Нетрадиционное рисование в доу. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ (от младших дошкольников до подготовительной группы). Классика в нетрадиционном прочтении

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное — вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, — мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности.

В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.

Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).

Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом?) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.п.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.

Для реализации творческих замыслов педагогов и с целью помочь им овладеть определенными знаниями о том или другом виде , я предлагаю презентации, сделанные в программе Power Point из собственной практики работы в качестве руководителя творческой группы «Чарівний світ прекрасного» для воспитателей детских садов г. Артемовск.

Воспитатель-методист детского сада № 32 «Лесная сказка» Котляр Т.В.
г. Артемовск, Донецка обл.


Рисование в старшей группе, в зависимости от программы направления детского сада, может идти по стандартному и нестандартному пути. То есть традиционно ребенок учится рисовать карандашами (простыми, восковыми), красками

А в творческих кружках дети используют разные техники (набрызг, кляксографию нитками и трубочками, рисование мыльными пузырями, тычками, пальчиками, ладошкой, свечами, листьями, «мокрое» рисование, аэрографию, граттаж, монотипию, оттиск) и смешивают материалы (например, мелки с акварелью). Ныне многие современные педагоги государственных детских садов стараются разнообразить занятия по

Предварительная работа по изобразительной деятельности

Рисование в старшей группе направлено на закрепление и детализацию полученных ранее знаний. Дети умеют рисовать формы геометрических фигур (круг, цилиндр, треугольник, квадрат, прямоугольник) и передавать их через изображение овощей, животных, людей, птиц. В старшем дошкольном возрасте необходимо больше детализировать передаваемый образ, акцентируя внимание на его признаках.

Например, ребенок свободно изображает свою семью. Тогда нужно подсказать, что папа выше мамы, которая выше детей, а самый маленький у них - дошколенок. Кроме того, нужно помочь с пропорциями тела: туловище делится на две части, локти должны заканчиваться там, где находится «ремень». Лицо должно быть также гармоничным и правильным.

Чтобы дети лучше поняли признаки, пропорции, свойства изображаемых предметов, воспитатель каждый день проводит работу по развитию восприятия ими окружающего мира. Без этого не проходит ни одно рисование (старшая группа). Детский сад предоставляет необходимый материал для занятий, а педагоги с родителями должны расширить кругозор у детей.

Изобразительные умения старшего дошкольника

Воспитатели вместе с ребятами на улице изучают явления погоды, рассматривают предметы, в группе закрепляют полученные знания через лепку, аппликацию, вырезание форм и фигур, обведение шаблонов. Как только дети запомнили все признаки, то пробуют рисовать сами.

Затем проводится анализ ошибок полученных рисунков. Исходя из этого и подбирается та или иная техника рисования. Например, нужно обвести по точкам, цифрам или дорисовать симметрично изображенный рисунок по клеткам. Дети должны научиться располагать все предметы гармонично в пространстве, передавать на листе реалистичные образы.

Кроме того, рисование в старшей группе должно развивать чувство цвета, эстетический вкус. Этому помогают разнообразные техники. Например, дети делают из брызг, передают через отпечатки листьев, следы кисточки. Могут рисовать мыльными пузырями (смешивается шампунь с красками), свечой, а затем закрашивать фон акварелью. Все это способствует развитию творческих способностей, фантазии, расширению кругозора у старших дошкольников.

Рисуем овощи

Ребенку легче освоить рисование овощей. В старшей группе занятие выстраивается по нарастающей сложности:

  • дети изучают форму и внешний вид овоща на картинках, наглядных пособиях, реальных предметах (ощупывают, проговаривают);
  • дошкольники рисуют геометрическую форму;
  • корректируют внешний вид овоща;
  • намечают карандашом основные линии, выпуклости и прочие мелкие элементы;
  • раскрашивают красками, карандашами, фломастерами, маркером.

Например, огурец напоминает по форме овал. Далее один конец овала удлиняют, сужают. Затем с другого конца рисуют хвостик овоща, намечают на теле «пупырышки» и линии-бороздки. Затем раскрашивают огурец, показывая темные и светлые оттенки кожуры.

Или возьмем, например, морковь. Рисуется треугольник. Затем одну его сторону округляют, границы овоща делают более плавными. Далее изображаются листья и корни. Затем раскрашивается морковь красками.

Как только освоено рисование овощей в старшей группе, дети переходят к изображению натюрмортов. Сначала это рисование линейных наглядных предметов, затем овощей на тарелке или иной посуде. Самым сложным уровнем является изображение предметов по памяти. Для этого перед занятием проговаривают особенности внешнего вида овоща/овощей, после чего дети приступают к выполнению задания (сразу красками).

Рисуем животных

Старшие дошкольники уже умеют изображать животных, но чаще они у них сказочные, одушевленные (в платьях и костюмах, ходят на двух ногах, кушают при помощи лап). Задача воспитателя - добиться реалистичной передачи образа. Для этого изобразительная деятельность проходит параллельно с аппликациями, лепкой, чтением, знакомством с окружающим миром.

Для начала дети изучают особенности строения тела, потом пытаются найти общие свойства с уже знакомыми формами (например, голова круглая, туловище овальное, уши треугольные). Кроме сходства, акцентируется внимание на имеющихся расхождениях, наклоне предметов, их пространственном положении.

Рассмотрим рисование животных в старшей группе на примере ежа, овцы и щенка. Чтобы нарисовать ежа на поляне, нужно сделать следующее:

  • находите центр листа, где будет располагаться животное;
  • рисуете овал (тело);
  • с одного края намечаете нос в виде морковки;
  • рисуете круглый глаз, нос, овальные ножки, палочками рот, иголки;
  • намечаете траву, солнце, тучки;
  • далее раскрашиваете красками, учитывая цветовые переходы.

Изображение овечки, щенка

  • рисуете круг (туловище);
  • определяете наклон головы;
  • намечаете овал (голову);
  • туловище обрисовываете зигзагом, создавая кудри;
  • на голове рисуете глаза;
  • намечаете палочками четыре ноги;
  • прорисовываете «ступни» лап, нос точками, зрачки глаз, уши;
  • разукрашиваете.

Самым сложным этапом считается детализированное рисование в старшей группе. Вот :

  • изобразите овальное туловище, круглую голову, учитывая наклон;
  • начертите посреди круг (морду), линиями отметьте шею, лапы прямоугольными штрихами и овалами (стопы);
  • схематично определите симметрию морды, намечая положение глаз, носа, нарисуйте уши;
  • изобразите глаза, рот;
  • вместо кругов на лапах начертите пальцы, дорисуйте хвост;
  • сотрите лишние линии, наметьте направление шерсти.

Такие сложные занятия проводят с детьми индивидуально, на занятиях в кружках по рисованию.

Рисование «Грибы» в старшей группе

Дети часто изображают грибы вертикальным и горизонтальным овалом. Особенно им нравится разукрашивать мухомор. Его можно изобразить с выпуклой овальной или треугольной шляпкой. Чтобы нарисовать мухомор с овальной шляпой, нужно на листе определить его расположение, отметить эллипсоидный овал с вертикальной палочкой. Далее прорисовываете ножку мухомора.

Эллипс делите по диагонали: сверху на шляпе рисуете кружочки, а внизу, на ножке, белый воротничок. Таким образом можете нарисовать большие и маленькие грибы на поляне. Чтобы получить шляпу треугольной формы, верхушку мухомора делаете холмиком. Под шляпой изображаете овальное очертание внутренних слоев. У такого «фигурного» гриба ножку нарисуйте внизу с утолщением. Это простое рисование.

Грибы в старшей группе можно изобразить более натурально. Для этого сделайте следующее:

Чаще грибы вырастают под дождем. Как его нарисовать реалистично, без «палок», рассмотрим далее.

Рисование «Идет дождь»

Старшая группа уже определяет особенности дождя (грибной, слепой, проливной, осенний, летний). Педагогу лишь нужно акцентировать внимание на том, что капли изображают в одном направлении. Сначала дети рисуют тучи с каплями дождя, затем изображают людей с зонтиком, на последнем этапе дошкольники изображают дождь «по ту сторону окна».

На что обратить внимание при изображении дождевых туч.

  • Если тучи вблизи, то дождь изображаете продолговатыми каплями разных размеров, но в одном направлении. Начинаются капли с середины тучи, а не от края. Низ и вверх облака - более темные по цвету, чем передний план.
  • Если тучи далеко, то под ними растушуйте фон карандашом, формируя сплошной ливневый поток. Потом на нем штрихами определите отдельные капли дождя.

Это простое рисование («Идет дождь»). Старшая группа вполне может изобразить «натуральные» погодные явления. Этому помогут следующие правила.

  1. Дождь всегда изображаете на темном фоне, независимо от того, рисуете ли красками, карандашами, пастелью, маслом.
  2. Линии дождя изображаете параллельно друг другу.
  3. Яркие капли передаете через нажим ластика, свечу, разную цветовую гамму или специальной щетинистой веерной кистью.

Если нужно изобразить дождь как природное явление, то рисуете пейзаж, а поверх него через какое-то время наносите светлой краской капли сплошными наклоненными штрихами. Если капли делаете ластиком, то сначала широкой стороной проводите направления, а потом острым уголком при помощи сильного нажатия создаете блик капель.

Людей под проливным дождем изображаете аналогично. Но внимание уделяется не только направлению дождя, форме капель, но и лужам, силе брызг. Этому обучают дошкольников на индивидуальных занятиях по рисованию.

Рисуем осень

Октябрь - это месяц осенних конкурсов. Педагогу необходимо с детьми закрепить погодные свойства через рисование («Осень»). Старшая группа сравнивает все осенние месяцы, находит сходства и различия, запоминает цветовые переходы. Самое простое задание - когда дети изображают одинокое дерево. Для этого сначала определяется его место, отмечается ствол и ветки «рогаткой».

Затем на ответвлениях так же схематично наносятся мелкие галочки. При помощи краски толщина ствола и веток «наращивается». Поверх веток изображается листва разными красками (красной, оранжевой, желтой). Теперь остается нарисовать лужайку, небо, облака, солнце и тень от дерева.

Осень можно изобразить, нарисовав листопад. Здесь дети закрепляют знания о деревьях. Самый простой вариант - изобразить осень отпечатками (этот способ больше всего предпочитает старшая группа).

Рисование: тема «Осень»

  • Соберите разные листы с деревьев.
  • Распределите их на листе бумаге.
  • Далее берете листок, намазываете обильно его с изнаночной стороны красной, желтой, оранжевой краской (особенно тщательно промазывайте прожилки).
  • Положите листок крашеной изнанкой на альбомный лист, прижмите ладошкой.
  • Проделайте эту работу с другими листами, выбирая другой цвет.
  • Теперь листья больше не нужны. Отпечатки прорисовываете кистью, красками. Обратите внимание, что прожилки листа выполняют роль ствола и веток дерева.

Можно нарисовать стволы деревьев с ветками, а пальчиками ставить точки-листочки. Это тоже нравится дошкольникам любого возраста. Для конкурса многие дети, проявляя фантазию, рисуют образ осени с женским лицом и листьями вместо волос. Так закрепляются знания о пропорциях человеческого лица, листьях, деревьях и цветовой гаммы осени.

Рисуем пернатых

Рисование птицы в старшей группе происходит по тому же плану, что и занятие по изображению животных. Сначала все детали сравниваются с геометрическими формами, акцентируется внимание на движении, наклоне головы, расположении на альбомном листе. Вот пример (рисование павлина):

  • нарисуйте овальное туловище;
  • сверху круглую голову;
  • шея идет от головы по овалу;
  • на туловище прорисовываете треугольные крылья;
  • к овалу добавляете лапы с тремя пальцами;
  • на голове прорисовываете круглые глаза, треугольный клюв;
  • от одного крыла до другого намечаете распущенный хвост, похожий на лепестки ромашки;
  • раскрасьте

Рисование в старшей группе позволяет изобразить птиц с разной стороны, в действии. Вот как выглядит профиль петуха. Начинаете работу с головы. Чертите круг, отмечаете глаз, треугольный клюв с поперечной линией, овальной бородкой и гребешком из трех лепестков.

От головы рисуете шею с воротником, похожим на форму расклешенной юбки. От него продолжаете вогнутое туловище, напоминающее вместе с шеей полумесяц. Далее рисуете хвост из восьми перьев: первые длинные, поднятые вверх, четыре пера начинаются с конца туловища, последние короткие, заходят на треть туловища и свисают вниз.

На туловище прорисовывается линией крыло, ноги с четырьмя пальцами и шпорами. На крыле обрывистыми горизонтальными дугами обозначаются перышки, а вертикальными линиями - длинные перья. На пальцах прорисовываются когти маленькими дугами.

Как писать конспект по изобразительной деятельности

Конспект рисования в старшей группе пишется по следующему плану.

  • Тема занятия. Обычно берется из программы.
  • Цель . Прописываются три-пять задач данного занятия, подразумевающие получение новых знаний и закрепление имеющихся навыков.
  • Материал . Указывается инструментарий, вплоть до последней кисточки. Какие приемы будут применены, какое оборудование понадобится.
  • Ход занятия. Теоретическая часть начинается с предварительной работы по теме. Так, может прийти в гости сказочный персонаж, которого надо нарисовать или которому нужно помочь изобразить что-то. При помощи стихотворений, рассказов, рассматривания картин, наглядного материала выявляются нужные свойства предмета, который нужно нарисовать. Далее на практике дети выполняют задание, а в конце урока делаются выводы о полученных знаниях.

Ныне в детских садах занятия называются термином «непосредственная образовательная деятельность» (НОД). Рисование в старшей группе от этого не изменило своей сути. Также применяются дидактические игры, игровые приемы, разные техники для того, чтобы вызвать у детей желание нарисовать нужный предмет или явление.

Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются в самом невообразимом виде, но очень часто связаны с художественной деятельностью. Многие мамы рано или поздно задаются вопросом о том, зачем ребенку учиться рисовать? И правда, зачем, если вы не планируете вырастить еще одного Сурикова или Айвазовского? Если ваша задача – видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе человеком, то поощряйте творческие проявления, потому что любая изобразительная работаважное условие для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!

Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?

  • Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
  • Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
  • Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
  • Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
  • Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
  • Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!

Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.

Начинаем творить: пальчики или ладошки

Нетрадиционные техники рисования подразумевают изображение образов с помощью различных материалов, в том числе и «нехудожественных»: скомканная бумага, поролон, нитки, парафиновая свеча или восковые мелки, высушенные листья; рисование без использования инструмента – ладошками или пальчиками и еще много чем. Такие методы с успехом применяют как в детсаду, так и дома.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым маленьким будет интересно рисовать пальчиками, ведь кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками малыш уже владеет блестяще. Обмокните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг он растерялся, то помогите ему, проведите масте-класс – окрасьте свою ладонь и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру.

Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Техника «монотипия»

Для старших деток можно предложить более интересные виды художественного творчества. Например, интересная техника, которая тоже основана на оттисках – «Монотипия». Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка), для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере.

Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. Раз мы договорились изобразить бабочку, то рисуем одно крылышко, затем проглаживаем рукой сложенный лист. Раскрываем – у бабочки уже два крыла и они совершенно одинаковые! Недостающие элементы можно дорисовать кисточкой.

Чувство восторга обеспечено, в то время как ребенок понимает, что его «хулиганские» действия, когда на лист альбома летят кляксы и брызги, – это тоже вид искусства. «Кляксография» ещё имеет название «Набрызг». Такими техниками можно достичь необычных художественных эффектов.

Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд. «Кляксография» поможет юному художнику заселить необитаемые планеты космоса забавными пришельцами. Стоит только набрать на кисть побольше краски и дать ей стечь на лист бумаги, – получилась клякса. А теперь дуем на нее, разгоняя лучики в разные стороны. Дорисуем высохшей кляксе пару глазок, а можно и две пары, это же неведомое животное, и отправим заселять его далекие миры!

Интересную фактуру можно достичь методом использования сухой кисти. Сухую широкую кисть слегка погрузить в гуашь, лишнюю краску обтереть о баночку. Рисуем вертикальными тычковыми движениями. Изображение получается «лохматым» и «колючим», таким способом очень реалистичными получаются ёлочки и ёжики, поле с зеленой травой. Таким нетрадиционным способом в детском саду можно рисовать цветы, например, астры.

Невероятные возможности привычных вещей.

  1. Мыльные пузыри.

Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

  1. Соль.

Не удивляйтесь, но соль можно использовать не только в кулинарии. Интересная фактура получится, если невысохший рисунок посыпать солью, а когда краска высохнет, просто струсить.

  1. Песок, бисер и различные крупы также применяют для создания творческих фактур. Существует несколько вариантов использования таких материалов.
  • Предварительно покрытый клеем лист посыпаем крупой, песком или бисером, а затем рисуем по фактурной поверхности.
  • Покрываем клеем участки в тех местах, где будет изображен рисунок.
  • Заранее раскрасить и высушить нужные материалы, а затем украшать ими рисунок.

Классика в нетрадиционном прочтении

Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!

Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.

Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».

Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?

Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.

Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски;
  • плоская тарелочка;
  • лист плотной бумаги.

Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.

Нет предела творческим проявлениям

Для ребят, которые уже познакомились со многими интересными техниками и проявили свои незаурядные творческие способности, можно предложить довольно непростую технику рисования – «граттаж».

Необходима плотная бумага, раскрасить ее нужно восковыми мелками, желательно ярких цветов, далее, с помощью широкой кисти покрыть черной гуашью или тушью. Если намерены использовать гуашь, добавьте немного клея ПВА, чтобы высохшая краска не крошилась. Когда тушь (или гуашь) высохнет, заготовка для дальнейшей работы готова. Теперь берем тонкий стек (любой острый, не пишущий инструмент) и начинаем рисовать. Но рисованием этот процесс можно назвать лишь условно, так как происходит соскабливание верхнего слоя краски. Так, штришок за штришком проявляется яркий восковой слой и проецируется в задумку художника.

Для юных художников будет увлекательной техника рисования с помощью пластилина по стеклу.

Выберите понравившийся рисунок, накройте стеклом, нанесите черным фломастером контуры рисунка на стекло. Затем приступаем к заполнению контуров мягким пластилином, стараясь не выступать за край. Изнаночная сторона смотрится не так аккуратно, но с лицевой стороны видна яркая и четкая картинка. Вставьте работу в рамку, а в качестве фона можно использовать цветной картон.

Существует еще целый ряд нетрадиционных техник рисования в детском саду, которые легко освоят дети средней и старшей дошкольной группы. Для повседневных занятий может подойти сочетание аппликации с классическим рисунком. Предварительно вырезанные элементы клеят на альбомный лист, после чего с помощью карандашей или красок придают образу законченный вид.

Одной из доступных и занимательных техник является «Фронтаж».

Этот вид изобразительного творчества нам знаком с детства, помните, прятали монетку под лист бумаги и заштриховывали простым карандашом? Таким же образом вместо монетки можно использовать сухие листочки, а заштриховывать не карандашом, а цветной пастелью. Рисунок получится ярким и насыщенным.

Мы познакомились с большим количеством техник рисования и уже много чему научились, так почему бы не применить наши знания на практике? С помощью как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования декорируют любые предметы интерьера. Декоративное рисование в детском саду так же имеет прикладной характер, ребенок уже может украсить, например, подставку для карандашей или глиняную вазочку, а может порадовать маму и создать неповторимый узор на разделочной доске. Только следует помнить, что краски для таких работ нужно выбирать водостойкие: акриловые или масляные. Чтобы результат радовал дольше, покройте готовую поделку лаком.

Для декора интерьера используют технику «витраж».

Суть техники заключается в нанесении клеевого контура и заполнении его краской. Вариантов исполнения данной техники существует множество, но один из самых интересных – нанесение рисунка на клеёнку, а после высыхания, с клеёнки рисунок можно снять и приклеить на любую поверхность, например, на стекло, – будет полупрозрачная яркая картинка.

Остановимся подробнее на самой технике выполнения.

Идеальным вариантом будет использовать специализированные витражные краски, но если таких не оказалось, можно проявить смекалку и изготовить их самостоятельно. Возьмите обыкновенную гуашь и добавьте клей ПВА, после высыхания, краски имеют эластичную структуру, что позволит снять картинку с пленки без труда. Выберите понравившийся рисунок и нанесите его контур на прозрачную клеёнку (можно взять обычный файл или пластиковую прозрачную папку). Контур лучше сделать вначале карандашом или фломастером, а затем обвести или готовым витражным контуром, или обычным клеем ПВА из тюбика с дозатором. Дождитесь высыхания контура, затем заполняйте яркими цветами. После полного высыхания можно рисунок отлепить от пленки, и декорировать задуманную поверхность.

Декорировать можно не только предметы интерьера, но и предметы гардероба специальными красками для ткани. Такая техника называется «Холодный батик». Предложите ребенку сделать дизайнерскую роспись обычной белой футболки, такая будет только у вашего малыша, единственная и неповторимая!

  • Предварительно футболку необходимо зафиксировать в пяльцах для вышивания или в подрамнике для рисования на холсте.
  • С помощью карандаша и кальки переведите изображение любимого мультяшного героя на ткань.

Одним из главнейших этапов этого метода является нанесение резервирующего состава, другими словами, защитного контура, который предотвратит растекание краски по ткани. Контур должен быть замкнутым, для предотвращения растекания.

  • После высыхания, по известной нам схеме заполняем контуры краской.
  • Затем рисунок необходимо закрепить. Подложите один лист бумаги под рисунок, а другой на рисунок и прогладьте утюгом.

Стирать такое изделие можно, но лучше в ручном режиме в прохладной воде. Уникальное изделие готово.

Заключение

Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить и на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду – прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твердое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии.

Елена Никитина

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей . У ребенка появляется интерес к рисованию , как следствие желание творить.

Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать , не используя кисточку.

1. Рисование ватными палочками . Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины) .

2. Рисование ладошками . Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь) .

3. Рисование ватными дисками . Ватными дисками можно рисовать , сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы) .

4. Рисование отпечатками . Простой способ рисования : на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют : цветы, ракушки, фрукты, овощи) .

5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

6. Рисование вилкой . На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву , забор, цветы, ежика.

7. Рисование нитью . Лучше всего рисовать шерстяной нитью . Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.

8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.

9. Рисование набрызгом . Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.

10. Рисование штампиками . Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.

11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

12. Рисование расческой . Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры , добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

13. Рисование восковыми мелками . Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды , цветы) .

14. Граттаж (воскография) . Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.

15. Рисование марлей . К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)

16. Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять ленку.

17. Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить .

18. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег . На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.

19. Рисование солью . На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.

20. Рисование манкой . Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.

21. Рисование свечой . На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут Выступать восковые изображения. (Елка, снежинки, животные) .

Также можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования : рисование перышком , рисование пальцем , рисование по трафарету томпоном, рисование методом тычка , рисование мыльными пузырями , рисование мятой бумагой , рисование листьями .

Публикации по теме:

Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности 1.«Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности» 2. слайд Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,.

Консультация «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать.

Мне и детям нашей группы очень понравилось знакомиться с различными техниками художественного творчества. Ребята настолько погрузились в.

Конспект по рисованию нетрадиционными техниками «Осенние листья» Возрастная группа: 2-младшая Тип: продуктивная деятельность Форма организации:.

Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №33»Малинка» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Знакомим детей дошкольного.

Мастер-класс по рисованию. Нетрадиционное рисование кусочком текстиля

Тема: «Пейзаж кусочком текстиля - за 3 минутки»

Мастер - класс рассчитан : на детей старшего дошкольного возраста, педагогов дошкольного образования, родителей.

Назначение : данный рисунок, выполненный своими руками в нетрадиционной техники, является отличным подарком родным и близким, может использоваться для оформления интерьера комнаты, выставок детского творчества.

Цели и задачи : развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений. Повышения уровня педагогического мастерства педагогов и родителей.

Материалы : бумага белая формата А - 4 , гуашь черная, палитра, кусочек текстиля размером 10 х5 см, клей белый ПВА, лист цветного картона.

Описание Мастер - класса:

Мы открыли мастерскую.

Полюбуйтесь - вот какую!

Приглашаем всех учиться

Вместе весело трудиться!

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро.

Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса.

И хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования - рисование текстилем, то есть (тканью). И предлагаю вам сегодня написать пейзажи, без помощи кисточки - простым кусочком ткани.

Как мы знаем, пейзаж - это рисунок изображающий природу, то есть леса, реки, поля, луга, озера, горы.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется …пейзаж .

Ведь как гласит китайская мудрость.

Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.

Поэтому предлагаю преступить.

Для работы нам понадобится: черная гуашь, так как рисовать мы будем в черном тоне, кусочки хлопчатобумажной ткани, лист белой бумаги формата А - 4, клей белый ПВА, лист цветного картона (для оформления работы).

Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона.

Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта.

Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.

Нарисовали линию горизонта способом протяжки.

Теперь нам нужно нарисовать вдали лес, для этого мы примакивающими движениями печатаем хаотично деревья и кустарники, при этом мы получаем фактурные отпечатки.

Лес и кустарники на линии горизонта готовы.

Важно помнить, что на дальнем плане предметы кажутся маленькими, а на ближнем переднем плане более крупными, отчетливыми. Теперь на переднем плане рисуем тампоном способом протяжки линию берега.

Берег готов.

Приступаем к печатанию кустов.

Кусты готовы.

Рисуем способом протяжки, хаотичным размазыванием кусочком ткани на небе тучи или облака.

Тучи нарисовали.

Приступаем к рисованию ряби на озере.

Рябь готова.

Теперь рисуем солнце и его отражение в воде.