Малевич казимир личная жизнь. Малевич, которого вы не знали: малоизвестные факты о жизни и творчестве художника

Малевич Казимир Северинович (1878-1935) - русский художник. Стоит назвать имя Казимира Малевича, и все, кто хотя бы немного знаком с искусством, сразу вспоминают его знаменитый, созданный в 1914 году "Черный квадрат". Это своеобразный живописный манифест супрематизма - нового направления абстрактного искусства, возникшего в России в начале XX века благодаря Малевичу. Пронизанные внутренним движением асимметричные, но уравновешенные супрематические композиции рождались в результате сочетания самых простых, различных по величине и цвету геометрических фигур - треугольников, полос, прямоугольников, кругов и т. д. В переводе с латинского supremus значит "наивысший". Обдумывая концепцию нового течения, К. Малевич делился своими планами только со своим другом М. Матюшиным. Именно с ним он задумал издавать журнал "Нуль". В "Черном квадрате" все предметные формы, казалось бы, действительно сведены к нулю, но это не конец, а только начало нового движения, вход в новое пространство. Малевич вынашивал идею "шагнуть за нуль", в беспредметное пространство.
Изображенный на белом фоне его черный квадрат стоит воспринимать не как плоскость, а как вход в космос нового пространственного видения.
Предысторией "Черного квадрата", идея создания которого, по признанию Малевича, родилась на бессознательном уровне, можно считать работу над эскизами декораций к опере Матюшина и Крученых "Победа над солнцем". В результате "распадения" "Черного квадрата" появились на свет 48 новых картин, которые были показаны в 1915 году на выставке "0,10". Казимир Малевич писал в одном из своих писем, что "черный квадрат - зародыш всех возможностей - принимает при своем развитии страшную силу. Он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи". Возможно, именно супрематизм Малевича, как и другие возникшие в начале XX века абстрактные течения, "окультурили" стремительное развитие цивилизации, оставили для потомков визуальную летопись того времени, времени войн, катастроф, революций, когда иногда казалось, что на отдельные элементы разлагается сама действительность.

Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве. Его отец работал на свеклосахарных заводах, которые обычно строились в глуши. Поэтому в 1890 году семья перебралась в село Пархомовка, которое находилось около Бе-лополья, а затем в Волчок. В Пархомовке Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище и с увлечением помогал крестьянам расписывать печи, сам рисовал, как считал, не хуже, чем художники в журналах.
Когда в 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, Казимир вместе с другими художниками-любителями создал кружок любителей искусства. Он рисовал пейзажи и увлекался творчеством "передвижников" Шишкина и Репина, музыкой, которую помогал ему глубже понять композитор Николай Рос-лавец. Ради того чтобы заработать деньги на учебу в Москве, Казимир Малевич некоторое время служил чертежником в техническом отделе управления железной дороги. В 1904 году он начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала Малевич был увлечен импрессионистами, затем иконописью, которая, по его собственному признанию, помогла ему понять "эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон".
Впервые его имя появилось в каталоге XIV выставки Московского товарищества художников, которая проходила в 1907 году. Тогда же в Москве состоялись выставки, организованные журналом символистов "Золотое руно", где можно было увидеть новое французское искусство - работы Боннара, Брака, Глеза, Гогена, Редона и других художников, творчество которых не могло не заинтересовать Малевича. В 1905-1910 годах он занимался в студии Рерберга, но сам позже подчеркивал, что главным в его становлении было самообразование.
В 1911 году на Первом Московском салоне были выставлены три серии работ Малевича: "Желтая серия" представляла ангелов и святых, "Белая" - отдых, "Красная" - бани, купальщиков и купальщиц. В том же году проходила третья выставка петербургской группы "Союз молодежи", где картины Малевича экспонировались вместе с работами Д. и В. Бурлюков, Ларионова, Гончаровой, Моргунова и Татлина. Гончарова и Ларионов чуть позже отделились от объединения художников "Бубновый валет" и организовали выставку "Ослиный хвост", на которой можно было увидеть произведения Малевича, Степанова, Моргунова, Шевченко, Татлина, Шагала.
В 1913 году Малевич вступил в "Союз молодежи" и писал, что единственным правильным течением в живописи является кубофутуризм. Ларионов интерпретировал футуризм как лучизм. В этот период Малевич в таких своих работах, как "Женщина с ведрами", "Точильщик", "Лесоруб", "Утро после вьюги в деревне" и др. изображал формы, которые, казалось, покрыты металлом.
В июле этого же года М. Матюшин предложил писателям Крученых и Хлебникову и художнику Малевичу написать по просьбе петербургского "Союза молодежи" оперу. Несколько дней в июле, которые Матюшин, Малевич и Крученых вместе провели на берегу Финского залива в Уусикиркко, они решили назвать "Первым всероссийским съездом футуристов". После чего опубликовали манифест о том, что в результате совместной деятельности создали оперу "Победа над солнцем", и заявили, что теперь выступают за разрушение чистого русского языка, отжившего хода мысли, против легкомысленности дешевых писателей и художников. "Победа над солнцем" была исполнена 3 и 5 декабря в Петербургском Луна-парке.
В январе 1914 года в Москву приехал вождь итальянского футуризма Ф.-Т. Маринетти. А 8 февраля на Кузнецком прошла знаменитая демонстрация футуристов. Ее участники украсили отвороты своих пальто красными деревянными ложками.
После того как 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, Казимир Малевич нарисовал в стиле русского лубка несколько антинемецких плакатов.
На первой футуристической выставке "Трамвай В", которую организовали в Петрограде Иван Пуни и его жена Ксения Богуславская, Казимир Малевич выставил свои работы "Дама у афишного столба", "Авиатор", "Дама в трамвае" и "Англичанин в Москве". Вместе с его произведениями экспонировались работы Клюна, Моргунова, Поповой, Татлина, Экстер и других. Когда открывалась выставка, ее участники уже традиционно украсили свои костюмы красными деревянными ложками.
А в своей мастерской Казимир Малевич втайне от всех уже создавал первые супрематические композиции. Правда, Пуни, который тогда готовил вторую футуристическую выставку, зашел к Малевичу и случайно узнал о готовящемся сюрпризе.
39 абсолютно беспредметных работ, в том числе и знаменитый "Черный квадрат", были выставлены на последней футуристической выставке картин, которая называлась "0,10" (ноль десять). Малевич назвал их "новым беспредметным реализмом". Вместе с Пуни, Богуславской, Клюном, Меньковым написал декларацию, которая вошла в их совместный манифест и брошюру, где Малевич объяснял смысл своих работ. Декларация стала введением к новой брошюре - "От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм". В ней Казимир Малевич писал: "Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма.
В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры".
В 1916 году Казимира Малевича призвали на военную службу в Смоленск. В августе 1917 года избрали в Московский Совет солдатских депутатов председателем художественного отдела, а после Октябрьской революции членом комиссии по охране художественных ценностей в Кремле. Малевич писал статьи для газеты "Анархия", потом, переехав в Петроград, делал декорации для постановки пьесы "Мистерия-Буфф" Маяковского.
В Москве, куда Малевич вернулся в 1919 году, он руководил в Свободных художественных мастерских (Свомас) мастерской по живописи и вместе с Удальцовой - текстильной мастерской. На одной из выставок показал свою новую серию - "Белое на белом". Родченко тут же ответил на нее "Черным на черном".
"Цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу - в конструкцию,- утверждал К. Малевич,- как индивидуум коллективной системы".
В сентябре 1919 года начался новый этап в жизни и творчестве Малевича. В. Ермолаева и Л. Лисицкий пригласили его преподавать в Витебскую народную художественную школу, которую в то время возглавлял М. Шагал. Уже весной следующего года Малевич внедрил новую форму образования, где все виды искусства рассматривались на основе супрематизма. "Уновис", который расшифровывается как "утвердители нового искусства", был новым, основанным на коллективных началах типом обучения. 1920 год для Малевича особенный: 20 апреля у него родилась дочь, которую он назвал Уна, а в декабре вышел альбом "Супрематизм. 34 рисунка".
Однако отношения с некоторыми преподавателями, да и с городскими властями у Малевича не сложились. И он вынужден был переехать в Петроград. Вместе с ним поехали Ермолаева, Чашник и некоторые его ученики.
В 1923 году вместе с другими художниками "Уновиса" и сотрудниками Петроградского государственного фарфорового завода Малевич начал разрабатывать эскизы новых форм, которые основывались на принципах супрематизма. В это же время он попробовал исследовать возможности супрематической архитектуры и разработал чертежи-эскизы к так называемым "планитам". По предложению Павла Филонова Малевича временно назначили директором, а потом заведующим отделом живописной культуры Института художественной культуры. "Черный квадрат", "Черный круг", "Черный крест" и шесть рисунков планит Малевича с большим успехом экспонировались на XIV Бьеннале в Венеции.
Художник-новатор очень любил участвовать в диспутах, ученики называли его не только Учителем с большой буквы, но и вождем, сравнивали его личность с личностью легендарного Чапаева. А Малевич уже мечтал о преобразовании в духе супрематизма всего окружающего пространства и вместе с Чашником и Суэтиным начал делать модели супрематических архитектурных сооружений - "архитектонов". Потом отправился в Варшаву и Берлин, где вместе с Пайпером посетил "Баухауз" в Дессау, познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем и даже решил снять фильм о супрематизме.
Возвратившись в Россию, Малевич вновь занялся исследовательской деятельностью, но, столкнувшись с непониманием, вынужден был переехать в Киев. В 1930 году Малевича арестовали. И пока он был в тюрьме, друзья, волнуясь за его судьбу, сожгли почти все рукописи.
В 1932 году Казимиру Малевичу предоставили возможность руководить экспериментальной лабораторией в Государственном Русском музее. В апреле 1935 года на Первой выставке ленинградских художников экспонировались пять портретов, которые Малевич создал в 1933 и 1934 годах. А потом - вплоть до 1962 года - работы Малевича в Советском Союзе больше не показывались.

Его творчество вобрало в себя все противоречия времени. Малевич увлекался импрессионистами, создавал кубофутуристические композиции, были в его творчестве и два так называемых крестьянских периода, когда он пытался осмыслить образы крестьян. Но главным его вкладом в историю изобразительного искусства XX века стал супрематизм.
"Черный квадрат" сделался своеобразным знаком - символом. И Малевич, и его ученики носили его на рукавах, ставили рядом с обращением к адресату на письмах. Даже похоронить себя Малевич завещал в "супрематическом" гробу, который изготовили по его собственному проекту. На крышке должны были размещаться квадрат, круг и крест (крест, правда, согласуясь с советской символикой, делать не стали, хоть он у Малевича назывался "пересечением двух плоскостей"). Одели покойника в основные супрематические цвета - белая рубаха, черные брюки, красные туфли. Н. Суэтин позже поставил на могиле художника в Немчиновке белый куб с черным квадратом на нем, тем самым черным квадратом, который явился выходом в новое пространство.
"Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски,- утверждал Казимир Малевич.- Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рабы! Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас".

Родился в Киеве 11 (23) февраля 1878 в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах). В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко; приехав в 1905 в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга. Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам). Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». Жил в Москве (до 1918) и Ленинграде.

Разоблачая академические художественные стереотипы, проявил яркий темперамент критика-полемиста. В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913, Городской музей, Амстердам).

Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в Москве, там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».

Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке в 1913); из трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в 1915 (хранится в Третьяковской галерее).

Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего. Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»). Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.

После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919–1922), где создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии.

Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением (его дважды, в 1927 и 1930, арестовывают). К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции. Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство.

Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).

Малевич Казимир Северинович (1878, Киев - 1935, Ленинград) - художник-авангардист. Род в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал красками. В 1894 Малевич Казимир окончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895 - 1896 учился в рисовальной школе, потом переехал с семьей в Курск. Там он участвовал в созданном кружке любителей искусства и служил чертежником, зарабатывая деньги на жизнь и учебу в Москве. В 1904 приехал в Москву, где недолго посещал занятия в училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище. Ранние работы художника близки к импрессионизму и фовизму.

В 1905 вернулся в Курск и самостоятельно занимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В. В. Кандинского и др. Во время путешествия в Париж Малевич попал под влияние кубического искусства Пабло Пикассо. Став членом группы "Алмазный нож", Малевич возглавил русское движение кубизма. В 1913 году Малевич создал первые картины в специфическом абстрактно-геометрическом стиле, который он назвал «Супрематизм».


Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко. По другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902). Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко.

В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма.

Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем».

В 1919—1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
Автопортрет, 1912

С 1924 по 1926 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК), возглавляет в нем формально-теоретический отдел. В 1926 году экспонирует архитектоны на ежегодной выставке ГИНХУКа. 10 июня в "Ленинградской правде" опубликована статья Г.Серого "Монастырь на госснабжении", послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Аннулирован сборник трудов Института с работой Малевича, в конце года ГИНХУК ликвидирован.

Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене.
Казимир Малевич, Супрематизм

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины.

В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.

Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее визуальное сознание.

Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост».

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

1933 год - начало тяжелой болезни.

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине - вплоть до 1962 года). Скончался в Ленинграде в 1935 году.

По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена.

В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.Казимир Малевич родился 11(23) февраля 1878 или 1879 года в Киеве, согласно другим сведениям — под Копылем, По распространённому мнению дата рождения К.Малевича — 1878 год, однако, согласно исследованию киевского автора Д. Горбачева, архивные записи метрики, найденные в 2004 году говорят о том, что дата рождения К.Малевича — 1879 год. Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко. По другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902). Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко. Одна из работ раннего Малевича В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем». В 1919—1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Автопортрет, 1912 С 1924 по 1926 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК), возглавляет в нем формально-теоретический отдел. В 1926 году экспонирует архитектоны на ежегодной выставке ГИНХУКа. 10 июня в "Ленинградской правде" опубликована статья Г.Серого "Монастырь на госснабжении", послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Аннулирован сборник трудов Института с работой Малевича, в конце года ГИНХУК ликвидирован. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене. Казимир Малевич, Супрематизм Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины. В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде. В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее визуальное сознание. Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост». Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест». 1933 год - начало тяжелой болезни. В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине - вплоть до 1962 года). Скончался в Ленинграде в 1935 году. По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.

Малевич Казимир Северинович родился 11 (23) февраля в 1878 году в сельской местности города Киева. Родители Малевича были коренными поляками. Отец Казимира, Северин Антонович Малевич, работал управляющим сахароваренного завода, владельцем которого был один из известных на то время предприниматель Терещенко. Мама Казимира, Людвига Александровна, была просто героической женщиной, она родила 14 детей. К сожалению, только 9 смогли войти в самостоятельную жизнь. Каземир Малевич был самым старшим: у него было 4 брата и 4 сестры.

В 15 лет У Казимира появился первый набор красок, который подарила ему мама. Она была творческой женщиной: вязала, вышивала.
Из-за работы отца Малевичам приходилось часто переезжать с места на место. Казимир поэтому учился в разных местах, везде по чуть-чуть. Закончил агрономическое училище (5 классов) в селе Пархомовка, немного поучился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко.

В 1896 году семья Малевичей снова переезжает и останавливается в Курске. Там же, в 1899 году Малевич со своим братом Мечиславом женятся на сестрах Зглейц (Казимира и Мария). Казимира в 1901 году родила Малевичу сына Анатолия, а в 1905 году дочь Галину.

Чтобы расти семью, нужны были деньги, и Малевич устраивается работать в Управлении Курско-Московской железной дороги. Тем не менее про художество он не забывает. Совместно с другом Львом Квачевстким и другими единомышленниками Малевич организовывает художественный кружок в Курске. Больший упор делался на работу с натуры. Все шло хорошо, но для Малевича все эти процессы были слишком стандарты, как и во всех других школах. Ему захотелось чего-то большего. Казимир начал задумываться о поездке в Москву. Начал он с того, что подал заявку на обучение в Московское училище живописи, но его не зачислили. Тогда в 1905 году он приехал в Москву и стал жить в Лефорто в художественной коммуне. Но деньги быстро кончились и ему пришлось вернуться обратно в Курск в 1906 году, идти работать снова на те же должности. Летом Малевич попытался снова поступить в Московское училище, его снова постигла неудача. В 1907 году уже семья Казимиры и Казимира Малевича перебралась в Москву, где была предпринята третья попытка поступить в училище, но и она не увенчалась успехом.
В этот период у Малевича появляются уже работы, преимущественно в стиле ипрессионизма и неоимпрессионизма. Это работы "Церковь ", "Весенний пейзаж ". Это ранние работы, где еще много нюансов, они тяжелы для восприятия. Но вот работы "Девушка без службы" , "Бульвар ", "Цветочница " и "На бульваре " выполненны уже в другом стиле и написаны непосредственно с натуры происходящих действий.
Поскольку поступить в Московское училище Малевичу так и не удалось, он в 1905 году пошел учиться к Рербергу Ивану Федоровичу. В Москве он был достаточно известной фигурой в художественном обществе. В период с 1907 по 1910 годы Малевич регулярно выставлял свои картины на выставках Товарищества.

В период обучения у Рорберга Малевич познакомился с Клюнковым Иваном Васильевичем, более известным под прозвищем Клюн. Они стали близкими друзьями на столько, что Малевич переехал жить с семьей в дом Клюнковых.

Малевич пробует себя в религиозной живописи. ("Плащаница "). Так же вместе с Клюном они работают над Эскизами фресковой живописи в 1907 году. К 1909 году Малевич успевает развестись и снова жениться на Софье Михайловне Рафалович, детской писательнице. Дом ее отца в Немчиновке для писателя с того времени стал самым дорогим местом.

В 1911 году Малевич много выставлялся. Кроме московских выставок он участвовал и в Петурбурге на выставке "Союз молодежи". На московской выставке "Ослиный хвост" в 1912 Малевич выставил около 20 своих работ. Работы поражали своей экспрессивностью, яркостью красок. Композиционно и даже анатомически образы и сами картины были совершенно безумны. Но Малевич создавал свои законы и не собирался от них отступать. Затем была у него серия работ на тему крестьянства, выполненная в собственно придуманной техники неопримитивизма.

Работы Малевича начинают все больше напоминать футуристическую живопись, которая получила название "Кубофутуризм" или позднее "кубизм".
В 1912 году выходит его картина "Точильщик (Принцип мелькания)", которая стала классическим примером кубофутуризма, Русского конечно же. В этом же стиле Малевич писал и портреты (Портрет Клюна ,портрет Михаила Матюшкина). Малевич в 1912 году знакомится с Михаилом Васильевичем Матюшиным, большим человекаом в искусстве. В послдествии это знакомство перерастет в большую дружбу, а так же она повлияла на творчество самого Малевича.
В 1913 году Малевич работает над декорациями к футуристическому спектаклю-опере "Победа над Солнцем". В этом же году он вступает в "Союз молодежи".
Не смотря на активную деятельность Малевича, нехватка денег была главным мешающим фактором. Иногда даже на материалы для рисования не хватало.
В один момент художник открывает для себя новые грани живописи. Таким камнем предкновения стала картина "Корова и скрипка ". Через нее Малевич просто разорвал былые принципы устоявшегося искусства. Он даже написал на обоорте картины такие слова: "Алогическое сопоставление двух форм - “корова и скрипка” - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич". В петербургской выставке 1913 года его работы были поделены на две тематики: Кубофутуристический реализм и Заумный реализм.

В 1915 году произошло еще одно не маловажное событие. Состоялась футуристическая выставка "Трамвай В" в Петрограде. Малевич там выставил 16 работ.
В 1915 году появляется одна из самых знаменитых картин Малевича "Черный квадрат ". Это было совсем что-то необычное, черный квадрат на белом фоне. Идея такая Малевичу пришла, когда он готовил второе издание брошюры "Победа над солнцем" (она не вышла в свет). Этот рисунок вылился в целое направление, которое позже Малевич назвал "супрематизмом" (супрема - главенствующий, доминирующий).

По этому поводу Малевич написал небольшую книжку "От кубизма к супрематизму", распространяли ее на вернисаже.

17 декабря 1915 года состоялась последняя футуристическая выставка "0, 10" ноль-десять в Художественном бюро Надежды Добычиной.

Но друзья Малевича не поддержали его идею о супремативизме как наследнике футуризма. Не готовы они были примнуть к совершенно новому направлению. К тому же художники запрещали Малевичу называть свои картины супремитивизмом ни в катологах, ни на выставках.

Но Малевич стоял на своем. Он называл свое искусство "Новым реализмом". Отличительная черта супрематизма была в том, что фоном картины всегда была белая среда. Изображение на белом фоне давало ощущение глубины пространства, бездонности. На этом фоне изображались различные геометрические фигуры, использовалась техника чистого цвета.

Малевич разделил супрематизм на 3 ступени: черную, цветную и белую.

Черный этап: это формы квадрата, креста и круга. Картина "Черный квадрат " считается базисной. "Черный крест " и "Черный круг ", следовательно, идут следующими элементами.

Цветной этап: начинался с "Красного квадрата ". Это более сложные композиции, различное сочетание замысловатых геометрических фигур.
Белая ступень: достиг ее Малевич 1918 году. Теперь он убрал из своих работ даже цвет.

После Октябрьской революции Малевич занимает посты в официальных органах Народного комиссариата просвещения. Больше всего он занимался развитием музеев в России. Так же он начал заниматься педагогической деятельностью, преподавал в московских Свободных государственных мастерских.
В 1919 году в июле выходить большой труд Малевича "О новых системах в искусстве". К этому времени он уже переехал в Москву, оставив беременную жену в подмосковье - нехватка средств заставила. С работой ему помогали Марк Шагал и Лазарь Лисицкий.

В 1927 году Малевич совершает первый в своей жизни выезд за границу. Сначала это была Варшава, потом Берлин. Везде он выступает с персональными выставками. Внезапно Малевич резко уезжает в СССР после получения письма, содержание которого неизвестно. Даже картины он свои оставляет, собираясь вернуться через год. Видимо тогда у него было смутное предчувствие, что уезжая, он оставляет завещание на картины.

Приехав на родину, Малевича арестовывают и несколько дней держат в заключении. Друзьям кое-как удается вызволить художника. Картины его так же подверглись гонению, к счастью, большинство сохранилось, даже после Второй мировой при гитлеровском режиме.

Для Малевича наступает так называемый этап постсупрематизма. Поездка за границу дала ему новый взгляд, новые идеи, ведь до этого он хотел оставить живопись, полагая что супрематизм был конечной точкой в этом направлении. Появляются новые произведения. Среди них картина "Девушки в поле ", написанная в 1912 году. На подрамнике картины была сделана надпись "Супранатурилзм". Малевич в своем новом термине объединил ранние понятия "Натурализм" и "супрематизм". Он снова пишет на крестьянскую тему, только уже в новом стиле. Теперь образы людей стали безликими: вместо лиц просто различные овалы. В картинах больше эмоций, трагизм и одновременно героизм и величие.

После 1927 года Малевич часто меняет места работы. С работой не ладилось, приходилось много ездить. Ему приходилось даже в Киев ездить преподавать. На Украине любили художника, даже писали о нем в газетах, целый цикл рассказов.

В 1928 году исполнилось 30 лет творческой работе Малевича. Он стал готовить персональную выставку в Третьяковской галерее. Это получился масштабный и эффектный проект.

В Киеве же в 1930 году проходит его персональная выставка, но она получает жесткую критику. После этого Малевича снова арестовывают и на несколько недель сажают в тюрьму.

В 1933 году его настигает неизлечимая болезнь. Умер Малевич в 1935 году. Его похоронили, как и завещал, в Немчиновке у дуба. Бул установлен памятник в виде куба с черным квадратом.


Многие современные исследователи считают, что этот русский художник был великим сказочником и мистификатором, хотя никогда в жизни не сочинял сказок и не занимался духовными практиками. Считается, что Казимир Северинович Малевич нарочно напустил тумана в своей биографии, чтобы придать себе того самого ореола таинственности и непонятности. На самом деле о ранних годах его жизни известно мало, а сведения крайне противоречивы, однако историки все же постепенно собирают осколки пазла и выясняют подробности биографии этого поразительного человека, который придумал целое новое направление в изобразительном искусстве – супрематизм.

Биография и годы жизни Малевича: начало пути и краткий роман с импрессионизмом

Начиная разбираться, кто такой и кем был Малевич, многие пытаются втиснуть его в придуманные рамки, в которые его личность никак не желает укладываться. Он был человеком-открытием, жажда творения в котором горела неугасимой искрой. Если говорить о двадцатом веке в целом, то именно его картины можно назвать кураторским-репрезентативным проектом, только вот у самого творца была возможность внести корректировки в центральные идеи, что сегодня уже полностью недоступно. Но давайте не будет забираться в профессиональные дебри, а лучше выясним, что же это был за человек, когда и в какой семье родился и что дал современному искусству, какой след оставил не только в истории, но и в наших с вами душах.

Именно Казимир Северинович Малевич изобрел стиль живописи, под названием супрематизм. Само слово происходит от латинского определения supremus, что в буквальном переводе означает самый высокий или наивысший. Так он сам назвать направление в авангардизме, открытое им на заре двадцатого века, то есть приблизительно в первой половине 1910-х.

Чтобы получше понять, кто это – Малевич и что он пытался донести тому, кто будет смотреть его картины, следует остановиться на его картинах и новому стилю, им изобретенному, более подробно. Специалисты называют супрематизм одной из разновидностей абстракционизма, что выражается в разнообразных комбинациях и сочетаниях плоскостей разных цветов в самых простых геометрических фигурах, точкой отсчета для которых может послужить квадрат, как основа. Также такой основой могут служить круги, треугольники и прямые линии.

В начале века именно супрематизм стал центральной, главенствующей движущей силой русского авангардистского искусства, но с самого начала этот стиль означал преобладание, доминирование над всеми остальными видами изобразительного мастерства. Не имея на полотне никакого изображения предметом, по мнению самого художника, на первый план выходит сама краска, освобождаясь от плена рамок, навязанных ей автором. Она не служит иным целям, не выполняет второстепенную функцию, и именно является главенствующей частью полотна.

В 1915 году Казимир Северинович создал даже специальную группу авангардистов, под названием «Супремус», которые увлекались изобретенным им, совершенно новым стилем. Правда, просуществовала группа недолго, всего около года, однако успела дать настолько продвинутое программирование не только для русского, но и для мирового искусства в целом, что ценность ее неоспорима. Входило в группу пятнадцать человек, среди которых можно отыскать такие имена, как Архипенко, Хлебников, Удальцова, Юркевич и многие другие.

Близкие русского авангардиста

Родители

Для того, чтобы понять, кем был Малевич, не помешает выяснить, кем же были и его родители. От того, какие люди воспитывали и растили его, во многом будет зависеть характер и отношение к жизни, не говоря уже о задатках и наследственности. У Казимира Севериновича тут все глухо, как в танке. Северин Антонович Малевич, родившийся в 1845 году, по происхождению этнический поляк-шляхтич, зарегистрированный в Волынской губернии Житомирского уезда. Родом же он был из небольшого местечка Турбов, где и служил впоследствии управляющим на сахарном заводе известного промышленника и предпринимателя Николая Терещенко.

Он был человеком прогрессивным, потому созывал к себе на работу иностранных специалистов, в числе которых и был отец будущего художника. Матерью художника была Людвига Александровна 1858 года рождения, урожденная Галиновская, была настоящей домохозяйкой. В семействе было четырнадцать детей, из которых кроха Казимир был самым первым, но большинство из них умерло в младенчестве или в детстве. В семействе разговаривали по-польски, в быту по-украински, а с официальными лицами по-русски, так что все дети с детства знали три языка.

Жены и дети

Проживая в Курске, Казимир Северинович находит себе первую супругу в 1899 году, которую по странному стечению обстоятельств зовут также, как и его самого – Казимира Ивановне Зглейц. Решив, что это знак судьбы, он тут же женится, но венчаться решает только через три года, когда на свет уже появился первенец. Однако несмотря на это в 1904 году Малевич, оставив семейство едет в Москву учиться. Мать художника тем временем тоже переезжает в Москву, открывает там столовую и забирает к себе невестку, уже с двумя отпрысками. Однако жизнь не заладилась и Казимира, собрав малышей, бросает мужа и отправляется в деревню Мещерское, где устраивается фельдшерицей.

  • Анатолий, родившийся в 1901 году, был внебрачным ребенком. Впоследствии скончался в возрасте четырнадцати лет при эпидемии тифа.
  • Георгий, который предположительно родился в 1902 году. Существование такого потомка в семействе Малевичей ставится под сомнение, так как более ничего, кроме записи о том, что в Курском римско-католическом приходском костеле окрещен младенец, так и не было обнаружено историками.
  • Галина, что родилась в 1905-м. Она прожила долгую и счастливую, насыщенную событиями жизнь, видела революцию и прошла через жестокие и ужасные годы Великой отечественной войны. Скончалась она только в 1973 году.

Когда Казимир Северинович приезжает за своими детьми в 1906-1907 году в Мещерское, оказывается, что за ними приглядывает дочка местного управляющего Софья Михайловна, урожденная Рафалович. Они сразу же поняли, что отлично подходят друг другу, но на протяжении нескольких лет Малевич не мог получить развод с законной супругой. В итоге, новый союз ему удалось заключить только в 1909 году. У отца невесты оказалось богатое приданое за единственной дочерью, именно он владел деревней Немчиновкой, что неподалеку от Москвы, куда Малевич впоследствии часто ездил, чтобы поработать и отдохнуть душой в лоне буйной русской природы, тишины и пасторальных пейзажей.

В 1927 году, после смерти горячо любимой Софии в 1925-ом, Казимир Малевич женится снова, на молодой двадцатипятилетней девушке Наталье Андреевне Манченко, с которой он и остается до самой смерти. Самому художнику на то время уже исполнилось сорок девять или пятьдесят лет, потому вполне естественно, что детей в этом браке рождено не было. Но все это будет позже, но давайте не будем забегать вперед.

Детство и юность Казимира

Детство будущего изобретателя нового стиля в изобразительном искусстве все окутано туманом, который, по всей видимости, напустил сам художник, желая оставаться таинственным и непонятным. Родился он, по различным сведениям, 11 февраля не то 1878, не то 1879 года. Дата эта до сего дня остается невыясненной. Все раннее детство он провел в деревне, но вот в какой именно, опять возникает путаница. По официальной версии это была Моевка в Черновицком районе, по иным Пархомовка в Киевской области, а по третьим в Пархомовке Харьковской области.

Доподлинно известно, что в возрасте пятнадцати или шестнадцати лет он попадает в Конотоп, где он уже и написал свое первое полотно в технике масляной живописи. Называлась она «Лунная ночь», изображала реку, лодку и лунную дорожку на воде. Приятель Малевича без спросу отнес ее в магазин и выручил целых пять рублей. Дальнейшая судьба этого полотна неизвестна.

Говорят, что сперва в детстве он увидел картину на рынке, на которой девочка чистила картофель, и получил просто удар током, такое впечатление она на него произвела. После этого отец впервые подарил ему кисть, купленную в аптеке, ею смазывали горло больным ангиной, а также набор акварельных красок, но лучше ничего для юного дарования все равно не было. В 95-96 годах Малевич учился в Киевской рисовальной школе Николая Ивановича Мурашко.

Становление художественного таланта Малевича

После завершения годового обучения в рисовальной школе все семейство перебирается в Курск, где юное дарование устраивается на работу в Управлении Московско-Курской железной дороги на должность обычного чертежника. Все это время он продолжает экспериментировать и рисовать, сперва отдавая предпочтение крупным мазкам, присущим импрессионизму. Он даже умудряется организовать настоящий художественный кружок и устроить уже в 98-ом выставку своих и не только, работ. Тут же вскоре он женится и снимет дом по улице Почтовой, номер 13, который можно посмотреть и в наши дни. Там нет музея, однако мемориальную табличку решено было повесить, что и было сделано в 2011 году.

Не юноша, но муж

В пятом году двадцатого века молодой художник Малевич впервые подает заявление о вступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако получает отказ. Ехать обратно в Курс к опостылевшей супруге, желающей только денег, Казимир никак не желал, потому остался в доме художника Курдюмова, которого нашел в художественной коммуне, существовавшей на то время в Лефортово. Однако спустя год жалкие запасы денег, которые у него еще были, закончились окончательно и пришлось ехать в Курск. Летом того же года он снова пытался поступить, но ему отказали повторно.

В тысяча девятьсот седьмом году мать Малевича снимает квартиру в Москве и забирает к себе невестку с внуками, чему сам Казимир особо не радовался. Обеспечить достойный уровень жизни супруги он не мог, приходилось жить на средства матери, потому Казимира собрала детей и отправилась искать лучшей жизни в село Мещерское, подыскав там должность медработника. При этом через парочку лет она бросает детей на совершенно чужих людей и укатывает с одним из врачей восвояси. Это стало причиной знакомства Малевича со второй супругой Софьей, которая и смотрела за малолетними детьми.

Дальнейшая карьера будущего мэтра

В 1910 году, уже практически нашедший себя художник, принимает участие в выставке художественного общества, под названием «Бубновый валет». Ранней весной следующего года работы молодого дарования можно было уже увидеть в галерее «Московский салон», а в апреле они также приняли участие в выставке «Союза молодежи» города Петербурга. Приблизительно в двенадцатом году он сводит знакомство с настоящим теоретиком искусства, музыкантом и художником Михаилом Васильевичем Матюшиным, после чего отправляется на выставку в Мюнхен. Туда он привез больше двух десяток неопримитивистских полотен, что были высоко оценены специалистами.

Наиболее знаменитое произведение художника «Черный квадрат» появляется на свет в 1915 году, но окончательную реализацию и завершенный вид получает только в двадцать четвертом. Но еще до того, в семнадцатом году Казимира Малевича, после доклада «Кубизм - футуризм - супрематизм», приглашают на должность председателя Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, одновременно он берет на себя также бразды правления обществом «Бубновый валет». В 19 году он перебирается в Витебск, где управляет классом в Народном художественном училище под началом не менее известного художника Марка Шагала. К двадцатому году Казимир Малевич всерьез увлекается теорией искусства, почему и начинает писать собственные исследовательские работы.

  • Лекция «О новом искусстве».
  • Манифест УНОВИСа в витебском журнале.
  • Теоретико-философский труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».
  • Брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
  • Сборник трудов «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи».
  • Доклад «О прибавочном элементе в живописи».

Начиная с двадцать восьмого года Малевич работал преподавателем в Киевском художественном университете, выставлял свои работы, как в отдельных, так и в коллективных выставках. В тридцатом году его обвиняют в шпионаже в пользу Германии, но дело вел честный Александр Кишкин, потому он и настоял в оправдании и обелении имени художника. Уже в 1932 году картины Малевича были представлены на выставке «Художники РСФСР за XV лет», для которой он специально написал еще один, четвертый вариант своего знаменитого «Квадрата».

Смерть основоположника супрематизма

Казимир Малевич всегда был молчаливым и достаточно скрытным человеком, потому о его состоянии здоровья вообще ничего не известно, кроме того, что в тысяча девятьсот тридцать третьем он серьезно заболел – рак предстательной железы, который медленно «сожрал» не старого еще и полного сил мужчину. Болел он очень мучительно, хотя продолжал пытаться что-то делать. 15 мая 1935 года художник Казимир Северинович Малевич скончался, оставив после себя недвусмысленное завещание относительно похорон, которые было выполнено лишь частично.

Он желал, чтобы похоронили его в гробу, который выполнен в форме супрематистского креста, с раскинутыми в разные стороны руками. Однако ящик сделали прямоугольным, хотя и в духе супрематизма. Останки были кремированы в крематории Ново-Донского кладбища и захоронены под любимым дубом художника возле села Немчиновки. Однако в трудное военное время могила была разрушена и утрачена, и группа энтузиастов отыскала ее местоположение только в 88-м году, там было обычное пахотное колхозное поле. Памятный знак потому пришлось перенести на опушку леса. Сейчас вся эта территория практически полностью застроена, а прах Малевича покоится под домами и проспектами жилого комплекса Ромашково-2 города Одинцово.

В память о Малевиче: круги, квадраты и цветные пятна

На Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, в бывшем дворянском особняке Мятлевых, в двадцатых годах прошлого века располагался Государственный институт художественной культуры, в котором трудился Малевич. При этом он проживал там с 26 года до самой смерти. Теперь там установлена памятная мемориальная табличка. В 2012 году улица в Киеве, где по одной из версий, родился будущий гений супрематизма, переименована его именем. Общество художника The Malevich Society имеется даже в Соединенных Штатах.

Изначальным названием этого полотна было «Четырехугольник». Это как нельзя лучше отражает его суть, так как чисто геометрически, изображенная фигура не имеет прямых углов. Причем изначально это был триптих, из трех изображений – красного, черного и белого квадратов. Красный обозначал революцию, черный – экономию, а белые чистое действие.

  1. Скачет красная конница.

Это полотно было единственным, что признавалось советским искусством. Она условно разделена на три части: небо, земля, а также люди, то есть сама красная конница. Вообще на картине присутствуют ровно двенадцать красных всадников, а земля изображена таким же количеством цветов, что едва ли случайно.

  1. Супрематическая композиция

Согласно статистике, именно это полотно можно назвать наиболее дорогим произведением российского искусства, так как на аукционе в Нью-Йорке она была продана за 85 812 500 долларов, причем имя покупателя не знает никто, он предпочел остаться инкогнито.

Интересные факты об отце русского авангарда

Однако, кроме того, что Малевич оказался художником, с особым видением и своим взглядом на искусство в целом и на развитие собственных течений в нем, он был еще и необычным человеком, жизнь которого была наполнена странностями. Многие потомки живо интересуются его жизнью и судьбой, потому давайте разберемся с некоторыми занимательными фактами в его биографии.

  • В 14 году двадцатого века, вкупе с внебрачным сыном знаменитого пейзажиста Алексея Саврасова, Алексеем Моргуновым, Малевич принял участие в эпатажной акции, разгуливая по Кузнецкому мосту с ложками в петлицах.
  • По одной из версий, именно Казимир Малевич, находясь в заключении и придумал сделать стакан с гранями, чтобы он не лопался от кипятка и не обжигал руки. Говорят, будто он сообщил свою идею скульптору Вере Мухиной, которая и воплотила ее в жизнь. Подтверждения этому нет, потому считать гипотезу доказанной нельзя.
  • Как известно, художник желала, чтобы была использована супрематистская символика на его похоронах, что было выполнено наследниками лишь отчасти.

Самая дорогая картина художника из России, это его Супрематическая композиция, проданная в 2018 году неизвестно кому за баснословную сумму. На сегодняшний день совершенно неизвестно, удастся ли кому-нибудь еще увидеть полотно в оригинале.