«Петя и волк» Сергея Прокофьева. Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк Симфоническая сказка петя и волк рисунок карандашом

Сказку «Петя и Волк» гениальный русский композитор Сергей Прокофьев сочинил для исполнения чтецом и симфоническим оркестром. Невозможно верно представить себе Петю, волка и утку без звучания скрипки, валторны или гобоя. Ведь вся соль этого произведения и заключается в том, что каждого персонажа сказки иллюстрирует свой инструмент и своя музыкальная тема.

Симфоническая сказка «Петя и волк» является одним из самых исполняемых музыкальных произведений в мире. В 1946 компания The Walt Disney Company выпустила мультфильм «Петя и Волк». А в 1975 году Байан Ино и Фил Коллинз организовали в Великобритании постановку рок-оперы «Петя и волк». В 2006 году вышел еще один мультфильм под названием «Петя и Волк» – на этот раз совместного производства Польши, Великобритании и Норвегии. Что касается чтецов, то самыми знаменитыми из них были Михаил Горбачев, Билл Клинтон и Софи Лорен. Сам Прокофьев самой удачной считал инсценировку, где текст читает соавтор произведения Наталия Сац. Так она и звучит на диске, приложенном к книге, - в исполнении Академического оркестра Большого театра и Наталии Сац (CD от фирмы «Мелодия»).

В 1958 г. немецкий художник Франс Хаакен нашел свой способ изобразить историю о хитром Пете, который заманил волка в засаду с помощью птички. Белой чертой на черном фоне он изображает ее героев, лишь газон перед домом, свитер Пети или глаза кошки светятся зеленым, красным или желтым цветом. И все же. Именно этот прямолинейный черно-белый карандашный рисунок составляет сказочно-странное обаяние этой книги, которое остается в памяти каждого, кто берет ее в руки.

Иллюстрации к «Пете и Волку» принесли Франсу Хаакену международную известность. Теперь история, придуманная Сергеем Прокофьевым, сама по себе стала превосходной книгой.

Как ему удалось сочетать яркость и полнокровную выразительность каждого образа с непрерывностью развития музыкальной мысли!

Бывает, какой-нибудь композитор от всего сердца желает написать доступное для ребят музыкальное произведение, сделать каждый образ доходчивым, а в целом получается клочковато – единого-то произведения и не вышло! Как одеяло из разноцветных лоскутов! У Прокофьева звучат озорной пионер, неуклюжая утка, ворчливый дедушка – они лепятся из звуков в образы, почти видимые и ощутимые, но, хотя в музыке слышится и волчий вой, и утиное кряканье, это не звукоподражание, как бывает, например, в музыкальном сопровождении мультипликационных фильмов, – это выражение жизни данных образов, это настоящая музыка. Я-то уж наверное знаю, что «Петя и волк» Прокофьева написан по специальному заданию, и… забываю об этом, слушаю его как чудесное музыкальное произведение – целое, целостное.

Наталья Сац. С Петей и волком к детям всего мира». Из книги «Новеллы моей жизни»

10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.

1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст - тоже авторства Сергея Прокофьева.

2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку - флейту, утку - гобой, кошку - кларнет, волка - три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения - работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов - только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра - нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился - прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина - оперный режиссер Наталия Сац. В списке - оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я - словами, он - музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой - познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10. 2004 год - премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав - экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, - сделать музыку понятной для детей.


Маршрутный лист

Сюжет сказки

Музыкальные характеристики героев

Герой

Инструмент

1___________________________2___________________________3___________________________4___________________________5___________________________




Симфоническая сказка

«Петя и Волк»

Сергей Сергеевич Прокофьев

Симфоническая - значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.


Ранним утром пионер Петя

выходит на большую зелёную лужайку.


На высоком дереве сидит его знакомая Птичка , которая, заметив Петю, слетает вниз.


В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с Птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или Птичке, которая плавать не умеет.


За ними наблюдает

Кошка , готовая поймать одну

из них, однако Птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а Утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся


Выходит Петин дедушка . Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его.


Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но Волк настигает её и проглатывает.


Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит Птичку отвлечь Волка, и, когда тот пытается её поймать,

накидывает Волку на хвост петлю.


Из леса выходят Охотники , которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка

и отвести его в зоопарк.



Пионер Петя - главный герой сказки. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты - скрипки, альты и виолончели , которые называются струнной группой.


Роль Петиного дедушки исполняет фагот :

уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.


Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, конечно, лучше всего было поручить роль Птички флейте.


Отрывистые, приглушенные звуки кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье Кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких

бархатных лапок.


Исполнитель роли Утки - гобой. Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты напоминают утиное кряканье. Гобой прекрасно изображает в оркестре самодовольное кряканье глупой Утки.


Роль Волка исполняют три валторны . Оказывается, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изображает злого и страшного Волка.


Охотники смелые, храбрые



СИНКВЕЙН

  • Тема: ПЕТЯ, ПТИЧКА, ДЕДУШКА, ВОЛК
  • Два прилагательных, раскрывающих характерные признаки героя.
  • Три глагола, раскрывающие действия героя.
  • Фраза, раскрывающая суть произведения.
  • Вывод, отражающий ваше личное отношение к герою.

НАПРИМЕР:

  • Петя.
  • Справедливый, отважный.
  • Гуляет, спасает, ловит.
  • Смелый мальчик, не боится волка.
  • Герой.

Рефлексия

Спасибо за урок!