Описание картины А. Сочинение на тему: «Картина А. Пластова «Летом

Мы очень редко видим красоту окружающего мира, не обращая внимания на привычные нам окружающие виды, но, благодаря талантливым художникам, таким как Пластов и картине Пластова Летом, с которой знакомимся в 5 классе, понимаешь, красота повсюду. Ее можно увидеть даже в моменты нелегкого труда.

Сочинение по картине Пластова Летом

Сегодня нам задали написать по картине Пластова Летом, где художник изобразил не только великолепие природы, но и жизнь людей, которые заняты делами. Описание картины Пластова Летом сделать не сложно, тем более, что передо мной находится репродукция этой картины.

Описание картины Пластова

Сочинение по картине Пластова Летом начну с описание главных героинь картины и это девочка с мамой, а возможно, с бабушкой. Они присели на опушке леса под двумя березами. Скорее всего, под березами они спрятались от палящего летнего солнца. Девочка одета в платье, а на голове красный платок. Женщина одета в синее платье. Она легла на траву, чтобы немного отдохнуть, а может, и вздремнуть. Ведь, как никак, она с девочкой потрудились на славу и тому подтверждением является большая корзина и ведро, наполненные грибами. Здесь и белый гриб, и другие разновидности грибов. Вот будет, что засолить на зиму и что засушить, а после, готовить грибные супы. Вы когда-нибудь пробовали суп из сушенных грибов? Этот аромат не забудешь никогда, а вкус вообще описать сложно.

Далее в описании картины Пластова Летом опишу собачонку, которая вместе с девочкой и женщиной также бегала в лес и сопровождала их. Она выполняла роль сторожа, ведь все-таки, в лесу может поджидать и опасность. Однако, все обошлось, а сама собака, видимо, набегалась и также хочет отдохнуть, скрутившись у ног девочки. Кстати, собирали наши грибницы не только грибы, насобирали они и ягод. И вот сейчас в нашем сочинении по картине Пластова Летом за 5 класс, девочка как раз и обрывает ягоды, складывая их в кружку.

Если посмотреть на задний план, то всюду зелень, мягкая травка, которую разбавляют полевые цветы, внося в зелень капли разноцветья. А далее густой лес, как раз там и собирали грибы наши героини картины. Их они уже скоро понесут домой, а дома грибниц ждет еще одна работа: засол грибов, но эта работа будет оценена зимой, когда семья соберется за столом и будет пробовать вкусные хрустящие грибочки.

Аркадий Александрович Пластов – уникальное явление в советском изобразительном искусстве. В череде прекрасных мастеров социалистического реализма, Пластов занимает совершенно особое место. Сейчас пересматривается сложившийся в последние десятилетия критический взгляд на соцреализм. Произведения советских мастеров, работавших в этом жанре, резко взлетели в цене на международных аукционах живописи. Искусствоведы всего мира обращаются к советскому реалистическому искусству, как к уникальнейшему явлению, своего рода неоромантизму и новейшему мифологизму, призванному навеять «человечеству сон золотой». Среди общего эпического настроя произведений этого направления картины Пластова выделяются прежде всего необычайно мощным личностным позывом, непосредственным обращением к самым трепетным и интимным участкам человеческой души. Его пейзажи и жанровые сценки невозможно не воспринять как что-то очень личное, неоднократно каждым из нас переживаемое в жизни. Именно в этом, необычайно личном и в то же время всеобщем, и состоит магия искусства Пластова.

Многие произведения Аркадия Александровича Пластова хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Многие люди мечтают получить работу знаменитых авторов, однако позволить себе покупку в несколько миллионов долларов они не могут. Репродукция известного полотна, конечно, не заменит оригинала, но поможет стать на шаг ближе к мечте. На нашем сайте представлена большая галерея картин (более 2000 работ), и Вы всегда сможете выбрать понравившееся Вам полотно.

Цены на продукцию находятся на очень приемлемом уровне. Ведь подарок должен быть не только приятным для виновника торжества, но и доступным для дарителя. Это касается и , сегодня свои деньги умеют считать все. на заказ – это оригинально, креативно и на сто процентов незабываемо. Такой подарок запомнится на долгие годы!

Наши дизайнеры и художники – мастера своего дела. Именно это помогло нам выбиться в лидеры продаж в нашей области. Необходимо отметить и тот факт, что в своем деле мы используем передовые технологии вакуумного термопереноса, которое разительно отличается от классической печати на холсте. Данная технология позволяет максимально точно передать не только цвет без изменений, но и фактуру живописного полотна. Будь-то нежнейшая прозрачная акварель или пресыщенное цветастое «масло». Глядя на наши холсты, лишь специалист способен определить, что Пластов на стене вашего дома репродукция, а не подлинник.



Родившийся в деревни Прислониха Симбирской губернии, Пластов получил великолепное академическое образование в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище, продолжив затем образование в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении. Его учителями были С.М. Волнухин, А.М. Корин, А.М. Васнецов, А.Е. Архипов, А.С. Степанов, Л.О. Пастернак. Стоит также отметить, что до получения высшего художественного образования, Пластов учился в Симбирской духовной семинарии, что обусловило высокий общекультурный, гуманитарный уровень его творчества.

По окончании учёбы Пластов возвращается в родное село, с головой окунается в работу, деревенскую жизнь, во все перипетии строительства нового послереволюционного мира. В эти годы происходит его внутреннее созревание, идёт трудное становление стиля. Казалось бы, уже многое достигнуто и осмысленно, созданы прекрасные портреты, политические плакаты, серии иллюстраций к произведениям русских писателей, но нет ещё того Пластова, которым позже будет восхищаться весь мир. Неожиданный взлёт Пластова, его переход на новый уровень случился в 1931 году, после пожара, уничтожившего его и мастерскую, его работы и заготовки картин. Сорокалетний художник был вынужден начать всё заново. Имея за плечами уже значительный жизненный и художественный опыт, мощную русскую академическую школу, Пластов, фанатично работая, становится одним из самых ярких и самобытных русских художников. Все тридцатые годы он много пишет, вырабатывая тот лёгкий, трепетный стиль, тот необычайно солнечный колорит, которыми вскоре начнут восхищаться самые притязательные ценители искусства.

К концу тридцатых годов к художнику приходит успех. Творческим кредо Аркадия Александровича становятся слова: «Живи, как пишешь, пиши, как живешь». Его картины «Колхозный праздник», «Колхозное стадо» получают широкое признание и приносят автору славу «певца советского крестьянства». А картина «Колхозный праздник» (1937 год) для выставки «Индустрия социализма» получает уже официальное признание и Пластов входит в элиту советской живописи. Вот как описывает картину сам художник: «Шум, толчея, гам, песни. Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался — куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться». Художнику вполне удалось создать атмосферу вовлечённости, присутствия зрителя в пространстве картины, его соучастия в общем праздничном действе. С одной стороны – необычайная правдивость и реалистичность полотна, с другой стороны та задушевная лиричность, та созерцательность, которая возможна лишь в самой действительности. Эта двойственность придаёт полотну некое волшебство, когда зрителю кажется, что он перешагивает рамку картины и попадает в иной мир, такой знакомый и в то же время необычный, гиперреальный и гиперпоэтичный. Эта чудесная двойственность есть свойство всех работ Пластова.

Картины военного времени, по мнению искусствоведов, являются одними из самых сильных в мировом изобразительном искусстве в теме беспощадности войны, её тупой жестокости, неизбирательности и противоестественности. Русоволосый мальчик-пастушок, ничком лежащий на жухлой осенней траве, трепетные берёзки, живописный склон, овечки, самолёт далеко в прозрачном небе над изумрудными зеленями – «Фашист пролетел», и то, что ещё мгновение назад было жизнью и надеждой, обернулось смертью и тленом. Нет пафоса, нет плаката, есть всё та же неизменно прекрасная русская природа и … беспощадность и бессмысленность войны. Необратимость содеянного взывает к отмщению сильнее, чем иные пламенные памфлеты и эпические произведения. Картина имела на современников мощнейшее воздействие. По свидетельству очевидцев, эта картина, впервые демонстрировавшаяся на Тегеранской конференции, так потрясла Рузвельта и Черчилля, что повлияла на их решение открыть второй фронт. И теперь, спустя годы, это полотно не может оставить равнодушным никого.

Пережитая война внесла в творчество Пластова ещё большую жизненность и светозарность. Страна оправлялась после пережитых страданий, людям нужны были солнце, надежда, воздух, любовь и мир. Пластов ответил на это требование времени прекраснейшими полотнами. Его полотно «Сенокос» (1945 год) – гимн мирному труду, гимн жизни, которая восторжествовала над смертью. Недаром некоторые искусствоведы видят библейские параллели в сюжете картины. Эта картина несёт в себе мощнейший энергетический заряд, возвращает нас к вечным человеческим ценностям. Изумительная по колориту и композиции, по академическому мастерству, совершенно фантастическая по своему воздействию! Второе полотно этого периода – «Жатва», представляет собой сцену простой крестьянской жизни, проникнутую умиротворённостью и любовью. И в этой картине всё та же внимательность автора ко всем проявлениям бытия, всё те же мастерство и умудрённость.

Торжество жизни наполняет и все последующие картины художника. В 50-е годы выходят его самые известные картины. «Весна» (1954) по мнению многих критиков, является самой прекрасной работой Пластова и самой популярной с точки зрения простых зрителей, назвавших ее «Северная Венера». На полотне изображена молодая обнаженная женщина с маленькой девочкой после бани. В данном контексте обнаженная женщина не выглядит вызывающе или неуместно. Именно благодаря ей, так выделяющейся на фоне унылого зимнего пейзажа, темной сырой древесины бани и грубых и очень материальных деталей, и возникает то ощущение весны, которое автор обозначил в названии.

В шестидесятые годы Пластова занимает начавшаяся с картины «Когда на земле мир» (1957) тема материнства. Его работы «Солнышко» и «Мама» пропитаны теплотой, покоем и необыкновенно трогательны и чисты. Они все пронизаны солнечным теплом и светом и изображают минуты покоя и отдыха мамы и детей, самое трогательное и безмятежное время в любой человеческой жизни.

В свой последний творческий период Пластов стал все чаще обращаться к прошлому. Одна из последних картин Пластова, так и называется «Из прошлого»(1969-70). Несмотря на то, что художник продолжает все ту же тему жанровых зарисовок из крестьянского быта, последние полотна уже не блещут той молодой радостью, что предыдущие работы, здесь торжество молодости уступает место ностальгии, не то в силу возраста художника, не то потому, что сельская действительность уже не так радует автора. Так или иначе, все последние картины обращены к прошлому, пропитаны тихой тоской по нему.

Всё творчество художника-чародея Пластова проникнуто любовью к граням бытия. Гуманитарное духовное образование, академическая русская школа живописи и великая любовь к людям и Родине сделали Пластова совершенно уникальным явлением в мировой культуре. Сам Пластов говорил так: «Не стыжусь признаться, люблю все, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей». Этот художник, работавший в манере социалистического реализма, затронул сакральные, мистические моменты жизни, в его картинах не просто быт, в его картинах космогония. Когда художник писал их, то вкладывал всю свою душу, и теперь мы получаем от их созерцания энергию и покой, ощущение рая и святости. Гений.


Аркадий Александрович Пластов (19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,- 12.5.1972, там же) Советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Окончив духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). Жил в родном селе.
В 1920-х - начале 1930-х гг. работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 Пластов писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей. С большой проникновенностью Пластов прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина. Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 - начала 20 вв. Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок.
Произведения: "Колхозное стадо" ("На пастбище"; 1938, Свердловская картинная галерея); "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" и "Жатва" (оба - 1945; Государственная премия СССР, 1946) - все три в Третьяковской галерее в Москве; портрет плотника Ивана Лобанова (1947, собственность семьи художника, с. Прислониха); цикл картин "Люди колхозной деревни" ; "Костёр в поле" (1968-1969, Ульяновский областной художественный музей) и "Из прошлого" (1969, Третьяковская галерея) - Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1972); иллюстрации к рассказам Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос" (издана в 1949), к рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер" (акварель, гуашь, 1952-54, Третьяковская галерея). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями. Умер Пластов в Прислонихе 12 мая 1972.

Музеи: ГТГ, ГРМ.



Купание коней. эскиз 1937. х.м.


Пора ягод. 1938-39. х.м.

Мишка Савин. 1941. х.м. 66 х 49.


Весна на Мирской горе. 1940-е. х.м.


Сенокос. 1945. х.м. 193х304. ГТГ.


Сенокос (фрагмент). 1945.

Летом. 1954. х.м.


Синий вечер. 1950-е. х.м. 64,5х110.


Юность. 1953-1954. х.м.

Весна. 1954. х.м.

Ужин трактористов. 1961. х.м. 200х167. ГТГ.


Лето.1959-1960. х.м.

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Фотографии:


Сенокос. Отдых (фрагмент).

Сенокос. Отдых (фрагмент).


Сенокос. Отдых фрагмент).

Выставки:

1929 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТССР
1931 г. Москва: 1-я ВЫСТАВКА ОБЩЕСТВА «СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ»
1934 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1935 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ПО КОЛХОЗАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ
1937 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА МАКЕТОВ, ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ ПАНОРАМЫ И ДИОРАМ «ШТУРМ ПЕРЕКОПА»
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КИСЛОВОДСКАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА "МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ"
1939 г. Москва: ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1940 г. Москва: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ НА ТЕМЫ ИСТОРИИ ВКП(б) Рисунок, акварель, гравюра
1940 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА
1941 г. Москва: ВЫСТАВКА МОСКОВСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ (ПЕРВАЯ ОТЧЕТНАЯ)
1942 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА (из фондов Третьяковской галереи)
1942 г. Москва: РАБОТЫ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1943 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ»
1945 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА И НОВОСИБИРСКА
1945 г. Армянская ССР: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА ЗА ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1945 г. Москва: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1946 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1946 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ, АКВАРЕЛИ И РИСУНКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1946 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ (ПЕРЕДВИЖНАЯ)
1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Групповые выставки:
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1947 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРОВ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1948 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "30 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 1918-1948"
1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Ленинград: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1949 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА КНИГИ И ГРАФИКИ ГОСЛИТИЗДАТА
1949 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1950 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1950 ГОДА
1951 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Киргизская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Москва: ВЫСТАВКА КНИГИ И КНИЖНОЙ ГРАФИКИ ДЕТГИЗА
1952 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1952 г. Москва: ВЫСТАВКА "Н. В. ГОГОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ"
1953 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1953 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1954 г. Латвийская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1954 г. Таджикская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1955 г. Выставки за границей: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА В СИРИИ, ЛИВАНЕ, ОБЪЕДИНЕННОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1955 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1956 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА СОЧИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1956 г. Выставки за границей: 28-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В ИТАЛИИ- XXVIII БИЕННАЛЕ
1956 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ. 1917-1956
1956 г. Туркменская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1957 г. Белорусская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
1957 г. Ленинград: ВЫСТАВКА "ДВЕСТИ ЛЕТ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР"
1957 г. Москва: ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1958 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1958 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В БЕЛЬГИИ
1958 г. Киргизская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИРГИЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПОБЕДЫ
1958 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ ВЛКСМ"
1958 г. Украинская ССР: ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Невероятная красота мира
ЦНТ "Православная Энциклопедия" В Российском фонде культуры в Москве проходит выставка работ Аркадия Пластова. Многие знают его как официозного художника времен СССР, лауреата Ленинской и Сталинской премий. Но эта выставка показывает нам неизвестного Пластова: внука и сына иконописцев и храмоздателей, глубоко впитавшего традиции русской культуры, основанной на Православии.
«Насколько верен основной тезис устроителей выставки? Что, с позиции православного священника, можно сказать о творчестве Пластова?» – с такими вопросами «Седмица.Ru» обратилась к настоятелю храма Богоявления в с. Прислониха (родине художника), протоиерею Владимиру Дмитриеву: - Сложно однозначно ответить на вопрос о том, как насколько православным можно считать творчество Аркадия Пластова.
С одной стороны, конечно, живопись Аркадия Пластова не церковная. С другой, - его отец и дед были иконописцами, наш храм построен по проекту Григория Пластова – деда Аркадия Александровича, а отец, Александр Григорьевич был в нашем храме псаломщиком. Оба они похоронены в ограде Богоявленской церкви. Как вспоминает сам Аркадий Пластов, именно в храме у него появилось желание стать живописцем. Пластов вырос в семье православных художников. Супруга Аркадия Алексеевича в юности собиралась уйти в монастырь и до конца своих дней сохранила веру, пела на клиросе.
О вере, о молитвенности человека вообще очень трудно рассуждать, но, как мне кажется, православная вера, оказала на Пластова очень большое влияние. Он писал портреты простых людей (жителей Прислонихи), очень хорошо знал их быт, относился к ним с уважением и любовью и в каждом умел найти что-то интересное, важное и значительное. По крайней мере, я не могу себе представить, чтобы так, как писал Пластов, можно было создать портрет человека, которого не любишь и не уважаешь. В этом внимательном, любовном отношении к людям видно сильное христианское влияние.
Кроме того, Господь – это Свет и Отец Света. Искусство передать свет, в том числе, внутренний свет души человека, и есть живопись. Пластов умел передать свет: как он преломляется, отражается, дышит. Конечно, это – дар Божий. Пластов видел красоту мира, созданного Господом, поэтому его картины динамичны, насыщены светом, цветом.
Мне довелось вместе с его сыном Николаем Аркадьевичем еще в конце Советской эпохи восстанавливать Богоявленский храм, который входит в комплекс пластовского музея. К началу Перестройки деньги закончились, строители все бросили и уехали. Николай Аркадьевич совершенно бескорыстно помогал нам провести и закончить реставрацию, его резьба – над Царскими вратами, перед алтарем во имя Казанской Божией Матери при входе в храм. Он это делал в память о своих предках и, конечно, об отце. Николай Аркадьевич даже хотел писать иконы для храма, уже сделал эскизы, но не успел, умер.
Вообще, об Аркадии Пластове мало написано. Один искусствовед мне как-то сказал, что очень трудно о нем писать. Тема влияния Церкви на творчество Пластова поднята впервые Татьяной Пластовой, супругой внука художника [см. комментарий «В аспекте культуры»].
О Пластове можно услышать всякое. Пусть у Пластова не так много картин на церковные сюжеты, но его отношение к людям, любовное внимание к человеку (не к знаменитости, а именно к простому, обычному человеку), его отношение к природе имеет христианские корни. Сейчас, к сожалению, мало кто из художников обращается к человеку, к его судьбе. Может быть, некоторые возразят, что Пластов, рисуя своих крестьян, следовал моде, но, в то же время, его искусство было очень искренним. Мы часто относимся к людям, как говорится, не по-Христову, забываем, что каждый человек – это образ и подобие Божие, даже если он искажен грехами. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, каждый человек – икона; икона может быть испорчена, искажена временем, ситуацией, но она все равно останется иконой. Аркадий Пластов показывает нам пример христианского отношения к человеку. Это очень важно.

О деде (интервью)
Николай Пластов Николай Пластов - единственный внук и обладатель наследия Аркадия Пластова - в дни памяти художника, которые в майские дни проходят в Прислонихе, приезжал на родину деда. Ныне сам известный художник, участник многих международных, всероссийских, бывших всесоюзных, московских выставок, Николай считает Языково, Прислониху и своей родиной, поскольку здесь, рядом с дедом, прошло его детство, здесь он закончил школу и с благословения Аркадия Александровича уехал учиться в Москву, в Художественный институт имени Сурикова.
Николай Пластов побывал и в Ульяновске и ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Николай, Аркадий Александрович хотел видеть Вас продолжателем своего дела?
- Художником в нашей семье были и дед, и отец, и мама. Я вместе с ними выезжал на этюды, видел рождение картин. Поэтому для меня было органично стать художником. Дед начал заниматься мной серьезно, когда стало понятно, что из меня что-то может получиться. Давал задания, подходил через час-два и показывал, что сделано не так. Он никогда не касался кистью или карандашом моей работы, а брал отдельный лист и на нем "исправлял" ошибки. Когда дело касалось живописи, хвалил нечасто. Иногда я, довольный собой, рассчитывал, как говорится, на конфетку, а мне и вяленой рыбки не доставалось.

- Признайтесь, попадало от деда? Рассказывают, крутого нрава был человек.
- Наоборот, он меня от отца защищал, когда тот ругался. Физических экспериментов на мне не ставили. Я чувствовал: дед любил меня безмерно. Увидев, как я сплю, раскинув одеяло, он мог шепотом позвать родителей и восхищенно восклицать: "Посмотрите, какой красавец!". Однажды сквозь сон я это слышал. Дед вообще восторженно принимал мир, в грозу, бурю говорил: "Смотри, какое чудо!". Пройдет мимо старик, а дед уже прикидывает, когда он сможет этакое колоритное лицо на холст перенести.

- Бабушка - дворянка Наталья Алексеевна - к Вашему воспитанию руку приложила?
- От нее исходила только доброта. Она была очень религиозным человеком, своих дворянских корней не демонстрировала. Происхождение бабы Нали выдавали только великолепная эрудиция, знание французского языка, истории. И дома хранился альбом с фотографиями их имения с интерьерами XIX века. Отец бабушки был фотографом, благодаря ему родовое имение, прежде чем его стерли с лица земли, осталось запечатленным в разных ракурсах.

- Как получилось, что сын псаломщика Аркадий Пластов отхватил в жены дворянскую дочь?
- Он, можно сказать, спас ее семью от голода. После революции у фон Виков конфисковали все, заставили покинуть дом. Семья вынуждена была переехать к родственникам в Ульяновск. Здесь они торговали спичками, газетами. Прадед, Алексей Николаевич, лишенный всех гражданских прав, не мог устроиться на работу, никто не хотел иметь дело с "бывшими". Бабушка, Наталья Алексеевна, прислуживала в церкви. Там дед ее и увидел. В 1925 году увез в деревню, таким образом семья фон Виков избежала репрессий.

- Говорят, сам Аркадий Пластов не любил Ульяновск.
- Причиной, может быть, стала его учеба в семинарии, где ему сильно досталось. Сейчас говорят о дедовщине, тогда было примерно то же самое, но в семинариях. А педагоги деду встретились замечательные, благодаря одному из них - Дмитрию Архангельскому - он и стал художником. С Ульяновском у семьи Пластовых всегда были связаны какие-то неприятности. Начальство находилось здесь, приезжало в Прислониху, требовало налоги, "назначало" кулацкие хозяйства, нужно было сдавать молоко, мясо. Будучи художником, он оставался фактически крепостным. В те годы все крестьяне были беспаспортные. Чтобы поехать в Москву, требовалось особое разрешение.

- Извечная проблема художника и власти коснулась Аркадия Пластова?
С одной стороны, он был титулован, получил Сталинскую премию, затем Ленинскую... - С другой стороны, он всегда остерегался власти. Однажды в 1929 году дед попал в руки НКВД. Его спасли крестьяне. С тех пор вел себя осторожно, потому что нес ответственность за семью. Он отдавал должное власти: богу - богово, кесарю - кесарево. Делал заказные работы. Но считал, что живописи ничто не может помешать. Написал "Колхозный праздник" - пусть там транспарантов многовато, но ведь такие веселые праздники в селах всегда проходили: то по случаю сбора хорошего урожая, то - проводов в армию.
Когда началось наступление власти на литераторов - Михаила Зощенко, Анну Ахматову, когда перешли на музыкантов - Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и других деятелей культуры и стали подбираться к художникам, Пластову кто-то посоветовал написать картину о Ленине. Так появился "Ленин в разливе". Если отбросить политические моменты, картина получилась поэтичнейшая. В ней удивительно прописан пейзаж, утренний туман, стога. Конечно, нелогично, что человек у костра сидит в галстуке. Но так принято было рисовать Ленина. У Веласкеса есть картина "Сдача Бреды", на которой одна группа вооруженных людей принимает от другой ключи от города и документ о капитуляции. Современникам художника эта картина казалась чудовищной, так как рассказывала о печальнейшем событии. А сейчас мы на нее смотрим только как на живопись. Я думаю, то же самое ждет и картину Пластова "Ленин в разливе".

- В трех поколениях художников Пластовых кто был самым удачливым, востребованным в своем времени - Аркадий Александрович, Николай Аркадьевич или Николай Николаевич?
- В 60-80-е годы мой отец - Николай Аркадьевич - был волен писать все, что он хотел. Он мог на заказ сделать портреты передовиков, но свободно мог и отказаться. Его работы закупало Министерство культуры, Союз художников России. Но Аркадия Пластова я считаю недооцененным художником. Нельзя, чтобы его творчество ушло. Мы сейчас пытаемся выйти на Юрия Лужкова с идеей создания музея Пластова в Москве. Юбилей - удачный для этого повод. В январе, к 110-летию со дня рождения деда, откроется большая выставка, на которой будут собраны работы из Третьяковки, Русского музея. Мечтаю хоть каким-то образом вытащить картины деда из музеев бывших союзных республик. Нужны ли они там вообще? На антисоветских настроениях и сжечь могут. В Кишиневе находится картина "Ярмарка", в Киеве - "Лето", "Стадо возвращается" - в Улан-Удэ, "Источник" - в Ереване.

- Что Вам оставил в наследство Аркадий Александрович?
- Свой метод работы. Дед учил: с натуры нужно сделать много-много этюдов, чтобы понять ее суть. Тогда можно рисовать и с закрытыми глазами. От деда к отцу, а после его смерти - ко мне перешла мастерская в Москве. Там же остались многие картины деда. Висит одна из его последних работ - копия с собственной картины "Фашист пролетел". Писал ее по заказу музея, но решил оставить себе. Она была выставлена в Тегеране на знаменитой встрече Сталина, Рузвельта, Черчилля как произведение, символизирующее бессмысленность войны.

- В Прислонихе среди деревенских жителей дед-академик, действительный член Академии художеств не казался чудаком?
- Московские художники к Пластову относились как к деревенскому мужику. Но до поры. А деревенские мужики, конечно, воспринимали его как чудака. Но потом оценили: не зря человек ковыряется кисточкой - вон оно что из этого выходит. Да и не в белых манжетах ходит. И физический труд любит. Меня же удивляло: только что дед с отцом спорили о скульптурах Фидия и Праксителя, а постучался дядя Ваня, вот уже со знанием дела он говорит о том, как у коровы вымя лечить. У деда отнюдь не было восторженного отношения к крестьянам, он видел их с разных сторон. Но было у него человек десять довольно близких друзей. Нередко меня посылал то за Матвеевной, то за Гундоровой: "Иди-ка, сбегай, мне надо их в картинку вставить".

- Фамилия деда Вам помогала в жизни?
- И помогала, и мешала. Когда был школьником и студентом, мне невозможно было поступить по-мальчишески безрассудно - ореол фамилии сзади подсвечивал, нельзя было его пятнать. Мне всегда хотелось показать, что я и сам что-то значу. Единственную поблажку я получил от фамилии, когда поступал в институт. Туда принимают обычно после окончания училищ, а я стал студентом сразу после школы.

- Вы встречались с Владимиром Шамановым по поводу празднования юбилея Аркадия Пластова?
- Мы говорили о том, что нужно развести празднование юбилея в Москве и Ульяновске. Решили, что основные торжества пройдут в Москве 31 января 2003 года, а в мае, в дни памяти Аркадия Пластова, здесь будет открыт памятник работы Анатолия Бичукова. Также откроется большая выставка картин деда.
Алсу ИДРИСОВА.

Аркадий Пластов считается самым живописным художником, который прекрасно изображал природу. Многие его картины показывают красоту его родины, поэтому русские деревни и поля особенно восхитительны в изображении этого мастера живописи. Аркадий Александрович выбирал для своих полотен незамысловатые сюжеты, которые призывали любить и восхищаться всем тем, что находиться рядом, что за обыденностью и некой простотой, мы не замечаем.

А ведь все это: и поля, и леса, озера, и реки имеют особую прелесть и невероятную и удивительную красоту, которая чарует и завораживает. Художник Аркадий Пластов пытался в своих картинах остановиться на мгновение и оглядеться, чтобы увидеть, что даже самый обыкновенный летний день может быть прекрасным и восхитительным.

Одна из картин Аркадия Пластова посвящена жаркому и знойному летнему дну, когда обычно люди в городах предпочитают находиться в прохладных помещениях. Но в сельской местности такое время - это лучшая пора для сбора ягод, которые можно и засушить, и сварить из них на зиму варенье. Лето всегда считалась самой щедрой порой, когда поспевают ягоды и грибы, за которыми следует отправляться в лес и немного потрудиться, чтобы их собрать.

Вот такое прекрасное мгновение сбора ягод и грибов решил запечатлеть в своем великолепном полотне Аркадий Александрович. Центральное место в картине занимают люди, которые вышли на сбор грибов и ягод еще ранним утром, но вот наступил полдень и они нашли небольшую полянку, где росло несколько березок, чтобы под ними немного отдохнуть. Видно, что люди сильно устали бродить по лесу, собирая лесные щедрые подарки. Поэтому, как только они присели, немного пообедали, то бабушка сразу уснула. Она лежит на полянке рядом со своей внучкой.

На бабушке надета синяя длинная юбка и такого же, темно-синего цвета кофточка, но она с длинным рукавом. Скорее всего, кофта с длинным рукавом нужна для того, чтобы была защита и от палящих лучей солнца, и от веток, которые могут поцарапать руки, и от мошкары, которой обычно всегда много в лесу, где в даже самый жаркий день всегда много в лесной темной и прохладной чащобе. Длинные рукава на кофточке пожилой женщины застегнуты на маленькую пуговичку. На голове бабушки аккуратно повязан платок темного цвета.

Пока бабушка спит, то ее внучка тихонько сидит рядом и обрывает в синюю небольшую кружку ягоды. На девочке надето длинное легкое светлое платье, у которого, как и у пожилой женщины, длинные рукава. Внучка рада тому, как прошла прогулка по лесу, хотя она тоже немного устала, но зато они собрали много ягод и грибов. На голове у девушки аккуратно повязан платок красного цвета. Но на картине Аркадия Пластова есть еще один герой - это пес, верный товарищ и защитник девочки, который всегда ее оберегает.

Вот и сегодня он тоже увязался за своей хозяйкой, и верная собака тоже ходила целый день по лесу, стараясь ее защитить от любой опасности. Но и теперь рыжий пес-дворняга лежит спокойно и отдыхает. Глаза у собаки открыты, и она внимательно наблюдает, как в высокой и сочной траве скачут и прыгают кузнечики. Цвет травы изумрудный, кажется, словно она мягкий ковер, на котором так удобно отдыхать. На мягкую и спокойную траву падает тень от березок, которые стоит отдельно. Зеленая и насыщенная листва низко склонилась над грибниками, закрывая от жарких солнечных лучей.

Рядом с людьми стоят две большие корзины, в которых много грибов. Все грибы крупные, но разные. В широком лукошке собраны белые грибы, а в черном маленьком лукошке грибники положили все остальные грибы. В большом глиняном кувшине собраны ягоды, которые потом согревать в теплое время, когда внучка и бабушка будут пить чай с вкусным вареньем. У кувшина с изображением есть ручка, изогнутая и круглая. Носить такой кувшин неудобно, но зато в него можно положить много ягод.

На заднем плане стоит густой и зеленый лес. Автор картины его изобразил вдалеке и не очень отчетливо, чтобы показать, какой он большой и что в его чащобах может быть очень страшно. Аркадий Александрович для изображения использует светлую цветовую гамму, и лишь только лес вдалеке он вводит темные оттенки цветов, чтобы показать, что он сильно отличается от остального радушного пейзажа. Живописный и прекрасный пейзаж Пластова радует и воодушевляет тоже отправиться в лес, собирать ягоды и грибы.

Картина Аркадия Пластова изображает летнюю жаркую пору, которая всегда дарит прекрасное и хорошее настроение. Великолепно и довольно полно изобразил художник всю красоту русской природы. К сожалению, человек не всегда замечает, что его окружает, хотя русская земля всегда прекрасна и щедра, позволяя радоваться каждому дню. Человеку необходимо лишь только увидеть все это, хотя бы глазами художника, который смог так удачно передать все, даже радость и спокойствие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Начало творческого пути А.А. Пластова

2. Крестьянская тема в работах А.А. Пластова

Заключение

Список литературы

Введение

Редкая цельность отличает творчество Аркадия Пластова. Одной теме отдал он всю свою яркую силу живописца. Тема эта - жизнь, мирный труд советского крестьянина, здоровое полнокровное бытие землепашца в гармоничном единении с природой.

Жанровые картины художника - не выдуманные занимательные истории и не протокольный, будничный пересказ увиденного. Образы его произведений лишь на первый взгляд просты. Внимательный зритель откроет в них большую глубину и поэтичность. Вышедший из народа - самобытный, искренний, душевно-щедрый и в то же время по-народному мудрый - художник писал только то, что сердечно любил, что глубоко почитал.

Творчество Пластова сродни русской песне - то звонкой и задорной, то тихой и задушевной. В ней поется о родной земле, о свежих зорях, жарких полднях, синих ночах, о первом снеге, буйном цветении лугов, об опустевшем осеннем поле; ведется нескончаемый сказ о сельских тружениках, пасущих стада, под-нимающих тяжелые пласты земли, в жаркую деревенскую страду убирающих рожь и весело отмечающих праздник урожая.

Яркой вереницей проходят в картинах Пластова мудрые старики, молчаливые старухи, полпые сил молодые колхозники, малые ребята, деловитые и независимые. Образы произведений Пластова связаны живыми крепкими узами с традициями русского демократического искусства XIX века, близкого живописцу идейностью и гуманизмом. Но содержание его произведений, окрашенное оптимизмом, насыщено мыслями и чувствами, которыми живет советская страна. Интерес к искусству проявился у Пластова очень рано. И это не случайно. Отец, дед и прадед будущего художника расписывали сельские храмы.

Путь Пластова к искусству был длительным и нелегким. Лишь страстная одержимость искусством, исключительное упорство и работоспособность помогли ему преодолеть все трудности. Жизнь художника сложилась необычно. Не только внешние обстоятельства связали его с деревней, но и глубокие творческие узы сделали его жизнь немыслимой в отрыве от природы и от народа.

1. Начало творческого пути А.А. Пластова

Аркадий Александрович Пластов родился 18 (30) января 1893 года в старинном селе Прислонихе Симбирской губернии. По окончании сельской школы учился в Симбирске (ныне Ульяновск) в духовном училище, затем в семинарии. Среди преподавателей и учеников здесь встречались интересные, талантливые и свободомыслящие люди. Наряду с историей, литературой, философией в семинарии факультативно преподавалось рисование.

От молодого педагога-художника Д. И. Архангельского - впервые Пластов многое узнал об искусстве. «Чудесный мир прекрасного стремительно развертывался передо мной», -- писал об этом времени художник. Постепенно установились связи с местной интеллигенцией, и новые друзья, поддерживая мечту одаренного семинариста учиться живописи в Москве, выхлопотали ему стипендию от Городской земской управы. В 1912 году Пластов оставил семинарию и отправился в Москву. В Училище живописи, ваяния и зодчества его постигла неудача. Пришлось поступить вольнослушателем в скульптурную мастерскую Строгановского центрального художественно-промышленного училища и заниматься прикладным искусством -- резьбой по дереву и слоновой кости, литьем из бронзы. Однако влечение к живописи заставляет юношу самостоятельно систематически писать маслом. Тепло вспоминал он преподавателя композиции художника Ф. Ф. Федоровского, советами и участием поддержавшего его в это время. В 1914 году наконец удалось поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. После Строгановского училища, полагая, что неплохо бы ее (скульптуру) изучить наравне с живописью, чтобы в дальнейшем уже иметь ясное понятие о форме, Пластов идет на скульптурное отделение, которым руководил С. Волнухин. Незаметно прошли три года. Параллельно с основной программой самостоятельно занимался живописью, иногда посещая живописные мастерские. После Волнухина своими учителями Пластов называл Л. Пастернака, А. Корина, А. Васнецова, А.Архипова, А. Степанова - представителей реалистического направления, связанных с Товариществом передвижных художественных выставок и Союзом русских художников. Училище, однако, не стало для будущего мастера подлинной школой мастерства.

Летом уезжал в Прислониху, писал этюды. Молодого Пластова захватила пестрая жизнь художественной Москвы предреволюционных лет. Посещение музеев и выставок разных направлений, споры об искусстве - все впитывал начинающий художник, все хотел понять, оценить, познать, услыхать самого себя. В конце третьего курса учение было прервано революционными событиями, всколыхнувшими всю страну. И в 1917 году он уехал в родное село, понимая, что настало время, когда мало быть только художником, но надо быть еще и гражданином. В Прислонихе он - в самой гуще событий: был членом и секретарем сельского совета, работал в Комитете бедноты и по организации помощи голодающим. В числе безземельных Пластова наделили землей, и он начал крестьянствовать: пахать, сеять, косить; в 1931 году вступил в колхоз. В тяжелом труде, заботах, победах и поражениях, которые Пластов делил с земляками, глубоко познавалась жизнь; как художник, он открывал в ней то, что недоступно стороннему наблюдателю.

Связь с Москвой в 1917 году оборвалась. Для художественного мира он как бы «пропал без вести», но в действительности он продолжал работать - рисовать, писать этюды, наблюдать. Без воздействия творческой среды, один на один с природой, он искал свой метод познания жизни и претворения ее в образах. Неодолимо тянуло в Москву, но лишь с 1925 года представилась возможность приезжать туда на зиму, снова изучать богатства музеев, посещать выставки.

Выступать на выставках с летними этюдами Пластов не решался. К тому же и жизнь требовала создания тематической картины на современную тему.

В 1931 году пожар, вспыхнувший в Прислонихе, поглотил добрую половину села. В огне погибли рисунки и живописные работы Пластова - все, что было сделано за пятнадцать лет. С этого времени он решил целиком заняться живописью и восполнить утраченное.

Но прошло несколько лет, прежде чем его картины появились на осенней выставке 1935 года в Москве. Со временем складывался, выверялся и закреплялся собственный метод создания картины. Для композиций не сочинялись занимательные сюжеты. Замыслы рождались из повседневной, казалось бы, ничем не примечательной деревенской жизни. По-прежнему Пластов писал много этюдов, но теперь они были необходимы для воплощения задуманных композиций. Многолетнее самоотверженное штудирование натуры не прошло бесследно. Этюдные работы прежних лет хранили множество неповторимых жизненных наблюдений, образов и сюжетов. В этюдах продолжались поиски решения живописных и пластических задач. Вот почему с первых же выступлений на московских выставках он заявил о себе как о вполне сложившемся, зрелом художнике.

2. Крестьянская тема в работах А.А. Пластова

Появление картин Пластова совпало с общим интересом к крестьянской теме, который возрос в 30-х годах в связи с социалистическим переустройством деревни. На выставках тех лет среди заслуживающих внимания произведений на колхозную тему было немало и поверхностных картин -- их авторы спешили запечатлеть черты нового, которые прежде всего бросались в глаза. Поэтому нередко сюжеты слишком прямолинейно и примитивно иллюстрировали победу над старым, желаемое выдавалось за действительное, а художественные образы искажал схематизм. Изменения же в психологии людей--не столь заметные, как приметы нового быта, но более глубокие и определяющие--оставались не раскрытыми.

Первые картины Пластова -- «Стрижка овец», «Сенокос», «Колхозная конюшня», -- экспонированные в 1935 году, отличались знанием деревенской жизни, живым искренним чувством, плотной, сочной живописью. Может быть, не везде еще был точен рисунок, не всегда найдена мера в передаче рефлексов, но в безвестном еще тогда художнике подкупали глубокая заинтересованность темой, своеобразие творческой индивидуальности.

Успех окрылил живописца. Во второй половине 30-х годов он работает необычайно энергично. К Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» в 1939 году была создана большая картина «Колхозный праздник». Он сделал более двухсот этюдов, чтобы показать людей колхозной деревни, передать настроение непринужденного веселья. Старики за столом и танцующая молодежь -- не натурщики. Это односельчане, хорошо знакомые и близкие; оттого так много метких и живых характеристик. Строй картины в целом необычен: нет привычного композиционного центра, нет главных героев. Будто ведется веселый репортаж с колхозного пира, жизнь предстает во всей непосредственности, зритель как бы приглашается участвовать в празднике. В этой картине художнику трудно от чего-либо отказаться, все хочется показать -- виден жадный интерес автора к жизни, чувствуется искренняя привязанность его к деревенским людям.

С каждым выступлением Пластова на выставках стремительно раскрывалось его дарование, определялись пути творческого развития. В 1938 году он работал одновременно над двумя холстами: «Стадо» («На пастбище») и «Купание коней». В первой -- наметилось пластовское отношение к пейзажу, которое в дальнейшем пройдет через все его произведения. Пейзаж становится активным компонентом художественного образа; природа одухотворена думами и чувствами человека. Необъятная широкая равнина, стадо крупных и сильных животных, старик-пастух, покой, разлитый вокруг, естественно сливаются в цельный эпический образ вечной силы земли. Скромный, сдержанный колорит картины, облик крестьянина-пастуха заставляют вспомнить о традициях крестьянского жанра в искусстве XIX века. Во втором полотне -- «Купание коней» - душевную сосредоточенность сменил бурный эмоциональный порыв, прозвучал гимн радости жизни, молодости, красоте природы. Здесь раскрылась иная сторона творческой индивидуальности художника - искусство построить динамичную композицию, передать глубину пространства, вылепить цветом и светом фигуры людей и коней, сложно разработать красочную гамму. Становилось бесспорным, что в советское искусство пришел яркий самобытный живописец. В 1939 году для павильона «Животноводство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве Пластов пишет панно «Объездчик табунов».

За пять лет Пластов определился как один из интереснейших советских живописцев. Жанровая картина заняла главное место в его искусстве. Поэтическое раскрытие жизни сельского труженика стало основной темой произведений, верность натуре - девизом творчества. Художник по-прежнему большую часть года живет в Прислонихе. Там он черпает силы, замыслы и трепетный живой материал. Там, вместе с земляками, встретил он в 1941 году весть о вражеском вторжении, о начале Великой Отечественной войны.

По возвращении в Москву художник пишет картину «Сестра», акварели «Письмо», «По сталинградским дорогам», «Утро на батарее». Однако батальная тема в творчестве Пластова не получила развития.

Художника давно занимала мысль написать большую картину «Сенокос», и он усердно собирал материал. К работе на сенокосе он относился с любовью и посвятил ей одну из первых композиций 1935 года. Через десять лет эта тема снова завладела живописцем, но теперь, в конце войны, она звучала для него гимном радости и победы. Это определило песенный строй произведения, который художник нашел в ритме движения косцов, в повторах плавных линий перелесков, в шелесте изумрудно-серебристой листвы белоствольных берез и мажорном звучании красок цветущего луга.

Среди произведений военных лет особое место занимает «Жатва», или, как первоначально автор назвал картину, «Год 1944-й». В этом полотне выражены заветные думы художника о русском народе, его характере, его судьбе. Работая над «Жатвой», Пластов помнил о том, что победа ковалась и на полях сражений, и в мирном труде, что имя труженикам -- народ.

Предельно простой сюжет -- крестьянский обед в поле -- раскрывает тему о хлебе насущном, хлебе военных лет, который выращен руками стариков и детей. Рано повзрослели, посерьезнели ребятишки, расположившиеся вокруг миски с едой. Бережно держит старик в загрубевшей руке кусок ржаного хлеба. Всех крепко спаяла общая дума -- собрать урожай до последнего колоска. Люди, сидящие тесным кружком на земле, воспринимаются в единстве с простором полей, с природой. Земля на большей части холста насыщена цветом спелой ржи. Этот цвет повторяется множеством оттенков в золотисто-рыжих волосах детей и в загорелых лицах. Отсветы холодного серо-голубого неба ложатся на фигуры людей, поблескивают на косах и серпах. Цвет помогает акцентировать образ мудрого, будто вросшего в землю кряжистого старика.

Значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет открывает и Пластов в «Жатве».

«Сенокос» и «Жатва» в 1946 году отмечены Государственной премией; в том же году живописцу присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1947-м он -- в числе первых действительных членов вновь основанной Академии художеств СССР.

Жизнь колхозной деревни остается главной темой художника, а жанровая картина -- основной формой выражения творческих замыслов.

В большой многофигурной композиции «Колхозный ток», насыщенной светом и яркими красками, повествуется о напряженных и радостных буднях. Главное в картине -- общее усилие коллектива, ощущение праздничности труда. Здесь все в движении, слаженном и подчиненном единому ритму. Художник сумел передать собственное восхищение происходящим. Его радуют дружная работа, ловкость, молодость, жаркий солнечный день, красота спелой ржи, воздух, пропитанный пылью.

Тема крестьянского труда лежит и в основе картины «Ужин трактористов». Действие здесь сведено до минимума, нет развернутого повествования, а художественный образ решен скорее в плане философской лирики; главное -- раздумье Пластова о жизни землепашца, о мудром единении человека с природой. Не случайно в композиции большое место отведено полю. На переднем плане-- нетронутая цветущая целина, а дальше, до горизонта, простирается теплая, дышащая земля, только что вспаханная, ждущая осеннего сева. Узкие полоски пашни давно уже слились в бескрайние колхозные поля, давно вошел в трудовую жизнь советской деревни трактор. Но сохранился образ пахаря, который издавна воспринимался в народе как символ простой и доброй силы. Так новое в картинах Пластова органически переплетается с тем, что складывалось веками. И в этом Сплаве художник видел правду современной крестьянской жизни. Цельность впечатления создают колорит и освещение. Наступающие сумерки поглощают звонкие краски дня, сводя все многоцветие к гармонии вечерних лиловато-багряных тонов.

В творчестве послевоенных лет чувствуется особый интерес художника к светлому, отрадному, поэтическому. Часто героями его произведений становятся юные односельчане. Пластов любил писать детей и делал это по-своему, без слащавого умиления и снисходительного «взрослого» юмора. Художник относился к ним серьезно и уважительно -- они помощники взрослых.

В том же ряду поэтических творений Пластова и картина «Родник». Мотив произведения камерный, лирический. Босоногая девушка медлит отвести ведро от желобка, по которому бежит родниковая вода. Как зачарованная слушает она нескончаемый плеск воды, смотрит на игру прозрачных холодных струй в смутном ожидании чего-то неизвестного и радостного. Едва уловимому движению стройной девичьей фигуры вторят молодые побеги, гнущиеся под свежим ветром, легкие облака в небе: все живет в едином ритме. Основной образ произведения не только поэтичен, но и символичен, так как рождает мысли о вечном развитии и обновлении.

Потребность писать светлое, отрадное выражена и в картине «Юность». Пластова увлекает возможность передать прелесть июньского дня, упоение солнцем, ароматом поля. Вместе с тем, в каждом произведении художник решает и живописные задачи. В поисках наиболее совершенной передачи света, воздуха, трепетности, жизни он порой обостряет цветовые отношения, смело усиливает звучание красок. Однако цвет в его картинах, выразительный и эмоциональный, не переходит в отвлеченную декоративность.

Но наиболее полно раздумье живописца о назначении человека мирно трудиться на щедрой цветущей земле выражено в монументальном полотне «Лето». Создавая это произведение, художник останавливает внимание на неторопливом течении повседневной жизни. На лугу в полуденный зной отдыхает стадо. Расположился завтракать пастух, заняты своим делом доярки, поодаль купаются в речке женщины.

Торжество многокрасочной жизни художник видит в обычном и каждодневном. Родные места -- широкое раздолье зеленых лугов с петляющей мелководной речушкой, прислонихинские меловые холмы --приобретают особую значимость как часть необъятного мира. При всей будничности сюжетов, конкретности образов, связанных с жизнью родного села, картины Пластова содержат глубоко поэтическое восприятие и обобщение явлений действительности. Художник пришел к этому в процессе формирования своего индивидуального творческого метода, который складывался исподволь, стечение многих лет. Так писать мог лишь мастер, жадно любящий и глубоко знающий деревенскую жизнь, восхищенный и человеком, и природой, способный каждый день заново удивляться разнообразию мира.

Пластов относится к художникам, для которых колорит играет первостепенную роль. Пристрастие к цвету находило отклик в окружавшей художника деревенской жизни. Красочные праздники, пестрые ярмарки, цветистые наряды, расписные дуги и сани -- все радовало глаз будущего живописца. Немалое значение имело и то, что в семье Пластовых искусство живописи переходило из поколения в поколение.

Высшей школой живописи стали для него окружающая действительность, природа, многолетняя самостоятельная работа над этюдами. Этюд для Пластова не только способ приобретения профессиональных навыков, но и одно из средств познания жизни. Он шел от этюда, добиваясь свежести и непосредственности изображения, к постижению внутренней сущности и строя вещей, к умению найти в жизни самое главное, то зерно подлинного бытия, без которого нет настоящего искусства.

Этюд стал основой и в развитии портретного жанра у Пластова 50--60-х годов. Для признанного мастера картины это было не случайно. Любовь к человеку, заинтересованное, внимательное отношение к нему, склонность к осмыслению жизни вплотную подводили художника к более глубокому раскрытию образа современника. Но Пластов не считал себя портретистом, никогда не исполнял портреты по заказу. Он писал своих односельчан, давно и хорошо ему известных. Четыре поколения прошли перед художником и остались жить в его произведениях. Иные портреты по характеру и форме близки к этюдам. Другие, более законченные и глубокие по характеристике, решены как собственно портреты. Однако между ними не всегда удается провести грань.

Забитость, недоверчивость давно ушли из жизни крестьянина, и за простоватой внешностью наблюдательный глаз художника улавливает приметы нового в психологии людей. Особенно это заметно в портретах молодых колхозников.

Многочисленные портреты-этюды -- результат повседневного общения художника с натурой, которое позволяло ему решать разнообразные живописные задачи. Пластов сумел правдиво запечатлеть в портретах образы односельчан -- рядовых строителей социалистической деревни.

За многолетний творческий труд Аркадий Александрович Пластов награжден двумя орденами Ленина и медалями. В 1962 году ему присвоено звание народного художника СССР; через четыре года за серию картин «Люди колхозной деревни» он удостоен Ленинской премии.

До последних дней художник работал в Прислонихе. Народ и природа - живые неиссякаемые источники - питали его искусство.

Горячей любовью к жизни, к советским людям освещено творчество Пластова - одна из вершин искусства социалистического реализма. Труд, духовную красоту соотечественников, идеалы гражданственности воспевал художник.

Заключение

пластов этюд жатва

Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Список литературы

1. Деготь Е. Русское искусство XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 224 с.

2. Жукова А. С. Пластов из Прислонихи: Документально-художественная повесть. - М., 1992. - 468 с.

3. Кузнецова, С.А. Пластов / С.А. Кузнецова. - Л.: Аврора, 1974. - 351 с.

4. Мастера исторической живописи: энциклопедия / Сост. Г.В. Дятлева, К.А. Ляхова. - М.: Вече, 2001. - 320 с.

5. Популярная история русской живописи: научно-популярная литература / Автор-сост. Е.А. Конькова. - М.: Вече, 2002. - 512 с.

6. Самин, Д. К. Сто великих художников: сборник биографической информации / Д.К. Самин. - М.: Вече, 2005. - 478 с.

7. Степанян, Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х / Н. Степанян. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая библиографическая справка из жизни Аркадия Александровича Пластова. Пластов как природный реалист. Изображение коня как тема для искусства вневременная, вечная. Содержание картины "Купание коней". Роль цвета в передаче настроения картины.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Детство и юность художника, начало творческого пути. Работа над картинами. Обзор творчества Сурикова, работа над рядом картин, их характеристика и роль применяемых им выразительных средств. Заграничная поездка художника, последние годы его жизни.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Краткая биографическая справка из жизни Жана Антуана Ватто. Творческая манера художника. Анализ работы "Портрет кавалера", "Французская комедия". Три этюда девушки с гитарой. Композиции Антуана Ватто. Исследование картины "Затруднительное предложение".

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Краткая биографическая справка из жизни Бориса Кустодиева. Роль художника в истории искусства. Творчество: живопись, театральные работы. Краткий анализ картин: "Масленичное гуляние (Масленица)", "Праздник в деревне", "Троицын день", "Гуляние на Волге".

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Биографическая справка из жизни Эдгара Дега. "Родословная" художника по его картинам. Дега и импрессионизм, создание Анонимного Общества Художников в 1873 году. Нетрадиционные ракурсы в работе "Оркестр Оперы". "Танцевальная стихия" в творчестве художника.

    реферат , добавлен 10.12.2013

    Ознакомление с историей жизни и творчества Эдварда Мунка. Рассмотрение возможных источников вдохновения норвежского художника. Тема одиночества в работах молодого экспрессиониста. История создания и описание картины "Крик"; ее роль в мировой культуре.

    реферат , добавлен 07.04.2014

    "Неравный брак" - картина русского художника Василия Пукирева. Сюжет картины - неравный брак молодой красивой девушки и богатого старика. Фигуритив и сцены данной картины. Анализ эмоционального выражения протеста художника в сложившейся ситуации.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Образы детей в картинах художников А. Пластова, Ф. Решетникова, В. Тропинина как метафоры незыблемости жизни, чистоты и непорочности. Деревенские дети на полотнах Ф. Сычкова. Тема народной школы у Богданова-Бельского. Иллюстрации к сказкам И. Билибина.

    презентация , добавлен 31.03.2017

    Биография Винсента Ван Гога: работа в художественной торговой фирме и его отношение к живописи, религиозная тема и зарисовки, раздача бедным имущества, подвижническая жизнь художника. Отображение в картинах жизни обездоленных, период творческого подъёма.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Биографические сведения о жизни величайшего гения эпохи Возрождения, художника, ученого, инженера и изобретателя Леонардо да Винчи. Исключительная одаренность будущего великого мастера. Тема картины "Тайная Вечеря". Самая известная картина художника.