Марк шагал. Современное изобразительное искусство башкортостана Мойша Сегал - уроженец Витебска

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 года. Мертвым. С трудом акушерка вернула его к жизни, и Шагал всегда помнил – он мог бы и не жить. Тот, кто хочет понять этого художника, должен отчетливо представить себе холмистый Витебск того времени с обилием церквей и синагог, Витебск, уничтоженный потом, который И.Репин сравнивал с Толедо. Должен знать родословную Шагала – отца, всю жизнь проработавшего грузчиком в селедочной лавке, всегда утомленного и озабоченного, но обладавшего «взволнованно-молчаливой и поэтической душой», мать – замечательную рассказчицу, деда, торговца скотом, в чьем доме висели коровьи шкуры, казалось, моливших небо об отпущении грехов своих убийцам (отношение к животному, как к жертве, искупающей грехи человека, определит многие черты творчества Шагала). И всю вереницу дедушек и бабушек, дядей и тетей, парикмахеров, портных, учителей в хедере, канторов и знатоков библии. Шагал, не смотря, на обстоятельства своего рождения, прожил удивительно долгую жизнь – 98 лет. Жил и работал в Москве, Берлине, Париже и Нью-Йорке, имел успех и даже славу, но всегда оставался самим собой, поскольку, по сути, писал свои картины об одном и том же – о своем детстве и своей вере….
Есть такая мудрость: идти вперед нужно с лицом, обернутым назад. Это про Шагала.

Картины Шагала можно читать. Это тем более странно, что искусство всего ХХ века как раз боролось с литературностью живописи. Но посмотрите на его работу 1911 года «Я в деревне». Ее основная тема – противостояние и связь человека и животного. Эту связь Шагал выразил и самым непосредственным способом – протянув новую линию, соединяющую зрачки персонажей. Справа голова крестьянина в картузе и с крестиком на шее, слева, кроткая морда коровы (с такими же бусами как у человека, но без креста) в которую вписана сцена доения – знак жертвенного служения человеку. Внизу дерево, но вырастающее из человеческих рук, вверху фигура косаря (жнец = смерть) пересекающая линию, соединяющую человека и животное. Завершается композиция куполом церкви и витебскими домиками, стоящими прямо и перевернутыми вместе с женщиной куда – то зовущей.

Главные «смыслы» картины включены в треугольники песочных часов, в которых время течет вечно, замыкаясь в мотив круга – солнца и разорванного круга – месяца. Да, картины Шагала можно пересказать, но как убого выглядят эти слова по сравнению с тем «парадом ассоциаций», который вызывает работы художника. И он сам, создавая одну из самых известных своих картин «Смерть», задавался вопросом: «как написать улицу психологично, но без литературы, выстроить улицу, улицу черную, как смерть, но без символизма» – иначе говоря, сделать психологию, и символику органическими свойствами самой пластической речи. Так и родилось его великое искусство – на пересечении слова и мысли, мазка и линии, мечты и реальности, хаоса и гармонии, стремлении рассказать и дать почувствовать...

С конца ХVIII в Витебск стал одним из главных центров хасидизма («хэсэд» на древнееврейском означает «милосердие», «любовь», а «хасид» обычно переводится как «любящий Бога»). Наследник древних верований и средневековой каббалы, хасидизм во многом противостоял официальной религии с ее начётничеством и духом уныния, порожденным веками рассеяния и угнетения. Он говорил на языке понятных народу притч, повествовательных и метафоричных, учил, что Бог проявляется в ОБЫДЕННЫХ вещах, что ему угодны не рассудок, а чувство, и не уныние, а радость, и что познать его дано только взволнованной душе. Хасидская легенда гласила: Бог создал мир в виде сосуда, наполненного благодатью, не выдержав которой, сосуд разбился, но все разлетевшиеся в стороны осколки продолжают нести в себе частицы божественного света и добра… Их, и отыскивал Шагал в самом обыкновенном, с поражающей друзей способностью удивлять обычным вещам, как будто он «только что воплотился». Редкий дар ощущения предметности, причем особого рода (говорят, что в театре, расписанном Шагалом, как-то по особенному чинно молчат стулья, а актеры носили «одухотворенный и тончайший лапсердак») при котором пойманная «бабочка жизни» не теряла пыльцы.

Соприкасаясь со всеми направлениями авангарда, от фовизма до кубизма, Шагал оставался редко обособленным от них не только кругом образов почти не выходящих за пределы Витебска, но, в первую очередь, пониманием искусства как «выражением состояния души», стремлением к демонстрации чуда скрытого за привычным распорядком вещей. Он вообще мечтал быть «достойным бытия». Как вам такая задача? Мне кажется, ее можно решить, только шагая по земле, или взлетая над ней, но без всяких приспособлений и не высоко. Как на картинах Шагала.

У современных бардов Иващенко и Васильева есть песня о дворнике Степанове. Он хотел, оттолкнувшись от земли детской ногою, воспарить метра на два, на три. Не более, «чтоб с непривычки не стучало в ушах. Но и не менее, поскольку хочется летать…».

Марк Захарович Шагал (1887-1985)

«В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству - цвет любви»

Марк Шагал «Моя жизнь».

Все его картины наполнены этим цветом, как была им наполнена жизнь его. Разговор о Марке Шагале в отрыве от его любви, от тех, кого он любил и кем дышал, перенося это на холст, был бы сухим перечислением фактов.
Моисей Шагал родился в Витебске 6 июля 1887 года в семье приказчика. Мир встретил будущего гения пламенем костра - в городе пылал пожар. Красный цвет он позднее назовет цветом кошмара. Над его продавцом газет, предвещающим войну, небо пылает алым.
Отец мечтал, что сын станет хорошим бухгалтером, в крайнем случае - приказчиком. А Шагал рисовал, рисовал, рисовал. Однажды к нему зашел друг, посмотрел на стены комнаты, густо увешанные рисунками, и воскликнул: «Да ты настоящий художник!». Художник… Это слово было будто из другого мира. Мира, который манил к себе Моисея Шагала больше, чем что-либо на свете. Долгие изматывающие скандалы и уговоры привели к тому, что его отдали учиться в Школу рисования живописи художника Юделя Пэна.



Очень быстро стало понятно, что ограничиться Пэном не получится - этого мало. Скромность начинающего художника не сковывала. В 15 лет Моисей Шагал искренне считал себя гением. Он полагал, что только Рембрандт мог бы чему-то его научить по-настоящему. Но где ж его возьмешь, Рембрандта?
Строптивый, уже точно не получившийся на радость родителям бухгалтером, Шагал выпрашивает у отца деньги и уезжает в Петербург - там Академия художеств, там рай! Реальность отвесила юному дарованию жесткий щелчок по самолюбию. Первый и последний в своей жизни официальный экзамен он не сдал.
В 1909 Шагал возвращается в Витебск. Разочарованный, опустошенный, не нашедший того, что искал, и не сумевший примкнуть ни к одной школе. Он пишет об этом времени: «Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему».
В это же время в Витебск из Петербурга вернулась Берта Розенфельд, которая войдет в историю искусства как Белла Шагал. Она мечтала стать актрисой, ей прочили успех. Но серьезная травма на репетиции поставила крест на актерской карьере.

"Обручённые и Эйфелева башня". 1913

На момент встречи в Витебске оба считали себя неудачниками. По одной версии, они случайно пересеклись и разговорились на мосту над Витьбой. По другой - встретились в гостях у подруги Берты, Теи Брахман.
У Теи была любовная связь с Шагалом, и она позировала ему обнаженной. Именно с нее написана чувственная "Сидящая красная обнажённая".
Не столь важно, где произошла встреча, важнее, что она поразила обоих в самое сердце.
«Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена» , - вспоминал Шагал.
Позднее он напишет, что после встречи с Беллой в нем навсегда поселилось ощущение уверенности. Шагал возвращается в Петербург и поступает на курс к Леону Баксту. Он заворожен Бакстом. По некоторым сведениям, Бакст не только взял Шагала в школу, но и оплачивал его проживание в школе, оценив незаурядный талант юноши. Именно Бакст открыл для Марка Шагала персональное «окно в Европу». В 1910 учитель уедет в Париж, от чего Шагал заранее в отчаянье. «Я бы тоже хотел в Париж», - решается он сказать. Бакст поддерживает эту идею, считая, что в России для таланта Шагала нет перспектив, и помогает ему с переездом.
Париж! Безвозвратно исчезает стеснительный Мойша Шагал. Его место отныне и навсегда занимает кудрявый, франтоватый Марк. Позднее он скажет, что только в Париже можно быть художником. Каждую свободную минуту проводит в Лувре: «Легче всего мне дышалось в Лувре. Там меня окружали давно ушедшие друзья». Сам Шагал отмечал, что особенное впечатление на формирование его кисти, помимо Рембранта, произвели Гоген, Ван Гог, Ренуар, Делакруа.



Во Франции Шагал обретает свободу. Он больше не пытается соответствовать никому и ничему. Начинается главное: симфония цвета, поэзия кисти, нарушение всех законов физики и гравитации. Все, кто пытался учить Шагала, отмечали, что ученик из него ужасный. Он не умел учиться, он желал быть только собой и писать исключительно так, как сам хочет.
Шагал влюблен в Париж. Впрочем, когда ему хочется особенно отметить, насколько дорог его сердцу этот город, он говорит: «Париж, ты мой Витебск!». На картине "Я и моя деревня" профиль Шагала из Парижа обращен к Витебску.

В 1914 Шагал едет в Витебск на свадьбу к сестре, вскоре за этим следует его свадьба - новая встреча с Бертой не оставила сомнений: это судьба.
В 1916 году у счастливых супругов рождается дочь Ида. А тем временем в игру вступают другие силы. Россию сотрясают катаклизмы. Шагал был среди тех, кого новая власть поначалу вдохновила. Ему более не указ напыщенные академики из отвергшей его Академии искусств. Да и социальная пропасть между дочерью ювелира и сыном приказчика рухнула. Захваченный свежими, как тогда казалось, переменами Марк Шагал даже некоторое время занимал пост уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии.

К первой годовщине Октября Шагалу поручено украсить город. Витебск был опутан бесконечными заборами. Более сотни городских маляров под руководством Марка Шагала раскрасили заборы, стены и все, на чем можно было рисовать. Такого граффити мир еще не видел.
Авангард выходит на первые роли, Шагалу кажется, что он нашел свое место. Он организовал в Витебске Школу искусств и пытался в ней преподавать. Затея потерпела крах. Он хотел, чтобы его ученики так же, как он, раскрыли свой талант. А обучение техническим моментам ему казалось слишком скучным. Тогда и возникло противостояние между Марком Шагалом и Казимиром Малевичем. Основатель супрематизма собирался лепить из своих учеников не гениев, а профессионалов. И действительно, через пару месяцев в Третьяковке прошла выставка картин учеников Малевича.

"Бэлла в белом воротничке"

Марк Шагал.

Жена
Ты волосы свои несешь
навстречу мне, и я, почуя
твой взгляд и трепет, тела дрожь,
тебя опять спросить хочу я:

где давние мои цветы
под хулой свадебной, далекой?
Я помню: ночь, и рядом ты,
и в первый раз к тебе прилег я,
и погасили мы Луну,
и свечек пламя заструилось,
и лишь к тебе моя стремилась
любовь, тебя избрав одну.

И стала ты женой моей
на годы долгие. Сладчайшей.
Дочь подарила - дар редчайший
в наиторжественный из дней...

Благодарю, Господь высот,
Тебя за день, за месяц тот.

Шагалу становилось все теснее. Вместо отринутых устоев появляются новые рамки, за которые не рекомендуется выходить. «Мы наш, мы новый мир построим», абстракционизм и отрицание прежних ценностей правят бал, а Шагал в это время пишет какие-то цветы, женщин, Витебск... Его упрекают в приверженности к устаревшим формам и называют «староватором». Белла все более настойчиво твердит об эмиграции.

Шагал с женой уезжают сначала в Москву, затем в Берлин. И наконец, 1923 - Париж! Здесь он «перекрестит» Берту в Беллу. Он здесь счастлив, успешен, востребован, много пишет.
Художника находит единственный учитель, которого Шагал признавал, - Леон Бакст, и говорит: «Вот теперь ваши краски поют». Это успех.

"Белла". 1926

А в это время Европа сходит с ума. К власти пришел Гитлер. Из Парижа Шагалы уезжают в последний момент, когда город уже оккупирован. 22 июня Германия объявляет войну Советскому Союзу, а Марк Шагал с Беллой видят статую Свободы… В Америке его хорошо принимают, но сердце рвется в Европу.
В 1944 году Париж освобожден. Белла торопит с отъездом. За несколько дней до запланированного возвращения ей становится плохо. У нее стремительно развивается вирусное заболевание, и буквально на руках у Шагала его Муза умирает.
Марку Шагалу кажется, что он никогда больше не возьмет в руки кисть и не прикоснется к холсту. Зачем это все, когда главная героиня его картин и его жизни покинула его?

Девять долгих месяцев Марк Шагал не пишет, не спит, не ест и едва дышит. Вытащила его дочь Ида. Сначала она увлекла отца работой над иллюстрациями к написанной Беллой книге воспоминаний «Горящие огни», а потом наняла ему сиделку - удивительно красивую женщину, лицом похожу на ее мать. Вирджиния Хаггард младше Шагала более чем на 20 лет. Вскоре она родила ему сына Давида.
В 1947 Шагал с Вирджинией все же возвращается в Париж. Но очень скоро она, прихватив сына, сбегает с фотографом, приехавшим к ним в дом делать материал о гениальном художнике…

"Букет с летящими любовниками". 1934 - 1947

Так легко и навсегда отменивший законы гравитации на своих картинах, Шагал, чьи люди летают столь же легко, как дышат, умер в лифте своего дома. Оторвавшись от земли. Так, как это умел только он.


Ко дню рождения Марка Шагала (1887 - 1985)

"Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». Наш внутренний мир реален, быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас."


Марк Шагал


6 июля 1887года в Витебске, в простой еврейской семье в Витебске родился мальчик по имени Мойша, ставший одним из самых известных мастеров художественного авангарда 20 века, известный всему миру как Марк Шагал.


6 июля 1887 года в Витебске родился Мойша Сегал. Его отец Захар был грузчиком у торговца селедкой, мать Фейга-Ита держала маленькую лавку, дед служил учителем и кантором в синагоге. В детстве Мойша посещал начальную еврейскую религиозную школу, затем - гимназию. В возрасте девятнадцати лет, несмотря на категорические протесты отца, но благодаря влиянию матери, Мойша поступил на обучение в частную "Школу живописи и рисунка художника Пэна". Он проучился в этой школе всего два месяца, но это было началом. Смелым началом. Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно.


Мойша был старшим из девяти детей и все домашние, а также соседи и торговцы да и простые мужики были тогда его моделями. Деревянные дома, луковки церквушек, бакалейная лавка матери, еврейские заповеди, обычаи и праздники - эта простая и трудная, но такая "основательная" жизнь навсегда влилась в сердце мальчика и образы родного любимого Витебска будут постоянно повторяться в творчестве художника.



Завет Одиссея. Фрагмент. 1910, мозаика


Летом 1909 года в Витебске художник познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира.


... Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как-будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа..." .


Марк Шагал, "Моя жизнь".



"Серые любовники". 1917


Они поженятся 25 июля 1915 года и Белла навсегда останется его первой возлюбленной, женой и музой.




Дом в Сером, 1917


Марк Шагал при содействии Луначарского получает предложение: уполномоченный по делам искусств в Витебской губернии. К годовщине Октябрьской революции Шагал , как оказалось, отличный организатор, с огромным энтузиазмом разукрасил Витебск, "выводя искусство в массы". Также в это время публикуется его статья "Революция в искусстве".


Интерьер с цветами. ок. 1918


В полную силу под его руководством в Витебске работает Свободная академия, ставшая крупным творческим центром. В ней преподают многие известные художники, местные и приезжие. Но, однажды, вернувшись из Москвы Шагал обнаруживает, что Свободная Академия превращена в Академию Супрематизма. Это было первым итогом усиливавшегося недовольства со стороны новой власти.

Введение в еврейский национальный театр, 1920


ЛЮБОВЬ, ЦВЕТЫ С КАРТИН МОИХ ЗОВУТ МЕНЯ.....


Годы мои - как рассыпанная листва.

Кто-то раскрашивает мои картины,

И ТЫ озаряешь их своим светом.

Улыбка на ТВОЕМ лице

Всё яснее сияет из-за облака -

И я тороплюсь вернуться туда,

Где ТЫ, задумавшись, меня ожидаешь.

........................................ ...........................

Закат - и мое тело в ночь вступает.

Любовь, цветы с картин моих

Зовут меня вперед и сзади окликают.

Мою ладонь без свечки не оставь,

Когда наполнит темнота сей дом:

Когда в темноте ТВОЙ свет вдали увижу?

Как зов услышу ТВОЙ,

Когда останусь на постели

И хлад безмолвный тело охладит?

........................................ ..........................

Как нежен зову лучей, завет его:

Не слезы лить, а, уложив в котомку надежду,

Продолжать свой путь земной

........................................ .........................

Теперь туда - туда, в края надзвездные,

Где ночь светла, а не темна.....


Марк Шагал




Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза, ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности - это их совместный с Беллой полет.


"Деревенская Мадонна", 1938-42




Шагал остался русским художником, не растворившим, а обогатившим свою национальную составляющую. Как отмечали критики, его манера стала свободнее, а краски - ярче. В отличие от многих русских эмигрантов, лишившихся вдали от родины самобытности, жизненной силы или вдохновения, Шагал лишь обрел в Париже новую жизнь: его Россия, его Витебск, его молодость всегда были с ним, воплощенные в его обожаемой Белле. Она неизменно вдохновляла его, оставаясь музой, подругой, помощником и любимой женщиной - единственной и неповторимой.


"Три свечи". 1938-40


Шагал прожил с Валентиной три десятка лет и период его позднего творчества стал необычайно плодотворным. Специалисты считали новые картины и иллюстрации более светлыми и жизнерадостными, чем прежние, а о цветах отзывались как о более ярких и разнообразных.

Автопортрет с кистями

Валентина уделяла больше внимания творчеству Шагала, чем кто-либо когда-либо. Она стала фактически еще и менеджером, так что благосостояние семьи постоянно росло. Но это привело к тому, что Шагал, по мнению многих, стал слишком заботиться о материальной стороне.

Портрет Вавы. 1953 - 56


Однажды Пикассо поддел его в беседе: "Я знаю, почему ты не выставляешься в России, - ведь там нельзя заработать!" Кроме того, с подачи Валентины "самый еврейский художник столетия" начал сторониться еврейства - перестал рисовать раввинов, грозил подать в суд на человека, предлагавшего включить статью о нём в еврейскую энциклопедию. Старый друг Шагала рассказывает, что на улице между собой они разговаривали на идише, но в присутствии прохожих Шагал мгновенно переходил на французский.


Часы с голубым крылом. 1949

В 1972 Шагал, спустя полвека, снова оказывается в России: он открыл выставку в Москве и, пользуясь случаем, подписал панно, созданные когда-то для еврейского театра. Много лет панно, подписанные лишь на иврите, хранились в запасниках Третьяковской галереи, дожидаясь возвращения своего творца, чтобы снова увидеть свет. В Ленинграде художник снова встретился с двумя своими сестрами


Колено Вениаминово 1960-62. Витраж


До последних дней Шагал работал без устали, создавая один шедевр за другим. Книжные иллюстрации и церковные мозаики, гравюры и гобелены, витражи и гуаши - они полны детской радости жизни, молодых ярких красок и воздуха, не знающего силы тяжести. Невозможно поверить, что их автору уже давно перевалило за восемьдесят. Он не прекращал работы до последнего дня.



"Лунник ". 1967



"Букет цветов". 1982

Марк Захарович Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую в Сен-Поль-де-Вансе не дожив двух лет до столетнего юбилея.


В Витебске показали мультфильм "Марк Шагал. Начало".


Два месяца его будут показывать посетителям выставки в шагаловском Арт-центре

В Витебске 5 июля показали новый мультфильм о Шагале. 13-минутная лента снята кинематографистами Национальной киностудии «Беларусьфильм». Посетителям Арт-центра Марка Шагала ее будут показывать два месяца.





Ещё: Марк Захарович Шагал (1887-1985)


Оригинал записи и комментарии на


Жизненный путь Марка Шагала (1887-1985) - это целая эпоха, и все главные события, вошедшие в мировую историю ХХ столетия, нашли свое отображение в творчестве этого художника. Выходец из белорусского Витебска Марк Шагал был графиком, живописцем, театральным художником, монументалистом, одним из лидеров мирового авангарда ХХ века. Он создавал свои произведения в разных художественных техниках: станковая и монументальная живопись, иллюстрации, сценические костюмы,скульптуры, керамика,витражи, мозаика. А еще выдающийся художник писал стихи на идише.

Мойша Сегал - уроженец Витебска

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00shagal-0020.jpg" alt="Авангардизм Марка Шагала." title="Авангардизм Марка Шагала." border="0" vspace="5">


За знаниями в Петербург с 27 рублями в кармане.

Марк, был прилежным учеником: получил традиционное еврейское образование в родном городе и постиг азы изобразительного искусства в художественной школе живописца Юделя Пэна. В 1906 году юноша объявляет отцу, что уезжает в Петербург для поступления в Рисовальную школу. Отец, швырнув сыну 27 рублей, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге Марк своими работами поразил членов приемной комиссии, и был принят сразу же на 3–й курс.


Комиссар по делам искусств Витебской губернии

Две революции, одна за другой произошедшие в России, принесли новую жизнь, которая казалась Марку "новой античностью", где вновь рожденное искусство должно было расцвести и окрепнуть. Шагал, вернувшись на малую родину был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. Сам Луначарский выдавал ему мандат.

28 января 1919 года при содействии Марка Шагала было открыто Витебское художественное училище, которым он и руководил некоторое время. В те годы, будучи уполномоченным, он даже издавал декреты об искусстве.


Скульптуры и керамика Марка Шагала



Скульптуры малых форм Шагала практически неизвестны широкой публике. Этот вид искусства мастер открыл для себя в 1949 году, когда поселился в Вансе на Лазурном берегу Франции. Художник, очарованный разновидностью камней на этой земле, серьезно начал заниматься резьбой. Он изучал новые материалы через керамику и скульптуру на протяжении тридцати лет.

Известно около ста его скульптурных работ малых форм на библейские темы, вариации на тематику отношений мужчины и женщины. Некоторые из них перекликаются с формой изображения доисторического и средневекового искусства.









Витражи Марка Шагала

В 60-х годах Шагал постепенно перешел на монументальные виды искусства: мозаику, витраж. В эти годы он по заказу правительства Израиля создает уникальные мозаики для здания парламента в Иерусалиме. Успех повлек за собой внушительные заказы на оформление мозаиками и витражами религиозных храмов.

Шагал стал единственным в мире художником, чьими монументальными работами декорированы культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагог, лютеранских храмов, католических костелов - всего пятнадцать зданий в США, Европе и Израиле.


https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00shagal-0034.jpg" alt="Витраж. Сотворение мира.





Картины Шагала в рейтинге самых похищаемых произведений искусства

По данным, составленным компанией Art Loss Register, Марк Шагал вошел в рейтинг художников, чьи работы пользуются наибольшей популярностью среди похитителей картин. Спрос на его станковую живопись и графику в преступном мире уступают в популярности лишь Пабло Пикассо и Хуану Миро. Похищенными числятся более пятисот работ авангардиста.


Предсказание цыганки

Существует легенда, как цыганка нагадала еще в детстве Шагалу долгую и наполненную невероятными событиями жизнь, и что будет он любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных и умрет в полете. И действительно, предсказание сбылось. Марк Шагал был женат трижды.

Первая жена - Белла Розенфельд, дочь витебского ювелира. С ней Шагал вступил в брак в 1915 году. В 1916 году у них родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом и исследователем творчества художника. Белла умерла от сепсиса в сентябре 1944 года.


Вторая жена - Вирджиния Макнилл-Хаггард, дочь бывшего британского консула в США. От этого брака у них родился сын Дэвид. В 1950 году после переезда во Францию Вирджиния, забрав сына, сбежала от Шагала с любовником.
любовь к Белле Розенфельд длиной в 29 лет, Марк Шагал пронес через всю свою длинную жизнь. Она оставалась Музой до самой смерти художника, который отказывался говорить о ней как об умершей.

Источник - Википедия

Марк Захарович Шагал (фр. Marc Chagall, ; 6 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская
империя (нынешняя Витебская область, Республика Беларусь) - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-
Ванс, Прованс, Франция) - белорусский и французский художник еврейского происхождения.
Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из
самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Сегал, или в русской транскрипции Мовша
Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в еврейской семье на окраине
Витебска. Значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в
местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

С 1900 по 1905 год Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В 1906 г. учился
изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юдаля Пэна, затем
переехал в Петербург.

В 1911 году Шагал на полученную стипендию едет в Париж , где продолжает учиться и знакомится
с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал
полюбил сразу. Летом 1914 года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и
повидать Беллу. Но начинается Первая мировая война и возвращение в Европу откладывается на
неопределенный срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой . В 1916 году у них
родилась дочь Ида , впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.
В сентябре 1915 года Шагал уезжает в Петроград, поступает на службу в Военно-промышленный
комитет. В 1916 году Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств , в 1917 году с
семьей возвращается в Витебск . После революции художника назначают уполномоченным
комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года уполномоченным
Коллегии по делам искусств в Витебской губернии Марком Шагалом открывается Витебское
художественное училище.
В 1920 году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в
Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского .Он принимает
участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий
и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом
«балетной пары». В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом
Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году художник работает преподавателем в
подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников
в Малаховке.
В 1922 году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в
Германию. Осенью 1923 года по приглашениюАмбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.
В 1937 году Шагал получает французское гражданство.
В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника
переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала
приезжает в Нью-Йорк. В августе 1944 года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа.
Война близится к концу, и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Но буквально через
несколько дней, 2 сентября 1944 года, Белла умирает от сепсиса в местной больнице. «Всё
покрылось тьмой». Художник совершенно оглушён настигшим горем и только спустя девять
месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и
«Рядом с ней».
Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард , дочерью бывшего британского консула в США,
начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в
честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал возвращается во Францию. Через
три года Вирджиния неожиданно сбегает от него с любовником и забирает с собой сына.
12 июля 1952 года Шагал женится на «Ваве» - Валентине Бродской , владелице лондонского
салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю
жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей.
С 1960-х годов Шагал в основном переходит на монументальные виды искусства - мозаики,
витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу
правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме.
После этого успеха он получает множество заказов на оформление католических, лютеранских
храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.
В 1964 году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента
Франции Шарля де Голля, в 1966 году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а
в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966
году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и
мастерской, расположенный в провинции Ниццы - Сен-Поль-де-Вансе.
В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает
Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Художник дарит
Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина свои работы.
В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного
легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к
90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё
здравствующего автора.
Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на
местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы.
Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного
каталога работ художника нет.
1997 - первая выставка художника в Беларуси.