Рабочая программа исторического кружка - студии «клио – клуб любителей истории отечества. Занятия в кружках исторического музея План работы исторического кружка включает в себя


Libmonster ID: RU-8043


П. Старовойтов, преподаватель истории СССР школы N3 Пятигорска

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Исторические кружки занимают значительное место во внешкольной работе. Однако до сих пор им уделяется очень мало внимания. В большинстве школ они совершенно отсутствуют.

Первым условием успешной деятельности исторического кружка является четко разработанный план работы.

При составлении такого плана надо учитывать запросы учащихся, предоставлять им больше творческой инициативы и обязательно в то же время руководить работой учеников.

Главное место в работе руководимого мною исторического кружка в 9 - 10-х классах было отведено изучению произведений классиков марксизма-ленинизма. Работа над отдельными произведениями, которые выбирались применительно к изучаемому программному материалу, отнюдь не сводилась к подбиранию цитат. Мы изучали в кружке полностью отдельные работы Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Работа над первоисточниками в 9 - 10-х классах приучает учащихся работать самостоятельно над книгой. Этой работой они углубляют и обогащают шок знания теории марксизма-ленинизма.

В работе кружка следует строго учитывать возрастные особенности его членов. Было бы, конечно, нелепо поручать работу над первоисточниками учащимся 5 - 6-х классов, так как это было бы для них непосильно.

В кружке ученики изучают также дополнительный документальный материал, характеризующий то или иное историческое событие.

Однако учебно-исследовательскую работу мы не ограничивали изучением первоисточников и исторических документов. Работа кружка связывалась с местным историческим: материалом. В любом районе СССР имеются свои исторические памятники, некоторые из которых до сих пор остаются неизвестными. О них знает подчас только местное население. Учащиеся школы могут иногда добыть интересные исторические сведения об этих памятниках старины, составить описание того или иного памятника и передать свои наблюдения и исследования соответствующим научным учреждениям для более глубокого их изучения.

Ученики могут проводить большую работу по охране памятников от разрушения и расхищения. Этому вопросу мы в кружке уделили особое внимание, и на эту тему руководитель кружка провел несколько бесед с учащимися.

С местными историческими, краеведческими и другими пятигорскими музеями наш исторический кружок установил очень тесную связь. Работая в этих музеях, учащиеся делали зарисовки, слепки и муляжи отдельных экспонатов. Эти рисунки и муляжи использовались затем как наглядное пособие на уроке истории.

Не менее интересную работу члены исторического кружка провели по сбору записей рассказов участников революции 1905 года, воспоминаний о произволе в царской России и о гнете помещиков и капиталистов, о германском плене в период империалистической войны, о революции в октябре 1917 года, о гражданской войне. Учащиеся знают об этом прошлом только по описаниям в литературе; рассказы живых людей, непосредственных участников событий, оживляют это прошлое, и благодаря этому оно лучше запечатлевается в памяти учащихся.

Из письменных работ членов кружка был составлен сборник литературного творчества членов исторического кружка.

Видное место в работе исторического кружка во всех классах в нашей школе занимало более углубленное изучение художественной исторической литературы в соответствии с изучаемым программным материалом по истории. Для этого преподаватель кружка заранее подбирал литературу, предварительно тщательно ее просмотрев. Эта работа проводилась совместно с преподавателем литературы.

Много интересного художественного исторического материала печатается в журналах "Пионер" и "Костер", часто можно использовать материал из серии книжек "Жизнь замечательных людей".

Однако мы пришли к выводу, что не следует перегружать учащихся художественным материалом, так как это отвлекает членов кружка от другой работы. Лучше взять одно какое-нибудь художественное произведение и в соответствии с изу-

чаемым программным материалом прочесть его на кружке. Примерно для 5-х классов - поэмы Гомера "Илиаду" и "Одиссею", в 6-х классах - роман Флобера "Саламбо" и т. д.

Одним из видов самостоятельной работы учащихся являлось ведение календаря исторических событий. Календарь этот обычно составлялся на один месяц. Все исторические даты и события, происшедшие, например, в январе, выписывались из обычного отрывного или настольного календаря крупным художественным шрифтом на большом листе бумаги. Лист вкладывался в рамку и вывешивался на видном месте в школе. Это напоминало членам кружка и всем учащимся школы, а также преподавателям о близящейся дате того или иного исторического события и давало им возможность заранее подготовиться к проведению юбилея. Члены исторического кружка подготавливали материал к намеченной дате и проводили в кружке и по классам беседы на эти темы. Постепенно учащиеся приобретают навык к такой работе и научаются проводить беседы и доклады, что особенно важно в сельских районах, где школа является одним из основных культурных очагов.

Большую роль в работе нашего кружка занимала доска исторических событий. Члены кружка делали вырезки из периодической прессы по историческим вопросам и выставляли их на доску. Км показала практика, такая доска очень сильно привлекает внимание учащихся. Ведь учащиеся часто даже в своей газете - "Пионерской правде" не замечают исторических статей. Когда же эти статьи вырезаны и наклеены на доску, то они привлекают внимание. Материал доски менялся каждую шестидневку. Особо значительные места подчеркивались.

Собирание и оформление исторических альбомов проходило на протяжении всей работы кружка. Альбомы были двух типов: альбомы, собранные из вырезанных картинок, иллюстраций, фотоснимков, и альбомы художественного творчества самих учащихся: сюда входят отдельные зарисовки музейных экспонатов, срисованные и увеличенные иллюстрации из исторических, учебников и другие картины. При оформлении альбомов весь собранный материал подбирался в строго хронологическом порядке и по определенным: темам, например по древней истории, средней, новой и истории СССР. В зависимости от количества собранного материала отдельные разделы всеобщей истории, как Греция, Рим и другие, выделялись в отдельные альбомы.

Очень интересным видом работы кружка было также собирание старинных монет и других древностей. К этому делу были привлечены не только члены кружка, но и все учащиеся. Как показала практика, учащиеся иногда приносят очень ценные экземпляры старинной монеты, например медные монеты времен Ивана III, времен Петра I и другие. Все эти собранные монеты размещаются на витрине под стеклом, л к каждой монете пишется соответствующее об"яснение: год чеканки, достоинство ее и т. п., а также имя ученика, принесшего ее. Такая витрина помогает учащимся наглядно представить себе старинные монеты, и в тех классах, где проходится история СССР, витрину можно использовать как наглядное пособие.

В работу кружка вошло и изготовление исторических карт и составление из них альбомов. Ученицы, умеющие вышивать, сделали несколько карт на полотне. После того как карту вышили, она была туго натянута на раму. Таким образом получилась прекрасно оформленная карта, которая служила учебным пособием на уроке.

Просмотр исторических кинофильмов был также одной из форм работы кружка вне школы. Выпущенные за последнее время в СССР исторические фильмы: "Чапаев", "Петр I", "Ленин в Октябре", "Человек с ружьем", "Александр Невский" и др. - являются прекрасным пособием при изучении истерии. После просмотра такой картины руководитель исторического кружка проводил беседу с учащимися, раз"яснял им отдельные, недостаточно понятные кадры, оттенял воспитательные моменты, указывал на поучительные примеры героизма, самопожертвования людей, отдавших свою жизнь, защищая родину от иностранных захватчиков.

Пью чай на работе из любимой кружки, машинально верчу ее в руках. Задумалась, а какая история у этой посуды. Решила посмотреть.

Вот что нашла.

Кружка — это большой стакан, стакан с ручкой, иногда с носком и с крышечкою.

Крышечка предохраняла содержимое от попадания в кружку мусора, насекомых, а может быть, и яда.

Сейчас с крышечкой, соединенной с корпусом, выпускают пивные кружки, а чайные с отдельной крышкой, как в заварном чайнике.

Само название заимствовано из польского языка, в переводе означает кувшин.

Сначала формой кружки были действительно похожи на маленькие кувшинчики. Появились эти мини-сосуды в 15 веке, с тех пор они постоянно востребованы и любимы)

Средний объем кружки 300-500 мл, форма цилиндрическая или усеченный конус.

Делали кружки из глины, металла, дерева, бересты. Позже стали выпускать из стекла, фарфора, фаянса.

В начале 19 века для нужд армии стали выпускать посуду фабричным способом. Основное требование к ней: легкая и небьющаяся. Так появилась всем известная алюминиевая кружка.

Позже алюминий (из-за его высокой теплопроводности) заменили на сталь.

У слова «кружка» есть ещё одно значение, КРУЖКА — это русская мера объема жидкости использовавшаяся в XVI-XVII веках, одна кружка равнялась десяти чаркам или, если быть точнее, то 1,23 литра жидкости.

Сейчас различают кружки в основном по материалу, из которого они выполнены. Есть:

  • Стеклянные
  • Керамические
  • Фарфоровые
  • Деревянные
  • Алюминиевые
  • Пластиковые
  • Железные эмалированные
  • Термокружки

Заметила, что я больше всего люблю пить чай из кружки прямоугольной формы, выполненной из прозрачного стекла. А кофе из фаянсовой, формы усеченный конус. Почему так? Нравится цвет чая и сочетание кофе и белого фаянса)

А у вас какие кружки в ходу?

Управление образования администрации Выксунского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение Туртапинская средняя общеобразовательная школа

Принята Утверждаю: на методсовете Директор школы МОУ Туртапинской СОШ _________ 01.09.2009г. «_»______________2009г.

Исторический кружок

Срок реализации 1 год

с. Туртапка

Пояснительная записка

История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.

Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Дополнительная образовательная программа Исторического кружка имеет естественно – научную направленность.

Цель дополнительной образовательной программы:

· приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

Задачи:

· воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;

· развивать навыки учебно-исследовательской работы;

· развивать активность и самостоятельность учащихся.

В работе исторического кружка участвуют дети с 10 – 16 лет.

Продолжительность образовательной программы – 1 год, в объеме 72 часов.

Занятия проводятся в школе в кабинете истории и в школьном краеведческом музее.

Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь собирательской и учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории родного края, быта, уклада жизни прошлых поколений.

Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению

исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии , аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой , с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации работы допобъединения, проведение экскурсий в школьном краеведческом музее.

Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

практика

Раздел I . Введение.

Презентация кружка

Раздел II. Древо жизни.

Знакомство с генеалогией.

Составление «Древа жизни» своей семьи.

Раздел III . Моя семья в истории страны.

Традиции моей семьи.

Работа над проектом «Моя семья в истории страны».

Раздел IV . Нижегородский край в XVI I в..

Под стягами Москвы.

Нижегородская твердыня.

О чем рассказывает Кремль.

Работа над проектом «Нижегородский край в XVII веке».

Раздел V . Улицы нашего города и села.

Знакомство с улицами нашего города и села (история названия улиц).

Работа над проектом «Юный экскурсовод».

Раздел VI . Государственная символика Российской Федерации.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн.

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».

Раздел VII . и Нижегородский край.

на Нижегородской земле.

Работа над проектом « и Нижегородский край».

Раздел VIII .Наш край родной.

Знакомство с историей своего края.

Люди земли Нижегородской.

Работа над проектом «Наш край родной».

Раздел IX . Выксе – 75.

Знакомство с историей города Выкса.

Славная история: братья Баташевы на Выксунской земле. Выксунские заводы.

Работа над проектом «Выксе – 75».

Раздел X . Выдающиеся люди нашего села.

Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села».

Встреча с интересными людьми нашего села.

Встреча с, ветераном труда.

Встреча с, участником Вов.

Раздел XII . Экскурсионная работа.

Поездка в музей с. Шиморское.

Поездка в музей г. Муром.

Раздел XIII . Научно – практическая конференция.

Отчет о работе объединения дополнительного образования.

Итого.

Расскажите, пожалуйста, что это за кружок и чем он будет заниматься?

Наталия Игнатович: Мы долго готовились к появлению на свет церковно-исторического кружка. В прошлом году после успешной защиты итоговых работ, подготовленных на кафедре церковно-исторических дисциплин, выпускники долго не хотели расходиться и в спонтанной беседе выпускников и преподавателей родилась мысль о создании кружка. Нам хотелось, чтобы возникла живая научная среда, в которой объединились бы уже сложившиеся исследователи в области церковной истории и те, кто делает только первые шаги в этом направлении. Конечно, это важно для взаимного обучения и помощи, для творческого общения, но дело не только в этом. В какой-то момент стало понятно, что поодиночке мы не можем достигнуть тех целей, которые перед собой ставим – в изучении и исследовании истории общин и братств, опыта новомучеников и исповедников Российской церкви в XX веке, духовного сопротивления советской власти. Слишком необъятны эти темы и слишком малы наши силы, поэтому нужно объединять усилия.

Не все выпускники бакалавриата смогут пойти учиться дальше. Но многие за время написания диплома приобрели вкус к работе в архивах, к написанию научных текстов. Многие говорили: я хочу продолжать этим заниматься, но не знаю, куда это желание приложить. Замечательно, что рождение кружка было инициировано самими выпускниками и поддержано членами кафедры. Мы надеемся не только продолжать свои церковно-исторические исследования, но и вместе профессионализироваться, и помогать студентам СФИ, выбирающим для своих выпускных работ темы по церковной истории. Нам дорого благословение отца Георгия Кочеткова , ректора СФИ, и его пожелание нам не только трудиться во славу Божью и Его Церкви, но и помнить, что без прошлого нельзя понять настоящее и будущее.

Кстати говоря, кружки историков были довольно распространенным явлением в Российской империи до революции. Вот, например, кружок известного историка Сергея Фёдоровича Платонова объединял до тридцати человек. Они собирались один-два раза в месяц по средам на квартире у Платоновых. Вначале ждали, пока все подойдут, потом переходили в столовую, где был накрыт стол с самоваром, бутербродами, печеньем. За чаем беседовали на научные и житейские темы, Сергей Фёдорович рассказывал о своих поездках по городам, по монастырям в поисках древних рукописей. Это был небольшой дружеский круг. И таких кружков было достаточно много. В учебных диспутах, в чтении научных рефератов на встречах этих кружков по сути формировались основы исторической науки рубежа XIX-XX веков.

Это говорит об амбициях – у вас такие же задачи?

Наталия Игнатович: Наши цели значительно скромнее. Хотя, конечно, можно и помечтать о формировании определённой научной исторической школы – почему бы и нет? Но если серьезно, мы не думаем о себе слишком многого. Нам хотелось бы стать таким дружеским кругом, сама атмосфера которого вдохновляет на дальнейшие труды на церковно-историческом поприще.

Какие темы интересуют участников кружка в первую очередь?

Наталия Игнатович: История Русской церкви в ХХ веке во многом еще не проявлена, в ней слишком много еще «белых пятен», и вот этим мы и хотели бы заниматься. В ближайший год нашими приоритетными темами станут те, что связаны со 100-летними юбилеями: 100-летие русской революции, Поместного Собора 1917/18 годов и возрождения братского движения.

Как стало возможным, что наша страна встала в 1917 году на путь большевизма и сопряженного с ним террора и разрушения? Почему не смогли победить силы, сопротивлявшиеся этому? Нам хотелось бы размышлять об этом, тем более что вопросы эти и по сей день остаются дискуссионными.

Вторая тема, о Соборе 1917/18 годов, до сих пор изучена совершенно недостаточно. Можно назвать лишь несколько замечательных исследований, посвященных этой теме – Елены Владимировны Беляковой , Александра Геннадьевича Кравецкого, протоиерея Николая Балашова и еще несколько. Из источников изданы пока только Деяния Собора, отражающие ход общих соборных заседаний. Сейчас еще выпущено 5 томов из 34-томного издания Новоспасского монастыря, а когда выйдут остальные еще неизвестно. Да и все ли материалы туда войдут? Вот, например, знаете ли вы, что во время работы Собора было образовано Братство членов священного Собора? Будут ли изданы эти материалы? Фонд Собора в ГАРФе включает 660 дел, в каждом из которых от нескольких архивных листов до 600 с лишним! Представляете, какой это объем? Не изданы до сих пор материалы работы отделов Собора, а это важнейшие документы, дающие представление о реальной работе и о подходах к решению наболевших церковных вопросов членов Собора, многие из которых потом станут исповедниками и новомучениками российскими. Дай Бог, чтобы проект Новоспасского монастыря был доведен до конца, это очень важная и нужная работа! Мы же ставим перед собой задачу делать точечные исследования, а также изучать и обсуждать то, что уже издано.

Изучение истории братств всегда было приоритетным для нашей кафедры. Но сейчас у нас есть особый повод для ее осмысления: после октябрьской революции 1917 года в нашей церкви родился новый тип братств, связанный с необходимостью защищать церковь в условиях гонений за веру. Инициатором в этом деле стал сам Святейший патриарх Тихон. Его призыв к верующим сплотиться и образовать из своей среды союзы и братства звучит уже в послании о вступлении на патриарший престол от 31 декабря 1917 года. В начале 1918 года этот призыв повторяют и сам Святейший, и Синод, и Собор. Церковь ответила на эти призывы образованием братств в Москве, Петрограде, Пензе и многих других городах. Однако мы мало что об этом знаем! О московских и петроградских братствах мы знаем благодаря исследованиям наших студентов, а вот история братств в других регионах нами еще почти не освоена.

Если же говорить более широко, то нам хотелось бы для начала собрать те исследования и наработки, которые были сделаны до нас, внимательно их изучить и обсудить. В сентябре мы планируем провести первый семинар, на котором рассмотрим известные нам дореволюционные и современные работы о российских православных братствах 1864-1905 годов.

Чем еще вы планируете заниматься?

Наталия Игнатович: Мы бы хотели помогать музейно-выставочному отделу Культурно-просветительского фонда «Преображение» в поиске необходимых материалов для выставок. Частью работы по изучению истории братств должно стать формирование картотеки братств – существенного подспорья для всех нас в дальнейших исследованиях. Кроме того, сейчас важно направить усилия на собирание личных свидетельств, пока, слава Богу, живы еще свидетели веры и жизни церкви в ХХ веке.

Нужно думать и о том, как повышать свой профессиональный уровень. Мы бы хотели приглашать известных ученых с лекциями, да и сами мы можем знакомить друг друга с тем, чем мы занимаемся. У каждого есть свой профессиональный интерес, и мы можем взаимно обогащать друг друга.

Кружок собирается раз в месяц. Мы успели встретиться три раза. Пока что мы лишь нащупываем формы общения и совместных трудов. Но что меня не перестает удивлять – что, мягко говоря, не слишком свободные люди выкраивают время в своем жизненном графике для кружка. Казалось бы – зачем им это? Но кружковцы говорят мне, что их это вдохновляет. И сердце наполняется благодарностью Богу за это неравнодушие и вдохновение!

Разделы: История и обществознание

Вряд ли найдётся учитель истории, который не занимался тем или иным видом внеклассной работы. Она помогает решать задачи мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, содействует выявлению творческих способностей школьников, вовлекать их в активную деятельность, помогает найти свое призвание, выбрать профессию. В отличие от урока, внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечения, нравственные идеалы и, таким образом, получаешь наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий. Во внеурочной работе повышается интерес к предмету – непременное условие улучшения качества обучения. Внеклассная работа носит поисковый, исследовательских характер, в этом, пожалуй, одна из её привлекательных черт. История – очень везучая наука. Интерес ребёнка к ней пробуждается, как правило, гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, не многим подросткам удается сохранить этот настрой до конца школьных лет. Повторная вспышка увлечения историей происходит, обычно в зрелые годы. Вдруг начинаешь замечать, что интереснее осмысливать исторические факты, чем впервые о них узнавать. Порой самому удаётся найти ответы на вопросы, давно волновавшие тебя; тогда понимаешь, что решение задач, которые ставит История,- увлекательное дело. А сколько разных тайн и загадок хранит она! И как хочется к ним прикоснуться, попробовать приоткрыть завесу тайны. История, исчисляемая в годах, кажется долгой и древней. А если перевести её исчисление в поколения людей, творцов истории, то реальность событий становиться зримее. Времена Петра Великого отделяет от нас всего 9 поколений, монгольское нашествие – 25 поколений, время катастроф Земли – 400 поколений. И когда египетские жрецы рассказали Геродоту, что их первый фараон правил страной после полубогов 341 поколение назад и все деяния последующих фараонов записаны ими, что в храме Зевса хранятся статуи не только этих фараонов, но и всех верховных жрецов, история становиться просто осязаемой.

Я веду кружок по истории в 6 классе. Мы изучаем сейчас историю Средних веков. Однако расстаться с полной тайн и загадок историей Древнего мира ребята не захотели. Оказалось, что в древней истории у каждого ребёнка нашлась своя история и своя тайна, о которой он хочет рассказать, либо больше узнать. Так родился курс “Все тайны и загадки мира или тайна, о которой я хотел рассказать”. Особенностью курса является то, что спланировали его сами дети. Каждый участник кружка предложил не только свою тему, но и форму проведения занятия. Мне оставалось немного обработать её и включить в тематический план. Можно возразить, что темы эти изучены, и нужно идти вперёд; ведь к изучению всемирной истории учащиеся вернуться лишь в 10 классе! Нужно больше времени уделять изучению истории Отечества. Всё верно. Но мне данный курс показался перспективным: во-первых, ребята знакомы с общей историей Древнего мира, значит, им есть на что опереться (есть база, которая даст толчок к самостоятельной, творческой, поисковой работе). Во-вторых: изучать историю Средних веков на уроках они будут более пристально, чтоб можно было найти свою тайну или загадку и там. Что позволит продолжить нашу работу уже во втором полугодии 6 класса, дополнив его тайнами и загадками из истории Средних веков – а там и до древней и средневековой истории Отечества недалеко. Таким образом, мы не только углубляем знания по истории, но и отрабатываем навыки самостоятельной работы, совершенствуем поисковые методы, поддерживаем интерес к предмету, развиваем творческие навыки.

Во внеклассной работе возможно чаще применять элемент игры. В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержание урока главное внимание уделялось усвоению учащимися знаний и умений через игру. Между тем дидактическая игра – явление внутренне противоречивое; противоречие выражается в совмещении игры, как самоценной, самопроизвольной деятельности, не направленной на практический результат, и обучения – целенаправленной деятельности, подчиненной дидактическим целям, которые выходят за рамки игровых задач. Отсюда, не забывая о необходимости усвоения учащимися знаний и умений в игре, приоритетным направлением игровой деятельности следует выбрать развитие мыслительных навыков на материале через игру. В данном случае противоречие между игрой и обучением может быть снято вследствие того, что в процессе игрового обучения происходит живое отображения черт исторической реальности, по-особому строиться взаимодействие участников образовательного процесса, обучение истории становиться для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становиться не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры, наполненной культурно-содержательным общением, отношения между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории. Понимание законов общественного развития, “проживание” судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно – ценностного содержания, должно, и, на мой взгляд, являться главным смыслом в постижении истории. Именно “проживанию” истории и должно способствовать историческое мышление, продвигая ученика по пути активного включения в различные моменты “всемирно-исторической драмы”. И, наоборот, осознание своей сопричастности судьбе человечества является важнейшим залогом в успешности формирования исторического мышления. Механизм формирования исторического мышления: прежде всего, необходимо определить его структуру, выделив не просто взаимосвязанные компоненты, а уровни, каждый из которых будет основываться на определённых исторических знаниях, и включать умения их использования. Содержание каждого последующего уровня исторического мышления будет основываться на содержании предыдущего, углубляя и развивая его; - подобрать вид игры для формирования каждого уровня.

Уровни исторического мышления: 1) структурно-логический; его содержание составляют элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета, и умения, основанные на применении логического мышления. Формирование этого уровня исторического мышления идёт через усвоение в игре знаний исторических фактов и событий (комплексов взаимосвязанных фактов), и отработку умений видеть исторические процессы (связь событий между собой) и выделять причинно-следственные связи, т.е. закономерности в протекании процессов, значение событий. (Игры-тесты, обучающие игры работы с тестом, викторины).

Второй уровень исторического мышления – социально-содержательный – должен включать в себя знания об основных сферах жизни общества (культурной, экономической, правовой, социально-политической, бытовой), значение истории личностей, а также применять инструментарий исторического познания для изучения общественных процессов. Игры, которые можно использовать для формирования данного уровня: игры-реконструкции (воссоздание процесса или события по отдельным фактам), моделирующие (проигрывание социальных процессов), операционные (отработка какой-либо операции). Формирование третьего, эмоционально-ценностного, уровня исторического мышления представляется наиболее сложным, поскольку он включает в себя знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, основанные на “проживании” конкретно-исторических ситуаций. Его содержание неразрывно связано с теми знаниями и умениями, которые были приобретены при освоении первых двух уровней, и главная задача заключается в том, чтобы ученики, поставив себя на место определённого исторического деятеля, учитывая всё многообразие фактов его жизни и жизни общества в данный период, используя приобретённые умения, постарались максимально приблизиться к его духовному миру, определить его ценностные ориентации, понять, почему он принял именно такое решение в той или иной ситуации. Для формирования данного уровня можно использовать психо- и социодраму, ролевые игры.

В работе нашего кружка мы постарались в комплексе использовать различные вида игр: здесь представлены и викторины, и ролевые игры, конференции и т.п.

Подведём итоги.

Задача нашего курса: формирование исторического мышления через игру.

Цели.

1) Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории.

2) Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).

3) Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.

4) Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своей страны и всего человечества.