Музыкальное занятие в структуру которого. Музыкальные занятия в детском саду. Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Рубрика (тематическая категория) Музыка

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всœей группой детей и имеют всœе разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере крайне важно сти. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Οʜᴎ делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фронтальные занятия включают всœе виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия ʼʼСлушание музыкиʼʼ и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Вместе с тем использовать всœе виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но крайне важно постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в т.ч. одно и то же построение занятия.

Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий.

Уже вход детей на занятие в зал должна быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтительнее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.

В случае если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и согласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во вводной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокойная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой направления движений и т. д.). В разделœе ʼʼМетоды развития музыкального восприятияʼʼ были рассмотрены приемы, активизирующие слуховое внимание детей (контрастное сопоставление фрагментов маршей, беседа и т. д.). Чтобы поддерживать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.

Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. В случае если до занятия ребята мало двигались, эти упражнения позволяют им сменить вид деятельности. Движения под музыку, согласующиеся с ее характером, активизируют музыкальное восприятие, слуховое внимание. В этом разделœе занятия дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: ʼʼСлушание музыкиʼʼ, ʼʼПениеʼʼ, ʼʼИгра на музыкальных инструментахʼʼ, включая творческие задания.

Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце за таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, в случае если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. По этой причине рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

В случае если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

На доминантных занятиях необязательно привлекать всœе виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

В случае если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и всœе задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения. Доминантные занятия могут иметь определœенную тему или сюжет. Οʜᴎ проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их начиная со второй младшей группы.

\^ Тематические занятия. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - исходя из характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема должна быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), к примеру: ʼʼОсеньʼʼ, ʼʼПрирода и музыкаʼʼ и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта͵ подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. К примеру, на занятии ʼʼПрирода и музыкаʼʼ важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картинœе природы: любование ее красотой, завороженность (ʼʼРосинкиʼʼ С. М. Майкапара), тревогу, смятение (ʼʼЗимнее утроʼʼ П. И. Чайковского), могущество, силу (ʼʼМореʼʼ Н. А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность (ʼʼПодснежникʼʼ П. И. Чайковского из цикла ʼʼВремена годаʼʼ) и т. д.

Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий бывают различными: ʼʼТемп в музыке и его выразительное значениеʼʼ, ʼʼТембр в музыкеʼʼ, ʼʼРегистрʼʼ, ʼʼДинамикаʼʼ, ʼʼИнтонация в музыке и речиʼʼ, ʼʼНародные музыкальные инструментыʼʼ, ʼʼИнструменты симфонического оркестраʼʼ, ʼʼРусская народная песняʼʼ и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединœено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всœегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству (ʼʼУтроʼʼ, ʼʼВ пещере горного короляʼʼ Э. Грига, ʼʼМореʼʼ Н. А. Римского-Корсакова, ʼʼМарш Черномораʼʼ М. И. Глинки и др.).

Учитывая зависимость отсюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых крайне важно не только сочинить мелодию, но и передать в ней определœенное (заданное) настроение: ʼʼСпой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещерыʼʼ, ʼʼСколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полочку и спляшем, чтобы отогнать ихʼʼ (музыкальный руководитель Н. Н. Хаочева. Москва).

Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема должна быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определœенным сюжетом, и, наконец, темой должна быть само искусство.

Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор.

Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, к примеру ʼʼВремена годаʼʼ, ʼʼСказочные персонажиʼʼ, помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова).

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. В случае если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединœены общей темой, к примеру, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского ʼʼНа тройкеʼʼ из цикла ʼʼВремена годаʼʼ (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова ʼʼМороз, Красный носʼʼ - ʼʼНе ветер бушует над бором...ʼʼ (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, крайне важно обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута.

Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.

Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ" 2017, 2018.

Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Следующее основание для классификации музыкальных занятий - это его содержание . В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым , или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться .

Доминантное музыкальное занятие – это занятие , на котором преобладает один вид музыкальной деятельности . Или занятие , направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей . В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке » , «Времена года в музыке » , «Музыка моего народа » ) и музыкально-тематические . Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки , с музыкальными инструментами , с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями . Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке » , «Зимние истории и небылицы» ). Целостность музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей .

Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки , живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную , изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка , она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя , старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.

Публикации по теме:

Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ «…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский). «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» (В. А. Сухомлинский).

Классификация театрализованных игр Как правило, дошкольники бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Цель: Пробудить эмоциональную отзывчивость в детях на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Конспект Доминантного музыкального.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Классификация игр с правилами» Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического.

Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически.

Типовые (традиционные) - включают в себя все виды музыкальной деятельности. Дети должны накапливать опыт слушания небольших фрагментов классической музыки разных времен и современной музыки, накапливать певческий репертуар, знать простейшие ритмические движения.

Реже всего применяются на занятиях слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, творчество. Преобладают же обычно пение и музыкально-ритмические движения. По-видимому, это объясняется тем, что, используя эти виды деятельности, проще составить программу концерта для праздничного утренника. А ведь именно во время слушания классической музыки дети учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры.

Структура типовых (традиционных) занятий определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей:

1. Уже вход детей на занятие в зал может быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Дети прислушиваются к музыке и согласовывают ходьбу с ее звучанием. Марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоции детей.

2. Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. Дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

3. После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», включая творческие задания.

4. Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце занятия педагог может обсудить с детьми: что больше всего им понравилось, что запомнилось, над чем им надо поработать самим, в чем помочь друг другу.

5. Выходят ребята из зала под звуки марша.

Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски из-за дыхания трудно, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности.

Задания, требующие сосредоточенности (слушание классической музыки), лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить.

Во время занятия важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменять запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены.

Конспект доминантного музыкального занятия «В гости к Гномику пойдем, чудо-песенку найдем!» (подготовительная группа)

Задачи:
Образовательные:
1.Учить детей петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
Развивающие:
2.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
Воспитательные:
3.Воспитывать у детей интерес к пению.
4.Формировать нравственные качества: чувство сопереживания, желание оказать помощь (Гномику).
Словарная работа: Активизация словаря: «нотный стан».
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных стеснительных детей.
Предшествующая работа: предварительное разучивание песни «Пестрый колпачок» Г.Струве, распевок «Чудо-лесенка», «Ау», танца «Чик и Брик».
Используемый материал:
Дидактические средства: нотный стан на мольберте, нотки-бусинки разного цвета (7 штук);
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки.
Методические приёмы по структуре занятия:
Мотивация : музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь Гному собрать нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости!»
Коммуникативная игра «Приветствие» И. Картушиной
Игра с пением «Кто поздоровался?» И. Картушиной
Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Снежинка», «Эхо».
Вокально-интонационные упражнения: «Ау», «Чудо-лесенка», «Сугробы».
Игра с движением. «На дворе у нас мороз…»
Вокально-интонационное упражнение «Вьюга».
Слушание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Разучивание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Исполнение песни «Пестрый колпачок», муз. Г. Струве
Музыкально-ритмический танец «Чик и Брик» Т.Суворовой

Ход занятия:

Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие музыкального руководителя с детьми «Здравствуйте, ребята». Ответное музыкальное приветствие детей.
Муз. руководитель: Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем и наших гостей.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости» под музыку
«Здравствуйте, здравствуйте, Дорогие гости!
Здравствуйте, здравствуйте, Милости мы просим!»
Муз. руководитель: А теперь, поздороваемся друг с другом под музыку.
Коммуникативная игра «Приветствие». Под музыку дети свободно гуляют по залу, с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто оказался рядом. Повторяется 3 раза.
Муз. руководитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру «Кто поздоровался?»
Игра с пением «Кто поздоровался?». Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей поет: «Здравствуй, Мария (имя водящего)!», водящие отгадывает по голосу ребенка, подходит к нему и пожимает ему руку.
Музыкальный руководитель берет конвертик.
Муз. руководитель: Сегодня утром я встретила Почтальона, он передал для вас письмо от Гномика из волшебного леса, (показывает конвертик), хотите узнать, что он нам пишет? (открывает):
«Дорогие друзья, у меня случилась беда! Сердитая вьюга налетела на наш лес, и мои нотки-бусинки разлетелись по всему лесу и теперь я не могу петь свою любимую песенку. Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать нотки-бусинки! Гномик»
– Ну что, хотите отправиться в лес и помочь доброму Гному собрать его нотки-бусинки?
Дети: Да!
Муз. руководитель: А на чем мы поедем?
Дети: На лошадке! На санках!

Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (Щелкают языком)
Сани скрипят (скрип, скрип, скрип)
Бубенчики звенят (динь, динь, динь)
Дятел стучит (тук, тук, тук)
Вьюга свистит (свист)
Едем, едем на лошадке (щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (щелкают языком)
Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у)
Снег пушистый кружит, кружит (кружатся)
Ехали мы ехали, наконец, доехали.
Тпру-у, приехали!
Муз. руководитель: Ой, ребята, смотрите, вот и первая нотка-бусинка! (показывает на нотку-бусинку, которая лежит на пенечке) Надо вернуть нотку на свое место, на нотный стан. (Музыкальный руководитель прикрепляет первую нотку-бусинку) Куда надо вернуть нотку?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: А какая погода в лесу? Вам холодно?
Дети: Да, холодно в лесу, снежок идет.
Муз. руководитель: Сейчас я предлагаю вам согреться. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
Упражнение «Греем ручки».
Появился ветерок,
Мы подуем на снежок
Упражнение «Снежинка».
Муз. руководитель: Ну, вот мы и согрелись. Ребятки, я открою вам секрет, в этом лесу живет волшебное эхо. Послушаем его.
Упражнение «Эхо».
Муз. руководитель : Эхо, скажи нам, пожалуйста, ты не видело нотки-бусинки, которые потерял Гномик?
Эхо: Видело-ло-ло-ло! На елочке-елочке-елочке!
Муз. руководитель : Посмотрите, какая красивая елочка, а что это на ней? (дети находят вторую нотку-бусинку на елочке и один их детей прикрепляет ее на нотный стан).
Муз. руководитель: Где мы разместим нотку-бусинку?
Дети: На нотном стане.
Муз. руководитель: Молодцы, еще одну нотку-бусинку нашли! Как вы думаете, чей домик виднеется вдалеке?
Дети: Домик Гномика!
Муз. руководитель: Надо нам позвать Гномика.
Упражнение «Ау!» – добиваться звучания головного резонатора на звуке «У», повтор 3 раза с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Что-то Гномик не появляется, может, его нет дома? Заглянем в домик, посмотрите – здесь лесенка! Предлагаю вам спеть попевку «Чудо-лесенка», может Гномик нас услышит!
Упражнение-попевка «Чудо-лесенка».
Муз. руководитель: Я заметила на крыше, еще одну бусинку? (прикрепляют третью нотку-бусинку) Куда ее нужно прикрепить?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: Гномика дома нет, наверное, он тоже ищет в лесу нотки-бусинки для своей песенки. Пойдем по его следам. Посмотрите, сколько снега намело! Обращает внимание на волнообразно разложенную на полу верёвку, снежинки-точки – между волнами вверху и внизу. Посмотрите, на что похож этот рисунок?
Ответы детей.
Муз. руководитель: Мне тоже кажется, что этот рисунок похож на снежные сугробы. Снежные сугробы часто имеют причудливые формы. Сейчас так и хочется спеть песенку сугроба.
Упражнение «Сугробы». Пение по линии и точкам на звук «у» и «о» (На полу из верёвочки выкладываются «сугробы»)
Муз. руководитель: Кто хочет придумать свою песенку? Дети меняют движение верёвки и поют «новую песенку». После упражнения находят четвертую нотку-бусинку.
Игра с движением «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Муз. руководитель: А как называется природное явление, когда дует сильный ветер и идёт снег?
Дети: вьюга, метель…
Муз. руководитель: Попробуем изобразить вьюгу.
Упражнение «Вьюга». Пение в унисон с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Ребята, я хочу вас познакомить с новой песенкой?
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – слушание.
Вопросы:
Про кого эта песня?
Какая музыка по характеру (печальная, тоскливая, веселая, добрая, нежная, задушевная)
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – разучивание.
Приемы:
Пение музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель поет куплет, дети припев.
Муз. руководитель: Ребята, как хорошо спели! У нас появилась еще одна нотка-бусинка (на фортепиано находит шестую нотку-бусинку)
Под музыку «Пестрый колпачок» заходит Гномик. У него в руках седьмая нотка-бусинка.
Гномик: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо?
Дети: Да! Мы нашли шесть ноток-бусинок.
Гномик: Спасибо, вам ребята, что помогли мне собрать нотки-бусинки и теперь я могу спеть вам свою веселую песенку!
Гномик поет первый куплет песни «Пестрый колпачок».
Гномик: Хотите споем все вместе?
Дети вместе с Гномиком исполняют песню «Пестрый колпачок»
Исполнение песни «Пестрый колпачок»
Приемы:
Пение по фразам «цепочкой».
Тихо – громко.
Инсценировка песни «Пестрый колпачок»
Гномик: Как с вами весело, что хочется даже потанцевать!
Танец «Чик и Брик»
Гномик: Спасибо вам еще раз и до свидания!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.

Доминантное занятие по элементарному музицированию

Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Что вы услышали?
Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным? Ответы участников

Жизнь была бы страшно скучной, если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук: шум дождя и сердца стук!
Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры
персонажей. Помните, пьесу П.И.Чайковского «Баба яга»? Какая в ней музыка? Очень похоже на сказочную Бабу Ягу?
А как ярко музыкальные инструменты могут изобразить явления природы! С помощью литавр музыкант изображает раскаты грома; звуки флейты очень точно передают пение птиц; переливы арфы напоминают волнение воды. Звенит колокольчик.
Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать произведение Антонио Вивальди «Зима» в исполнении оркестра. Вы послушайте и определите настроение, характер этого произведения, о чем рассказывает нам эта музыка, чьи голоса вы услышите в этой музыке? Слушание произведения, рассматривая зимние пейзажи (слайды), небольшая беседа.
Наверное, каждый из нас когда-нибудь мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. Вы мечтали об этом, ребята? А как вы думаете, что для этого необходимо?
А есть ли у вас чувство ритма, музыкальный слух, умеете ли вы слушать музыку, мы сейчас проверим! А с помощью чего мы проверим, предлагаю отгадать:

Что за кирпичи квадратные,
Цветные и аккуратные? -
Словно краски в тюбиках,
Разноцветье... (кубиков )
Музыкально – ритмическая деятельность : «Ритмические кубики» под музыку «Полька Трик-Трак»
Молодцы! Вы замечательно справились с этим упражнением, а значит, каждый из вас может стать отличным музыкантом!
- Но, какой же музыкальный инструмент выбрать?
- На чём бы вы хотели научиться играть?
Чтобы нам лучше разобраться и больше узнать про это, я приглашаю вас в «Музей музыкальных инструментов». Посмотрите, перед вами целая выставка! Какие же инструменты вы видите? Перечисляют инструменты
Игра «Угадай, что звучит!»
Ах, как здесь интересно! Наверное, инструменты очень обрадовались тому, что на них обратили внимание. Давайте обрадуем их ещё больше и споём о них песенку.
Вокальная деятельность : «Этот ритм повторяй!»
Эй, друг
Не зевай

Этот ритм
Повторяй

1. Палочками - клавесами
Будем мы стучать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

2. Бубны будем мы трясти,
В бубны ударять.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

3. Наш приятель ксилофон
Не привык молчать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

4. Этот звонкий треугольник
Не даёт скучать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!
Ой, посмотрите, а что же среди всех инструментов делают эти 2 камня? Как вы думаете?
Давным-давно у людей не было ничего! Их окружала только прекрасная, нетронутая рукой человека, чистая природа.
Музыкально-ритмическое упражнение «Цветы и бабочки»
Древний человек, увидав всю эту красоту, находясь в хорошем настроении, поднял с земли камни и начал отстукивать ритм. А второй человек, услыхав, стал повторять этот ритм.
Игровая деятельность : «Эхо»
Прошло время…. Люди изобретали всё новые и новые инструменты, которые разделили на группы. Кто мне скажет, на какие?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»

А теперь отгадайте загадку:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это…… дирижер
Игра «Дирижер и оркестр»
С помощью музыкальных инструментов, можно и рассказывать сказки. Я вам сейчас расскажу сказку про зайчишку-трусишку, а вы не зевайте, инструменты разбирайте и мне помогайте!
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!
Испугался заяц и бежать.
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!
Бросился заяц бежать.
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!
Побежал заяц из леса к речке.
А на берегу речки лягушки сидели.
Увидели они зайца и прыг в воду.
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

А теперь на минуточку представьте, что все-все музыкальные инструменты исчезли из нашей жизни! На чем же мы будем играть? Я кажется, придумала. Помните, в начале нашей встречи я вам говорила, что может звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты. Сейчас я вам расскажу об этом сказку.

Сказка «Чей голос лучше»
- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.
- И они зазвенели… (Звон бокалов)
- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели. (Бренчание маленькой ложечки в стакане)
- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)
- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест? - И он зашелестел. (Шуршание пакета)
- Разве это музыка? – Закричали баночки из-под кетчупа. Тебя же почти не слышно!
Вот как надо играть! – И они громко-громко зашумели… (Бутылочки с крупой)
- А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)
- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас! - И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)
А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр!
А вдруг даже нет посуды? Как же можно сыграть музыку? С помощью нашего тела
Игра «Звучащее тело»
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И я за старание награжу вас медальками «Лучший музыкант»