Произведения зарубежной литературы. Список произведений зарубежной литературы. Романтизм в зарубежной литературе

Мировая литература богата примерами истинной доброты, ведь людям свойственно создавать нравственные ориентиры и стремиться к ним. Особенно их много в книгах русских писателей, которые очень часто размышляли над сущностью и разграничением добра и зла. Именно поэтому большинство примеров из нашего списка относится к отечественной прозе.

  1. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Родион Раскольников решается на страшное преступление, потому что видит вопиющую социальную несправедливость, когда большинство людей живут в нищете. Он вырабатывает «идею» о том, что «необыкновенные» люди имеют право совершать расправы над обывателями ради благой цели. Однако после убийства старушки и её сестры, он осознаёт, что совершил ужасный поступок и страдает. В метаниях главного героя мы видим вечную борьбу добра со злом. В итоге Раскольников сдаётся полиции, и это говорит о том, что он не может спокойно жить, помня о своём преступлении. Добро побеждает благодаря влиянию верующей девушки, Сони Мармеладовой, которая убеждает главного героя усмирить гордыню и повернуть на путь нравственного и духовного очищения.
  2. А. И. Куприн, «Олеся». Олеся и её бабушка Мануйлиха – невинные жертвы человеческой ненависти и невежества. Деревенские жители изгоняют их из села только потому, что считают их «ведьмаками». На самом деле, бабушка и внучка никому зла не делают, а лишь имеют дар от природы. Происходит своеобразный обмен ролями. Те, кого первоначально считают «злом», на самом деле, являются добром, а жители, предстающие «добрыми», на деле и есть зло. Они кичатся своей верой, но в то же время бьют беззащитного человека на пороге храма. В их душах злоба давно выместила хорошие качества, но внешне крестьяне все еще сохраняют иллюзию благонамеренности.

Отсутствие доброты

  1. М. Горький, «Старуха Изергиль». В легенде, рассказанной Изергиль, сын орла Ларра был обречён на вечную жизнь в одиночестве. Он никого не любил, не испытывал ни жалости, ни сострадания, не хотел никого уважать. Ларра ценил только свою свободу. Даже мать ему была не нужна, а убивал он беспощадно, даже не задумываясь. Так, он расправился с дочерью старейшины, которая отказала ему в любви. И в наказание за это люди оставили его в живых, и он не мог умереть. Именно его собственные качества – отсутствие всякой доброты и чрезмерная гордость – стали для него самым жестоким наказанием. Он сам обрёк себя на вечные страдания в отшельничестве.
  2. «Сказание о Борисе и Глебе» . В древнерусском житии Святополк – наследник князя Владимира, сын Ярополка, решил убить своих братьев, родных сыновей Владимира — Бориса и Глеба, потому что не хотел, чтобы они претендовали на престол. Только тот, у кого жестокое сердце, может пойти на братоубийство. Борис и Глеб приняли свою смерть смиренно, однако после смерти поднялись в рай и обрели покой. Я думаю, это означает, что даже самые жестокие злодеяния неспособны искоренить, уничтожить добро.

Добро для спасения чужой жизни

  1. И. А. Бунин, «Лапти». Нефед – невероятно добрый человек. Он не побоялся в страшную вьюгу пойти в город за шесть вёрст только лишь за тем, чтобы добыть желанные красные лапти больному ребёнку. Он достал и лапти, и фуксин, чтобы покрасить их, но не смог дойти обратно до дома. Нефед пожертвовал своей жизнью, чтобы порадовать ребёнка, который, может быть, и не выживет. Его поступок по-настоящему самоотверженный и добрый. Подтверждением этому служит то, что городские мужчины, заблудившись и отчаявшись, спаслись только лишь потому, что нашли в снегу мёртвое тело, и поняли, что поблизости есть жильё.
  2. М. А. Шолохов, «Судьба человека». Андрей Соколов прошёл через все ужасы войны. Два года пробыл в плену у немцев, познал адский голод, холод, нечеловеческую усталость и тоску по родине. Потерял всю свою семью, которую строил годами – любимую жену и трёх детей. Он бы мог вконец очерстветь, однако в его сердце сохранились доброта и умение сострадать. Он взял к себе маленького мальчика-сироту, потерявшего на войне родителей. Это пример настоящей человеческой доброты, которую неспособны затоптать даже самые тяжкие жизненные испытания.
  3. Жертвенная доброта

    1. О. Генри, «Дары волхвов». Делла продаёт свои роскошные волосы, которыми гордится, чтобы купить на Рождество подарок любимому мужу. Джон, в свою очередь, продал дорогие фамильные часы, чтобы купить долгожданные гребни Делле. Таким образом, оказалось, что их подарки друг другу сейчас не нужны – у Деллы нет длинных волос, чтобы украсить их гребнями, а у Джона нет часов, которые можно прикрепить к цепочке. И именно этот контраст позволяет нам увидеть самое главное – доброту этих юных влюблённых супругов, готовых пожертвовать самым дорогим, лишь бы порадовать любимого человека.
    2. В. Ф. Тендряков, «Хлеб для собаки». Мальчик, герой рассказа, жалеет голодающих «врагов народа» — раскулаченных мужиков, и тайком от родителей таскает им еду. Потом он встречает, по его мнению, самого-самого голодного, которого никто больше не пожалеет – бродячую собаку, и делится с ней куском хлеба. Мальчик берёт еду для голодных из собственного обеда, нарочно оставляя часть того, что ему подает на стол мать. Стало быть, он сам недоедает, чтобы помочь тем, кому кусок хлеба нужнее. Это по-настоящему добрый поступок, который заслуживает уважения.
    3. Доброта как спасение

      1. М. Горький, «На дне». Из всех героев пьесы Лука становится олицетворением добра и сострадания. Его соседи, обитатели ночлежки, опустились на самое «дно» жизни, но своими добрыми словами, своей неиссякаемой верой в человека Лука старается помочь каждому, кому ещё можно помочь. Он вселяет веру в Анну, что её душа бессмертна, Ваське внушает, что можно начать жить честно, Насте – что её мечта о светлой любви исполнима, Актёру – что он может бросить пить. Лука проповедует любовь и сострадание к человеку как противопоставление злу, ненависти, «жестокой правде». Его доброта становится лучом света для отчаявшихся персонажей.
      2. Р. Брэдбери, «Зелёное утро». Герой рассказа – Бенджамен Дрисколл – переехал на Марс вместе с первыми поселенцами. Несмотря на потерю сознания из-за недостатка воздуха, он не вернулся на Землю, а остался, и принялся сажать семена деревьев. Месяц Бенджамен трудился не покладая рук, и, когда, наконец, пошёл дождь, все посаженные им деревья выросли и стали испускать много-много кислорода. Благодаря его доброму делу, планета стала зелёной, а поселенцы смогли вздохнуть глубоко и свободно. Я думаю, только добрый человек мог так поступить. Бенджамен сделал то, что хорошо для всей планеты, а не для него одного.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Зарубежная литература 20 века, исследуя феномен человека, объединяет различные художественные стили и философские решения. Американский писатель Д. Д. Сэлинджер (р. 1919) в повести «Над пропастью во ржи » (1951) исследует феномен отчуждения молодого человека. Холден Колфилд, столкнувшись с реальностью, испытывает душевную драму. Герой потрясен неискренностью людей, ввергнут в состояние внутреннего хаоса. Спасение он видит в непорочном мире детства и мечтает спасать детей от падения в мир пошлой обыденности взрослых.

Тематически произведение Сэлинджера соотносится с романом Генриха Белля (1917—1985) «Глазами клоуна » (1963). Одинокий и разуверившийся в возможности человеческого взаимопонимания Ганс Шнир решается на шутовской протест. В финале романа он, отчаявшийся в возможности найти понимание окружающих, садится на ступеньки боннского вокзала, кладет перед собой шляпу и поет веселые куплеты. Бунт против мира осознается как трагическая клоунада человека, не нашедшего себя в мире эгоистической буржуазной морали.

Иная смысловая тональность характеризует повесть Э. Хемингуэя «Старик и море » (1952). В центре повести-притчи находится фигура старого рыбака Сантьяго. Автор подчеркивает, что это не обыкновенный старик, это человек, живущий по законам особого этического кодекса, противопоставляющего героизм настроениям отчаяния и уныния: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения». Концентрированным выражением оптимизма звучит гуманистическая формула автора: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Казалось бы, повесть завершается поражением героя: акулы съели пойманную им рыбу, но в плане философского обобщения финал демонстрирует идею непобедимости человека, его способности преодолеть любые трудности.

Эта тема важна в послевоенной литературе, когда усилились настроения пессимизма и многие писатели, представляющие экзистенциалистское направление , подчеркивали тщетность человеческих усилий преодолеть диктат мировой трагедии. Хемингуэй доказывает тезис: жизнь — это борьба, тем самым утверждая безграничные возможности личности.

Особое место в зарубежной литературе 20 века занимает образ книги и многочисленные мотивы, с ним связанные. Время оставляет людям летописи, легенды, книги, творения человеческого духа. Время стирает летописи, легенды, книги... Драматический поиск приводит к постижению истины, системы доказательств устаревают, некогда насущные проблемы уступают место новым, и те вскоре уходят в прошлое. Понимание и приятие бытия сменяется мистическим ужасом перед ним.

Однако есть нечто, что позволяет человеку утверждаться в устойчивости духовных ценностей, воскрешать целые эпохи и многообразие индивидуальных жизненных проявлений. Это книга. Книга, воплощенная память, являет историю мысли и чувства, устраняет границу между прошлым и будущим, обращает человека к абсолютным истинам, устремляет его к бессмертию. Преодоление страха смерти — импульс к творчеству. Самобытность и преемственность — основные формы воплощения культуры и человека, стремящегося познать тайну бытия и человека через идею, образ, слово.

Истина может быть открыта логическим путем, а может и случайно быть постигнута с помощью духовной интуиции. Книга объединяет логику и интуицию, она усложняет реальность, наделяет ее фантасмагорическим, с точки зрения обыденного сознания, характером.

В новелле классика японской литературы Акутагавы Рюноскэ (1892—1927) «Чаща » представлены разнообразные варианты расшифровки таинственного происшествия. В горах произошло убийство, свидетели и подозреваемые дают показания, выдвигаются гипотезы, убийца признается в содеянном. Сюжет формально завершен и, казалось бы, в произведении пора ставить точку, но автор дописывает новеллу двумя главками: «Что рассказала женщина на исповеди в храме Киёмидзу», в которой она сознается в убийстве мужа, и «Что сказал устами прорицательницы дух убитого», где читатель узнает, что человек сам себя лишил жизни. Кто говорит правду, неизвестно.

Где же ключ к разгадке? Логика причинно-следственных отношений оказывается неэффективной для интерпретации притчи, код смысла вынесен за пределы частного литературного текста и обращен к культурной памяти, по X. Л. Борхесу, «саду расходящихся тропок», где каждая знаменует свое направление в комментировании тайны, дает свою версию Жизни, ключ к пониманию Смерти.

Центральная тема романа Габриэля Гарсиа Маркеса (р. 1928) «Сто лет одиночества » (1966)— отсутствие границ между жизнью и смертью. Мифологическая идея проницаемости бытия в небытие становится общим законом существования.

Маркес обыгрывает классический сюжет одиночества человека, наделяет его символическим значением вселенского отчуждения: сто лет одиночества. Мироздание - Макондо - дом - комната - цепь аллегорий, символических значений, комментирующих мотив безграничной ностальгии культуры по гармоническому упорядоченному космосу, стоически безразличному к смерти. Герои Маркеса могут уходить из жизни и пребывать в небытии до тех пор, пока в них не возникнет необходимость.

Сюжет Маркеса строго обусловлен историей семьи, тематически сближается с «родовыми» сагами Голсуорси и Золя. Отличие колумбийского писателя от предшественников заключается не в насыщенности произведения фольклорными элементами, а прежде всего в особой организации художественного времени. Оно может развиваться в прошлом и будущем, создавая ощущение непрерывности, постоянно вторгается в длящуюся историю, предсказывает судьбы.

Феномен устранения границ между миром живых и мертвых связан с темой памяти, впервые обозначенной в романе «разными мрачными пророчествами насчет будущего потомства».

Манускрипт, который необходимо перевести с латыни, - это цепь уже произошедших событий и в то же время пророчество - форма предсказания будущего, оно исходит из прошлого, которое будет жить до тех пор, пока осознается движение жизни. Человеческий род исчерпывается прочтением текста. Финальный ураган материализует метафору «конец книги», переносится на мир людей, уравнивая последнее слово книги с последним вздохом человека.

«Сто лет одиночества» завершается сценой урагана, тематически связанной с пожаром в финале романа У. Эко «Имя розы». Пожар в библиотеке, мире знаков и мыслительного опыта, в романтической интерпретации может означать трагедию памяти. Допустимо и иное истолкование. Борхес в одном из программных произведений «Вавилонская библиотека » описывает вселенское хранилище книг, «которые написаны, пишутся или будут написаны. Здесь представлены знаки, пригодные для создания произведений искусства, книги, ожидающие своих интерпретаторов... ».

Автор далек от мистификации, он обосновывает собственную гипотезу — все книги уже давно написаны, и новые тексты — не что иное, как результаты многократного повтора конфликтов, мотивов, художественных формул, слов. И невозможно обойти библиотеку, безграничную и всеобъемлющую, открытую для самых разнообразных ассоциаций. Борхес утверждает, что культура может быть воспроизведена в любых объемах, так как любой текст порождает огромное число моделей, могущих воспроизводиться до бесконечности. Однако писатель далек от оптимистической убежденности в вечности литературы.

Для Маркеса, как и Борхеса, категории рода, памяти — нечто большее, чем индивидуальная история. Писатели соотносят ее с циклами существования — рождение, рост, гибель, но указывают различия в динамике и перспективах развития: культура не подвержена распаду, она функционирует за счет постоянного приращения смыслов, старые значения не умирают, а укрупняются и могут быть постигнуты исключительно как воплощения надличностных величин. У представительницы иной культурной традиции Маргарет Митчелл в романе «Унесенные ветром» размышления главной героини Скарлет О’Хары основаны на лейтмотиве — «это очень сложно понять... я подумаю обо всем этом завтра». Ее частная эмоция не в состоянии постигнуть событие, которое может быть интерпретировано лишь в контексте родового мышления, максимальное воплощение которого представлено в романе Маркеса.

Сгоревшая библиотека У. Эко, стертое с лица земли Макондо Г. Г. Маркеса могут быть прочитаны как универсальная модель мироздания: было много людей, миров, чувств, они умерли, оставив о себе память в словах и книгах.

Человечество оставляет о себе память. Наследник романтической традиции М. Булгаков утверждал: «Рукописи не горят». Конец XX века дает иной комментарий этой проблемы: чтобы сохраниться, культурный опыт должен приобрести надвременной, надличностный характер. Если этого не произойдет, то «рукописи» начнут гореть. В притче «Сон Колриджа» Борхес доказывает следующую мысль: есть сюжет, пребывающий в поисках окончательного воплощения, — он снится монгольскому императору в XIII веке, Колриджу и Стивенсону в XIX столетии... И он будет сниться до тех пор, пока не найдет своего завершения; в цикличности, бесконечности протекания жизни-культуры не может быть финала. Человек отражается в потомках, книга — в книгах. Бесконечна цепь повторений. Эта концепция несет явное влияние эстетики постмодернизма.

Данная тема посвящена развитию мировой художественной культуры первой трети XIX в. На развитие художественной культуры данного период оказали влияние несколько факторов, важнейшими из которых является Великая французская революция и наполеоновские войны.

Происходит утверждение буржуазных отношений. В европейской культуре как основной творческий метод утверждается романтизм, идейно-художественное направление, отразившее разочарование в идеях Просвещения.

Для романтизма характерны устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Романтикам присущи утверждение самоценной духовно-творческой личности, изображение сильных страстей, одухотворенности и целительной силы природы.

В своих произведениях романтики обращаются к традициям фольклора, к культуре своего и других народов. Любимым временем романтиков является Средневековье и Возрождение, которое служит им нравственным примером. Героика протеста в их сочинениях соседствует с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной стороны души".

Потеряв веру в силу разума, романтики обратили свой взор к чувствам человека, к его душе с надеждой обрести там "царство свободы и гармонии". Однако, они нашли там разлад, о котором очень точно сказал немецкий поэт Г.Гейне: "Весь мир надорван до самой середины, а так как сердце поэта - центр мира, оно должно самым жалостным образом надорваться. Кто хвалится, что сердце его осталось целым, тот признается в том, что у него прозаичное, далекое от мира, глухое, закоулочное сердце". Трещина, надорвавшая сердце поэта, стала причиной появления основного приема романтиков - антитезы , т.е. противопоставления, которую Вы сможете наблюдать в произведениях романтиков.

На этом приеме построены романтические произведения литературы, музыки, изобразительного искусства первой трети XIX века.

Романтизм в зарубежной литературе.

Главой французских романтиков является писатель и поэт Виктор Гюго . Главным героем его романа "Собор Парижской богоматери" является народ, его судьба, его роль в истории. Как художественные особенности романа можно отметить композицию, антитезу в характеристиках героев, символику образов, яркость, красочность языка. Большое влияние оказало творчества В.Гюго на мировую художественную культуру. Особую известность принесли Гюго его пьесы, поставленные на всех мировых подмостках: "Эрнани", "Король забавляется".

Среди английских писателей выделяется своим богатством художественных форм романтической прозы и поэзии писатель Вальтер Скотт . В своих романах он, в противовес классицистам, подчеркивает историческое своеобразие национальной самобытности народа (роман "Айвенго").

Ярким представителем английской поэзии романтизма является Д.Н.Г.Байрон . Язык его произведений живописен и музыкален. Байрон использует антитезу для построения своих поэтических произведений. Идея трагической непримиримой борьбы героя против враждебной действительности - главная черта поэзии Байрона. Образ Прометея ("Прометей") - олицетворение силы духа страдающего героя, способного даже "смерть в победу обращать". Сравните, пожалуйста, "Прометея" Байрона и "Прометея" Гете и Вы поймете разницу в мировосприятии поэта Просвещения и романтизма.

Немецкие романтики обратились к изучению фольклора, постигая социально-нравственный смысл народных сказок. В фантастических новеллах и сказках Э.Т.А.Гофмана мы находим мысли о роли и предназначении искусства, образе художника, его высоком призвании и одиночестве в мире наживы и стяжательства ("Золотой горшок").

Простота, сила эмоций, богатство оттенков присущи лирической поэзии Генриха Гейне . Герой "Книги песен" - скромный человек, современник поэта, страдающий от одиночества, социального неравенства, ищущий забвения в любви, верности. Гейне использует иронию как средство разоблачения несбыточных иллюзий. Мы явно чувствуем интонацию немецких народных песен в романтической поэзии Гейне ("Лорелей"), олицетворение природы.

Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве.

Одним из представителей романтического направления в Европе начала XIX века является Франсиско Гойя . На его творчество оказало влияние антифеодальное движения в Испании и события Французской революции. В его произведениях мы находим глубокие философские обобщения и глубину анализа духовной сущности человека. Эти тенденции прослеживаются в, который поражает своим беспощадным реализмом. В нем прослеживаются художественные решения, раскрывающие пустоту мыслей и ничтожность чувства людей, распоряжающихся судьбой народа. Жизненная правда и утверждение высоких достоинств человеческой личности, нравственной красоты ощущаются в портретах людей, духовно близких художнику (портреты,). Тема народа, восстающего против насилия звучит в эмоционально-напряженном полотне, в цикле. В этом произведении напряженный образный строй достигается сложностью композиционного решения, резким контрастом красок и цветовых рефлексов, красочностью теней. Основным открытием Гойи в области колорита являются его находки цветовой мерцающей гаммы (). Особо хочется отметить цикл офортов Гойи "Капричос", которые явились своеобразным зеркалом жизни Испании в XVIII веке, изображением ее пороков и достоинств, злой сатирой, сарказмом, фантастическим и гротесковым видением мира, что является величайшим вкладом Гойи в искусство офорта.

Освободительная борьба народов изображена на картинах французского романтика Эжена Делакруа (,). Тревожно-взволнованный пафос, напряженные контрасты цветового языка художник использует как средство эмоционального воздействия на зрителя.

Осознание трагедии захватнических войн отражается в романтических полотнах Теодора Жерико (, "Раненый кирасир"). В них ощущается динамика, трагическая напряженность композиции, цветового решения. Борьба человека со смертью, стихией, страдание и мужество в картине - основные идеи его знаменитого полотна. Тонкий психологизм, одухотворенность портретов романтиков: "Портрет молодого Делакруа" работы Жерико, портреты, Паганини, работы Делакруа.

Романтизм в зарубежной музыке.

Художественное воплощение передовых идей времени звучит в творчестве великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена . Мы слышим музыку революции в его симфониях. В третьей "Героической" симфонии присутствует тема героя, отдающего жизнь в борьбе за свободу народа. Движение народных масс, призыв к единению миллионов звучит в его "Девятой симфонии". Страстность, мощность духа лирического героя, его способность самоотверженно любить - основная тема таких произведений Бетховена, как "Лунная соната" и "Апассионата". Стремление к счастью, свету, отчаянная борьба со всеми силами зла и угнетения, вера в возможности Человека - главные идеи творчества композитора. Романтизм произведений Бетховена особенно сильно ощущается потому, что основой построения его музыкальных произведений является антитеза (противопоставление).

Идеи романтизма в музыке прослеживаются в романтическом творчестве австрийского композитора Франца Петера Шуберта , создателя романтических песен, баллад, вокальных циклов, фортепьянных миниатюр, симфоний, которые отличаются глубиной воплощения чувств. "Песни Шуберта - лирика простых, естественных помыслов и глубокой человечности" (Б.Асафьев). Мелодическое богатство, яркая образность, зримость музыкальных образов присущи музыке композитора. Его наследие отличается разнообразием музыкальных форм. Песни Шуберта представляют собой настоящие шедевры музыкальной миниатюры ("Аве Мария", "Серенада", "Лесной царь"). Он создал около 600 песен на стихи И.В.Гете, Ф.Шиллера, Г.Гейне, которых отличает тонкая передача неуловимой смены чувств одинокого страдающего человека. Песенность ощущается и в его симфонических произведениях. Особенно это касается "Неоконченной симфонии", главной особенностью которой является новизна построения (две части вместо четырех), задушевность, доверительность, контрастность музыкальных образов.

Творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена связано с традицией польского народа. Образ Родины доминирует в произведениях композитора, что явно ощущается в его мазурках и полонезах. Композитор использует ритмику и характер движения народных танцев для передачи сложных чувств, создания различных музыкальных образов. Шопен - "поэт фортепьяно" (Ф.Лист). Он создал новые жанры фортепьянной музыки: ноктюрны, прелюдии, фантазии, экспромты, романтические музыкальные миниатюры. В них ощущается тонкость и глубина чувств, мелодическая красота, яркая образность музыки, виртуозность и проникновенность исполнительского мастерства Шопена.

Романтическое начало ярко выражено в творчестве Роберта Шумана . До сих пор большой популярностью пользуются его музыкальные пьесы "Карнавал", "Фантастические вечера". Тема одиночества художника прослеживается в таком произведении Шумана как "Крейслериана" (по мотивам Гофмана) - соединение возвышенного и иронического, реальности и фантазии. Цикл на стихи Гейне "Любовь поэта" - слияние музыки и поэзии, глубокое и точное отражение в музыке поэтических образов великого поэта, романтической иронии Шумана.

Тема Родины - основная в творчестве венгерского композитора Ференца Листа . Он создал жанр рапсодии - романтической формы музыкального произведения. Народные венгерские песни и танцы легли в основу "Венгерских рапсодий" Листа, которых отличает яркость и контрастность музыкальных образов.

Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.

Федеральное агентство

По образованию

МОУ ОУ Гимназия №2

Исследовательская работа

Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв.

Выполнила:

Твердохлеб Ника,

ученица 11 В класса

МОУ ОУ гимназия №2

Красноярский край

Центральный район

Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Бродецкая Е. Л.

Красноярск 2008

Твердохлеб Ника

Г. Красноярск, МОУ ОУ гимназия №2, 11 класс

«Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв.»

Руководитель: Бродецкая Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Научный руководитель: Маршалик Григорий Александрович, старший преподаватель КГПУ

Цель работы: на основе сопоставительного анализа выявить своеобразие создания образа революционера в произведениях писателей разных национальных литератур, разных направлений и разных жанров; определить, чем именно определяется художественная специфика: принадлежностью к литературному направлению, исторической эпохой или творческой индивидуальностью автора. Метод проведенного исследования: метод сопоставительного анализа и метод типологического обобщения. Сопоставление анализируемых произведений в подобном объеме в известной нам научной литературе не проводилось. Основные результаты научного исследования: если образы революционера, созданные в эпоху романтизма, героизированы до идеализации, то реалистический метод позволяет выявить в образе революционера-борца настораживающие, негативные черты, придающие образу историческое и психологическое правдоподобие и соответствует современному восприятию подобного человеческого типа.

Введение.

Настоящее исследование посвящено определению специфики образа революционера в зарубежной литературе 19-20 вв.

Тема научной работы - «Образ революционера в зарубежной литературе 19-20 вв.». В ней рассмотрены 4 произведения: романтическая новелла Стендаля «Ванина Ванини», романтическая поэма Джорджа Байрона «Шильонский узник», реалистический рассказ Джека Лондона «Мексиканец» и роман Этель Лилиан Войнич «Овод», принадлежащий к неоромантизму.

Актуальность исследования обусловлена рядом причин. В современную эпоху проявляется особо острый интерес к произведениям о революционном переустройстве общества, и к типу революционера, т.е. человека, убежденного в необходимости насильственного изменения общества и не останавливающегося перед кровопролитием для достижения цели. В данной работе произведения впервые рассмотрены комплексно, впервые поставлены в общий проблемный ряд. В настоящее время у нас есть возможность посмотреть на известные классические произведения без идеологической направленности, на основе идеологического плюрализма.

Объектом исследования являются четыре произведения: новелла Стендаля «Ванина Ванини», поэма Джорджа Байрона «Шильонский узник», рассказ Джека Лондона «Мексиканец» и роман Этель Лилиан Войнич «Овод».

Предмет исследования – специфика образа каждого героя, обусловленная личностью автора и литературным направлением.

Цель исследования: выявление специфики образа революционера в произведениях разных писателей и рассмотрение главных героев произведений с точки зрения воплощения в них национального характера.

Мы исходили из предположения, что специфика образа каждого героя объясняется личностью автора и направлением в литературе, в котором писал свои произведения автор.

Цель исследования предполагает выполнение следующих задач:

2. Выявить жанровую специфику произведений

3. Рассмотреть художественные особенности создания образа революционера в произведениях разных жанров и направлений

Для решения поставленных задач использовался метод сопоставительного анализа. Определению особенностей исследуемого образа способствовал индуктивный метод (переход от частного к общему).

Методологическую базу исследования составили очерки И. Шайтанова о Джордже Байроне, исследования в биографии Стендаля Храповицкой Г. Н., книга Е.Е. Таратуты «По следам Овода».

Новизна исследования заключается в комплексном подходе к рассмотрению и объяснению специфики образа революционера в этих четырёх произведениях.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы в гуманитарных профильных классах, на элективных курсах по зарубежной литературе.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, состоящей из 13 источников.

Во введении обосновываются актуальность и новизна работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, научная база, структура и содержание работы.

В первой главе анализируется поэма Байрона «Шильонский узник». В центре поэмы – Боннивар, борец за независимость Женевы.

Вторая глава содержит описание героев произведения Стендаля «Ванина Ванини», в центре которой - образ карбонария Пьетро Миссирили.

Третья глава содержит описание биографии Этель Лилиан Войнич и ее романа «Овод», главный герой которого – Артур, позже становящийся Оводом.

Четвертая глава полностью посвящена рассказу Джека Лондона «Мексиканец», главный герой которого - Фелипе Ривера - пытается отдать революции всю свою жизнь.

Пятая глава помогает понять специфику характера каждого героя, опираясь на черты национального характера.

В заключении описаны итоги проведенного исследования.

Эпоха революций

Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера. Например, государственный переворот, приведший к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688-1689 годов. Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности отличают и от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части социальной, политической и т. п. сферы, без затрагивания существующих основ системы. Также революция (от лат. Revolutio - переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания.

Революция как таковая захватывает огромные массы. Как сказал однажды Карл Маркс, «революция- это праздник угнетенных». С ним нельзя не согласиться. Когда свершается революция, против правительства выступает народ. У революции, у всего народа должен бать вождь-герой, который поведет за собой остальных. У вождя должна быть идея, которую он должен нести в массы.

Рассматриваемая эпоха- эпоха 18-20 вв.- эпоха восстаний, революций, начало которой положила Великая Французская Революция. В это бурное время были свергнуты правители некоторых стран, а в других произошли перевороты. Эта эпоха так же называлась эпохой романтизма. Великая французская революция 1789 - 99 - крупнейший социальный переворот Нового времени.

Глава 1. Джордж Байрон и его поэма «Шильонский узник»

Джордж Байрон (1788-1824г.г.) происходил из аристократической семьи. Позже вместе с матерью уехал в Шотландию, где получил образование. В 1789 г. получил в наследство титул лорда и поместье. Выступления Байрона, осуждающие колониальную политику английского правительства, подавление свободы и принятие жестоких законов, направленных против трудового народа Великобритании, вызвали ненависть правящих кругов Англии. Эту ненависть к Байрону французский писатель Стендаль, современник поэта, определил как «ненависть политическую». Байрон вынужден был покинуть родину. Живя в Швейцарии, а затем в Италии, он создал много произведений. Первый свой сборник стихов Байрон выпустил, когда ему было 19 лет. С тех пор он непрерывно занимался литературной и общественно-политической деятельностью. Байрон умер в Греции в 1824 году, участвуя в войне за освобождение страны от турецкого ига.

Поэма «Шильонский узник» Джорджа Байрона - романтическое произведение. Романтизм - художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов. В зависимости от конкретных исторических условий менялся характер романтизма, возникали различные его виды, развивавшиеся и взаимодействовавшие с реализмом каждый раз по-своему на протяжении мирового литературного процесса. Первыми теоретиками романтизма являлись Фридрих и Август Вильгельмы Шлегели. Для А.В. Шлегеля романтизм был современным искусством, в противовес классическому. Позже Стендаль, включившись в спор между романтиками и классицистами, также подчеркнул связь романтизма со своим временем: «Романтизм – это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение». Это направление в литературе стало своеобразной реакцией на Французскую революцию.

Байрон создал романтическую лиро-эпическую поэму, в которой есть рассказ не только о судьбе Боннивара, но и изображение внутреннего мира героя. Но мнению Елистратовой А. в лироэпической поэме «на первый план выходит личность автора».

Проверенные временем и не одним поколением читателей. Большинство романов из предложенной ниже подборки входят в «топ 100» мировых бестселлеров. Так что выбирайте приглянувшуюся по описанию книгу и наслаждайтесь.

«Джейн Эйр», Шарлотта Бронте

Роман Шарлотты Бронте на слуху у многих: он был не единожды переиздан и экранизирован. Эта книга -- классика зарубежной литературы в лучшем ее проявлении.

Перед читателями предстает мир глазами Джейн Эйр - скромной английской девушки, рано лишившейся родителей и вынужденной жить в доме своей тетки и терпеть побои и несправедливость. Поступление в Ловудскую школу для девочек лишь на первый взгляд кажется лучшим вариантом: условия жизни еще хуже, чем в доме «благодетельницы», но здесь у Джейн впервые появляются друзья, а впоследствии и работа, благодаря которой она знакомится с любовью всей своей жизни. Однако на пути к желанному счастью Джейн предстоит пролить много слез, научиться прощаться и прощать.

«Грозовой перевал», Эмили Бронте

История любви, страсти и ненависти - так кратко можно описать знаменитую книгу Эмили Бронте, до сих пор будоражащую сердца читателей. Что же в ней такого привлекательного? Зарубежные классики умеют лихо закручивать сюжет и держать читателя в напряжении до самой развязки истории.

Однажды в «Грозовой перевал» приезжает новый постоялец. Вместо гостеприимного хозяина и уютного жилища мистера Локвуда ожидает нечто другое: грубый домовладелец, его угрюмые родственники и общее ощущение мрачности и запущенности имения. Подружившись со старой служанкой, Локвуд узнает историю «Грозового перевала» - историю разрушительной любви, страсти и ненависти, длящуюся десятилетиями.

«Собор Парижской Богоматери», Виктор Гюго

Вам нравится, как пишут французские (зарубежные) классики? Тогда обязательно прочитайте один из лучших романов Виктора Гюго.

Автор рассказывает трагичную и прекрасную историю любви нескольких молодых людей к одной девушке. Герои испытывают не робкое, нежное чувство, а любовь, доводящую до греха и затмевающую здравый смысл. Но кого выберет красавица Эсмеральда? Того, кто уродлив внешне, но прекрасен душой и готов защищать возлюбленную, несмотря ни на что? Или же отдаст предпочтение сладкоречивому красавцу, видящему в девушке лишь игрушку?

«Сестра Керри», Теодор Драйзер

Почему зарубежные классики до сих пор интересны? Наверное, потому что истории, живущие на страницах написанных книг, не менее актуальны, чем в момент выхода произведений.

Восемнадцатилетняя Керри Мибер в надежде на лучшую жизнь переезжает из небольшого городка в Чикаго. Но надежды девушки не оправдываются: ни родственники, ни город не рады ее приезду. Лишь случайный знакомый Друэ проявляет к ней интерес, он и знакомит хорошенькую Керри с управляющим баром Джорджем Герствудом. Завязавшиеся отношения с Джорджем, вначале казавшиеся удачей, приводят девушку в Нью-Йорк, где она наконец находит свое призвание на сцене театра.

«Жены и дочери», Элизабет Гаскелл

Этот роман заслуженно входит в подборку «зарубежная классика, лучшее». Сюжет, возможно, не нов, но читать интересно, и многие ситуации кажутся жизненными.

Молли Гибсон с детства влюблена в Роджера Хэмли. Но она только дочь простого врача, а он - наследник знатного и богатого рода, так что ни о каких чувствах и речи быть не может. Тем более выясняется, что Роджер неравнодушен к девушки - темпераментной Синтии, и та вроде бы отвечает ему взаимностью. Однако вскоре становится ясно, что у Синтии есть свои тайны, и Роджер нужен ей лишь для обретения свободы от прошлого. Однако, несмотря на любовный треугольник, каждый в итоге находит свое счастье.

«Приключения Оливера Твиста», Чарльз Диккенс

Если вам импонируют зарубежные классики, и вы предпочитаете книги с хеппи-эндом, то обратите внимание на эту историю.

В центре сюжета жизнь Оливера Твиста - мальчика, оказавшегося в сиротском приюте после смерти матери. Из-за небольшой провинности ребенка отдают в подмастерья гробовщику, но, не выдержав плохого обращения, Оливер сбегает из конторы и направляется в Лондон. На этом злоключения мальчишки не заканчиваются: он умудряется попасть в шайку карманников. И только встреча с мистером Браунлоу обещает положить конец черной полосе в жизни неудачливого воришки.

«Красное и черное», Стендаль

Книга считается жемчужиной творчества Стендаля - мастера психологического романа. Основой для написания произведения послужили реальные события.

Жюльен Сорель амбициозен, рассудителен, готов пойти по головам ради достижения своих целей. Когда освободилась вакансия гувернера в доме мэра, молодой человек долго не думал и с легкостью заполучил вакантное место. Так же легко Жюльен завоевал и сердце госпожи де Реналь - жены своего работодателя. Но из-за поползших по городу слухов молодому человеку приходится уехать. Однако судьба к нему благосклонна, и Сорель получает место секретаря маркиза де Ла-Моля в Париже. Умный и честолюбивый, он привлекает внимание дочери маркиза и, хотя не испытывает к девушке ответных чувств, завязывает с ней отношения и строит планы на будущее. Однако все портит неожиданное письмо от бывшей любовницы: молодой человек лишается своей должности и радужных перспектив и окрыленной жаждой мести решает убить госпожу де Реналь.

«Ночь нежна», Фицджеральд

Произведения зарубежных классиков, да и не только зарубежных, часто вызывают неоднозначные впечатления после прочтения. «Ночь нежна» не стала исключением: яркая завязка, интересное развитие сюжета и оставляющий горькое послевкусие финал. Что это: история любви или моральной деградации, хеппи-энд или многозначительное многоточие? Каждый решает для себя сам после прочтения.

Молодой врач-психиатр Дик Дайвер влюбляется в пациентку и женится на ней. Пара живет в собственном доме на берегу Ривьеры, ведя довольно замкнутый образ жизни, изредка устраивая посиделки с друзьями. Все меняется, когда на побережье приезжает Розмэри. Восемнадцатилетняя актриса разительно отличается от Николь, и Дик влюбляется в нее. Однако роман продлился недолго - красотка уезжает и появляется в жизни психиатра только спустя четыре года, все такая же красивая и блистательная. Роман вспыхивает снова и так же быстро угасает, а следом за ним начинает угасать и карьера Дика. Однако герой снова спустя время встречается со своей возлюбленной. Что теперь ждет Дика, и сможет ли он наконец определиться в своих желаниях и обрести счастье?

«Опасные связи», Шодерло де Лакло

Если вас интересуют зарубежные романы (классика), то обратите внимание на эту книгу. Это роман в письмах, но, несмотря на читается легко, язык и стиль выше всяческих похвал. Особая интрига заключается в том, что автор уверяет в подлинности всей переписки, лишь слегка скорректированной редактором.

Сюжет прост и местами предсказуем, однако события развиваются стремительно, страсти накаляются, и пусть читатель не знает, как выглядят герои, это нисколько не мешает восприятию картины в целом.

Госпожа де Воланж забирает свою дочь Сесиль из монастыря и планирует выдать девушку замуж за графа де Жаркура. Маркиза де Мертей узнает о предстоящей свадьбе и, желая отомстить бывшему любовнику, уговаривает своего друга виконта де Вальмона соблазнить невинную девицу.

«Над пропастью во ржи», Джером Сэлинджер

Считающийся культовым роман Джерома Сэлинджера до сих пор вызывает противоречивые эмоции у читателей: одни считают его шедевром и не мыслят лучшие книги зарубежной классики без этого произведения, другие искренне пытаются понять, что особенного написал автор, и почему это так всем нравится.

Главный герой - шестнадцатилетний Холден Колфилд, находящийся на лечении в клинике. У него непростые отношения со сверстниками, с девушками не ладится, и единственный человек, которому он может доверять, - младшая сестра Фиби. Все остальные кажутся ему слишком переигрывающими или отталкивающими. Холден пытается найти свое место в жизни, но наступает момент, когда единственным желанием подростка становится сбежать от всего.

Книга довольно интересна в психологическом плане, если не ждать приключений или попытки героя изменить мир или хотя бы себя.