Угадай сказку по описанию для детей. Литературная игра-викторина «Угадай сказку. Заморочки из мешочка

Петракова Н.А.
Угадай сказку
(игра для учащихся 5­6 классов)
Цели:
 В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый
интерес и любовь к чтению.
 Развитие навыков устной связной речи, обогащение словарного запаса.
 Развитие творческой активности.
Эта игра проводится в форме телепередачи «Угадай мелодию» в
несколько этапов. Участник, набравший меньшее количество очков или звезд,
выбывает из игры.
I тур ­ Отборочный: «Русские народные сказки»
(Всем желающим задаются вопросы. За каждый правильный ответ
вручается звезда. В основную игру выйдут те, у кого будет три и более звезды.
Их должно быть не более 5 человек.) Читаются отрывки из сказок, название
которых и служат ответом.
1. Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел
прикрыть попонкой – и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле,
свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не
видали дочерниной смерти. (Морозко)
2. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда­сюда –
нету! Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо будет от отца и
матери, ­ братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись
вдалеке гуси­лебеди, и пропали за темным лесом. (Гуси­лебеди)
3. Стрелец не оробел, схватил ружье, стрелил и попал ей в левое крыло;
вместо собаки кинулся другой Семён, схватил лебедь на море и принес
1

на корабль. Лебедь обернулась опять царевной, только левая рука у неё
была подстрелена. Лекарь у них свой, тотчас руку у царевны вылечил.
(7 Симеонов)
4. Царю жалко было козленочка, да делать нечего – она так пристает, так
упрашивает, что царь наконец согласился и позволил его зарезать.
Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал
он, побежал к царю и просится:
­Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки
всполоскать. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5. Иван­царевич пошел выбирать себе коня, на которого руку положит,
тот и падает; так и не смог выбрать себе коня, идет по городу, повесил
голову. Ниоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван­царевич,
повесил голову?» ­ «Уйди, старуха! На руку положу, другой
пришлепну – мокренько будет.» (Кощей Бессмертный)
6. Прошел еще один год; говорит Иван­царевич своей младшей сестрице:
«Пойдем во зеленом саду погуляем!» Погуляли немножко, и опять
встает туча с вихрем, с молнией. «Вернемся, сестрица, домой!»
Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился
потолок, и влетел ворон; ударился об пол и сделался добрым
молодцем. «Ну, Иван­царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел
сватом: отдай за меня Анну­царевну!» (Марья­Моревна)
7. Пришли братья к царю и подали полотенца. Хорошее полотенце у
старшего сына, у среднего – еще лучше, а Иван­царевич подал
полотенце – и нельзя описать: красивей всех и лучше всех. Задает царь
еще задание, чтобы на другой день принесли все по скатерти. Старший
брат пошел своей жене заказывать, средний – своей, а Иван­царевич
опять заливается слезами, идет к речке. (Царевна­лягушка)
8. Царевич ударился об пол – и сделался перышком; она положила
перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят, и сюда
2

заглядывают – нет никого! Только они ушли, красная девица открыла
окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чистом
поле, погуляй до поры до времени!» (Перышко Финиста – Ясна сокола)
9. Шел он целый день и устал несказанно, и только хотел присесть
отдохнуть, вдруг нагнал его серый волк и говорит ему: «Жаль мне тебя,
Иван­царевич, что ты изнурился, жаль мне и того, что я заел твоего
коня… Садись на меня и скажи, куда тебя везти и зачем?» (Иван­
царевич и серый волк)
10.Он залез в левое ухо – напился, наелся, в правое – нарядился. И стал
такой молодец – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал;
обгоняет весь народ, катит – вся земля дрожит! Догнал братьев –
хлестнул плетью. (Сивка – бурка)
11.Барин пошел посмотреть, а в ухе лошади действительно мальчик, в
золотой шапочке. Барину понравилась золотая шапочка, он и говорит:
«Мальчик, дай мне золотую шапочку – жениться», – «Тебе дай, ты не
отдашь». – «Нет, отдам, дня через два привезу!» Отдал мальчик
шапочку, барин взял, сел и уехал. (Мальчик спальчик)
II тур ­ Былинный
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обедне поспеть хотел он в стольный Киев­град.
(Илья Муромец и Соловей разбойник)
2. Взговорит Алеша Попович млад;
­ Ай ты, братец Яким Иванович,
В грамоте поученый человек,
Посмотрим на камени подписи,
Что на канени подписано.
3

(Алеша Попович и Тугарин Змеевич)
3. А во том­то городе во Коргуне
Ни царя­то не было, ни царевича,
А ни короля – то не было и ни королевича
Как ни князя не было и ни княжевича:
Тут жила – была Маринка дочь Кайдалова
(Глеб Володьевич)
4. Подъезжает он ко речке ко Смородинке
Да ко той он ко грязи он ко Черной,
Да ко тою ко березе ко поклялыя,
К тому славному кресту ко Леонидову,
Засвистал­то Соловей, да по соловьеву,
Закричал злодей­разбойник по звериному.
(Илья Муромец и Соловей ­ разбойник)
5. Щукой – рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей – соколом летать ему подоблака,
Серым волком рыскать да по чистым полям.
(Вольга и Микула Селянинович)
6. Закинул тоньку в Ильмень – озеро,
Добыли рыбу – золоты перья;
Закинули другую тоньку в Ильмень­ озеро,
Добыли другую рыбу – золоты перья;
(Садко)
7. –Ай ты ей, Владимир стольно­киевский!
А нынче что у тебя теперь на разуме;
Выдаешь девчину сам за женщину,
За меня, Василисту за Микуличну?
(Ставр Годинович)
4

8. – Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море,
Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
Я сам сделаю на красноем на золоте,
…Спускайте жеребья на сине­море:
Чей жеребий ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море.
(Садко)
Окончился II тур. К сожалению, нашу игру покидают те, кто набрал
меньшее количество звезд (называются выбывшие так, чтобы осталось 2
человека). Но победителя нет, если нет проигравшего.
III тур ­ Финал: Сказки А.С.Пушкина
(Участники торгуются начиная с 7 строк после подсказки.)
1. Сказка о чудесах на суше и славных делах на воде.
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
33 богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор.
2. Сказка о том, что жадность к добру не приводит.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
«Разбранила меня старуха,
Не дает старику мне покою;
Надобно ей новое корыто;
Наше­то совсем раскололось».
5

Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
3. Сказка о коммерсанте.
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Вот он попадье признается:
«Так и так: что делать остается?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
4. Сказка о говорящем флюгере.
(Сказка о золотом петушке)
Год, другой проходит мирно,
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробуждён:
«Царь ты наш! Отец народа!­
Возглашает воевода –
Государь! Проснись! Беда!»
5. Сказка о чудесном воскрешении.
(Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях)
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.»
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
6

И прищелкивать перстами.
Вот и определился наш победитель. Им стал (называют Ф.И. победителя).
А теперь, если вы согласны, суперигра.
IV тур­ Суперигра: Сказы Бажова
За 3 минуты вам предстоит отгадать 7 сказов.
1. –Это дело в наших руках. Завтра пробьем дудку сперва на месте костра, а
потом под сосной испробуем. Тогда и увидим, пустяшный твой разговор
или всамделе что на пользу есть. С этим и спать легли. Федюнька тоже
калачиком свернулся, а сам думает: «Над чем это филин хохотал?»
(Огневушка – поскакушка)
2. Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит – Муренка лежит
спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в
сторону покосных ложков и видит – по лесу какой­то комочек катится.
Как ближе подкатился, разглядела – это козел бежит. Ножки тоненькие,
голова легонькая, а на рожках по пять веточек. (Серебряное копытце)
3. Поворотился Илюха в ту сторону. Видит ­ девчонка подходит. Простая
девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так восемнадцати.
Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки
синие. А пригожа эта девчонка – и сказать нельзя. (Синюшкин колодец)
4. – Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость
твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется.
Только вот это пусть накрепко забудет! – и полянка с диковинными
цветами потухла. – Теперь ступайте в ту сторону, ­ указала Хозяйка.
(Горный мастер)
5. Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышко, куст дурмана.
Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки – все пришлось лучше нельзя.
Прокопьич и то говорит – живой цветок­то, хоть рукой пощупать. На, а
как до верху дошел – тут захолодило. Стебелек выточил, боковые листики
тонехоньки – как только держаться? (Каменный цветок)
7

6. И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто.
Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все
зеленые, то желтые с крапинками. На которых опять цветы медные. Синие
тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашены, что и сказать нельзя. И
платье на ней – на Хозяйке­то меняется. (Медной горы Хозяйка)
7. Как Настасья уехала, Танюшка побегала много – мало по хозяйству и
забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник,
серьги навесила. В это время и пых в избу этот хитник. Танюшка
оглянулась – на пороге мужик незнакомый, с топором. Испугалась
Танюшка, сидит, как замерла, а мужик ойкнул, топор выронил, глаза
захватил, как обожгло их. (Малахитова шкатулка)
Награждение победителя.
Литература
1. Бажов П.П. Данило­мастер: Избранные сказы// Сокровища русской сказки. –
М.: ГИФ «Рос. Книж. СОБР.», 1993
2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. – М.: «Детская
литература», 1979
3. Сказки русских писателей. ­ М.: «Детская литература», 1980
4. Фольклор народов России. В 2 т. – М.: Дрофа, Вече, 2002
8

Мы все очень любим сказки. И взрослые, и тем более дети. А хорошо ли вы знаете сюжеты и персонажей любимых сказок? Чтобы это выяснить нужно всего лишь попробовать разгадать наши загадки про сказки, которые собраны на этой странице. И вы сразу поймете чем на самом деле отличается золотая рыбка от Алладдина! 🙂

Бабушка внученьку очень любила.

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Вы подскажите, как звали ее?

(Красная шапочка).

Носик – круглый пятачок.

Им везде удобно рыться.

Хвостик – маленький крючок.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их, и до чего же

Братья меж собой похожи.

Угадай же без подсказки,

Кто герои нашей сказки?

(Три поросенка: Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф).

Был он долго не известным.

Стал он – каждому дружком.

Всем из сказки интересной

Мальчик-луковка знаком.

(Чиполлино).

Лечит маленьких зверят,

Лечит взрослых и ребят.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор (Айболит).

Любит всех он, неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Замечательный наш Гена,

Добрый Гена (крокодил).

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Три стола там и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадали, без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя).

Добродушный и не злобный

Этот милый чудачек.

Друг его – такой особенный –

Очень милый – Пятачек.

Для него прогулка – праздник

И на мед – особый нюх.

Этот плюшевый проказник –

Медвежонок (Винни-Пух).

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает, вместо школы, –

В полотняный балаган.

Вспомнили вы эту книжку?

Как зовут того мальчишку?

(Буратино).

Он – дружок зверушкам, детям.

Он – живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Он – не зайчик, не лисица,

Не котенок, не щенок.

Он – не рыбка и не птица,

Не бобер и не сурок.

Но известна всем давно

Эта, снятая в кино,

Симпатичная мордашка,

Что зовется (Чебурашка).

Кто-то за что-то

Ухватился цепко.

Тянет – не вытянет,

– Ох, засела крепко.

Позову помощников,

Пускай прибегут.

Вытянет упрямицу

Только общий труд.

Кто засел так крепко?

Может, это…(репка?).

Оказалась девочка

В чашечке цветка.

И была та девочка –

Чуть больше ноготка.

В кроватке из ореха

Девочка спала.

И такою маленькой

Милою была.

Ты читал такую книжку?

Как зовут эту малышку?

(Дюймовочка).

Как медленно близится вечер.

Хочу, чтоб быстрей он настал.

Хочу в золоченой карете

Явиться на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь.

Однако, лишь полночь настанет,

Я снова в избушку вернусь.

(Золушка).

Дорога – далекая, корзина – тяжелая.

Сесть бы на пенек. Скушать пирожок.

(Маша и медведь).

Старушка цветочек один сорвала.

И девочке Жене его отдала.

В его лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила.

И что-то шептала, его отрывая.

Скажи, как зовется сказка такая?

(Цветик – семицветик).

Из сказок своих любимых

Вы, конечно, вспомните сейчас,

Кто охотился за добрым Буратино?

Ну, конечно, злой разбойник, …(Карабас).

Быстро скачет чудо-лошадь.

На себе парнишку носит.

Эта лошадь – не простая –

Чудо-грива – золотая.

А у лошади – сынок –

Удивительный сынок.

И волшебный тот конек

Назывался …(Горбунок).

На сметане он замешан.

На окошке был остужен.

Круглый и румяный бок.

Покатился …(колобок).

Там – синее море

И берег пологий.

Старик вышел к морю,

Чтоб невод забросить.

Теперь мы читателя

Нашего спросим,

Кого он поймает,

И, что он попросит?

(Золотую рыбку).

Разгадали все загадки про сказки? Молодцы! Посмотрите другие , которые мы для вас собрали на этом сайте. Уверены, вы обязательно найдете для себя и деточки что-нибудь интересное. Например, или . Уверены, вам понравится!

Викторина «Путешествие в мир сказок» для начальных классов.

Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск Курской области.
Описание: Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста. Сказка – инструмент ненавязчивого обучения. Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментом обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.
Назначение: Предлагаю вам викторину для детей начальных классов по теме «Путешествие в мир сказок». Данный материал могут использовать педагоги, воспитатели, родители.
Цель:
- закрепление знаний воспитанников о сказках, сказочных персонажах и волшебных предметах.
Задачи:
- развивать мышление, наблюдательность, смекалку, речь, эмоциональную сферу;
- формировать ответственность, умение работать в группе и самостоятельно.
Оборудование:
- выставка книг-сказок, сказочные предметы (аленький цветочек, зеркальце, игла, мочалка, туфелька, горошина, стрела, яйцо, шапка), детские рисунки по сказкам, карточки.

Ход викторины:

Ведущая : Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир сказок.
С чего начинается радостный и волнующий мир детства? С колыбельных песен матери, с крепких рук отца, с запаха бабушкиных пирогов.
И, конечно со сказок. С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь…
Сказки - это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии.
По настоящему мудр тот, кто не расстаётся со сказкой всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину сказки постигаешь лишь с годами.
Ребята!
- Что такое сказка?
(Сказка - это произведение устного народного творчества, повествование, выдумка, вымысел иногда с участием волшебных сил.)
- Какие бывают сказки?
(Народные и авторские).
- Назовите народные сказки…
(Ответы детей)
- Назовите авторские сказки…
(Ответы детей и показ портретов сказочников).
- Назовите имя известного русского писателя и сказочника.
(А.С. Пушкин.)

Ведущая:
Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
1 тур. «Дополни имя»
Ведущая: Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.
Кощей – Бессмертный
Василиса – Премудрая
Карабас - Барабас
Елена - Прекрасная
Сестрица - Алёнушка
Братец – Иванушка
Крошечка - Хаврошечка
Змей - Горыныч
Иван - Царевич
Финист – Ясный сокол
Снежная - Королева .


2 тур. «Кто дал полезный совет
1.Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)
2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)
3. Покушал, вымой за собой посуду. (Федора)
4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)
5. Помогай друзьям в трудных ситуациях. (Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)
6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды. (Курочка из сказки «Бобовое зернышко»)
7. Не выполняй просьбы малознакомых людей. (Колобок)
8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)
9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход. (Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда)
10. Хорошо учись. (Буратино)


3 тур. «Юмористическая викторина»
Ведущая: Здесь вам необходимо отгадать сказочных героев юмористической викторины.

1. Что является достижением волшебного сказочного аппетита? (Скатерть самобранка)
2. Назовите сказочный летательный аппарат? (Ступа)
3. В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной семьи? (Теремок)
4. Назовите имя царя, жившего так давно, что об этом уже никто не помнит? (Горох)
5. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубочек, стрела)
6. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Царевна Несмеяна)
7. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав)
8. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Топора)


Молодцы, ребята!
4 тур. «Подумаем над сказкой»
Ведущая: Даны две сказки: «Петушок – Золотой гребешок» и «Колобок»
Каждой команде по сказке.
Надо ответить на следующие вопросы:

- Сколько героев в сказке?
- Какие слова чаще повторяются?
- Каков вывод из сказки?
«Петушок – золотой гребешок»
- 4 героя: петушок, кот, лиса, дрозд.
- «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Маслена головушка, шелкова бородушка
Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
- Вывод : «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».


«Колобок»
- 7 героев: бабка, дед, колобок, заяц, медведь, лиса, волк.
- «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».
- Вывод: не надо забывать об осторожности с хитрецами (простота хуже воровства).


5 тур. «Кто быстрей?»
– Чем угощала лиса журавля? (Кашей)
– Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)
– Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-Лебеди»? (Мышка)
– Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца)
– Что обещали купить родители дочке в «Гуси-Лебеди»? (Платочек)
– Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)
– Кто помогал Крошечке - Хаврошечке выполнять работу? (Корова)
– На чьей кроватке уснула девочка в сказке «Три медведя»? (на Мишуткиной)


6 тур. «Вопросы из ларца»
1. Какое слово должен был выложить Кай из льдинок в сказке «Снежная королева? (Вечность)
2. Что хотелось приобрести Железному Дровосеку? (Сердце)
3. Очень правдивая вещь (Зеркальце говорящее)
4. Кто ел неправильный бутерброд? (Дядя Федор)
5. Какое самое справедливое желание загадала девочка в сказке «Цветик – семицветик»? (Вылечить мальчику ноги)
6. Какой рост был у девочки, спавшей в ореховой скорлупке? (Дюймовочка – 2,5 см)


7 тур. «По опорным словам угадай сказку!»
Ведущая: Каждой команде по очереди задается вопрос.
Осел, шляпа, сапоги, поле, замок («Кот в сапогах»)
Дорога, разбойники, музыка, дружба Бременские музыканты»)
Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)
Стадо, факел, лианы, волк, мальчик («Маугли»)
Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка («Красная шапочка»)
Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь («Дюймовочка»)
Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка («Гуси - лебеди»)
Солнце, снег, стекло, зеркало, утро, роза, олень («Снежная королева»)
Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз («Гадкий утенок»)
Роза, трещотка, соловей, горшочек, принцесса («Свинопас»)
Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка («Петушок и бобовое зернышко»)
Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса («Огниво»)
Бабушка, внучка, мышка, курочка («У страха глаза велики»)
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)


8 тур. «Назови одним словом»
1. Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса)
2. Из чего фея сделала для Золушки карету? (Из тыквы)
3. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (33)
4. Количество оловянных солдатиков? (25)
5. Кусал женщин то в глаз, то в нос, да ещё и князь? (Комар)
6. Назовите имя девочки, которую ураган забросил в волшебную страну? (Элли)
7. В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? (Федорино горе)
8. Женщина, которая совершила первый полет? (Баба – Яга)
9. Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди? (Иванушка)
10. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
11. Секретный лазутчик Шапокляк? (Крыса Лариса)
12. Как звали мальчика, чье сердце превратилось в лёд? (Кай)
13. Мужчина, использовавший сковородку и перчатки, как наряд? (Рассеянный)
14. В каком городе жил незнайка? (В цветочном)
15. Всех излечит исцелит и под деревом сидит? (Айболит)
16. Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)


9 тур. «Сундук с секретом»
Ведущая: В сундуке находятся разные сказочные предметы. По описанию предмета отгадайте, что же находится в сундуке.
1. С помощью этого предмета, можно смастерить самые разные вещи, а можно даже меня убить. (Игла)
2. Эта вещь может спрятать вас, если её надеть на голову. (Шапка – невидимка)
3. Из – за этого предмета плакали дед да баба после проделки маленького зверька? (Золотое яичко)
4. Всю ночь ворочалась, потому что она ей мешала спать? (Горошина)
5. Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее. (Зеркальце)
6. Вещь, которую съел крокодил? Как называется сказка? (Мочалка. «Мойдодыр»)
7. А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки? (Стрела)
8. Она потеряла её на балу? (Туфелька)


10 тур. Викторина «Сколько?»
1. Сколько сказочных героев тянуло репку? (Шесть)
2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (Двенадцать)
3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Четверо)
4. Сколько глаз у Бастинды? (Один)
5. Сколько козлят похитил волк? (Шесть)
6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? (Четыре)
7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? (Пять)
8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? (Пять)
9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (Четверо)
10. Сколько мартышек составляют длину удава? (Пять)
11. Сколько лет спала спящая красавица? (Сто)
12. Сколько лет крокодилу Гене? (Пятьдесят) .

По дорогам сказок

Цель: выявить степень знания сказок.

Развивать смекалку, находчивость, терпение и выдержку.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки.

Прививать любовь к сказкам

Ребята вы, наверное, все любите сказки, читать, слушать. Сегодня мы посетим загадочную, таинственную и неповторимую страну сказок.

С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам, так из поколения к поколению. И даже когда вы вырастите и станете совсем взрослыми, и у вас тоже будут дети, вы тоже будете им рассказывать сказки свои любимые, знакомые с детства.

Сказка-это самое большое чудо - это наша драгоценность. И так перенесёмся в мир сказок и приключений.

1. Конкурс «Реплика»

-Угадай, из какой сказки реплика?

2. Конкурс «Угадай сказочного героя».

-Угадать по описанию героя сказки.

3. Конкурс «Телеграмма»

-Угадать адресата, кто отправил телеграмму .

4. Конкурс «Волшебные предметы »

-Кому принадлежат эти предметы?

5.Конкурс «Название сказки»

-Угадай название сказки по опорным словам .

6.Конкурс «Найди пару»

-Соедини слова, чтобы получилось название сказки

7.Блиц – турнир.

-Кто быстрее ответит на 5 вопросов

8.Что стало былью?

1 . Узнай из какой сказки реплика .

1) Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл (колобок)

2) Свет мой, зеркальце, скажи. Да всю правду расскажи (сказка о мёртвой Царевне)

3) Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули стрелы и

выстрелили (Царевна-лягушка)

4) Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребёнка да где же его взять

(Дюймовочка)

5) Шёл солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку (Огниво)

6) Тянут потянут, вытянуть не могут (Репка)

7) По щучьему веленью, по моему хотенью

Ступайте сани домой сами. (по щучьему велению)

8) Кто сидел на моём стуле? (три медведя)

9) Дурачина ты, простофиля. (сказка о рыбаке и рыбке)

10) Спи, глазок, спи другой (Хаврошечка)

11) Пошла лиса домой несолоно хлебавши.

На этом у них и дружба кончилась. (Лиса и журавль)

12) Меня уверяли, что вы умеете превращаться в разных зверей (

Кот в сапогах)

2 Угадай сказочного героя

1 . Вышел дедка в огород

Видит, чудо там растёт

Кругло, а не мячик

Желто, а не солнце

С хвостиком, а не мышка (Репка)

2. Не в санях, не на коне,

Мчится баба на метле,

Хитрая и злая. Кто она такая?

Кто её перехитрил, братца кто освободил? (сестрица баба Яга)

3 .В этой книжке - именины, много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто – то голову срубил (муха, комарик, паук)

4.Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг придачу.

Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача (золотая рыбка)

5. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.

Он сам того не ведая несёт её домой. (Маша,медведь)

6.Он всегда живёт всех выше, у него есть дом на крыше

Если ляжешь быстро спать, ты с ним можешь поболтать (Карлсон)

7.Укатился он из дома по дороге незнакомой.

Это самый непослушный, говорливый, простодушный.

Ты его узнал, дружок? Он румяный ………(колобок)

8. Всех грязнуль очистит быстро, всех нерях умоет чисто.

Умывальников - начальник и мочалок – командир (Мойдодыр)

9.Лечит всех зверей подряд, лечит взрослых и ребят.

К вам спешит, когда болит, добрый доктор (Айболит)

10. С Пятачком он ходит в гости, любит мёд, варенье просит.

Это кто, скажите вслух! Медвежонок …(Вини-Пух)

11. Такое лишь в сказке волшебной случается

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,

Со сказочным принцем знакомится ….(Золушка)

3 Телеграмма

Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл.

Скоро подкачу к вам.

Телеграмма

Емеля, приходи за водой. Засиделась в проруби.

Телеграмма

Простое яичко уже снесла.

Телеграмма

Спасите! Нас съел серый волк

4 Кому принадлежат эти предметы ?

1) Золотой ключик (Буратино)

2) Туфелька (Золушке)

3) Игла (смерть Кащея)

4) Горошина (королеве)

5) Бумажный кораблик (стойкому оловянному солдатику)

6) Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

7) Термометр (доктору Айболиту)

8) зеркальце (королеве)

9) яйцо (курочке Рябе)

10) мыло (Мойдодыру)

11) Воздушный шарик (Вини – пуху)

5 Назови сказку по опорным словам

Солдат старуха топор.

Брат сестра баба Яга.

Петух курочка кузнец.

Баба мышка дед

Старик корыто

Зеркало яблоко царица

Туфелька фея бал

Король кот сапоги

7 БЛИЦ - ТУРНИР

Что несла Красная шапочка бабушке? (пирожок и горшочек масла)

Зачем пошла падчерица в зимний лес в сказке 12 месяцев? (за подснежниками)

Как называл себя Карлсон? (мужчина в полном рассвете сил)

Что любит Вини - пух? (мёд)

Что нёс Вини – пух в подарок Ослику? (шарик)

Кто первый поселился в теремке? (мышка)

Сказочная хитрюга. (лиса)

За кого держалась внучка? (за бабку)

Из чего фея сделала карету для Золушки? (из тыквы)

Кто любит сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Вини – пух)

Сказочная замарашка. (Золушка)

Подружка 7 гномов. (Белоснежка)

Кто такой Елисей? (королевич)

Как звали поросёнка, который любил трудиться? (Наф наф)

где находится смерть Кащея? (на конце иглы)

Сказочные существа, живущие в лесу. (эльфы)

Сколько лет черепахе Тортиле? (300)

Этот персонаж занимался торговлей пиявок. (Дуремар)

Растаявшая внучка. (Снегурочка)

Мальчик – луковичка. (Чипполино)

Друг Чебурашки. (крокодил Гена)

В кого превратился братец Иванушка? (в козлёночка)

Жилище бабы Яги. (избушка) Сколько шоколада просил слон? (6-7 пудов)

Какая избушка была у зайчика? (лубяная)

Чем пожертвовала Русалочка, чтобы увидеть принца (голосом)

Что всегда побеждает в сказках? (добро)

8 Что стало былью?

Конёк – Горбунок Ракета

Золотой петушок Радиолокатор

Чудо зеркало Телевизор

Перо жар птицы Прожектор

Сани, которые едут сами Аэросани

Клубок ниток Компас

Внеклассное мероприятие в начальной школе «В гостях у сказки»

Цель: повторить и систематизировать знания о сказках.

Задачи:

1) развитие речи, мышления, воображения; умения отвечать на вопросы;

2) воспитание любви к сказкам;

3) формирование читательского интереса.

Конкурсная программа рассчитана на младших школьников.

В конкурсе принимают участие две команды.

За правильный ответ 1 балл. Победитель определяется по количеству баллов.

1 конкурс «Измени букву»

В названиях сказок изменена одна буква. Определите название сказки.

1 команда

1. Кепке. (Репка)

2. Кот и киса. (Кот и лиса)

3. Золотая рубка. (Золотая рыбка)

2 команда

1. Шар-птица. (Жар-птица)

2. Лиса и мак. (Лиса и рак)

3. Чадо лесное. (Чудо лесное)

2 конкурс «Волшебные предметы»

По предмету угадайте героя.

1 команда

1. Туфелька (Золушка)

2. Ступа и метла. (Баба-яга)

3. Игла (Кощей Бессмертный)

2 команда

1. Сапоги (Кот в сапогах)

2. Золотой ключик (Буратино)

3. Яйцо (Курочка Ряба)

3 конкурс «Подумай»»

Отгадайте загадку и назовите героя сказки.

1 команда

1. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)

2. Всех он любит неизменно, кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, это Гена … (Крокодил)

3. Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

2 команда

1. Она красива и мила, а имя ей от слова «зола». (Золушка)

2. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор … (Айболит)

3. Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Робин и приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник и на мёд - особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок … (Вини-Пух)

4 конкурс «Расшифруй ребус»

Расшифруй ребус-название русской народной сказки.

В чём заключается ключ к разгадке?

1 команда

ТЕЯРЕЯМОКЯ (Теремок)

ЯБЯЛОЧЯКО (Яблочко)

2 команда

КОЯЛОЯБОКЯ (Колобок)

МОЯРОЗЯКО (Морозко)

5 конкурс «Путаница»

Переставьте местами буквы так, чтобы получились имена сказочных героев.

1 команда

1. РНГСЕУОАКЧ (Снегурочка)

2. ОЛКАЯШКП (Шапокляк)

2 команда

1. ЙДМОРЫДО (Мойдодыр)

2. УАКЧБРАЕШ (Чебурашка)

6 конкурс «Угадай название сказки»

Угадайте сказку по отрывку.

1 команда

1. Елена взяла волшебную книгу, посмотрела - и всё словно на ладони увидела. («Елена Премудрая»)

2. - Мы пойдём далеко, а ты оставайся домавничать, да голоса не подавай: когда придёт лиса, в окошко не выглядывай. («Петушок - золотой гребешок»)

3. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. (Иван-царевич и серый волк)

2 команда

1. Василиса добыла всё, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан.? («Василиса Прекрасная»)

2. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка. («Крошечка-Хаврошечка»)

3. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается … (По щучьему веленью)

7 конкурс «Где, кто?»

Каждой команде ответить на вопросы.

1 команда

1. Где спрятался седьмой козлёнок? (Под печкой)

2. Кто одолел тараканище из сказки К.Чуковского «Тараканище»? (Воробей)

3. Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

2 команда

1. Где баба взяла муку на колобок? (Наскребла по сусекам)

2. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (Орёл)

3. Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубые)

8 конкурс «Когда мы так говорим»

1 команда

«Медведь на ухо наступил»

«Как рыба в воде»

2 команда

«Убить двух зайцев»

«Держать нос по ветру»

9 конкурс «Составь пословицу»

Каждой команде раздаются карточки. На карточках написаны слова. Ребята должны собрать из них пословицу.

СКАЗКА ДЕЛО СКОРО ДА ДЕЛАЕТСЯ НЕ СКОРО СКАЗЫВАЕТСЯ ДЕЛАЕТСЯ

(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)

10 конкурс «А ну-ка, отыщи!»

В сетку по горизонтали и по вертикали вписаны восемь действующих лиц книги «Дядя Фёдор, пёс и кот». Найдите их и подчеркните.

Ответ:

По горизонтали: Митя, Шарик, Гаврюша, Печкин.

По вертикали: Матроскин, Хватайка, Мурка, Фёдор.

Литература:

1. Козак О.Н. «Загадки и скороговорки» - Санкт-Петербург: Союз, 1997

2. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина «1000 загадок» - Ярославль: Академия развития, 1997

3. Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников», 1 класс - М.: РОСТ, 2011

4. Э.В.Померанцева «Русские пословицы и поговорки» - М.: Детская литература, 1973

5. Русские народные сказки. ЗАО «Славянский дом книги». - М.: Слово, 2001

6. Л.А.Войнова, В.П.Жуков «Фразеологический словарь русского языка». - М.: Русский язык, 1986