НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка. Исследовательская работа "образ снегурочки на страницах фольклора и литературы" Чтение русской народной сказки снегурочка цель

Валентина Шибаева

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная, продуктивная.

Цели : Учить понимать образное содержание сказки , характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству .

Планируемые результаты : самостоятельно придумывает продолжение прочитанной сказки ; определяет настроение и характер прослушанного музыкального произведения; эмоционально реагирует на музыкальные и литературные произведения; правильно рисовать фигуру человека, передавая форму тела и соблюдая пропорции.

Материалы и оборудование : репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка » , индивидуальные карточки с изображением Снегурочки ; аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка » ; презентация сказки ; белая бумага формата альбомного листа; краски; кисти.

Организационный момент :

Ребята, скажите пожалуйста,какое сейчас время года?

Покажите, как вы съеживаетесь, когда замерзли; представьте, что вы согрелись, расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика : ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Красивые снеговики у вас получились . Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие в волшебную сказку . Чтобы нам попасть туда, давайте сначала отгадаем загадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Шёл он долго, шёл он тихо,

Иногда кружился лихо.

Землю в белое одел

И мгновенно присмирел. (Снег )

Что за снежный человек,

Нос - морковка, тело - снег ,

Вырос посреди двора,

Где гуляет детвора,

Нарядился в пуховик

Белоснежный. (Снеговик )

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка )

Чтение русской народной сказки «Снегурочка » с показом презентации.

Внимательно послушайте сказку «Снегурочка » .

Образ Снегурочки вдохновлял поэтов , писателей композиторов.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку , а композитор Н. А. Римский – Корсаков создал ее образ в опере «Снегурочка » . Сядьте поудобнее, давайте закроем глаза и послушаем отрывок из оперы.

(Звучит отрывок арии Снегурочки из оперы Н . А. Римского – Корсакова.)

Какое настроение вызывает у вас конец сказки «Снегурочка » ?

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой ?

Какая она была (Радостная, приветливая. Веселая, счастливая, улыбающаяся.)

Какой Снегурочка стала летом ? (Грустной. Печальной, задумчивой.)

Как исчезла Снегурочка ? Что с ней произошло? (Растаяла.)

Во что превратилась Снегурочка ? (В облако.)

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка , может ли она опять появиться на земле? (Из облачка зимой может пойти снег , и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку . А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся белые нежные цветы, похожие на Снегурочку .)

Назовите произведение, с которым мы сегодня познакомились.

Сейчас, ребята, давайте с вами немного отдохнем.

Физминутка

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,

Там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катились (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки) .

В Надю кинули снежком (произвольные движения,

В Вову кинули снежком,

В Софу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места!

Продуктивная деятельность.

А сейчас, я вам предлагаю превратиться в маленьких художников и нарисовать свою Снегурочку , так как вы ее себе представляете.

Итог занятия :

Давайте посмотрим на наших Снегурочек и выберем наиболее выразительные рисунки. (Предложить детям объяснить свой выбор.

Примерный разбор народных сказок

«Лиса, заяц и петух»

(Русская народная сказка для детей 3 - 4 лет)

В простой и увлекательной форме сказка доносит до ребенка идею торжества справедливости.

Зайчик, пожалев лису, пустил ее в избушку погреть­ся Она погрелась да и выгнала зайчика из его же дома. Идет он по лесу и горько плачет. Симпатии детей на сто­роне обиженного зайчика. Звери, которых он встречает по дороге, сочувствуют ему и стремятся помочь - дела­ют попытку выгнать лису.

Захватчица-лиса запугивает зверей, у них не хватает мужества устоять против ее угроз: убегают собаки, мед­ведь. Только петушок не поддается обманным запугива­ниям. Он сам грозит снести лис голову. Лиса испуга­лась и убежала, а зайчик стал снова жить в своей из­бушке.

Чтобы идея сказки стала понятной детям, рассказчик должен создать верный звуковой рисунок всех событий, действий каждого персонажа. Отзывчивый зайчик пус­тил лису погреться. Когда лиса его выгнала, «идет зай­чик и горько плачет». Сказка рисует слабого, беззащитного зверька. Рассказчик соответствующими интонация­ми должен показать и характер зайчика, и его горе. Горько звучит жалоба зайчика встречающимся жи­вотным-: «Как же мне не плакать?..»

Когда зайчик видит, что ни собаки, ни медведь не выгнали лису, он говорит петушку: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь!» В его словах звучит безнадежность.

Отрицателен образ лисы: это захватчица, коварная, жестокая обманщица. В самом начале сказка рисует ее поведение. В словах рассказчика: «Погрелась, да его из избушки-то и выгнала» - уже должно звучать осуж­дение ее поступка. Затем следует передать и хитрость лисы, когда она запугивает зверей: «Ка-ак выскочу, ка-ак выпрыгну - полетят клочки по закоулочкам!» Она смело и дерзко пугает зверей. Показать это интонацией голоса необходимо. Совсем по-иному звучат ее слова в конце "сказки: «Одеваюсь!.. Шубу надеваю!» Здесь она сама испугана петухом и после третьего настойчивого требо­вания быстро выскакивает из избушки.

Собаки, медведь, петушок сочувствуют зайчику. Каж­дый из них участливо спрашивает: «О чем, зайчик, пла­чешь?» По внешнему виду и характеру звери разные. Для верной передачи их образов рассказчик использует различный тембр и темп голоса: отрывистый, быстрый, звонкий голос собаки, медленная, на низких нотах речь медведя, звонкий, певучий голос петушка. Для большей убедительности хорошо использовать звукоподражания: собаки должны полаять, петушок покукарекать.

Общий тон всей сказки, несмотря на горе зайчика, жизнерадостный, бодрый. В ней преобладает доброе начало, желание помочь товарищу. На этом жизнерадостном фоне рассказчик рисует развертывающиеся события.

В основе композиции сказки излюбленный сказочный прием - повторность действия: три встречи зайчика с животными. Каждая из них является законченным эпизодом и должна отделяться от других значительной паузой.

Следует выдержать паузу и в конце сказки, чтобы дать возможность детям почувствовать благополучный ее конец.

«Снегурочка»

(Русская народная сказка для детей 5 - 6 лет)

Сказка «Снегурочка» волшебная: в ней происходит чудесное превращение снежной девочки в живую. Как и во всякой волшебной сказке, чудесный элемент ее пе­реплетается с бытовой реалистической основой: сказка рисует быт бездетных стариков, картины родной приро­ды в различные времена года, забавы детей.

Эта сказка несколько отличается от других русских народных сказок по характеру содержания. В то время как большинство наших сказок жизнерадостны, бодры, эта сказка лирична, с оттенком грусти, вызванной ги­белью Снегурочки.

Читая внимательно сказку в процессе подготовки, рассказчик отмечает, что и по композиции она отличается от других. В ней нет характерной для сказок дина­мичности, нет обычного приема - троекратного повторения действия. Все внимание сосредоточено на образе Снегурочки, ее поведении, переживаниях.

Образ Снегурочки создан с большой любовью. Трудолюбивая, смышленая, приветливая. Снегурочка хороша и внешне: «что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».

Образ, созданный с такой любовью, требует и от рассказчика соответствующих лирических интонаций, вызывающих у слушателей симпатию к Снегурочке. В голосе рассказчика должны прозвучать теплые, любовные ища, но без сюсюканья, без излишней сентиментальности.

Замечательно показан в сказке контраст радостного весеннего пробуждения природы и нарастающей печали и грусти Снегурочки. «Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела травка на проталинках, запели жаворонки». В голосе рассказчика звучат жизне­радостные, бодрые интонации, а затем, после небольшой паузы, он с оттенком грусти продолжает: «А Снегурочка вдруг запечалилась».

Выразителен конец сказки - гибель Снегурочки. Происходит чудо - растаяла Снегурочка, «обратилась в белое облачко». Рассказчик должен нарисовать и удивление, и тревогу подруг, когда они ее зовут: «Ау, ау, Снегурочка!»

Сказка Снегурочка – добрая, но печальная история о снежной девочке. На примере сказки детей можно поучить осторожности и предусмотрительности. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с малышами.

Сказка Снегурочка читать

Кто автор сказки

Существует несколько вариантов сказки Снегурочка. Русская народная сказка заинтересовала собирателя русского фольклора В.И. Даля. Интерпретировал он известный сюжет в своей сказке «Девочка Снегурочка». У фольклориста А.Н. Афанасьева сказка существует в его обработке. Драматург Н.А. Островский, взяв за основу русскую народную сказку, наполнил ее образами и картинами славянской мифологии. Получилась удивительная романтическая пьеса-сказка Снегурочка о силе любви.

В любви и согласии прожили старик со старухой свой век. И достатком их судьба не обидела. Только не дал бог им детишек. С грустью смотрела баба на соседских детей. Однажды зимой вышли старики на улицу полюбоваться на детей, которые снежную бабу лепили. Стали дедушка с бабушкой лепить фигуру из снега – получилась девочка, ожила она и пошла к избе. Радости стариков не было предела. Вот она долгожданная доченька – Снегурочка. Стала расти девочка не по дням, а по часам. Приветливая, добрая, работящая, красивая, только румянца на щеках нет. Души дед и баба не чают в доченьке. По весне Снегурочка загрустила, а лето пришло – вовсе нелюдимой стала, все больше в избе пряталась. Уговорили дед с бабой доченьку пойти с подружками в лес развеяться. В лесу девочки резвятся, бегают, а Снегурочка возле студеного ручья сидит. Под вечер надумали девочки через костер прыгать, зовут Снегурочку присоединиться к забаве. Не смогла она подружкам отказать. Подошла Снегурочка к огню поближе – побледнела. Растаяла снежная девочка и белым облачком поднялась в небо. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Снегурочка

У сказки Снегурочка, к сожалению, нет традиционной для народной сказки счастливой концовки. Если рассматривать сказку с философской точки зрения, то смысл ее заключается в цикличности природы. Трактовка содержания с точки зрения жизненных понятий подводит к мысли: не могут все быть одинаковыми, поэтому не стоит стремиться быть как все. Нужно выбирать тот путь, который тебе подходит. Родителям не следует «переделывать» ребенка, требовать от него чего-то, только потому, что это умеют Маша или Вова. Все дети разные, особенные, и подход ко всем должен быть индивидуальный. Научитесь принимать и любить своих детей такими, какие они есть! Тогда они не попадут под влияние сомнительных «авторитетов».

Мораль сказки Снегурочка

В современном мире детей подстерегают различные опасности и соблазны. Мораль сказки Снегурочка будет им очень полезна – не следует идти на поводу у других, это может быть опасно.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Осторожность никогда не помешает.
  • От судьбы не уйдешь.
  • Лучше поберечься, чем обжечься.
  • Кто согнем играет, тот в огне сгорает.

Книгу о чуде, которое скрасило долгую зиму и исчезло весной, нам читали в раннем детстве. Теперь уже трудно вспомнить, о чём сказка «Снегурочка». Существует три истории с одинаковым названием и похожим сюжетом. Все они рассказывают о чистой и светлой девочке, погибшей и превратившейся в облако или лужицу воды.

О чём написана сказка

В рассказе американского писателя Н. Готорна брат и сестра вышли гулять после снегопада и слепили себе сестричку. Их отец не верит, что малышка – это ожившая снежная фигура. Он хочет согреть её, уводит в жарко натопленный дом, и этим губит.

«Снегурочка» - любимая зимняя сказка для детей

В сборнике А.Н. Афанасьева была напечатана русская сказка. В ней бездетные старики слепили из снега дочку. Весной она затосковала, с каждым днём становилась все печальней. Дед и баба велели ей идти играть с подружками, а те уговорили прыгнуть через костёр.

В пьесе А.Н. Островского дочь Мороза и Весны-Красны является на землю берендеев и должна растаять от солнечных лучей, когда обретёт любовь. Чужая, никем не понятая, она умирает во время праздника. Окружающие быстро забывают про неё, веселятся и поют.

Суть сказки

В основе сказок лежат древние мифы и обычаи. Раньше, чтобы приблизить весну, сжигали чучело Масленицы – символ уходящей зимы. В пьесе Снегурочка становится жертвой, которая должна избавить от непогоды и неурожая.

Прощаться со стужей весело. В народной сказке подруги не слишком грустят, расставаясь со снежной девочкой.

Значение для детей

Сказка – это способ объяснить, что всему своё время. На смену одному сезону всегда приходит другой. Бывает, что поздней весной снег все ещё лежит в тени и в лесных оврагах, случаются летние заморозки. В давние времена парни и девушки жгли костры и прыгали через них. Они верили, что тепло огня окончательно прогонит холод. Снегурочка смогла пережить весну, но все же, растаяла в середине лета.

Чему учит сказка

Сегодня мы находим в волшебной истории другой смысл, объясняем с её помощью явления нашей жизни.

Часто родителям трудно понять непохожесть своего ребёнка, принять его. Они забывают, что его рождение чудесно само по себе. Старик и старуха радовались, обретя дочь, но теперь им нужно, чтобы она стала как все и играла с другими девочками.

Снегурочка – осколок сказочного мира, прекрасная льдинка. Люди хотят объяснить чудо, найти ему применение, приспособить к жизни. Стремятся сделать его близким и понятным, отогреть, расколдовать. Но снимая чары, они уничтожают и само волшебство. В сказке Н. Готорна девочка, созданная тонкими детскими пальчиками для красоты и веселья, погибает в грубых руках практичного и разумного взрослого.

«Снегурочка» — трогательная и печальная история о закономерностях времени и необходимости следовать законам природы. Она рассказывает о хрупкости волшебства, о красоте, которая существует просто так, а не для того, чтобы приносить пользу.