десять лет. Но из-за опасений за целостность колонны Николай I отказался от этой идеи.

Интересно, но жители города очень недоверчиво отнеслись к Александрийскому столпу. Они опасались его падения и обходили Дворцовую площадь стороной. Чтобы переубедить их, Монферран стал ежедневно гулять здесь и со временем памятник превратился в самое любимое место гостей столицы и его жителей.

В конце девятнадцатого века по городу прошел слух о таинственной букве, которая по ночам буквально горит на колонне. С наступлением рассвета она пропадает и вновь появляется в сумерках. Горожане были обеспокоены и придумывали самые невероятные объяснения этому явлению. Но все оказалось крайне прозаично – на гладкой поверхности колонны просто отражалась буква из названия производителя фонарей, которыми был окружен забор около постамента.

Одной из самой распространенной легендой об Александрийском столпе является история о надписи на его вершине. Она была нанесена в ночь после полета в космос Юрия Гагарина и прославляла его. Кто сумел забраться на такую высоту, до сих пор неизвестно.


Неофициальная версия появления памятника

На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.

К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.

Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует. Более того, авторитетные специалисты утверждают, что даже за двести лет мы не смогли бы создать нечто похожее на Александрийский столп. Поэтому рассказы о ручной добыче глыбы, ее перемещении и обработке до идеального состояния кажутся людям, сведущим в работе с камнем, просто сказочно смешными.

Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.

Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.

Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года.

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о "незабвенном брате ". Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонен императором.

В честь 175-летия со дня установки Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония, а в Эрмитаже был учрежден день Александровской колонны.

25 сентября 2009 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвященную 175-летию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169,00 грамма.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников