Марлен Хуциев: личная жизнь. Марлен Хуциев: На меня писали доносы из зависти Озвучивание Марлена Хуциева

Марлен Хуциев – кинорежиссер и сценарист, педагог и актер, Народный артист СССР и Лауреат Государственной премии Российской Федерации, президент Гильдии кинорежиссеров России со дня ее основания, Председатель Союза кинематографистов,Почетный член Ученого совета ВГИКа, получивший наибольшую известность благодаря работе над фильмами «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича», «Был месяц май», «Послесловие» и «Бесконечность»,

Главные фильмы режиссера Марлена Хуциева

  • Краткая биография

    Марлен родился 4 октября 1925 года в Тифлисе. После рождения сына семья на некоторое время переехала в Москву. Но отец мальчика Мартын Леванович Хуциев погиб в тяжелые годы политических репрессий, когда Марлену едва исполнилось двенадцать лет. Его мать Нина Михайловна Утенелишвили была актрисой. Мальчик пошел по пути матери, избрав сферу кино своей профессиональной стезей. После происшествия с отцом обучение, начатое в московской школе, пришлось прервать. Нина Михайловна забрала сына, и вернулась в родной город Тбилиси. Получив среднее образование, Марлен пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств, но во всписки принятых на курс не вошел. Примерно в это время начался тяжелый военный период. По состоянию здоровья Хуциев не был призван на фронт. Приняв решение не терять времени даром, Марлен продолжил развивать свой творческий потенциал. В 1944 году молодой человек был принят на должность ассистента художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии. Еще через год Хуциев принял важное решение о переезде в Москву с целью получить высшее профессиональное образование в сфере кинематографии. Он поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который блестяще закончил под руководством И.Савченко в начале пятидесятых годов. Выпускной дипломной работой стал короткометражный фильм «Градостроители», который Марлен создал совместно с однокурсником Феликсом Миронером.

    После окончания обучения Хуциев получил работу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. Там он проработал порядка пяти лет в качестве помощника режиссера дубляжа. В 1955 году Хуциев был приглашен известным советским режиссером Борисом Барнетом в его новый проект комедию «Ляна». В качестве режиссера-практиканта вместе с Марленом над картиной работал Леонид Гайдай. В это же время Хуциев оставил киностудию имени Горького и перешел на должность режиссера-постановщика Одесской киностудии. Уже через год свет увидела первая полнометражная кинолента режиссера, как и дипломная работа, созданная в партнерстве с бывшим однокурсником Феликсом Миронером. Мелодрама «Весна на Заречной улице» мгновенно покорила сердца зрителей, и стала одним из самых популярных фильмов того времени. Главные роли в картине исполнили начинающие актеры Николай Рыбников, Юрий Белов и Геннадий Юхтин, а главную женскую роль на экране воплотила актриса, не имеющая профессионального актерского образования, Нина Иванова.Она попала в кинематограф по воле случая, когда однажды знакомый студент ВГИКа попросил девушку принять участие в съемках его дипломной работы, и эту работу позднее увидел режиссер Хуциев. Такой успешный дебют сразу же вывел Марлена на место перспективного новичка. Через два года зрители увидели вторую режиссерскую работу Хуциева мелодраму «Два Федора», главную роль в которой исполнил начинающий актер Василий Шукшин. Через четыре года была создана драма «Застава Ильича». Эта работа долгое время подвергалась жесткой критике чиновников от кинематографа, и претерпела множество вынужденных корректировок со стороны режиссера. Спустя три года зрители увидели эту ленту под другим названием «Мне двадцать лет», но первоначальный полный авторский вариант все-таки дошел до аудитории только в конце восьмидесятых годов. Эта работа была представлена на Венецианском кинофестивале, где совместно с картиной Луиса Бунюэля, получила специальную премию жюри. В 1965 году Хуциев стал режиссером киностудии «Мосфильм». В 2006 году он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, аспустя два года был избран Председателем Союза кинематографистов России.

Марлен Мартынович Хуциев. Родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) - умер 19 марта 2019 года в Москве. Советский и российский режиссер, сценарист, актер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист РСФСР (1977). Народный артист СССР (1986). Лауреат Государственной премии РФ (1993).

Отец - Мартын Леванович Хуциев (Хуцишвили) (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, служил комиссаром Четвёртой гаубичной дивизии, затем был заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР, в годы репрессий был осужден и расстрелян.

Мать - Нина Михайловна Утенелишвили (1905-1957), актриса, имела дворянские корни.

Его имя - производное от Маркс и Ленин. Его придумал отец, у которого на столе стояли бюсты Маркса и Ленина. "Я считаюсь самым первым Марленом", - говорил он.

Его родители развелись, когда ему было 3 года. Марлен с мамой уехал в Москву. Позже отец забрал его в свою семью и он жил с ним и новой супругой отца. В конце 1936 года отца арестовали.

После того, как отец был репрессирован, мальчик вновь стал жить с мамой, они вернулись в Грузию.

Окончил в Тбилиси среднюю школу №43.

После окончания школы пытался стать художником, ходил на подготовительные курсы, чтоб поступить в академию художеств. Однако поступить не смог. Некоторое время работал на Тбилисской киностудии в павильоне комбинированных съемок помощником декоратора, делал дорисовку к фильмам.

В 1952 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская режиссера Игоря Андреевича Савченко (автор фильмов «Дума про казака Голоту», «Богдан Хмельницкий», «Тарас Шевченко»). О последнем Марлен Хуциев отзывался очень тепло, как о человеке, который сделал из него режиссера: "Учитель не натаскивал нас, но являл пример служения искусству, и это, пожалуй, самое главное".

В 1953-1958 годах работал режиссёром на Одесской киностудии.

С 1959 года работал на киностудии им. Горького.

С 1965 года - режиссер на киностудии «Мосфильм».

В 1967 году Хуциев поставил в театре «Современник» спектакль «Случай в Виши» по пьесе Артура Миллера.

В 1968-1971 годах - художественный руководитель ТО «Экран» Центрального телевидения.

В ряде своих фильмов Марлен Хуциев выступал как автор или соавтор сценариев.

Первые же фильмы Марлена Хуциева - «Весна на Заречной улице» (1956) и «Два Федора» (1958) стали широко популярны у зрителей и были лидерами проката. Картину «Весна на Заречной улице» в первый же год посмотрело более 30 млн зрителей.

В 1962-1964 годах снял фильм «Мне двадцать лет» , который первоначально вышел на экраны в 1965-м как «Застава Ильча» (его первоначальный вариант был показан лишь в 1988 году). Авторы сценария - Марлен Хуциев и .

В этом фильме, рассказавшем о молодежи 1960-х, использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвуют поэты , (с песней «Сентиментальный марш», про «комиссаров в пыльных шлемах», и весь зал подпевает), Григорий Поженян, Михаил Светлов, Римма Казакова и др.

В 1963 году на совещании с деятелями культуры в Кремле об этом фильме, о финальном эпизоде - беседе погибшего отца с двадцатилетним сыном - высказался сам : «Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии! И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит! Все знают, что даже животные не бросают своих детенышей. Если щенка возьмут от собаки и бросят в воду, она сейчас же кинется его спасать, рискуя жизнью. Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни? Вы что, хотите восстановить молодежь против старших поколений, поссорить их друг с другом, внести разлад в дружную советскую семью?..».

В связи с резкой критикой Первым секретарем ЦК КПСС фильм был подвержен значительному цензурному редактированию - сокращению эпизодов, изменению ключевых сцен, правке текстов. Марлен Хуциев вспоминал: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены». Ему пришлось переделывать фильм, он рассказывал: «Если уже так говорить о компромиссах, я на них не шел. Я вот когда переделывал "Заставу", приходилось, я старался чтобы картина не потеряла своей сути. Почему я переделываю? Потому что если я не переделаю, или не стану её переделывать, этим занялись бы другие люди, абсолютно точно и что бы они из этой картины сделали бы, одному Богу известно, а я старался так делать поправки, чтобы сохранить суть картины, но я сначала был расстроен этим».

Как режиссер Марлен Хуциев часто открывал звезд. Так, лента «Два Федора» стала актерским кинодебютом . Кроме того, Марлен Хуциев явил зрителю и такого дебютанта как - он сырал роль Николая Фокина в фильме Хуциева «Мне двадцать лет».

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС против реабилитации .

С 1968 года снимался как актер, сыграл в кино несколько небольших ролей. Его можно видеть в картинах «Интервенция» (Главнокомандующий), «Гори, гори моя звезда» (князь), «В день праздника» (Рамзес), «Карл Маркс. Молодые годы» (Луи Блан).

Марлен Хуциев в фильме "Интервенция"

Марлен Хуциев в фильме "Гори, гори моя звезда"

Событием в мире кино стала лента Марлена Хуциева «Был месяц май» по мотивам рассказа Григория Бакланова «Почем фунт лиха», вышедшая в 1970 году. Она встала в ряд шедевров, посвященных Великой Отечественной войне. Действие фильма происходит в 1945-м на немецком хуторе, где расквартирована небольшая группа советских военнослужащих.

В 1991 году он представил картину «Бесконечность» , которую критики назвали философской притчей - «то ли историческая хроника, то ли фильм-эссе, размышление о России в потоке времени». Фильм выпадает из ряда постсоветского кинематографа времен распада и разложения, чернухи и тошноты.

В целом снял немного фильмов. Сам Марлен Мартынович так пояснял это: «Режиссеры примеряют свои профессиональные качества к материалу. Я же, скорее, дилетант. Я занимаюсь этим любя, а не стремясь применить профессиональность. Сравнил бы свой процесс с работой писателя, который задумывает, вынашивает идею. Ищу, нахожу, на это уходит время. Я не страдаю от того, что снял мало».

Хуциев запомнился как мастер деликатного поэтичного кино, способный языком кинематографической пластики передавать тончайшие движения человеческой души.

В 1965-1986 годах - секретарь правления СК СССР. С 1998 года - председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов России. С 1989 года - Президент Гильдии кинорежиссёров России.

Проявил себя как педагог. С 1978 года руководил мастерской режиссуры художественного кино во ВГИКе. С 1987 года - заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма ВГИКа, профессор. В августе 2009 года под сильным давлением режиссёр был вынужден подписать заявление с просьбой об освобождении от этой обязанности. О работе со студентами Хуциев говорил: «Когда набираешь ребят на курс, стараешься живых людей выбрать: не начетчиков, а чтобы живость ощущалась в человеке и непосредственность. А дальше нужно осторожно его направлять, не навязывая ремесленных приемов, вообще ничего не навязывая. Он должен развиваться самостоятельно. Нужно только постараться внушить будущему режиссеру, что его работа должна быть серьезной, не на потребу зрителя. И нужно создать выгодные условия, в которых то, что заложено в человека природой, как растение распустится. Иногда что-то подрезать, иногда добавить в почву питательные вещества. У меня учились на курсе очень талантливые ребята. Но, скажем, мой первый выпуск пришелся на такое время, когда делать было нечего в профессии».

В 1994-1995 годах - президент кинофестиваля «Окно в Европу».

19 декабря 2008 года был избран председателем Союза кинематографистов России. 17 марта 2009 года Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК, на котором Хуциев был избран председателем, незаконными.

Почётный член Российской академии художеств.

В 2018 году снял фильм «Невечерняя» - фильм-диалог двух великих писателей, Антона Павловича Чехова и Льва Николаевича Толстого, по всем главным русским вопросам. У картины получилась непростая судьба, прежде всего, из-за проблем с финансами. Сам режиссер говорил: «Сначала деньги по крохам выбивали, чиновники помогали, но потом восемь лет - никаких средств (как-то не находилось людей, для которых Чехов и Толстой представляли бы интерес). И я не знал, приступлю ли вновь к работе. Благодаря моему интервью один человек узнал о сложной ситуации и попросил прикинуть смету. Выделил сумму. Я со временем обязательно назову этого человека, выражу ему признательность».

«Невечерняя» - необычная картина: она конструируется не вокруг сюжета, а на внутренних смыслах. Сюжет основан на визитах Толстого к Чехову и Чехова к Толстому. Картина состоит из двух частей. Первая условно называется «Визит к больному в палату № 16», вторая - «Невечерняя».

В конце декабря 2018 года в тяжелом состоянии вместе с женой. Все начало 2019-го режиссер провел в больнице. СМИ регулярно сообщали об ухудшении его состояния.

21 марта . Режиссера похоронили с военными почестями, церемония проходила при участии Росгвардии.

Личная жизнь Марлена Хуциева:

Жена - Ирина Семеновна Соловьева, выпускница ВГИК, работала членом сценарной редколлегии киностудии имени Горького. Ирина Соловьева скончалась 4 января 2019 года в больнице, где находилась на лечении вместе с мужем.

Сын - Игорь Марленович Хуциев (родился 31 августа 1952 года), окончил режиссерский факультет ВГИКа, учился у М. Ромма и Л. Кулиджанова.

Внучка - Нина Хуциева, окончила китайское отделение МГУ.

Фильмография Марлена Хуциева:

1968 - Интервенция - Главнокомандующий
1968 - Золотой телёнок - Гигиенишвили (в фильм не попал)
1969 - Гори, гори моя звезда - князь
1978 - В день праздника - Рамзес, друг и коллега Кати
1980 - Карл Маркс. Молодые годы (Karl Marx - die jungen Jahre) - Луи Блан
1979 - ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
1984 - Мои современники (документальный)
1985 - Алов (документальный)
1988 - Жил человек...Василий Макарович Шукшин (документальный)
1996 - Чтобы помнили. Николай Рыбников (документальный)
1998 - Чтобы помнили. Евгения Козырева (документальный)
1999 - Шукшин (документальный)
1999 - Жизнь замечательных людей. Марлен Хуциев. История одного замысла... (документальный)
2002 - Чтобы помнили. Ростислав Плятт (документальный)
2003 - Кинорежиссёр: профессия и судьба (документальный)
2003 - Братья Васильевы
2003 - Кино, которое было. Марлен. Прощание с шестидесятыми (документальный)
2005 - Долгие встречи (документальный)
2006 - Поэт Николай Рубцов (документальный)
2006 - Борис Барнет. Легенда о режиссере (документальный)
2006 - Алла на шее (документальный)
2007 - Фильм про фильм. Весна на Заречной улице. Неоконченный рассказ... (документальный)
2007 - Ростислав Плятт. Что сказали звёзды? (документальный)
2008 - Фильм о фильме. Застава Ильича: Коллективный портрет Оттепели (документальный)
2008 - Игра для уха. Мастера радиотеатра (документальный)
2008 - Острова. Ростислав Плятт - мудрец и клоун (документальный)
2009 - Он сражался за Родину. Василий Шукшин (документальный)
2010 - В огнедышащей лаве любви. Светлана Светличная (документальный)
2010 - Владимир Венгеров. Против инерции (документальный)
2010 - Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах (документальный)
2010 - Острова. Марлен Хуциев (документальный)
2010 - Острова. Юрий Визбор (документальный)
2012 - Острова. Алексей Коренев. Незнакомый режиссёр знакомых фильмов (документальный)
2013 - Тамара Сёмина. Всегда наоборот (документальный)

Озвучивание Марлена Хуциева:

2001 - Люди 1941 года (документальный) (нет в титрах)

Режиссерские работы Марлена Хуциева:

1956 - Весна на Заречной улице
1958 - Два Фёдора
1962-1964 - Мне двадцать лет
1966 - Июльский дождь
1970 - Был месяц май
1971 - Алый парус Парижа (документальный)
1972 - И все-таки я верю (документальный)
1983 - Послесловие
1991 - Бесконечность

2018 - Невечерняя

Сценарии Марлена Хуциева:

1958 - Улица молодости
1962-1964 - Мне двадцать лет
1966 - Июльский дождь
1983 - Послесловие
1985 - Джура - охотник из Мин-Архара (в титрах - М.Имреков)
1991 - Бесконечность
2001 - Люди 1941 года (документальный)
2018 - Невечерняя

Награды и звания Марлена Хуциева:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965 года) - за заслуги в области советского киноискусства;
- Народный артист РСФСР (7 января 1977 года) - за заслуги в области советского киноискусства;
- Народный артист СССР (1986);
- Государственная премия Российской Федерации (7 декабря 1993 года);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 мая 2006 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 декабря 2000 года) - за большой вклад в развитие киноискусства;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 апреля 1996 года) - за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
- Орден Почёта (5 октября 2010 года) - за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Дружбы (26 октября 2016 года) - за большие заслуги в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
- Орден «Знак Почёта» (3 октября 1975 года);
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 год);
- МКФ в Венеции (1965, Специальный приз жюри, фильм «Застава Ильича»);
- МКФ европейского кино в Риме (1965, «Золотая пластина», фильм «Застава Ильича»);
- МТФ «Злата Прага» в Праге (1970, Премия Интервидения, Премия за режиссуру, фильм «Был месяц май»);
- МКФ в Берлине (1992, Приз А. Бауэра, Приз экуменического жюри, фильм «Бесконечность»);
- Премия «Золотой овен» (победитель в номинации «Человек кинематографического года», 1995 год);
- V КФ «Виват кино России!» (Приз города Санкт-Петербурга «Живая легенда отечественного кино», 1997 год);
- ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Специальный приз Президента Российской Федерации, 12 июня 1999 года) - за выдающийся вклад в развитие российского кино;
- Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 1999 года);
- Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области просветительской деятельности) (20 августа 1999 года) - за уникальный вклад в развитие культуры Москвы;
- Национальная премия в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь» за 2002 год в категории за вклад в кинолетопись;
- МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (2003, Приз «Киногерой года "Сталкер" - За права человека», фильм «Марлен. Прощание с шестидесятыми»);
- Премия «Триумф» (2004);
- Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2005);
- Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России;
- Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»;
- Академик Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва);
- «Почетный Леопард» за вклад в киноискусство на Международном кинофестивале в Локарно (2015).


Автор девяти картин, включая одну короткометражную, одну телевизионную и одну неигровую, Марлен Хуциев вправе претендовать на место в книге кинематографического Гиннесса — как постоянно и на протяжении многих лет действующий режиссер с минимальным количеством снятых фильмов.

Он и впрямь всегда был режиссером действующим. Действующим активно самим своим присутствием, оказавшим куда большее влияние на окружающую кинематографическую среду, чем любой из коллег, кто выстрелил за эти полвека не одним десятком картин. Ибо каждая его работа была не просто фильмом — она была эпохой в биографии отечественного кино. Вне зависимости от своих конкретных достоинств и даже вне зависимости от момента выхода на экраны, ибо кинематограф Хуциева — искусство пролонгированного действия, прорастающее в чужих работах через годы и расстояния.

В «Весне на Заречной улице» простодушный послевоенный неореализм, а проще сказать, забытый двумя поколениями назад реализм Бориса Барнета и его соумышленников, приобретал столь естественное и родное для отечественного кинематографа обличье сентиментализма, что даже профессиональным ревнителям кинематографического целомудрия не удалось обнаружить в нем и следа тлетворного влияния итальянской заразы. Не говоря уже о «Двух Федорах», где абсолютное ощущение фактуры эпохи, жесткая заземленность поэтики гармонически сочетались с удивительным для той поры полным отсутствием каких-либо «идеологизмов», хотя как раз в этом сюжете им было где разгуляться: война, персонажи из народной гущи, морально-политическое единство… Однако в мире Хуциева подобному просто нет места, ибо он живет по своим собственным, внутренним, имманентным законам, переживает и проживает сугубо экзистенциальные драмы и трагедии, и если «идеологизмы» начинают в него вмешиваться, он просто окукливается, не сопротивляясь, уходит в себя, замирает.

Сохрани Марлен Хуциев своих героев в мире простых истин, простых чувств, простых человеческих связей — и остался бы он счастливым пророком соцреализма с человеческим лицом. Сохрани он святую веру в то, что общий для всех разумных и нормальных существ этос повседневности можно обустроить в одном отдельно взятом советском мире — и цены бы ему не было в постоттепельном кинематографе, уже готовом на уступки в приватной сфере.

Но как раз на это Хуциев решительно не был способен: кинематографическое чувствилище эпохи, ее сердечный сейсмограф, он раньше и болезненнее других ощутил неявные тектонические сдвиги в советском сознании (и подсознании тоже), свидетельствующие о том, что лелеемый шестидесятниками этос простого человека был не более чем пропагандистской пустышкой. А теперь, в столкновении с оголившейся реальностью, он оказался и вовсе иллюзией.

Впрочем, на малом сюжетном и социальном пространстве первых картин все это было еще не очевидно.

Проблемы начались с «Заставы Ильича», известной в течение четверти века под псевдонимом «Мне двадцать лет». С лирической саги о наших юных современниках, о чистоте их помыслов и глубокой идейности, о неразрывной связи поколений (лозунги эпохи я перечисляю без тени иронии, ибо Хуциев и впрямь верил, что отвечает на главный запрос времени, на благороднейший и искреннейший его социальный заказ). Но обнаружилось, что реальность, которая казалась такой простой, понятной, устроенной по законам справедливости, распадается на первоэлементы, ускользает, лицемерит, одним словом, не отвечает художнику взаимностью.

Это ощущение дисгармонии сквозило из всех пор шпаликовского сюжета, оно существовало как бы отдельно и независимо от всех его духоподъемных перипетий, уводящих действие в давнее и недавнее прошлое, и было очевидно для самого неискушенного взгляда, но Хуциев еще просто не может поверить такой реальности.

Переболев свой первый конфликт с властью, он пробует эту реальность на вкус и на цвет — под другим углом, в другой среде, вроде бы более ему знакомой и понятной. Надеясь, что уже там, среди своих, среди интеллектуалов, профессиональных мечтателей и толкователей, он все-таки обнаружит гармонию настоящего человека, душевность материального мира. Но «Июльский дождь» оказывается фильмом еще более беспощадным, еще более безнадежным.

И вот тогда ревнители идеологической невинности взялись за Хуциева всерьез. И не столько потому даже, что он учуял безвоздушность советского мира. Но потому, скорей, что назвал ее по имени задолго до того, как это стали позволять себе понимать даже самые смелые и отважные властители дум.

После «Июльского дождя» он снимет «Был месяц май», удивительную по чистоте и прозрачности экранизацию чужих военных воспоминаний. А потом замолкнет на целых двенадцать лет, ушедших на подготовку так и не поставленного фильма о Пушкине.

Когда на его возвращение уже мало кто надеялся, Хуциев выпустил камерный фильм-диалог, диалог поколений в замкнутом четырьмя стенами мире среднеинтеллигентской квартиры, за пределами которой реальный мир вроде бы и не существует вовсе. У этого фильма было вполне символическое название — «Послесловие», и казалось, что он и в самом деле подводит черту.

Однако пройдет еще восемь лет, и на экраны выйдет, пожалуй, самая сложная картина Хуциева «Бесконечность» — его «8½». Окликая прежние свои фильмы (темы и мотивы из «Весны на Заречной улице», «Двух Федоров», «Заставы Ильича» легко различимы в насыщенном и драматургически дробном пространстве «Бесконечности»), автор предпринимает последнюю попытку найти ускользающую гармонию отечественной реальности. Отправляет героя, своего alter ego, в прошлое — вплоть до самого начала нашего века, куда хуциевский кинематограф еще ни разу не забредал. Но и там привычно зоркий взгляд режиссера обнаруживает тот же распад, то же томление духа, ту же дисгармонию человеческого бытия.

Впрочем, зоркость этого взгляда здесь совершенно иной природы, чем прежде: впервые Марлен Хуциев открывает за реальностью физической нечто куда более существенное — реальность метафизическую, наднатуральную, определяющую перепутанные перипетии биографии героя больше, чем все мировые войны, революции и прочие социальные катаклизмы, которые ему — и нам — довелось пережить.

Фильм, который планировался к выходу в 1962-м году, был жестоко раскритикован на самом высоком, практически государственном уровне.

…Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться.
Серьезные принципиальные возражения вызывает эпизод встречи героя с тенью своего отца, погибшего на войне. На вопрос сына о том, как жить, тень отца в свою очередь спрашивает сына - а сколько тебе лет? И когда сын отвечает, что ему двадцать три года, отец сообщает - а мне двадцать один... и исчезает. И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит!
Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни?»

Из речи Н. С. Хрущева на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. 8 марта 1963 г.

Существует версия, что Хрущев вовсе не смотрел «Заставу Ильича», а ненавистью к картине проникся после язвительного пересказа кого-то из коллег Хуциева по режиссерскому цеху. В любом случае, в результате столь ожесточенных нападок на фильм, от режиссера стали требовать внести в картину значительные изменения.