Сказки олины вентцель. Удивительный мир кукол олины вентцель

Каждый из нас стремится найти свое место в этом мире. Кто-то становится бухгалтером, кто-то артистом, а кто-то самовыражается в творчестве. Именно в нем Олина Вентцель нашла себя, свою стезю и призвание. Ее работы поражают воображение и оставляют в душах людей со всего мира неизгладимый след. Тот, кто хоть раз видел куклы Олины Вентцель из фарфора, понимает, что столкнулся с результатом поистине талантливой работы.



Венецианка

В январе 2007 г в Манеже, на Первом международном фестивале искусств "Традиции и современность" фарфоровая кукла Олины Вентцель "Венецианка" была удостоена Главного приза фестиваля в номинации "Декоративно-прикладное искусство".


Я вас любил...


На маскараде

Эта восхитительная женщина начала создавать свою коллекцию еще в 1986 году. До этого она окончила Государственный университет технологии и дизайна, где, между прочим, в качестве дипломной работы готовила костюм Гамлета для известного актера Иннокентия Смоктуновского. Впоследствии Олина Вентцель трудилась художником-постановщиком по историческим костюмам кино и театра. Пока наконец не нашла себя в создании великолепных авторских работ.

Екатерина II

Это не просто куклы. Шедевры искусства, которые создала знаменитая мастерица, являются результатом кропотливой и долгой работы, совокупностью тонкого вкуса и точной передачи образов. Это целые проекты, в которых создаются не просто куклы, а огромный мир вокруг них, передаваемый с помощью костюмов, соответствующего окружения и интерьера.


Дворянин времен Мольера (XVII век)

Куклы Олины Вентцель широко известны и почитаемы как произведения искусства далеко за пределами нашей родины. Они находятся в частных коллекциях и музейных выставках Италии, Дании, Австрии, Франции и даже заокеанской Америки.


Шахерезада и юный Чингизхан


Птолемей XIV и Клеопатра (69-30 гг до н.э.)


Анна Каренина

Мастер декоративно-прикладного искусства Олина Вентцель являлась признанным гением своего дела, художником кукольником от Бога. Ее величайшее достижение - это создание кукол не только маленьких размеров, но и высотой в человеческий рост. Она единственный мастер, который знал секрет изготовления подобных работ из фарфора.

В действительности куклы Олины Вентцель - это то, что должен увидеть каждый человек, который считает себя культурным и образованным. В процессе их создания использовались не только фарфор, но и дорогостоящие ткани, антикварная фурнитура и кружево, для того чтобы донести до сознания людей всю полноту того или иного образа.


Образ Венеции


На маскараде

Олина Вентцель порадовала немало ценителей искусства своими куклами в потрясающих исторических костюмах. Ей всегда одинаково хорошо удавались литературные и сказочные персонажи, портретные куклы, причем как наших современников, так и личностей, внесших большой вклад в историю различных государств. Искусная мастерица с удивительной точностью передавала в своих работах очарование женских, трогательность детских и силу мужских образов.


Владычица радости и восхвалений…

Эти куклы как будто живые, они находят отклик в душе каждого, кто увидел их хоть раз. В своих работах Олина Вентцель отображала целые эпохи - времена Пушкина, династии Романовых. Они сформировали тематические выставки не только в наших галереях, но и за границей. Например, выставка «Пушкинский бал» и «Русские монархи. Династия Романовых». Последняя покорила всю Европу.

Эта выставка представляла на суд зрителя 50 фарфоровых кукол, среди которых были такие персоны как император Петр I, императрица Екатерина II и вся семья Николая II.


Слева направо:Лефорт, Петр I, Екатерина I, Александр Меншиков


Малюта Скуратов, Иван IV (Грозный), Анастасия Романовна Захарьина


Екатерина I и Александр Меншиков


Елизавета Петровна


Мария Александровна и Александр II


Иван IV (Грозный) и Анастасия Романовна Захарьина


Алексей Михайлович Романов


Г.А.Потемкин и Екатерина II


Анна Иоанновна и Э. И. Бирон


Фаворитка

Куклы Олины Вентцель поражают огромным количеством различных образов. Величественная Нефертити, королева Елизавета, Анна Каренина, Беатриче, Венецианская куртизанка, Жозефина, Наполеон, Уинстон Черчилль, Снежная королева, Шуты, персонажи любимых нами сказок Г.Х Андерсена и многих других писателей, выдающиеся деятели политики и культуры - все эти шедевры искусства предельно реалистичны и натуральны....


Филарет


Владимир Мономах

Эти куклы действительно удивительно похожи на людей, и в каждой до мельчайших подробностей воссозданы исторические прически и костюмы, у каждой собственное выражение лица и характер, в некоторых воссозданы исторические персонажи. Авторские куклы позволяют понять дух эпохи, а помогает этому соответствующий интерьер и звуковое сопровождение. Есть в экспозиции и исторические экземпляры, некоторым более ста лет.


Красота русская

Для Олины Вентцель всегда была важна не только историческая достоверность, но и в первую очередь красота. Она передавала свою доброту, любовь к людям и творческую ноту в фарфоровых работах. Куклы Олины Вентцель - это поистине коллекция чудес, которая будет радовать нас долгие годы.

"У Олины Дмитриевны не бывает плохого настроения, она очень веселая. Все время смеется", - говорили мне о ней. Почему-то меня это смутило. Как и тот факт, что уже в пенсионном возрасте она вдруг увлеклась куклами". Хоть и заочно, я сочувствовала ей: воображение рисовало женщину, вынужденную, дабы выжить, работать с утра до вечера, а вечную усталость скрывать за улыбкой преуспевающей предпринимательницы. Но я совсем не знала Оливу Дмитриевну! Перешагнув порог ее дома, я увидела кукол... Они, эти придуманные человеком молчаливые игрушки, сказали о хозяйке больше, чем она сама.

Их было немного, и все сидели полукругом, создавая некую композицию. Их руки почти соприкасались, но - удивительно! - связанные общей, "пушкинской", идеей, сделанные руками одного мастера, каждая как будто жила в своем собственном мире. Это можно было прочитать на их лицах и в их позах, это передавал даже костюм. На протяжении нескольких часов беседы с Олиной Дмитриевной меня не покидало ощущение, что в комнате мы не одни. Мой взгляд невольно искал "Ольгу Ларину" - романтичную девушку в розовом, которую я выбрала себе в "подруги".

Помните Ольгу? Обласканная родите-лями, рожденная для любви, легкомысленная и веселая до той самой поры, пока не прозвучал роковой выстрел.

Вот так и в жизни Олины (даже имена похожи!) все было: любимые родители, обеспеченное детство, занятия музыкой, увлечение театром, игра в куклы.

Было и вмиг исчезло. Через всю страну длинный поезд понес ее, одинокую и брошенную, вслед за мамой в ссылку на Сахалин. Мама с Сахалина не вернулась, отец, военный, погиб в сибирских лагерях. Детские дома, чужие люди, совсем не домашнее воспитание, горькое слово "сирота" надолго вошли в жизнь юной девочки.

Но она никого никогда за эти не упрекнула. Восстановления справедливости, в отличие от многих с подобной судьбой, не потребовала. Кто знает: не будь Сахалина, попала бы она в Ленинград после смерти Сталина, где нашла сразу две безграничные любви: к театру и к Юрию Вентцелю?

Мне кажется, кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол.

Сказки и куклы - это олицетворение детства и счастья, уюта и тепла. Домаш-него очага. То, что сопровождает человека от колыбели до самого заката". Даже если куклы нет, рядим, есть воспоминания.

Любуюсь Ольгой Лариной, провожу пальцем по ее нежной белой ручке, каса-юсь волос и платья. Еще мгновение - и я в детстве: родительский дом, в котором пахнет только что испеченными, еще не остывшими пирогами, на диванной подушке лежит старая книга, открытая на сотни раз перечитываемой, заветной страничке. Вся семья в сборе, и еще жив отец. Далекое время, и его уже никогда не вернуть. Жаль, что в память о нем я сохранила и книгу, и картину, и лампу. Но не куклу.

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.

Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.

Талантливый художник по костюмам, она еще оказалась и талантливой в общении. Среди ее друзей немало имен тогдашних и нынешних знаменитостей театра и кино.

В начале 70-х в Ленинград из Москвы с театром кукол приехал Юрий Вентцель. Молодой и красивый, подающий надежды режиссер. Творить бы ему чудеса в искусстве еще долго и долго! Но уже тогда он знал, что болен. И Олина Дмитриевна, конечно, тоже узнала. Но разве остановить трепет сердца, испытавшего такую любовь!

Да, ее первое замужество было неудачным. Она сама оставила мужа, ушла в никуда без денег, без квартиры, без образования, с маленьким сыном на руках. Но это все в прошлом. Она много работала, окончила текстильный институт. Стала независимой и самостоятельной.

Теперь уважаема коллегами. И любима. Вопрос, быть рядом с любимым мужчиной или нет, перед ней не стоял. Она переехала в Москву.

Как, чем вы жили? - спрашиваю Олину Дмитриевну. - Творчеством?

Я не разделяю этих двух слов: "жизнь" и "творчество". Первое для меня и есть второе.

Здесь, в Москве, теперь уже вместе с мужем Юрием Вентцелем, они работали в одном театре, ездили на гастроли, строили планы и осуществляли их. Новые спектакли, образы, декорации, костюмы... Создавая последние, Олина Дмитриевна невольно вмешивалась в судьбу героев. "А кто же не знает, - писал К. Паустовский, - что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется!..".

И сегодня Олина Вентцель живет в атмосфере труда и поиска, радости и огорчений. Ее рабочий день начинается рано, в шесть утра. Не потому, что ей нужно как можно больше сделать и заработать лишнюю копейку (по сути, у нее все есть, а в еде и одежде она скромна и непривередлива). По-иному она просто не может. Куклы ждут своего мастера. Они еще далеки от совершенства: на них нет одежды или даже части туловища. Но все - дело времени и техники. К тому же Олина Дмитриевна незавершенными любит их еще больше.

Не берусь описывать технологию изготовления: вроде бы она проста, и в то же время есть у нее свои "секреты". Руки и ноги кукол подвижны, и готовая игрушка может принять любую позу. Головки делают из фарфора специа-листы фарфоровой мастерской по эскизам Олины Дмитриевны. Костюмы, на которые художница не жалеет дорогих тканей, прически дополняют образ.

До позднего вечера мастерит она куклы. Если и отвлекается, то лишь на телефонные звонки. Особенно когда звонит Юра, внук, названный, надо думать, в честь Юрия Вентцеля.

С него, любимого внука, наверное, и началось это увлечение куклами. Рассказывая Юрочке сказки, она устраивала целые спектакли с участием игрушек. Сделала куклу сама. Потом еще и еще.

Однажды знакомая попросила сшить куклу для будущей выставки. Нужен был "космонавт" в настоящем космическом обмундировании. Олина Дмитриевна съездила в музей Звездного, изучила спецодежду, и кукла удалась на славу. Стали поступать другие заказы. Олина Дмитриевна, как всегда, уверенная в успехе, начала осваивать новое для себя поле деятельности. Хотя "новое" - это, конечно, условно. Когда она работала в театре кукол, ей приходилось заниматься и ремонтом, и изготовлением, и шитьем. Что касается костюмов, то о профессиональном мастерстве Олины Вентцель можно судить по известным фильмам "Случай в аэропорту" и "Еще одна ночь Шахерезады". Чувство эпохи -главное, что отличает ее одежду для киногероев. А теперь и кукол - тоже.

Она точна даже в деталях: "Все должно быть так, как было тогда". По ее куклам, например, тем, которых она готовит к юбилею Пушкина, на мой взгляд, можно изучать моду "давно минувших дней". И не только моду.

Куклы Олины Дмитриевны неоднократно выставлялись в Москве, в различных музеях и галереях. Многие уехали за границу в Германию, США, Японию, Голландию, пополнив частные коллекции. Уверена: везде они придают родному дому еще большую привлекательность, уют и тепло. И будут "служить" ему еще много лет: жизнь кукол, в отличие от человеческой, более продолжительна.

Рассматривая кукол О. Вентцель, я старалась понять, в чем их обаяние, особенная прелесть. Приходилось видеть кукол других авторов, но ни одна из них не завораживала такой свежестью, чистотой, таким светлым обликом. Несомненно, в них отразилась личность мастера.

"Я никогда никому ни в чем не завидовала, - сказала мне Олина Дмитриевна. - И ни на кого не держу зла". А еще она умеет отдавать добровольно, от всего сердца. Без кокетства равнодушна к деньгам и тряпкам. Не понимает сплетен и никогда не участвует в них.

Она, эта маленькая женщина, нашла в себе силы, чтобы простить то несправедливое и незаслуженное, что выпало на ее долю. Сумела стать нужной мужу до конца его дней и верна его памяти. Стала незаменимым другом своему внуку.

Ее куклы не могут быть недобрыми.

Возьмите на руки подержите, прижмите ее, вот так... - Олина Дмитриевна подала мне большеглазую барышню. Красавица обвила меня руками, и опять на какое-то мгновение я ощутила себя маленькой девочкой, которой пока не знакомы жизненные бури и которой так тепло у родного очага.

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.


"У Олины Дмитриевны не бывает плохого настроения, она очень веселая. Все время смеется", - говорили мне о ней. Почему-то меня это смутило. Как и тот факт, что уже в пенсионном возрасте она вдруг увлеклась куклами". Хоть и заочно, я сочувствовала ей: воображение рисовало женщину, вынужденную, дабы выжить, работать с утра до вечера, а вечную усталость скрывать за улыбкой преуспевающей предпринимательницы. Но я совсем не знала Оливу Дмитриевну! Перешагнув порог ее дома, я увидела кукол... Они, эти придуманные человеком молчаливые игрушки, сказали о хозяйке больше, чем она сама.

Их было немного, и все сидели полукругом, создавая некую композицию. Их руки почти соприкасались, но - удивительно! - связанные общей, "пушкинской", идеей, сделанные руками одного мастера, каждая как будто жила в своем собственном мире. Это можно было прочитать на их лицах и в их позах, это передавал даже костюм. На протяжении нескольких часов беседы с Олиной Дмитриевной меня не покидало ощущение, что в комнате мы не одни. Мой взгляд невольно искал "Ольгу Ларину" - романтичную девушку в розовом, которую я выбрала себе в "подруги".

Помните Ольгу? Обласканная родите-лями, рожденная для любви, легкомысленная и веселая до той самой поры, пока не прозвучал роковой выстрел.

Вот так и в жизни Олины (даже имена похожи!) все было: любимые родители, обеспеченное детство, занятия музыкой, увлечение театром, игра в куклы.

Было и вмиг исчезло. Через всю страну длинный поезд понес ее, одинокую и брошенную, вслед за мамой в ссылку на Сахалин. Мама с Сахалина не вернулась, отец, военный, погиб в сибирских лагерях. Детские дома, чужие люди, совсем не домашнее воспитание, горькое слово "сирота" надолго вошли в жизнь юной девочки.

Но она никого никогда за эти не упрекнула. Восстановления справедливости, в отличие от многих с подобной судьбой, не потребовала. Кто знает: не будь Сахалина, попала бы она в Ленинград после смерти Сталина, где нашла сразу две безграничные любви: к театру и к Юрию Вентцелю?

Мне кажется, кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол.

Сказки и куклы - это олицетворение детства и счастья, уюта и тепла. Домаш-него очага. То, что сопровождает человека от колыбели до самого заката". Даже если куклы нет, рядим, есть воспоминания.

Любуюсь Ольгой Лариной, провожу пальцем по ее нежной белой ручке, каса-юсь волос и платья. Еще мгновение - и я в детстве: родительский дом, в котором пахнет только что испеченными, еще не остывшими пирогами, на диванной подушке лежит старая книга, открытая на сотни раз перечитываемой, заветной страничке. Вся семья в сборе, и еще жив отец. Далекое время, и его уже никогда не вернуть. Жаль, что в память о нем я сохранила и книгу, и картину, и лампу. Но не куклу.

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.

Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.

Талантливый художник по костюмам, она еще оказалась и талантливой в общении. Среди ее друзей немало имен тогдашних и нынешних знаменитостей театра и кино.

В начале 70-х в Ленинград из Москвы с театром кукол приехал Юрий Вентцель. Молодой и красивый, подающий надежды режиссер. Творить бы ему чудеса в искусстве еще долго и долго! Но уже тогда он знал, что болен. И Олина Дмитриевна, конечно, тоже узнала. Но разве остановить трепет сердца, испытавшего такую любовь!

Да, ее первое замужество было неудачным. Она сама оставила мужа, ушла в никуда без денег, без квартиры, без образования, с маленьким сыном на руках. Но это все в прошлом. Она много работала, окончила текстильный институт. Стала независимой и самостоятельной.

Теперь уважаема коллегами. И любима. Вопрос, быть рядом с любимым мужчиной или нет, перед ней не стоял. Она переехала в Москву.

Как, чем вы жили? - спрашиваю Олину Дмитриевну. - Творчеством?

Я не разделяю этих двух слов: "жизнь" и "творчество". Первое для меня и есть второе.

Здесь, в Москве, теперь уже вместе с мужем Юрием Вентцелем, они работали в одном театре, ездили на гастроли, строили планы и осуществляли их. Новые спектакли, образы, декорации, костюмы... Создавая последние, Олина Дмитриевна невольно вмешивалась в судьбу героев. "А кто же не знает, - писал К. Паустовский, - что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется!..".

И сегодня Олина Вентцель живет в атмосфере труда и поиска, радости и огорчений. Ее рабочий день начинается рано, в шесть утра. Не потому, что ей нужно как можно больше сделать и заработать лишнюю копейку (по сути, у нее все есть, а в еде и одежде она скромна и непривередлива). По-иному она просто не может. Куклы ждут своего мастера. Они еще далеки от совершенства: на них нет одежды или даже части туловища. Но все - дело времени и техники. К тому же Олина Дмитриевна незавершенными любит их еще больше.

Не берусь описывать технологию изготовления: вроде бы она проста, и в то же время есть у нее свои "секреты". Руки и ноги кукол подвижны, и готовая игрушка может принять любую позу. Головки делают из фарфора специа-листы фарфоровой мастерской по эскизам Олины Дмитриевны. Костюмы, на которые художница не жалеет дорогих тканей, прически дополняют образ.

До позднего вечера мастерит она куклы. Если и отвлекается, то лишь на телефонные звонки. Особенно когда звонит Юра, внук, названный, надо думать, в честь Юрия Вентцеля.

С него, любимого внука, наверное, и началось это увлечение куклами. Рассказывая Юрочке сказки, она устраивала целые спектакли с участием игрушек. Сделала куклу сама. Потом еще и еще.

Однажды знакомая попросила сшить куклу для будущей выставки. Нужен был "космонавт" в настоящем космическом обмундировании. Олина Дмитриевна съездила в музей Звездного, изучила спецодежду, и кукла удалась на славу. Стали поступать другие заказы. Олина Дмитриевна, как всегда, уверенная в успехе, начала осваивать новое для себя поле деятельности. Хотя "новое" - это, конечно, условно. Когда она работала в театре кукол, ей приходилось заниматься и ремонтом, и изготовлением, и шитьем. Что касается костюмов, то о профессиональном мастерстве Олины Вентцель можно судить по известным фильмам "Случай в аэропорту" и "Еще одна ночь Шахерезады". Чувство эпохи -главное, что отличает ее одежду для киногероев. А теперь и кукол - тоже.

Она точна даже в деталях: "Все должно быть так, как было тогда". По ее куклам, например, тем, которых она готовит к юбилею Пушкина, на мой взгляд, можно изучать моду "давно минувших дней". И не только моду.

Куклы Олины Дмитриевны неоднократно выставлялись в Москве, в различных музеях и галереях. Многие уехали за границу в Германию, США, Японию, Голландию, пополнив частные коллекции. Уверена: везде они придают родному дому еще большую привлекательность, уют и тепло. И будут "служить" ему еще много лет: жизнь кукол, в отличие от человеческой, более продолжительна.

Рассматривая кукол О. Вентцель, я старалась понять, в чем их обаяние, особенная прелесть. Приходилось видеть кукол других авторов, но ни одна из них не завораживала такой свежестью, чистотой, таким светлым обликом. Несомненно, в них отразилась личность мастера.

"Я никогда никому ни в чем не завидовала, - сказала мне Олина Дмитриевна. - И ни на кого не держу зла". А еще она умеет отдавать добровольно, от всего сердца. Без кокетства равнодушна к деньгам и тряпкам. Не понимает сплетен и никогда не участвует в них.

Она, эта маленькая женщина, нашла в себе силы, чтобы простить то несправедливое и незаслуженное, что выпало на ее долю. Сумела стать нужной мужу до конца его дней и верна его памяти. Стала незаменимым другом своему внуку.

Ее куклы не могут быть недобрыми.

Возьмите на руки подержите, прижмите ее, вот так... - Олина Дмитриевна подала мне большеглазую барышню. Красавица обвила меня руками, и опять на какое-то мгновение я ощутила себя маленькой девочкой, которой пока не знакомы жизненные бури и которой так тепло у родного очага.

Олина Вентцель - самая именитая российская кукольница, именно благодаря ее работам куклами «заболели» многие российские и зарубежные мастера. Собственный стиль, тонкое видение мира - все это выработано годами непрерывного труда и самосовершенствования.

Подозревала ли выпускница Ленинградского текстильного института, что в один прекрасный момент костюмы для фильмов и работа художника-постановщика отойдет на второй план, и она станет признанным мастером-кукольником? Вряд ли, потому что после окончания института она еще около двадцати лет занимается исключительно костюмами. Пока не познакомилась с Юрием Вентцелем. Режиссер, актер, кукольник, да и просто красивый и талантливый человек покорил сердце художницы сразу. Она готова была ехать за ним хоть в Сибирь, а попала в Москву…

Юрий Вентцель

Куклы появились в жизни Олины случайно. Знакомая попросила сделать куклу космонавта, только, чтобы выглядел, как реальный. Олина взялась за дело со свойственной ей скрупулезностью — даже съездила в Музей космонавтики. Эта первая работа стала удачной, и на кукольницу посыпались заказы…

В 1986 году она взялась за проектом, который стал судьбоносным - «История человечества в куклах от фараона до наших дней». Художницу заметили, ее работы стали популярными, начались выставки, презентации, поездки за рубеж… Королева Дании была восхищена куклами настолько, что назвала их «великими произведениями искусства». Влияние датской королевы помогло родиться новой серии кукол, на этот раз, посвященной творчеству великого сказочника Г.-Х. Андерсена.

Олле Лукойе

Оловянный солдатик

Олина изначально выбрала сложный материал для своего творчества - фарфор. Работа с этим хрупким и капризным материалом требовала особого отношения и внимания. Говорят, что добиться портретного сходства, когда работаешь с фарфором, практически не возможно. Но у Олины Вентцель получалось! Она улавливала малейшие детали, изучала выражение глаз, характеры своих моделей. Андрей Миронов, Фаина Раневская, Юрий Никулин, Олег Янковский… Мастер словно хотела остановить мгновения жизни своих любимых артистов. «Актеры и роли» — такое имя дала Олина своей коллекции и регулярно пополняла ее. Художнице было очень важно, чтобы талантливых, ярких, уникальных людей не забывали, чтобы с них брали пример.

Андрей Миронов

Фаина Раневская

Опыт художника по костюмам помог Олине наряжать своих кукол в уникальные наряды, где продумана каждая деталь. Если уж бархат - то самый дорогой, если кружево - то антикварное, а украшения обязательно из натуральных камней.

Маленькая барышня

Последний проект Олины Вентцель, связанный с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, был действительно грандиозным по масштабам. Персонажи сказок, современники поэта, близкие ему люди оказались героями выставки, которая прошла с большим успехом. Эта выставка была долгожданной и последней, прошедшей при жизни Олины Вентцель.

А.С. Пушкин

Художница удостоена многих наград, в том числе и статуэтки «Вера» на Первом Московском международном фестивале искусств «Традиции и Современность». Но самой почетным званием стало «Мэтр музейной куклы».

Куклы, которые создавала мастер на протяжении двадцати лет, находятся в музеях по всему миру, а также в частных коллекциях. Те же, кому посчастливилось бывать на выставках этой удивительно талантливой женщины, мастерицы и волшебницы, прониклись сказочностью и добротой ее мира кукол.

Нам кажется, что куклы похожи на людей, а она видела в людях эти светлые образы, вот почему, у ее фарфоровых творений такие одухотворенные человечные лица. Олина Вентцель – художник театра и кино создала уникальную коллекцию «От фараона до наших дней. История человечества в куклах»

Меняются эпохи, рождаются новые персонажи, но есть сюжеты, написанные на все времена. Олина Вентцель воплотила многие страницы истории и литературы. Ее персонажи, интересные каждый сам по себе, составляют мизансцены, в которых можно прочитать и судьбы и характеры героев. Выражение фарфоровых лиц поражает. Их обладатели, безусловно, счастливы. С легкой руки художницы, эти персонажи живут в самых светлых своих мечтах и воспоминаниях. Их чувства передаются зрителям. Есть особенный дар художника – делать мир прекраснее и добрее, стирать грань между реальностью и чудом.

Сюжет о Снежной Королеве знают во всем мире. В рождественские дни он популярен особенно. Впрочем, у Андерсена есть еще одна рождественская история о маленькой сироте, замерзшей в новогоднюю ночь под окнами богатого дома. Именно эта сказка, - считала Олина Вентцель, - могла бы стать символом того, что в рождественские дни сердца должны быть особенно открыты, а души щедры.


Со всей щедростью своей души Олина Вентцель делилась с миром своими знаниями и талантом. За двадцать лет ей удалось создать поистине музейную коллекцию. Ее куклы очень скоро обрели известность в художественном мире. Москва, Нью-Йорк, Гавайи, Париж, Голландия, Дания – везде, где появлялись ее персонажи, оставались незабываемые впечатления. Некоторые куклы поселялись в странах, где проходили выставки, подаренные Олиной Вентцель королеве Дании, Мирей Матье, известным музеям и новым друзьям художницы, приобретенные в музейные и частные коллекции.


В ряду сказочных героев, персон прошлого и современности – великие актеры и деятели театра. Долгое время Олина Вентцель сама служила театру и кино. Только кукольных спектаклей в ее творчестве было двадцать восемь. Театр был в ее генах. Маленькая Олина посещала классы балетной школы. В ее детстве были и старинный рояль, и уроки с тетей – знаменитой певицей, и замечательные книги и, конечно, куклы. Она предпочла быть не принятой в пионеры, не от любимой куклы не отреклась, как того требовала советская традиция. И этот волшебный мир, которому она была так предана всей душой, с благодарностью открыл ей свои самые сокровенные тайны. И дело не в особенном взгляде глаз, написанных по законам живописи, не в подвижности тел, созданных по собственной технологии автора, а в особенном отношении художницы к ее персонажам.

Олина Вентцель всегда мечтала, чтобы ее куклы обрели настоящий кукольный дом, и этим домом – открытым и гостеприимным стала галерея Анастасии Чижовой. С появлением нового дома началась новая жизнь коллекции.

О художнике:
Олина Дмитриевна Вентцель (2 декабря 1938, Красноярск - 17 ноября 2007) - российский художник театра и кино, удостоенный почетного звания «мэтр музейной куклы».

В 1961 году окончила Ленинградский Текстильный институт (ныне - Государственный университет технологии и дизайна (СПб ГУТиД)). Дипломная работа - костюм Гамлета для Иннокентия Смоктуновского в фильме Григория Козинцева.

С 1962 по 1995 годы - художник-постановщик по историческому костюму театра и кино (кинофильмы: «И ещё одна ночь Шахерезады», «Осада», «Случай в аэропорту» и др.).

С 1986 года художник работает над созданием авторских кукол из фарфора в исторических костюмах.

Олина Вентцель - мастер, создающий не просто кукол, а масштабные проекты, посвященные как различным историческим темам, так и жизни и творчеству великих людей. Ее работы - даже не куклы в обычном понимании, а своеобразная дворцовая скульптура, требующая определенного интерьера, соответствующего окружения, целого мира, формируемого вокруг неё. Сегодня творчество Вентцель широко известно не только в России, но и в Европе и Америке. Одним из самых больших собраний произведений Вентцель обладает московская «Галерея Анастасии Чижовой», где она была главным художником.

На протяжении более чем 20 лет Вентцель были созданы сотни кукол. В их числе куклы, изображающие исторических личностей; каждая из них привлекает внимание не только точным портретным сходством, но и тщательно продуманными, выверенными с точки зрения принадлежности к определенной эпохе, роскошными костюмами из парчи, бархата, шелка. Значительное место в творчестве мастера занимали работы, созданные по мотивам произведений мировой литературы: пьесам У. Шекспира, поэзии А. С. Пушкина, сказкам Г. Х. Андерсона и др.


Отличительной особенностью творчества Вентцель было стремление к масштабной разработке той или иной избранной темы. Результатом стали многочисленные тематические кукольные серии. Более 200 персонажей разных стран и разных эпох, начиная с древнеегипетских фараонов, объединила коллекция «История человечества в куклах», хранящаяся в «Галерее Анастасии Чижовой». Ее составной частью является серия «Династия Романовых».